Понять что человек одержим. Признаки бесноватого человека. Как вести себя и как защититься от бесноватого

Признаки одержимости

Человеку неопытному очень сложно, почти невозможно отличить настоящую одержимость от психических заболеваний, например истерии, так как приступы этих болезней нередко очень похожи на приступы беснования. Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать, нередко у него появляется такая физическая сила, что несколько человек не могут с ним справиться.

Отличить психическую болезнь от беснования тем более сложно, что всякая болезнь и страдание в этом мире тоже являются результатом действия диавола. В самом Евангелии случаи болезни и одержимости часто переплетаются, поэтому иногда говорится об исцелении Христом одержимых, иногда - об изгнании бесов; так, например, в отрывке о мальчике, беснующемся «в новолуния», сказано: «и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».

Поэтому мы не будем пытаться провести четкую границу между психической болезнью и настоящей одержимостью, это дело опытных людей, занимающихся «отчиткой», то есть, изгнанием бесов. Важно подчеркнуть, что симптомы психических заболеваний и одержимости очень похожи, но это еще не значит, что в каждом душевнобольном человеке обитает диавол и его надо изгонять. Исцеление от болезней физических и душевных Церковь подает в Таинстве Соборования. В этом Таинстве, кстати, тоже косвенно идет речь об избавлении нас от власти диавола.

Важно упомянуть также о том, что многие, наоборот, отрицают возможность реального вселения диавола в человека и все сводят к явлениям психической поврежденности. Основное, что можно противопоставить такой позиции, - это опыт людей, занимающихся экзорцизмом, а все они свидетельствуют, что, хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личностное существо - диавол. Данный факт подтверждают и врачи-психиатры, которые по роду деятельности часто общаются с душевнобольными людьми.

Если врач-психиатр не враждебен религии, но объективно оценивает клиническую ситуацию своих подопечных, он может заметить, что некоторые из больных со странной иррациональной агрессией относятся ко всему религиозному: чтению над ними Священного Писания, молитв, окроплению их святой водой. Такие больные рычат, кусаются, забиваются под кровать, сторонятся всего святого. После соприкосновения со святыней эти больные успокаиваются на некоторое время.

Автор лично знаком с дипломированным врачом, женщиной, которая уже больше 25 лет работает в городской психиатрической больнице. После защиты диплома молодой специалист решила посвятить себя теоретическим исследованиям, сначала год-другой поработав в реальных условиях, в психиатрической лечебнице. Однако во время практики эта врач столкнулась с таинственным явлением: некоторым больным лекарства были не нужны. Они приходили в себя после соприкосновения со святыней, после чтения над ними молитв. И, столкнувшись с описанной ситуацией, врач как верующий человек осталась там, чтобы помогать несчастным, которых лечат медикаментозно, а им, как она говорит, «нужно совершенно другое». Эта врач приглашает в больницу священников, и те исповедуют и причащают больных, служат молебны. Именно это приносит на некоторое время облегчение «странным» больным.

Опыт показывает, что эти больные могут отличить святую воду от не святой, в священнике, одетом в светскую одежду, различают Божьего служителя.

Подобные опыты проводил еще больше столетия назад известный российский психиатр Н. Краинский, вначале скептик и позитивист, впоследствии - верующий человек. На эту тему им была даже выпущена книга, называвшаяся «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни». Вот выдержка из этой работы:

«Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как бы скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (исследование было произведено в средине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды».

В книге современного западного мыслителя Уолтера Мартина, которая так и называется - «Экзорцизм», приводится интересный пример. Автор описывает, как однажды с одним неверующим психологом они провели три с половиной часа у постели одержимой девушки, после чего этот насмешливый психолог уверовал в Бога и поверил, что диавол существует и вселяется в людей.

Говоря о признаках одержимости, можно выделить несколько пунктов. Прежде всего, необходимо остановиться на изменениях, происходящих в самой человеческой личности. Меняется не только внешний облик (человек принимает дикий, страшный вид) - иной становится сама сущность человека. Злой, кидающийся на всех и сквернословящий человек, когда припадок проходит, может быть вполне добродушным и спокойным. Отец Григорий Дьяченко приводит историю девушки, которая в нормальном состоянии со всеми скромно и весело беседовала, когда же начинался приступ - как зверь, бросалась на человека, старавшегося ей помочь.

Во время приступов бесноватый чаще всего находится без сознания или же сознание его оказывается в подавленном состоянии. Так, уже упоминавшейся выше Уолтер Мартин рассказывает, как сам психолог подтвердил, что девушка, к которой они пришли, была без сознания, в то время как из ее тела доносился совершенно чужой голос, а «на губах играла нагловатая усмешка».

Часто человек в состоянии одержимости бесами просто не осознает себя тем, кто он есть на самом деле. Так, милая девушка Авдотья, рассказывает протоиерей Григорий Дьяченко, была одержима злым духом, который выдавал себя за недавно покончившего собой человека. Дух в ней даже говорил с акцентом, характерным для покойного. Вообще бесы очень часто выдают себя за души умерших, с этим мы встречаемся и в спиритизме. Вероятно, они делают так потому, что этот прием легко отвлекает людей от Бога и истинного учения Церкви и сосредоточивает их внимание на вещах второстепенных и вовсе ложных.

Впрочем, нередко диавол открыто говорит о себе, и примеры тому мы видим как в Евангельских рассказах о бесноватых, например в истории с Гадаринским бесноватым, так и в жизни. Например, одержимая бесами девочка в припадке произносила странные слова о событиях, о которых она, кстати, ничего не могла знать, а именно о том, что вихрь во время ярмарки опрокинул телегу и смял несколько палаток торговцев: «Мы также были на ярмарке, мы опрокинули там телегу и разрушили несколько бараков». Такой ответ равносилен признанию, что в ребенке диавол, так как именно диавол является разрушающей силой.

Следующее, что необходимо отметить, - это физические изменения, присутствующие обычно у бесноватых. Человек нередко теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях. Часто у него появляется огромная, неестественная сила, как у Гадаринского бесноватого, который, по свидетельству Евангелия, много раз был скован цепями, но всегда разрывал их и никто не мог его укротить.

Подобные явления сегодня совершенно подтверждают древние наблюдения. Так, по рассказам очевидцев, хрупкая девушка весом 48 килограммов раскидывала в стороны четверых сильных мужчин. А вот описание приступа беснования одержимого юноши, свидетелем которого был один благоговейный и образованный человек (наш хороший друг, священник Аркадий Северюхин, ныне преподаватель Санкт-Петербургской Духовной семинарии) в Оптиной Пустыни в 1990 году:

«Мне довелось видеть приступы его (юноши) беснования. Во время богослужения он падал на пол и так неестественно изгибался, что, казалось, это просто невозможно для человеческого естества. Создавалось впечатление, что какая-то невидимая сила неудержимо тянула его к полу, как бы стремилась погрузить под землю. В этот момент ладони его прилипали к полу так, что невозможно было их оторвать. Когда рядом с ним проходил священник или дьякон, совершая каждение, он начинал неистово рычать, извергая хулы. Как правило, эти приступы начинались всегда, когда он приближался к святыне, слышал колокольный звон и, особенно, когда его пытались подвести к мощам преподобного Амвросия. По его словам, после приступов он ничего не помнил и очень удивлялся, когда ему рассказывали о том, что он делал».

Также у людей, одержимых бесами, чаще всего наблюдаются параномальные способности и неестественное знание. Это и неудивительно: бесы как духовные существа, не имеющие тел, знают гораздо больше человека. Так, выдававший себя за умершего мордвина дух, обитавший в известной уже нам Авдотье, однажды, как рассказывает свидетельница, стал особенно буйствовать, кричать и плакать. Естественно, пришла хозяйка дома, стала пытаться успокоить Авдотью, говоря: «Что ты кричишь, Свирид Степанович? Замолчи!» На это дух ответил ей, что раскричался он потому, что умер брат хозяйки, живший далеко от села, и что через две недели хозяйка получит об этом письмо. Все в точности так и произошло. В другом случае, приводимом отцом Григорием Дьяченко, двенадцатилетняя девочка в точности описала человеку, вернувшемуся из Парижа, Эйфелеву башню и все подробности его путешествия, хотя ни разу в жизни не покидала деревни.

Нередко беснованию сопутствуют таинственные явления, происходящие с самим бесноватым или вокруг него. Например, свечи в комнате одержимой девочки на глазах у толпы любопытных посетителей сами гасли и вновь зажигались, а в доме другой одержимой неизвестно откуда берущиеся камни разбивали все стекла и посуду.

Такие явления сбивают людей, особенно нецерковных, с толку и, как и другие оккультные явления, уводят от поисков истинной тайны бытия - Бога в астральный мир бесов. А это огромная победа диавола. «Враг спасения не всегда зло внушает, но довольствуется, если успевает занять внимание, пустяками. Ему лишь отвлечь от главного - единого на потребу и время сгубить…». Это явление называется полтергейстом и классифицируется Православием как несомненное присутствие и действие бесовских сил.

Наконец, еще одна черта, присутствующая у бесноватых, - это так или иначе приносимый самому одержимому вред и ненависть ко Христу, страх перед Ним.

Вред может выражаться просто в изнеможении и постепенном умирании человека, в страдании от приступов, от порабощенности сатаной. А нередко человек в состоянии приступа или депрессии после него стремится уничтожить себя. Двенадцатилетняя девочка, о которой мы уже говорили, во время приступов яростно била себя и старалась вырвать себе глаз, другая женщина требовала нож или веревку, чтобы убить себя и окружающих.

Ненависть и страх перед Христом проявляются особенно во время процесса изгнания дьявола. Достаточно вспомнить Евангельские рассказы об изгнании бесов Христом; так же реагируют бесы и на само имя Христово. Отец Г. Дьяченко рассказывает о священнике, который пришел с Требником и епитрахилью в дом бесноватой, чтобы помочь ей. По словам священника, едва завидев его, бесноватая стала плевать в него, «зверски глядела», пыталась попасть в него поленом, когда же поняла, что все бесполезно, заплакала, говоря: «Головушка моя бедная, зачем он пришел»?

Потакая своим страстям, мы позволяем бесам обитать и действовать в нас. Но иногда кажется, что, уничтожив ту или иную страсть в себе, мы уничтожим особенность, неповторимость нашей личности, а ведь, думаем мы, Господь сотворил каждую личность неповторимой, непохожей на другие. Но Церковь учит, что неповторимость эта - не в грехе, а как раз наоборот, в праведности жизни. Подчиняясь одним и тем же страстям, люди становятся похожими, как все старые, почерневшие иконы похожи друг на друга. И, как икону необходимо очистить от пыли и копоти, чтобы увидеть ее истинный лик, так и человек: чем более очищает он заложенный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и неповторимей становится его личность. Поэтому, начиная бороться со страстями, нужно, прежде всего, по словам св. Феофана Затворника, осознать, что наши злые влечения - не что иное, как дьявольское внушение, не считать их своими, но всеянными, что позволит нам увидеть своего врага. «Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, - пишет Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является диавол, - что, когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума - мои собственные».

Действительно, у человека может быть горячая, страстная натура или, наоборот, натура спокойная, склонная к созерцанию. Но от человека зависит, направит ли он этот дар в задуманном Богом русле или же, поддавшись внушению диавола, исказит грехом. Так, горячий темперамент можно направить как на ревностную любовь к Богу и людям, так и на гнев, раздражительность. А спокойствие и уравновешенность могут способствовать как стяжанию Божьего мира в душе, так и развитию лени и безразличия

Однако человеку, попавшему в сети диавола, ставшему его рабом, очень тяжело понять, что он не господин себе, что он выполняет чужую волю. Это неудивительно, что грешник не видит в себе бесовского действия: на белой одежде видно любое пятнышко, на черной - и большое можно не заметить. Не случайно святые так остро чувствовали свою греховность, так каялись. По словам святителя Иннокентия Херсонского, «в чистой душе малейший дурной помысел виден лучше, чем огромные грехи в темной».

О самом акте изгнания дьявола, когда над одержимым читаются специальные заклинательные молитвы, призывается на помощь Христос, - говорить очень сложно. Воля людей устремляется навстречу Божественной благодати, и происходит чудо: человек освобождается от власти диавола и становится самим собой. Но почему не всем своим чадам Православная Церковь разрешает заниматься экзорцизмом, а только отдельно благословленным на это служение людям? Такой вопрос часто задается верующими. Действительно, почему? Ведь изгоняет диавола не человек, а Христос?

Апостол Павел много внимания уделяет различным служениям членов Церкви. Он пишет: одному дается харизма «чудотворения, иному пророчество, иному различения духов, иному разные языки, иному истолкование языков». Павел не мог и не стремился дать полный перечень служений, его задачей было противостоять разъединению на группы, наметившемуся в Римской и Коринфской общинах, поэтому многие харизмы остались «за кадром», он лишь упомянул о специфически «церковных» служениях, сведя указание на практические служения, на служения «в миру», к минимуму. К тому же способность изгонять бесов, по мнению большинства толкователей, входит в дар, обозначенный ап. Павлом как дар «чудотворения». Во всяком случае, мы знаем, что в древней Церкви существовали люди, обладавшие особой харизмой, то есть, благодатным даром Святого Духа, даром изгнания бесов, которые занимались своим делом весьма активно.

В то же время мы должны понимать, что потенциально каждый христианин способен силою Христовой изгонять диавола, но, чтобы делать это реально, необходимо быть христианином с большой буквы, вести напряженную духовную жизнь. Христос говорил: «Если будете иметь веру с горчичное зерно, то скажете горе сдвинуться с места, и она сдвинется». Разве все христиане имеют такую веру? В процессе изгнания дьявола не может быть никакого магизма. Призывание имени Христа само по себе ничего не дает. Поэтому здесь и важна личность экзорциста: «некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», но «злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». Господь никогда не творит чудеса насильно, человеческая свобода неприкосновенна, для чуда необходимы искренняя вера и всецелая обращенность к Нему. Как может человек, еще не избавившийся от греха, не утвердившийся на пути совершенствования, быть проводником божественной благодати и приказывать бесам - да зачастую дьявол найдет в нем «своего» больше, чем Бог. Поистине, слепой поведет слепого…

Мы не будем рассматривать сам чин изгнания, гораздо более важно остановиться на том, что может защитить нас от власти или нападок сатаны, на том, что в силах самого человека, противящегося бесам. Ведь как, словами преп. Симеона Нового Богослова, «без греха самого человека нельзя дьяволу схватить человеческую душу», так и изгнать его из души возможно только при условии активных усилий самого человека. И если бес изгнан, а человек продолжает свою греховную жизнь, то вполне естественно, что вскоре диавол вновь завладеет им.

Мы говорим не только о крайних проявлениях одержимости, когда в человеке живет личностный дух, являющий себя описанными выше способами. Когда мы чувствуем, что наша воля порабощается грехом, мы тоже должны усиленно бороться с его вдохновителем - диаволом. Иеромонах Анатолий (Берестов) приводит пример с молодым человеком, который увлекся магией. Будучи до занятий оккультизмом вполне нормальным спокойным человеком, он вдруг стал резко меняться в худшую сторону. Друзья и родственники не узнавали его. Они не понимали, что с ним происходит. Почему он вдруг стал агрессивным и жестоким?.. Однако данный факт легкообъясним. Как миру божественному присуще добро, так миру бесовскому - зло, даже если, на первый взгляд, это не так. А, живя в мире зла, углубляясь в него, естественно такому человеку и развиваться в сторону зла, вернее, деградировать. И хотя упомянутый человек находился в сознании, приступы агрессии так усилились, что он стал по ночам избивать одиноких прохожих, а однажды в приступе гнева, чуть не зарезал свою подругу. Агрессия появлялась настолько спонтанно и так сильно овладевала сознанием, что справиться с ней, по словам молодого человека, не было никакой возможности. И он сам стал говорить, что «одержим бесом».

Первое, что необходимо сделать человеку, страдающему от нападок диавола и еще не крещенному, - это, конечно, креститься. Огромное количество личных свидетельств подтверждают, что чаще всего после Крещения диавол теряет власть над человеком. Это неудивительно, ведь человек приходит под защиту Бога. Недаром первая часть Таинства Крещения состоит из заклинательных, экзорцистских молитв, в которых человек отказывается от диавола и «всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его» и вручает себя Христу. В Таинстве Крещения, как дикая маслина, по Евангельской притче, прививается к доброй, так и человек с греховной природой прививается к чистой природе Христа, как бы срастается со Христом. Раньше мы пытались бороться с сатаной своими силами, естественно, их не хватало, теперь в нас действует сила Христова. Это, конечно, не значит, что любому человеку в целях безопасности следует креститься. Магический подход, без искренней веры и желания следовать за Христом, недопустим и не имеет смысла. Креститься может и должен только человек, верующий во Христа и желающий жить христианской жизнью.

Крещение предполагает дальнейшую церковную жизнь. Центром же Церкви, Таинством Таинств является Таинство Евхаристии, в которой под видом хлеба и вина мы соединяемся с Самим Живым Господом. В Евхаристии Христос непостижимо для разума и невидимо, но реально пребывает с нами, дает нам силы и благодать для перенесения страданий жизни, для борьбы с искушениями, дальнейшего душевного роста. Понятно, что, чем ближе мы ко Христу, тем меньше у диавола возможности достать до нас. «Как хворост, брошенный в огонь, не может противиться силе огня, но тотчас же сгорает, - читаем мы у св. Макария Великого, - так и демоны, когда хотят напасть на человека, сподобившегося даров Духа, попаляются и истребляются Божественною огненною силою».

Что мы должны делать, чтобы в повседневной жизни не растерять данную в Крещении благодать, но постоянно быть вблизи Бога? Прежде всего, уделять хотя бы немного времени для ежедневной молитвы и чтения Евангелия. «Сей же род изгоняется только молитвой и постом», - совершенно твердо сказал Христос, и вся практика жизни святых это подтверждает.

Молитва - это беседа с Богом, Господь хочет беседовать с нами, но и мы должны приложить со своей стороны усилия, чтобы диалог произошел. Пост определяется для каждого человека в соответствии с практикой Церкви и рекомендациями духовника. Он необходим для того, чтобы именно дух главенствовал в нашем существе и диавол не мог подчинить нас себе через излишнюю привязанность к чему-либо второстепенному, например через страсть чревоугодия, когда желудок становится центром жизни, своеобразным богом.

Но, конечно, все наши усилия - и регулярное участие в Евхаристии, и чтение Евангелия, и молитвы, и пост - будут бессмысленными, если не будет сочетаться с постоянным доброделанием и духовным ростом. Вернее, если все это не родило в нас желания жить по-настоящему христианской жизнью, значит, что сам наш подход к был неправильным, Если же мы будем жить церковной жизнью, регулярно исповедоваться и причащаться, творить добрые дела, молиться, читать Евангелие и духовную литературу, то есть, углубляться в Бога, то для нас откроются и другие, более индивидуальные моменты, необходимые конкретно в нашем случае для борьбы с бесами.

Господь же всегда ждет нашего обращения к нему, всегда готов прийти на помощь. Но эта помощь не может быть оказана без нашего деятельного участия. Мы должны не пассивно ждать освобождения от бесовского действия (такое расслабленное состояние, наоборот, удобно бесам), а стремиться быть истинными воинами Христовыми, всегда бдительными и готовыми дать отпор врагу.

Церковь призывает нас всегда быть начеку, чтобы диавол не нашел дорогу в нашу душу. Для этого надо внимательно следить за своими помыслами, не давать бесам через грех завладеть нашим существом, а если диавол все-таки уловил нас, каяться и быть вдвойне бдительными и активными.

Современный афонский старец Паисий Святогорец говорил о том, что человеку, имеющему в себе беса, необходимо полностью изменить состояние своей души, если он хочет, чтобы из жилища бесов она стала домом Божиим: «Когда грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда диавол приобретает на него больше прав, и тогда, чтобы он оставил, нам нужно разрушить старый дом и построить новый». И продолжает наставлением о том, что необходимо и к беснованию относиться с терпением и надеждой на Бога как к своему кресту или наказанию за грехи, сочетая все это с активным духовным восхождением: «Имеющих в себе беса от рождения ждет великое воздаяние, если они не будут роптать, пока не освободятся по благодати Божией. Те же, которые сами стали причиной своей одержимости, сами должны и подвизаться».

Закончим словами святого праведного Иоанна Кронштадтского. Они о том, что можно и нужно начать делать уже сейчас и каждому из нас, чтобы изгнать дьявола из нашей души и очистить ее для Бога: «Все делай против того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, ты - люби их; ругающих - благословляй; и взимающих твое - не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться - плачь; когда находит уныние - старайся развеселиться; когда зависть - радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность - немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы - поревнуй о чистоте сердца; когда гордость - смирись; когда злоба - будь особенно добр; когда раздражительность - сохрани спокойствие; когда скуп - будь щедр; когда рассеянность - размышляй о едином на потребу».

Из личного опыта знали святые отцы о реальности и действии темных сил, однако они никогда не боялись их. Смертию на Кресте и Воскресением Христос уничтожил власть сатаны. «Не следует совершенно их бояться, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой», - пишет св. Афанасий Великий. И все евангельские рассказы об изгнании Христом бесов тоже, прежде всего, говорят об одном - о власти Христа над диаволом. Теперь с помощью Божией христиане могут побеждать бесов, диавол потерял над нами власть. Все теперь зависит от нас, от нашего желания жить в Церкви, жить со Христом, Который поможет нам совершенно освободиться от бесовской власти!

Из книги Книга 19. Претворение Идеи (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Признаки Машиаха 1. Земля Израиля плодоноситТалмуд. Санэдрин, 98а: "Сказал рабби Аба (4 в. н.э.): "Нет более явной приметы приближения конца, чем та, что указана у пророка Иехезкеля (420 г. до н.э.) (36:8): «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему,

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Признаки инспирации Мы только что рассмотрели три аспекта инспирации (Бог - автор, человек - орудие, записанный результат); далее, была объяснена разница между инспирацией, с одной стороны, и откровением и озарением - с другой. Теперь мы хотим вплотную заняться видами и

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

Могут ли бесы быть причиной одержимости верующих? Джон Уимбер утверждает, что возрожденные христиане тоже могут попасть под контроль бесов, но это ему так трудно доказать это, что он даже царя Саула относит к верующим. Его «симптомы» - порывы гнева, убийство, страх,

Карсон Дональд

13:1-27 Признаки суда Пророки не всегда действовали посредством слов. Когда слова становились бессильными, совершались некие символические действия, чтобы привлечь к себе внимание и заставить задуматься (ср. два последних знамения в доме горшечника: гл. 18, 19, а также: Ис.

Из книги 2 Послание к Коринфянам автора Барнетт Пол

1) Признаки апостола Павел снова отрицает, что у него есть какой–либо недостаток против «высших Апостолов» (ст. 11;ср.: Рим. 15:18,19), которые заявляют о превосходстве над Павлом благодаря своим видениям и откровениям, в которых они «слышали слова, которых человеку нельзя

Из книги Послания ап. Иоанна автора Джекман Д.

2. Признаки веры Если мы правильно понимаем, что вера в Иисуса должна быть признаком нового рождения, тогда доказательства того, что она существует (Иоанн сейчас продолжает перечислять их), в равной степени подтверждают и возникновение новых взаимоотношений между заново

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Из книги Введение в христианское богословие автора Макграт Алистер

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

1. Грамматические признаки Каждый греческий глагол обладает категориями времени, наклонения, лица и числа; аналогичным образом, каждое греческое существительное обладает категориями числа, рода и падежа. Однако во многих языках такие категории не являются

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Из книги Искаженные слова Иисуса [Кто, когда и зачем правил Библию] автора Эрман Барт Д.

Внешние признаки Аргументы, основанные на внешних признаках, имеют отношение к самим сохранившимся манускриптам, в которых присутствует то или иное чтение. В каких манускриптах оно содержится? Надежны ли эти манускрипты? Почему их надежность внушает или не внушает

Из книги Шри Харинама Чинтамани автора

Внутренние признаки Текстологи, считающие себя рациональными эклектиками, выбирают чтения из числа существующих по ряду критериев. Помимо внешних признаков манускриптов обычно учитываются два вида внутренних признаков. К первому относятся собственные вероятности,

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Признаки садху В одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам», Уддхава перечисляет Кришне качества садху:1. Дойалу - милосердный;2. Сахишну - обладающий терпимостью;3. Сама - уравновешенный;4. Дроха шунья врата - совершающий аскезы, не приносящие вреда телу;5. Сатьясара -

При слове «одержимость» сразу возникают ассоциации с нечистыми силами, фанатичными верующими и прочими подобными вещами. Но ведь одержимость бывает и вполне земной, далекой от всякой мистики - людьми, идеями, делами.

Впрочем, и в том и в другом случае главный вопрос один: как избавиться от одержимости, как преодолеть болезненную зависимость, с чем бы она ни была связана?

Средневековые представления

Что вообще такое одержимость? Это понятие определяется как состояние полного подчинения разума личности одной идее, одному чувству. В религиозном понимании одержимость возникает из-за вселения в тело человека некой чужеродной сущности. Многие источники перед толкованием слова уточняют, что это термин средневековой и народной медицины, тем самым сразу ставя точки над “i”: в современной психологии такого расстройства не существует.

И действительно, то, что священнослужители рассматривали (да и сейчас рассматривают) как признаки одержимости, в большинстве случаев является симптомами определенного заболевания.

  • Эпилепсия: конвульсии, потеря сознания, своеобразные звуки во время припадков, ощущение контакта с нематериальным после них, полученные во время этого контакта идеи или откровения.
  • Синдром Туретта: расстройство нервной системы, основным симптомом которого становятся множественные моторные тики. В редких случаях эта патология характеризуется таким необычным симптомом, как копролалия - непреодолимое желание нецензурно ругаться без повода.
  • Биполярное аффективное расстройство: резкие колебания настроения – от эйфории до глубокой депрессии.
  • Расщепление личности: в одном теле одновременно находятся несколько личностей, но в конкретный период времени активна только одна из них. Человек действует, как разные люди с разным жизненным опытом, характером, вкусами, идеями, привычками.
  • Шизофрения: галлюцинации, бред, нарушение речи.
  • расстройство личности: театральность поведения, преувеличенная демонстративность выражения эмоций.

Этот список далеко не полон: еще многие и многие симптомы психических патологий могут выглядеть так, как будто человеком и правда управляет нечто вселившееся извне. Если учесть, что большинство таких симптомов неспециалистам неизвестно, а глубоко верующие люди склонны в любой ситуации видеть проявление воли высших сил, становится понятно, почему и в XXI веке идея одержимости как состояния, вызванного сверхъестественной сущностью, которая проникла в тело человека, настолько распространена.

«Я знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть…»

А что, если в тело все-таки что-то проникло, но не бес или демон, а поглощающая все существо мысль, идея, которая не дает покоя ни днем, ни ночью? Вернее, не совсем в тело, а скорее, даже в душу?

Многим знакомо выражение «идея фикс», но немногие знают, что это настоящий психологический термин, введенный в науку немецким психиатром Карлом Вернике.

Идея фикс (или сверхценная идея) - это суждение, выводимое из реального опыта личности, которое сопровождается сильным эмоциональным напряжением и доминирует над всеми другими суждениями. Есть четыре важных для диагностики сверхценной идеи критерия:

  • Во-первых, идея занимает безоговорочное первое место в психике человека. Может начаться, условно говоря, Третья мировая война, но для человека все равно более значимой будет его идея – опять же условно говоря, вывести новую породу кошек.
  • Во-вторых, ярко выражена эмоциональная составляющая, сопровождающая сверхценную идею: ее переживание, связанные с ней успехи и неудачи всегда вызывают сильный эмоциональный отклик.
  • Третий признак определяет главное отличие сверхценной идеи от схожих психических патологий: бреда, паранойи, навязчивостей. В основе идеи фикс всегда лежит реальное событие, пусть самое мелкое, самое заурядное или произошедшее в далеком прошлом. Это всегда преломление конкретного опыта той или иной личности. Ощущение чужеродности мыслей, навязанности извне отсутствует.
  • В-четвертых, у пациента сохраняется критическое мышление (или его проблески), и коррекция с помощью психотерапии может дать ощутимые результаты. Это еще одно отличие идеи фикс от бреда: при нем пациент не в состоянии объективно оценить свои суждения.

Среди самых распространенных сверхценных идей – (склонность в малейшем недомогании видеть серьезное заболевание), идеи ревности, изобретательства, реформаторства и другие. Интересен синдром фантомной беременности, который возникает у женщин с идеей фикс стать матерью.

При нем женщина наблюдает у себя все признаки беременности (тошноту, изменение вкусовых предпочтений, увеличение живота), но в действительности эмбриона в матке нет! Специфического лечения для идей фикс не существует – используются антидепрессанты и разные виды психотерапии.

Некоторые типы личностей больше подвержены возникновению сверхценных идей, чем другие. Если пользоваться терминами теории акцентуаций, то к таким личностям относятся паранойяльные и шизоидные типы. - это крайняя степень выраженности определенных черт характера, находящаяся на границе нормы и патологии, которая позволяет с большей вероятностью предсказать появление одних психических расстройств, чем других.

Так вот, одна из основных черт паранойяльного типа, которая делает его таким уязвимым для сверхценных идей, - завышенная самооценка. А из нее у таких людей вытекает уверенность в безусловной важности их суждений, нужности их поступков - плодотворная почва для возникновения идеи фикс.

Шизоидному типу, помимо прочего, свойственна оторванность от реальности, концентрация на своих внутренних переживаниях и увлеченность ими, необычные хобби и профессии - эти черты и определяют предрасположенность к сверхценным идеям.

Сверхценную идею нужно отделять от плодотворной одержимости делом, которая владеет человеком, сосредоточенным на своей работе и всецело ей преданным. Скольких великих открытий недосчитался бы мир, если бы не одержимые одной идеей ученые, в буквальном смысле посвятившие жизнь своим исследованиям. Хотя, безусловно, есть и обратная сторона медали: одержимость делом может как привести к небывалому успеху, так и стать причиной горького разочарования в случае неудачи.

Свет клином НЕ сошелся

Если признаки одержимости сверхценной идеей в психиатрии выделяются, как мы увидели, четко, то одержимость человеком - случай более сложный. Тут чаще всего речь идет о несчастной любви, о невозможности преодолеть невзаимное чувство. Впрочем, это тоже может выливаться в серьезные психологические проблемы или проявляться соматически (телесно).

Как избавиться от болезненной ? Сначала стоит попробовать решить проблему самостоятельно.

Первый шаг можно описать известной пословицей «С глаз долой - из сердца вон». Отсутствие физического контакта постепенно сформирует и психологическое отдаление. Не нужно искать встречи или, того хуже, преследовать объект страсти. Лучше, наоборот, свести к минимуму возможные точки пересечения. Этот совет распространяется и на виртуальную реальность: не стоит постоянно проверять страницу человека в соцсетях или писать ему.

Дальше нужно попытаться переключить внимание. Отличный способ - физические упражнения, для которых необходима концентрация (например, скалолазание). Книги, музыка, фильмы тоже помогут, только лучше выбирать те произведения, которые не будут напоминать о вашей истории.

Вспомните о том и о тех, что и кого ваша одержимость отодвинула далеко на задний план: работа, хобби, семья, друзья… Пора воплощать в жизнь забытые идеи и планы, завершать заброшенные проекты. Используйте одержимость как стимул для творчества, превратите ее в созидательную энергию. Все мы знаем, что почти за каждым великим произведением искусства стоит история несчастной любви.

Клин клином! Познакомьтесь с кем-то новым, только ни в коем случае не нужно сравнивать его с тем, из-за кого вы оказались в столь плачевном положении. Попробуйте увидеть все то, что может предложить именно новый человек, и никто иной.

Пора формировать другие привычки. Во всем. Освоить новый навык - совет, который, кажется, предлагается при любых психологических проблемах, но от того он нисколько не теряет актуальности. Переключение на незнакомый вид деятельности действительно поможет избавиться от изнуряющих мыслей.

Хорошо помогает и изменение повседневных операций: сменить маршрут от дома до работы (особенно если он проходит через дом того самого человека), пить чай вместо кофе и так далее. Можно сделать перестановку в комнате, поменять стиль одежды, подстричься, в конце концов! Все это обозначит новый жизненный этап, поможет оставить неприятные воспоминания позади.

Нужно понимать, что мгновенных метаморфоз ждать бессмысленно. Процесс освобождения от одержимости будет долгим и скорее всего мучительным, но важно не давать себе слабину и не оглядываться. Не стыдитесь проблемы, не прячьте ее, а наоборот, осознайте ее и боритесь с ней.

Если же вы понимаете, что признаки одержимости не исчезают, то необходима консультация специалиста. Важно не затягивать с визитом, иначе проблема разрастется до серьезных масштабов, и тогда уже с ней будет справиться значительно сложнее. Автор: Евгения Бессонова

Демоны, или бесы созданы из тонкой материи, невидимой для человека, хотя их присутствие около себя можно ощутить по внезапному настороженному чувству (рядом кто-то есть), причём чувство это гнетущее, тревожное. Они могут проникать через все преграды (стена, дверь), т. к. могут "просачиваться" сквозь них. Свободные демоны не могут проникать в освящённое помещение. Это помещение "отмечено" для Господа, и если в нём происходят угодные ему действия, совершаются молитвы, то он посылает на это место свою Благодатную защиту. Благодать Божья, покрывающая такие места, опаляет демонов, они не могут преодолеть её. Если на человеке нет Божьей защиты, то бесы беспрепятственно могут проникать в его энергетические тела. Бесы живут там, где им есть место. Человек, греша, готовит им такое место. Где грех, там и они. По природе своей демоны (бесы) - это чрезвычайно хитрые, злобные, лукавые, лживые существа (сущности), имеющие отвратительную внешность. Они ненавидят праведность и добродетели, ненавидят всё то, что связано с Господом. Они стремятся всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху, и затем взращивать, увеличивать в нём этот грех, пока человек не станет их "рабом". Питаются демоны энергиями человека, когда он предаётся грешным занятиям (допустим, энергиям гнева, сладострастия, ненависти, гордыни, жадности, зависти, корысти). Также демоны любят вдыхать фимиамы от различных воскуриваемых благовоний, бесам очень нравится, когда человек поглощает мясо, особенно с кровью, или же предаётся блудной страсти (при этом энергия партнёра "высасывается" демоном). Если демон находится в человеке, пришедшем в освящённое место (Православный Храм Божий), то от Благодати Божьей ему становится плохо, и человек склоняется к тому, чтобы покинуть это помещение как можно быстрее, путём мысленного внушения беса так, чтобы человек даже и не заподозрил (допустим, под каким-либо предлогом). Либо же бес, до этого тихо находившийся в нём, вдруг резко проявляет себя, и обнаруживается.

Признаки присутствия беса в человеке,
а так же его воздействие на человека

Человек начинает слышать чужие мысли (допустим, я твой друг, я помогу тебе, я люблю тебя, я передам тебе особые знания). Могут быть и "космические истории" внеземного Разума, и даже обман, когда демон притворяется, будто это Ангел-хранитель, или же голос Бога. Делается это для того, чтобы войти в доверие, демон знает, где ваше слабое место. Делается ставка на самолюбие - я выбрал тебя, потому что ты лучше других, они хуже тебя. Бес манипулирует вами, как хочет, чтобы вы поверили ему, и захотели с ним общаться. Если вы что заподозрите, у него сразу найдутся отговорки, чтобы вы успокоились, и слепо доверились ему. Затем "Друг" и "Наставник" начнёт вас учить, и направлять - по пути сатаны.

Может быть иная ситуация. Человек явно никаких других голосов не слышит, но он внезапно вдруг становится совсем иным. Резко меняется взгляд, походка, движения, манера говорить, внутри чувствуется внезапно появившаяся наглая уверенность, ощущение силы и властности. В таком состоянии человека, до этого весьма скромного и добродетельного, сразу тянет на грех. Часто катализатором этого состояния является прогулка по темноте, распитие спиртных напитков, шумная дискотека с трансовыми ритмами. Потом человек осознает, что он наделал, и впадает в недоумение. Как мог он, такой добродетельный, натворить такого? А причина в том, что внутри него находится он - бес. Питается демон энергиями греха, и специально устраивает так, чтобы жертва выпила спиртное, пошла на дискотеку, и т.д., чтобы получить необходимые энергии.

Бес может склонять человека на просмотр фильмов ужасов, фильмов по блудной тематике, фильмов со сценами кровопролитий, жестокости, насилия, при этом человек от просмотра испытывает удовольствия, и жаждет снова и снова таких просмотров, а некоторые хотят получить эти удовольствия в реальной жизни, подражая любимым героям фильмов. Во время таких удовольствий человек выделяет необходимые бесу энергии, которые существо поглощает, у человека формируется стойкая страстная зависимость. Тем самым человек готовит себя к контакту с уже реальными героями любимого "фильма ужасов".

У человека может появиться необъяснимая тяга к оккультной символике, которая в изобилии продаётся в специализированных отделах эзотерики. Жертву беса начинает тянуть к талисманам, картам, статуэткам, аудиоматериалам с трансовыми ритмами, медитациям, лекциям психоэнерготерапевтов (прослушивая которые, человек входит в гипнотическое состояние, и открывается для бесовских воздействий), ароматическим возжигаемым благовониям, книгам по оккультизму, целительству, магии, колдовству. Человек стремится развить в себе сверхспособности, открыть "Третий глаз", чтобы стать всевидящим и всесильным, не задумываясь о том, что идёт на сделку с дьяволом.

Демон может внушить одержимому им человеку, что у него необычные способности и их нужно развивать, он не такой, как все, и тогда, воспользовавшись стремлением человека к познанию, он начинает "обрабатывать" человека, склоняя его к обучению в открывающихся школах магии, колдовства, целительства и т.п., порой играя на чувствах альтруизма и сострадания жертвы, что так человек будет помогать людям, исцелять их, принесёт неоценимую пользу другим, подбадривая жертву, что "скоро о тебе все узнают, ты будешь лучшим целителем".

Когда воля человека сильно ослаблена, бес может вводить жертву в гипнотическое состояние, буквально приказывая ему совершить порой дикие вещи, даже опасные для жизни (погулять в незнакомом лесу, причинить другому боль, и т.д.), причём человек в это время может не отдавать отчёта своим действиям. Человек доводится до состояния психического расстройства.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ДЕМОНОВ (БЕСОВ). КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЕСОВ.

Видео: Как бороться с бесами? Протоиерей Алексий Мороз:

Что нужно сделать человеку, если он одержим бесом (демоном), и хочет избавиться от этого навсегда

Если человек - некрещёный, необходимо принять Святое Крещение в православной Церкви, ибо только с помощью Господа нашего Иисуса Христа можно победить беса. Обязательно установите дома иконостас для молитв, с иконами Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Троицы, Божией Матери, Архангела Михаила, Ангела Хранителя, Святого Великомученика целителя Пантелеймона, Святого Великомученика Георгия Победоносца, Святого мученика Трифона, Святого Великомученика Киприана, Святого Николая Чудотворца, и других святых, приобретите свечи в храме для совершения молитв, молитвослов. Необходимо выучить наизусть главные православные молитвы - Отче наш, Молитва Честному Кресту, Иисусову молитву, и другие православные молитвы. Они помогут Вам при внезапной встрече с бесом, если Вы почувствуете его присутствие или проявление.

Осмыслите свою жизнь, поймите и осознайте грехи, которые Вы совершали, даже по чьей-то злой воле. Нужно исповедоваться священнику во всех своих грехах, вспомнить даже мелкие грехи, причаститься. Если есть возможность - закажите молебен за здравие, сорокоуст, проскомидию. Сходите на соборование в храм. Необходимо совершать исповедание грехов и покаяние перед Господом в своих грехах, находясь перед иконостасом в своём доме, коленопреклоненно. Уберите и уничтожьте предметы из квартиры, которые привлекают бесов (книги оккультные и мистические, амулеты, карты, обереги, талисманы, благовонные курения, видео и аудиоматериалы с медитационной и трансовой музыкой, бульварные журналы и газеты и т.д). Откажитесь от просмотра телевизионных передач (кроме православных телеканалов), и посещения развлекательных мероприятий, сдержанно ведите себя в одежде, украшениях, ограничьте, а лучше вообще откажитесь от украшений и косметики. Обязательно освятите квартиру, пригласив батюшку.

Необходимо укрепить Вашу веру и дух, чтобы затем вступить в борьбу с мучающим вас демоном. Обязательно прочитайте Библию, Евангелие, Деяния Святых Апостолов, Откровение Иоанна Богослова, читайте наставления святых старцев. Как можно чаще посещайте храм, молитесь и просите помощи Божьей. Если человек опасается проявлений беса в храме, необходимо по дороге в церковь в молитвах призывать помощь Божью в усмирении беса и в исцелении. Необходимо приучить себя контролировать свои телодвижения, речь, поведение во время проявлений беса (беснование). То есть во время его проявлений сопротивляться ему, не подчиняться, и сохранять здравомыслие. Сейчас появился новый православный телеканал "Союз" Екатеринбургской епархии. Смотрите по этому каналу утренние и вечерние молитвы, церковные службы, наставления и беседы православных священников.

О постах. Пост - это борьба человека с собственными грехами, выражающимися в страстях. Во время поста Господь особенно слышит наши молитвы и чаяния, и помогает избавиться от страстей. Греховная страсть, которую вызывают бесы - это сильное желание, непреодолимое собственной волей. Поэтому, как только Вы начинаете давать отпор этим страстям, когда поститесь телом и душой, бесы начинают открываться и бунтовать. "Дай мяса!", "Хочу мяса!" - слышите Вы их мысленные внушения, или же внушения принять другую недопустимую постом пищу. Если же во время поста Вы обуздываете не только себя в пище, но и в духовных страстях, ждите тоже провокационных мысленных советов. Приведу пример. При покупке в ларьке у Вас не оказалось нескольких рублей. Продавец попросил их занести позже. Через час Вы уже получили эти несколько рублей, взяв дома. И вот, начинаются мысли "Зачем возвращать деньги, не надо, ничего страшного, она и так цены завышает". Если вы уступите, Ваш бес будет только рад. Если же Вы пойдёте, и вернёте эти несколько рублей продавщице, то Вы беса победите. После этого может начаться тошнота, и подступит комок к горлу. Отойдите в сторону, подальше от взоров, читайте молитвы. Бес из Вас выйдет через рот, возможно с криком, или хрипом. Поблагодарите после этого Господа за помощь.

Во время поста, и не только старайтесь делать побольше добрых дел, подавать милостыню, помогать ближним, делайте это от чистого сердца.

Для того, чтобы вступить в брань с демоном, нужно осознать, что необходимо будет изменить свою жизнь. Во время борьбы, и также после освобождения от демона, Вы должны будете жить благочестиво. Сначала Вам будет это казаться несбыточным, но по мере того, как будет укрепляться Ваш дух, вера, и будет ослабевать влияние беса, добродетель станет входить в Вашу жизнь.

Я думаю, что справиться и уничтожить существо духовное темное, может только духовное светлое, превосходящее его по силе. Во время молитвы, покаяния, когда человек душой обращается к Господу, Божественные Силы одержимому помогают. Спускается Благодать Божия, приходит Божественный избавитель, который и расправляется с бесом (демоном). Какое состояние у болящего должно быть во время проявления беса (беснования)? Глубокого уничижения перед Господом, осознания своей греховности, раскаяния, смирения со своей участью. Представьте, что Вы в храме, перед алтарём, рыдая стоите на коленях, и молите Господа пощадить Вас, и спасти Вас от мучителя. Взмолиться о помощи, молить душой, взывая к Богу. И терпеть проявления твари. Оно Вас трясёт, мучает, а Вы упадите на колени пред иконостасом, устремитесь в это время к Богу, вспомните его страдания из-за Ваших грехов, и с готовностью, как смиренный агнец, терпите, для Бога, мучения. Не пытайтесь проявлять свою агрессию, ненависть к существу, собственными духовными силами человека с ним справиться. Вы только сами себя истощите. Ему только этого и надо, чтобы Вы сами уподобились ему в такой же ненависти и агрессии. Никакой у Вас не должно быть внутренней агрессии, ведите себя, как будто Вы агнец, будьте смиренной овцой Божией, полностью отдайте себя на Волю Божию. Вот тогда тварь из вас уйдет навсегда.

При выходе беса из человека могут внезапно начать охватывать судороги и спазмы, тело может раскачиваться взад-вперёд, судороги могут охватить и горло, будет тошнить. Это значит, что бесу нужно выйти. Пусть Вас вырвет как - бы воздухом, и с хрипом, или криком, и пусть это существо выйдет. Как вышло, помолитесь Господу за свое освобождение, причаститесь в Храме, в ближайшее время пособоруйтесь.

Если Бес (Демон) изгнан из человека, примерно через неделю-две он может вернуться опять. Поэтому с момента его изгнания из вас измените вашу жизнь, живите богоугодно. Вы почувствуете его присутствие рядом с собой по изменившемуся настроению, поганым неприличным мыслям в голове, и странным ощущениям в теле. Это от попытается снова вселиться в вас. Что делать? Молиться с особенным усилием ко Господу и Божией Матери, Ангелу хранителю, прося защиты, уповайте на милость и человеколюбие Божие. Всё скоро пройдёт, и этот демон никогда больше к вам не приблизится, вы будете под Благодатной огненной защитой.

В Православной церкви есть Благодатные таинства, с помощью которых к христианину привлекается спасительная Божия Благодать. Чтобы быть защищёнными от бесов, регулярно исповедуйтесь и причащайтесь, соборуйтесь. Если Вы живёте в браке, повенчайтесь, не давайте бесовским силам лазейку к себе через блуд (жить в невенчанном браке - грешно).

Иногда вы можете слышать мысленные нехорошие внушения извне, не от вас, приходящие внезапно. Помолитесь молитвами "Отче наш"," Да воскреснет Бог", Иисусовой молитвой, Молитвою ко Богородице, и эти мысли быстро пройдут. Это значит, что демоны (бесы) вас искушают, как бы проверяют. Если вы не согласитесь с их мыслями, и попросите Божией защиты в молитве, они отстанут. Не волнуйтесь, это духовная брань, всем христианам нужно её выдерживать, даже святые отцы про неё пишут. (см. раздел сайта библиотека).

И последнее. В случае, если человек подвергается бесовским влияниям, или одержим бесом, не поможет никакая врачебная психиатрическая помощь. Дорогостоящими таблетками и уколами демона из вас не извлечь, они только одурманят ваш разум и сознание, нанеся непоправимый вред организму, и притупят ваши чувства и ощущения, превратив вас в марионетку беса. Вы будете меньше его чувствовать, или временно избавитесь от чувств ощущения его влияния. А перспектива лечь в больничный стационар, и навсегда оказаться на учёте, как психбольной?

Единственное истинное решение в случае, если вы хотите избавиться от демонов (бесов) навсегда - вера в Господа нашего Иисуса Христа и глубокое покаяние. Только милосердный и человеколюбивый Господь может избавить вас от страшного воздействия по вере вашей и молитвам вашим.

" И я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?" (Лк,11,9-12)" ." И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите." (Мф, 21,22)

Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго моё благо, и бремя мое легко" (Мф.,11,28-30)

При использовании материалов с данной страницы ссылка на этот сайт обязательна


Все знают о том, что одержимая бесом личность представляет серьезную опасность. Человек сам не ведает, что творит. При этом нечистая сила подводит его к совершению плохих поступков.

Многим приходилось слышать о том, что бывают случаи, когда в человека вселяется нечистая сила. При этом бесы способны завладеть как телом человека, так и его душой. С момента подселения посторонней сущности он как бы перестает принадлежать самому себе и совершает нехорошие поступки.

Как узнать беса по поведению человека или любым другим признакам? Настораживать должно любое кардинальное изменение поведения личности. Если человек ранее был спокойным и рассудительным, а стал нервным и агрессивным — это серьезный повод для того, чтобы заподозрить одержимость. Конечно, вовсе не обязательно, что в человека вселилась нечистая сила. Возможно, у него что-то случилось, что так сильно повлияло не его отношение к окружающим.

Одним из самых главных признаков одержимости является появление припадков. На человека внезапно может что-то найти и он начинает биться в конвульсиях. При этом у него появляется просто нечеловеческая сила. В таком состоянии его очень сложно удержать. Бывали случаи, когда в приступе одержимости с хрупкими девушками не могли справиться несколько крепких мужчин. Одержимый человек не просто бьется в истерике, но и издает при этом весьма странные звуки. В некоторых случаях эти звуки напоминают рев зверя. Всем присутствующим при таком припадке становится по-настоящему страшно. На лице одержимого человека в приступе бешенства появляется гримаса, напоминающая звериный оскал.

Даже в обычном состоянии выражение его лица, голос, повадки меняются. В некоторых случаях близкие даже не могли узнать голос одержимого. Настолько он менялся. Если в человека вселяется бес, то он начинает неадекватно реагировать на священнослужителей. Как правило, он сторонится их, а в церкви он может разразиться громким смехом. Смех без причины также является одним из признаков одержимости. Окружающие начинают замечать, как с лица человека не сходит какая-то странная и пугающая улыбка.

Есть еще один верный способ узнать, что же на самом деле является причиной странного поведения человека. Нужно подойти к нему поближе с зажженной церковной свечой. Если свеча начнет трещать и искриться, — в человека вселилась нечистая сила. Когда бесы овладевают человеком, они овладевают его душой и телом. При этом окружающие могут заметить изменения, которые будут с ним происходить. Как правило, человек начинает сильно худеть. Это происходит даже в тех случаях, когда аппетит его неуемно растет. Дело в том, что при одержимости нечистой силой бесы высасывают из людей жизненную энергию. Это может также проявляться виде апатии, появления головных болей.

Вселение бесов обязательно нужно лечить. Вернуть человека к нормальной жизни поможет изгнание нечисти. Такой обряд может проводить только священнослужитель. Нечистая сила боится служителей церкви, но просто так покидать тело посторонние сущности не хотят. Обряд изгнания бесов достаточно сложный. Человек начинает вести себя при этом неадекватно. Изгнание нечисти сопровождается устрашающими криками и припадком. После того, как обряд будет совершен, люди возвращаются к нормальной жизни и даже не понимают, как такое могло произойти именно с ними.

Перед тем, как распознать беса, необходимо вспомнить, каким был человек до предполагаемой одержимости. Как правило, вселение нечистой силы способно кардинально поменять характер в худшую сторону.

Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».

Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы. Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия!

Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь.

Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты? Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати.

Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает. Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Г

рех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу. В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол».

Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью. Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме.

Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека. Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти.

Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко». «Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце.

Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан). И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему.

«Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин. Это же подтверждает святитель Феофан Затворник: «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».

Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.

Протоиерей Григорий Дьяченко, известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир». Приведем некоторые из них.

Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.

Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».

В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать.

Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…

Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей.

Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.

Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.

И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).

Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.

о. Константин Пархоменко

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ