Что значит академический бакалавриат. Что представляет из себя программа прикладного бакалавриата и каковы особенности ее реализации? Формы и методы обучения

Перейдя на болонскую систему образования, Россия стала осваивать новые программы высшего образования - бакалавриат и магистратуру. Большинство вузов стали готовить студентов по этим программам. Выучиться на бакалавра можно за четыре года. После этого студент либо идет работать, либо продолжает обучение в магистратуре. Оно длится еще два года. Будущий магистр углубляет полученные знания. По окончании магистратуры он может и заняться полноценной научной деятельностью.

Бакалавриат

Студенты-бакалавры учатся в течение четырех лет. Базой поступления является среднее полное образование, то есть одиннадцать классов школы. Также на бакалавра может пойти учиться выпускник техникума или колледжа. В этом случае срок обучения составит три года.

Студенты-бакалавры по окончании обучения получают дипломы о высшем образовании и степень бакалавра.

Но сейчас студентам следует научиться разбираться в том, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, так как с недавнего времени эти программы также появились в российской системе образования.

Стратегия 2020

С 2010 года чуть больше 50 российских техникумов и вузов экспериментируют с программами прикладного и академического бакалавриата. Что такое прикладной подготовка квалифицированных кадров с высшим образованием. По своей сути, это альтернатива для среднего профессионального образования.

Прикладной бакалавриат стал частью доработки правительственной программы «Стратегия 2020», направленной на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.

Когда в стране появилось понятие «прикладной бакалавриат», предполагалось, что на него также будут учить в течение четырех лет. Позже специалисты склонялись к трехлетней программе обучения. Сейчас они остановились на первом варианте обучения.

Что обозначает прикладной бакалавриат? Сейчас в это понятие входит два аспекта:

  1. Подготовка рабочих кадров, у которых будет высшее образование.
  2. Бакалавриат, у которого отмечается расширенная прикладная часть, ориентированная на трудоустройство студента.

В высших учебных заведениях страны отдают предпочтение второму варианту.

Смысл прикладного бакалавриата

Главное, что привлекает студентов к программе прикладного бакалавриата, - возможность выгодно трудоустроиться по окончании обучения. Как известно, студент-бакалавр не обладает определенной квалификацией. Во время обучения по программе прикладного бакалавриата студент изучает ту же базовую часть, что и при обычном обучении, но дополнительная более ориентирована на практику. В результате студент получает четкую квалификацию.

Подготовка студентов по определенной профессии, обучение владению компьютером и основными предметами, направленными на обеспечение деятельности руководителя, предоставление соответствующей практики и диплома о высшем образовании - это и есть то, что означает прикладной бакалавриат. А подготовленные кадры очень востребованы на современном рынке труда.

Обучение в три или четыре года?

Итак, что такое прикладной бакалавриат, по сути? Это основное образование, дополненной прикладной квалификацией по определенной профессии.

Ранее шли споры о трехгодичном или четырехгодичном образовании. В итоге было решено остановиться на четырех годах обучения, так как студенты-бакалавры должны получить соответствующий академический уровень обучения.

Когда система только вводилась, программы обучения в колледжах и техникумах предлагалось переименовать в прикладной бакалавриат. Сроки обучения в этих учебных заведениях составляют 3-3,5 года. Но идея оказалась несостоятельной. В конце концов, прикладной бакалавриат так и остается бакалавриатом, то есть предполагает получение высшего образования. Техникумы и колледжи не обладают такой квалификацией.

Академический бакалавриат

Разобравшись с тем, что такое прикладной бакалавриат, и что он ориентирован на подготовку специалистов к рабочим условиям, можно приступить к понятию бакалавриата академического. Эта программа обучения направлена на создание теоретического фундамента по большому количеству дисциплин. Практическая деятельность при этом отсутствует, так как предполагается, что основные навыки выпускник будет получать уже на работе. Данная форма обучения также продолжается в течение четырех лет.

Каждый студент решает для себя сам, какая квалификация ему нужна - академическая или прикладная. Что значит прикладной и академический бакалавриат? Первый направлен на практические знания, тогда как второй ориентирован на теорию. Академических бакалавров целенаправленно готовят к научно-исследовательской работе. Их настраивают на то, что они пойдут учиться дальше - на магистра.

Разница бакалавриатов

Если посмотреть, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, то выходит, что первое - это рабочий с высшим образованием, а второе - традиционная форма высшего образования.

Дальнейшее поступление в магистратуру у студентов прикладного и академического бакалавриатов отличается. «Академисты» проходят определенный конкурсный отбор, а «прикладникам» перед поступлением следует сначала поработать по своей специальности в течение определенного количества лет.

Итак, мы разобрали, что значит прикладной бакалавриат и академический бакалавриат. Разница между ними - наличие практических знаний, умений и навыков. «Прикладники» - узкие специалисты с практическими навыками в определенной области. «Академисты» же обладают широким кругозором в определенной области знаний, но практические навыки у них отсутствуют.

Какой бакалавриат выбрать?

Мы разобрались с тем, что значит прикладной и академический бакалавриат. Тем не менее, вчерашние школьники оказываются перед выбором: куда идти дальше? Конечно, можно пойти на обычный бакалавриат, или же выбрать прикладной или академический.

Бакалавриат предполагает получение теоретических знаний. Есть и практические занятия, но их немного. В дипломе о высшем образовании у студентов-бакалавров будет, к примеру, надпись «Прикладная информатика».

Что такое когда студент получает нужную ему практическую базу знаний и последующее трудоустройство вкупе с высшим образованием. К моменту окончания обучения он уже будет иметь представление о трудовых условиях. В какой-то мере это все тот же специалитет, но только по определенной специальности. В этом случае в дипломе студента будет указано уже что-то конкретное, к примеру «Программист С++».

Если рассматривать, что такое прикладной бакалавриат в то это предоставление студентам обучения с овладением широким набором компетенций в таких областях, как образование, культура и социальная сфера. Специалист должен быть подготовлен к педагогической, исследовательской или культурно-просветительской деятельности.

Так что выбрать? Дело в том, что сейчас в стране нет условий для подготовки максимально готовых рабочих кадров, как это предполагается по программе «прикладной бакалавриат». В этом случае обычный бакалавриат предпочтительнее. Хотя бы потому, что специалисты выходят из зданий высших учебных заведений, обладая достаточно широким кругозором в выбранной области знаний. Они могут пойти работать либо отправиться в магистратуру, занявшись наукой.

У академического бакалавриата в этом значении плюсов больше. Специалисты обладают широким кругозором и могут устроиться на работу не только по определенной специальности, но и по смежной с ней. Если нет практики, то это не так уж и страшно. У «прикладников» ее тоже недостаточно. Нет в стране нужной базы. Пока нет.

А что делать дальше?

Узнав, что такое прикладной и академический бакалавриат, сравнив эти понятия с обычным бакалавриатом, начинаешь задаваться таким вопросом: «А где потом работать?» Получить нормальную серьезную должность с дипломом бакалавра любой степени достаточно проблематично.

Специалист должен приобрести полноценные теоретические знания в интересующей его области, а потом уже учиться применять их на рабочем месте. Только в этом случае у него будет возможность творчески подходить к рабочим задачам.

В итоге же пока программа направлена на обучение нажимать на кнопку. Это практические умения. А вот то, чем эта кнопка полезна, что она дает и как ее правильно использовать, это уже теория, которую следует знать. Без полноценных теоретических знаний настоящего специалиста не получится даже в том случае, если он прекрасно справляется на практике.

Рассмотрев, что такое прикладной и академический бакалавриат, предпочтение лучше отдать второму виду обучения.

В заключение

За последние годы система высшего образования в нашей стране претерпела существенные изменения. Появилось много новых течений и направлений. Помимо обучения на бакалавра и магистра студентов стали готовить по программам прикладного и академического бакалавриата. Что выбрать и куда пойти учиться дальше, каждый решает для себя сам.

В июне 1999 года в городе Болонья была подписана декларация о сближении существующих систем высшего образования, целью которой стало объединение европейского образовательного пространства. Постепенно к Болонской системе стали присоединяться и страны бывшего Советского Союза:

Вконтакте

  • 2003 — Россия;
  • 2005 — Украина;
  • 2010 — Казахстан;
  • 2015 — Республика Беларусь.

Присоединение к Болонской системе предполагает реформу высшего образования и приведение её к европейским стандартам - двухступенчатой системе получения образования. Первая ступень - четырёхлетнее обучение в бакалавриате , вторая ступень - двухлетнее обучение в магистратуре.

В Российской Федерации к такой системе обучения перешли через год после присоединения к Болонскому процессу - с 2004 года.

После окончания общеобразовательной средней школы абитуриент имеет право выбрать данное направление. Такое же право есть и у выпускников колледжей, техникумов и профессионально-технических училищ. Единственное отличие будет во времени продолжительности учёбы: 4 года после школы и 3 года у остальных.

Российские выпускники могут поступать в бакалавриат не только отечественных вузов, но и других стран-участниц Болонского процесса. Сроки обучения колеблются там от четырёх до семи лет, в зависимости от получаемой квалификации. Но не все так просто, так как во многих европейских странах необходимо подтверждение аттестата о среднем образовании и предъявлении сертификата о знании языка для обучения на бюджете.

Это ступень высшего образования, после окончания которого выдаётся степень бакалавра и диплом о высшем образовании. В дальнейшем предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре или же пойти работать по выбранной специальности. Этот выбор зависит от типа законченного образования - прикладного или академического.

В чём отличие прикладного и академического направления?

С 2014 года в Министерстве образования Российской Федерации изменили госстандарты, в соответствии с которыми бакалавр теперь может получить квалификацию прикладного или академического бакалавра. И студенты столкнулись с определёнными сложностями при выборе бакалавриата, так как для многих остаётся непонятным, чем прикладной отличается от академического.

По окончании обучения и «академистам» и «прикладникам» выдаются абсолютно одинаковые дипломы о законченном высшем образовании. Но в дополнении к диплому бакалавра «прикладник» получает ещё и диплом о среднем профессиональном образовании. Основное отличие заключается в программе, по которой занимаются будущие бакалавры.

Академический бакалавриат - это, по сути, классическое высшее образование, каким оно было до присоединения к Болонской системе. Упор делается на получение теоретических знаний в определённых областях, предусмотренных программой. Выпускников больше нацеливают на научно-исследовательскую деятельность. Академический бакалавр имеет право на дальнейшее обучение в магистратуре при условии сдачи определённого минимума сразу после окончания обучения.

Программа прикладного бакалавриата предполагает уделение большего количества часов на практические умения и навыки. При этом параллельно идёт усвоение теоретических знаний. В этом и есть основная разница между бакалавриатами - практическая направленность прикладного и полное отсутствие практики академического. Кроме этого, после окончания прикладного бакалавриата необходимо определённое время отработать по специальности, прежде чем продолжить обучение на второй ступени.

Программа прикладного бакалавриата

В основу программы заложена практическая отработка получаемых знаний. Прикладной бакалавр - это на выходе профессиональный рабочий или специалист, который разбирается в работе сложной техники или электронных систем. После завершения обучения выпускники могут занимать должности, требующие высшего образования. Перед ними открываются возможности быстрого карьерного роста. Они более ценятся работодателями из-за полученных во время обучения практических навыков - и в этом их большое преимущество перед академическими бакалаврами.

Работодатели активно привлекаются к составлению учебных планов и программ и предоставляют свои площадки для прохождения производственной практики. Специалисты обучаются по конкретным технологиям, получают необходимые знания в определённой сфере. И после выпуска «прикладников» ждут на производстве , для которого его готовили.

Стратегия-2020

В 2010 году правительство начало разработку государственной программы «Стратегия-2020», в соответствии с которой на базе более 50 высших учебных заведений и техникумов проводится эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата. Планируется, что в отдалённой перспективе может заменить среднеспециальные учебные заведения. В его ходе выявились некоторые возможные проблемы:

  • срок обучения на прикладном направлении — 3 или 4 года;
  • для каких специальностей наиболее востребован именно прикладной бакалавриат;
  • когда именно делать выбор студенту о выборе бакалавриата - сразу при поступлении или на 2-3 курсе.

К 2020 году планируется, что 30% бакалавров окончат именно прикладной бакалавриат. Кроме этого, на академический бакалавриат проходной балл будет выше, чем на прикладной, и поступить туда станет сложнее.

Таким образом, единственное сходство между академическим и прикладным бакалавриатом - продолжительность обучения. Во всём остальном это абсолютно разные направления получения высшего образования. И насколько они будут отличаться друг от друга дальше покажет время.

В основе российской системы образования лежит болонская методика. При желании студент может окончить бакалавриат, специалитет или магистратуру. В рамках обучения на бакалавра предусмотрено прохождение прикладной или академической формы. В связи с этим возникает вопрос о том, что это такое и чем отличается одна форма от другой.

Для того, чтобы охарактеризовать прикладной и академический бакалавриат и их отличия, следует разобраться с действующей системой высшего образования в России.

12 сентября 2013 года был принят приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». Согласно данному документу выделяют следующие уровни высшего образования:

  • Бакалавриат длится 4 года;
  • Специалитет;
  • Магистратура.

Обратите внимание! Получение высшего образования в РФ не является обязательным. Оно свидетельствует о получении профессиональных знаний и навыков в выбранной сфере. Благодаря диплому о высшем образовании выпускник может претендовать на получение престижной работы по имеющейся специальности.

Для того, чтобы поступить в вуз на бакалавриат, достаточно среднего полного образования. Свидетельство о его получении выдается после окончания 11 классов обучения в школе. Также подать документы на получение степени бакалавра может выпускник колледжа или техникума. В таком случае учитывается срок обучения в учебном заведении. При этом учебный период в вузе сокращается до 3-летнего срока.

Кроме бакалавриата, в российской системе образования присутствуют магистратура и специалитет. Бакалавриат от магистратуры и специалитета отличается не только количеством лет обучения.

Разница заключается в объеме информации, предоставляемой обучаемому. Бакалавриат является отправной ступенью для зачисления в специалитет или магистратуру.

При этом магистратура обязательна для получения ученых степеней. В соответствии с требованиями, которые были предъявлены к участникам Болонского процесса, специалиста приравняли к квалификации магистра. В результате обучения специалист имеет право на получение ученой степени по итогам написания научных трудов.

Прикладная форма

Программа прикладного бакалавриата является относительно новым видом. В момент ее утверждения решался вопрос о 3-годичном или 4-годичном периоде обучения. В результате споров было решено создать учебный курс на 4 года. Такой временной промежуток считается оптимальным для получения необходимого академического уровня образования.

Выбирая между этими вариантами, будущие студенты отдают предпочтение прикладной форме. Это связано с возможностью без промедления трудоустроиться после выпуска. На рынке труда прикладной бакалавр имеет на порядок больше преимуществ, нежели академический.

Согласно действующей практике у бакалавра нет конкретной квалификации. По итогам обучения по прикладной форме студент получает образование с ориентиром в практическую сторону вопроса. Подобная организация учебного процесса присваивает студенту квалификационный уровень.

Важно! Это программа обучения, в основе которой лежат исключительно принципы практической профессиональной деятельности.

По итогам учебного процесса выпускаются специалисты высокого уровня и профессиональные рабочие. Отличия выпускника прикладного бакалавриата заключаются в его способности разобраться в функционировании сложных устройств, электронных систем и машин.

Практический вид, в отличие от академического, позволяет студенту сразу после выпуска отправляться на производство. Специалисту не потребуется дополнительно оканчивать курсы повышения квалификации.

Его знаний и навыков будет достаточно для успешной работы и продвижения по карьерной лестнице.

Главное, чем прикладной вид выделяется, — упор на практические стороны производства. Это проявляется в получении студентом прикладной квалификации по выбранной профессии. Такая программа создает повышенный спрос со стороны работодателей.

Среди специальностей, по которым существует подготовка на прикладного бакалавра, принято выделять следующие направления:

  • картографическое;
  • химическое;
  • экологическое;
  • геоинформатическое;
  • корабельное вооружение;
  • архитектурное;
  • оптотехническое;
  • рекламное;
  • материаловедческое;
  • менеджмента;
  • социологическое;
  • хореографическое;
  • экономическое;
  • социальная работа;
  • информатическое;
  • документоведения;
  • материаловедения;
  • вычислительной техники.

В рамках прикладного бакалавриата существует вопрос о его равнозначности обучению в колледжах и техникумах. Это связано с 3-3,5-летней продолжительностью обучения в этих заведениях. Несмотря на относительно схожий срок, окончание техникума или колледжа не дает нужной квалификации.

Полезное видео: прикладной бакалавриат

Академическая форма

Это учебная программа, которая основана на формировании теоретического базиса. Теоретический фундамент создается по множеству дисциплин в рамках учебного курса. В академической форме отсутствует практическая деятельность. Подразумевается, что базовые навыки, необходимые для успешной деятельности, будут получены специалистом уже в ходе стажировки. Академический бакалавр получает практические навыки непосредственно в момент исполнения обязанностей.

Для академического вида действует 4-летний период обучения. За этот промежуток времени бакалавр проходит подготовку к . Данная форма служит отправной точкой для последующего поступления в магистратуру.

Обратите внимание! Программа по академической форме не отличается от прикладной. Существенное различие состоит в максимальном включении прикладных бакалавров в производственный процесс.

Сходства и отличия

Общее, что связывает академический и прикладной бакалавриат, — это протяженность учебного процесса . Длительность обеих форм обучения — 4 года.

К сходствам относится и диплом о высшем образовании. В случае успешного окончания выпускнику выдается документ. В нем указывает вид бакалавриата, в рамках которого было пройдено обучение.

Отмечается получение относительно одинакового уровня профильных знаний и теоретических сведений.Для оптимального выбора между прикладным и академическим бакалавриатом требуется выяснить их принципиальную разницу.

Среди существенных различий принято выделять:

  1. Новизна в появлении формы обучения. Академический вариант является традиционной формой. Прикладной вариант – относительно новый вид в российском образовании.
  2. Различие в превалировании теоретической или практической базы в учебной программе. Для академической формы актуален акцент на теорию. Для прикладного варианта важнее практические навыки.
  3. Пути в дальнейшем развитии как специалиста. По итогам академической формы допускается обучение на магистра. Практическое образование ознаменовывает окончание учебного процесса трудоустройством по специальности.
  4. Возможность поступления в магистратуру. Академическая форма позволяет сразу подавать документы для поступления в магистратуру. После практической требуется получения трудового стажа по выбранной специальности, после чего разрешается обучение в магистратуре.

Обратите внимание! Основное, что отличает прикладной бакалавриат и академический, — наличие практических умений, знаний, навыков. Все это имеет отражение в квалификации и в возможности дальнейшего обучения для получения ученой степени.

Полезное видео: стоит ли идти в магистратуру после бакалавриата?

Вывод

В российской системе образования существует как академический, так и прикладной бакалавриат. Их отличие заключается в объемах теоретических и практических знаний, получаемых студентами. Выбор формы зависит от целей будущего специалиста.

Вконтакте

Разделение на академический и прикладной бакалавриат появилось в России сравнительно недавно - в 2009 году. Такое решение было предложено Минобрнауки в качестве эксперимента для диверсификации подготовки специалистов на первом уровне высшего образования. С этого момента студенты бакалавриата вузов РФ могут осваивать некоторые профессии по практико-ориентированному и теоретическому направлению.

Виды бакалавриата

Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.

Академический

Главная цель академического бакалавриата - дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Академический бакалавриат - это классический вариант высшего образования.

Прикладной

По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат - это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.

Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня - инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.

Направления и специальности

Получить квалификацию прикладного бакалавра можно по 60 направлениям, среди которых есть такие популярные у абитуриентов, как:

  • юриспруденция;
  • менеджмент;
  • туризм;
  • реклама и связи с общественностью;
  • гостиничное дело;
  • архитектура;
  • социология;
  • хореография;
  • информатика и вычислительная техника;
  • экономика.
Полный перечень направлений подготовки прикладного бакалавриата:

С 2015 года апробировалась еще одна программа прикладного бакалавриата по специальности « ». Но в 2018 году прием на нее прекращается .

В чем разница

Обучение на программах прикладного и академического бакалавриата имеет одинаковую продолжительность - 4 года. По окончании выпускники получают равноценные дипломы о высшем образовании, но практикам в дополнение выдается документ о СПО, если учеба была организована на базе колледжа или техникума. Есть еще несколько принципиальных расхождений.

Отличия прикладного и академического бакалавриата:

На протяжении первых семестров обучение академических и прикладных бакалавров проходит по одинаковой программе. Это позволяет студентам определить приоритеты и сделать осознанный выбор перспектив.

Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, практика или теория - только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.

P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.

В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.

В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.

Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.

Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.

А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:

«Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».

В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.

Все чаще нам приходится слышать о программах "Прикладного бакалавриата" и в то же время о полном отсутствии понимания данного термина.

Данный вопрос отлично освещается в интервью директора департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко (газета Известия).

«Прикладной бакалавриат » - так называется программа обучения для студентов средних специальных и высших учебных заведений, стартующая в этом году.

Предполагается, что учащиеся, проучившись четыре года по этой программе, станут хорошими практиками и в то же время будут иметь теоретическую подготовку на уровне высшего образования. То есть создается некий гибрид техникума и института, в котором за четыре года студенты станут полноценными специалистами . Что представляет собой эта программа, рассказывает директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

Известия: Игорь Михайлович, сейчас начинается эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Расскажите, что это такое и откуда появилась сама идея?

Игорь Реморенко: Идея эксперимента появилась лет пять назад. Предпосылок было несколько. Во-первых, порядка 70% ребят, заканчивающих средние специальные учебные заведения, потом поступают в вуз, стремясь получить высшее образование. Порой они это делают даже не из-за потребности в дополнительном образовании, а из-за статуса. Получается, что вначале они четыре года учатся в среднем специальном учебном заведении, а потом еще три-четыре года, а то и пять лет, если говорить о двухуровневом образовании,- в вузе. При этом, скажем, в некоторых регионах выпускники педагогических училищ котируются выше, нежели выпускники педагогических же вузов. В то время как первые вместо того, чтобы работать и строить карьеру, следуя за модой, вынуждены получать высшее образование. Получается, что для достаточно большой категории людей неоправданно увеличивается срок обучения, и все из-за формального статуса специалиста с высшим образованием.

Второе - некоторые профессии последние годы значительно усложнились. И если раньше хватало технических навыков, то сейчас необходимо еще знать и теоретическую базу, основополагающие принципы. Например, в металлургии усложняется технологический процесс, из-за чего надо не только уметь производить конкретные действия на каждом его этапе, но и понимать, как устроен весь процесс, чтобы в нужный момент сделать правильный выбор между тем или иным действием. И поскольку специальности усложняются, подготовка специалистов приближается к уровню высшего образования. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость эксперимента. Были отобраны высокотехнологичные специальности, и по ним решено дать возможность учащимся получить полноценное, подчеркиваю, высшее образование. Все это делается при сотрудничестве средних и высших учебных заведений.

И: Какие именно специальности были отнесены к высокотехнологичным?

Реморенко: Металлургия, машиностроение, материалообработка, причем в данных учебных курсах появляются элементы нанотехнологий, что делает предметы еще сложнее. Затем информатика и вычислительная техника, где надо понимать тенденции программирования, новые направления. Далее экономика и управление, где необходимо уметь заниматься финансовым планированием, а не просто быть бухгалтером. Энергетика, педагогика и ряд других специальностей также включены в этот список. То есть специалисты, выпускаемые в рамках программы прикладного бакалавриата, должны обладать не только компетенцией в конкретной области, но и быть способными руководить технологическими процессами и разбираться в бизнес-процессах.

При отборе направлений, по которым пойдет эксперимент, мы, во-первых, смотрели, какие отрасли и соответствующие им направления подготовки зарекомендовали себя как высокотехнологичные. Во-вторых, ведомства направляли нам свои предложения, объясняя, в каких именно специальностях они заинтересованы. И, в-третьих, переход на новые образовательные стандарты позволяет увидеть, какого рода компетенции нужны ученикам и как они соотносятся с тем, что способны дать учебные заведения. Важно, чтобы эти новые компетенции соотносились именно с высшим образованием.

И: По какому принципу отбирались учебные учреждения для участия в программе?

Реморенко: Был объявлен конкурс среди учебных заведений, желающих принять участие в программе. Каждое из учреждений оформило программу эксперимента, обосновало свои действия и намерения. После экспертного анализа программ конкурсная комиссия отобрала тридцать учреждений, сейчас, возможно, к ним прибавится еще девятнадцать. В течение четырех лет будет проходить эксперимент. Студенты, участвующие в нем, получат высшее образование с квалификацией бакалавра.

И: А когда начнется эксперимент?

Реморенко: Можно сказать, что он уже начался. Поступать абитуриенты будут этим летом. Сейчас мы готовим документы, рекомендации, готовим вопросы и ответы для образовательных учреждений. Разъясняем, например, что поступающих в образовательное учреждение нужно ставить в известность о начале эксперимента по такой-то образовательной программе.

И: После обычного многие продолжают учиться дальше, поступая в магистратуру. Для учащихся по программе прикладного бакалавриата с этим трудностей не возникнет?

Реморенко: Программы прикладного бакалавриата строятся исходя в первую очередь из потребностей практической деятельности на производстве, нежели из нужд исследовательской работы. Поэтому он, собственно, и прикладной. Но надо сказать, что и магистратура не всегда исследовательская. Есть магистратуры, где человек просто осваивает какие-то серьезные технологии для практического их применения. Например, юриспруденция в сфере недвижимости, где очень подробно изучается узкий сегмент. Очень прикладная вещь. И в таком вот смысле каких-либо ограничений у бакалавров при поступлении в магистратуру не будет.

И: А для тех, кто решит заняться исследовательской работой?

Реморенко: И это вполне возможно. После окончания бакалавриата необходимо будет сдать экзамен для обучения по магистерской программе.

И: В чем заключается специфика прикладного бакалавриата? Больше практических занятий предполагает, по идее, что студент должен очень значительную часть времени уделять знакомству с производственным процессом. А где он будет это делать? На предприятиях?

Реморенко: По-разному. Разумеется, освоение технологий имеет здесь большее значение, нежели в обычных программах бакалавриата. Сейчас часто на базе самих образовательных учреждений существуют так называемые «учебные полигоны», где можно изучить ту или иную практическую деятельность. К тому же в продвинутых технических учебных заведениях, как правило, довольно велика доля приезжающих с предприятий. Они получают новую специальность, высшее образование, повышают квалификацию. И у них есть возможность быстро освоить современное оборудование у себя на производстве. Если же полигона нет, а учащиеся пришли «с улицы», то будут заключаться договоры с предприятиями.

И: Прикладной бакалавриат будет бесплатным?

Реморенко: Мы проводим этот эксперимент за бюджетные средства, и он никак не связан с количеством мест для бюджетников на других отделениях учебных заведений.

И: А какой результат, по вашему мнению, будет означать, что эксперимент удался?

Реморенко: Во-первых, это оценка качества подготовки работодателем. Предполагается, что они будут участвовать в экспертных и экзаменационных комиссиях, оценивая, насколько подходят им новые специалисты. Во-вторых, будем оценивать, насколько такие программы можно реализовать во всей сети колледжей, а не только в нескольких десятках специально отобранных. Может быть, окажется, что из отобранных 30–40 учебных заведений десять способны давать хорошее образование в рамках этой программы, а остальные - нет. Но если большинство окажется способно, работодатели будут довольны, а студентам станет интересно и перспективно учиться по таким программам, то у прикладного бакалавриата большое будущее.

И: И какое это будущее?

Реморенко: По сегодняшним данным, 15–20% России сможет давать диплом о высшем образовании по итогам обучения по программам прикладного бакалавриата.

И: Что дает самим учебным заведениям участие в эксперименте?

Реморенко: Дает статус участника эксперимента, что позволяет использовать некие дополнительные возможности при позиционировании своих программ потребителю. Проще говоря, учебное учреждение может прибавлять к своему списку преподаваемых специальностей еще и прикладной бакалавриат. Ведь, как правило, каждое хорошее учреждение стремится сейчас выйти на рынок и найти работодателя, который бы размещал у него заказы на повышение квалификации своих специалистов, особенно это касается среднего профобразования. Кризис это показал. Довольно много организаций повышало квалификацию своих сварщиков, строителей и т. д. Участие в эксперименте - дополнительный фактор, позитивно работающий на имидж образовательного учреждения.

И: В России традиционно гордятся хорошим и обширным базовым образованием, опираясь на которое человек может выбирать разные направления деятельности. Не получится ли так, что прикладной бакалавриат с его прикладной направленностью значительно сузит рамки обучения?

Реморенко: Во всем мире идет процесс сокращения числа направлений подготовки. То же самое и у нас. Образование становится, наоборот, более универсальным. Скажем, данные показывают, что чем масштабнее и общо звучит название специальности, тем больше ребят с высокими баллами ЕГЭ туда поступает. То есть, скажем, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования привлечет меньше абитуриентов, нежели технологии машиностроения. Ведь во втором случае у ребят больше возможностей найти что-то по душе среди большого набора профилей. За последние годы из пятисот направлений подготовки мы сделали триста. А ряд направлений подготовки перешли в профили. Допустим, обработка металлов давлением. То есть давлением он будет уметь обрабатывать, а по-иному - нет. Такое направление переходит в профиль, а ребята поступают на более общую обработку металлов, начиная специализироваться с третьего курса.

И: Останутся ли в прикладном бакалавриате предметы, не имеющие прямого отношения к выбранной специальности, но позволяющие заложить фундаментальное образование?

Реморенко: Такие предметы, безусловно, появляются. Их будут добавлять к программам среднего специального образования, чтобы такое образование являлось полноценным высшим образованием. Но какие дисциплины и в каком количестве - это предстоит выяснить в ходе эксперимента. Будут создаваться экспериментальные образовательные программы.

И: Будут ли созданы какие-то общественные комиссии, следящие за проведением эксперимента?

Реморенко: Создана конкурсная комиссия по отбору учебных заведений, она и будет следить. Туда входят представители Общественной палаты, регионов, объединений работодателей и других организаций.