Игра, виды игр учебно-методический материал на тему. Виды игр детей Физические и психологические игры и тренинги

Как показано в литературе детские игры могут быть расклассифицированы по разным основаниям. В рамках психолого -педагогических исследований, выделяются различные классификации игр. В программе воспитания и обучения детей в детском саду, указаны следующие виды игр: сюжетная, дидактическая, подвижная, музыкально -дидактическая.

Различие их по видам отражает воспитательные задачи сенсорного, умственного, физического развития дошкольников.

В основе классификации, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра. Она выделяет 3 класса игр:

1. Игры возникают по инициативе ребенка.

Это самодеятельные сюжетные игры:

ü Сюжетно - отобразительная;

ü Сюжетно -ролевая;

ü Режиссерская;

ü Театрализованная.

2.Обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. К ним относятся:

ü Дидактические;

ü Сюжетно - дидактические;

ü Подвижные;

ü Досуговые.

3. Народные игры, которые могут возникать как по

инициативе взрослых, так и более старших детей.

В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию игр с правилами, приводит Шварцман.

Им выделяются игры, основанные на:

а) ловкости, т. е. физической компетенции;

б) стратегические игры, требующие умственной компетенции;

в) игры, основанные на случайности, удаче, где результат зависит от физической или умственной компетентности играющего.

Традиционно в литературе определяются два наиболее общих вида игровой деятельности: ролевая и игра с правилами.

Режиссерская игра, как особый самостоятельный вид не выделяется, а трактуется как разновидность сюжетной, как форма индивидуальной игры ребенка.(2, с.58)

Изучение психологом Е.Е. Кравцовой генезиса игровой деятельности в контексте возрастного психологического новообразования дошкольников -воображения убедительно показало, что режиссерская игра имеет статус самостоятельного вида, так как с нее начинается и заканчивается все развитие игры в дошкольном возрасте. Среди режиссерских игр она выделяет следующие ее разновидности: игры с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, кубиками, с помощью карандаша на бумаге.

Итак, в качестве оснований для классификации используются следующие характеристики:

2) Форма организации и мера регламентации взрослым;

3) Характер требуемых игрой умений;

4) Предметы вокруг которых строится игра.

Как показывает анализ литературы, исследователями недостаточно учитываются отличительные особенности различных видов игр. А это затрудняет педагогу осуществлять руководство разными видами игр, не позволяет полно использовать их развивающий потенциал.


Специфические характеристики указанных видов игр режиссерской, сюжетной, игры с правилами, на мой взгляд, наиболее отчетливо выступают при сравнении их друг с другом.

В этой связи представляется целесообразным, взяв за основу выделенные выше общие специфические особенности игры, (характер процесса деятельности, наличие мнимой ситуации) провести сопоставительный анализ режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами с целью выделения их отличительных признаков.

Важным моментом существенно различающим режиссерскую, сюжетную от игр с правилами является характер самого процесса деятельности. Режиссерская, сюжетная игра не имеют конечно заданного результата. Момент завершения этих игр произволен и зависит от желания играющих. В играх с правилами результат определяется правилами, критериями выигрыша, устанавливаемыми участниками в ее подготовительном периоде.

Существенными признаками, различающими все эти три вида игр являются, как показано в исследованиях Е.Е. Кравцовой механизм расхождения видимого и смыслового поля (воображаемая ситуация).

В режиссерской и игре с правилами воображение является предпосылкой игры. Придумывая, «что чем» будет в игре, распределяя функции между игрушками, объединяя предметы по смыслу, ребенок учится конструировать ситуацию. В играх с правилами воображаемая ситуация присутствует в скрытом виде, правила определяют поведение ребенка. Они задаются извне, в готовом виде или порождаются участниками игры. В качестве отличительного признака игры Е.Е. Кравцова отмечает, что необходим подготовительный этап, где ребенок должен их осмыслить, присвоить прежде чем действовать по правилам.

В сюжетно - ролевой игре имеет место второй вид взаимосвязи игры и воображения. Сюжетно - ролевая игра - это воображение в действии. Воображаемая ситуация в ней присутствует в чистом виде. Принимая роль, выполняя ее по ходу игры, ребенок действует в соответствии с логикой поведения взрослых, реализуя ролевые взаимоотношения, осуществляет действия с предметами заместителями.

В ряде психолого - педагогических исследований, высказывается мысль о принципиально различном характере правил в играх.

Несмотря на разнообразие правил во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются их выполнения в интересах самого существования игры.

По существу в развитых формах режиссерской, в сюжетно - ролевой, в играх с правилами, обязательность правил для всех ее участников -характеристика, связанная с совместностью, с реализацией различных типов отношений играющих: ролевых сюжетно - ролевых играх,

соревновательных и отношений сотрудничества в играх с правилами. Отсюда следует, что указанные виды игр различаются между собой характером сочетания интересов играющих.

Таким образом, из всего перечня характерных особенностей игр: режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами в качестве центральной можно выделить воображаемую ситуацию. С ней связаны все специфические особенности различных видов игр: характер процесса деятельности, механизм расхождения видимого и смыслового поля, особенности взаимосвязей между игрой и воображением, характер правил в сюжетно - ролевой и игре с правилами, тип отношений между играющими.

Именно воображаемая ситуация задает указанным видам активности ребенка игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью и позволяет отличить игровую деятельность от простых действий детей по правилу с предметами, игрушками.

Специфические особенности игровой деятельности обуславливают ее исключительное значение для психического и личностного развития

дошкольников. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть роль игры в развитии личности ребенка.

Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр. Классифика­ция игр дает основание уточнить системы совпадения игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Природа игры определяется по основным аспектам. Игра - это условность, которая может проявляться как условность состя­заний, условность представления. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, оп­ределяющих нормы. Игра как самостоятельное явление культуры занимает определенное место, имеет особый механизм встраива­ния. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, вы­явлении некоторых норм отношений между людьми.

В туристской деятельности игры выходят на новый уровень, включая разнообразие использования и результативность. За ос­нову классификации игр берется человеческая деятельность, от­ражающаяся в играх с ее вертикальными и горизонтальными свя­зями от досуговой до интеллектуальной деятельности, взаимо­проникая друг в друга, имея свои модели, структуры, функции, элементы и результаты (рис. 6.2).

Игры можно классифицировать по внешним признакам: со­держание, форма, место проведения, состав и число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров игры.

Определяющей стороной игры как таковой является содержа­ние, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на са­мобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые груп­пы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольк­лор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эста­феты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистифика­ция, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аук­ционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по опреде­ленным основаниям:

    по времени проведения игры - сезонные (зимние, весен­ние, летние, осенние);

    по продолжительности - длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;

    по месту проведения - настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, празднич­ные, эстрадные;

    по составу участников (по полу и возрасту) - для дошколь­ников и младших школьников, для студентов, для девочек и маль­чиков, для мужчин и женщин, молодежные;

    по числу участников - одиночные, индивидуальные, пар­ные, групповые, командные и массовые;

    по степени регулирования и управления - плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (орга­низованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтан­ные);

    по наличию аксессуаров - игры без предметов и с предмета­ ми, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обо­собленность, состязательность, перенесение, повторение, слия­ние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

В системе классификации модельно-социальных форм разли­чают игры состязательного, театрального, поэтического, дипло­матичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.

Физические игры, построенные на движении, можно подразде­лить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выде­лить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортив­ные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, фут­бол, хоккей и др.).

К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллекту­альные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие воз­растную специфику - для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек - команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников - семейные, ин­дивидуальные, групповые, а также по тематике - музыкальные, литературные).

Игра является самым популярным видом психологической ра­боты как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут перепле­таться друг с другом:

игровые оболочки, когда игра используется как некоторое об­рамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);

игра-переживание - более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обра­щаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно приду­мать множество игровых пространств - необитаемый остров, фан­тастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, до­историческое время, применив театральные и сценические атри­буты);

    игра-драма, которую можно применить в отелях, на туристских базах, в кемпингах, в которой значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с примене­нием самых разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сю­жетных статусов ролей);

    деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников (они могут носить неслож­ный сюжетный характер, решая сугубо инструментальные задачи или иметь вид «организационного семинара», «организационной игры»; перспективным направлением являются «проектные игры», задача которых состоит в формировании проектного мышления участников, умении работать с поставленной проблемой);

психологическая акция - игровая среда, создаваемая в про­странстве коллектива на определенное время, особенностью ко­торой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз кото­рых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).

Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психо­логических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, под­бор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора. Сюжеты могут быть вол­шебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшеб­ства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).

Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.

В проведении праздников как анимационных программ боль­шое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного твор­чества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклор­ное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются кос­тюмы, украшения, фольклорные атрибуты.

Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весен­ние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:

    подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);

    атрибутивные (с различными предметами - игрушками, мя­чами, веревками, обручами, палками);

    традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки);

    драматические (предполагают наличие художественного об­раза, действия, диалога, движения);

    спортивные (соревнования, состязания, танцевальные дви­жения, йога, тренировка физических способностей);

    Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальны­ми композициями, основным жанром которых является хоровод);

    производственные или деловые (изображение различных эпи­зодов производственной деятельности и времяпровождения - охота, рыбалка, обслуживание);

    бытовые (отличительной чертой является наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения, придающего ха­рактер хоровода; подразделяются на общественные, воспроизводящие исторические события и военные действия, и семейные, отражающие сцены семейной жизни, любовные страдания и т. п.);

Интеллектуальные игры (шахматы и шашки).

Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их клас­сификация может быть основана на трех основных уровнях:

    демографическом (по составу и числу участников - детские, взрослые, одиночные, парные, групповые и т.п.);

    психолого-педагогическом (по принципу доминирующих спо­собностей - интеллектуальные, состязательные, компьютерные и т.п.).

Игровая деятельность представляет собой многогранную па­литру возможностей проявления в различных сферах жизни и куль­туры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особен­ности которых связаны с народным календарем и были рассмот­рены ранее).

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

1) «Игры творческие и их разновидности: игры - драматизации и строительные игры;

2) подвижные игры;

3) дидактические игры».

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

«... Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

Подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);

Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);

Режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи) ;игра - драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)

На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода:

● игры теплокровных животных и их детенышей;

● игры первобытных людей и их детей;

● игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».


Род результативных игр имеет два основных класса:

Энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;

Интеллектуальные объединены в три вида - абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

● по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

● по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

● по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

● по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

● по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

Педагоги учреждений дополнительного образования как практики классифицируют игры по следующим видам:

Малоподвижные игры. Участников игры может быть любое количество, дети играют сидя или стоя на месте. Проводятся тогда, когда нужно выбрать будущих участников для игры в зале, на сцене, или эстафетной игры. Может быть использована, когда возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей;

Эстафетные игры - это состязание двух или больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях. Задания могут быть связаны с переноской предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы). В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болелыциков;

Аттракционы подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы - это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте. Все остальные дети являются болелыциками, зрителями;

Аттракционы имеют небольшой запас зрелищности, потому что скоротечны. В их организации важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т.д. Аттракционы для площадки - это игры на предельное метание, ловкость, выдержку и терпение. Каждый участник играет для своего удовольствия и нуждается в зрителях. Когда проводятся большие массовые праздники, где учавствует много детей, желательно площадку разделить на сектора для разнообразных аттракционов: силовые, народные игры, игры, демонстрирующие ловкость, прицельное метание и др. При большом количестве играющих можно вывести жетонную систему, где за определенное (5-7) количество жетонов ребенок может получить приз в специально отведенном месте;

Игры со сцены - это, во-первых, игры для всего зрительного зала: когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; когда дети исполняютхоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники,сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.).

Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный аттракцион.

В-третьих, игра для двух или болыпе команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все задания должны нести запас зрелищности.

Популярны среди подростков и молодежи также конкурсные программы: КВН, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Массовые подвижные игры, связанные с передвижением, перестроением всех игроков под музыку, где дети танцуют и поют. В них принимает участие большое количество детей. Проводить игры можно в фойе или на улице. Чаще всего эти игры организуются на новогоднем празднике, масленице, празднике Нептуна и др., ими можно начинать или заканчивать большие уличные мероприятия. Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра - это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь - это игра, а где игра - там другая жизнь.



Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольного поведения – от элементарных до самых сложных. Под произвольным поведением понимается поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном. В игре, по мнению Л.С. Выготского «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий» и ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Этот факт свидетельствует о том, что в игре происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным.

Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» моряк или летчик, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым капитаном, который не боится опасности, и, конечно же, по-настоящему гордиться своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно и драматурги, и бутафоры, и декораторы, и актеры. Однако они не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра всегда является импровизацией.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.



Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже в время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь. Именно игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает справедливо оценивать свои собственные действия и поступки, а также поступки товарищей.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. В игре происходит значительное изменение в психике ребенка, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развивающая игра характеризуется тем, что она содержит готовый игровой замысел, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Всё это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.



Цель игры всегда имеет 2 аспекта:

1. Познавательный, т.е то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия и с предметами хотим ему передать.

2. Воспитательный, т.е способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а так же особенности их опыта.

Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку, чтобы игра состоялась. Игровые действия включают в себя обучающую задачу, т.е то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Игровой материал так же побуждает ребёнка к игре. Имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же. Для осуществления игрового замысла. Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.

Описание игры излагаются по следующей схеме:

1. Особенности игры и её воспитательное значение.

2. Игровой материал.

3. Описание игры и приемы её проведения.

4. Правила игры.

5. Советы воспитателю.

По мере роста ребенка, меняются и его игры: от простого обмена игрушками, до разыгрывания ролей и затейливого «строительства».

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ – в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга.

Сенсорные игры. Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта ради самого опыта. Благодаря этой игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, о свойстве вещей, которые их окружают.

Моторные игры. Этот вид игр предполагает постоянную смену ощущений движения. Для младенцев моторные игры являются одной из первых возможностей общения с окружающими.

Игра – возня. Подобный вид игр приносит детям немалую пользу. Она дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, но и учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, они учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым.

Языковые игры. Детей интересует сама речь, они играют со звуками, формами и смысловыми оттенками. Игра со словами дает возможность ребенку поупражняться в грамматике. Еще дети используют язык для того, чтобы контролировать свои шаги, структурировать свою игру.

Ролевые игры. Один из основных видов игр заключается в разыгрывании различных ролей и ситуаций – это сюжетно-ролевая игра. В ролевых играх дети проверяют свои социальные знания, развивают способность к символическому замещению конкретных объектов и событий символами. А также ролевая игра способствует лучшему пониманию как других людей, так и самого себя. Именно в этом виде игры ребенку предоставляется возможность поставить себя на место другого человека

Существуют также и другие виды игр:

1. Игра дидактическая. Это специально созданная игра с определенной дидактической задачей, скрытой от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Здесь сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Этот вид игр является одной из методических разновидностей обучения. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к « рубежным играм». Представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета (Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры (« Ледоход»), уточнить представления о столовой посуде (« Кукла Катя обедает»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве, развивать глазомер и координацию мелких движений. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

2. Игра-драматизация. Строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения, выбранного детьми. Здесь роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребёнка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку. Например, в игре по сказке « Теремок» следом за зайчиком – побегайчиком на пороге дома появляется белочка – пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети

« переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех. Кто чем – то не похож на тебя.

3.Игра-развлечение. Здесь сюжет полностью отсутствует и целью является развеселенией и развлечение участников данной игры.

4. Игра процессуальная. Этот вид игры характерен для детей младшего возраста. В процессе данной игры происходит овладение значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с игрушкой-персонажем. С помощью реалистических игрушек ребенок воспроизводит привычные для него действия взрослых. В процессуальной игре у детей развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.

6. Игра режиссерская. Вид индивидуальной игры. Здесь ребенок сам придумывает сюжет, играет за себя и за игрушку, которая наделяется определенной ролью. Этот вид игры способствует развитию речи, мышления и воображения.

Само название режиссерская игры указывает на её сходство с деятельностью режиссера фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм, он будет ставить, какой сценарий возьмёт. Ребёнок сам создает сюжет игры, её сценарий.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка: он отражает событие, зрителем или участником которого он был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые из просмотра мультфильмов, прочитанной книги.

Сюжеты режиссерской игры представляют собой цепочки действий. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры. Определяя её участников (роли, которые « исполняют» игрушки, предметы).

Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и когда выполняют функцию, не закреплённых за ними общечеловеческим опытом (карандаш - волшебная палочка, дирижёрская палочка или микрофон, поясок, становится змеёй, кирпичиком- мылом). К игрушкам - заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит в развитии воображения.

7. Игра с правилами. Как правило, такая игра групповая или парная. Особенностью данного вида игры является наличие правил, обязательных для всех играющих. Исторически сложившиеся правила передаются от старших детей младшим, но дети могут сами формировать новые правила для данной конкретной игры.

Особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого- либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч)

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь классифицируются с учётом разных оснований.

Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые.

По дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно- печатные, словесные), подвижные классифицируются по степени подвижности (игры малой подвижности, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками).

По предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами). Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли (« Кошки- Мышки», « Магазин сувениров») и бессюжетные («Палочка- выручалочка», «Что изменилось?»).

В играх с правилами ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определённому признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребёнка произвольным, подчинённым игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребёнок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательные задачи.

Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

7. Игра деловая. Она направлена на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей. У детей происходит развитие навыков целеполагания и планирования действий, саморегуляции в процессе достижения цели, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей

8. Игра сюжетно-ролевая. Этот вид игры характерен для детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой ребенок берет на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит их деятельность и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, жизнью, которая захватывает его целиком

Подвижные игры для дошкольников делятся на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы. Но, в любом случае, игры должны иметь легкие правила. Важно подобрать такие игры для детей, которые соответствуют уровню их развития – не окажутся примитивными, или наоборот, очень сложными.

В младших группах детских садов наибольшее распространение получили сюжетные игры и простые игры, бессюжетные типа игры-забавы и ловушек. Бессюжетная игра с элементами соревнований, эстафета, игра с предметами (кольцеброс, кегли и т. П.) для таких малышей еще недоступны. В этом возрасте вообще не проводят спортивные игры.

Сюжетная подвижная игра помогает детям закреплять представления и знания о явлениях и предметах окружающего мира. Например, о различных средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях) и умения пользования ими, об особенностях их передвижения, о повадках различных птиц и животных и т.д.

Таким образом благодаря видам игр, ребёнок может выбрать ту игру, в которую ему будет играть

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

1.Творческие сюжетно-ролевые игры . Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих детей самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.



Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.

Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.



2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим детям. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1) в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

2) игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

3) настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?»

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

4. Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного рода. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

5. Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.