Как работает бетононасос: особенности поршневой, роторной систем, варианты базирования агрегатов. Этапы работы с бетононасосом Как правильно промыть автобетононасос

Одним из важнейших этапов сервисного обслуживания автобетононасоса является его регулярная прочистка, проводить которую необходимо ежедневно перед началом работы и по ее завершении. Прежде чем начать активную деятельность, необходимо промыть механизм пусковым раствором, а затем обработать водой и сжатым воздухом. Промывка автобетононасоса именно в таком порядке необходима для поддержания пригодности оборудования к повседневной и бесперебойной эксплуатации. Малейшее упущение может стать причиной выхода из строя важных деталей и механизмов агрегата. В случае, если вашим профильным направлением является аренда автобетононасоса , качество функционирования предоставляемых клиентам экземпляров должно быть безукоризненным.

Для чего осуществляют ежедневное сервисное обслуживание?

В случае, если смесь будет подана без подготовки в бетоновод с сухим покрытием, возрастает рсик закупоривания линии подачи и появления пробок из раствора, который может налипать на стенки емкости. Пусковая смесь, используемая для очистки, может быть специализированной и приобретенной в компаниях с профильной направленностью или самодельной. Промывка бетононасоса происходит с использованием следующих ресурсов:

  • 200 литров воды для проведения нескольких этапов прочистки;
  • Воздушный компрессор;
  • Промывочное звено, способное функционировать при оказываемом давлении, не превышающем 10 бар;
  • Пыжи для промывания из губки цилиндрической или шарообразной формы, размер которых будет соответствовать диаметру бетоновода.

Автобетононасос должен быть очищен сразу после того, как из него выгрузили финальную партию бетонной смеси. При этом все необходимые материалы для очистки должны быть заготовлены предварительно, до того как емкость будет опустошена. Оператор, находящийся на площадке, где происходит заливка бетона должен отслеживать подачу последней партии, чтобы сразу же приступить к процедуре промыки.

Алгоритм процесса очистки автобетононасоса

Запуск стартовой смеси в функциональный объем насоса должен осуществляться с применением пыжа и шара, которые необходимы и в финале работ. Инструменты, изготовленные из губчатого материала, легко погружаются в емкость и предварительно смачиваются стартовой смесью, чтобы сделать процесс чистки более эффективным. Равномерность распределения состава гарантирует смывание налипшего состава со стенок бетононасоса. Когда промывочный набор запускается в агрегат, необходимо открыть пальцы игольчатого клапана, а после завершения обслуживания закрыть их.

Сразу после проведения подобной обработки емкость заполняется раствором, который находится в его объеме в ходе всей смены во избежание появления пробок из воздуха. Если оператор замечает задержки и сбоив функционировании, необходимо задействовать реверсивную прокачку и прямой режим работы, чтобы бетонная масса не расслаивалась и постоянно перемешивалась. В случае, когда автобетононасос пробыл в состоянии покоя более тридцати минут, необходимо очистить его по тому же алгоритму, что в начале или в финале смены.

Процедуры проводятся в течение получаса с применением до двух кубов горячей воды, которая направляется в емкость посредством шланга, устойчивого к воздействию под давлением не более 10 МПа. Подогрев воды может осуществляться за счет выхлопных газов, производимых насосом. Быстрая подготовка должна быть организована с особой осмотрительностью, особенно, если температура окружающей среды постоянно колеблется, низкая или чрезмерно высокая, чтобы бывает в засуху или при заморозках.

Бетононасосы подвергаются очистке после команды оператора. В бункер заливается вода до уровня поршней, чтобы исключить попадание воздуха в цилиндры. В это время финальная часть раствора подается на обрабатываемую территорию. По завершению заливки активизируется реверсивный режим. Давление снижается, остатки состава смешиваются с водой в бункере, запускаются шары и емкость очищается посредством продувания.

Смесь, полученная в ходе очистки сливается, в бетоновод вводится комплект для промывки и подается сжатый воздух, который создает необходимые условия для беспрестанного передвижения губки в бетоноводе. Затем процедура повторяется с применением воды и в финале осуществляется обычное ополаскивание, после которого агрегат снова готов к качественному функционированию.

Как избавиться от остатков бетонной смеси?

Раствор из бетона обладает специфичными физическими и химическими свойствами, поэтому непригодные к дальнейшему использованию объемы материала необходимо устранить, заранее позаботившись о месте сброса. Очищая бетононасосы, нельзя просто слить массу на землю, поэтому потребуются специальные ящики для сбора или использование одного из автомиксеров.

В первом случае необходимы подходящие емкости, высота которых будет не менее 2 метров, а глубина — полметра. Своеобразная опалубка выстилается пленкой из ПВХ и все остатки, вымытые при очистке могут быть легко транспортированы для утилизации.

Второй вариант предполагает использование шланга и бункера, в который погружаются остатки смеси с последующим запуском в режиме «загрузка», после чего начинается промывка.

Очистка автобетононасоса — важная процедура, напрямую влияющая на качество функционирования оборудования, поэтому следует подготовиться к ней заранее, продумав все нюансы и, подготовив необходимые расходные материалы.

Регулярная чистка автобетононасоса - важный этап, проводить который надо каждый раз перед работами и после их окончания. Перед работой нужно промыть механизм специальными растворами, после чего обработать сжатым воздухом с водой - порядок действий должен быть именно таким, чтобы поддерживать пригодность оборудования в ежедневной эксплуатации. Пренебрежение правилами прочистки автобетононасоса может привести к выходу из строя важных механизмов и деталей.

Важно, чтобы аренда автобетононасоса предоставлялась с полным сервисным обслуживанием и качество экземпляров было на высшем уровне.

Как происходит промывка автобетононасоса

Для очистки насоса в него запускается специальная смесь, называемая стартовой. Ее запуск осуществляется при помощи шара. Этой же смесью смачиваются приспособления для очистки, сделанные из специальных губчатых материалов и способные эффективно смыть грязь и бетон со стенок насоса. После этого вся емкость насоса заполняется смесью, чтобы избежать появления воздушных пробок.

Процедура помывки проводится полчаса. В процессе может использоваться до 2000 литров нагретой воды. Эту воду подают внутрь оборудования при помощи шланга, который способен выдержать до 10 ПА давления. Воду заливают внутрь насоса до уровня поршней. Это необходимо, чтобы в цилиндры не попадал воздух. После подачи воды заливается оставшийся раствор, а затем включается реверсивный режим. Далее давление снижается, и раствор перемешивается с водой. Затем в ход идут шары, и проводится продувание. Таким образом насос очищается.

Смесь, оставшаяся после очистки, сливается. Внутрь автобетононасоса загружают промывочным комплектом, и при помощи сжатого воздуха и воды вся процедура повторяется. Затем оборудование ополаскивается, и становится готовым к работе.

Какие еще есть правила по очистке автобетононасоса:

При сбоях в работе нужно использовать реверсивную прокачку, тогда прилипший к стенкам бетон не будет распадаться, постоянно перемешиваясь, и очистить его будет проще.

Если бетононасос находится в состоянии покоя больше 30 минут, следует провести такую же очистку, как во время и после эксплуатации.

Подготовка к очистке должна проходить максимально осторожно, особенно при колебаниях температуры в окружающей среде, при заморозках и засухе.

При запуске промывочного набора внутрь бетононасоса нужно открывать пальцы игольчатого клапана, и закрывать их по окончании работы.

После очистки бетононасоса нельзя сливать оставшуюся смесь на землю, так как она содержит множество вредных для окружающей среды химических элементов. Необходимо использовать автомиксер или ящики для хранения отходов и их дальнейшей транспортировки для утилизации. Помывка автобетононасоса является важной процедурой, влияющей в первую очередь на качество работы оборудования, поэтому следует подходить к сервисному обслуживанию только после тщательной подготовки.

В монолитном строительстве бетонирование – один из самых важных моментов. Подача раствора должна осуществляться непосредственно в опалубку и при этом оперативно, чтобы слои не успевали схватываться на поверхности. Тогда готовая конструкция получится однородной и прочной. Но при работе на высоте или в случаях, когда автосмесителю не подъехать вплотную к площадке, возникает необходимость в бетононасосе. Это достаточно дорогое оборудование, но его можно собрать и своими руками.

Самый простой вариант такой конструкции – односторонний поршневой бетононасос. Он представляет собой полый гидравлический стакан, внутри которого и ходит поршень. Его шток через кривошип соединяется с редуктором на роторе двигателя, и каждый оборот вала заставляет рабочий элемент перемещаться в гильзе. В свободной части стакана друг напротив друга вварены патрубки (вход и выпуск) с установленными обратными клапанами в каждом. Работает по такой схеме:

  • На полуобороте ротор двигателя через понижающий редуктор поворачивает кривошип, и тот тянет за собой шток с поршневой головкой из стакана.
  • В рабочей камере создается разрежение, и бетон через впускной клапан всасывается внутрь.
  • Следующий полуоборот вала толкает поршень вперед.
  • Из-за увеличивающегося давления впускной клапан закрывается, а выпускной – открывается, и раствор из стакана уходит в рукав трубопровода.

Подача бетона осуществляется залпово, из-за чего смесь просто выталкивается из рукава порциями, а не льется с постоянной скоростью.

Технология поршневой системы настолько проста, что такой бетононасос своими силами сделать будет несложно. Нужно помнить, что рабочая головка из-за трения в стакане быстро изнашивается. И если она протрется на кромках и не сможет плотно прилегать к стенкам, разрежение в камере создать уже не удастся. Для увеличения ресурса механизма на шток насаживают две поршневые головки.

Материалы и подготовка основных деталей

Понадобится масштабированный чертеж, а также схема движения рабочих деталей. Последняя поможет определить требуемую длину штока, размер кривошипа и поршневой ход (его обычно принимают равным 60-90 см). После этого нужно приобрести или сделать самостоятельно все элементы механизма:

1. Для гидравлического стакана потребуется толстостенная труба диаметром 350-400 мм.

2. Обратные клапаны и головку поршня лучше сделать из легированной стали, стойкой к щелочной среде.

3. В качестве привода берут асинхронный двигатель и понижающий редуктор – для вязкого бетона скорость вращения роторного вала слишком велика.

Характеристики бетононасоса должны соответствовать условиям транспортировки: высоте подачи и длине трубопровода, к которому подключен агрегат. В зависимости от мощности двигателя и передаточного отношения редуктора, а также полезного объема гидравлической камеры, можно получить производительность до 100-150 м 3 /ч с перекачкой раствора на расстояние до 40 м.

На шиберах следует остановиться особо, поскольку подходящих вариантов здесь несколько:

  • С-клапан (BRF) – самый простой в эксплуатации и обслуживании шибер, но и наименее долговечный.
  • S-клапан (BSF) – считается оптимальным по цене и при этом достаточно надежным.
  • Рок-клапан (RL) – наиболее редкий вид шиберов, но для работы с тяжелыми и крупнозернистыми бетонами он подходит лучше всего, так как меньше забивается густыми смесями.

Дополнительно понадобится лист нержавейки или обычного железа толщиной до 6 мм, а также металлический профиль (уголок, швеллер) для корпуса. Если бетононасос будет перевозиться с места на место, его устанавливают на колесную базу.

Руководство по сборке насоса своими силами

Трубу для будущего цилиндра насоса нужно тщательно отшлифовать изнутри, а в двух противоположных стенках прорезать отверстия и вварить короткие патрубки под клапаны. Поршневая головка вытачивается на токарном станке по размерам камеры гидравлического стакана на чертеже, доводится и шлифуется до полного совпадения с внутренним диаметром (допуск не должен превышать ±0,1 мм). После этого в патрубки вставляют клапаны, закручивают и регулируют их шурупами.

Инструкция по сборке привода:

  • Закрепить трехфазный двигатель на колесной базе или сварной раме.
  • Установить на роторный вал соединительную муфту и через нее подключить понижающий механический редуктор.
  • На выходе смонтировать кривошип и шатун, закрепленный на головке поршня.

Готовый механизм закрывается защитным кожухом из нержавеющей стали. Варить швы на ней непросто, поэтому лучше по максимуму применять технологию гибки. Не будет ошибкой сделать корпус из обычного листового железа, но для защиты от атмосферных влияний его следует обработать антикоррозионной грунтовкой по металлу и покрасить.

Руководство по эксплуатации

Использовать самодельный бетононасос можно на основании типовых инструкций для агрегатов заводской сборки. На площадке его подключают к двум трубопроводам: первый соединяется с бункером, в котором находится раствор, второй ведет непосредственно к месту укладки. Монтаж подающего тракта наиболее сложен, особенно если необходимо качать смесь снизу вверх. Лучше сразу подготовить схематический чертеж, где можно будет определить количество колен и соединений. Их число следует свести до минимально возможного, но без фанатизма. Отдайте предпочтение элементам без прямых и острых углов – уж лучше пусть их окажется чуть больше, но бетонопровод должен получиться пологим.

Также нужно продумать надежное крепление рукава, чтобы тяжелый состав, подаваемый под давлением с толчками, его не вырвал. Для этой цели подойдут металлические фермы или леса. А для безопасности вертикальную часть бетонопровода следует расположить не ближе 9-10 м от самого насоса. В подъемной трубе также устанавливают односедельный игольчатый клапан – он не допустит обратного хода раствора в случае аварийной остановки.

Поскольку работать предстоит с густыми смесями, в систему сперва заливают жидкое цементное молочко. Оно играет роль своеобразной смазки, позволяет избежать перегрузок при включении двигателя и предупреждает образование пробок в тракте. Вхолостую делать пробный запуск не рекомендуется.

К самому раствору тоже предъявляются особые требования:

1. Размер крупных заполнителей привязывается к внутреннему диаметру трубопроводов. Максимальные значения фракций не могут превышать 0,3d для щебня и 0,4d – для гравия.

2. Подвижность смеси должна соответствовать классу П2, иначе в камере насоса может произойти расслоение раствора на компоненты. В случае с жидким бетоном вода будет продавливаться сквозь клапан быстрее, чем тяжелые фракции.

3. Стоит заранее проверить осадку конуса пробной порции – в идеале она должна составлять от 40 до 120 мм.

В процессе заливки монолита следует избегать риска гидравлического удара. Если вы не вварили манометр, придется действовать по наитию. Здесь важно постепенно наращивать подачу на стадии запуска до стабилизации работы, а перед отключением агрегата – понижать ее. Резкий скачок давления из-за изменения скорости потока способен привести к выходу из строя клапанов.

После бетонирования систему по инструкции обязательно промывают, чтобы удалить остатки. Для этого можно купить специальные шары подходящего для трубопровода диаметра, также потребуется теплая вода и компрессор. Здесь важно поймать момент, когда в бункер нужно заливать подогретую жидкость. Она должна подаваться в камеру сразу за последней партией раствора так, чтобы не образовался воздушный «карман», но при этом вода не испортила сам бетон.

Промывка, прокачка или прочистка – синонимы, описывающие важнейшую часть ежедневного обслуживания бетононасоса. Эту процедуру необходимо выполнять в начале и в конце каждой смены. Только перед тем, как приступить к работе, производят прокачку пусковой или стартовой смесью. А после завершения смены бетоновод насосного агрегата промывают водой и продувают сжатым воздухом. Если пропущена хоть какая-то из этих операций, бетононасос любой модели или марки становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и может выйти из строя.

Если подавать бетонную смесь в неподготовленный, сухой бетоновод, можно получить закупорку всей линии подачи или отдельные частичные пробки из бетона, приставшего к стенкам. Рекомендуется использовать самодельную или покупную пусковую смесь, которая может быть приготовлена прямо на стройплощадке (пакет сухого порошка, растворенный в горячей воде) или же привезена автомиксером с бетонного завода (цементное молочко). Если же используется смесь из 150 кг цемента и 200 л воды, собственноручно замешанная в бункере бетононасоса, то необходимо получить раствор того же типа, что и перекачиваемый затем бетон.

Желательно, чтобы прокачка стартовой смеси применялась одновременно с промывочным комплектом (шары и пыж). Они же нужны и для промывки бетононасоса после окончания смены. Шар представляет собой плотную губку цилиндрической формы того же диаметра, что и бетоновод. Губку предварительно помещают в пусковой раствор, чтобы максимально увеличить смачиваемую внутреннюю поверхность бетоновода. Чем равномернее будет распределено цементное молочко по трубе, тем меньше вероятность прилипания бетона в процессе передачи. При запуске промывочного комплекта со смесью пальцы игольчатого клапана должны быть в режиме «открыто», а после завершения операции – в состоянии «закрыто».

Далее сразу же подается бетон, и в течение всей смены бункер и бетоновод насоса должны быть наполнены раствором во избежание образования воздушных пробок. При любых проблемах с подачей из миксера оператору приходится постоянно переключать режимы прямой и реверсивной прокачки, при этом раствор в бункере должен постоянно перемешиваться, чтобы исключить расслаивание. Если простой превышает полчаса, то рекомендуется проводить полную очистку насосного агрегата, как и при окончании работы. После завершения смены в бетононасосе остается примерно 0,7 м3 раствора, который нужно немедленно удалить.

Для промывки бетононасоса необходимо примерно полчаса и 1-2 м3 горячей воды, которую нужно подвести с помощью шланга, выдерживающего подачу воды/воздуха под давлением до 10 МПа. Проще всего производить очистку тех моделей, в комплектацию которых входит шланг, водяной насос и емкость, подогреваемая выхлопными газами бетононасоса. Все должно быть подготовлено до момента окончания подачи раствора на площадку бетонирования, особенно при очень высоких или низких температурах окружающей среды, когда смесь в бетононасосе застывает практически мгновенно. После предупредительного сигнала от оператора, отвечающего за укладку бетона, в бункер добавляется вода. Такой смеси требуется немного, но она должна покрывать поршни так, чтобы в цилиндры не попадал воздух. В это время на площадку бетонирования поступает последний объем смеси, и заливка прекращается, а бетононасос переключается на реверсивное всасывание. При этом давление снижается, а остатки бетона возвращаются обратно в бункер и смешиваются с водным раствором. От бетононасоса отсоединяют бетоновод, который дополняют несколькими секциями, а на последнее колено устанавливают специальную насадку (шароуловитель). Лучше не отказываться от нее, ведь в процессе продувки шары из бетоновода вылетают с большой скоростью и могут оказаться на расстоянии до 200 м от бетононасоса. Чем дальше находится место для сброса остатков смеси, тем длиннее получится такой трубопровод. Избавиться от ненужного бетона можно несколькими способами. Самый дешевый – просто вылить на землю, но это вредит почве и может помешать дальнейшим строительным работам. Предпочтительнее сливать раствор в специально сколоченный ящик (2х2х0,4 м), выстланный ПВХ-пленкой толщиной 150-200 мкм, или же в бункер пустого автомиксера, предварительно согласовав этот вопрос с его владельцем.

После подготовки к выпуску смеси оператор убирает с конца бетоновода раздаточный шланг, заменяя его на продувочную насадку. Во внутрь бетоновода вставляется промывочный комплект (хорошо смоченные губчатые шары и пыж). Точно так же, как и при подаче пусковой смеси, пальцы игольчатого клапана переводятся в режим «открыто», а после окончания промывки – в состоянии «закрыто». Одновременно с этим подается сжатый воздух. Именно так удается обеспечить непрерывное движение шара по трубе. Операцию желательно повторить, подав воду в бетоновод. После остается промыть бункер, и бетононасос готов к дальнейшей эксплуатации.