Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха. «Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота Крейсер лютцов

В один из будних дней апреля 1958 года, портовые буксиры развернули огромный корпус списанного на металл крейсера носом в сторону Морского канала и неторопливо повели его к последнему причалу - на Кронштадтское кладбище кораблей. Яркое весеннее солнце ласково грело борта, отражалось в многочисленных иллюминаторах, остатки демонтированных надстроек отбрасывали причудливые тени на палубу, где из-под содранной шаровой краски, местами тускло отсвечивала броня марки «Вотан». Боевая служба одного из самых необычных кораблей Советского ВМФ закончилась.


В начале 30-х годов большинство ведущих морских держав вступили в так называемую «крейсерскую гонку» - строительство хорошо бронированных крейсеров, не попадающих под ограничения «вашингтонских соглашений». 16 марта 1935 года Адольф Гитлер объявил о денонсации мирного договора, подписанного поверженной Германией после окончания Первой Мировой войны, и приступил к спешному вооружению Третьего Рейха. Руководство Кригсмарине ясно отдавало себе отчёт, что догнать основного потенциального противника на море - Великобританию по численности и мощи боевых надводных кораблей не удастся. Поэтому вместо строительства чудовищно дорогих и ресурсозатратных дредноутов, немцы разработали концепцию постройки тяжёлых крейсеров и «карманных линкоров», способных к длительным походам и действиям в качестве одиночных рейдеров. Официально Германия не была скована рамками «вашингтонского договора» в тоннаже кораблей и калибре артиллерии, однако, чтобы не вызывать раздражения ведущих западных государств, фюрер и глава Кригсмарине Гроссадмирал Эрих Рёдер официально объявили о планах строительства 5 крейсеров типа «Admiral Hipper» водоизмещением в 10 000 тонн с орудиями главного калибра в 150 мм. Разработка данного типа судов была начата осенью 1934 , однако при воплощении замысла стало ясно, что в заявленные рамки уложиться не удаётся. Установка более лёгких «стопятидесятимиллиметровок» не давала большого уменьшения тоннажа, однако заметно снижала параметры бронепробиваемости, также периодически возникали вопросы по поводу выбора типа и способов монтажа главной силовой установки, оставалась неразрешённой масса других мелких, но не менее существенных, технических проблем. Окончательно наплевав на разные соглашения и ограничения, руководство Рейха приняло соломоново решение строить суда водоизмещением в 15-20 тысяч тонн, вернуться к классическому калибру в 203 мм с компоновкой по два орудия в 4 орудийных башнях, минимальная толщина брони главного пояса 80 мм. Головное судно данного проекта (условное обозначение «крейсер Н») было заложено в июле 1935 года на верфи «Блум энд Фосс» в Гамбурге, в августе «Дойче Верке» в Киле приступила к постройке второго корабля из этой же серии (крейсер G), третий заказ (крейсер J) взяла на себя компания «Германия», принадлежащая семейству Круппов. Четвёртый (K) и пятый (L) крейсера начали собирать на фирме «Дешимаг АГ Вессер» в Бремене соответственно в декабре 1936 и в августе 1937 года.

С приходом Гитлера к власти, тесное сотрудничество в экономической и военной сфере, бывшее между молодым Советским государством и Веймарской республикой, пошло на спад. Чтобы разрядить возникшую напряжённость между двумя державами, СССР начал искать пути сближения с Германией, путём заключения ряда торгово-экономических контрактов. В результате приложенных усилий, 9 апреля 1935 года было подписано «Соглашение между правительством СССР и правительством Германии о дополнительных заказах СССР в Германии и финансировании этих заказов Германией». В соответствии с ним советская сторона получила право разместить под гарантию правительства Рейха заказы германским промышленникам на 200 млн. марок. Эти заказы должны были представлять собой оборудование для фабрик, машины, аппараты, изделия электропромышленности, оборудование нефтяной и химической индустрии, транспортные средства, оборудование лабораторий и т.д. Сюда же входила и техническая помощь. Реально по этому кредиту СССР получил из Германии заводского оборудования и других товаров на 151,2 млн. марок. Поставки советских товаров в покрытие кредита должны были начаться с конца 1940 года, а закончиться в 1943 году.

19 августа 1939 года, за несколько дней до визита Иоахима фон Риббентропа в Москву на подписание знаменитого «Пакта о ненападении», советским правительством было получено принципиальное соглашение германской стороны на выделение ещё одного кредита на сумму около 200 млн. марок, предусматривающего, в том числе, возможность закупки в Германии самого современного вооружения. В конце сентября для ознакомления с новейшими образцами немецкой военной техники, в Берлин прибыла представительная делегация из 48 человек, включавшая в себя не только дипломатов, но и множество ведущих специалистов в области танкостроения, авиастроения и других отраслей. Возглавлял делегацию нарком И.Ф. Тевосян. Следуя весьма разумному решению Сталина, что "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага", особое внимание уделялось попыткам приобрести большие боевые корабли. Рассматривалось множество вариантов, однако немецкая сторона неохотно шла на уступки и после длительных переговоров Германия поступилась только одним кораблём - тяжёлым крейсером «Лютцов», строящимся на судоверфи Бремена. В результате Советский Союз получил, пусть и в 50 % готовности, но вполне современную боевую единицу. И вот 11 февраля 1940 года состоялось подписание договора о покупке «Лютцова», получившего от советской стороны название «Проект 53», за 104 млн. марок. 15 апреля «покупка» в сопровождении двух морских буксиров медленно отвалила от достроечной стенки фирмы «Дешимаг» и 31 мая ошвартовалась в Ленинграде у причала Балтийского завода №189. Вместе с крейсером прибыла команда немецких специалистов инженеров и техников, численностью около 70 человек под руководством контр-адмирала Отто Фейге.

По германо-советским планам окончательный ввод крейсера в строй был запланирован на 1942 год, однако, намеченные графики работ неожиданно стали нарушаться из-за срыва поставок оборудования и материалов германской стороной, а также фактами прямого неисполнения своих обязанностей и умышленной волокиты немецких технических специалистов. В советской и российской историографии неоднократно утверждалось, что немцы сознательно шли на нечестную игру. Война с Советской Россией была практически решена, и помогать вооружаться будущему врагу Германия явно не собиралась. На умышленный саботаж со стороны немцев указывают многочисленные свидетели и очевидцы. Заместитель начальника цеха Балтийского завода Б.П.Фаворов, в своей книге воспоминаний «На стапелях под огнём» пишет следующее: «Вот так, постепенно, день за днём, выполнение работ на корабле задерживалось, плановые сроки срывались. Такая тактика представителей немецких фирм, естественно, наводила нас на мысль, что всё это делается с определённым умыслом, чтобы как можно больше задержать достройку и ввод крейсера в строй. Расчёт при этом был такой: без немцев мы сами, дескать, не справимся с достройкой «Лютцова». Ему вторит бывший старшина С.Я Прикот, служивший до июля 1941 года на корабле котельным машинистом: «Немцы недопоставили ряд важных деталей. Например, стыки на трубопроводах гофрированные. А давление пара там было 52 кг. На наших заводах такие стыки изготовить в короткие сроки было невозможно. А пар не дать! Значит, корабль без хода. Один насос для питания котлов не был поставлен, насос был со старого крейсера, мы это обнаружили, и насос отослали обратно в Германию. Нового так и не поставили. Значит, они делали это умышленно». Документальные свидетельства германской стороны говорят об обратном. Так, например, курировавший советско-германские экономические связи, чиновник МИД Германии Карл Юлиус Шнуре, в подготовленном для своего начальства меморандуме от 15 мая 1941 года, сообщал следующее: «Строительство крейсера “L” в Ленинграде продолжается в соответствии с планом, германские поставки приходят по расписанию» (Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне.) Т.1. Накануне. Книга 2. «1 января - 21 июня 1941 г». Случающиеся перебои в снабжении немцы вполне обоснованно объясняли объективными причинами: продолжающейся войной с Англией, из-за чего возникли трудности с материалами, поток которых был срочно перенаправлен на нужды фронта, и дефицитом квалифицированной рабочей силы из-за массового призыва промышленных рабочих в армию.

Тем не менее, работы по вводу корабля в строй продолжались. В носовой и кормовой башнях на штатные места были установлены 203 мм орудия, из Германии прибыли 20 и 37 мм зенитные автоматы, постепенно вводилось в строй необходимое силовое оборудование. Несмотря на массовый отъезд немецких специалистов и недостаток необходимых деталей, рабочие завода и команда, во главе с капитаном 2 ранга А.Г. Вонифатьевым, прилагала все усилия, чтобы привести крейсер в боеспособное состояние. К 22 июня 1941 крейсер находился в 70% готовности, к этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, носовая и кормовая нижние башни, основание ходового мостика, труба и нижняя часть грот-мачты. На август были намечены ходовые испытания. «Петропавловск» был укомплектован на 100% офицерским составом и на 60-70% старшинами и матросами, общая численность экипажа составляла около 1000 человек.

В ночь с 21 на 22 июня команду корабля подняли по тревоге: было объявлено о необходимости принять и разместить на крейсере 50 человек с затонувшего эсминца «Гневный». С прибывших грузовиков стали спускаться измученные люди, многие полураздеты, некоторые не могли идти сами, и товарищи вели их под руки. На вопросы встревоженных моряков, о том, что случилось, кто-то из вновь прибывших коротко выдохнул: «Война..».

С первых дней Балтийский флот активно включился в борьбу с захватчиками. В Ленинграде, по приказу Народного Комиссара ВМФ Н.Г. Кузнецова, 5 июля 1941 года был организован штаб Морской обороны Ленинграда и Озёрного района, командующим был назначен контр-адмирал Ф.И.Челпанов. Были приняты энергичные меры к оборудованию дополнительных позиций береговых батарей, ускоренному вводу в строй стоящих на ремонте боевых кораблей, формированию отрядов морской пехоты. В ряды морских пехотинцев влились две роты «петропавловцев». Старшина С.Я.Прикот вспоминал об этом так: « Итак, приняли решение крейсер законсервировать. Главный калибр приготовить для ведения стрельбы, специалистов электромеханической части - на фронт. И тут же во дворе зачитывают: "…Список батальона крейсера "Петропавловск". Командир батальона - капитан-лейтенант Сочейкин. Три шага из строя! Первая рота: командир роты старший инженер-лейтенант Шефер. Три шаги из строя! Первый взвод. Командир взвода лейтенант Ершов!…" Буквально так нам читали приказ, и так все выходили. "Первое отделение, помкомвзвода - старшина Прикот!" Вышел, встал. Моих матросов, подчиненных тоже зачитали. Двенадцать человек под моим началом. Все друг друга знали, поэтому и держались вместе. Со следующего дня мы ходили на завод, консервировали крейсер, все маслом заливали, бирки прикрепляли. А вечером - с учебными винтовками к дворцу имени Кирова, к тому, куда на танцы ходили - на сухопутную подготовку. Это длилось до июля месяца, дней двадцать. И после этого выдали : на 12 человек отделения 2 ручных пулемёта, остальные все, кроме командира отделения, получили винтовки СВТ плюс гранаты. У меня, как командира отделения, ППД, как на финской». Разумеется, отправка высококлассных специалистов, на подготовку которых флот затратил не один год, рядовыми в пехоту - верх расточительности, однако у советского командования не было выбора: враг рвался к Ленинграду. На крейсере остались лишь артиллеристы и немного моряков из различных судовых служб, необходимых для поддержания жизнеобеспечения судна. Спешно монтировалась судовая электростанция, продолжалась доделка механизмов подачи снарядов и прочие необходимые работы для ведения успешного артиллерийского огня. 15 августа 1941 года на крейсере, получившем наименование «Петропавловск», был поднят Военно-морской флаг РККФ и, в соответствии со своим состоянием, судно включили в отряд строящихся кораблей КБФ вместе с эсминцами «Опытный», «Строгий» и «Стройный».


Рис. Эсминец "Опытный" ведёт огонь по врагу

Штабом обороны города было принято решение перевести «Петропавловск» на позицию для стрельб в район Угольной гавани. Так как крейсер не имел высоких надстроек, его удалось относительно хорошо замаскировать: корпус судна «терялся» среди различных береговых сооружений. Корабль подвели к причалу и подключили к береговой электростанции, потому что к началу активной фазы боёв за город, до предела сокращённому экипажу судна удалось полностью ввести в строй только одну дизель-генераторную станцию.

Когда в первых числах сентября немцы приблизились к Ленинграду, нашлась работа и для 203 мм орудий крейсера. На берег заблаговременно были отправлены артиллерийские наблюдатели, и вот 7 сентября на крейсере получили первое целеуказание: перед фронтом 21-ой дивизии НКВД отмечено большое скопление немецких войск и техники. Орудия «Петропавловска» впервые открыли огонь, посылая на врага 122 килограммовые снаряды. Немцы заметались и в панике начали отступать. Новая цель: в районе станции Урицк разгружается состав с войсками. Снова рявкнули крупповские орудия крейсера. В течение нескольких минут состав был уничтожен. Наверное, солдаты 36-ой моторизованной дивизии Вермахта были бы немало удивлены, узнав, что разгром им учиняет бывший немецкий крейсер «Лютцов» из немецких орудий немецкими же снарядами. Всего за первую неделю боёв крейсер выпустил 676 снарядов, нанеся войскам 18-ой германской армии существенный ущерб, в частности «Петропавловск» очень эффективно вёл контрбатарейную борьбу, его огнём были сорваны несколько попыток германских войск прорвать оборону в районе железной дороги на Ленинград и по кратчайшему пути войти в город. Как вспоминал в своей книге «Курсом к победе» Адмирал флота Н.Г. Кузнецов: «Очень досаждал фашистам своим артиллерийским огнем недостроенный крейсер «Петропавловск»». 11 сентября на корабле произошёл несчастный случай: во время боевой стрельбы, на 22 выстреле взрывом снаряда в канале ствола, разорвало ствол левого орудия башни № 1. При осмотре места происшествия, был обнаружен дефект: тщательно заделанная и закрашенная немцами раковина на стволе. Умышленная диверсия или заводской брак? Точный ответ вряд ли будет когда-нибудь получен. 10 сентября войска группы армий «Север» вышли на берег Финского залива, что дало им возможность более тщательно корректировать огонь своей дальнобойной артиллерии, а полевым орудиям насквозь простреливать главный водный путь между Кронштадтом и Ленинградом – Морской канал. Взбешённые успешными действиями моряков «Петропавловска», немцы решили, во что бы то ни стало уничтожить крейсер. Последовала серия воздушных налётов, которые были успешно отражены зенитчиками корабля. Однако, от сброшенных бомб, которые хоть и не причинили «экс-Лютцову» никакого вреда, загорелись прикрывающие его от вражеских глаз портовые постройки, была выведена из строя питающая береговая электроподстанция. Положение лишённого хода и находившегося теперь в прямой видимости противника крейсера стало угрожающим. Командир корабля, капитан 3 ранга А. К. Павловский, срочно вызвал буксиры, а пока всю ночь крейсер продолжал вести огонь.

17 сентября тяжёлые 210 мм гаубицы 768-го моторизованного дивизиона Вермахта обрушили на неподвижный корабль первые снаряды. Комендоры «Петропавловска» пытались отвечать, однако немцы прекрасно видели цель и стреляли очень точно. Практически одним из первых снарядов было выведено из строя помещение генераторов № 3 – последний оставшийся источник энергии и судно было полностью обесточено. Крейсер превратился в беззащитную мишень, которую начала беспощадно избивать вражеская артиллерия. В течение дня «Петропавловск» получил более 50 попаданий снарядов различного калибра, в основном 210 мм, что вполне достаточно для потопления практически любого судна. На крейсере возник пожар, потушить который из-за многочисленных повреждений в пожарных магистралях не представлялось возможным. Через пробоины начала поступать забортная вода. Команда спешно покинула тонущее судно, предварительно эвакуировав всех раненых. 19 сентября, приняв огромную массу воды, боевой корабль сел на грунт, тяжело навалившись бортом на причальную стенку. Экипаж потерял 10 человек убитыми и 30 ранеными. Однако крейсер не сдавался. Ночью, соблюдая все меры предосторожности, на борт поднялись оставшиеся члены команды вместе с прибывшими специалистами судоремонтного завода № 189. Скрытно ими был произведён демонтаж зенитного вооружения, крайне необходимого для оснащения судов Ладожской военной флотилии.

Тяжёлое положение на фронте заставило Советское командование ещё больше сократить экипаж, из моряков-петропавловцев была сформирована ещё одна рота морской пехоты, спешно отправленная на передовую, в десант на Петергоф..

Штаб обороны города решил не бросать на произвол судьбы расстрелянный крейсер, было принято решение произвести работы для подъёма и буксировки его в безопасное место. Немногочисленный экипаж и специалисты ЭПРОНа в течение года боролись за спасение корабля. Особенно тяжело людям приходилось зимой: холод, голод, да ещё до переднего края германских войск было всего три километра. Заметив малейшее шевеление в районе вынужденной стоянки судна, немцы открывали массированный артиллерийско-миномётный огонь. Сохраняя все меры свето- и шумомаскировки, в затопленных помещениях крейсера шла невиданная борьба. Слабенькими переносными насосами моряки-балтийцы откачивали воду из отсеков, водолазы заделывали пробоины снаружи корпуса, механики восстанавливали трубопроводы и электропроводку. Дело пошло быстрее, когда судовым специалистам удалось «оживить» часть корабельных насосов. И вот 10 сентября 1942 года железная махина длиной в 212 и шириной в 22 метра наконец-то всплыла. Появилась возможность заделать повреждения в той части корпуса, которая упиралась в причал, к утру был заведён пластырь, на пробоины установлены цементные ящики. Начало рассветать, немцы могли заметить, что боевой корабль ожил и снова засыпать его снарядами, поэтому последовало распоряжение открыть кингстоны и снова притопить крейсер.

Следующую попытку повторили через несколько дней. Мощные корабельные помпы быстро откачали почти 1600 тонн воды, незаметно подкравшийся буксир подцепил стальную громадину и споро потащил её в Неву. Однако и здесь краснофлотцев поджидала неудача: за год сильно изменился фарватер и крейсер сел на мель. Работы по снятию с мели продолжались до рассвета, а утром перед глазами германских наблюдателей снова была привычная картина: накренившийся крейсер спокойно стоял на прежнем месте. Безлунной ночью 17 сентября 1942 очередная попытка по спасению судна удалась. Утром оторопелые немцы увидели пустой причал, а надёжно пришвартованный «Петропавловск» уже стоял у пирса Балтийского завода.

В декабре 1942 года ремонт на судне был завершён, и за день до нового, 1943 года, крейсер был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда снова открыл огонь по врагу. «Петропавловск» ввели в состав 2-й артиллерийской группы флота, куда были также включены линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров», и «Максим Горький», а так же несколько эсминцев. Артиллерией крейсера командовал старший лейтенант Я.К.Грейс. Орудия боевого корабля продолжали громить врага, оказывая помощь сухопутным соединениям. Германская техника не подводила, огонь велся исключительно точно. «КП противника на высоте 112 (восточнее Красного Села). Два прямых попадания в бетонный дот. Снесен угол дота, разрушено верхнее перекрытие. В радиусе 100 метров 31 воронка. Стрельба крейсера «Петропавловск»» - свидетельствует в книге «Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне» Г.И. Хорьков. «Петропавловск» принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив в первый же день, 15 января 1944 года, 250 снарядов. С 15 по 20 января это число увеличилось до 800 при заводской гарантии «живучести» ствола в 300 выстрелов. А всего за 31 обстрел по врагу было выпущено 1036 снарядов. Орудия искалеченного корабля не слишком жалели: на его счет пришлось около трети проведенных стрельб и выпущенных 2-й артиллерийской группой флота снарядов, тем более немцы по какой-то причине перед войной поставили чуть ли не двойной боекомплект. «По донесениям береговых наблюдательных групп и наших войск действия артиллерии «Петропавловска» оказалось весьма эффективным. Только за 19 января на счет крейсера-батареи записали 3 орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров противника» цитирует сводку КБФ В. Кофман в книге «Принцы Кригсмарине». Но постепенно фронт отдалялся, и ведение огня становилось все более затруднительным. Последние залпы корабль произвёл 24 января 1944 года. На этом боевая служба «Петропавловска» закончилась. 19 сентября 1944 года крейсер переименовали в «Таллин».


Рис. Тяжёлый крейсер "Зейдлиц" в Пиллау

После войны рассматривалось несколько вариантов достройки корабля, один из которых был весьма оригинальным. В 1945 году в бухте Пиллау (ныне Балтийск, Калининградская область РФ) советскими войсками был захвачен подорванный немцами «одноклассник» «Лютцова» крейсер «Зейдлиц». Появилась возможность, используя один корабль в качестве «склада запчастей» довести начатое 5 лет назад дело до логического конца. Однако, рассмотрев все варианты, командование ВМФ посчитало затраты на восстановление иностранного и уже морально устаревшего крейсера чрезмерными. К тому же гибридная силовая установка, стоявшая на данном типе судов, оказалась сложной в эксплуатации и ремонте, и не отвечала требованиям послевоенного отечественного судостроения.

После войны «Таллин» стал использоваться в качестве несамоходного учебного судна до 11 марта 1953 года, когда его в очередной раз переименовали в «Днепр». Крейсер превратили в плавучую казарму, в которой проживали экипажи ремонтирующихся в ленинградских доках военных кораблей. Очередная волна переименований не заставила себя ждать, 27 декабря 1956 года бывшее боевое судно получило наименование ПКЗ-112.
3 апреля 1958 года бывший «Лютцов» был исключён из списков флота.

В некоторых работах современных авторов по данной теме, часто встречается порицание правительства СССР за закупку недостроенного крейсера, мол, цена слишком высока, а на затраченную валюту можно было купить или построить что-то более необходимое. Это суждение показывает лишь одно: поверхностное знание ими реалий начала войны. В 30-е годы по злому умыслу или по некомпетентности, ныне записанный в «невинные жертвы сталинских репрессий» маршал Тухачевский, непосредственно отвечавший за вооружения, волевым решением сосредоточил усилия КБ и направил средства и мощности оружейных заводов на воплощение разных фантастических идей типа «универсальной противотанковой зенитки» или авиапушки калибром под 250 мм. Развитие дальнобойной артиллерии им было остановлено, и к началу войны СССР подошёл со считанными единицами полевых орудий, стрелявшими на расстояние свыше 30 км. Артиллерийские системы, бывшие тогда в составе Ленинградского фронта, имели максимальную дальность стрельбы 20-25 км, штатные германские орудия пехотных и моторизованных дивизий уверенно поражали цели на 25-30 км. Получалось, что немцы могли совершенно безнаказанно сровнять город с землёй действиями одной артиллерии. Однако вышло так, что заблокированный в сентябре 1941 года в Маркизовой луже флот оказался спасителем Ленинграда: к примеру, пушки линкоров дореволюционной постройки могли послать тяжёлый снаряд на дистанцию до 44 км. Восьмидюймовки «Лютцова» стреляли на 33,5 км, что позволяло эффективно вести контрбатарейную борьбу против любого типа немецких орудий. За войну крейсер выпустил по врагу снарядов больше, чем любой другой корабль Балтийского флота, сохранив тем самым многие тысячи, не имеющих денежного эквивалента жизней советских солдат и мирных жителей героического города на Неве.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В отличие от “Зейдлица”, в течение ночи не было сделано ни одной попытки увеличить скорость. 157 убитых и 26 раненых явились платой за оставшийся на плаву корабль. За упорство в бою британские моряки прозвали “Дерфлингер” “железным псом”. К концу боя на крейсере окончательно вышли из строя четыре 305-мм и четыре 150-мм орудия.

Фон Хаазе : “В конце колонны германских кораблей к ночи соединились только “Дерфлингер” и “Фон-дер-Танн”. Нельзя сказать, что мы представляли собой очень грозное прикрытие. На правом борту, правда, всё обстояло благополучно и все шесть 150- мм орудий были в целости, но по левому действовали только два. Одного прожектора было тоже маловато. Небо было в облаках, и ночь оказалась темной.”

Корпус “Дарфлингера" в доке во время разделки на металл

После 2 ч.30 м. 1 июня германский флот был обнаружен 13-й флотилией британских эскадренных миноносцев, с которой была выпущена торпеда, чуть- чуть не попавшая в “Дерфлингер”.

Фон Хаазе : “Взошло солнце. Сотни биноклей и подзорных труб обыскивали горизонт, но нигде не могли открыть неприятеля. Наш флот продолжал идти на юг, и 1 июня 1916 г. после полудня мы вошли в Вильгельмсхафен. “Дерфлингер” был сильно побит, многие помещения представляли собой кучу ломаного железа. Но жизненные части не повредило: машины, котлы, рулевая проводка, гребные валы и почти все вспомогательные механизмы уцелели, благодаря броневой защите. Тысячи осколков покрывали корабль, среди них нашлись две почти неповрежденные головные части 381-мм снарядов.”

Для проведения временного ремонта “Дерфлингер” доковался в плавучем доке в Вильгельмсхафене, где до этого стоял “Зейдлиц”. После временного ремонта он перешел на верфь Ховальда в Киль, где в плавучем доке после дредноута “Кёниг” с 22 июня по 15 октября 1916 г. (за 76 дней) на нем был проведен основной ремонт. К концу ноября после шестимесячного общего ремонта и боевой подготовки в Балтийском море “Дерфлингер” полностью восстановил свою боеспособность.

Из задач, в которых основные усилия направлялись на службу сторожевого охранения, обеспечения свободными путей движения и эскортирование немецких подводных лодок, здесь можно упомянуть только отвлекающий маневр немецкого смешанного оперативного соединения в начале ноября 1917 г. во время постановки минного заграждения западнее Хорнс-рев и северо-западнее Гельголанда, причем здесь был оставлен свободный от мин проход, в то время как на пути от Хорнс-рева на север и северо-запад стояли плотные минные заграждения.

В 1918 г. 20 апреля “Дерфлингер” прикрывал постановку минного заграждения в районе банки Терсхеллинг и 23/24 апреля принял участие в большом боевом походе флота Открытого моря до широты Бергена.

После заключения перемирия 19 ноября 1918 г. корабль перевели в Скапа-Флоу, куда он прибыл 24 ноября и где 21 июня 1919 г. его затопил собственный экипаж. В 14 ч. 45 м. крейсер лег на дно на глубине 27-30 м, перевернувшись вверх килем с креном 20° на борт.

В 1938 г. он оказался последним из поднятых в Скапа-Флоу крупных кораблей. Его разобрали бы через год, но начавшаяся война помешала начать разделку на металлолом. Поэтому “Дерфлингер” в положении вверх килем поставили у острова Риза на якорях. Лишь в 1946 г. его перевели в порт Фаслайн на реке Клайд, где он находился в плавучем доке до 1948 г. Там в течение 15 месяцев его разобрали на металл, получив около 20 000 т лома.

Как знак взаимного примирения и уважения между британским и немецким флотами английская фирма, разбиравшая корабль на металлолом, передала морскому атташе ФРГ поднятые судовые колокола флагманского линейного корабля “Фридрих дер Гроссе” и “Дерфлингера”, а впоследствии и служебную печать этого линейного крейсера. Учебный фрегат бундесмарине “Шеер” привез эти уникальные экспонаты в Германию.

Линейный крейсер “Лютцов”

Людвиг фон Лютцов (18 мая 1782 г. – 6 декабря 1834 г.). Прусский генерал-майор, отличился во время войны за независимость. Корабль находился в составе флота с 8 августа 1915 г. по 1 июня 1916 г.

Вверху: линейный крейсер “Лютцов”

“Лютцов” строился по программе (бюджетному году) 1911 г. на верфи “Шихау” в Данциге (строительный № 885). Корабль заложен под названием “Эрзац Кайзерин Аугуста”. Относительно даты закладки киля корабля в литературных источниках имеются расхождения: Campbell и Groner называют май 1912 г, Hildebrand – июль 1912 г.

Линейный крейсер “Лютцов” был построен по тому же проекту и имел такие же тактико-технические данные, что и “Дерфлингер”, но при этом у них имелись некоторые конструктивные отличия. Согласно Conway , его нормальное водоизмещение составляло 26 180 т. Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на XVII основных отсеков. “Лютцов” внешне отличался от “Дерфлингера” более широкой передней дымовой трубой.

По проекту артиллерия среднего калибра состояла из 14 скорострельных 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (6 750 мм) с общим боекомплектом 2 240 снарядов (вероятно, из-за того, что на нем не были установлены успокоительные цистерны Фрамма). Из вспомогательной артиллерии установили только восемь 88-мм зенитных орудий с длиной ствола 45 калибров (3 960 мм) с максимальным углом возвышения + 70° и боекомплектом 225 выстрелов на орудие. Общий боекомплект составлял 1800 выстрелов.

Торпедное вооружение по количеству и расположению было такое же, как и на “Дерфлингере”. “Лютцов” первый в военно-морском флоте Германии имел увеличенный калибр торпед – 600 мм, (боекомплект 12 торпед).

29 ноября 1913 г. после торжественной церемонии на верфи “Шихау” в Данциге прошел спуск на воду второго линейного крейсера типа “Дерфлингер”, получившего название “Лютцов", крестным отцом которого стал гофмаршал граф фон Пипер. “Лютцов” был предварительно введён в состав флота 8 августа 1915 г. и в том же месяце перешел в Киль, где продолжалось его оснащение и вооружение. Стапельный период постройки корабля составил 16 месяцев, достройка на плаву 20 месяцев. Всего постройка продолжалась 36 месяцев. Проведение испытаний и устранение аварии, проишедшей в процессе ходовых испытаний, заняло ещё 7 месяцев.

При испытаниях на мерной миле в том же районе, что и “Дерфлингер”,“Лютцов" при одинаковой проектной мощности и при осадке на 0,3 м меньше проектной развил форсированную мощность машин 80 990 л.с. (увеличение на 29%), что при частоте вращения гребных валов 277 об/мин. обеспечило ему скорость 26,4 узла. Эта скорость соответствовала 28,3 узлам при нормальной осадке на глубокой воде. 25 октября 1915 г. во время ходовых испытаний на нем произошла авария турбины низкого давления левого борта, и он лишь 20 марта 1916 г. с большим опозданием в составе 1-й разведывательной группы смог выйти из Киля на учения. Стоимость постройки была выше, чем у “Дерфлингера” и составляла 58 000 тыс. марок или 29 000 тыс. руб.золотом. Экипаж насчитывал 1 112 человек (1 182 в Ютландском бою).

24 марта 1916 г. “Лютцов” вместе с “Зейдлицем” и “Мольтке” вышел в Северное море и принял участие в походе в район восточнее банки Амрум, поскольку пришло донесение о крейсирующих английских эсминцах. Но противника там не обнаружили. Во время перехода его безрезультатно атаковала английская подводная лодка.

После похода, с 29 марта по! 1 апреля 1916 г., заместитель командующего 1-й разведывательной группы контр-адмирал Бедикер поднял свой флаг на борту “Лютцова”. 21/22 апреля 1916 г. “Лютцов” принял участие в следующем походе флота Открытого моря, целью которого являлся обстрел восточного побережья Великобритании.

Почему именно он? Вероятно по причине его «неудачливости» - «Лютцов», как корабль, мне очень симпатичен, но даже в модельных реинкарнациях ему не везло - единственная из имеющихся моделей, выпущенная Heller’ом - невероятна по своей убогости. К тому же всегда хотел иметь в коллекции «карманника», но «Шпее» казался больно заезженным, да и к тому же чисто визуально не нравится его башнеподобная надстройка. Хотел попробовать себя в глубокой конверсии - скажу честно: устал. Проект длился без малого 2,5 года.

Немного истории

Корабль является головным в серии немецких "карманных линкоров" появившихся как результат ограничений Версальского договора, согласно которому послевоенная Германия не могла иметь больше 6 кораблей в классе линкоров, причем вновь строящиеся единицы не могли превышать по водоизмещению 10 000 "длинных" тонн, а калибр орудий ограничивался 280-мм (11 дюймов). Всего построено три единицы: "Дойчланд", "Адмирал Шеер" и "Адмирал Граф Шпее" ("Deutschland", "Admiral Scheer" и "Admiral Graf Spee").
"Дойчланд" (будущий "Лютцов"), был заложен 9.02.1928, спущен на воду 19.05.1931 на верфи фирмы "Дойче Верке" в Киле.

В межвоенное время выполнял представительские функции, «демонстрировал флаг». С 1933 г. - флангманский корабль ВМС Германии. В 1934-1936 гг. совершил визиты в Шотландию и Скандинавию, трансатлантический переход в Южную Америку, вместе с "Адмиралом Шеером" крейсировал в Северной и Центральной Атлантике.
Начавшаяся в 1936 году гражданская война в Испании призвала "карманные линкоры" на службу к Иберийскому полуострову. 19 июля германская эскадра в составе которой были в частности "Дойчланд" и "Адмирал Шеер" отправилась к берегам Испании, где приняла участие в эвакуации 9300 иностранцев. Тогда же корабль начали преследовать неудачи. Вечером 29 мая на рейде острова Ибица подвергся воздушному удару республиканской авиациии получил 2 бомбовых попадания. Одна бомба попала рядом с мостиком и взорвалась между палубами, а вторая упала рядом с третьим кормовым 150-мм орудием. В межпалубном пространстве разгорелся сильный пожар. Погибли 23 моряка,73 были ранены, многие получили ожоги. Самому кораблю пришлось срочно возвращаться на ремонт в Германию.
В марте 1939 г. С Адольфом Гитлером на борту принимал участие в оккупации Мемеля (Клайпеды).

Начало войны встретил в море - 24 августа 1939 г. вышел для рейдерства в Атлантику, на позиции южнее Гренландии. Но успехи его на этом поприще были более чем скромные: потопил только два судна против одиннадцати у «Шпее», (английское " Стоунгейт" и норвежское "Лоренц В. Хансен") общей вместимостью около 7000 тонн, и в ноябре 1939 г. вернулся в Германию.
В 1939 году броненосец «Дойчланд» переименован в тяжелый крейсер «Лютцов», но удачи ему это не прибавило. В ноябре 1939 г. выходил в Скагеррак на перехват торговых судов, но безрезультатно.

Возможность показать себя появилась во время вторжения в Норвегию 9 апреля 1940 г. Там он действовал в составе группы, предназначенной для оккупации Осло вместе с тяжелым крейсером "Блюхер", легким крейсером "Эмден", 3 миноносцами и несколькими малыми кораблями.

Но как мы все знаем, все пошло немного не по плану - норвеги наотрез не хотели сдаваться без боя и в ходе операции "Блюхер" был потоплен; "Лютцов", в свою очередь, получил три попадания 280-мм снарядами. Было выведено из строя центральное орудие носовой башни главного калибра, на корабле возник пожар. После захвата Осло поврежденный "карманный линкор" получил приказ срочно возвращаться в Киль. Но и путь домой оказался тернист: в ночь с 10 на 11 апреля около 2 часов ночи был атакован английской подводной лодкой "Спирфиш" и получил попадание торпеды. Корпус позади кормовой башни надломился (фактически корма оказалась полуоторванной), было затоплено 4 отсека; корабль принял около 1300 тонн воды. Корабль был отбуксирован в Киль, где и простоял на ремонте более полугода. Уже 9 июля 1940 г. во время бомбардировки Киля в корабль попала бомба. После рмонта фактически был готов к действиям лишь к началу 1941 г. Предполагалось, что в июле 1941 г. "Лютцов" отправится в новый атлантический рейд, однако этого не произошло. Во время этого ремонта внешний вид корабля существенно изменился: появился скошенный «атлантический» форштевень, заварен один из носовых якорных портов по левому борту, установлена размагничевающая система вдоль бортов.

13 июня был опять атакован британскими торпедоносцами "Бофорт", получил попадание в середину корпуса. Были затоплены два моторных отсека и один из отсеков с соединительными муфтами. "Лютцов" лишился хода, принял 1000 т воды и получил угрожающий крен - около 20°. Опять в Киль на ремонт - до января 1942 г.
В ходе операции "Ход конем" ("Россельшпрунг") в июле 1942 г. он должен был действовать против знаменитого конвоя PQ-17, но напоролся на не обозначенную на карте скалу еще до выхода из залива Боген, и вынужден был вернуться в Нарвик. Запланированный на лето рейд в Атлантику был вновь отменен.


В конце декабря 1942 г. принимал участие в операции "Радуга" ("Регенбоген") против конвоя JW-51B вместе с тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер" и 6 эсминцами под командованием адмирала Кюмметца. Бой представлял собой ряд коротких схваток. "Адмирал Хиппер" был поврежден английскими крейсерами "Шеффилд" и "Ямайка", потоплены германские эсминцы "Фредерик Экольдт" и "Байтцен", у англичан потоплены эсминец ("Эшейтес") и тральщик; конвой практически не пострадал. Результатом этой операции явился приказ Гитлера, запрещавший дальнейшее активное использование крупных боевых кораблей.

В дальнейшем "Лютцов" формально оставался в строю, находясь в Нарвике - с уменьшенным экипажем, а в конце сентября 1943 г. "карманный линкор" перешел в Германию и был поставлен на очередной ремонт и модернизацию, который проходил до марта 1944 года в Лиепае (Либаве). Предполагалось, что после модернизации он станет чисто учебным судном.

С осени 1944 года "карманный линкор" "Лютцов" использовался в основном для поддержки отступающих немецких сухопутных войск на восточном фронте.
В апреле 1945 г. "Лютцов" находился в Свинемюнде. В середине месяца он был атакован английской авиацией. Близкие разрывы 5,5-тонных «Толлбоев» (прямых попаданий не было) причинили кораблю такие повреждения, что его корпус постепенно заполнился водой, и "Лютцов" сел на грунт на небольшой глубине. Его орудия по-прежнему продолжали принимать участие в оборонительных боях против советских войск.

4 мая 1945 г. при уходе немцев из Свинемюнде "Лютцов" был взорван командой; корпус полностью выгорел.

Но даже погибнуть с достоинством в итоге ему не удалось: весной 1946 г. советские спасатели подняли корабль, а 26 сентября «Лютцов» был окончательно затоплен в центральной части Балтийского моря 22 июля 1947 года после подрыва на нем нескольких фугасных авиабомб. Последнее его фото:

Вот такая незавидная и несколько бесполезная судьба у этого корабля, хотя - как посмотреть: меньше зла сделал зато.

Почему именно он?

Вероятно по причине его «неудачливости» - «Лютцов», как корабль, мне очень симпатичен, но даже в модельных реинкарнациях ему не везло - единственная из имеющихся моделей, выпущенная Heller’ом - невероятна по своей убогости. К тому же всегда хотел иметь в коллекции «карманника», но «Шпее» казался больно заезженным, да и к тому же чисто визуально не нравится его башнеподобная надстройка. Хотел попробовать себя в глубокой конверсии - скажу честно: устал. Проект длился без малого 2,5 года.

Сборка

Модель представляет корабль на 1942 год, на момент операции "Россельшпрунг", на которую он так и не попал. Этот период был выбран по причине интересного камуфляжа .
Использовалась литература (то что помню):
1) Pocket battleships of the Deutschland class автора Gerhard Koop и Klaus-Peter Schmulke
2) Marine-Arsenal, Die Panzerschiffe der Kriegsmarine special band 2, автор Siedfried Breyer
3) Marine-Arsenal, Panzerschiff “Deutschland “, автор Siedfried Breyer
4) Kagero, The heavy cruiser “Lutzow”
5) Momografie morskie 7, 9
6) Gunpower 17 German naval artillery 1

Афтермаркета было закуплено невероятное количество всякого разного. Не упомню все точно:
1) Набор на Шпее от Эдуарда
2) Набор на Шпее от Ка-моделс
3) Немецкие радары от Флайхока (FH350061)
4) Автоматы от Флайхока 3,7 см и 2 см (FH353001 и FH353002)
5) 20 мм четырехствольные зенитки (VTW35056) и набор немецких прожекторов (VTW35058) от Ветерана
6) Стволы всевозможные от Мастер Модел
7) Спасательные плоты смоляные (уже не помню от кого)

Процесс постройки более менее выложен в ветке форума, особо расписывать тут не стану. Скажу только, что родного в модели только корпус и самолет , да и то - оба подверглись доработкам. Остальное все самодел из пластика Evergreen разной толщины. Башни ГК, 150 мм и торпедные аппараты вылил из смолы, гиморойно конечно не очень удачно, но для первого раза - норм. Краски использовал Vallejo , смывку - готовой смывкой Vallejo, лак - Satin Vallejo. Всем крайне доволен - после Хумброла это просто праздник какой-то. Про саму модель Academia сказать хорошего ничего не могу, на соответствие прототипу (Шпее) не проверял. По качеству - невероятные дрова - хуже не видел. Еще использовал лодки из набора - пришлось закрыть брезентом, тк довести до ума нутрянку не представлялось возможным. Катера подверглись масштабной переделке. Выложу немного фото процесса:
Начало: вытесывание корпуса «Лютцова» из цельного массива «Шпее»:

Надстроечные будни:

Страсти по трубе:

Артиллерийско-крановые работы:

Вчера Дмитрий Нагиев нас немного "загрузил" свои участием в кинофильме о ползущем по лесу офицере госбезопасности...Это кончено, очень важный момент в истории Великой Отечественной войны...но все-таки предлагаю обратить внимание на другую тему.
Вот две выборки в Яндексе по "Петропавловск крейсер".

Первый источник:

(до покупки - «Лютцов», до 2.10.1940 г. крейсер «Л»), с 19.09.1944 г. «Таллин», с 11.03.1953 г. «Днепр»

Заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Берлине. Спущен на воду 1 июля 1939 года Недостроенный крейсер в конце 1939 г. куплен СССР за 106,5 млн. марок золотом. Первоначально в советских документах он фигурировал под названием крейсер «Л».

31 мая 1940 года германские буксиры привели КР к бетонной стенке завода № 189 в Ленинграде. Завод приступил к достройке крейсера, которому 25 сентября 1940 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота было присвоено наименование «Петропавловск».

Несмотря на то, что немцы всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования, к лету 1941 года корабль уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я 203-мм башни и 1x2 - 37-мм и 8 - 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии крейсер уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «Петропавловске» поднят советский военно-морской флаг. К этому времени экипаж составлял 408 человек. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Краснознаменной Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам. Он впервые открыл артиллерийский огонь и не прекращал его в течение одиннадцати суток.

11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1.

С каждым днем напряженность боев возрастала. В ночь на 17 сентября «Петропавловск» вел непрерывный огонь по войскам противника. Но, не смотря на большие потери, вражеские части вплотную подошли к Ленинграду. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра прямой наводкой стала расстреливать неподвижный крейсер. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса стала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» крепился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.

Через год 17 сентября 1942 крейсер был поднят и отбуксирован к стенке завода № 189. С помощью кессонов рабочие Балтийского завода заварили пробоины, восстановили основные, вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. В декабре 1942 г. «Петропавловск» вновь вступил в строй в качестве плавбатареи и был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда 30 декабря 1942 года открыл огонь по германским войскам.

В 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда. 15 января 1944 года обе башни крейсера в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев на Вороньей Горе, в Дудергофе, узлам коммуникаций у Красного Села и Новых Вилози, наблюдательным и командным пунктам противника в Киргофе. Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов.

После войны рассматривалось несколько вариантов достройки крейсера, но ни один из них не был осуществлен.Крейсер был возвращен на Балтийский завод, в январе 1949 года он был переклассифицирован в легкий крейсер, а 11 марта 1953 года - в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр». В декабре 1956 года его переформировали в плавучую казарму «ПКЗ-112». Приказом от 4 апреля 1958 года он был исключен из списков ВМФ и в течение 1959-1961 годов разрезан на металл на заводе «Вторчермета».

Второй источник: "Имя «Петропавловск» носил ещё один боевой корабль. Это был немецкий крейсер «Лютцов », заложенный в 1936 году на верфи «Дойчланд» в Бремене . В феврале 1940 года СССР подписал соглашение о его приобретении. Весной 1940 года «Лютцов » без вооружения был доставлен из Германии в Ленинград. Здесь на Балтийском заводе он находился на достройке. 25 сентября 1940 года корабль был переименован в «Петропавловск». К началу Великой Отечественной войны работы не были завершены, и было решено использовать его, как плавучую батарею . 7 сентября 1941 года крейсер открыл огонь по немецким войскам, подошедшим к Ленинграду. 17 сентября после тяжёлого повреждения, нанесённого немецкой артиллерией, «Петропавловск» лёг на грунт. В течение года на повреждённом крейсере велись спасательные работы, и в сентябре 1942 года корабль был доставлен в док Балтийского завода. В январе 1944 года крейсер принимал участие в прорыве блокады Ленинграда .

Поскольку в 1943 году линкору «Марат» было возвращено его предыдущее имя «Петропавловск», крейсер получил имя «Таллин». Корабль не достраивался, его корпус использовался как учебное судно , потом как плавучая казарма , а в 1958 году был исключён из состава флота."

Хотел бы обратить внимание на следующие моменты:

а) даты и место закладки (строительства) отличаются, но в обоих случаях - 1936 или 1937 годы!!! Может крейсер "Лютцев" был старым проектом - нет лучший крейсер в мире!

б) февраль-март 1940г как раз то время, когда было вынесено решение о расстреле польских военнослужащих, в марте 1940г завершилась финская компания (Германия и Финляндия были союзниками), целью финской компании было "вырубить" из игры Швецию - фабрику германского ВПК, при этом официальный союзник Советского Союза Великобритания находится в критическом положении - полностью блокирована с моря немецким флотом и молит Сталина о помощи и готова снять с себя "последнюю рубашку", только чтобы уговорить "Кобу" вступить в войну против Германии. Более того, первые конвои из Британии в Архангельск начали прибывать еще до начала войны в 1941 году - это когда там уже начали заниматься вандализмом - отправляли на переплавку ограды парков...

в) традиционная чехарда с переименованиями "Петропавловск" (до 1921г*) -"Марат" (до1943г) -"Петропавловск", соответственно этот "Петропавловск", который "Лютцов", стал "Таллин" потому, что то прежнее имя было уже занято, ... прокатилась по всем кораблям (первого ранга)* на Балтийском и Черноморском флотах - зачем посреди войны переименовывать десятки кораблей?

*) В связи с восстанием моряков недовольных политикой большевиков.

Обращаю внимание, что во многих источниках доморощенные военные историки подставляют фото другого типа ЛЕГКОГО крейсера типа "Михаил Кутузов" (см. ниже), как фото "Петропавловска"(аки Лютцов - ТЯЖЕЛЫЙ крейсер).

А теперь я откровенно "включаю дурака" и следующим постом публикую выдержки из внешнеэкономических договоров между СССР и Германией. Вот там будут "ягодки".

*) Исправлено по уточняющему вопросу читателя.

«Лютцов» - пятый тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение германских Кригсмарине. Заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939 году. В феврале 1940 года продан Советскому Союзу,

получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР, участвовал в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск.

В сентябре 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году - «Днепр», в 1956 году - «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключён из списков советского флота, а в 1959 - 1960 годах разобран на металлолом.

История создания и особенности конструкции

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух дополнительных больших крейсеров, аналогичных первым трём единицам типа «Адмирал Хиппер», но вооружённых 12-ю 150-мм орудиями.
Это был политический шаг, призванный продемонстрировать стремление Германии к нахождению в рамках правового поля международных морских договоров. В июле последовал заказ как на сами корабли, так и на башни и орудия к ним.

Конструкции оснований башен ГК были спроектированы согласно специальному требованию с диаметром, аналогичным таковому для 203-мм артустановок первых трёх кораблей типа «Хиппер».
Особым требованием предлагалось спроектировать основания башен таким образом, чтобы они имели тот же диаметр, что и двухорудийные 203-мм установки тяжёлых крейсеров.
Это делалось для того, чтобы при необходимости провести быстрое перевооружение на 203-мм орудия. Но уже в 1937 году крейсера, получившие литерные обозначения «К» и «L», было решено строить в качестве тяжёлых, изначально с 203-мм артиллерией.

Строительство

Пятый, и последний крейсер типа «Адмирал Хиппер» был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы DeSchiMAG в Бремене, где уже находился в постройке его собрат «Зейдлиц». При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Лютцов».
До этого это же имя в германском флоте носил линейный крейсер типа «Дерфлингер», погибший в ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года. Оба корабля были названы в честь Адольфа фон Лютцова - немецкого национального героя, барона, возглавившего партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.

После спуска корабля на воду его достройка замедлилась, причиной чему послужил недостаток рабочей силы и некоторые сбои в германской промышленности. В частности, с большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов.

После заключения Пакта о ненападении между Германией и СССР 23 августа 1939 года, активизировалось военно-техническое сотрудничество двух стран. СССР поставлял в Германию много сырья и продовольствия, в обмен же желал получить образцы новейшей военной техники.
11 февраля 1940 года крейсер «Лютцов», будучи в недостроенном состоянии (корабль был закончен по верхнюю палубу, имел часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра с орудиями, установленными только в носовой из них), был продан Советскому Союзу за 104 миллиона рейхсмарок.
Крейсер, получивший обозначение «проект 53», c 15 апреля по 31 мая был отбуксирован в Ленинград, на Балтийский завод. Вместе с крейсером прибыла инженерная делегация из Германии для продолжения работ.
Однако в связи с планировавшейся войной с СССР Германия не желала усиливать своего будущего противника и поэтому всячески затягивала поставку основных комплектующих. К началу Великой Отечественной войны корабль находился в 70 % готовности.

Великая Отечественная Война

15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота (в условно боеготовом состоянии, на самом деле корабль продолжал оставаться недостроенным). Командир - капитан 2 ранга А. Г. Ванифатьев.

В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. В сентябре 1941 тяжело повреждён многочисленными попаданиями снарядов. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» переименовали в «Таллин».

После войны

После окончания Великой Отечественной Войны крейсер «Таллин» так и не был достроен. Некоторое время он использовался в качестве несамоходного учебного судна, а затем - плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение «ПКЗ-112»).
3 апреля 1958 года исключён из списков флота в течение 1959 - 1960 годов разобран на металлолом.

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное - 14 240 т, полное - 19 800 т.
Длина 199,5 м (по ватерлинии), 212,5 м (между перпендикулярами).
Ширина 21,8 м.
Осадка 5,9 - 7,2 м.
Бронирование борт - 40…80…70 мм,
траверсы - 80 мм,
палуба - 30 + 30 мм (скосы 50),
башни - 160…50 мм,
рубка - 150…50 мм,
барбеты - 80 мм.
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов.
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла.
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов.
Экипаж 1400 - 1600 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 - 203-мм/60 SK C/34.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 105-мм/65, 6 × 2 - 37-мм/83, 10 × 1 - 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 3 - 4 гидросамолёта.