Что такое разделение рабочего дня на части. Положение о разделении рабочего дня на части образец. На какие части разделяется смена

Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

© Новая редакция Трудового Кодекса Российской Федерации c Комментариями к статьям. Последние изменения, новости и поправки в ТК России на 2017 год.

В трудовых договорах, заключенных с работниками, замещающими должности гидрометнаблюдателей, имеется формулировка «особый режим рабочего времени». Продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней в трудовых договорах не указаны. Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или соглашениями режим рабочего времени этим работникам также не установлен. По факту эти работники привлекаются к работе 7 дней в неделю в разное время в течение суток (несколько раз в течение 24 часов). В настоящее время руководство головной организации настаивает на внесении изменений в трудовые договоры, заключенные с этими работниками, в части изменения режима их рабочего времени с особого на разрывной. Возможно ли установление такого режима рабочего времени, как разрывной?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)).

Отметим, что на практике такой вид режима рабочего времени, как разделение рабочего дня на части, могут называть также «раздробленный», «разделенный», «разорванный» рабочий день*(1).

Такой режим рабочего времени определен ст. 105 ТК РФ, в соответствии с которой на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Как следует из этой нормы, по сути, режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях.

Для некоторых отраслей актами федеральных органов исполнительной власти установлены перечни профессий и должностей работников, которым может быть установлен разделенный на части рабочий день. В отношении работников, замещающих должности гидрометнаблюдателей, подобных нормативных актов федерального уровня нет.

Соответственно, в рассматриваемом случае работодатель исходя из норм ст. 105 ТК РФ должен оценить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени гидрометнаблюдателям, а также предусмотреть возможности и методы учета их рабочего времени в этом режиме. Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не указывает ни на количество частей, на которые может быть разделен рабочий день сотрудника, ни на минимальное или максимальное количество часов перерыва между частями рабочего дня при разделении, рабочий день работников может быть разделен на части по усмотрению работодателя. При этом разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда (смотрите определение Нижегородского областного суда от 07.08.2012 N 33-5783/2012).

При наличии таких причин и особых условий труда разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) (ст. 105 ТК РФ). А при установлении такого режима необходимо помнить, что независимо от количества частей, на которые разделен рабочий день сотрудника, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

В этой связи отметим, что согласно части второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Это означает, что другие нормативные правовые акты или трудовой договор не могут увеличить нормальную продолжительность рабочего времени по сравнению с указанной. Названное правило распространяется на всех работодателей независимо от рода их деятельности, характера работы и организационно-правовой формы. Для некоторых категорий работников Трудовым кодексом РФ прямо предусмотрена нормальная продолжительность рабочего времени, которая меньше 40 часов в неделю, — сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ). А для некоторых категорий работников ст. 94 ТК РФ определена также и продолжительность ежедневной работы (смены). Отметим, что для работников, имеющих особый характер работы, как еженедельная, так и ежедневная продолжительность рабочего времени может определяться специальными нормативными правовыми актами, регулирующими особенности их труда (часть вторая ст. 100 ТК РФ).

Следовательно, указания в трудовых договорах работников, о которых идет речь в вопросе, информации о режиме работы — «особый режим рабочего времени» недостаточно.

Работодателю в любом случае необходимо установить правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Если режим рабочего времени этих работников отличается от общих правил, установленных в Вашей организации, то они должны быть предусмотрены трудовыми договорами.

А если у работодателя есть необходимость в разделении рабочего дня на части, то следует определить также количество и продолжительность каждой части рабочего дня сотрудника с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Достигнутые работником и работодателем договоренности о разделении рабочего дня на части, о конкретном количестве частей рабочего дня и их продолжительности, времени начала и окончания каждой части, а также продолжительности и времени предоставления перерыва(ов) между частями рабочего дня сторонам необходимо отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Возможность разделения на части рабочего дня конкретных категорий работников работодателю также следует обязательно закрепить в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Также обращаем Ваше внимание, что при установлении режима рабочего времени необходимо учитывать, что в настоящее время продолжает применяться п. 11 постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» (далее — Постановление) (часть первая ст. 423 ТК РФ, п. 11 Перечня решений Правительства СССР, утративших силу в связи с введением в действие Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 08.07.1977 N 618). Согласно указанному пункту Постановления продолжительность ежедневного отдыха (между сменами и т.п.) вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Эта норма Трудовому кодексу РФ не противоречит.

К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому работникам, рабочий день которых разделен на части, устанавливают доплату компенсационного характера.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите, например, статью Е. Орловой «Разделение рабочего дня на части» (журнал «Налоговый вестник», N 10, октябрь 2015 г.).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Голосование:

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Россия, Хабаровский край

Комментарий к статье 105 трудового кодекса

1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на 2 части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальный нормативный акт могут включаться стимулирующие доплаты (ст. 144 ТК).

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия, может устанавливаться рабочий день с разделением смены на 2 части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены, не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между 2 частями смены в рабочее время не включается.

Положением о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи, утв. Постановлением Минтруда России от 17 ноября 1997 г. N 58, предусмотрено, что работникам, непосредственно связанным с обслуживанием населения, может устанавливаться, с их согласия, несколько перерывов в работе общей продолжительностью более 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания. Во время этих перерывов работник может отлучаться с места выполнения работы по своему усмотрению. Приказом от 19 февраля 1998 г. Госкомсвязи России N 25 и ЦК профсоюза работников связи РФ N 4-133 утвержден Перечень профессий и должностей работников, непосредственно связанных с обслуживанием населения, для которых руководители организаций связи могут устанавливать, с их согласия, разделенный на части (с перерывом в работе свыше 2 часов) рабочий день с соответствующей доплатой. Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день.

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.

Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

Комментарий к статье 105 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает возможность разделения рабочего дня на части. Подобное разделение возможно на тех работах, где интенсивность работы в течение рабочего дня (смены) неодинакова, а также на работах с особым характером труда. Условием подобного разделения является соблюдение общей продолжительности рабочего дня: в сумме части не должны превышать установленную нормальную продолжительность рабочего времени.

Так, работники жилищно-коммунального хозяйства (например, дворники осуществляют работу ранним утром и вечером), работники общественного транспорта неодинаково загружены в течение дня и т.п.

Трудовой кодекс РФ не определяет, на сколько частей может быть разделен рабочий день и какой он должен быть продолжительности. На практике, чаще всего рабочий день делится на две части, с перерывом между ними более двух часов. Однако частей рабочего дня может быть и больше. В указанный перерыв засчитывается и перерыв для отдыха и питания.

2. Разделение рабочего дня на части вводится локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт должен предусматривать круг работников, которым устанавливается разделение рабочего дня на части, количество указанных частей, время начала и окончания каждой части рабочего времени.

Отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами либо локальными нормативными актами работодателя могут быть предусмотрены доплаты работникам за неудобства, причиняемые разделением рабочего дня на части.

Такие доплаты предусмотрены, в частности, Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденным Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.), предусматривающим, что доплата за работу по графику с разделением смены на части устанавливается в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (пп. «ж» п. 2.8.2).

Аналогичные нормы установлены п. 2.9.2.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.10.2008 (Соглашение продлено до 1 января 2015 г.) и пп. «ж» п. 2.8.2 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 - 2010 годы, утвержденного Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников «Росбытсоюз», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 23.11.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.).

При этом установление подобной доплаты по соглашению сторон социального партнерства может быть обусловлено не только режимом работы, но и категорией работников. Согласно п. 3.23 Отраслевого соглашения по учреждениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2012 - 2014 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом авиаработников, Росгидрометом 28.02.2012, женщинам, работающим в подразделениях гидрометеорологической службы, находящихся в сельской местности, где продолжительность рабочего дня разделена на части с перерывом более двух часов, устанавливается повышенная на 30% оплата труда в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе».

В том случае, когда доплата установлена на уровне социального партнерства, работодатели, присоединившиеся к Соглашению, обязаны выплачивать доплату в соответствии с условиями соответствующего Соглашения.

Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

В соответствии с п. 3.3 данного Положения в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, которые предусматриваются коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Согласно п. 3.16 Отраслевого соглашения, заключенного между комитетом образования администрации «Рославльский район» Смоленской области и Рославльской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2011 - 2013 гг., производится оплата в размере 30% ставки за разрывной характер работы, если перерыв между уроками составляет более двух часов в сельских образовательных учреждениях и интернатных учреждениях за счет бюджетных средств, в городских образовательных учреждениях за счет средств экономии фонда оплаты труда и внебюджетных средств.

Суд пришел к выводу о том, что работа истцов носит разрывной характер, в связи с чем подлежит взысканию задолженность по оплате заработной платы за разрывной характер работы.

См.: Апелляционное определение Смоленского областного суда от 11.06.2013 N 33-2514/2013.

3. Для отдельных категорий работников разделение рабочего дня на части предусмотрено нормативными актами.

Например, п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127, устанавливает, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более шести часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. 8 названного Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Согласно п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63, работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания. Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности.

Так, суд указал, что на основании приказа директора работа кондукторов с 9 апреля 2011 г. организована по весенне-летнему расписанию. Все кондукторы, в том числе истицы, ознакомлены с приказом, что подтверждается их подписями. В соответствии с весенне-летним расписанием в движении трамваев на маршруте работы истиц в выходные дни в течение смены организованы два перерыва продолжительностью менее двух часов.

Поскольку положением об оплате труда кондукторов предусмотрена доплата за работу с разделением рабочего дня на части, если перерыв между ними составлял не менее двух часов, вывод суда о законности действий работодателя, прекратившего выплату указанной доплаты в те дни, когда перерыв составлял менее двух часов, является обоснованным, так как указанная доплата имеет компенсационный характер. В те смены, когда перерывы в работе истиц превышали два часа, доплата производилась, что подтверждается имеющимися в материалах дела расчетными листками.

См.: Определение Липецкого областного суда от 01.02.2012 N 33-275/2012.

Суд отметил, что п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусматривает возможность разделения на части рабочего дня с согласия водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. п. 7, 9, 10 и 11 названного Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Факт установления на маршруте Сыктывкар - Ухта перерыва между двумя частями рабочего дня через пять часов 15 минут и определение продолжительности такого перерыва в размере пяти часов 50 минут подтверждаются расписанием движения автобусов и обществом не оспариваются. Следовательно, нарушение п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей имеет место. На основании изложенного апелляционный суд считает доказанным нарушение ООО «С» требований законодательства и вину общества в их нарушении. Данные действия ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

См.: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 N А29-8715/2009.

Post navigation

Добавить комментарий Отменить ответ

Новое на сайте

  • СТРАНЫ БРИКС В ГЛОБАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ИХ УЧАСТИЯ В ВТО 07.11.2017
  • О страховых взносах с выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки работников госучреждений г. Санкт-Петербурга 07.11.2017
  • ОБЪЕКТЫ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ 05.11.2017
  • Страны с самыми высокими показателями вегетарианства 04.11.2017
  • Страны с самым большим количеством аэропортов в мире 03.11.2017
  • 10 крупнейших аэропортов мира 03.11.2017

Рубрики сайта narodirossii.ru

Вопрос — ответ

Здравствуйте. Работаю в школе системным администратором. 5 дневная рабочая неделя.Рабочий день 7 часов. Директор хочет сделать разрывной рабочий день: с 8 до 13 и с 16 до 18.Правильно это или нет?

Светлана Бубнова (Заказать консультацию)

Здравствуйте! Закону разделение рабочего времени не противоречит, но есть определенные нюансы.

Согласно статьи 105 ТК РФ:

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

То есть, разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда.

Ознакомтесь со следующей статьей пожалуйста:

Трудовое законодательство не предусматривает такие виды режима рабочего времени, как особый или разрывной.

На практике под разрывным режимом рабочего времени подразумевают разделение рабочего дня на части.

Режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, по сути, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях: на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).

Согласно части первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, помимо продолжительности рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), включает в себя продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

Трудовое законодательство не предусматривает такой вид режима рабочего времени, как разрывной, равно как и не выделяет в отдельный вид режима рабочего времени особый режим. Соответственно, понятия и особенности таких режимов рабочего времени законодательство не содержит.

Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)). Отметим, что на практике такой вид режима рабочего времени, как разделение рабочего дня на части, могут называть также «раздробленный», «разделенный», «разорванный» рабочий день*(1).

Возможно, ли разделение рабочего дня на части водителя автобуса, который не работает на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах? В Приказе Минтранса № 299 прописан порядок разделения рабочего дня на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. Если разделение все-таки возможно, то необходимо ли в данном случае руководствоваться приказом № 299?

Ответ

Да, разделение возможно. Руководствоваться надо ст. 105 ТК РФ.

Статьей 105 ТК РФ установлено, что на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.

При этом надо соблюдать следующие правила:

Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы;

Для разделения рабочего дня на части надо принять специальный локальный нормативный акт с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Трудовое законодательство не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

Статья: «Порционная» работа, или Делим рабочий день на части

«Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени* (ч. 1 ст. 100, ст. 105 Трудового кодекса РФ) .

Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины*.

Составляющие разделенного рабочего дня отдельных категорий работников определены отраслевыми нормативными правовыми актами. Работодателю нужно учесть их положения при разработке локального документа.

Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей сотрудников, рабочий день которых разрешено делить на части, не исключает возможности применения этого режима к иным работникам.

В статье 105 ТК РФ указано, что рабочий день разделяется на части работодателем на основании локального нормативного акта (далее – ЛНА) , принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если в компании есть профсоюз). А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

Основания для разделения рабочего дня на части

Выполнение работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
осуществление работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)*

Как видно из определения обсуждаемого режима, при разделении рабочего дня на части действуют некоторые ограничения. Так, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. При этом работодатель должен вести строгий учет отработанного времени в табеле учета рабочего времени. В нем проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы.

К примеру, если рабочий день (смена) составляет 8 часов, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 8 часов.

При этом в верхней строке графы «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» напротив фамилии работника проставляется код «Я» или «01», а в нижней строке указывается продолжительность работы в таком режиме.

Неоплачиваемые перерывы

Обратите внимание

Работа при разделении рабочего дня на части не относится к сменной (ст. 103 ТК РФ) . Это разные режимы рабочего времени, регулируемые различными нормами ТК РФ.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

Разделение рабочего дня на части создает неудобства сотрудникам, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Поэтому несмотря на неоплачиваемость перерывов такие издержки работодателю все-таки придется возместить.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в т. ч. режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ) . Они относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (определение Верховного Суда Республики Коми от 13.01.2011 № 33–8/2011) .

ПРИМЕР

Женщинам (независимо от места их проживания), работающим в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе») .

Руководителям структурных подразделений железных дорог при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, протокол № 8) .

Неустановление доплаты или установление ее в меньшем размере, чем это предусмотрено нормативными актами На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что законом не определен ее размер для всех категорий работников.
Работодатель не вправе установить и меньший размер доплаты, чем предусмотрен отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.

Работнику, у которого рабочий день разделен на части, нужно предоставить перерыв для отдыха и питания

Норма о предоставлении перерыва обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т. д.(определение Верховного Суда Республики Коми от 25.06.2012 № 33-2603АП/2012) .

Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, его также можно присоединить к одному из перерывов между частями. Главное, чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более двух часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ) .

Процедура оформления

Введение режима разделения рабочего дня на части предполагает следующий алгоритм действий.

ЭТАП 1. Разрабатываем проект ЛНА

Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный ЛНА, устанавливающий порядок и условия разделения рабочего дня на части, например Положение о режимах рабочего времени (приложение 2) .

В таком документе нужно указать следующую информацию:

 количество частей рабочего дня;

 продолжительность, время начала и окончания каждой части;

 количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;

 продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;

 дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;

 период, в течение которого действует данный режим (при установлении определенного срока);

 размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;

 иные условия (при необходимости).

ЭТАП 2. Получаем мотивированное мнение профкома (при его наличии)

Если в компании создан профком, то ЛНА принимается с учетом его мнения (ст. 105, 372 ТК РФ) . Соответственно, если профсоюза в организации нет, этот этап исключается.

Шаг 1. Направляем ЛНА в профком

Документ прилагается к сопроводительному письму (приложение 1) . В содержательной части письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться к профкому с просьбой об оформлении мотивированного мнения.

Важно зафиксировать факт получения профкомом такого письма (например, отметкой о получении на копии), так как с этой даты начнется отсчет срока, в течение которого профком обязан направить мотивированное мнение.

Шаг 2. Получаем мотивированное мнение профкома

Профком должен направить работодателю письменное мотивированное мнение по проекту ЛНА не позднее пяти рабочих дней со дня его получения. Если этого не произошло или профком представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить ЛНА в первоначальном виде.

Обратите внимание

Учет мнения профкома не означает согласования с ним ЛНА. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить ЛНА в том виде, в каком считает целесообразным.

Шаг 3. Учитываем мотивированное мнение профкома

Если профком согласен на утверждение ЛНА в представленном виде, то после получения его письменного мотивированного мнения на ЛНА делается отметка: «Мнение профкома учтено (протокол от “____” _________ 20 ___ г. № ______)». Такая отметка может быть проставлена под подписью составителя документа или визами согласования.

Если же профком не согласился на утверждение ЛНА в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, ЛНА направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с той же пометкой об учете мнения представительного органа работников.

Если работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение трех дней после получения мнения он должен:

1. Известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций.

2. Провести дополнительные консультации.

3. Оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
(или) достигнутые договоренности по ЛНА;
(или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.

После оформления протокола работодатель утверждает ЛНА и делает отметку об учете мнения профкома.

ЭТАП 3. Утверждаем ЛНА

ЛНА, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части (приложение 2) , должен быть утвержден руководителем организации путем:

 проставления в верхнем правом углу на титульном листе ЛНА грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф. И. О. и даты утверждения;

 или издания приказа по основной деятельности, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения ЛНА).

ЭТАП 4. Знакомим работников с ЛНА

Работодатель должен ознакомить работников, для которых введен режим разделения рабочего дня на части, с соответствующим ЛНА под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в том случае, когда трудовой договор с ними уже заключен.

ЭТАП 5. Заключаем дополнительные соглашения к трудовым договорам

Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу условий, обязательных для включения в трудовой договор (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) .

В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным ЛНА признается изменением обязательных условий трудового договора. Оно может быть произведено только с согласия работника, т. е. после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ) .

В дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.

В отношении вновь принимаемых на работу сотрудников, чей рабочий день разделен на части, все перечисленные условия будут прописаны в тексте трудового договора (приложение 3) .

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ) .

Приложение 2. Пример оформления Положения о режимах рабочего времени (фрагмент)

Приложение 3. Пример оформления трудового договора с условием о разделении рабочего дня на части (фрагмент)

На некоторых предприятиях нередко фиксируются существенные перепады интенсивности труда в пределах одной рабочей смены. В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база

Разделенный график представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.

В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.

Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.

Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.

Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:

  • особая направленность производства;
  • наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
  • фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
  • отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.

Наниматель не вправе применять подобный режим по собственному усмотрению. Для введения подобного рабочего графика в организации нужны веские причины, а также существенные доказательства, обуславливающие невозможность иного варианта осуществления деятельности. То есть, компании необходимо соответствовать требованиям ст. 105 ТК РФ.

Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.

Особенности перерывов при разделении рабочего дня

Сотрудникам, трудящимся при разделенном рабочем графике, также полагаются перерывы в течение дня для отдыха и приема пищи. Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании.

Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены. Основным требованием выступает временной промежуток. Так, стандартный перерыв должен длиться более получаса и менее двух часов. Подобная пауза не учитывается при начислении зарплаты, а также не включается в общее трудовое время.

Исходя из ч.1, ч.2 ст. 108 ТК РФ, подобный перерыв может быть присоединен к любому перерыву, предусмотренному раздробленным трудовым режимом.

Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня

Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.

Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.

Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:

  • водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
  • водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.

Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.

Порядок оформления разделенного трудового дня

Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:

  1. Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
  2. Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
  3. Утверждение документа, его официальная публикация.
  4. Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
  5. Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Разделение рабочего дня на части для водителей

Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта . Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или не представляется возможным ввиду того, что:

  • общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
  • ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.

Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.

Нюансами данного режима труда для водителей являются:

  1. Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
  2. Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
  3. Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.

Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.

Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.

— мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:


Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части , т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

Не знаете свои права?

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части , необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Скачать приказ о разделении рабочего дня

В этой статье мы разберемся в каких случаях работодатель имеет право разделять рабочий день на части, как правильно оформляется данное решение и каков порядок оплаты разделенного рабочего дня.

Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени (ч. 1 ст. 100, ст. 105 ТК РФ). На практике его обычно называют «раздробленный», «разделенный», «разорванный» или «разрывной» рабочий день.

Основания для установления такого режима

Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст. 105 ТК РФ):

  • при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
  • при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);
  • порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании).

В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать наличие объективных причин для разделения рабочего дня на части. Например, особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня.

Исходя из норм ст. 105 ТК РФ работодатель должен изучить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени, возможности и методы учета рабочего времени в этом режиме.

Суть режима

Режим разделения рабочего дня на части — это разделение рабочего дня (смены), в течение которых работник трудится у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности, при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Статья 105 ТК РФ содержит только общие условия, которые, однако, очень важны (основания для введения такого режима работы, продолжительность рабочего времени при его введении). При этом Трудовой кодекс РФ не определяет количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, а также их продолжительность. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов (в зависимости от специфики труда отдельных категорий работников).

Чтобы определить, является ли рабочий день разделенным на части, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня. В большинстве случаев таким перерывом является перерыв для отдыха и питания, или так называемый обеденный перерыв, который регулируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из этого на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2 часов, то такой рабочий день считается разделенным на части, но для его установления надо соблюдать условия, определенные ст. 105 ТК РФ.

Этот вывод подтверждается и рядом нормативных правовых актов на федеральном уровне, которыми установлены особенности рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, о которых речь идет далее.

Неоплачиваемые перерывы между частями рабочего дня

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между этими частями Трудовым кодексом РФ не установлены. Поэтому работодатель самостоятельно определяет условия труда для работников, рабочий день которых делится на части (ч. 1, 2 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ). Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов. В то же время для отдельных категорий работников составляющие режима разделения рабочего дня на части установлены отраслевыми нормативными правовыми актами, а также отраслевыми соглашениями:

  • для водителей трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127);
  • для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15);

Помните также, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ (ч. 2 ст. 329 ТК РФ).

Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевыми нормативными правовыми актами и соглашениями, их положения нужно учесть при разработке локального нормативного акта работодателя.

Как следует из положений ст. 105 ТК РФ, разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Отсутствие выборного профсоюзного органа не является препятствием к введению режима разделения рабочего дня на части, однако, если работники не согласны с таким введением, они могут обратиться с жалобой на действия работодателя в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в компании), государственную трудовую инспекцию или в суд.

Перерыв для отдыха и питания

Работникам, чей рабочий день разделен на части, нужно так же, как и другим работникам, предоставить перерыв для отдыха и питания (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Эта норма обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т.д. (Определение Верховного суда Республики Коми от 25.06.2012 N 33-2603АП/2012).

Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, главное — чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более 2 часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Перерыв для отдыха и питания может быть предоставлен в любой из частей рабочего дня, его можно присоединить к одному из перерывов между частями рабочего дня (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ).

Доплата за разделение рабочего дня на части

Разделение рабочего дня на части создает неудобства для работников, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Это компенсируется установлением доплаты работникам, выполняющим трудовую функцию с данным режимом рабочего времени.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в том числе режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Эти выплаты относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (Определение Верховного суда Республики Коми от 13.01.2011 N 33-8/2011).

Для работников общественного транспорта доплата устанавливается Отраслевым соглашением от 24 октября 2013 г. «Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы» (зарегистрировано в Роструде 29 ноября 2013 года, регистрационный № 234/14-16), действие которого было продлено до 2019 года Соглашением от 18 ноября 2016 года «Дополнительное соглашение № 1 о продлении на 2017-2019 действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 — 2016 годы и внесении в него изменений и дополнений» (Зарегистрировано в Роструде 20 декабря 2016 года, регистрационный номер 16/17-19).

В соответствии с абзацем 1 п. 3.7 указанного Соглашения в организациях производятся доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время; в городах с численностью населения более 1 млн. человек допускается с учетом маршрутной сети отклонение от указанной нормы, но не более чем на 50%, с обязательным закреплением ее размера в региональном отраслевом соглашении.

Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевым соглашением, то локальный нормативный акт работодателя разрабатывается с учетом требований соответствующих положений. При этом работодатель не вправе установить меньший размер доплаты, чем предусмотренный отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.

На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что размер такой доплаты для всех категорий работников законом не определен.

Если в локальном нормативном акте работодателя не будет установлена доплата за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться с жалобой в ГИТ за защитой своих прав. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные к исполнению работодателем (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ). По результатам проверки работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде. Должностным лицам грозит административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб., юридическим лицам — от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

На практике встречается ситуация, которая и побудила к написанию данной статьи, когда работодатель желая разделить рабочий день на несколько частей, устанавливает время между частями меньше 2 часов, что влечет за собой формальное отсутствие разделенного рабочего дня и как следствие доплаты за это время. К сожалению данная ситуация законодательно не урегулирована и остается на совести работодателя. Единственными, кто может побороться за права работника остаются профсоюзы и он сам. Внимательно прочитайте следующий раздел, возможно именно в нем вы найдете нарушения, допущенные работодателем вашего предприятия, позволяющие отказаться от работы в режиме разделенного рабочего дня.

Документальное оформление

Процедура введения режима разделения рабочего дня на части включает в себя следующий алгоритм действий работодателя.

Шаг 1.

Разрабатываем проект локального нормативного акта, устанавливающего порядок и условия разделения рабочего дня на части (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ).
Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный локальный нормативный акт (например, положение о режимах рабочего времени компании).
В таком документе нужно указать следующую информацию:

  • категории, профессии и должности работников, для которых вводится разделение рабочего дня;
  • количество частей рабочего дня;
  • продолжительность, время начала и окончания каждой части рабочего дня;
  • количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;
  • продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;
  • дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;
  • период, в течение которого действует данный режим, то есть дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части, и срок его действия (при установлении определенного срока);
  • размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;
  • иные условия (при необходимости).
Шаг 2.

Получаем мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии). Если на предприятии создан профком, то локальный нормативный акт (далее — ЛНА) принимается с учетом его мнения (ст. ст. 105, 372 ТК РФ).

Шаг 2.1.

Направляем сопроводительное письмо и проект локального нормативного акта в профком.

Направление локального нормативного акта в профком целесообразно осуществлять вместе с сопроводительным письмом. В содержательной части сопроводительного письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться с просьбой к профкому об оформлении мотивированного мнения.
Факт получения сопроводительного письма профкомом важно зафиксировать, так как этот орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального нормативного акта в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта (ч. 2 ст. 372 ТК РФ). Отметку о получении можно оформить на копии сопроводительного письма.

Шаг 2.2.

Получаем мотивированное мнение профкома.

Профком должен направить работодателю мотивированное мнение (в письменном виде) по проекту локального нормативного акта не позднее 5 рабочих дней со дня его получения. Если профком в установленный срок не направил работодателю мотивированное мнение в письменной форме или представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком он был представлен.

Шаг 2.3.

Учитываем мотивированное мнение профкома.

Шаг 2.3.1.

Если письменное мотивированное мнение отражает согласие на утверждение локального нормативного акта в представленном виде, то после его получения на титульном листе локального нормативного акта делается отметка в верхнем левом углу: «Мнение профкома учтено (протокол от «__» _______ 2015 г. N __)», и сам локальный нормативный акт утверждается руководителем организации.

Шаг 2.3.2.

Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, локальный нормативный акт направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с пометкой об учете мнения первичной профсоюзной организации.

Шаг 2.3.3.

Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение 3 дней после получения мнения работодатель должен:

  1. известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций;
  2. провести дополнительные консультации;
  3. оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
    — (или) достигнутые договоренности по локальному нормативному акту;
    — (или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.

После оформления протокола работодатель утверждает локальный нормативный акт и делает отметку об учете мнения профкома. Учет мнения профкома не означает согласования с ним локального нормативного акта. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком считает целесообразным.

Шаг 3.

Утверждаем локальный нормативный акт.

Локальный нормативный акт, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части, должен быть утвержден руководителем организации или иного уполномоченного должностного лица:

  • или путем проставления в верхнем правом углу на титульном листе локального нормативного акта грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф.И.О. и даты утверждения (п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст);
  • или путем издания приказа по организации, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения такого локального нормативного акта).

При любом способе утверждения на титульном листе локального нормативного акта, в его верхнем левом углу нужно зафиксировать: «Мнение профкома учтено (протокол от «__» _______ 2015 г. N __)» или «Выборный орган первичной профсоюзной организации отсутствует».

Шаг 4.

Знакомим работников, чей рабочий день разделен на части, с локальным нормативным актом.

С локальным нормативным актом, вводящим режим разделения рабочего дня на части, работодатель должен ознакомить работников , для которых введен такой режим, под роспись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в случае внесения в него соответствующих изменений (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). При несоблюдении работником такого режима рабочего времени от ответственности работника освобождает именно неознакомление его работодателем с таким локальным нормативным актом.

Шаг 5.

Заключаем с работником дополнительное соглашение к трудовому договору о разделении его рабочего дня на части.

Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу обязательных для включения в трудовой договор условий (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным локальным нормативным актом признается изменением обязательных условий трудового договора , которое может быть произведено работодателем только с согласия работника , то есть после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ).

То есть в одностороннем порядке разделить работнику рабочий день на части нельзя. Таким образом, в дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.

В отношении вновь принимаемых на работу работников, чей рабочий день разделен на части, указанные условия, связанные с установлением режима разделения рабочего дня на части, будут изначально включены в текст трудового договора при его заключении.