Ураган сломал крест на церкви, чтобы поднять его. Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь Святые и подвижники благочестия

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая - в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну - на Елоховской улице в Москве. При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный - во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат - иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, - Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита). В 1829 году в обители обрели икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: "В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его - и обнаружили икону". По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829-1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: "Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг". Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного "Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле" и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев.

Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: "Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством". Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году - 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена - Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С. Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание "Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни", составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же - автор популярной книги "Православные монастыри Российской империи" и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. Обитель во второй раз была закрыта. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

При подготовке статьи использованы материалы статьи А.И. Ефремова "Николо-Берлюковская пустынь" (www.mj.rusk.ru/00/1/mj1_6.htm)

На фотографиях: 1: Колокольня (1895, 1899). 2: Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами (1840) На заднем плане - соборный храм Христа Спасителя 1842. 3: Колокольня 1895, 1899. 4: Троицкий собор, теплый (1879). 5: Храм Всех Святых на западной стороне монастырской ограды, в корпусе настоятельских и братских келий (1853).



Осенью 2002 года начался новый период в истории обители. Колокольня и храм Христа Спасителя возвращены церкви, настоятелем назначен иеромонах Евмений Лагутин. Начиная с декабря 2004 года в монастыре проводятся Богослужения по воскресным и праздничным дням.

Берлюковская Николаевская пустынь, заштатная, в 20 верстах от города Богородска и в 15 верстах от железнодорожной станции Щелково, на берегу реки Вори. Учреждена в 1779 году митрополитом Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606-1613 годах и получившего свое название от того, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 году в числе древних икон чудесно обретен здесь образ — лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Николаевская-Берлюковская заштатная общежительная мужская пустынь въ 20 верстахъ отъ у. г. Богородска и въ 15 в. отъ станціи Щелково Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор. Основана, по преданію, въ начале XVII столетія; въ 1701 г. упом. строитель Діодоръ; въ половине XVIII века пришла въ запустеніе и въ 1770 г. была упразднена; въ 1779 г. была возобновлена митр. Платономъ; пришла въ благоустройство после 1829 г., когда прославилась исцеленіями икона „Лобзаніе Христа Іудою".

Храмовъ шесть: 1) холодный соборный во имя Христа Спасителя; 2) теплый соборный во имя св.Троицы; 3) домовый во имя Всехъ Святыхъ; 4) во имя св. Василія Великаго, надъ св. воротами; 5) кладбищенски въ честь Казанской иконы Б.M.; 6) надъ пещерами, во имя св. Іоанна Предтечи.

Среди древнихъ иконъ, находящихся въ пустыни,замечательны: 1) въ Троицкомъ соборе икона Вседержителя съ припадшими въ моленіи митр. Филиппомъ и патр. Никономъ; 2) тамъ же, - Эммануила; 3) въ храме Василія Великаго - Курская икона Знаменія Б. M.; 4) тамъ же - Боголюбская икона Б. M. Съ 9 припадшими святыми. Пустынь владеетъ 543 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 29, послушниковъ 60.

Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр. 438



История Николо-Берлюковской пустыни берёт начало на заре ХVII века. Как отмечал Л.И. Денисов, автор историко-статистического описания обители, "взгляд на первоначальное развитие оной нимало неотраден". Итак, в разгар Смутного времени "две старицы, убегая из разорённого поляками Пречистенского Успенского монастыря, вынесли древний образ Угодника Божия (свт. Николая). Как верный хранитель в напастях, он направил их шествие к тому месту, где скрывался некий старец священносхимник Варлаам от тех же гонений. Инокини вручили ему святую икону, которую о. Варлаам принял с благословением как священный дар и внёс в ту часовню, при которой водворился". Братья Холмогоровы ссылаются на источники 1613 года, указывающие, что Никольская церковь в Берлюках была задолго до Смуты. Значит, Варлаам пришёл скрываться не на пустое место, а туда, где уже был когда-то храм и, не исключено, монастырь. Есть версия, что и эта обитель была разорена поляками, а старец прятался в пещерах, существующих при Николо-Берлюковской пустыни до сих пор. Так или иначе, не доверять сведениям Денисова нет оснований, потому что обо всех указанных им личностях есть упоминания в других исследованиях. Варлаам - настоятель уничтоженного в Смуту Стромынского Троицкого монастыря (ныне с. Стромынь), монахини, принесшие икону Свт. Николая - Евдокия и Иулиания, настоятельница и казначея Предтеченского Успенского монастыря села Пречистое (ныне г. Лосино-Петровский). Интересно, что топонимика сохранила имена обеих монахинь: Берлюковская пустынь стоит в деревне Авдотьино (Авдотья - просторечное от Евдокия) недалеко от Ульяниной горы (Ульяна - просторечное от Иулиания)... А вот сами Берлюки, то ли от отшельника, подвизавшегося в пещерах, то ли от терроризировавшего окрестности бирюка-разбойника, возможно даже раскаявшегося потом - русская традиция изустных народных преданий любит раскаявшихся разбойников. Даже историческое описание монастыря 1875 года даёт образ Берлюка, так скажем, "в диалектике": "Одни почитали его за убогого пустынножителя и отшельника, а другие подозревали в нём человека недобраго, начальника станичников, каковыми почитали обитателей опустелого монастырища. Иногда видели Берлюка стоящим при большой дороге, на груди его висела икона Святителя Николая, одна рука опиралась на старческий посох, а другая простиралась к ходившим и проезжавшим Стромынкою и испрашивала скудную милостыню для хлеба насущного. Это была светлая сторона жизни этого неведомого старца. О нём ходили ещё и другие смутные слухи, что будто бы он иногда, под вечер, выходил на большую дорогу, но только уже не для того, чтобы испрашивать милостыню, а чтобы силою отнимать у проходивших и проезжавших, что мог, при помощи своих соумышленников, и счастливыми почитали себя те, кому удавалось живыми избыть от злодейских рук его". Имеет смысл обратить внимание на указание в тексте "опустелого монастырища".

В источниках ХVII века в Берлюках указывается "церковная земля, что был Храм Николы Чудотворца", то есть опять-таки пустующее место. В 1715 году числится "новопостроенная церковь". Строителем был некий Викула Мартынов, "боголюбивый мирянин, купецкий человек, тяглец мещанской слободы". По мнению Холмогоровых, по окончании строительства Мартынов постригся в монахи. Так или иначе, в 1719 году вокруг Никольской церкви возникает монастырь. В 1731 году настоятелем обители был назначен иеромонах Иосия (Самгин), известный своим решительным антизападничеством. В прошлом - монах Саровского монастыря, человек жёсткий, не боявшийся резко высказывать свои взгляды, решительный противник засилья иноземцев во власти, при Анне Иоановне приобретшем черты эпидемии... Совершенно очевидно, что долго руководить монастырём ему бы не дали. И вот, в 1733 году к Ростовскому архиепископу Иоакиму явился некий монах Георгий (Зворыкин) из того же Саровского монастыря, поведал о своей одержимости бесами... и заодно о том, что в Саровской и Берлюковской обителях почитают юродивых как святых, монахи обсуждают с мирянами пагубное влияние западных веяний, читают запрещённые книги и вообще готовят антиправительственный заговор... Это был приговор. С позиции настоящего времени мы знаем, что Иосия действительно часто общался с московскими юродивыми, не скрывал ни от кого своих антизападных настроений и почитывал, скорее всего, "запрещёнку". Но был ли он заговорщиком? Едва ли, если, конечно, не считать заговором фрондерство по отношению к Феофану Прокоповичу. Так или иначе, под каток репрессий попал и Иосия, и - по логике "доносчику первый кнут" - Георгий Зворыкин. Обоих расстригли в 1734-м году. Иосию трижды поднимали на дыбу и по окончании трёхлетнего расследования вырвали ноздри и сослали "в Камчатку вечно". Зворыкин, также без ноздрей, отправился в Охотский острог. Берлюковскую пустынь разогнали, монахов и трудников также подвергли разнообразным казням или сослали по отдалённым уголкам страны. Только в 1759 году появляются известия о возобновлении монашеской жизни в Берлюках. Монастырь относительно успешно "проскочил" Екатерининскую секуляризацию 1764 года - не был закрыт по бедности, всего лишь выведен за штат, но... спустя всего несколько лет пал жертвой "благих побуждений". Надо же было настоятелю Никону в 1770 году написать в Московскую духовную консисторию жалобу на крайнее стеснение в средствах, из-за чего обитель пребывает в плачевном состоянии! Дух секуляризации ещё был силён, и в Москве постановили немедленно "исправить упущение 1764 года". Обитель во второй раз закрыли. Впрочем, ненадолго.

Берлюковская обитель была возрождена в 1779 году усилиями митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Стараниями владыки появились и благотворители. Начинается активное строительство. Собственно, тогдашнего игумена Берлюков так и прозвали - Иоасаф Строитель. Он был переведён сюда из Николо-Перервинского монастыря Москвы, одной из любимых обителей митрополита Платона. Второй был, как известно, - "духовный щит" - Николо-Пешношский монастырь. И именно с Пешноши происходили три настоятеля Берлюков, управлявших монастырём, с благословения Платона, подряд с 1806 по 1828 год. А в 1829-м году произошло великое чудо: была обретена чудотворная икона "Лобзание Христа Иудою", ставшая главной монастырской святыней. Началась пора процветания. Середина ХIХ века - период, когда обновляются все монастырские постройки. Строятся ныне существующие храмы - храм Христа Спасителя и Василия Великого, а также многие жилые и хозяйственные сооружения. Работами и всей монастырской жизнью руководит игумен Венедикт - также один из выдающихся настоятелей Николо-Берлюковской пустыни. Его дело продолжили и последующие руководители. К концу ХIХ века монастырь приобретает окончательно сформировавшийся облик: в пещерах обустраивается церковь во имя Собора Иоанна Предтечи, возводится Троицкий храм и, наконец, на исходе столетия - грандиозная колокольня по проекту признанного мастера русской эклектики А.С. Каминского. Это одна из самых высоких колоколен Подмосковья, выше неё (из сохранившихся) - только колокольня Николо-Угрешского монастыря, да и то разница невелика - 90,34 против 93 метров.

Беды начались вскоре после революции. В 1922 году изъяли ценности. В том числе и ризу с иконы "Лобзание Христа Иудою". Сам образ бесследно пропал. Монастырь закрыли - уже в третий раз - в 1930 году. Храмам придали светский вид, сбросив с них купола с крестами. В зданиях разместился дом инвалидов, потом - психиатрическая больница для туберкулёзных... Несколько десятилетий стояли мрачные, давно требовавшие ремонта монастырские стены, поверх которых виднелась колючая проволка, да возвышалась над всем этим комплексом взметнувшаяся ввысь громада колокольни. Только осенью 2002 года бывшую обитель вместе с храмом Христа Спасителя вернули Церкви. Ещё несколько лет занял ремонт. При этом насельники были вынуждены делить территорию с домом скорби... И вот, в 2015 году, после 13 лет борьбы, больницу выселили за территорию обители, и монастырю наконец передали все постройки. В Божий дом вернулась духовная жизнь...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №269, 2017 г.

Об этой «шалости урагана» по горячим следам не упомянули центральные телеканалы и газеты: в деревне Авдотьино, ураган своротил крест на колокольне Николо-Берлюковского монастыря - одной из самых высоких колоколен, возведенных в наших краях.

Ее «рост» - 88 метров. На 7 метров больше, чем у знаменитого Ивана Великого в Кремле! Этого исполина начали возводить в монастыре летом 1895 года «на жертвуемую московским купцом Федором Никитичем Самойловым сумму 30 000 рублей». Проект колокольни в русском стиле выполнил известный архитектор Александр Каминский. В нижнем из четырех ярусов кирпичной «высотки» были предусмотрены ворота парадного въезда в монастырь, а самый верхний ярус увенчали позолоченной главкой с восьмиконечным крестом. Все работы на новой звоннице были завершены в 1899 году.

Свои непосредственные функции почти 90-метровая красавица выполняла лишь два десятилетия. Уже вскоре после революции Николо-Берлюки закрыли. Ее храмы разорили, служебные постройки приспособили для нужд спецбольницы «с психиатрическим уклоном»... Однако на протяжении десятилетий на колокольной главке, на кресте сохранялась позолота: слишком сложно было «утилизаторам» добраться на такую верхотуру, чтобы «национализировать» драгметалл.

Ситуация поменялась в постсоветское время. Осенью 1992-го в одном из авдотьинских храмов была зарегистрирована церковная община. Потом часть старых построек вернули Русской православной церкви для возрождения здесь монастыря. Однако в «небесной канцелярии» по отношению к колокольне вновь обустраиваемой Николо-Берлюковской обители явно допустили какие-то просчеты: летом 1994 года во время разыгравшейся бури с этой звонницы сорвало навершие вместе с крестом.

Колокольня простояла обезглавленной более 10 лет. Лишь в августе 2006 года в ходе начавшихся реставрационных работ на колокольне вновь установили сверкающую позолотой «луковку» с крестом. Но этот символ православия продержался на своем месте лишь до нынешней весны. 29 мая беда повторилась: вновь налетел сильный ураган и уронил крест. (Как указано в старом справочнике, высота креста вместе с «яблоком» составляет 12 аршин (около 8,5 метра), а вес - 38 пудов (более 600 килограммов).

Ситуацию прокомментировал для «МК» специалист - архитектор-реставратор Наталья Князева:

В 2006 году, во время проводимых тогда реставрационных работ, крест вместе с главкой (их общая высота около 15 метров) поднимали и устанавливали при помощи вертолета. Подобный же вариант возможен сейчас. Другой способ - соорудить так называемые выносные строительные леса. В любом случае весь комплекс восстановительных работ потребует немалых затрат.

Авдотьино - деревня и монастырь неподалеку от Щелковского шоссе, Ногинский район

Согласно историческим данным, на месте нынешней церкви Святой Троицы на окраине Лосино-Петровского по благословению митрополита Петра (XIV в.) был построен деревянный женский Пречистенский монастырь. В XVII веке, во время нашествия поляков монастырь был сожжен. Последней игуменье этого монастыря - Евдокии удалось скрыться. По преданию она поселилась в лесу на берегу Вори. На этом месте и возникла позднее деревня Авдотьино, названная по имени, мирскому, монахини. Вероятно, что другой беглец, настоятель Стромынского монастыря, также разоренного поляками, поселился неподалеку, у местного сельского кладбища, и основал Николо-Берлюковскую пустынь.

Адотьино знаменито своим монастырем и некогда известными купцами и промышленниками.

Монастырь.

Николаевская Берлюковская пустынь расположена к северо-востоку от Москвы, близи бывшего Стромынского тракта, в живописнейшем месте на берегу реки Вори. В советское время монастырь не имел статуса архитектурного памятника и постепенно разрушался.

Около четырехсот лет назад на месте Берлюковской пустыни была дикая, глухая местность, сплошь покрывая непроходимыми лесами, с редкими, малочисленными селениями вокруг, да убогим сельским кладбищем на берегу Вори.

Ранний период истории обители восстановлен по тетрадям архимандрита Венедикта, настоятеля монастыря с 1829 по 1855 гг., в них записаны сохранившиеся народные предания. Исторических источников за этот период не сохранилось. И только начиная с XVIII столетия она прослеживается в делах Монастырского Приказа, в Дозорных и писцовых книгах и других источниках. Большое количество документов собрано в Московском городском архиве (ЦГАГМ) в специальном фонде № 709 Николаевской Берлюковской пустыни. Они охватывают период с 1764 по 1920 годы.

В начале XVII века в Россию вторглись польские интервенты во главе с Лжедмитрием I. Заняв в 1605 году Москву, польские интервенты рыскали по Подмосковью, грабя и истязая население, разоряя, оскверняя и уничтожая храмы и монастыри. Спасаясь от врагов, многие жители уходили в леса где находили приют и пищу. Был разграблен и сожжен Стромынский мужской монастырь, основанный Сергием Радонежским. Вскоре такая же участь постигла Успенский Пречистенский женский монастырь, находившийся в семи верстах от того места, где впоследствии возникала Берлюковская пустынь. Это место ранее называлось селом Аристовским, Аристовым Погостом, а позднее - по названию уничтоженного монастыря - Пречистенским погостом. (В настоящее время входит в черту города Лосино-Петровского).

Согласно народному преданию около 1606 года в лесу, на берегу реки Вори, появились некий старец, схиеромонах Варлаам и две старицы Евдокия и Ульяна, принесшие с собой спасенную от поляков старинную икону Николая Чудотворца. Предполагается, что Варлаам был настоятелем уничтоженного поляками Стромынского монастыря, Евдокия игуменьей, а Ульяна казначеей Пречистенского женского монастыря, также уничтоженного поляками. Каждую из них сопровождали по несколько послушниц. По преданию старец сначала удалился в Пречистенский женский монастырь, а когда и его разорили поляки, он вместе с Евдокией и Ульяной ушел в лес на берег Вори. Варлаам поселился на кладбище, Евдокия там, где впоследствии возникла деревня Авдотьино, названная ее именем, а Ульяна - на горе, которая до сих пор называется Ульяниной.

Для спасенной старицами иконы Николая Чудотворца Варлаам построил деревянную часовню и с помощью монахинь стал проводить в ней богслужения. Вскоре весть о пришельцах и спасенной ими иконе разлетелась по округе; на богослужения стали стекаться окрестные жители.

В 1613 году, после изгнания интервентов, на Российский престол был призван Михаил Федорович Романов. В это время Варлаам, с помощью прихожан, построил небольшую деревянную церковь. Вокруг нее стали поселяться разные бездомные люди: отшельники, беглые крестьяне, бродяги и нищие. Вероятно, из них Варлаам собрал небольшую братию и церковь превратилась в монастырь.

После смерти Варлаама церковь опустела, братия распалась. Среди обитавших вокруг нее бродяг был один, как бы их начальник, по имени Берлюк или Бирюк, выделявшийся среди остальных своим звероподобным видом: зимой и летом он неизменно был одет в овчинный тулуп, вывернутый шерстью наверх. Человек суровый, малообщительный, он вел жизнь таинственную, непонятную для других. Днем он выходил на Стромынский тракт с посохом в руке и иконкою на груди, выпрашивая у проезжих милостыню. О нем ходили слухи, что в ночное время, вместе со своими дружками Берлюк выходил на большую дорогу с кистенем в руках грабить проезжих. Что однажды Берлюк, убивший и ограбивший проезжего купца, был схвачен и брошен в тюрьму. Ходила также молва о том, что награбленные ценности Берлюк хранил в замаскированной пещере на берегу Вори.

В то время, как Берлюк, сидя в тюрьме, ожидал смертного приговора, к нему проник какой-то юноша, пообещавший старику устроить побег, если он укажет место, где упрятаны его сокровища. Жаль было расставаться с награбленным, но жажда жизни и свободы победила алчность бродяги, и он открыл свою тайну.

Вслед за этим юноша со своими братьями появились на берегу Вори под предлогом искателей целебных трав. Днем они отыскали пещеру, а ночью вскрыли ее и выгребли все содержимое. Вероятно, клад был значительным, так как наутро поселяне находили множество золотых и серебряных монет

Неизвестно чем закончилось дело Берлюка, вероятно, он был казнен Вряд ли те, кто воспользовался его сокровищами помогли спасти старика. Однако имя его вошло в историю и сохранилось в названии пустыни.

В 1700 году Берлюковское монастырище было приписано к угодьям Московского Чудова монастыря. Сюда из Москвы были присланы на жительство две семьи монастырских крестьян и несколько человек братии. Они выстроили конный и скотные дворы, а богатый купец Вукол Мартынов выстроил за свой счет новую каменную церковь. Настоятелем и строителем возрождающегося монастыря был определен ставленник опальной царицы Евдокии Лопухиной - Никифор. Он был заподозрен в связях с заточенной в Суздале царицей и в самовольном пострижении монахов, что в то время жестоко преследовалось

Спасаясь от расплаты Никифор вскоре бежал, скитался по разным обителям, был схвачен в Санкт-Петербурге, бит плетьми и заточен в Богословскую пустынь, где, по-видимому, и скончался

На его место в 1732 году был определен иеродиакон Иосия Самгин. Этот хитроумный и ловкий интриган, карьерист до назначения в Берлюки, находился в Саровской пустыни, под Нижним Новгородом Настоятель этого монастыря Иоанн, человек честный и добрый, рад был освободиться от Иосии, стремившимся занять его место. Настоятелем Берлюковского монастыря Иосию рекомендовал московский священник отец Петр, который вскоре сам постригся в этой обители, приняв имя Пахомия.

Вместе с Иосией из Сарова прибыл иеромонах Иаков, а через некоторое время к ним примкнули высланные Иоанном иеромонах Сильвестр и иеродиакон Боголеп.

В первые годы настоятельства Иосии в Берлюковской пустыне мало что изменилось. Взаимоотношения его с братией не сложились. С неугодными Иосия расправлялся круто, высылая их из обители. Высланным оказался и рекомендовавший Иосию в Берлюки Пахомий, человек честный и правдивый, прямо выражавший игумену свое недовольство установленными в монастыре порядками.

Десятилетнее правление императрицы Анны Иоанновны (1730 - 1740) вошло в историю под названием "бироновщины". Хотя по сути дела за спиной невежды и грубияна Бирона стоял ловкий и коварный делец Андрей Остерман, не гнушавшийся никакими средствами для достижения карьеры, умевший ждать своего часа. Он шел к власти крадучись, устраняя с пути соперников, отправляя многих в ссылки или на плаху.По сути Бирон был марионеткой в руках Остермана, фактического правителя России в царствование Анны Иоанновны.

Засилье иноземцев, невиданная роскошь двора, разбазаривание государственной казны и национальных богатств, самоуправство императрицы, все это вызвало законное недовольство среди не только дворян, но и простонародья Императрица и ее окружение жили в постоянном страхе перед антиправительственными заговорами, смутами, бунтами и злоумышлением.

Положение усугублялось расколом в русской православной церкви. Уже десять лет тянулось дело Маркела Радышевского, когда-то близкого человека Феофану Прокоповичу, любимцу Петра I, ныне Президенту Святейшего Синода, человек умный, дальновидный, образованный, но властолюбивый и тщеславный, мстительный и злопамятный, жестокий до предела к тем, кто когда-либо причинил ему неприятность. Так из близкого человека стал его злейшим врагом Маркел Рады шевский, вид ный деятель в борьбе православия с протестантством. Внешне суть дела сводилась к теоретическим богословским спорам, к борьбе за чистоту догматов православной церкви. Началось с того, что в 1732 году было найдено подметное письмо с осуждением церковной реформы Петра и отмены патриаршества. Прокопович заподозрил причастие Радышевского к сочинению письма. Этого было достаточно для того, чтобы бывшие приятели превратились в злейших врагов. Начались взаимные обвинения друг друга в протестантстве, письма и доносы на имя императрицы и в Тайную канцелярию. Еще Екатериной I Феофану было объявлено порицание за отступничество от православия. Прокопович затаил злобу и на каждом шагу начал преследовать Радышевского. Он добился заключения того под стражу. Но ему не удалось свалить и совершенно уничтожить противника. Великолепно владея пером, он умел из какого-нибудь пустяка раздуть дело о государственном преступлении, вовлечь в него широкий круг совершенно невинных людей. А тут подвернулся благоприятный случай, чтобы окончательно упечь Радышевского, случай, тесно связавший дело Радышевского с судьбами Берлюковской и Саровской пустыней, их настоятелями и монахами.

13 декабря 1733 года в Московскую синодальную контору пришел Саровский монах Георгий Зворыкин; он просил избавить от бесов, нечистой силы, от их постоянного преследования, говорил, что они истязают его, сбрасывают с лестницы, поднимают ввысь, а за богоотступничество предлагают всякие по чести и богатство. Простое перечисление самообвинения Зворыкина свидетельствовало о том, что он был психически больным человеком, подверженным галлюцинациям. Но вместо того, чтобы поместить его в больницу, Синодальная контора передала дело в Тайную канцелярию, где Зворыкин был посажен в тюрьму.

Сообщение об аресте Зворыкина сильно взволновало Берлюковского настоятеля Иосию. Зная за собой грешки еще по Саровской пустыни, он опасался, что Зворыкин может сообщить о них Тайной канцелярии. Дело в том, что по указу Святейшего синода были введены множество строгостей в жизнь монастырей, в частности, производились чистки от незаконно постриженных и самовольно переселившихся из других обителей. За обнаружение нарушения настоятели жестоко карались. Монастырь напоминал встревоженный улей. Иосия боялся, что Зворыкин может наболтать про него лишнего и тогда ему несдобровать. Чтобы обезопасить себя он решил написать донос на Зворыкина. В нем, в частности, Зворыкин обвинялся не только в богоотступничестве, но и в том, что на исповеди признался, что вместе с приятелями хотел извести царя Петра II.

Донос был подан в Синод, а оттуда передан в Тайную канцелярию, хотя умысел цареубийства Иосия из него исключил. Этот - то донос и погубил Иосию, а вместе с ним и переведенных в Берлюки монахов Саровского монастыря.

Тайная канцелярия распорядилась немедленно арестовать Иосию и с ним монахов Иакова, Сильвестра и Боголепа, а из Саровского монастыря настоятеля Иоанна и монаха Ефрема. По доносу Иосии были произведены обыски в Саровском и Берлюковском монастырях, изъяты обнаруженные бумаги, в том числе тетради о монашестве Маркела Радышевского. Разбор этих документов был поручен Прокоповичу, который не преминул воспользоваться случаем разделаться с Радышевским, изобразив дело таким образом, что в недрах указанных монастырей существует злодейский заговор против правительства, что существует тайная фракция (партия), которая этот заговор осуществляет. Так как ссылка на монахов была недостаточно серьезной, он выразил предположение, что во главе заговора стоят более высокие фигуры.

К делу были привлечены княгиня Мария Долгорукая, графиня Анастасия Матвеева, князь Иван Одоевский с матерью и много, много других кто был в монастырях - "гнездах мятежа и смуты", или так или иначе общался с арестованными. Прокоповичем была представлена и фигура более высокого полета, якобы стоявшая во главе заговора. Им оказался Действительный Тайный Советник, Андреевский Кавалер, бывший кабинет-секретарь, любимец и доверенный человек Петра I, в то время президент коммерц-коллегии Алексей Васильевич Макаров.

Еще при жизни Петра у Прокоповича и Курляндской герцогини, будущей императрицы Анны Иоанновны сложились с кабинет-секретарем напряженные отношения. Не исключено, что мстительный Феофан, при поддержке императрицы, решил свести личные счеты с Макаровым. Тот был посажен под домашний арест: все бумаги и вещи в доме были опечатаны, какое бы то ни было общение с внешним миром запрещено. Приставленные к дому тринадцать стражей в течение нескольких лет, денно и нощно следили за домом Макарова и его обитателями.

На каком основании был притянут к делу Зворыкина - Радышевского Макаров? Оказывается, что Иосия был духовником в доме Макарова, а его супруга однажды побывала в Берлюковской пустыни и пожертвовала монастырю парчовое покрывало с гроба умершей дочери.

По решению Святейшего Синода Берлюковская пустынь подлежала закрытию, оставшиеся в ней монахи переведены в другие монастыри,туда же передавалось монастырское имущество и церковная утварь.

Однако дело о заговоре тянулось еще почти четыре года. В желании запутать Макарова и доказать его виновность к дознанию привлекались все новые и новые лица. Дело закончилось лишь в декабре 1738 года и тянулось более 12 лет. Указом императрицы Анны Иоанновны бывшие монахи и пастыри Берлюковской и Саровской пустыней были расстрижены и сосланы навечно в каторжные работы в Сибирь, Охотск, на Камчатку и в другие места, главные виновники Зворыкин и Иосия - с вырезыванием ноздрей. Как ни старались Прокопович, а с ним заодно вероломный интриган и ловкий проходимец Андрей Остерман придать процессу политический характер и представить Макарова главой тайного заговора, доказать это им так и не удалось. Однако и после приговора домашний арест с дома Макарова так и не был снят. Он умер в 1740 году не будучи ни осужденным, ни оправданным до самой смерти. Вероятно, главные организаторы этого "процесса" Прокопович и Остерман все еще надеялись найти необходимые улики для его осуждения.

Неизвестно, что стало с Берлюковской пустынью после Указа о ее ликвидации. Дела и бумаги Синодального правления во время большого пожара Москвы в 1737 году сгорели. В 1759 году она находится в числе действующих Правда, влачила жалкое существование и в 1770 году была упразднена.

Представление о строениях монастыря в 1764 году дает опись, составленная его настоятелем Акиндином:

1. Церковь каменная, одноглавая, крытая тесом, с приделами во имя Николая Чудотворца и Живоначальной Троицы.

2. Колокольня деревянная, крытая тесом, на двух столбах, пристроенная к церкви с задней стороны, колоколов 4, из-под колокольни вход в церковь.

3. Настоятельский келий две, крытых дранью, при одной через сени - хлебня, при другой - клеть.

4. Братских келий с сенями две, каждая в 4 сажени длины и 2 сажени ширины.

5. Сарай сенной и тележный.

6. Два хлебных амбара.

7. Два погреба.

8. Ограда бревенчатая с трех сторон, четвертая обращена к реке С восточной стороны Святые ворота деревянные, под шатром, с главою и деревянным крестом.

Рядом с оградою скотный двор, конюшня, деревянная изба для скотников и конюхов Под всею пустынью занято земли 29x49 сажен.

Братии в монастыре вместе с настоятелем и священником было всего 8 человек.

Однако монастырь не исчез. В двух верстах от Берлюков, вниз по течению реки Вори, находилось сельцо Савинское, принадлежавшее генерал-поручику Владимиру Ивановичу Лопухину. Будучи в преклонном возрасте, Лопухин каждое лето жил в своем подмосковном имении Савинском Московский митрополит Платон (Левшин), близко знакомый с Лопухиным, нередко навещал его здесь. Ближайшая округа не случайно привлекала особое внимание владыки недалеко, в селе Топорково он был крещен. Во время пребывания у Лопухина в 1778 году Платон узнал, что по соседству находится упраздненная Берлюковская пустынь. Отправившись туда пешком, владыка обнаружил запустелый храм и совершил в нем молебствие. Предание гласит о том, что сильно недомогавший Платон после молитвы почувствовал значительное облегчение. Он тщательно осмотрел обветшавшие монастырские постройки, любовался замечательною по красоте местностью. В результате возникло желание восстановить упраздненную обитель. Гостеприимный, радушный хозяин Савинского наутро предложил гостю полюбоваться ловлей рыбы в реке Воре. Далее предание повествует о том, что владыка загадал если улов будет обильным и не прорвутся мережи, быть обновлению обители. Загаданное оправдалось сполна.

Возвратившись в Москву, владыка приискал в качестве строителя игумена Луку, который восстановил деревянную ограду, перестроил кельи, но оказался неспособным на большее и был заменен иеромонахом Иосаафом, человеком более деятельным и предприимчивым. Платон не оставлял своим попечением возрождавшуюся пустынь он лично чертил планы построек и ограды, приезжая на место давал конкретные указания как вести строительство. Для увеличения средств на строительство и содержание братии к Берлюковской пустыне были приписаны часовни в селе Алексеевском, деревнях Шалово, Мизиново и Псарьки Богородского уезда да две часовни в Москве. Сюда же были привезены церкви из Савинского и села Топорково со всей утварью и колокольнями с колоколами. Обновлению монастыря способствовали своими пожертвованиями владельцы соседних имений - князья В.В. Долгоруков и П.И. Тюфякин, граф Я.А. Брюс. 2 декабря 1779 года Указом Святейшего Синода Берлюковская пустынь была утверждена в числе восьми заштатных монастырей Московской епархии, на своем собственном содержании. Митрополит Платон умер в 1812 году. Об устройстве Берлюковской пустыни он радел до последних дней.

Проходили годы, один за другим сменялись строители - настоятели монастыря. Мирно и однообразно протекала жизнь за монастырской стеной Берлюковская пустынь оставалась небольшим, ничем не выдающимся мужским монастырем с количеством братии не превышающим пятнадцать человек.

С начала XIX века начинается период расширения, переустройства и возвеличивания Берлюковской пустыни. В середине столетия обитель была приведена в цветущее состояние Что же произошло в Берлюках? Почему заштатный, прозябавший монастырь приобрел богатство и славу?

Этим он был обязан своим духовным пастырям Антонию, Геннадию и более всего - Венедикту. Они прекрасно чувствовали конъюнктуру в стране и использовали ее на благо вверенного им монастыря. Не без их помощи и усердия пустынь получила широкую известность и славу благодаря чудесным исцелениям больных и страждущих от тяжелых недугов. В течение 1828-30 гг были отмечены и подтверждены свидетелями большое количество случаев исцеления больных с помощью иконы "Лобзание Христа Иудою" и омовения святой водой.

Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по округе, достигла Петербурга и Москвы. В Берлюки хлынули толпы богомольцев, больных жаждущих чуда. Среди них было не мало людей состоятельных из дворян и купцов, считавших за честь одаривать пустынь своими подношениями и денежными вкладами. Обитель оказалась в затруднении - небольшие церквушки, отсутствие помещений для ночлега и пропитания не могли обслужить многочисленных богомольцев. Во весь рост встала задача расширения монастыря и создания условий для верующих.

Решение этой задачи легло на плечи назначенного в Берлюки нового строителя - настоятеля Венедикта. Он состоял в этой должности с 1829 по 1855 годы. Человек энергичный и предприимчивый он сразу же развернул кипучую деятельность по сбору и накоплению средств на строительство соборного храма во имя прославленной чудесами иконы. К 1835 году было собрано более 140 тысяч рублей, что позволило вести строительство сразу нескольких объектов. При нем были воздвигнуты.

Соборный храм во имя Христа Спасителя каменный, пятиглавый, крытый железом, с вызолоченной средней главой, 11 сажен в поперечнике и 17 высотой с крестом, окончательно отделан в 1848 году Стоимость строительства с отделкой 55 тысяч рублей серебром.

Церковь во имя святого Василия Великого, надвратная, каменная, одноглавая, стоимостью 6 тысяч рублей, выстроена в 1840 году.

Церковь во имя Всех Святых, каменная, одноглавая, с шатрообразным куполом и хорами, стоимостью 24 тысячи рублей, освященная в 1853 году.

Двухэтажный каменный корпус с братскими кельями, выстроенный в 1852 году.

Двухэтажный каменный корпус трапезной, келарни, кухни, хлебопекарни, построенный в 1839 году.

Каменная двухярусная колокольня, крытая железом, построенная в 1851 году для колокола весом в 1006 пудов.

Каменная ограда монастыря с башнями, протяженностью 110 сажен, возведена в 1840 году.

Кладбищенская церковь, деревянная, снаружи и изнутри оштукатуренная, перевезенная из Топоркова в 1806 году.

Каменная баня на берегу Вори, в нее вход из монастыря под Западной башней.

Кроме того, вне монастыря выстроены две двухэтажные гостиницы, два корпуса для странноприимного дома, скотный и конный дворы, дома для конюхов и скотников, магазин, заново отстроены обветшавшие часовни в Москве и деревне Псарьки. По существу весь комплекс монастыря был выстроен заново.

Ни один из настоятелей не сделал для создания обители и ее цветущего состояния столько, сколько отец Венедикт.

В 1855 году, после смерти Венедикта, сменилось несколько строителей. Они продолжали внутреннее благоустройство и отделку церквей, замену и оборудование более дорогими иконами, роспись интерьеров. Монастырь по-прежнему привлекал боль шое количество богомольцев, и его казна не оскудевала от их вкладов и подношений. По мере накопления средств не прекращалось и новое строительство. В 1884 году, внутри монастырского двора была выстроена новая, зимняя церковь во имя Святой Троицы с пятиярусным иконостасом. Строительство обошлось в 12 тысяч рублей. На пожертвование московского купца Никиты Щеникова в сумме 3000 рублей выстроена церковь над пещерой, на берегу реки Вори, выкопанной иноком Макарием. Эта церковь в честь Иоанна Крестителя так и не использовалась для богослужений по причине чрезмерной сырости. В 1872 году при монастыре была выст роена и открыта школа, существовавшая на полном содержании обители и являвшаяся образцовой в Богородском уезде.

В 1895 году было начато, а в -1900 закончено, строительство большой четырехъярусной колокольни на средства московского купца Самойлова, по проекту известного архитектора Каминского. Золоченый купол креста колокольни был виден окрест на расстоянии более десяти километров. Замечательное по архитектуре сооружение придало монастырскому комплексу законченный вид и особую торжественность.

Появились и новые хозяйственные постройки мельница, гумно с молотилкой, плотницкая, кузница и другие.

Вместе с ростом и расширением монастыря увеличивалось и число братии. По сохранившимся сведениям она составляла в 1764 году - 8 человек, в 1830 году - 15 человек, в 1834 году - 33 человека, в 1858 году - 58 человек, в 1874 году - 70 человек. Накануне Октябрьской революции в пустыне обитали около 100 человек. Поначалу небольшое количество монастырских земель увеличилось до 600 десятин, как за счет пожертвований, так и путем приписки земельных угодий Московской епархии.

Нельзя не отметить большую культурную и социальную роль монастыря. Принадлежавшие ему земли, леса, луга, скотные дворы обрабатывались и содержались в образцовом состоянии, что служило положительным примером и опытом для окрестных крестьян. Мельница молотила, плотницкая и кузница обслуживали не только нужды монастыря, но и соседей. Сотни крестьянских детей приобщились к грамоте в монастырской школе. Монастырская богадельня обеспечивала кров и кусок хлеба десяткам нищих и бездомных людей. Для них же устраивались щедрые праздничные подношения.

В монастыре работали художники-живописцы, оставившие на стенах храмов замечательные росписи, к сожалению, почти целиком утраченные и продолжающие погибать от времени и небрежения людей.

Монастырь просуществовал до Октябрьской революции. Он был закрыт в 1920 году. Но уже в 1918 году в помещениях бывших гостиниц и части помещений самого монастыря были размещены инвалиды войны и труда. Церкви пустыни были превращены в приходские и действовали до 1930 года, после чего были закрыты. Существовавший дом инвалидов войны и труда общего профиля был реорганизован в такой же дом для больных туберкулезом. Он находился в системе органов соцобеспечения. В нем организованы специализированные лечебные кабинеты рентгенологический, физиотерапевтический и др. В годы Великой Отечественной войны здесь создается госпиталь на 100 мест для инвалидов войны, превращенный впоследствии в дом инвалидов войны. В 1961 году он был реорганизован в туберкулезную больницу № 12 Мосгорздравотдела. Решением исполкома Моссовета от 12 июля 1972 году она преобразована в Московскую городскую больницу для больных туберкулезом и психическими заболеваниями. Эта больница-интернат действует до настоящего времени.

В наши дни главный собор и колокольня переданы церкви, идет реставрация.

Купцы Соловьевы

Еще в 1795 году предки Соловьевых выделились среди местных крестьян деревни Авдотьиной намного большим количеством шелкоткацких станов. На них стали работать и приходящие по найму крестьяне из соседних деревень. Две фабрики купцов Ивана Ивановича и Александры Михайловны Соловьевых вырабатывали бархаты, узорчатые шелковые ткани, сатин, атлас, шелковые платки.

Об ассортименте продукции и объемах производства можно судить по имеющимся за 1841 год сведениям о фабрике Матрены Ивановны Соловьевой (вдовы Ивана Ивановича). В этом году фабрика выработала:
. бархату разного 8850 аршин по цене от 6 до 16 руб. за аршин на сумму 94850 рублей;
. шелковых материй 50000 аршин по цене 3 руб. 50 копеек на сумму 175000 рублей;
. платков разных шелковых 39000 аршин на сумму 334000 рублей;
. сложнорисунчатых шелковых тканей 89000 аршин на 230500 рублей, а всего 186850 аршин на 834350 рублей ассигнациями, или на 239395 руб. серебром.

Фабрика размещалась в двух двухэтажных деревянных корпусах. На ней работали 3 мастера, 60 шпульниц, 3 красильщика, 262 ткача, всего 328 человек. Шелк-сырец и шелковую пряжу владельцы фабрик закупали персидский и итальянский, а бумажную пряжу - английскую. Закупку производили на Московских ярмарках.

Действующая рядом фабрика Александры Михайловны Соловьевой также размещались в двуххэтажных деревянных помещениях.

В 1853-1856 годах на двух фабриках установлено 587 станов, занято 675 рабочих. Продукция фабрики отмечена присуждением золотой и серебряной медалей всероссийских мануфактурных выставок. Бархаты Соловьевых признаны лучшими в России; они и сложнорисунчатые шелковые ткани поставляют императорскому двору. На промышленной выставке 1853 года бархаты Соловьевых удостоены особой почести; они были выставлены в почетной императорской ложе.

В 1871-1872 годах обе фабрики находятся в числе действующих. На первой из них, у Ивана Семеновича Соловьева имелось 290 рабочих. Выработано 170877 аршин бархата и разных шелковых материй и 40042 дюжины платков на сумму 505800 рублей. В это же время у Александры Михайловны работали 196 человек, ими выработано 44265 аршин материи и 3300 дюжин платков на сумму 185000 рублей. В течение десяти последующих лет производство на фабрике И.С.Соловьева удерживается на достигнутом уровне, в то время как у А.М.Соловьевой оно в 1881 году сокращается почти в 2 раза - до 95650 рублей.

В начале 1900-х годов фабрика А.М. Соловьевой прекращает свое существование. В Авдотьине остается одна фабрика Соловьевых. В 1906-1910 годах на ней было занято 200-250 рабочих. Таким образом, объемы производства уменьшились почти вдвое и значительно изменился ассортимент продукции. В его составе нет «коронных» соловьевских бархатов и сложнорисунчатых тканей. Фабрика отстает и в техническом оснащении. Прекращение производства одной из фабрик и значительное сокращение его на оставшейся, вероятно, вызваны значительным повышением госпошлин на шелк и бумажную пряжу, ввозимые из-за границы, и общим экономическим спадом производства в России.

Авдотьинская фабрика Соловьевых просуществовала до революции. В 1918 году она была национализирована. В 1920-х годах было восстановлено производство. Фабрика существует до настоящего времени.

В окрестностях деревни Авдотьино находилась и усадьба Соловьевых - большой каменный дом с колоннами, несколько флигелей и хозяйственных построек. В 1890 г. в качестве хозяина усадьбы «Справочная книжка Московской губернии» отметила Ивана Ивановича Соловьева.

Большинство построек дожило до настоящего времени, хотя и обветшало. При Советской власти в усадьбе располагалась Московская областная детская больница, в последние годы - Московская городская детская больница-интернат для детей с ограниченными способностями. Построено несколько зданий.

Больница

Психиатрическая больница № 16 Департамента здравоохранения города Москвы является двухпрофильным медицинским учреждением - для психических больных, страдающих активным туберкулезом легких. Организована она была в 1973 году и рассчитана на 300 коек.

Больница расположена в 30 км. от города Москвы, в Ногинском районе, на лесистом берегу реки Воря, на территории бывшего монастыря, в старых монастырских постройках бывшей Николо-Бирлюковской пустыни, реконструированных под стационар. Весь больничных комплекс состоит из административного корпуса, в котором размещен приемный покой, четырех двухэтажных лечебных корпусов с цокольными этажами, здания пищеблока, зданий аптеки, материального склада, помещения рентгеновской службы, бани-прачечной и гаража.

В настоящее время ведутся работы по возрождению монастыря. Приходу Храма Христа Спасителя Николо-Бирлюковской пустыни передается часть зданий и территорий больницы.

Использованы материалы сайтов: Богородск-Ногинск. Богородское краеведение, Народный каталог православной архитектуры, Щелково.net и http://www.balabike.ru/

Katerina ★★★★★

(30-05-2016)

Святое место! Благодатное!
Мы побывали здесь 29 мая и были так счастливы. Матушка Херувима, монахиня, рассказала трогательную историю монастыря и его возрождения. Трапезная -чудесная! Вкусные пироги, картошка обалденная, иван чай очень вкусный. Я накупила всего себе.
Трапезная находится за аллей славы, где государям дома Романова стоят памятники.
Нижний подземный храм впечатлил, сыро, холодно....и молитвенно.
Очень понравился игумен монастыря Евмений. Открытый батюшка, очень тактичный, я его встретила по пути из трапезной. Благодать!
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Хочу вернуться еще раз в этот монастырь.

елена ★★★★★

(19-03-2016)

В этом монастыре такой батюшка, что года 2-3 и вся территория превратится в райские кущи. Дай бог здоровья!

23 ноября 2015,освятили Колокольню! Стоит,красавица! Выселили больницу, окончательно.Сразу стало просторно, но, работы, видимо, еще больше-площадь монастыря увеличилась!Аллея Царей, увеличилась на Павла. В Соборе Христа Спасителя,уже тоже приятно посмотреть(правда,в иконостасе только центральная часть), особенно на оформление Иконы Лобзание Иисуса Христа Иудой. Ну, и в храме Архангела Михаила в подклете, уютнее всего.Стоит посмотреть на перемены!За перемену к лучшему-5!

Игорь ★★★★★

(4-12-2014)

Первый раз попал в монастырь в 2008 году. Теперь стараюсь каждое воскресение приезжать на литургию. Раньше работал только нижний храм. Удивительное место. Побывав в нем не хочется уходить.

Avtodor ★★★★★

(2-07-2014)

Сам недавно узнал про этот монастырь, заехали. Колокольня по состоянию на июль 2014 года вся в лесах, идет активно реставрация. По окончании реставрации будет очень красиво. Храм Христа Спасителя без лесов, был открыт нижний храм. Территория достаточно ухоженная, есть маленькая трапезная с чаем и пирожками. Не самый известный монастырь Подмосковья, но заехать однозначно стоит.

Монастырь активно реставрируется. В храме ведутся службы, много прихожан. При входе на территорию монастыря и до храма аллея славы дома Романовых – бюсты представителей династии, с пояснительными табличками. Колокола по прежнему не земле. Колокольню даже не начинали реставрировать.Поражает своей высотой. Со слов местных жителей, не могут решить территориальный спор – часть зданий монастыря до сих пор занимает психиатрическая лечебница.

Место очень приятное, тихое, спокойное, величественное. Дорога хорошая, природа вокруг - просто обалдеть, особенно сейчас, осенью. Жаль только что сам монастырь восстанавливается, причем как видно, весьма неспешно. Храм, например, реставрируют с 2004-го года (судя по надписи на нем) и он до сих пор в лесах. Большая часть территории вокруг храма занята какими-то стройматериалами. От этого возникает ощущение, будто пришел к другу на дачу у которого ремонт. Зато можно полюбоваться на красивые колокола, которые пока стоят прямо во дворе. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И, самое главное, прогуляйтесь по противоположному берегу реки Вори, там замечательный лес и открывается лучший вид на монастырь.

★★★★★

(13-09-2012)

Монастырь восстанавливается, недалеко в лесу находится святой источник. Красивая природа. Немного удручает то обстоятельство, что до сих пор по соседству с монастырем ещё с советских времен находится психиатрическая больница...

Evgesha83 ★★★★★

(23-08-2011)

Да, действительно красивые места. Высота колокольни (105 метров) поражает.
За монастырем находится кладбище, а на кладбище стоит часовинка. Около часовинки отрыли два входа в подземный "лабиринт". Когда спускаешься дух завораживает. Кирпичные стены и мраморные полы. Для похода в "подземелье" запоситесь рациями и фонарями, а так же не мешало бы взять с собой баллоны с кислородом, пройдя под землей под кладбищем метров сто дышать уже тяжело.
Если кто зайнтересуется могу выслать фото и подробное...продолжение src="/jpg/plus.gif">

описание с схемой.

Валерий ★★★★★

(6-07-2011)

Часто бываем в этом храме. Впечатляет отношение служителей храма к прихожанам. Очень доброе, приветливое и, на фоне московских церквей,человеколюбивое. Освещал свой автомобиль. На вопрос: сколько стоит эта услуга? получил ответ - сколько дадите. А в Московских церквях озвучивали по 5-15000 р. Дал сколько мог. Получил благодарность и теперь стараюсь всегда, когда там бываю, жертвовать по мере возможности и делаю это с радостью.

Самым впечатляющим для меня оказалась даже ещё не восстановленная колокольня. Красива! В остальном сейчас монастырь-это стройка. Восстанавливается церковь, закладывается фундамент для какой-то новой постройки. У братского корпуса, едва заметно к стене прислонён старый иконостас. С ходу сразу и не приметишь.

Татьяна ★★★★☆

(11-04-2011)

Снова побывали в монастыре 09.04.11г. Действительно, реставрация идет очень медленно. Монастырю пока отданы только одна церковь и мощная колокольня. Церковь пока отремонтирована только снаружи, службы ведутся в подвале.

Огромный по площади монастырь, находится в состоянии постоянной реставрации. Колокольня видна издалека, и когда на ней поставили крест, это было очень заметно. Постоянно проезжаю мимо. В Воскресенском тоже был много раз, и гулял по территории церкви.

Наблюдаю реставрацию в монастыре много лет, т.к. часто проезжаю мимо. Она идет очень медленно. Впервые с экскурсией посетил это место. Архитектура любопытная, положительные сдвиги тоже есть. Почти отреставрирован главный храм, в его подвале создан с нуля теплый храм с кирпичными сводами, очень интересный с т.з. технических и архитектурных решений. На колокольне несколько лет назад установлен крест, однако работы по ее реставрации почти не сдвинулись с места.

Юлия Альбертовна ★★★★★

(6-09-2010)

Да действительно красиво!бываем очень часто!там при монастыре есть трапезная,очень вкусный квас и мед,а еще там можно купить молоко (коровье,козье),сметану.В источнике вода прсто класс!!!всем советую,(лечит ноги)

Наталья ★★★★★

(17-04-2008)

Любим бывать в этом монастыре проездом. Сильное впечатление оставляет внезапно открывающийся вид на монастырские стены и (конечно) колокольню, если ехать со стороны шоссе.
Возможно, когда всё восстановят, тоже будет красиво, но, по-моему сейчас особую прелесть монастырскому комплексу придаёт именно его "невосстановленно-кирпичное" состояние, травка и молодые деревца, растущие на колокольне. Характерно: на стене рядом с колокольней висит табличка "Осторожно, падают кирпичи".
Кстати, об источнике...