Введение в экономическую науку. Введение в экономику как науку Метод индукции и дедукции

Тема 1.1 Экономика и её роль в обществе:

1) экономика: понятие и функции. Предмет экономической теории;

2) основные экономические понятия;

3) методы научного познания экономики.

Экономика: понятие и функции. Предмет экономической теории. Необходимо различать 3 подхода к понятию «экономика».

Первый подход рассматривает экономику как хозяйственную деятельность, особую сферу жизнедеятельности людей.

Второй рассматривает экономику как науку о хозяйствовании.

Третий рассматривает экономику как отношения между людьми, возникающие в процессе хозяйствования.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономика представляет собой сложную систему экономических отношений различного рода.

Различают три группы отношений:

1) технико-экономические отношения, обусловленные техникой и технологией производства;

2) организационно - экономические, которые зависят от организации и управления производством, институциональной структуры экономики;

3) социально - экономические отношения (отношения собственности и распределения доходов).

Основные экономические понятия. Рассмотрим главные понятия, используемые при характеристике содержания экономической деятельности.

Экономические отношения - это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономические отношения проявляются через экономические интересы. Экономические интересы различны у разных субъектов, социальных групп. В свою очередь экономические интересы своей материальной основой имеют потребности.

Потребности - движущая сила развития экономики.

Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А.Маслоу. Все потребности делятся на 5 групп:

1) физиологические (в еде, питье, сексе и т.д.);

2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д);

3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);

4) в самоуважении (в достижении цели, признания, одобрения);

5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Потребности удовлетворяются с помощью материальных благ и услуг.

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат который имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. «Услуга» характеризуется такими признаками как неосязаемость и несохраняемость, неотделима от человека, предоставляющего ее.

Объем и степень восполняемости запасов различных благ характеризуют их ограниченность относительно друг друга и выражаются в категории редкости благ. Редкость - это характеристика экономических благ, означающая что запасы этих благ меньше потребности в них. Такая ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ. В результате редкость и недостаточность выступают в качестве различных сторон ограниченности благ.

Блага обладают полезностью и ценностью.

Полезность блага - это комплексная субъективная оценка натуральных свойств благ данным индивидом в данный момент времени.

Ценность блага - это положительная или отрицательная значимость для человека блага, способность блага обмениваться на другие блага в некоторой пропорции.

Альтернативная стоимость блага - это количество других благ, которыми надо пожертвовать, чтобы получить данное благо.

Для производства материальных благ и услуг необходимы ресурсы.

Ресурсы - это подготовленные к использованию блага, необходимые для хозяйственной деятельности человека при производстве товаров и услуг.

Все виды ресурсов, находящиеся в распоряжении человека ограничены и в количественном, и в качественном отношении. Поэтому человеком решается проблема выбора направлений использования редких ресурсов для достижения конкурирующих целей. Экономическими процессами в обществе управляют законы общественных действий людей или экономические законы.

Экономические законы - это устойчивые, многократно повторяющиеся, выражающие внутреннюю сущность, причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Экономические отношения и законы характеризуются при помощи экономических категорий.

Методы научного познания экономики. Методы - это то как, каким образом, с помощью каких инструментов изучаются экономические явления и процессы.

Следует различать общие и локальные методы.

Общие методы выражают наличие общих подходов к научному освоению экономической действительности в целом.

Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты экономической системы. Среди них - специфические (которые привязаны к той или иной методологии) и универсальные - (которые могут использоваться при реализации любой методологии). К универсальным относятся:

Анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

Индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

Абстракция (выделение существенных свойств предмета при отвлечении от других свойств).

Тема 1.2 Предмет и метод экономической теории:

1) предмет экономической теории;

2) основные особенности метода научного познания экономических процессов.

Предмет экономической теории. Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

Один и тот же товар, обладающий неизменной величиной стоимости (затратами труда - издержками производства) на разных рынках и в разное время, будет иметь неодинаковую, разную цену, поскольку производитель и потребитель вступают в экономические отношения в различных условиях, имея различные позиции и различные интересы. В этих условиях для экономической науки представляет первостепенный интерес не только выявление определенных законов, но и проявление этих законов в определенной системе отношений между участниками производящих и потребляющих материальные блага. Вот почему предмет научных изысканий - закон и объект исследования экономические отношения находятся в органической связи друг с другом.

Однако все многообразие отношений и законов. отражающих определенные грани этих отношений, имеют свою основу. Найти эту основу, значит найти начало, общий принцип начала и развития многообразия отношений, законов закономерностей в изучении соответствующей сферы познания, в данном случае сферы экономической жизнедеятельности человеческого общества в целом или в отдельных его частей, структур и т.п.

Найти этот принцип представляет собой одну из главнейших задач любой науки, в том числе и экономической науки, экономической теории. На этот счет известны высказывания многих видных ученых. Вот как относился к этому вопросу К. Маркс: "Всякое начало трудно, - эта истина справедлива для каждой науки… . Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заметить сила абстракции".

За вещью, которую мы покупаем и называем товаром (телевизор, автомобиль), мы не видим ни процесса производства этой вещи, ни особенностей издержек на создание этой вещи, ни процесса движения этой вещи от производителя к торговой организации, а потом к потребителю. Однако эта вещь все это "знает", а наша задача знать эту вещь в ее содержании как товара, включающего все многообразие отношений между создателями этой вещи от начала ее зарождения до приобретения законченного вида в форме данного продукта, товара.

Основные особенности метода научного познания экономических процессов. Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к следующим принципам:

1) изучению подлежат объективные факты, явления;

2) процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на части, рассмотрение каждой из которых позволяет узнать свойства и особые черты частей их взаимодействия друг и другом;

3) методом проникновения в характерные черты изучаемых предметов, явлений, процессов выступает движение мысли от простого, отдельного, к сложному, всеобщему (индукция) или наоборот от общего к отдельному (дедукция).

Однако кроме общих методов исследования общественные науки, в том числе и экономическая теория, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике.

"Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д.

В микроэкономических исследованиях оперируют терминами: отдельная отрасль, фирма и домохозяйство, и сосредотачивают внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т.д.", так характеризует особенность методологии экономист Кэмпбелл Р. Макконелл и Стенли Л. Брю.

При рассмотрении особенностей методологии экономической теории ученые широко используют так называемый исторический подход в характеристике экономических систем.

Сами экономические системы характеризуются совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, поскольку производительные силы общества находятся в постоянном изменении. Эти изменения чаще всего происходят под воздействием требований и потребностей развития материальных условий жизни общества.

Если изменяются организационно-технические основы производства, изменяются и социально-экономические условия. В этих условиях также изменяются многие экономические связи людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это происходит вследствие ослабления прочных, традиционных экономических связей и отношений и возникновения новых. На основании этих изменений можно выявить тенденцию развития тех или иных экономических отношений, на основе которых можно с большей или меньшей вероятностью прогнозировать меры по успешному преодолению возникших трудностей или проблем в общественных, экономических, социальных программах развития.

Jk начинал свою уеяшельноспгь как. экономной, но за/йем о опав ил эшу прогрессию, пойому что она слишком fnpyyna .

Макс Планк (1858-1947), основатель квантовой физики

Э/йо ойранно. Л бросил экономическую гйеорию из-за шло, что она слишком проапа.

Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, основатель современной математической логики

Экономика - очаровывающая наука, она ууивительна тем, что ее фунуалгентальные принципы очень проайы, их можно записать на оуном листе бумаги, гнем не лгенее их по- нимаюгй немногие.

Милтон Фридмен (1912-2006), английский экономист, лауреат Нобелевской премии

Do niex noft, покуда pyсосал жизнь не вы- раво(пае(п своей национальной экономики, основанной на индивидуальных. особенностях русского грушка, мы будем находиться в процессе иикпания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно (по одним, tno другим.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915), видный государственный деятель России

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о роли экономической теории в высшем экономическом образовании вряд ли можно отнести к дискуссионным. Общепризнанно, что экономическая теория является фундаментальной, исходной и ведущей учебной экономической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых экономических наук. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений экономической теории - необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата экономики. В учебнике поставлена именно такая задача.

Предлагаемый учебник написан в первом десятилетии XXI в., в который человечество вступило, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX в. Это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Экономическая теория как наука, связанная с практикой, отражает эти процессы.

Современная экономическая теория представляет собой определенный синтез идей различных экономических школ и направлений: это и классическая политическая экономия, и марксизм, и неоклассика, и кейнсианство, и институционализм. И это закономерно. Экономическая наука быстро развивается, как и весь экономический мир. В России в конце XX в. был осуществлен решительный прорыв в огромный мир экономических идей, накопленных мировой наукой после выхода работ К. Маркса. Отпала необходимость в обязательном осуждении всех буржуазных экономических теорий, наоборот, их стали глубоко изучать, а иногда даже превозносить. Однако быстро выявились и недостатки нового подхода к изучению экономики как науки, ибо западные учебники были написаны применительно к условиям развитой рыночной экономики, что не соответствовало экономике огромной реформируемой в то время страны. Исходя из опыта прошлого, авторы стремятся раскрыть современную концепцию экономической теории с учетом российской специфики, особенностей восприятия рыночного механизма людьми, выросшими в условиях неприятия западной идеологии рыночных отношений.

Кроме того, невозможно игнорировать и тот факт, что начало XXI в. характеризуется новыми процессами повсеместной трансформации экономических систем, возникновением постиндустриального, неоинформационного общества, экономики знаний, образования, переходной экономики. К таким процессам относятся глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., они еще не получили достаточного освещения в новейшей экономической теории. Данные трансформационные изменения экономики сопровождаются концентрацией исследований на проблеме человека, процессом постановки человеческих знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей в центр экономической системы. Эти аспекты авторы рассмотрели в настоящем учебнике.

При этом сделан акцент на необходимость изменения мышления людей, мышления, корнями уходящего на несколько поколений в идеи планового хозяйства, формирования нового экономического мышления, присущего не просто рыночной экономике, а экономике нового типа, впитавшей в себя признаки указанных выше глобальных мировых трансформаций. В условиях «новой экономики» способность не просто к творческому мышлению, а к нестандартному видению, неординарным решениям и действиям, нововведениям, лидерству - вот главные требования к специалистам. Ведь не зря же основной характеристикой «новой экономики», отличающей ее от уже существующей, называют «власть гениев», «власть мозгов», т.е. власть новых идей. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании курса экономической теории.

Одной из целей написания данного учебника является популяризация экономической науки в обществе. Учебник предназначен не только для студентов и преподавателей экономических вузов, он полезен всем, кому интересна экономика. Ведь цель этой науки состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, в том, чтобы помочь как можно большему числу людей в достижении благополучия. Экономика стремится обеспечить высокое качество жизни во всех аспектах, а не только в финансовом. Ведь экономический образ мысли является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей как отдельных людей, так и компании, отрасли промышленности, государства. Каждому активному гражданину необходимо овладеть навыками экономического мышления. Чем больше людей смогут принимать решения в повседневной деятельности, тем выше будет уровень жизни каждого и тем богаче будет наша страна.

Авторы продолжают совершенствовать учебник и будут признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои мнения, пожелания и замечания по адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

ББК 65 я 73

Рецензенты:

А. Л. Ахтулов , д-р техн. наук, проф.;

О. Д. Худякова , канд. техн. наук, доцент

Э 40 Экономика : курс лекций / А. Д. Косьмин, Т. И. Гордиевич, В. С. Ефремов, И. А. Романов, Е. С. Александрова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 60 стр.

Предлагаемое студентам учебно-методическое пособие включает учебный материал по дисциплине «Экономика». Пособие предназначено для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной и дистанционной форм обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 33 (075)

ББК 65 я 73

© Омский государственный

технический университет, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

В пособии дано последовательное изложение всех тем, изучаемых в рамках дисциплины «Экономика», которая является обязательным федеральным компонентом цикла гуманитарных дисциплин для всех специальностей. Знания по дисциплине позволяют развивать экономическое мышление, необходимое в современной рыночной экономике, и являются важным звеном в системе подготовки грамотных специалистов как инженерных, так и гуманитарных специальностей.

В курсе лекций дидактические единицы дисциплины раскрыты в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Главной задачей курса является освоение категорий, процессов и законов экономического развития. В конспекте используются графики, математические формулы, даются объяснения и комментарии, что делает его доступным учебно-методическим пособием.

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1. Предмет и функции экономической теории.

2. Основные этапы развития экономической теории.

3. Методы познания экономической науки.

Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория занимает особое место в системе экономических наук. Она дает представление об экономической жизни общества в целом в различных аспектах: историческом, генетическом, функциональном, прагматическом.

Деятельность членов общества и общества в целом чрезвычайно многогранна: это и занятия в сфере культуры и искусства, занятия наукой, учёба, отдых, путешествия и, наконец, производство. Но среди этих сторон жизни человека есть деятельность, которая лежит в основе существования всего человеческого общества вне зависимости от того, какой человек и где живёт. Это – экономическая деятельность, без которой немыслимы все без исключения другие виды деятельности. Под экономической деятельностью понимается целесообразное создание человеком материальных благ и услуг или труд.

Но почему человек трудится? Макконннелл и Брю в своём учебнике «Экономикс» пишут: «Человеческие существа – несчастные создания – они обременены потребностями. Нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление «заработать себе на жизнь» – это и есть предмет экономической науки». Точнее, экономическая теория – это наука, исследующая поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ.

Основные функции экономической теории .

Познавательная – позволяет расширять познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.

Методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках.

Практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.

Прогностическая – делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Основные этапы развития экономической теории

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период развития внешней и внутренней торговли, становления капитализма. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты выводили источник богатства из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман, А. де Монкретьен.

Учение У. Петти (1623-1686гг.) является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке – политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать».

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами. Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694-1774гг.), который опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1780гг.) и Д. Рикардо (1772-1823гг.). А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политэкономии. Он выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» (1777г.). Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма. А. Смит также заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости. Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер (1840-1921гг.), Ф. Визер (1851-1926гг.), Э. Бем-Баверк (1851-1914гг.), а так же английский экономист У. Джевонс (1835-1882гг.). Маржинализм (от английского «marginal», «предельный») – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.

В современной экономической теории выделяются три направления: кейнсианское, неоклассическое и институциональное. Экономическая теория Дж. М. Кейнса родилась как прямой ответ на наиболее мучительные вопросы рыночной экономики ХХ века. В конце 20-х начале 30-х годов ХХ столетия экономику США и европейских стран поразил глубокий кризис. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс предложил теорию государственного регулирования экономики, главным методом которого является стимулирование эффективного спроса – совокупного платежеспособного спроса, определяющего объем занятости и производства.

В рамках неоклассического направления, пропагандирующего свободурынка, сформировался монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой. Глава «новой монетаристской школы» – американский ученый-экономист Милтон Фридмен , лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976г.

Третьим направлением современной экономической теории является институционализм , представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Дж. М. Гэлбрейт . Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы.

Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ

1. Потребности, блага, ресурсы.

2. Экономический выбор и экономические отношения.

3. Экономические системы.

Потребности, блага, ресурсы

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей. Они подразделяются на следующие виды: физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); потребность в безопасности (защита от внешних врагов и преступников, помощь при болезни, защита от нищеты); потребность в социальных контактах (общение с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви); потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения); потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Экономические потребности – та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Неоклассическая теория разделяет блага на экономические и неэкономические. Разделение связано с понятием редкости благ: неэкономические блага имеются в неограниченном количестве, экономические – редкие блага. Товары – это экономические блага, предназначенные для обмена.

Блага обладают стоимостью (ценностью). Согласно марксистской теории стоимость блага определяется затратами труда, необходимыми для его производства. Согласно неоклассической теории ценность блага зависит от его редкости, от интенсивности потребности в нем и количества данного блага.

Для создания благ требуются ресурсы. Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в создании товара, услуг и иных ценностей. В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства: природные ресурсы (земля), капитал, труд, предпринимательская способность.

Природные ресурсы (земля) – это все естественные ресурсы, применяемые человеком в процессе производства. Капитал – материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства.Труд это физические и умственные способности человека, которые применяются в процессе производства. Предпринимательская способность – это способность людей принимать решения, в результате которых все остальные факторы производства соединяются в единую систему производства.

Экономические системы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. Наибольшее распространение в современной мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам: по форме собственности на средства производства; по способу, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность.

В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности; и два различных способа координации: иерархия и спонтанный порядок. Иерархия это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному исполнителю. Спонтанный порядок – это способ координации, при которой информация, необходимая производителям и потребителям, передаётся путём ценовых сигналов.

На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида. Традиционная экономическая система система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Эта система распространена в слаборазвитых странах, экономика которых базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности, в которых преобладающую роль в жизни общества играет кастовое и сословное деление, вековые традиции и обычаи.

Рыночная система (чистый капитализм) экономическая система, при которой ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Полярной альтернативой чистому капитализму является командно-административная экономика – способ организации экономической системы, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а управление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

Эластичность и её виды

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса E p равен: Е р = ∆Q / ∆ Р, где Q – изменение величины спроса в %; Р – изменение цены в %, «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (Е р < 1), единичной эластичности (Е р = 1) и эластичный (Е р > 1). В случае абсолютной неэластичности (Е р = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; в случае абсолютно эластичного спроса (е р = ∞) она параллельна (выше) оси абсцисс (рис. 5).

Рис. 5. Крайние случаи эластичности:

а) спрос абсолютно эластичен; б) спрос абсолютно неэластичен

Аналогично можно определить другие показатели эластичности: эластичность спроса по доходу, перекрёстная эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Е i ) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина Е i является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной коэффициента. Они могут относиться к предметам первой необходимости (О < Е i < 1), второй необходимости (Е i = 1) и к предметам роскоши (Е i > 1).

Коэффициент перекрестной эластичности (Е ху) характеризует степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть взаимозаменяемыми (Е ху > 0), взаимодополняемыми (Е ху < 0) и нейтральными (Е ху = 0).

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения на товар при изменении его цены на один процент. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос.

Лекция 5. ТЕОРИЯ ФИРМЫ

1. Фирма в рыночной экономике.

2. Виды издержек. Закон убывающей производительности.

3. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.

Фирма в рыночной экономике

Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала. Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» означало "торговое имя" коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать?

Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Классификация фирм проводится по многочисленным признакам: по форме собственности – государственные и частные; по размерам – малые, средние и крупные; по характеру деятельности – производственные, коммерческие, финансовые; по отраслевой принадлежности – промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.; по доминирующему фактору производства – трудоёмкие, наукоёмкие, материалоёмкие; по видам лиц – физические и юридические лица; по количеству участников данного хозяйственного объединения – коллективные и индивидуальные; по степени предпринимательской деятельности юридических лиц – коммерческие и некоммерческие; по пределам имущественной ответственности – с полной, ограниченной и дополнительной ответственностью.

Лекция 6. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Рынок земли. Рента

Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продается и покупается, и ее цена на рынке зависит от спроса на неё.

Цена земли равна: Z = (R / C)∙100%, где Z – цена земли, R – размер ренты, С – величина ссудного капитала. Продавая земельный участок, его владелец продает не почву как таковую, а право на получение с него ежегодного дохода (ренты). Поэтому он рассчитывает получить за землю такую сумму, которая, будучи помещена в банк, принесет ему доход в форме процента, равного ренте.

Природа земельной ренты обусловлена особенностями земли как экономического ресурса и отношениями землепользования. Земля – уникальное средство про­изводства: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспро­извести; земельные участки различаются по плодородию, т. е. имеют различную естественную производительную силу. Как экономический ресурс земля не имеет трудового происхождения. Это – дар природы. Количество земли фиксировано, поэтому её предложение абсолютно неэластично. Это означает, что на рынке земли активен лишь спрос.

Рента – один из видов дохода на собственность. Монополия частной собственности порождает абсолютную земельную ренту , монополия хозяйства на земле – дифференциальную земельную ренту.

Дифференциальная рента существует в двух видах. Дифференциальная рента 1 связана с различием в качестве земли. Она, в свою очередь, делится на ренту по плодородию , получаемую с более плодородных земель и ренту по месту положения земельных участков, получаемую с земель, стратегичес­ки выгодно расположенных. Дифференциальная рента 2 предполагает до­бавочное вложение капитала, в результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты.

Категория монопольной ренты основывается на монопольной цене, по которой продается продукт редкого качества. Свойство, каким, например, является качество твердых сортов пшеницы, позволяющих получать муку высших сортов с особыми хлебопекарными качествами или особые сорта вин, создает этим сельскохозяйственным продуктам монопольное положение на рынке и позволяет продавать их по монопольно высоким ценам.

Потребление и сбережения

Под потреблением в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление – это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.

Под сбережением экономическая наука понимает ту часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления. Экономическое значение сбереже­ния заключается в его отношении к инвестициям, т. е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

В разработанном виде теория потребления предстала в кейнсианской теории. Установлено, что потребление изменяется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от предельной, а также средней склонности к потреблению. В экономической науке эта закономерность рассматривалась Дж. М. Кейнсом как «психологический закон» , отражающий желание людей покупать потребительские товары.

Дж. М. Кейнс внес большой вклад в развитие теории потребления, используя понятия средней и предельной склонности к потреблению и сбережению. Средняя склонность к потреблению выражается как отношение потребляемой части национального дохода С ко всему национальному доходу Y, то есть: АРС = С / Y. Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математически это выглядит так: МРС = ∆ С / ∆ Y.

Здесь отражена следующая функциональная зависимость: когда реаль­ный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не так быстро. Размер потребительских расходов определяется, главным образом, уровнем дохода.

Под склонностью к сбережению понимается один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению выражается как отношение сберегаемой части национального дохода S ко всему доходу Y, т. е.: АРS = S / Y. Предельная склонность к сбережению представляет собой, аналогично МРС, отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало: МРS = ∆S / ∆Y.

Взаимозависимость двух показателей позволила американскому эконо­мисту П. Самуэльсону сказать, что предельная склонность к потреблению – это сиамский близнец предельной склонности к сбережению. Свое логическое завершение теория потребления получила в работах Ф. Модильяни и М. Фридмена.

И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

1. Экономические циклы. Стабилизационная политика.

2. Экономический рост и развитие.

3. Безработица и её формы.

4. Инфляция и её виды.

5. Распределение доходов. Неравенство.

Безработица и её формы

Безработица – это социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Причиной безработицы являются диспропорции между спросом и предложением на рынке труда. Однако причины, приводящие к этим диспропорциям, могут быть различны. По причинам возникновения выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицы. Фрикционная безработица – это временное отсутствие занятости в период перехода трудящегося с одного предприятия на другое. Структурная безработица – это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности; она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и в структуре спроса на определённые разновидности конкретного труда. Циклическая безработица – это отсутствие достаточного спроса на труд вообще; она обусловлена спадом производства товаров. Иногда выделяется также технологическая безработица , обусловленная технологическими нововведениями, делающими экономически выгодным сокращение рабочих мест и вызывающими изменение структуры спроса на труд. По характеру проявления различают частичную занятость или скрытую безработицу. Контингент этой категории безработицы – наёмные работники, вынужденно занятые неполное нормативное рабочее время.

Уровень безработицы определяется по формуле: Уб = (Эа – З) / Эа∙100 %, где Уб – уровень безработицы; Эа – экономически активное население; З – количество занятых. Все население страны подразделяется на две части. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры; лица, ведущие домашнее хозяйство; отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Абсолютное отсутствие безработицы невозможно и считается не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

Исследования уровня безработицы почти за столетний период (1861-1957гг.), и его сравнение со среднегодовыми темпами роста номинальной заработной платы, позволили сделать вывод английскому экономисту А. У. Филлипсу об определённой зависимости между значениями этих показателей. Впоследствии П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили значения динамики заработной платы значениями динамики цен. В графическом выражении эта зависимость получила название «кривая Филлипса» (см. рис. 24.).

Рис. 24. Кривая Филлипса

Теоретические обобщения сводились к тому, что чем выше прирост совокупного спроса, тем выше возникающая в связи с этим инфляция и рост реального продукта, но тем меньше уровень безработицы. И, наоборот, чем ниже темпы роста совокупного спроса, тем меньше рост инфляции реального продукта и выше уровень безработицы.

Инфляция и её виды

Латинское слово «inflatio» дословно переводится как «вздутие». До того как войти к концу XIX века в лексикон экономистов, а позднее и в обыденную речь, оно было в обиходе у медиков, которые применяли его при диагнозе болезни, связанной с разрастанием злокачественной опухоли.

Инфляция – это нарушение закона денежного обращения, выражающееся в переполнении сферы обращения денежными знаками, что приводит к их обесценению, снижению покупательной способности и выражается во всеобщем росте цен на товары и услуги. Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. Инфляция, развивающаяся под воздействием роста платёжеспособного спроса, получила название инфляции спроса. В результате инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к товарам, в результате цены растут. Другая ситуация возникает, когда растут издержки производства, т.е. поднимается цена предложения. Инфляция издержек – это инфляция, развивающаяся под воздействием роста издержек производства. Инфляция издержек всегда грозит сокращением товарного предложения и в конечном итоге порождает спад и сокращение рабочих мест. Таким образом, инфляция имеет два варианта развития – со стороны увеличения спроса и со стороны увеличения издержек производства.

Выделяют монетарные и структурные причины инфляции. К монетарным причинам, вызывающим инфляцию спроса, относятся следующие важные диспропорции воспроизводства: превышение расходов государства над доходами; осуществление инвестиционных проектов; милитаризация экономики; инфляционные ожидания; макроэкономическая политика. К структурным причинам , вызывающим инфляцию издержек, относятся следующие институциональные особенности экономики: технологическая отсталость экономики; структурные диспропорции экономики; монопольное ценообразование крупных компаний; макроэкономическая политика (например, увеличение налогов).

Классификация инфляции возможна на основе различных критериев: по степени интенсивности (нормальная, умеренная, галопирующая, гиперинфляция), по форме проявления (открытая, подавленная), в соответствии с критерием ожидаемости (ожидаемая, неожиданная), в зависимости от преобладающей причины (инфляция заработной платы, налогов, прибыли и т.д.).

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Государственные расходы и налоги.

2. Бюджетно-налоговая политика.

3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов.

Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относится механизм изменения налоговых поступлений. В период активного роста ВНП налоговые поступления автоматически возрастают. И наоборот, в период экономического спада налоговые поступления автоматически сокращаются. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т. п.

В развитых странах в последнее время происходит сокращение налогов. Теоретическим обоснованием стали расчеты американского экономиста А.Лаффера. Согласно рассуждениям Лаффера чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Графически это выглядит следующим образом (см. рис. 26).

Рис. 26. Кривая Лаффера

При ставке подоходного налога более 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Денежный мультипликатор

Процесс создания банковских денег предполагает замкнутую банковскую систему, из которой наличные деньги не уходят, а чеки и банковские карты постоянно депонируются вновь. Допустим, что в коммерческий банк Б поступил вклад в размере 10 000 долларов (рис. 28). Понятно, что когда-то эти деньги вышли из центрального банка и, совершив множество переходов из рук в руки, превратились в доход вкладчика.

Получив в банке чековую книжку или банковскую карту, он начинает пользоваться ею, оплачивая покупки, например, приобретая пылесос. Производитель пылесосов, приняв чеки, не обязан нести их немедленно в банк, обменивая на денежную валюту (к примеру, доллары). Он может распорядиться ими по собственному усмотрению, например, пустить на оплату материалов, запасных частей или чего-то другого. Конечно, через какое-то время чеки вернутся опять в банк. И все же, очевидно, проникнув в экономику, они на определенный период застревают там, обращаются наряду с деньгами.

Банк Б, забрав у вкладчика 10 000 долларов, отдает их взаймы. Но не всю, разумеется, сумму, а лишь ту ее часть, что остается за вычетом обязательных резервов. Если норма обязательных резервов составляет 20 %, то величина банковского кредита будет равна 8 000 долларов. Выходит, что в пределах небольшого промежутка времени первоначальный десятитысячный вклад породил прирост денежной массы в объеме 8000 долларов.



Рис. 28. Процесс создания банковских денег

Получатель восьмитысячного кредита тоже вправе распорядиться им так, как ему заблагорассудится. Вероятно, что позаимствованные в банке 8 000 долларов будут потрачены на потребление, покупку ценных бумаг, недвижимости, превратятся в инвестиционный спрос и т.д. Не исключено, что заемщик поступит иначе: отнесет деньги в другой банк Б2 (рис. 28). Последний станет действовать точно так же, как и первый банк, – вручит вкладчику чеки на сумму 8 000 долларов и одновременно выдаст кредит в размере 6 400 долларов (норма обязательных резервов остается на уровне 20 %). Легко подсчитать, что теперь в обращении окажется дополнительная денежная масса объемом 14 400 долларов, причем определенная ее часть будет представлена банковскими чеками.

Этот процесс, возможно, повторится еще несколько раз. Подсчитаем, какое количество денег будет находиться в обращении. Очевидно, что оно зависит от первоначального вклада и нормы резервов. Мультипликатор предложения денег М S показывает, во сколько раз возрастет денежная единица, поступившая в банковскую систему. Он определяется по формуле: M S = 1/N, где N – норма резервов.

В рассмотренном примере N = 0,2, тогда М S = 5. Итак, поступившие в банковскую систему 10 000 долларов мультиплицируются (умножаются) в 5 раз, в результате в обращении будет находиться 50 000 долларов. Чем быстрее нарастает поток денег, тем труднее государству управлять им.

Валютный курс

Валюта – это любая национальная денежная единица. Различают свободно конвертируемую валюту, частично конвертируемую валюту и неконвертируемую валюту. Свободно конвертируемая валюта – валюта, при совершении сделок с которой отсутствуют какие-либо законодательные ограничения по любым видам операций. Частично конвертируемая валюта – валюта тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок. Неконвертируемая (замкнутая) валюта – национальная денежная единица страны, законодательство которой предусматривает ограничения практически по всем видам операций.

В современное время в процессе интеграции на различных этапах формировалась коллективная валюта. Коллективная валюта – валюта, обращающаяся в рамках отдельных интеграционных группировок или в отдельных международных сделках: СДР, ЭКЮ, ЕВРО.

Валютные курсы являются важным «нервным узлом» всей системы международных экономических отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов (от долгосрочных экономических до политических и даже психологических), определяющих развитие экономики той или иной страны, влияет на динамику валютных курсов.

Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы. Научно-познавательная функция состоит в том чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики позволяет открыть экономические законы по которым развивается человеческое общество.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 5

Тема 1. Введение в экономику как науку

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний.

1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов.

1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний

Слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – дом, хозяйство, номос – правило, закон), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения .

Во-первых , экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых , экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В-третьих , экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет следующие основные функции:

1. Методологическая функция. Многие ученые – экономисты справедливо утверждают, что экономическая теория является не только учением, но и методом. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

2. Научно-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. Процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики, научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики, позволяет открыть экономические законы, по которым развивается человеческое общество.

3. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточные.

4. Практическая (рекомендательная) или прикладная функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

5. Политическая функция предусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика как наука использует определенную совокупность методов познания (методов исследования экономических процессов и явлений) :

1. Общенаучные методы.

1.1. Метод научной абстракцией. Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

1.2. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.

1.3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

2. Специальные методы.

2.1. Экономико-математический анализ и моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

2.2. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

2.3. Экономические эксперименты – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить:

во-первых, гарантии частной собственности вообще и правами частных предпринимателей конкретно;

во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

в-третьих, защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствии с ними.

1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов

Экономика как наука изучает процессы и явления на различных уровнях систем и выявляет специфические проблемы, возникающие на них.

1 уровень – Микроэкономика – это особый раздел экономической теории, который изучает экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, которые принимают решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благи услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей, при том, что всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

2 уровень – Мезоэкономика – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, происходящие в регионе или в отдельной отрасли - охватывающие все промежуточные системы (АПК, ВПК, экономика здравоохранения, торговли, то есть экономика отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). В рамках экономики региона существуют единые условия на территории субъекта – природно-климатические, финансовые, правовые и т.п. – следовательно, ряд процессов, происходящих внутри региона, имеет схожие характеристики. В рамках одной отрасли используются единые или схожие технологические процессы, следовательно, и экономические процессы и проблемы отдельных предприятий схожи.

3 уровень – Макроэкономика (национальная экономика) – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основными проблемами макроэкономики являются: инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа, основанный на оценке макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.).

4 уровень – Мировая экономика (мегаэкономика) – совокупность всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления развития экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов .

1. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними. Она призвана исходить из накопленных знаний и опыта отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

2. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Она даёт рекомендации, рецепты действий.

1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы

Экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы – наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Экономические законы носят объективный характер, действуют независимо от воли и создания людей, они историчны. Так, законы рынка – закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон конкуренции – существуют независимо от того, знают о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают характер действия экономических законов, тем эффективнее они могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на:

1. Общие экономические законы – это те законы, которые действуют во всех социально-экономических системах или некоторых из них. Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроизводства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

2. Специфические законы действуют в одной общественно-экономической системе. Такими законами являются закон прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду и др.

Экономические категории – это наиболее общие понятия, которые отражают существенные свойства экономических явлений, их отношения к различным проявлениям и сторонам общественной жизни. Примером таких категорий являются стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются научными абстракциями, отражающими действительно существующие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления, жизненно важных благ.

Можно выделить два типа экономических отношений :

1. Социально-экономические отношения включают в себя: отношения людей к средствам производства, т.е. отношения собственности, отношения по производству материальных благ и услуг, их распределению, обмену и потреблению. Они являются стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства, свойственную только одной общественно-экономической формации, и имеют исторически преходящий характер, меняющийся в результате смены форм собственности.

Основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства. Отношения собственности определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведётся), социальную структуру общества, его тип. Исторически известны следующие формы собственности: общественная, частная, государственная. Кроме того, имеются разновидности – промежуточные и смешанные формы собственности. Отношения собственности пронизываются все сферы экономических отношений, определяя их специфичность в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Совокупность этих отношений образует системы социально-экономических отношений данного общества.

2. Организационно-экономические отношения , которые непосредственно определяются производительными силами. Они отражают организацию производительных сил, особенности определённого этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Эти отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются, прежде всего, технологическим способом производства. Они обусловлены потребностями технологии организации производства, например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями связанных с технологическим разделением труда внутри предприятия.

Организационно-экономические отношения подразделяются на три вида:

1) разделение труда и производства;

2) сосредоточение (концентрация) производства отдельных видов товаров в тех странах, где их производство является экономически целесообразным;

3) дифференциация, специализация трудовой деятельности.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 1:

1. Охарактеризуйте другие функции экономики как науки.

2. Охарактеризуйте другие методы исследования экономических явлений.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7228. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ОТРАСЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА 25.56 KB
Виды деятельности сектора государственного управления обеспечивающие соответствующие общественные блага могут быть объединены в три большие группы: оказание услуг общегражданского характера общественные услуги общего назначения оборона общественный порядок и безопасность виды деятельности по развитию экономики виды деятельности в социальной сфере. Наряду с этим подлежат рассмотрению воспроизводственные процессы в общественном секторе взаимоотношения с другими секторами экономики и внешнеэкономические связи. Они должны...
7102. Выделение психологии в самостоятельную науку 30.75 KB
К 70м годам XIX века созрела потребность в том чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину отличную от других. На различных участках экспериментальной работы Вебер Фехнер Дондерс Гельмгольц Пфлюгер и многие другие складывались представления об особых закономерностях и факторах отличных как от физиологических так и от тех которые относились к психологии в качестве ветви философии...
9817. Оформление взглядов о живом в специальную науку 24.16 KB
Творцы теории катастрофизма исходили из мировоззренческих представлений о единстве геологических и биологических аспектов эволюции; непротиворечивости научных и религиозных представлений вплоть до подчинения задач научного исследования обоснованию религиозных догм. В тысяча восемьсот пятьдесят девятом году Дарвиным была создана теория эволюции. В этой теории Дарвин обобщил уже все существующие теории и идеи эволюции и разрешил существовавшие разногласия. В учении Дарвина основу эволюции...
20588. Влияние санкций на экономику России 183.72 KB
Изучить причины возникновения санкций Определить влияние санкций и ответных мер на экономику страны Определить влияние санкций на граждан Российской Федерации Проанализировать действия страны против которой тоже вводились санкции на примере Китая Предложить действия по выходу из кризиса Предмет исследования: санкции введённые против РФ Объект исследования: влияние санкций на страну Гипотеза: санкции сильно ударили по многим секторам Российской экономики но если мы последуем примеру Китая то в дальнейшем кризис сменится...
8571. Видатки бюджету на економічну діяльність держави та науку 24.64 KB
Основні умови виділення коштів з ДБ це їх цільова спрямованість на фінансування пріоритетних напрямів: агропромисловий комплекс; вугільна промисловість; атомна енергетика; транспорт; житловокомунальне господарство; охорона природи; промисловість та капіталовкладення. У останні роки найбільше коштів направлялось на капіталовкладення насамперед на соціальний розвиток села зміцнення матеріальнотехнічної бази агропромислового комплексу капітальені вкладення в соціальну сферу фінансування особливо важливих об’єктів виробничого призначення....
1855. Вклад выдающегося фольклориста В.Ф. Миллера в отечественную науку 18.75 KB
Среди его многочисленных трудов выделяют наиболее известные: «Отголоски апокрифов в кавказских народных сказаниях»; «Реферат о происхождении кавказских евреев»; «Материалы для изучения еврейско-татского языка» - тексты, словарь с введением об истории и происхождении горских евреев, общая характеристика их разговорного языка (татского) и определение места его среди новоперсидских наречий.
2518. Поняття про мікробіологію як науку. Морфологія та систематика мікроорганізмів 39.75 KB
Навчальна мета: Розкрити сутність основних процесів викликаних діяльністю бактерій значення даних процесів у практичній діяльності дати поняття про основні принципи будови та життєдіяльності бактерій. Морфологія бактерій. Основи систематики та класифікації бактерій. Морфологія бактерій.
16885. Влияние отечественных и зарубежных ТНК на экономику России 17.05 KB
Влияние отечественных и зарубежных ТНК на экономику России Транснациональные корпорации стали одной из главных сил глобального рынка который в настоящее время получает все большее распространение. Принимая во внимание что формулировка понятия транснациональная корпорация затрагивает интересы многих государств и экономических агентов в проекте Кодекса поведения ТНК разработанного в ООН понятие ТНК определяется как корпорация: - включающая единицы в двух или более странах независимо от юридической формы и поля...
17041. Исследование комплексного влияния ТЭК на экономику региона (на примере Хабаровского края) 18.81 KB
В данном случае основное внимание в модели 1 концентрируется на исследовании региональных эффектов от изменений спроса на продукцию таких ВЭД как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых C; производство нефтепродуктов DF; производство передача и распределение электроэнергии газа пара и горячей воды E40. Реакция отраслей ТЭК на рост экзогенного спроса Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых Производство кокса нефтепродуктов и ядерных материалов Производство передача и распределение электроэнергии газа пара и...
17811. Анализ влияния продвижения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента на экономику аптечного учреждения 337.71 KB
Организация и экономика фармации. Современные методы и сопутствующие условия продвижения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. Анализ влияния продвижения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента на экономику аптечного учреждения. Сравнительный анализ методов продвижения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента на мировом и отечественном фармацевтическом рынке...

I. ЭКОНОМИКА

1. Введение в экономическую теорию. Экономические отношения

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями .

Экономика – наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения, потребления благ в мире ограниченных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение.

Предметом рассмотрения экономической теории как науки являются:

1. Экономические отношения. Они могут быть двух типов:
– отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;
– отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.

Отсюда различают свободную экономическую систему, командную, переходную, смешанную и традиционную экономику.

2. Рациональное, эффективное использование ресурсов при достижении определенных задач.

В настоящее время существует множество определений экономической теории. По мнению П. Самуэльсона: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас и в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:

1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.

2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.

Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.

Таким образом, предметом экономической теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности и выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. Исторический метод позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно в их историческом развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ ), так и в целом (с интез ). Сочетанием анализа и синтеза обеспечивается комплексный подход к изучению сложных экономических явлений.

Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики.

К специфическим методам относятся:
– метод графических изображений;
– метод сравнительного анализа;
– допущение «при прочих равных условиях»;
– экономико-математическое моделирование.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу – выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.