Значение иконы положение во гроб господа. Положение во гроб. Погребение Иисуса Христа


с. 155 ¦

Из праздничного чина. Последняя четверть XV века. Новгородская школа (?) 1 .

1 Пять икон из этого праздничного чина были одновременно приобретены у торговца-офени на ярмарке в Городце на Волге. В собрание А. В. Морозова поступило Сошествие во ад (см. № 105), в собрание И. С. Остроухова - Снятие со креста (см. № 107) и Положение во гроб (см. № 106), а в собрание В. Н. Ханенко - Тайная вечеря и Усекновение главы Иоанна Предтечи (Киевский государственный музей русского искусства. Каталог, Киев, 1955, стр. 9). По сведениям реставратора П. И. Юкина офеня, продавший коллекционерам эти иконы, приобрел их в Каргополе. В этих иконах сочетаются черты новгородского искусства - эпичность образов, силуэтность, ярко выраженный линейный ритм - и московского - легкость фигур, очерченных плавной, гибкой линией, мелкие тонкие черты лиц. Красочная гамма каргопольских икон построена на привычном для новгородской живописи сочетании красного, зеленого и желтого цветов, но в более смягченной тональности. Стилистическое родство этих икон с иконами Нижнего Новгорода, Городца и других близлежащих пригородов, собранных в Горьковском государственном художественном музее, заставляет усомниться в достоверности сведений, полученных от реставратора Юкина, или предположить, что иконы для каргопольского собора были написаны мастерами нижегородского направления. См. примеч. 1 к № 123.

Гроб с телом Христа в белых пеленах и фигуры припавших к телу Богоматери, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского, а также стоящих за ними Никодима и жен расположены четкими горизонтальными рядами. Позади такими же рядами расположены вершины гор с прямолинейными лещадками и гранями, украшенными с боков орнаментом в виде черточек поверх красных и коричневых вертикальных полосок. Фигуры легкие, очерчены гибкими линиями, лица с мелкими тонкими чертами. Вохрение исполнено плавью, светлой охрой, с подрумянкой, по оливковому санкирю. В красочной гамме, построенной в основном на сочетании зелени, охры и темно-красных тонов, яркими звучными пятнами выделяются белые пелены Христа и киноварный мафорий Марии Магдалины, стоящей с высоко поднятыми руками. Фон и поля цвета слоновой кости со следами золота. Надписи киноварные, подновленные.

"ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ" (1602-1604), ПИНАКОТЕКА ВАТИКАНА

В начале XVII века в Риме насчитывалось около двух тысяч художников. был среди них самым ярким и необычным. Он работал в главных церквях Рима, за его картинами выстраивались в очередь крупные коллекционеры. Особый, революционный стиль Караваджо высоко ценили его богатые и знатные покровители.

Но ни богатство, ни слава не могли вскружить голову Караваджо. Его, склонного к разгулу и насилию, манили пороки, чувство опасности и риск. Богатым залам палаццо он предпочитал темные трактиры и публичные дома. Общество кардиналов и аристократов он, не задумываясь, разменивал на сомнительную дружбу с куртизанками, картежниками и простолюдинами. Именно среди них находил Караваджо натурщиков, с которых писал святых для своих знаменитых алтарных образов.

В это время к Караваджо обращается Джироламо Виттриче, представитель богатой и влиятельной римской семьи. Будучи наследником своего дяди, Пьетро Виттриче, умершего в 1600 году, и исполняя его волю, он заказывает художнику алтарный образ для семейной капеллы в церкви Кьеза Нуова. Так, в 1604 году Караваджо создает "Положение во гроб".

Масштабная картина (3х2м) поражает свое глубиной и пронзительностью. Необыкновенная композиция сложна и многогранна, она похожа на симфонию, полную драмы. Караваджо подходит к традиционной для итальянской живописи теме погребения Христа в свойственной ему революционной манере. Никогда еще "Положение во гроб" не было столь реалистичным!

Никодим и Иоанн переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Это момент скорби и прощания. Позади три Марии и три оттенка женского горя. Одна из них, отчаянно кричит, вскинув руки. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.

На первый план Караваджо помещает фигуру мертвого Христа. Художник с беспощадным реализмом изображает то, как смерть забирает тело 33-летнего мужчины. Он изучал природу во всех ее проявлениях. Караваджо интересовала смерть, он рассматривал и запоминал тела утопленников, убитых и повешенных. Взгляните, как безжизненно лицо Христа, как смерть поднимается по его руке... как ясно можно ощутить тяжесть мертвого тела, которое с таким усилием удерживают двое мужчин.

Работая со светом и пространством, Караваджо наполняет "Положение во гроб" атмосферой траура, скорби и печали. Кажется, от могилы веет холодом, а мясистый кладбищенский цветок усиливает ощущение сырости.

Если вам повезет оказаться перед этим шедевром, вы обязательно заметите, как угол, которым обращена к зрителю могильная плита, и локоть Никодима словно прорывают пространство. У вас будет ощущение, что Никодим и Иоанн передают зрителю свою ношу, боль и скорбь.

"Положение во гроб" Микеланджело Меризи да Караваджо невозможно рассматривать без упоминания другого Микеланджело, великого флорентийского скульптора, художника и архитектора, работавшего в Риме.

Два Микеланджело, два гения и революционера. Погруженный в себя, одинокий и смиренный Буонарроти и полубезумный, развратный Караваджо... трудно вообразить себе два таких далеких друг от друга мира!

Удивительно, но Караваджо, отвергающий всех и вся, не обращающий внимания ни на кого, был околдован гением Буонарроти. Он, безусловно видевший и Пьету, и Сикстинскую капеллу, необычайно ценил и уважал искусство Микеланджело. Только на него он хочет смотреть, только с ним он хочет вести диалог. Под влиянием Микеланджело Караваджо создал несколько картин. Но "Положение во гроб" - самое глубокое и значительное посвящение великому флорентийцу.

"Пьета", созданная Микеланджело в 1499 году для церкви, в последствии разрушенной и включенной в нынешний собор Святого Петра, безусловно повлияла на Караваджо. Он не только видел статую, но и, совершенно точно, в личной библиотеке своего покровителя, кардинала дель Монте, имел возможность изучать творчество Микеланджело по "Жизнеописаниям..." Джорджо Вазари.

Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец.

Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти...

Безусловно, "Пьета" Микеланджело и "Положение во гроб" Караваджо, - очень разные и не поддаются прямому сравнению. Но тысячи невидимых нитей связывают эти шедевры, сшивают время и пространство.

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.

В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.

Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.

Конечно, это шедевр. Но что делает эту картину такой выдающейся?

Как мы видим, композиция интересна. Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и в начале 16 века. И маньеристы* за полвека до Караваджо (1571-1610 гг.)

3. Реалистичность людей

Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем.


Ее возраст реалистичен. Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.

Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ.


Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия

Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.

4. Ощущение динамики

Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа.

Никодим также на пределе своих сил. Вены на его ногах вздулись. Видно, что он держит свою ношу из последних сил.

Мы словно видим, как они медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной.

Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана

5. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.

Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.

Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.

Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.


Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид

Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.

Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.


Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава

“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.

Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.

Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье

* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители:

Икона «Положение во гроб» известна многим верующим христианам. Любители искусства знакомы с одноименными картинами, написанными разными художниками. Некоторым авторам довелось создать одновременно и шедевр мировой живописи, и икону, перед которой преклоняют колени верующие.

Описание иконы

Существует несколько вариантов «Положения». Один из них находится в Третьяковской галерее. Икона была написана в XV веке. Центральную часть изображения занимает тело Христа, завернутое в саван. Над Спасителем склонились его близкие. Голову Христа поддерживает Богоматерь. Рядом с ней находится Иоанн — любимый ученик Иисуса. Наибольшую скорбь выражает фигура Марии Магдалины на втором плане. Раскаявшаяся грешница в отчаянии подняла руки к небу. На третьем плане, за скорбящими людьми можно заметить горы, символизирующие земной мир.

Некоторые верующие приходят поклониться «Положению во гроб»: икона находится не в церкви, а в галерее, но христиан это не останавливает. К иконе обращаются скорбящие сердца. Людям часто требуется исцеление не только тела, но и души. Особенно часто к святым ликам обращаются матери, потерявшие детей, или те, чьи дети находятся в большой опасности. Дева Мария считается покровительницей всех матерей мира. Она сама испытала горькую утрату, потеряв единственного сына. Богородица способна понять женщину как никто другой.

Назначение иконы состоит в том, чтобы показать, как должен быть похоронен верующий человек.

Нередко родственники покойных задают вопрос священнослужителям о том, что кладут в гроб умершему. Тело стараются красиво одеть. В карманы платьев и пиджаков вкладывают семейные фотографии, любимые вещи усопшего, деньги. Суеверные люди полагают, что все эти предметы могут пригодиться покойному в могиле.

На иконе тело Христа не наряжено в дорогую одежду, а его похороны не отличаются никакой роскошью. Верующие христиане должны поступать аналогичным образом. Тело допустимо одеть в любую чистую одежду благопристойного вида. Класть в карманы ценные предметы нельзя. Это пережиток язычества.

Неоконченный шедевр

Картины, в том числе и иконы, на которых изображено оплакивание Спасителя, называются пьеты (от итальянского слова pieta - «жалость»). Живописцы Средневековья часто изображали на своих полотнах библейские сюжеты. Сцена положения Христа в гробницу была одной из самых популярных.

В начале XVI века Микеланджело Буонарроти предпринял попытку создания картины или иконы, на которой Спасителя несут к месту погребения. Однако по неизвестным причинам полотно так и не было закончено. Есть также версия, что художник все-таки дописал картину, но полностью она не смогла сохраниться.

Вероятнее всего, Микеланджело рисовал не икону. Исследователи отмечают существенные различия между шедевром великого художника и традициями иконографии. Несоответствие заключается в том, что на полотне присутствует Иоанн, несущий Учителя. В Библии не указано, что любимый ученик Иисуса участвовал в перенесении его тела. Его всегда изображают стоящего рядом с Учителем и Богородицей.

На картине Буонарроти евангелист поддерживает Спасителя при перенесении. На полотне присутствуют 3 женских образа. Все они изображены приблизительно одинаково - это молодые женщины с непокрытыми головами. Отличить Богородицу от Марии Магдалины (женщины относились к разным возрастным категориям) в интерпретации Микеланджело очень трудно.

Шедевр ван дер Вейдена

Нидерландский художник Рогир ван дер Вейден жил и творил в XV веке. Главная особенность его таланта состояла в умении передавать настроение изображенных им людей. Нидерландец представил свою версию картины. Считается, что на создание полотна его вдохновила поездка в Италию.

Образы, созданные ван дер Вейденом, легко идентифицировать. Тело Спасителя занимает центральную часть картины. Даже не зная библейской легенды, зритель может догадаться о том, что Христос подвергался истязаниям: тело измождено. Дева Мария, как и полагается по канонам, находится справа от Своего Сына. Она не несет тело, но поддерживает руку Христа. Слева располагается Иоанн.

Узнать его можно по ярко-красной одежде, в которой принято изображать любимого ученика Иисуса.

У ног Спасителя располагается молодая красивая женщина. В ней легко узнать Марию Магдалину. Непокрытая голова свидетельствует о том, что Мария когда-то вела неправедный образ жизни.

В своей картине Рогир ван дер Вейден сумел соединить традиционность изображения библейских образов и уникальность своего собственного стиля. При этом благодаря особенностям стиля и оттенков опытный зритель может легко узнать представителя фламандской школы.

Рафаэль и Караваджо

Великие итальянские живописцы представили свои версии «Положения». Каждый из них стремился сохранить верность традиции, внеся свое видение известного события:

  1. Рафаэль создал свой шедевр в 1507 году. Картина должна была стать основной частью алтаря Бальони. Заказчиком была Аталанта Бальони. Ее сын погиб в бою в 1507 году. Тело было захоронено в Перудже в церкви святого Франциска. Безутешная мать хотела, чтобы в память о Грифонетто была написана картина. Погребение Христа напоминает о страданиях Девы Марии. Таким образом была проведена параллель между горем Богородицы и Аталанты. Алтарь с картиной оставался в церкви святого Франциска более 100 лет. Но однажды шедевр Рафаэля увидел папа римский Павел V. Он решил подарить картину своему племяннику кардиналу Боргезе, который коллекционировал живопись. Картина была тайно вынесена ночью и отправлена кардиналу. В 1797 году алтарь конфисковали французы и перевезли его в Париж. Почти через 20 лет картину вернули в Италию.
  2. Караваджо написал свое полотно в 1603 году. Заказчиком была церковь Кьеза Нуово. Художник часто вступал в споры с религиозными деятелями. Многие его картины, заказанные священнослужителями, были отвергнуты по разным причинам. Например, если церкви становилось известно, что для образа Богоматери живописцу позировала куртизанка, работа не оплачивалась. «Положение» тоже было отвергнуто. Несмотря на это, картину неоднократно копировали многие известные художники. Исследователи предполагают, что в образе Никодима изображен Микеланджело.


Средневековые художники не просто стремились к изображению библейских сюжетов. Моделями для тех или иных образов часто становились современники великих мастеров. Живописцы Средних веков навсегда обессмертили никому не известных людей в своих полотнах.

Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».

Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста, но и в любой другой день.

1. Смысл и история иконы

В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу - день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб. Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.

Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век. В средние века в Европе эта икона была очень распространена.

2. В чем помогает икона

Данный образ помогает людям в первую очередь не забывать страшные события того времени. Он напоминает о том, что смерть - это не конец в глобальном понимании.

Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.

3. День почитания иконы

День празднования иконы - Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм. Это прекрасное время для причастия, исповеди.

4. Молитва перед иконой «Положение во гроб»

Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.

«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель. Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно. Аминь».

Молитвы перед этой иконой наполнят вашу жизнь смыслом и светом Божьим. Они напомнят вам о том, что смерть - это не конец, а только начало. Не бойтесь жить праведно, потому что только так можно сквозь боль и страдания прийти к истинному счастью и познанию смысла жизни.

Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть - жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне - это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется. Благо, она есть почти во всех православных храмах. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и