Устная и письменная речь. Особенности устной речи; вспомогательные средства общения и их место. Устная речь Письменная форма речи

Филологические науки \ 7 . Язык, речь, речевая коммуникация

К.п.н. , доцент Байгожина Ж.М.

Павлодарский государственный педагогический институт, Казахстан, г.Павлодар

Устная, письменная форма речи -жанры речи.

1.Особенности устной и письменной формы речи.
2.Кодифицированная устная речь, ее особенности.
3.Разговорная речь, ее особенности.
4.Просторечие как форма устной речи, его особенности.

1.Особенности устной и письменной формы речи

Иностранный язык существует в двух формах: устной и письменной:

Устная речь:

· звучащая;

· создается в процессе говорения;

· характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь:

· графически закрепленная;

· может быть заранее обдумана и исправлена;

· характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата письменная речь обычно обращена к отсутствующим тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе на письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает напротив, устная речь предполагает наличие собеседника говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи.Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов.

Устная речь воспринимается на слух.Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства.Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие.

Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками.


Кодифицированная устная речь, ее особенности к коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся:

· официальность общения, установка на официальное общение;

· подготовленность речи.

Стилевыми признаками нормированной речи являются:

· соответствие литературной норме;

· большая соотнесенность с письменной формой речи;

· общепонятность;

Н ебольшая возможность выбора вариантов языковых единиц. Разговорная р ечь, ее особенности. К коммуникативным признакам разговорной речи относятся:

· непринужденность общения;

· неофициальная обстановка общения;

· неподготовленность речи.

Стилевыми особенностями разговорной речи являются:

· тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;

· широкое использование речевых стереотипов;

· конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);

· вариативность, подвижность языковых средств.

Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Фонетические особенности разговорной речи:

· большая вариативность произношения;

· территориальные варианты произношения;

· редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).

Лексические особенности разговорной речи:

· широко представлена нейтральная стилистически лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);

· свободное образование новых слов;

· использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);

· расширение значения слов общенародного языка

Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи характерно:

· отсутствие склонения у сложных и составных числительных;

· отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (типа интереснейший) и сложной сравнительной степени (типа более интересный), малое использование кратких форм прилагательного (типа интересна, знаменательна);

· широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (типа: шел я вчера и вдруг вижу…);

· отсутствие причастий и деепричастий;

· широкое употребление местоимений;

· широкое употребление частиц, междометий.

Синтаксические особенности разговорной речи:

· эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);

· повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю-делаю; хожу-хожу; далеко-далеко);

· незаконченные предложения;

· широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;
4.
Просторечие как форма устной речи, его особенности

Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками:

· речевое "неразличение" коммуникативных сфер официального и непринужденного общения;

· отсутствие специфических форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение;

· смешение функционально-стилевых форм речевого поведения;

· свободное включение единиц других форм (разговорной речи, кодифицированного языка, профессиональных жаргонов) в зависимости от темы и ситуации (стремление к интуитивно-тематической дифференциации языковых средств);

· наличие "официальной" и непринужденной форм;

· сосуществование особой письменной формы (объявления, заявления, письма);

· значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих;

· большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (тенденции к экономии речевых затрат и упрощению);

· коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи с собеседниками..

Литература:

1. Л.А Введенской и П.П Червинского "Теория и практика русской речи"[Ростов-на-Дону, 1997– 480с.]

2. Шанский Н.М.,Боброва Т.А. О Национально маркированной номинации в русском языке// Русский язык в школе,1997,№6

3. Солодуб Ю.П.,Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык.Лексика и фразеология (сопостоватильный аспект).-М.,2002

4. Солганик Г.Я. Толковый словарь:Язык газеты,радио телевидения.-М.,2004

1. Байгожина Жанар Манатбековна

2. к.п.н.,доцент,зав. Каф. Иностранных языков

3. Па в лодарский Государственный педагогический институт , Казахстан , г.Павлодар

Внешняя и внутренняя речь . Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю речь и внутреннюю. Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак – доступность восприятию через слуховой или зрительный канал других людей.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Обычно о ней говорят, что это словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. Разворачивают подобно внешней речи внутреннюю речь только в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

Устная и письменная речь . В зависимости от того, употребляется ли для внешней речи звуки или письменные знаки, различают устную (обычно звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Получая мгновенную обратную связь, он может корректировать свою дальнейшую речь. В дополнение к собственно языковым средствам, человек может использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т.п.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.

Монолог и диалог (полилог). В зависимости от условий общения устная речь приобретает вид либо монологической, либо диалогической речи. Речь, в которой принимают участи больше, чем два человека носит название полилога . В диалоге (полилоге) люди говорят попеременно. В повседневном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрениями или возражениями. Поэтому говорят, что эта речь – поддерживающая, так как речь каждого участника диалога все время поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников. Если такой поддержки нет, то речь либо превращается в монолог, либо вовсе прекращается.



Иногда диалог организуется специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ студента на вопрос преподавателя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем другие виды внешней речи; здесь не нужна предварительная подготовка, так как собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда «с полуслова», понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь выслушивать собеседника до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Для диалогической речи характерно активное использование внеязыковых средств. Она ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.

Монологическая речь предполагает, что говорит один человек, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения человека с высшим образованием занимает большое место и проявляется в самых разнообразных выступлениях: доклад, лекция, выступление на радио или телевидении и др. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателям.



Цель такой речи – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связанного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь связана с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, быть плавной, непрерывной.

Особенности письменной речи . Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи.

Письменная речь, в отличие от устной речи, не имеет почти никаких дополнительных внеязыковых средств для лучшего изложения мыслей, как это бывает в устной речи. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, не может использовать ни жесты, ни мимику, ни интонацию, ни паузы. Можно воспользоваться только выделением элементов текста шрифтом, курсивом или абзацем. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Поэтому письменная речь должна быть особенно развернутой, как семантически, так и грамматически. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого материала.

С другой стороны, у письменной речи, по сравнению с устной речью, есть преимущество: написанное всегда можно перечитать, т.е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям. Поэтому в письменной речи не нужны, даже мешают излишне частые повторы одной и той же мысли, пусть и представленной в разной языковой оболочке. Тем более, что письменная речь, в отличие от устной, дает возможность тщательно работать над выражением мысли. Отсюда следует, что письменная речь занимает главенствующие позиции в процессе формирования общей речевой культуры человека.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека - его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение - это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Проблемами общения занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна ни какая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Устная речь - это любая звучащая речь . Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи . Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания "Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него". С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: "Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}.

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована , однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации". Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка , однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

русский письменный устный литературный

Цель лекции: сформировать представление об особенностях разных форм речи (устной и письменной), о признаках кодифицированного языка, о жанрах речи.

План

§ 1. Особенности устной и письменной форм речи.
§ 2. Кодифицированная устная речь, ее особенности.
§ 3. Разговорная речь, ее особенности.
§ 4. Просторечие как форма устной речи, его особенности.
§ 5. Понятие речевого жанра.

§ I. Особенности устной и письменной формы речи

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной:

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые подробно описаны в книге Л.А. Введенской и П.П. Червинского «Теория и практика русской речи» [Ростов н/Д, 1997].
Устная речь:
– звучащая;
– создается в процессе говорения;
– характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).
Письменная речь:
– графически закрепленная;
– может быть заранее обдумана и исправлена;
– характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).
Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.
Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.
Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И. Андроников в статье «Слово написанное и сказанное»:
«Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать: такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.
В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой» [Л.А. Введенская, П.П. Червинский. Указ. раб., с. 200–201].
Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие. В условиях электронной коммуникации возникает новая форма речи, новая форма речевого взаимодействия – письменная разговорная речь, которая реализует в письменном виде устную разговорную речь. Не случайно в русистике появился новый термин – «естественная письменная русская речь», под которой понимается письменный вариант устной речи. Эта письменная форма речи характеризуется спонтанностью, неофициальностью, непринужденностью общения, как и устная речь [см. об этом: Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2001. № 1, с. 4–10]. К этой разновидности можно отнести, например, язык чатов (чаты являются одним из самых посещаемых мест в русском Интернете). Чаты не контролируются с точки зрения соблюдения в них языковых норм, общение ведется в режиме реального времени, письменная форма передачи речи сочетается с особенностями устной разговорной речи. Однако эта новая, формирующаяся, специфическая разновидность общения еще недостаточно изучена.
Особым видом устной речи является радиоречь. Она неоднородна. Полярными ее разновидностями являются дикторское прочтение официальной информации и запись спонтанной речи в процессе интервьюирования (особенно скрытым микрофоном). Между ними находится речь корреспондента или комментатора, опирающаяся на письменный текст, но включающая элементы непринужденной, спонтанной речи.
Выступления известных политиков, артистов, деятелей науки и культуры в ток-шоу являются примером повседневной устной речи и воспринимаются слушателями в качестве авторитетной нормы.
Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками. Термин коммуникативные признаки речи соотносится с термином коммуникация. Коммуникация в лингвистике – это общение, сообщение; функционирование языка как средства человеческого общения, поэтому коммуникативные признаки речи – это признаки, обусловливающие функционирование языка в процессе взаимодействия людей.
Термин стилевые признаки означает их отнесенность к одному из стилей языка. Стиль в лингвистике – это разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой [Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990, с. 494].

§ 2. Кодифицированная устная речь, ее особенности

К коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся:
– официальность общения, установка на официальное общение;
– подготовленность речи.
Стилевыми признаками нормированной речи являются:
– соответствие литературной норме;
– большая соотнесенность с письменной формой речи;
– общепонятность;
– небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц.

§ 3. Разговорная речь, ее особенности

К коммуникативным признакам разговорной речи относятся: -непринужденность общения; -неофициальная обстановка общения; -неподготовленность речи.
Стилевыми особенностями разговорной речи являются:
– тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;
– широкое использование речевых стереотипов;
– конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);
– вариативность, подвижность языковых средств.
Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.
Фонетические особенности разговорной речи:
– большая вариативность произношения;
– территориальные варианты произношения;
– редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль). Лексические особенности разговорной речи:
– широко представлена нейтральная стилистически лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);
– свободное образование новых слов (окказионализмов – «слов по случаю»);
– использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);
– расширение значения слов общенародного языка.
Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи характерно:
– отсутствие склонения у сложных и составных числительных;
– отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (типа интереснейший) и сложной сравнительной степени (типа более интересный), малое использование кратких форм прилагательного (типа интересна, знаменательна);
– широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (типа шел я вчера и вдруг вижу…);
– отсутствие причастий и деепричастий;
– широкое употребление местоимений;
– широкое употребление частиц, междометий. Синтаксические особенности разговорной речи:
– эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);
– повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю-делаю, хожу-хожу, далеко-далеко);
– незаконченные предложения;
– широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;
– особые разговорные конструкции: обращения; оценочные конструкции типа еще бы! еще как! ну и ну!; объединения глаголов типа взяли и приехали.

§ 4. Просторечие как форма устной речи, его особенности

Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками:
– речевое «неразличение» коммуникативных сфер официального и непринужденного общения;
– отсутствие специфических форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение;
– смешение функционально-стилевых форм речевого поведения; -свободное включение единиц других форм (разговорной речи,
кодифицированного языка, профессиональных жаргонов) в зависимости от темы и ситуации (стремление к интуитивно-тематической дифференциации языковых средств);
– наличие официальной и непринужденной форм;
– сосуществование особой письменной формы (объявления, заявления, письма);
– значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих;
– большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (тенденции к экономии речевых затрат и упрощению);
– коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи с собеседниками;
– большая опора на личный речевой опыт говорящего [Введенская Л.А., Червинский П.П. Указ. раб., с. 208 209].
Стилевыми особенностями просторечия являются: -обращения на ты к незнакомым;
– смешение ты и вы в пределах общения с одним коммуникантом;
– неразличение экспрессивно окрашенных и эмфатических (усиленных) форм, включение их в речь наравне с нейтральными;
– широкий диапазон форм обращения, коммуникативная активность вокативных форм для создания тона отношений в акте коммуникации;
– обилие уменьшительно-ласкательных форм;
– нарушенное использование в речи стилистически отмеченных моделей кодифицированного литературного языка (обычно единиц официально-делового стиля);
– значительная степень редукции и сжатия звуков, большая, чем в разговорной речи; еще меньшая четкость произношения звуков, часто за порогом их различимости;
– пропуски, опущения, структурная и семантическая нарушенность высказывания, рассогласованность взаимных реплик диалога [Указ. раб., с. 209].

§ 5. Понятие речевого жанра

Жанры устной и письменной речи многообразны. Термин «жанр» (от франц. qenre – род, вид) в лингвистике обычно понимается как определенные ситуационно-тематические типы речи (жанровые типы).
Одним из первых исследователей речевых жанров был М.М. Бахтин [см.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1975], который выделял в разговорной речи «салонный», «фамильярный», «кружковый», «семейно-бытовой», «общественно-политический» и другие жанры. Он называл также короткие речевые жанры: приветствия, прощания, поздравления, пожелания и т. д. Наличие подобных жанров М.М. Бахтин объяснял тем, что «каждая устойчивая бытовая ситуация обладает определенной организацией аудитории, следовательно, определенным репертуаром маленьких житейских жанров» [Указ. раб., с. 258]. Исходя из сказанного, можно констатировать, что речевые жанры многообразны, так как многообразны речевые ситуации, жизненные события (например: интервью, телефонная реплика, письма, осведомление о здоровье, выступление на собрании и т. д.).
Разнообразны жанры письменной речи, которые связаны с функциональными стилями языка (см. гл. 6). Выделяются жанры художественного стиля (роман, повесть и т. д.), жанры официально-делового стиля (указ, закон, приказ, протокол и т. д.) (см. гл. 8), жанры научного стиля (статья, монография, аннотация и мн. др.) (см. гл. 7), жанры публицистического стиля (очерк, заметка, фельетон и др. (см. гл. 9).
Таким образом, «жанр можно определить как выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых стилистических структур» [Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М, 1982, с. 156].

Резюме

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной. Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения; является основой для разговорного стиля. Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на каком-либо материале. Официально-деловой, публицистический, научный стили функционируют в устной и письменной форме.
Основными признаками устной и письменной речи являются:


Кодифицированной считается нормированная речь, которую характеризуют следующие признаки: соответствие литературной норме, соотнесенность с письменной формой речи, общепонятность, подготовленность, установка на официальное общение.
Особенностями разговорной речи являются:


Просторечие – слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок стилистической сниженности, грубости («башка», «кишка тонка», «захочем», вместо «захотим» и др.). Просторечие характеризуется яркой экспрессией, граничит с разговорными элементами, но не допускается в нормированном (литературном) языке. Жанры устной и письменной форм речи разнообразны и обусловлены стилем речи, ситуацией речевого общения.

Термины к главе I

Кодификация – в лингвистике: упорядочение и фиксация языковых норм; нормирование.
Коммуникация – в лингвистике: общение, сообщение; функционирование языка как средства человеческого общения.
Просторечие – слово, форма слова, словосочетание, не соответствующие литературной норме, недопустимые в литературном языке.
Речь – исторически сложившаяся форма общения; способ создания и высказывания мыслей посредством языка в процессе общения; процесс и результат речемыслительной деятельности.
Стиль – в лингвистике: разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите формы русского литературного языка.
2. Назовите признаки устной формы речи.
3. Назовите признаки письменной формы речи.
4. Какие разновидности выделяются в устной форме речи?
5. Назовите коммуникативные признаки кодифицированной речи.
6. Назовите коммуникативные признаки разговорной речи.
7. Назовите коммуникативные признаки просторечия.
8. Назовите стилевые особенности кодифицированной речи.
9. Назовите стилевые особенности разговорной речи.
10. Назовите стилевые особенности просторечия.
11. К какой разновидности устной формы речи относятся научный доклад, выступление на семинаре, беседа с друзьями или в семье?

Тема 1.2Специфика устной и письменной формы речи

1. Особенности устной и письменной формы речи.
2. Кодифицированная устная речь, ее особенности.
3. Разговорная речь, ее особенности.
4. Просторечие как форма устной речи, его особенности.

1. Особенности устной и письменной формы речи

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной:

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые хорошо описаны в книге и "Теория и практика русской речи". [Ростов-на-Дону, 1997. – 480с.]

Устная речь: - звучащая; - создается в процессе говорения; - характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь: - графически закрепленная; - может быть заранее обдумана и исправлена; - характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата . Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять. Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И. Андроников в статье "Слово написанное и сказанное": Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать - такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь. В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой. [Указ. раб., с.200-201].

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие. Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками. Кодифицированная устная речь, ее особенности .
К коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся: - официальность общения, установка на официальное общение; - подготовленность речи. Стилевыми признаками нормированной речи являются: - соответствие литературной норме; - большая соотнесенность с письменной формой речи; - общепонятность;небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц.
Разговорная речь, ее особенности. К коммуникативным признакам разговорной речи относятся: - непринужденность общения; - неофициальная обстановка общения; - неподготовленность речи.

Стилевыми особенностями разговорной речи являются:

Тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи; - широкое использование речевых стереотипов; - конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта); - вариативность , подвижность языковых средств.

Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом , лексическом, морфологическом и синтаксическом .

Фонетические особенности разговорной речи: - большая вариативность произношения; - территориальные варианты произношения; - редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).

Лексические особенности разговорной речи:

Широко представлена нейтральная стилистически лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика); - свободное образование новых слов (окказионализмов – "слов по случаю"); - использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов); - расширение значения слов общенародного языка.

Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи характерно:

Отсутствие склонения у сложных и составных числительных; - отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (типа интереснейший) и сложной сравнительной степени (типа более интересный), малое использование кратких форм прилагательного (типа интересна, знаменательна); - широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (типа: шел я вчера и вдруг вижу…); - отсутствие причастий и деепричастий ; - широкое употребление местоимений , частиц, междометий.

Синтаксические особенности разговорной речи:

Эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации); - повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю-делаю; хожу-хожу; далеко-далеко); - незаконченные предложения; - широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений; - особые разговорные конструкции: обращения, оценочные конструкции типа: Еще бы!, Еще как!, Ну и ну!; объединения глаголов типа взяли и приехали.
4. Просторечие как форма устной речи, его особенности

Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками:

Речевое "неразличение" коммуникативных сфер официального и непринужденного общения; - отсутствие специфических форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение; - смешение функционально-стилевых форм речевого поведения; - свободное включение единиц других форм (разговорной речи, кодифицированного языка, профессиональных жаргонов) в зависимости от темы и ситуации (стремление к интуитивно-тематической дифференциации языковых средств); - наличие "официальной" и непринужденной форм; - сосуществование особой письменной формы (объявления, заявления, письма); - значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих; - большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (тенденции к экономии речевых затрат и упрощению); - коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи с собеседниками; - большая опора на личный речевой опыт говорящего.

Стилевыми особенностями просторечия являются:

Обращения на "ты" к незнакомым; - смешение "ты" и "вы" в пределах общения с одним коммуникантом; - неразличение экспрессивно окрашенных и эмфатических (усиленных) форм, включение их в речь наравне с нейтральными; - широкий диапазон форм обращения; - обилие уменьшительно-ласкательных форм; - нарушенное использование в речи стилистически отмеченных моделей кодифицированного литературного языка (обычно единиц официально-делового стиля); - значительная степень редукции и сжатия звуков, большая, чем в РР; еще меньшая четкость произношения звуков, часто за порогом их различимости; - пропуски, опущения, структурная и семантическая нарушенность высказывания, рассогласованность взаимных реплик диалога.

Вопросы для самоконтроля

2. Назовите признаки устной формы речи.

3. Назовите признаки письменной формы речи.

4. Какие разновидности выделяются в устной форме речи?

5. Назовите коммуникативные признаки кодифицированной речи.

6. Назовите коммуникативные признаки разговорной речи.

7. Назовите коммуникативные признаки просторечия.

8. Назовите стилевые особенности кодифицированной речи.

9. Назовите стилевые особенности разговорной речи.

10. Назовите стилевые особенности просторечия.

11. К какой разновидности устной формы речи относится научный доклад, выступления на семинаре, беседа с друзьями или в семье?