Введение в клиническую психологию мфпа. Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии. Федеральное агентство по образованию

Клиническая психология – область психологической науки, в рамках которой изучаются особенности психических процессов, свойств и состояний, определяющие возникновение, течение и преодоление недугов и влияюшие на повышение адаптационных возможностей организма, гармонизацию его психического развития в связи с предупреждением заболеваний и укреплением здоровья. Дефиниции (определения), отражающие разные аспекты клинической психологии. Область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации больных). Объект клинической психологии- феноменология изменений (нарушений) психической деятельности при различных патологических состояниях. Предмет клинической психологии – закономерности изменений (нарушений) и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.

Причины становления клинической психологии как отрасли психологии. Ухудшение качества жизни, демографической ситуации, экологии. Усиление дезаптационной роли нервнопсихических факторов в ухудшении здоровья населения. Возрастание потребности населения в психологической помощи. Профилактическая направленность здравоохранения, требующая активного участия клинической психологии.

Сферы применения клинической психологии -Система здравоохранения (психиатрия, неврология, нейрохирургия, наркология, соматическая медицина). -Система народного образования (дошкольные учреждения, школы, интернаты, центры коррекционной педагогики и др.). -Система социальной помощи населению (центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования и коррекции семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных, производственных катастров, службы кризисных состояний и др).

Профессиональные этические принципы клинической психологии - представления о том, как в научной и практической деятельности различать добро и зло, на какие ценности, традиции и нормы ориентироваться. 1. Профессиональная компетентность (качественное базисное образование, совершенствование знаний и практических умений). 2. Уважение личности больного, пациента, клиента - гуманистические традиции: «Душа и заболевая не перестает быть душой» , информированное и добровольное согласие больного на исследование.

3. Ненанесение ущерба больному, пациенту, клиенту («не навреди!») (процесс и результаты работы психолога не должны вредить здоровью больного, ухудшать его психическое и физическое состояние). 4. Конфиденциальность (результаты работы нельзя доводить до сведения других лиц без согласия больного, данные о личности пациента должны быть зашифрованы).

Разделы клинической психологии Патопсихология Нейропсихология Психология аномального онтогенетического развития Психосоматика и психология телесности Психотерапия Психологическая коррекция и консультирование Психология здоровья

Задачи клинической психологии 1. 2. 3. 4. 5. 6. Клинико-психологическая диагностика. Участие клинических психологов в экспертной работе. Психотерапия и психокоррекция. Реабилитация больных и социальнотрудовая адаптация личности. Научная, исследовательская деятельность. Профилактика (первичная, вторичная, третичная)

Диагностика: Клинико-психологическая диагностика Клинико-нозологическая диагностика Топическая нейропсихологическая диагностика в клинике локальных (органических) поражений мозга. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах нарушенного развития. Личностная (индивидуально-типологическая) диагностика групп повышенного риска появления нервно-психических, психосоматических и поведенческих расстройств. Функциональная диагностика. Диагностика в целях психологической коррекции и психотерапии.

Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами: Военно-медицинская экспертиза. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Врачебно-трудовая экспертиза. Психолого-педагогическая экспертиза.

История клинической психологии При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории: Э. Крепелина в Германии (1879). П. Жане во Франции (1890). Ряд лабораторий был организован в США и Англии. В лабораториях разрабатывались экспериментальнопсихологические методы исследования нарушенной психики. Одновременно для сопоставления результатов изучались особенности психики здоровых людей. "Медицинская психология" Э. Кречмера.

История отечественной клинической психологии В Казани в 1885 г. В. М. Бехтерев создал первую в России лабораторию экспериментальной психологии – лабораторию медицинской психологии. В Москве в 1887 г. С. С. Корсаков создал лабораторию экспериментальной психологии (заведовал А. А. Токарский), Московское психологическое общество. Санкт-Петербургская школа (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, К. И. Поварнин, В. Н. Мясищев и др.). Лаборатории В. Ф. Чижа в г. Юрьеве, И. А. Сикорского в г. Киеве, П. И. Ковалевского в г. Харькове.

Владимир Михайлович Бехтерев Предмет патологической психологии: «. . . изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц» Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были: - качественный анализ расстройства психики, - использование комплекса методик, - личностный подход, - соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц, - наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, - учет особенностей поведения больного вне экспериментальной ситуации, - сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений.

Основные категории клинической психологии Категории здоровья и болезни Психическое здоровье – состояние человека, характеризуемое не только отсутствием болезней, но и полным физическим, социальным и духовным благополучием (ВОЗ). Психическое здоровье – условие нормального развития личности. Психическое здоровье как узловая точка взаимодействия человека и общества, являющася критерием успешности (или деградации) их развития.

Категория психического здоровья ВОЗ выделила и описала различные уровни психического здоровья: 1. Уровень эталонного (идеального) здоровья, под которым понимается полная адаптация индивида, его гармоническое развитие, позитивная представленность всех критериев психического здоровья. Нет вероятности возникновения каких-либо психических расстройств. 2. Среднестатистический уровень, при котором состояние показателей психики соответствует популяционным показателям, с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и др. Допускается вероятность возможных расстройств поведения и психики (например, в рамках кризисов индивидуального развития). 3. Конституциональный уровень, связанный с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне допускается существование групп риска, определяемых в связи с особенностями конституции. 4. Уровень акцентуаций как вариантов заострения черт характера человека, связанный с повышенной уязвимостью к определенным жизненным ситуациям. 5. Уровень предболезни, при котором отмечалось наличие отдельных симптомов психического расстройства.

Основные категории клинической психологии Категория болезни Болезнь – форма естественной защитной реакции организма на воздействия вредоносных факторов. Современная международная классификация болезней – МКБ-10. Симптом – синдром – нозология.

МКБ-10 V Психические расстройства и расстройства поведения 7. 1 F 00 -F 09 - Органические, включая симптоматические психические расстройства 7. 2 F 10 -F 19 - Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ 7. 3 F 20 -F 29 - Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства 7. 4 F 30 -F 39 - Расстройства настроения (аффективные расстройства) 7. 5 F 40 -F 48 - Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства 7. 6 F 50 -F 59 - Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами 7. 7 F 60 -F 69 - Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте 7. 8 F 70 -F 79 - Умственная отсталость 7. 9 F 80 -F 89 - Расстройства психологического развития 7. 10 F 90 -F 98 - Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте 7. 11 F 99 - Психическое расстройство без дополнительных уточнений

МКБ-10 VI Болезни нервной системы 1. 1 Воспалительные болезни центральной нервной системы (G 00 - G 09) 1. 2 Системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему (G 10 - G 13) 1. 3 Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (G 20 - G 26) 1. 4 Другие дегенеративные болезни нервной системы (G 30 - G 32) 1. 5 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (G 35 - G 37) 1. 6 Эпизодические и пароксизмальные расстройства (G 40 - G 47) 1. 7 Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений (G 50 - G 59) 1. 8 Полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы (G 60 - G 64) 1. 9 Болезни нервно-мышечного синапса и мышц (G 70 - G 7 З) 1. 10 Церебральный паралич и другие паралитические синдромы (G 80 - G 83) 1. 11 Другие нарушения нервной системы (G 90 - G 99)

Отечественная классификация психических болезней Эндогенные психические заболевания Шизофрения Маниакально-депрессивный психоз Функциональные психозы позднего возраста Эндогенноорганические заболевания Эпилепсия Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга: болезнь Альцгеймера лобно-височная деменция болезнь Паркинсона хорея Гентингтона

Отечественная классификация психических болезней Экзогенно-органические заболевания Сосудистые заболевания головного мозга Психические расстройства при травмах головного мозга Психические расстройства при опухолях головного мозга Психические расстройства при инфекционно-органических заболеваниях головного мозга (энцефалиты, сифилис мозга, абсцессы мозга) Психические расстройства при эндокринных заболеваниях Экзогенные психические расстройства Симптоматические психозы (психические расстройства при соматических неинфекционных заболеваниях, при соматических инфекционных заболеваниях, при интоксикациях лекарственными, бытовыми, промышленными химическими веществами) Токсикомании (алкоголизм, неалкогольные токсикомании) Психогенные заболевания (неврозы, реактивные психозы) Патология психического развития (психопатия, олигофрения)

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы «Норма» (лат.) – руководящее начало, правило, образец. «Патос» (философская традиция) – деятельность и изменения души под влиянием какого-либо воздействия, страдание, страсть.

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Субъективный отчет. Критерием патологичности того или иного состояния является суждение самого пациента. «Норма» как приспособленность к условиям жизни. Психическая норма и патология определяются в терминах приспособления или адаптации к среде. Условие выживания – успешная адаптация к социальной среде.

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы - Психиатрия Норма – отсутствие болезни (патологии) «Норма – патология» как «здоровье – болезнь» Болезнь – это целостный процесс с определенными этиологией (происхождением, причинами) и патогенезом (характером протекания).

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Статистические критерии. Нормальным признается то, что присуще большинству представителей популяции. «Норма» - диапазон вокруг «средней психики» , а патология – все то, что выходит за пределы этого диапазона. Исключаются все необычные психические проявления (гениальность – форма патологии)

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Социальные критерии нормы Нормальное поведение соответствует социальным нормам, т. е. требованиям социальной среды, к которой принадлежит человек. Личностный подход Мерило нормальности – сохранность личности. Патология – все то, что связано с повреждением или распадом личности, ее целостности.

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Этика и право. Норма как предписание или запрет. Норму этическую или правовую задают как должное. Норма как идеал (религия). Должное, необходимое или желательное поведение можно задать в виде идеала, образца для подражания.

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Гуманистическая психология. Психическая норма – наличие личностных черт, индивидуальных особенностей, устойчивых нравственных ориентиров: заинтересованности в мире, оптимизма, продуктивности, способности к самореализации, к свободному осуществлению выбора из различных альтернатив. Норма как образец гармоничной личности, которая ищет свое место в жизни и в мире, преодолевает препятствия на пути реализации своих уникальных жизненных смыслов и ценностей.

Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Гуманистическая психология Эрих Фромм - продуктивная деятельность: созидание; связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; постижение объективной реальности своим интеллектом; осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; постоянное возрождение нормального человека; нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Основные категории клинической психологии Категория фактора Фактор как исходная основа синдрома нарушений (изменений) психической деятельности и конечный результат клиникопсихологического анализа патологии психики. Факторы, как основа формирования и протекания психической деятельности, изменение (нарушение) которых приводит к изменению связанных с ними психических процессов и состояний. Факторы как общие звенья функциональных систем, опосредующих разные психические функции.

Основные категории клинической психологии Категория психологического синдрома Психологический синдром – структурированная система измененных (нарушенных) психических процессов и свойств психики, являющаяся следствием нарушений тех или иных факторов.

Основные категории клинической психологии Качественный, системно-структурный анализ патологии психики Синдромный, системно- структурный анализ – путь выявления общих звеньев (компонентов) в структуре различных психических функций. Качественный и количественный анализ в клиникопсихологических исследованиях.

СООТНОШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО Биогенетический психоанализ З. Фрейда, «конституционная психология» Э. Кречмера Социогенетический теория социализации, теория научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.), теория ролей Психогенетический теория Ж. Пиаже, психодинамические теории Биосоциальный

БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т. п.) определяют некоторую предрасположенность к чему-либо, однако социальная среда оказывает важное влияние на развитие личности Генетические факторы Социальные факторы Развитие личности

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ Задатки Способности анатомо-физиологические особенности индивидуума лежащие в основе развития способностей, потенциал индивида конкретная реализация потенциала (задатков), динамическое понятие обозначающее индивидуальнопсихологические особенности проявляющиеся в успешности выполнения какой либо деятельности Темперамент Характер система показателей характеризующих динамические особенности психической деятельности индивида совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека обуславливающих типичные способы поведение в определенных жизненных ситуациях и выражающих отношение человека к миру и к самому себе

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Индивидуумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отстаивают. (В. П. Зинченко) Индивид - категория принадлежности к человеческому Личность - результат включения в пространство Индивидуальность - неповторимость, уникальность роду межиндивидуальных связей и может пониматься как относительно устойчивая совокупность психических свойств человека, сочетание всех свойств человека как индивида и как личности

ЗАКОНОМЕРНОСТИ Источник развития лежит вне нас Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) Сензитивные периоды Структура личности (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов) Направленность Самосознание Способности и задатки Темперамент и характер Особенности психических процессов и состояний Психологический опыт личности

Межличностные отношения, общение. 1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. 2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. 3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. 4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. 5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды. 6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. 7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. 8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. 9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам, 10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. 12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни. 13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе. 14. Общительность – способность легко входить в общение. 15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию. 16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 17. Откровенность – открытость, доступность для людей. 18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной. 19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение 1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. 2. Гордость – чувство собственного достоинства. 3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям. 4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. 5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха. 6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. 7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. 8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках. 9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий. 10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей. 12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности. 13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция. 14. Настойчивость – упорство в достижении целей. 15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. 16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. 18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. 19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение. 20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность 1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела. 2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость. 3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области. 4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность. 5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота. 6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость. 7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. 8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. 9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какомулибо делу. 10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. 12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности. 13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. 14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий. 16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений. 18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. 19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать. 20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства 1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии. 2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость. 3. Веселость – беззаботно-радостное состояние. 4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям. 5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. 6. Нежность – проявление любви, ласки. 7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости. 8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях. 9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению. 10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство. 12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение. 13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию. 14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния. 15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить. 16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех. 17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств. 18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний. 19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку. 20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

П.И. Сидоров А.В. Парняков

ВВЕДЕНИЕ ВКЛИНИЧЕСКУЮ

ПСИХОЛОГИЮ

И ЗДАНИЕ ВТОРОЕ (ДОПОЛНЕННОЕ)

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психологияумирания.

Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатели предметный и персоналий приближают издание к полноценному справочному руководству по всем основнымразделамклиническойпсихологии.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клиническойпсихологииипсихотерапии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая психология - область пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и ее содержании. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, какзнанияиумениявобластианатомииилифизиологии.

Будущее современной отечественной медицины заключается в усилении в ней роли специалистов гуманитарного профиля. Это особо было подчеркнуто на совместном выездном совещании межведомственного координационного совета по клинической (медицинской) психологии при Минздраве России, проректоров по учебной работе и заведующих кафедрами клинической психологии, которое проходило в г. Архангельске в декабре 1999 года, и было посвящено вопросам преподавания психологии в медицинских Вузах. Практическое здравоохранение уже сегодня требует привлечения к участию в лечебном процессе клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителюновойпрофессиивмедицине- менеджерам здравоохранения.

Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает требования программ по психологии не только медицинских факультетов (лечебное дело, педиатрия, стоматология и другие), но и факультетов клинической психологии, медико-социальной работы и медицинских менеджеров. Учебник отражает основные положения системы подготовки по клинической психологии и смежным областям, разработанные авторами и апробированные в течение многих лет на факультетах Северного государственного медицинского университета, где, кроме традиционных медицинских, в 1995 году был открыт факультет медико-социальной работы, а с 1997 функционируют факультет медицинского менеджмента и первый в медицинских вузахРоссии, факультетклиническойпсихологии.

Учебник содержит систематическое краткое изложение основных разделов общей, возрастной и социальной психологии, особенностей использования этих знаний в медицинской практике. Первый раздел построен из вводных материалов, относящихся к предмету психологии и, в частности, клинической психологии. Второй раздел посвящен систематическому описанию основных психических процессов и состояний личности, их нарушениям и методам обследования. Третий и четвертый разделы вводят в круг проблем, изучаемых в персонологии, описывают основные теоретические направления и эмпирические

исследования психологии личности, концепции личностных расстройств. Пятый раздел посвящен психологии развития и возрастной клинической психологии. Шестой раздел знакомит студентов с основами социальной психологии, в частности закономерностями межличностных отношений и общения, психологией групп и психологическими основами групповой терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: “Личность и болезнь”, “Врач и больной: психология лечебного процесса”. Сюда же включено описание психологии умирания, суицидального поведения, а также психологических основ психотерапии, психокоррекции, психологического консультирования, психогигиеныипсихопрофилактики.

Второе издание (первое вышло в двух томах в 2000 году) готовилось уже с учетом опыта использования учебника в Вузах. Все главы дополнительно снабжены разделом «Краткое содержание и выводы» с перечнем вопросов для повторения, а также включены новые данные и иллюстрации. Учитывая отсутствие специальных практикумов по дисциплине, ряд глав содержит материалы, которые могут использоваться преподавателем для организации практических занятий со студентами. Во втором издании также сохранен основной принцип построения учебника, - обеспечить возможность его использования студентами разных факультетов. С этой целью были расширены разделы, которые носят справочный характер, а также, кроме предметного указателя, введен иуказательперсоналий.

Материалы издания представлены в наиболее доступной для восприятия форме. Данный учебник будет, несомненно, полезен и для студентов, изучающих клиническую психологию не только в медицинских вузах, а также для всех специалистов, получающих профессиональную подготовку в области психиатрии, наркологииипсихотерапии.

Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации, член-корреспондентРАМН,

профессорН.Н. Володин

Президент Европейской Ассоциации психотерапии, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, заведующийкафедройпсихотерапииимедицинскойпсихологииРМАПО,

профессорВ.В. Макаров

Вундт

Вильгельм

(1832–1910)

Раздел 1 Введение в психологию

ПРЕДМЕТПСИХОЛОГИИ, ЕЕЗАДАЧИИМЕТОДЫ

И СТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ “ ПСИХИКА”

Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался к принадлежности их к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под названиями “восприятие”, “память”, “мышление”, “воля”, “эмоции” и множество других, в совокупности образуя то, что и именуется психикой , т.е. внутренним миром человека, его душевной жизнью. Изучение и описание закономерностей этого внутреннего мира человека и относится к ведению психологии как научной дисциплины. Психология - это наука о психике человека , т.е. наука о внутреннем, душевномегомире.

Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно - в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt) открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философскихученийодуше.

Выдвинутое философами положение о возможности и необходимости изучать психику человека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано прежде, чем достигли определенного уровня развития производство, техника, а в связи с ними и естествознание. В частности, к середине XIX века

физиология развилась настолько, что ее отдельные разделы, а особенно физиология органов чувств и нервно-мышечная физиология, уже вплотную подошли к разработке проблем, которые издавна относились к психологии. Кроме успехов физиологии проникновению научно–экспериментальных методов в психологию способствовали и такие науки как физическая оптика, акустика, биология, психиатрия и даже астрономия. Именно эти разделы естествознания и медицины составили основные источники, из которых психология выросла как самостоятельная экспериментальная областьнаучныхзнаний.

Своим названием психология обязана греческой мифологии - мифу о любви простой смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея

обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которые навлекла на нее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Строго говоря, термин “психея” впервые появился в работах философа из Эфеса Гераклита (530–470 гг. до н.э.), который полагал, что психеи это особые переходные состояния “огненного” первоначала в организме. Следует подчеркнуть, что введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было и первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 году Гоклкениусом будет предложен термин “психология”, который, начиная с работ немецкого философа Христиана Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека.

Психология возникла на пересечении естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать психологию естественной или гуманитарной наукой. Даже отрасли психологии иногда классифицируют в зависимости от того, тяготеют они к биологическим наукам (зоопсихология, психофизиология, нейропсихология) или общественным (этнопсихология, психолингвистика, социальная психология, психология искусства). В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук.

Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи - мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличие от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, обращаются на познание самого себя, своего “Я” и сами они становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Этимологически термин “психология” происходит от греческого слова “psyche” - душа и “logos” - учение. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователей. По этим причинам исчерпывающего и всеми признанногоопределенияпонятия“психика” донастоящеговременинет.

Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении возникла в древние времена. Еще наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое невидимое существо (“тень”), занятое расшифровкой того, что поступает в органы чувств. Эту “тень”, или “душу”, наделяли способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а также после смерти человека.

Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются в жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душой наделялся и окружающий мир - анимизм (от лат. anima - “душа”). В шестом веке до н.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основаны на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющееему думать, волноваться..

Анимизмом - вера в существование бесчисленных духовных сущностей, участвующих в человеческих делах и способных помогать или мешать человеку добиваться своих целей. Понятие “анимизм” обозначает не какую-то научную или религиозную доктрину, а рассматривается как определенный исторический тип мировоззрения. Он имел место в первобытном обществе и проявлялся в текущей практике древних людей, нашел отражение в их религиозных верованиях, а также в мифологии.

Анимистические представления о душе предшествовали первым научным взглядам на ее природу. В основном они сводились к пониманию души как к нечто

сверхъестественному, “как зверек в животном, как человек внутри человека…”. Смерть понималась людьми как отсутствие души, а защититься от нее можно, если закрыть выход души из тела. Если душа тело уже покинула, то надо постараться заставить ее вернуться обратно. Только душа позволяет телам растений, животных и человека жить и развиваться. Беззащитность человека перед природными явлениями вселяли уверенность в одухотворенность не только стихий, но и всего того, что окружало человека.

Начиная с эпохи великих географических открытий, информация о жизни “диких народов”, обнаруженных в Америке, Африке, Азии и Океании, стала проникать в христианскую Европу. Эти народы, как оказалось, веровали во всеобщую одухотворенность окружающего их мира. Некоторые миссионеры 19 века заинтересовались научной стороной этих “дикарских суеверий”. В последствии интерес к ним кристаллизовался в работе Тайлора “Первобытная культура”, где он выдвинул положение, что анимизм являлся первой формой религии. Сама же религия, как он полагает, “выросла из доктрины о душе”, а последняя, в свою очередь, сложилась на основе стихийных размышлений о смерти, снах и видениях. Являвшиеся во сне образы умерших предков воспринималось людьми как неоспоримое доказательство существования душ и их особой жизни после смерти тела.

Собственно научное представление о душе впервые возникает в древней философии. Научное представление, в отличие от верований, направлено на объяснение души и ее функций. Учение о душе древних философов античности является первой формой знаний, в системе которых начинаются и первые психологические представления. В философском решении проблемы взаимосвязи материи и духа постепенно определялись три точки зрения: материалистическая, идеалистическая идуалистическая.

Материалистические взгляды на психику. Материалистические взгляды на психику восходят к античной философии. Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки, наряду с другими, историки называют города Милет и Эфес. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в 7–6 вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Они же выдвинули положение, что все многообразие мира, в том числе и душа, являются различными состояниями единого материального начала, первоосновы или первоматерии. Различие между ними состояло только в том, какой вид конкретной материи принимали они за первооснову миросоздания. Фалес первоосновой считал воду, Анаксимандр - “апейрон” (состояние первоматерии, которое не имеет качественной определенности), а Анаксимен - воздух. Философ из Эфеса Гераклит (530–470 гг. до н.э.) первоосновой мира признавал огонь. Душа по Гераклиту является особым переходным состоянием огненного начала в организме, названного им “психея”. Всех этих философов часто называют первыми натурфилософами , поскольку для них “натура”, т.е. природа лежит в основе всего в мире. Они также преодолевают анимизм древних, создавая принципиально новое учение - гилозоизм . Здесь душа также есть у всей материи, но душа представляется ими уже не независимым двойникомматерии, аявляетсянеотъемлемойчастьюее.

Среди современников древнегреческого врача Гиппократа (460–377 гг. до н.э.) из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460370 гг. до н.э.). Он утверждал, что все существующее, в том числе и душа, состоит из атомов , которые представлялись ему в виде мельчайших и неделимых частиц. Вслед за Эмпедоклом (V в. до н.э.) Демокрит фактически признавал реальным внутренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объектов.

В наиболее завершенном виде атомистическое учение представлено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), но он отрицал взгляд на душу как на вещество. Одновременно он и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от живых тел, т.е. материи, какэто делалифилософы–идеалисты. Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понималось им как результат постоянного взаимопроникновения двух начал - пассивного (материи) и активного (формы). Аристотель полагал, что материя не может существовать не оформляясь. Формой живой материи и является душа. Душа - есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. У человека центром души является сердце, куда стекаются впечатления из органов чувств. Впечатления образуют источник идей, которые в результате рассудочного мышления и подчиняютсебечеловеческое поведение.

Для объяснения природы души Аристотель использовал сложную философскую категорию, названную им “энтелехия”, которая означает существование чего-то, что имеет цель в самом себе. Поясняя свою мысль, он приводит такой пример: “Если бы глаз был существом живым, то душой его было бы зрение”. Итак, душа является сущностью (энтелехией) живого существа, так же какзрениеявляетсясущностьюглазакакорганазрения. Таким образом, Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Эту точку зрения древнего философа уже нельзя считать последовательно материалистической. Здесь она уже дуалистична, поскольку, устанавливая единство души и тела, Аристотель в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два совершенно самостоятельных начала.

По сути, Аристотель пытался совместить материалистические и идеалистические взгляды на природу и происхождение души. Вероятно, это не случайно, так как он был учеником Платона, наиболее яркого представителя философов–идеалистов. Однако здесь нам важно отметить то, что в философскопсихологических взглядах Аристотеля на первое место выдвигаются мышление, знание и мудрость, а его мысль, что главной функцией души является реализация биологического существования организма, в последствии закрепилась за понятием “психика”. И в современном материалистическом естествознании психика признаетсяоднимизглавныхфакторовэволюцииживотногомира.

Идеалистические взгляды напсихику. Идеалистические взгляды напсихику также восходят к античной философии. Их представители (Сократ, Платон) признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи. Они рассматривают психическую деятельность как проявление нематериальной, бесплотнойибессмертной души.

Основное положение Платона (427–347 гг. до н.э.) заключается в признании в качестве истинного бытия не материальный мир, а мир идей. К этому выводу философ пришел при выяснении сущности ряда этических и эстетических категорий. Например, он задается вопросом о том, что такое красота. Все единичные красивые вещи старятся, теряя свою красоту, а им на смену приходят новые. Но что делает все эти вещи красивыми? Стало быть должно существовать нечто такое, что объединяет между собой все эти единичные вещи. Их всех объединяет не материальная, а духовная сущность - это идея красоты. Существует нечто подобное для всего видимого в мире. Это нечто и названо Платоном идеей , которая представляет собой идеальную общезначимую форму того или иного тела. Эти общие идеи противопоставлены философом материальному миру и

превращены в самостоятельную сущность, независимую как от материальных объектов, такиотсамогочеловека.

Таким образом, именно идея объявляется первопричиной всего существующего, а материальные вещи всего лишь ее воплощения. Все, что мы вокруг себя видим, существует только в наших ощущениях и представлениях как своеобразное и загадочное проявление “абсолютного духа” или главной, “всеобщей идеи ”. Иначе - здесь постулируется изначальное существование идеального мира, т.е. мира идей о сущностях предметов внешнего мира. Например, существует всеобщая идея красоты, справедливости или добродетели, а то, что происходит на земле, в повседневной жизни людей, есть лишь отражение или “тень” этих всеобщих идей. Для приобщения к миру идей, душа человека должна освободится от влияния бренного тела и не доверять слепо органам чувств. Заботиться о здоровье души надо намного больше, чем о здоровье тела, так как после смерти душауходитвиноймир- мирдуховных, идеальныхсущностей.

Платон, в свою очередь, был учеником Сократа (469-399 гг. до н.э.), а последний проповедовал свои взгляды устно, в форме бесед. В последующем и все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо Сократ. В текстах Платона его собственная философская концепция органическисвязана свзглядамиегоучителя- Сократа.

Сократ родился в столице Греции - Афинах. Он принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот период популярной философской школой была школа софистов, с представителями которой он вел полемику. В народном собрании города Сократ не всегда соглашался с мнением большинства, что требовало немалого мужества, особенно в период правления “тридцати тиранов”. В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что “он не чтит богов и развращает юношество”, за что и приговорили к смерти. Он мужественно принял приговор, выпив яд. Поведение Сократа на процессе, так же как и его смерть, способствовали широкому распространению его взглядов, так как доказывали, что жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание или абсолютная истина, которую человек может открыть сам в себе, познать только в своем размышлении. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться одним человеком другому, Сократ обращается к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах. В таком виде истины и передаются от поколения к поколению. Он здесь впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

Сократ - автор знаменитого метода сократической беседы . В основе ее лежит способ так называемых “наводящих размышлений”. Здесь важно не давать готовое знание собеседнику, а подвести его к самостоятельному открытию истины. Сократ заставлял собеседника размышлять, задавая специально подобранные наводящие вопросы. Вводя понятие гипотезы, он показывал ему, что неправильное допущение приводит к противоречиям. Это требовало выдвижения другой гипотезы. Таким путем беседа приводила собеседника Сократа к постепенному и самостоятельному открытию истины. Фактически сократический диалог был первой попыткой разработки технологии проблемного обучения. Метод сократической беседы также широко применяется и в современной психотерапевтической практике.

Если посмотреть на учение Сократа и Платона с современных позиций и подойти к ним как к ярким и точным художественным метафорам, то можно обнаружить, как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер (1996), что “мир идей”, который противостоит индивидуальному сознанию конкретного человека, существует до его рождения и к которому каждый из нас приобщается с детства - это мир духовной культуры человечества, зафиксированный в ее материальных носителях, прежде всего в языке, в научных и литературных текстах. Это есть мир человеческих

ценностей и идеалов. Если ребенок развивается вне этого мира (а такие истории известны - это дети, вскормленные животными), то его психика не развивается и нестановитсячеловеческой.

Представления о душе как направляющем, нравственном начале жизни человека долгое время “экспериментальной психологией” не принимались. Только последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, здоровье личности, личностный рост, а также и многое другое из того, что сейчас обнаруживается и перекликается с этическими следствиями учения о душе античныхфилософов.

Средневековье. 1–2 вв. новой эры - начало разложения рабовладельческого общества. Политические столкновения, восстания рабов, гражданские войны, т.е. все то, чем сопровождался распад римской империи, не могли не вызвать существенные сдвиги в сознании людей. Трудности жизни и невозможность изменить условия побуждали человека замыкаться в своем внутреннем мире, искать утешение в себе. Зарождающаяся церковь не замедлила воспользоваться этими настроениями. Оказывая императорам поддержку в подавлении масс, церковь укрепляла свои позиции и усиливала свое влияние в Риме. Как известно, в 1 в. христианство признается государственной религией, а к 4 в. границы влияния церкви выходят далеко за пределы Рима.

В эпоху средневековья учение о душе полностью отошло во владение религии, которая наложила запрет на попытки научного исследования души человека. Душа объявлялась божественным началом, представляющим собой тайну для смертных, поэтому сущность человека должна постигается не через разум, а через незнание и веру в догматы. На протяжении 11 столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, которые активно поддерживали богословие, считая естественные науки ограничением божественной власти, стоящей над человеческим разумом.

Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала к смирению и покорности, уединению с погружением в собственный внутренний мир. Эта общая установка и ориентации человека на свой внутренний личный мир и получила богословскую, теологическую интерпретацию в философско-психологических взглядах идеолога раннего христианства Плотина (205-270 гг.). Он полагал, что деятельность души заключается не только в обращении к богу; но и в обращении к своему чувственному миру; в обращении к самой себе. Благодаря внутреннему взору душа располагает знаниями о всех своих прошлых и нестоящих действиях. Мимо внутреннего ока не может пройти ни одно состояние души, будет ли оно из познавательной или побудительной сферы. Это учение о существовании универсальной способности души к самонаблюдению знаменовало собой первую поступь интроспективной психологии (Якунин В.А., 1998).

Следующий шаг в развитии интроспективного направления в психологии был сделан Августином (354-430). Новым в его психологии является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души. Однако волюнтаризм в его учении носил богословский характер. Он полагал, что все поступки человека предопределяются богом. Поэтому всякое выступление против веры в него и есть выступление против этого божественного предопределения, что ведет за собой вечные загробные муки. Для частичного освобождения отступников от будущих мучений в загробном мире, Августин предлагает ввести на земле смертную казнь через сожжение. Так в учении Августина засветились первые искры, из которых вырастут будущие костры инквизиции и непревзойденной жестокости средневековой церкви

Взгляды Плотина и Августина на протяжении многих столетий станут путеводной звездой для средневековой схоластики. Следы их идей можно заметить и в Новое время. Достаточно сказать, что учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв.

Из других философских учений того времени наиболее известным являлось схоластическое учение. Своего расцвета оно достигло в 13 веке благодаря Фоме (Томосу) Аквинскому (1228-1274 гг.). Он был первым, кто попытался и наиболее тонко сумел внедрить в богословскую догматику учение Аристотеля. Теологическое учение, выдвину-

Греческое слово kline (нечто, имеющее отношение к постели), от которого происходит прилагательное «клиническая» , в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. Соответственно, клиническая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

а) расстройства (нарушения) психики и поведения ;

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями ;

в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней ;

г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся .

В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.

В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем , которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач , которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая.

Взаимопроникновение медицины и психологии основывается на соотношении в жизни человека биологических и социальных факторов, на связи телесных функций с психическими. Уже у Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) мы можем встретить указание на роль адаптационных возможностей организма и на важность межличностных отношений, складывающихся между врачом и больным. Именно этому врачу-философу античности принадлежит известное высказывание о том, что медику гораздо важнее знать, какой человек страдает болезнью, чем знать, какая болезнь имеется у человека. Но от понимания необходимости глубокого изучения психологических аспектов клинических феноменов до возникновения особой отрасли науки - клинической психологии - прошло немало времени.


Сам термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer ),обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям - взрослым или детям, - которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т. е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ.

«Для методов клинической психологии неизбежно обращение к статусу индивидуального разума , определенного с помощью наблюдений и экспериментов, а педагогическое обращение занимается эффектом изменения, т. е. развитием этого индивидуального разума». [История современной психологии / Т. Лихи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. С. 374.]

Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми детьми). С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении детей, имеющих отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома.

Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, по сути стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения каких-нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных и т. д. После второй мировой войны (1939-1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья. При этом новые клинические психологи сразу были поставлены перед требованием четкого разделения своих функций с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и прикладных интересов стали совпадать. Клинические психологи США, в отличие от врачей-психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале клинических случаев свои научные общепсихологические работы.

На европейском континенте, в том числе - в России, термин «Клиническая психология» не имел хождения вплоть до середины XX века. Впервые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассматривал изменения психики и поведения у больных соматическими заболеваниями. Соответственно, под клинической психологией В. Гельпах понимал только психологию соматических больных. Этот термин логично дополнял уже существовавшие в европейской науке понятия «медицинская психология», «патологическая психология» («патопсихология») и «психопатология», поскольку каждое из них отражало психологические аспекты того или иного вида клинической практики.

Так, под психопатологией понималась вспомогательная психиатрическая дисциплина, задачей которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных. Под влиянием работ немецкого психиатра-теоретика К. Ясперса в начале XX в. психопатология развилась в самостоятельную научную дисциплину, изучающую сложные психологические взаимоотношения в личности душевнобольных, которые этот ученый рассматривал в качестве «внутренней причины» психических болезней. Эта внутренняя причина, вступая во взаимодействие с «истинной внешней причинностью» (биологическими факторами), определяла, с точки зрения К. Ясперса, уникальность картины психического расстройства у конкретного душевнобольного, изучение которой позволяло психиатру поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение /51/.

Наряду с психопатологией в рамках общей психологии в начале XX в. возникает специфическая прикладная область знания - патологическая психология .В ее задачу входило изучение «ненормальных» проявлений психической сферы с целью лучшего познания психологии «нормальных» людей /51/. Расстройства психики, наблюдаемые у душевнобольных пациентов, рассматривались в патопсихологии как природный эксперимент, позволяющий более ясно понять значение и место соответствующих феноменов психической жизни вообще, увидеть новые проблемные области психологического знания и проверить истинность тех или иных психологических теорий /50/.

Применение врачами психологических концепций для решения разных лечебных и исследовательских задач, возникающих в клинике, нашло отражение в понятии «медицинская психология» . В одноименных работах европейских психиатров Э. Кречмера и П. Жане термин «медицинская» по отношению к психологии использовался в основном значении латинского прилагательного medicalis - исцеляющая, приносящая здоровье, имеющая целительную силу. В этом смысле под медицинской психологией понималась или психотерапевтическая практика /63/, или биологическая интерпретация психологических концепций личности, целью которой была адаптация психологических теорий к органической парадигме, в которой работали врачи-психиатры, что, по мнению Э. Кречмера, должно было расширить кругозор врача и повысить эффективность проводимых лечебно-диагностических мероприятий /24/.

Из всех имевшихся в начале XX в. понятий «медицинская психология» было самым широким по смыслу и значению, способным охватить разнообразные сферы медицинской деятельности с точки зрения использования психологии в лечебных целях. В целом медицинская психология понималась как «психология для медиков». Она была призвана «дополнить» два других базовых предмета в процессе подготовки врача: патологическую анатомию и патологическую физиологию, чтобы «уравновесить» преимущественно биологическую ориентацию медицинского образования своеобразным «психологическим ликбезом» и учетом психологических факторов болезней /17/.

Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикладных отраслей психологии: приставка «медицинская» прежде всего ориентировала на восприятие ее как разновидности медицинского, а не собственно психологического знания. И для такого понимания клинической психологии имелись веские исторические аргументы.Первые клинико-психологические исследования возникли именно в медицине - в рамках психиатрии и невропатологии. Интерес и использование психологических знаний всегда характеризовали выдающихся представителей медицинской науки, многие из которых, как, например, З. Фрейд, К. Ясперс, В. Н. Бехтерев, В. Н. Мясищев, даже стали основателями отдельных направлений в психологической мысли и больше известны как психологи, а не как врачи.

Только в 70-е годы XX в. клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера, понимаемой шире, чем просто психология в клинике или психология для медиков /21/. Ее возникновение в этом качестве стало результатом противоречивого развития двух параллельных течений в медицине и психологии, истоки которых уходят в XIX в.

До конца XIX в. медицина и психология находились в тесном взаимодействии, поскольку их объединял не только один объект изучения и практического приложения добываемых знаний - человек, но и общая теоретическая база: спекулятивно-философские представления о человеке и причинах нарушений в функционировании его духа и тела.

Однако в конце XIX в. связь медицины и психологии была сильно подорвана развитием биологии и смещением акцентов на материальные - анатомические, микробиологические и биохимические - основы возникновения и развития болезней /69/. В это время в медицинской науке возникает так называемая «органическая парадигма», основанная на идеях Луи Пастера об инфекционной природе болезней и впоследствии дополненная теорией клеточной патологии Вирхова. Органическая парадигма характеризуется абсолютизацией идеи строгой закономерности течения болезни под влиянием объективных, материально обусловленных механизмов (возбудитель или нарушение клеточных функций) и трактовкой любой болезни независимо от личностных и средовых влияний. В этой парадигме психология могла быть полезной только при рассмотрении нарушений психической деятельности в качестве некоторого подручного, несамостоятельного инструмента клинико-диагностической деятельности врача. В таком виде - как частная сфера психиатрической практики - клиническая психология и зародилась в конце XIX в.

Пионерами привлечения психологии к решению клинических вопросов и превращению ее из философской в естественнонаучную сферу знания стали французские психиатры и невропатологи: Т. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко и его ученики А. Бине, П. Жане и др. Клиническая психология (ее называли тогда «опытной психологией») рассматривалась ими как особое направление эмпирических исследований врача-психиатра или невропатолога, направленное на анализ вызванных болезнью, гипнозом или наркотиками изменений в психической деятельности /42/. Необходимость этих эмпирических исследований диктовалась органической парадигмой, в которой важную роль играло умение врача распознавать симптомы заболевания. В результате проведения психологических исследований врачи получали сведения о разнообразных проявлениях психической деятельности в условиях психиатрической клиники, которые можно было систематизировать и затем использовать в диагностических целях.

«Опытная психология» в клинике начала развиваться еще до открытия В. Вундтом в 1875 г. экспериментально-психологической лаборатории. Под опытом в клинике понимались естественные (психическая болезнь или паранормальные психические феномены - телепатия, ясновидение и пр.) или искусственные (гипноз или прием наркотиков) изменения нормального психического состояния. Болезнь считалась самым надежным методом исследования психики, недостаток которого - медленная скорость протекания - можно было компенсировать применением гипноза или психоактивных веществ. Еще одним методом «опытной психологии» стало исследование «исключительных случаев». Наиболее часто в этом качестве оказывались исключительные интеллектуальные способности людей-вундеркиндов.

Таким образом, изначально клиническая («опытная») психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. В отличие от общей психологии, которая в то время была частью философии, клиническая психология развивалась, исходя из потребностей психиатрической клиники, как эмпирическое знание, основанное на опытных, а затем и экспериментальных данных, а не на теоретических рассуждениях.

Долгое время клиническая (как возникшая в клинике) и общая (как часть философии) психологии представляли собой конкурирующие дисциплины. Клиническая психология ориентировалась на объективные данные, получаемые в ходе применения сначала опытов, а затем формализованных экспериментальных техник - тестов. Философски же ориентированная общая психология скептически относилась к возможности исследования психики естественнонаучными способами, считая, что душу невозможно адекватно познать без изучения субъективных переживаний и самоотчетов. К слову сказать, основатель экспериментальной общей психологии В. Вундт считал естественный эксперимент не основным, а вспомогательным психологическим методом, способным раскрыть только простейшие психические процессы, но далеко не все феномены человеческой души /7/. Главной экспериментальной методикой изучения психики у В. Вундта была интроспекция - самонаблюдение и последующая интерпретация устных самоотчетов испытуемого экспериментатором, а не формализованное наблюдение протекания психических процессов у испытуемого со стороны экспериментатора. Поэтому экспериментальная психология В. Вундта скорее имеет герменевтический (герменевтика - способ толкования чего-либо), а не естественнонаучный характер. Однако увлечение философией позитивизма в конечном счете привело общую психологию к необходимости подтверждения философских концепций психики экспериментальными методами на манер естественнонаучных дисциплин (каковой к тому времени уже была психиатрия). Как результат, в научном поле образовались две различные экспериментальные психологии - клиническая (на базе медицинских факультетов) и общая (на базе философских факультетов). Если первая была ориентирована на обслуживание научных и практических интересов физиологии и психиатрии и имела материалистический уклон, то вторая преследовала цель эмпирического исследования предпосылок нематериальной по своей сути психической субстанции.

Основной разделительной линией двух психологий стало понимание психики либо как функции мозга, либо как особой духовной субстанции, деятельность которой только лишь отражается в мозговых процессах. Вторым различительным критерием стало понимание психологии как преимущественно диагностической или эмпирической дисциплины. Второй критерий различения появился на свет после того, как немецкий психиатр Э. Крепелин адаптировал нозологический принцип Л. Пастера, возникший в органической парадигме медицины, для нужд психиатрической клиники. Предложенная этим ученым нозологическая классификация душевных болезней по формуле «этиология (источник болезни) -> клиника (проявление болезни в наборе специфических для источника болезни признаков - симптомов) -> течение (динамика симптомов в ходе развития заболевания) -> прогноз (предвидение дальнейшего развития и исхода психического заболевания)» отводила психологии роль одного из средств получения формальных критериев нарушения психической деятельности и постановки диагноза. Источником психической болезни в биологически ориентированной психиатрии может быть только нарушение так называемого «материального субстрата» психического, поскольку психика рассматривается как функция мозга. Таким образом, от психологии ожидалось создание формальных «экспериментально-психологических схем», с помощью которых можно было бы опознать (диагностировать) клинические проявления определенной психической болезни. В этом смысле «опытная» психология и становилась клинической - инструментом постановки психиатрического диагноза, формализованным способом определения психических и поведенческих расстройств. В таком качестве она с успехом могла применяться не только в целях врачебно-диагностического, но и педагогического процесса /4/. Так клиническая психология, развившаяся в рамках психиатрии, окончательно оформилась во всего лишь «объективный экспериментальный метод» распознавания врачом или педагогом душевных болезней. Однако в среде самих психиатров возникли серьезные разногласия относительно методологической обоснованности самой психологической диагностики психических болезней, вследствие чего роль экспериментально-психологических исследований в клинической практике была сведена к минимуму /42/.

К началу XX в. общая психология также стала развиваться в рамках естественнонаучной парадигмы, трактующей психику в качестве свойства высокоорганизованной материи. Смена методологических оснований привела к развитию самостоятельных, а не связанных только лишь с клиническими задачами экспериментальных исследований нарушений психики и поведения, в результате чего появилась теоретическая возможность выделения клинической психологии в качестве составной части психологической, а не психиатрической науки. Причем как отрасль психологической науки такая клиническая психология переставала быть всего лишь вспомогательным инструментом врача в психиатрической практике. В целях отграничения этой новой отрасли от узкоклинических экспериментально-психологических исследований, а также из идеологических соображений для ее обозначения в нашей стране долгое время использовался термин «патопсихология» /14/.

Трактовка термина «патопсихология» Б. В. Зейгарник несколько отличается от того, что понимается под термином «патологическая психология» (abnormal psychology )в зарубежной науке. В англоязычных странах патологической психологией называют изучение психологическими методами различных отклонений психической деятельности в клинических целях. По сути это понятие выступает синонимом современной клинической психологии, а отчасти используется для обозначения психологических теорий возникновения психических расстройств /21/. Как следует из англоязычного энциклопедического руководства по психологии под редакцией М. Айзенка, патологическая психология выступает методологической альтернативой биологически ориентированной психиатрии в отношении подходов к определению психических расстройств, видения роли и оценки взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в их возникновении /35/.

Б. В. Зейгарник использовала термин «патопсихология» в значении, которое ему придавал немецкий психиатр Г. Мюнстерберг, предложивший рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности /21/. По мнению Г. Мюнстерберга, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии. Поэтому в трактовке Б. В. Зейгарник патопсихология представлена как раздел (общей) психологии, который занимается исследованием закономерностей распада психической деятельности и свойств личности, прежде всего для решения общетеоретических вопросов психологической науки. А это, в свою очередь, может принести практическую пользу не только психиатрии, но и другим отраслям знания (в том числе - педагогике), дополняя и развивая их внутренние представления о причинах развития отклонений и путях их коррекции /14/.

Такое специфическое понимание патопсихологии в отечественной науке советского периода породило противоречия во взглядах на цель, предмет, задачи и роль этой дисциплины. Ограниченность предмета патопсихологии только областью психических нарушений не позволяла этой дисциплине решать никакие другие прикладные задачи, кроме диагностических (в медицине или в педагогике). Определение ее как раздела теоретической психологии не позволяло включать в предмет и задачи патопсихологии многие клинические вопросы, такие, например, как использование психологических методов воздействия в лечебных и коррекционных целях, исследование психологических факторов в развитии болезней, роли и значения системы отношений, складывающейся между человеком с расстроенной психикой и окружением, и т. д. Тем самым высокий уровень развития отечественной патопсихологии наряду с идеологизацией науки в советский период долгое время не давал возможности развития в нашей стране клинической психологии в современном смысле этого слова.

За пределами России становлению клинической психологии в качестве самостоятельной психологической дисциплины также способствовали изменения в общей теории медицины, произошедшие в первой половине XX в. Пастеровско-вирховская органическая парадигма объективных патогенных факторов сменилась концепцией Г. Селье о роли адаптационно-защитных механизмов в возникновении болезней, под влиянием которой было обращено внимание именно на возможную этиологическую роль психологических факторов не только в психиатрии, но и в соматической медицине. В школе З. Фрейда были вскрыты психогенные причины различных психических расстройств. Исследованиями И. Павлова было обнаружено влияние типов нервной системы на характер протекания различных соматических процессов. Работы У. Кэннона открыли влияния сильных эмоций и стресса на физиологические процессы в желудочно-кишечном тракте и на вегетативные функции. В исследованиях этого психолога организм человека представлялся как динамическая система разнообразных внутренних и внешних факторов, опосредованных психической деятельностью мозга (например, У. Кэннон экспериментально показал, что ощущение голода вызывает сокращения желудка). При такой трактовке человеческого организма медицина и психология опять становились взаимопроницаемыми и взаимозависимыми, что в конечном итоге и привело к необходимости возникновения междисциплинарной и отдельной (от психиатрии и общей психологии) сферы психологической науки, интегрировавшей все предшествующие линии развития клинической психологии и оторвавшейся от узкомедицинских сфер приложения этого знания.