Как правильно мыть бункеру бетононасоса. Как работает бетононасос: особенности поршневой, роторной систем, варианты базирования агрегатов. Необходимо обеспечить бетононасосы

а) Закрыть задвижку и отсоединить первую трубу насоса.

б) Очистить от остатков бетона и подсоединить насадку для очистки со вставленным и предварительно смоченным шаром.

в) Открыть задвижку.

г) Подсоединить и открыть вентиль, и начать подавать воду до выхода шара.

ВНИМАНИЕ Если промывочная вода выходит перед бетоном, это указывает на наличие проблем, и необходимо заменить трубопровод.

Воздухом под давлением

а) Операция должна осуществляться специально подготовленным персоналом.

б) На конце трубопровода не должно быть отводов или шлангов.

в) Никто не должен находиться вблизи выхода бетона.

г) Проверить крепление соединений и убрать людей от трубопровода

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ОЧЕНЬ ОПАСЕН

д) Запустить компрессор, проверяя давление на манометре.

е) Наиболее простой и практичной операцией является проверка выхода шара, принимая однако во внимание то, что: ВЫХОД ШАРА МОЖЕТ СОЗДАТЬ ОПАСНУЮ СИТУАЦИЮ

Путем всасывания (только для трубопровода при вертикальной подаче)

Только для вертикальной подачи или с гидравлическими стрелами.

а) Вставить шар внутрь выходного шланга (шар должен быть хорошо смоченным). ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗИНОВЫЕ ШАРЫ

  • Диаметр 6" для труб диаметром 5" (125 мм)
  • Диаметр 5" для труб диаметром 4" (100 мм)

б) Включить обратное прокачивание.

в) Проконтролировать шар на конечной его фазе. Остановить всасывание перед входом шара в бункер, так как "S" шибер может разрезать его. Проверьте по графику на стр. 11 количество раствора, находящегося внутри трубопровода.

ПРИМЕЧАНИЕ: бетон из бетонопровода вернётся в бункер. При этом необходимо принять во внимание то, что емкость бункера составляет приблизительно 300 литров (проверьте внутренний объём бетонопровода.

Мойка

Никогда не мойте движущиеся части. Мойте только остановленную машину. Очистите бункер водой иод давлением и уберите остатки бетона. Размещайте остатки бетона только в тех местах, где это разрешено.

Включайте и выключайте насос только на холостом ходу.

Во время промывки цилиндров, запустите машину на всасывание при отсоединённом первом участке трубопровода и произведите не более пяти полных циклов (10 перемещений), с водой в бункере. При этом имеет смысл промывать водой под давлением S шибер. После этого опорожните бункер и, используя режим всасывания, подводя поочерёдно в крайнее положение поршни насоса, тщательно промойте их водой иод давлением.

Если установка используется периодически то, после мойки, покрыть смазкой детали, которые находились в контакте с бетоном.

Остановка насоса

По окончании работ, после завершения мойки оборудования, насос необходимо останавливать в следующей последовательности:

1) Перевести рычаг регулятора оборотов двигателя в минимальное (холостой ход), крайнее левое положение (против часовой стрелки);

2) Выждать не менее 1 минуты (желательно несколько минут);

3) Повернуть ключ зажигания против часовой стрелки (остановка двигателя);

4) Слить воду из резервуара.

Внимание: Присутствие в сливаемой жидкости песка свидетельствует об износе подающих поршней. В этом случае поршни необходимо заменить.

Перед описанием последовательности работы с бетононасосами давайте выясним, какую бетонную смесь способны перекачивать данные агрегаты.

Итак, смесь, которую способен прокачивать бетононасос по бетоноводу, не должна включать наполнитель крупнее, нежели 40% (для гравия) и 30% (для щебня) от размера внутреннего диаметра труб последнего. Так, при диаметре трубы в 125мм зерна гравия должны быть менее 50мм, а щебня – менее 37мм. При этом марка бетонной смеси должна быть М-300 либо выше.

Степень подвижности смеси определяют по усадке конуса. Она должна находиться в диапазоне: для гидропривода – от 40мм до 120мм, для механического привода – от 70мм до 140мм. Если данное условие не будет соблюдаться, то попытки прокачки могут привести к многочисленным пробкам из-за низкой подвижности смеси, либо из-за расслоения ее на компоненты (вода более легкая, и она пойдет быстрее наполнителя). Осадка конуса в бетоне должна выполняться на стройплощадке, получив образец непосредственно из автомиксера.

Этапы работы с бетононасосом

Когда автомобильный агрегат оснащен подвижной стрелой бетоновода, то для стационарного аналога ее надо будет устанавливать, тщательно обдумав порядок сбора колен бетоновода, а также такелажный крепеж для вывода на высоту. Ведь подаваемый бетон тяжел и трубы, наполняясь, могут сдвинуться либо сорваться. В связи с этим все наклонные и вертикальные участки устройства необходимо надежно крепить на стальных фермах, мачтах либо строительных лесах.

Следите, чтоб линия, по которой подают бетон, не содержала острых углов и резких поворотов, а также вертикальных участков с углом 90 0 . Лучше уж добавить колен, увеличив ее длину для создания наименее острого угла. В 10 метрах от бетононасоса располагают подъем ствола линии. Перед вертикальным участком в ствол встраивают игольчатый клапан, который при остановке насоса предотвратит возврат смеси бетона. На металлической трубе бетоновода, выведенного к участку бетонирования, надо установить армированный шланг длиной примерно 4м – посредством него бетон будет распределяться по участку.

Пусковая смесь

Перед тем, как начинать перекачку бетонной смеси к месту работ, а также после их окончания обязательно надо выполнить две операции: прокачать пусковую смесь и промыть бетононасос/бетоновод. Данное условие соблюдают для агрегатов какого угодно типа.

Пусковая смесь служит для бетононасосов в качестве смазки – без ее прокачки закупорки линии подачи бетона не избежать. Существует несколько вариаций пусковой смеси:

1. Специальная смесь в виде порошка, упакованная в пакеты по 230гр. На один такой пакет порошка по инструкции необходимо взять восемнадцатилитровое ведро воды (только теплой, а в зимнее время – горячей). Полученную смесь тщательно мешают до растворения порошка и заливают в бункер бетононасоса. Потом выполняют прокачку. Если длина бетоновода составляет 30м, а диаметр его труб – 12см, то раствор пусковой смеси надо готовить на основе одного пакета порошка. Зная это, можно рассчитать необходимое количество грамм порошка для каждой определенной линии. Средняя стоимость 230гр. пакетированной смеси составляет 250 рублей. На характеристики бетона пусковая она никакого воздействия не оказывает.

2. Пусковая смесь, изготовленная вручную. Для этого надо взять 3 мешка цемента (150кг) и 200 литров воды. Замес выполняют в бункере бетононасоса. В результате состав смеси должен соответствовать марке того бетона, который будет прокачиваться за пусковой смесью. В данном варианте стоимость материалов плюс работа оператора арендуемого бетононасоса составляет около 1500 рублей.

3. Цементное молочко или иначе – готовая пусковая смесь. Ее требуемый объем составляет не меньше 2м 3 . Ее изготавливают на бетонном заводе. Нуждается в доставке отдельным автомиксером. Обойдется недешево – около 8000 рублей (в стоимость включена доставка пяти кубовым автомиксером, а также само цементное молочко).

Правильнее, если прокачка пускового состава будет сопровождаться промывочным шаром из губки, смоченной предварительно в данном составе. Поверхность шара смочит гораздо большую долю внутреннего периметра бетоновода. Перед пуском не забудьте переключить пальцы звена/клапана в состояние «открыто». А также оснастить выход линии насадкой-уловителем шара. Когда прокачка пусковой смеси будет окончена, игольчатый клапан надо переключить в состояние «закрыто»!

Основной этап работы

Теперь начинается основная работа. Для этого на стройплощадке уже должны находиться два автомиксера. Убедившись при помощи рации в готовности команды рабочих, проверив качество бетона, находящегося в автомиксере (для этого необходимо заглянуть через люк внутрь емкости), оператор бетононасосного агрегата подает водителю автомиксера команду подать бетон. Затем, когда в бункер поступит один кубометр смеси, запускают машину.

Чтоб проверить качество бетонной смеси в цилиндре автомиксера, надо оценить или достаточно воды в бетоне – вода должна смазать бетононасос полностью. Это важно! Если воды недостаточно, то при попадании в бункер смесь будет покрываться трещинами и разваливаться на куски. В данном случае необходимо добавить воды в таком объеме, чтоб она покрыла, по крайней мере, верхние раструбы цилиндров. Оператору необходимо согласовать с водителем ритм подачи рабочего раствора. Так как при заполнении бункера полностью, необходимо остановить его подачу из автомиксера и ждать, пока половина бункера освободится. Только после этого можно возобновить ввод в него бетона. Цель – добиться смешения вновь поступившей порции бетонной смеси с той, что промешана в бункере машины.

Затем скорость выдачи рабочего раствора наращивают и не снижают скорости до его выхода на участке бетонирования (рабочие докладывают по рации). С данного момента подачу бетона проводят в штатном порядке.

Оператор в процессе работы бетононасоса должен внимательно следить за показаниями датчика давления в гидравлике. Когда подача будет стабилизирована, показания этого датчика надо считать нормальными, их запоминают. Если состояние смеси внешне будет нормальным, но при этом давление будет нарастать, значит раствор сползает и необходимо, не останавливая насос, добавить в бункер воды.

При возникновении необходимости остановки/включения насоса на протяжении рабочего дня, надо уменьшать подачу для снижения в системе стартового гидравлического удара. Когда агрегат приобретет нормальный ритм работы, то скорость подачи увеличивают.

Промывка бетоновода и поршневого бетононасоса

Чтоб очистить систему от остатков рабочего раствора, вам потребуется:

Пыжи изготовлены из губчатого материала и соответствуют диаметру труб линии подачи бетона. Стоимость промывочных пыжей, шаров определяется их диаметром и составляет в среднем 750 рублей – пыж, 450 рублей – шар.

Прочистка бетоновода должна быть проведена сразу по завершению подачи последней партии бетонной смеси. Все необходимое для очистки должно быть подготовлено до полного опорожнения. Здесь важно постоянно быть на связи с оператором, стоящим на площадке бетонирования. Именно он сообщит, когда останется влить только тот объем раствора, который содержится в системе сейчас. После получения такого сигнала подачу бетонного раствора прекращают и начинают в бункер насосного агрегата заливать воду. Полученная в итоге жидкая смесь должна поддерживаться внутри бункера на наименьшем уровне, однако так, чтоб в цилиндры поршней не попадал воздух. Поскольку поступивший воздух приведет к расслоению смеси.

По завершении заливки оператор участка бетонирования подает оператору бетононасоса сигнал, и последний переключает режим работы на реверс (т.е. обратный режим). Благодаря этому количество смеси в том участке линии, который расположен ближе к месту проведения работ, уменьшается. Также в бетоноводе понижается и давление. После этого линию отсоединяют от насоса и наращивают дополнительными секциями, чтоб достичь того участка, куда можно сбрасывать ее оставшееся содержимое. Такой участок следует заранее подготовить, собрать для требуемой длины.

На концевую трубу, которая подводит линию подачи бетона к участку сброса, обязательно надо надеть насадку, улавливающую промывочный шар, т.к. он на приличной скорости может просто вылететь. Оператором участка бетонирования снимается раздаточный шланг со своего конца линии и вместо последнего колена устанавливается насадка для продувки.

Но перед этим в бетоновод вставляют обильно смоченный водой промывочный шар. Сначала лучше ввести шар, а следом за ним – пыж. В идеале перевод пальцев игольчатого клапана в состояние «открыто» должен быть произведен одновременно с запуском сжатого воздуха. Объясняется это тем, что продвижение промывочного шара по линии подачи смеси ни на минутку не должно прекратиться. Желательно операцию по промывке осуществить дважды. При этом по бетоноводу повторно подают воду через насосную машину, переключив игольчатый клапан в состояние «закрыто».

Промывка бетононасоса

Бункер насосного агрегата промывают и чистят с подставкой, предназначенной для выходного отверстия сливного лотка. Очень удобно, когда используемая модель снабжена собственным водяным насосом с шлангом, а также емкостью для воды. Горячие газы выхлопной трубы машины прогревают воду, что позволяет легче отмывать бункер от остатков бетонного раствора.

Сброс остатков бетона

Те остатки бетонного раствора, которые остались после промывки системы, просто на грунт сбрасывать нельзя. Ведь полужидкий материал, разлившись по стройплощадке, серьезно повредит почве. Вариантов тут два:

    собрать остатки промывки в ящик,

    сбросить остатки внутрь бункера предпоследнего автомиксера.

Данная операция должна быть предварительно согласована с поставщиком бетона.

Что касается первого варианта, то здесь придется из досок сконструировать квадратный ящик-опалубку высотой 2 метра и глубиной 50 сантиметров. Ящик выстилают плотной ПВХ-пленкой. После осуществления промывки содержимое ящика можно будет транспортировать для утилизации.

Во втором варианте шланг сброса надо завести от линии подачи раствора в бункер автомиксера. Потом его запускают в направлении «загрузки», закрепляют цепью (дабы не выскочил и не забрызгал все), потом приступают к вышеописанному процессу промывки.

  • Бетоноводы
  • Развитие строительной отрасли – это не просто рост количества построенных домов и сооружений. Это целый комплекс взаимосвязанных между собою сфер, и рост производства в одной из них неминуемо влечет за собой прогресс в другой. Таким образом, увеличение объемов строительства в XX веке неминуемо повлекло и развитие машиностроительной отрасли. Огромная потребность человека в новых зданиях привела к неминуемому ускорению темпов строительства, и именно для удовлетворения этих потребностей и были созданы многочисленные машины и механизмы. Одной из этих машин и стал бетононасос.

    По сути, бетононасос – это машина для подачи бетонной смеси. Бетонный раствор обычно приготовляется в специальных бункерах, и для ускорения процесса его перемещения от бункера до места укладки раствора используются бетононасосы. В процессе подачи бетона особа важна его непрерывность , так как раствор застывает достаточно быстро, потому и выбор нужного типа бетононасоса должен сопровождаться тщательными расчетами.

    Бетононасосный комплекс бывает двух видов:

    • мобильный – это бетононасос на базе автомобиля, то есть насос для подачи бетона, поставленный на грузовое шасси;
    • стационарный – бетононасос на платформе в виде прицепного устройства.

    Главное отличие этих двух видов в мощности. Установка на отдельной площадке позволяет делать бетононасос намного более мощным, чем автомобильный, и более маневренным – такому бетононасосу не требуется длинный бетоновод, его вполне можно установить непосредственно у места укладки бетонной смеси. Однако мобильный бетононасос более маневренный и не требует сложного монтажа и установки перед началом работы. Кроме того, использование длинного бетоновода, которое невозможно в работе стационарной установки, зачастую оказывается более целесообразным и экономически выгодным, чем монтаж бетононасосного комплекса прямо на месте заливки бетонной смеси.

    Помимо мобильности, бетононасосы подразделяются еще и на два подвида согласно принципам работы:

    • поршневые – перекачка бетона осуществляется по принципу нагнетания смеси с помощью поршня;
    • беспоршневые или шланговые – перекачка бетона осуществляется с помощью системы роликов.

    Поршневые бетононасосы являются наиболее распространенными в нашей стране – и неудивительно: плюсов у этой системы множество. Система подачи бетона из приемного бункера в бетоновод осуществляется небольшими порциями, однако гидравлический привод, которым оснащена большая часть таких бетононасосов, дает возможность производить подачу достаточно плавно, без явных скачков и неравномерных движений. Кроме того, оснащение гидравлическим приводом подобного поршневого бензонасоса придает дополнительную мощность самому насосу. А это, в свою очередь, дает возможность поднимать бетонную смесь на весьма большую высоту.

    Устройство роторных бетононасосов несколько отличается от устройства поршневых. В отличие от последних, в роторных бетон из приемного бункера попадает не в камеру, а сразу в резиновый шлаг. Ролики, расположенные по наружной стороне шланга, при вращении прижимают его, таким образом проталкивая раствор к выходу бетоновода.

    Различие систем работы бетононасоса обусловлено, в первую очередь, потребностями строительной отрасли. Так, роторная система позволяет использовать смесь с более крупным наполнителем, обеспечивая при этом более равномерную и непрерывную, в сравнении с поршневой, подачу бетона. К тому же необходимое промывание составляющих частей по окончанию работ у роторной системы производить легче, чем поршневой.
    Но и у роторной, и поршневой систем есть свои недостатки. Так, поршневой бетононасос страдает от быстрого износа поршневой части – бетонное молочко и частицы наполнителя, неизменно проникающие внутрь механизма, разрушают его. Кроме того, при некоторых видах работ порционная, неравномерная подача бетона, которую осуществляет поршневой механизм как следствие своих конструктивных особенностей, неприемлема.
    У роторной системы бетононасоса основная проблема – низкая производительность. Такие бетононасосы предпочтительнее использовать для небольшого объема работ. Еще один минус – очень быстрый износ шланга, через который осуществляется подача. И чем крупнее наполнитель, чем выше фракция щебня или гравия в его составе, тем быстрее врется шланг под воздействием твердых частиц.

    Бетоноводы

    Строго говоря, бенононасосом может называться исключительно сам механизм для прокачки бетонной смеси. Однако представить себе работу бетононасоса без дополнительного навесного оборудования просто невозможно. И главным таких дополнением к бетононасосу является бетоновод.

    Бетоновод – это система труб, по которой бетон направляется к месту укладки смеси. Технические параметры труб, которые можно использовать в качестве бетоновода, указаны в паспорте бетононасоса. Таким образом, в зависимости от мощности, проходной способности и некоторых других характеристиках машины-бетононасоса разрешается использовать для прокачки бетонной смеси трубы того либо иного размера (длины и диаметра).
    Однако в некоторых случаях технологическими картами разрешается использовать трубы меньшего диаметра, чем это прописано в техническом паспорте бетононасоса. Чаще всего это происходит тогда, когда бетононасос запускается не на полную мощность: невысокая скорость подачи смеси и низкое рабочее давление в самом насосе позволяют снизить износ бетоновода путем использования труб меньшего диаметра.
    Согласно техническим регламентам, определение соотношения состава бетонной смеси с мощностью бетононасоса, длиной бетоновода и диаметром его труб определяется в лабораторных условиях. Специалисты лаборатории используют термин «удобоперекачиваемость» – оптимальное сочетание всех вышеназванных параметров для наиболее эффективной работы.

    Так, согласно лабораторным условиям, для максимальной удобоперекачиваемости размер заполнителя в бетонной смеси – крупнозернистого песка, гравия, щебня – должен быть минимум в 3 раза меньше диаметра трубы бетоновода. Идеальное процентное соотношение этих заполнителей – от 36% до 45% от общей массы смеси, именно такая величина и соответствует наиболее эффективной работе бетононасоса.

    Однако трубы – не единственная составляющая бетоновода. В зависимости от условий строительства, от необходимости подачи бетона на разные высоты, от удаленности бетононасоса от места заливки раствора в системе бетоновода допускается использование различных желобов, лотков и так называемых хоботов – гибких гофрированных шлангов большого размера. Длина, высота стенок и диаметр желобов регулируется характеристиками системы бетовода. Углы наклона при монтаже желобов и лотков точно — так же как и трубы — имеют свои параметры допусков и углов наклона. А хоботы или рукава из тканной резины чаще всего используются как конечный отрезок трубопровода, то есть непосредственно для конечного распределения раствора. Их диаметр не должен превышать 125 мм – это максимально допустимое значение для такого рода распределительных систем.

    Установка для подачи бетона

    Несмотря на кажущуюся сложность принципов работы бетононасоса, сама установка для подачи бетонной смеси достаточно проста.
    Главный элемент в таком комплексе – это, разумеется, сам бетононасос, как мобильный, так и стационарный. К нему прикрепляется приемный бункер, оснащенный специальной виброрешеткой – именно виброрешетка не допускает попадание в бетононасос фрагментов заполнителя больше заданных для данного бетононасоса размеров. Приемный бункер служит для накопления бетона из смесителя перед попаданием в бетононасос и дальнейшей его прокачкой по системе бетоновода.

    Соединение труб непосредственно самого бетоновода тоже должно производится строго по определенной схеме. Так, для оптимального уровня бетонопроводимости разрешается монтировать трубы бетоновода строго под углами в 15; 22,5; 30; 45 и 90 градусов.

    Кроме того, непременным фрагментом комплекса для подачи бетона является и водяной насос. Он необходим для постоянной промывки бетоновода, а для того, чтоб излишки воды не попадали в раствор, в бетоноводе устанавливается система люков для их отвода. Завершающим штрихом сбора комплекса по перекачке бетона является установки отражателя – специального козырька на конце трубы бетоновода, призванного не давать смеси разлетаться в стороны.

    Монтаж труб бетоновода производится согласно заранее разработанной схеме. При разработке ее проводятся различные расчеты, показывающие зависимость скорости протекающей бетонной смести от длины бетоновода и мощности самого бетононасоса.

    Главное условие прокладки бетоновода — это соблюдение двух параметров, оказывающих максимальное воздействие на скорость и эффективность работы всего бетонного комплекса. Первое — это кратчайшее расстояние между бетононасосом и местом укладки бетона. Второе – минимальное число изгибов труб. Максимально допустимый угол изгиба – 90 градусов, однако при прокладке бетоновода все же рекомендуется избегать подобных резкостей.

    Недостаточно просто соединить трубы – необходимо предварительно закрепить их на опорах. Те участки бетоновода, которые расположены горизонтально, укладываются на подкладки или опалубки, трубы же, расположенные под углом к поверхности либо вовсе в вертикальном положении, требуется закрепить к лесам или мачтам. При масштабном строительстве для наклонных участков бетоновода заранее создаются специальные бетонных опоры. При этом первый вертикальный отрезок бетоновода необходимо устанавливать не менее чем за 8 метров от самого бетононасоса. В этом месте к тому же по техническому регламенты требуется еще и установка клапана – для того, чтобы предотвратить отток бетонной смеси.

    Правильный расчет прокладки бетоновода сводит к минимуму количество изменений самой труботрассы, что, в свою очередь, уменьшает общее время заливки бетона и положительно сказывается на общих затратах при строительстве.

    Бетононасос: начало работы

    После завершения монтажа бетононасосного комплекса наступает время проверки всей системы. Согласно техническому регламенту, не допускается работа бетононасоса без предварительных испытаний. В паспорте бетононасоса всегда должны быть указаны параметры пробного гидравлического давлениях, долженствующего свидетельствовать об успешной работе механизма.

    После завершения гидравлических испытаний проводится пробная прокачка смеси по смонтированному бетоноводу. Это необходимо для того, чтобы добиться оптимальных условий бетонопроводимости и отрегулировать работу всех клапанов и центробежного водяного насоса, используемого для промывки системы.

    Регулировка смеси и системы подачи бетона завершается смазкой внутренней поверхности бетоновода. Для этих целей изготавливается специальная смесь – либо пластичная масса из извести и воды, либо бетонный раствор с большим количество мелкого речного песка. Плотная тестообразная масса, проходя сквозь трубы и желоба бетоновода, оседает на стенках, образуя защитную смазку, облегчающую движение бетона в процессе дальнейшей работы.

    Однако в последнее время для смазки производители бетононасосов рекомендуют использовать специальных химический состав – его количества требуется намного меньше, чем бетонного теста или бетонного молочка.

    Проблемы в работе бетопроводной системы

    Как и в любом механизме, в системе работы бетоновода могут случаться сбои и неполадки. Однако, как показывает статистика, основная причина неполадок – несоблюдение техники безопасности при работе системы и неверные расчеты при монтаже бетоновода и плотности бетонной смеси.

    Согласно строительным нормативам не допускается простаивание бетононасоса с закачанной в него смесью более 15-20 минут. После этого времени начинается застывание бетона и дальнейшая работа насоса становится не просто затруднительной, но откровенно невозможной. Застывший бетон приходится буквально выковыривать из бетононасоса и бетоновода– процесс это сложный, долгий и трудоемкий.

    Если в процессе заливки бетона необходимо сделать длительный перерыв – от часа и более, то согласно техническим регламентам необходимо запускать бетононасос каждые 10 минут на малой мощности. В течение 10-15 минут насос должен прокачивать бетонный раствор по системе бетоновода на низкой скорости – это позволит избежать застывания смеси и закупорки труб.

    Отсутствие возможности такой «холостой» прокачки влечет за собой обязательное опорожнение бетононасосной системы и ее не менее обязательную промывку.

    Сбои в работе бетононасоса и бетоновода – это вынужденные простои и – как следствие – нарушение графика строительства, срыв сроков сдачи. К сожалению, большая часть подобных проблем – это остановка подачи бетона по системам труб из-за нарушений условий эксплуатации.
    Закупорка бетовода – это образование плотной пробки из бетонного раствора и фракций, затрудняющей либо делающей невозможной дальнейшую нормальную работу системы подачи бетона. Основных причин создания этой бетонной пробки несколько:

    • длительный простой бензонасоса без обязательной по техническим показателям холостой прокачки;
    • неправильный монтаж бетоновода, из-за которого смесь разделяется на фракции на крутых поворотах;
    • плохая смазка стенок бетовода перед началом работы;
    • плохая промывка бетовода и бетононасоса после предыдущей эксплуатации;
    • образование наплывов на стенках бетовода из-за неверно составленной бетонной смеси;
    • недостаточная работа водяного насоса в системе подачи бетона.

    Разумеется, существует еще ряд объективных причин для некорректной работы бетоновода, однако именно халатность является причиной большей части поломок. И предотвратить образование бетонной путем соблюдения требований эксплуатации всегда легче, чем удалить неисправность.

    Удаляют закупорку с помощью специальных пыжей и банников, разбивая ее и проталкивая частицы бетона к концу бетоновода. При этом бетононасос в обязательном порядке должен быть выключен. Однако и обнаружение места возможной закупорки может вызвать определенные сложности. Вот почему так важно использовать на подобных работах труд профессионалов-бетонщиков.

    В монолитном строительстве бетонирование – один из самых важных моментов. Подача раствора должна осуществляться непосредственно в опалубку и при этом оперативно, чтобы слои не успевали схватываться на поверхности. Тогда готовая конструкция получится однородной и прочной. Но при работе на высоте или в случаях, когда автосмесителю не подъехать вплотную к площадке, возникает необходимость в бетононасосе. Это достаточно дорогое оборудование, но его можно собрать и своими руками.

    Самый простой вариант такой конструкции – односторонний поршневой бетононасос. Он представляет собой полый гидравлический стакан, внутри которого и ходит поршень. Его шток через кривошип соединяется с редуктором на роторе двигателя, и каждый оборот вала заставляет рабочий элемент перемещаться в гильзе. В свободной части стакана друг напротив друга вварены патрубки (вход и выпуск) с установленными обратными клапанами в каждом. Работает по такой схеме:

    • На полуобороте ротор двигателя через понижающий редуктор поворачивает кривошип, и тот тянет за собой шток с поршневой головкой из стакана.
    • В рабочей камере создается разрежение, и бетон через впускной клапан всасывается внутрь.
    • Следующий полуоборот вала толкает поршень вперед.
    • Из-за увеличивающегося давления впускной клапан закрывается, а выпускной – открывается, и раствор из стакана уходит в рукав трубопровода.

    Подача бетона осуществляется залпово, из-за чего смесь просто выталкивается из рукава порциями, а не льется с постоянной скоростью.

    Технология поршневой системы настолько проста, что такой бетононасос своими силами сделать будет несложно. Нужно помнить, что рабочая головка из-за трения в стакане быстро изнашивается. И если она протрется на кромках и не сможет плотно прилегать к стенкам, разрежение в камере создать уже не удастся. Для увеличения ресурса механизма на шток насаживают две поршневые головки.

    Материалы и подготовка основных деталей

    Понадобится масштабированный чертеж, а также схема движения рабочих деталей. Последняя поможет определить требуемую длину штока, размер кривошипа и поршневой ход (его обычно принимают равным 60-90 см). После этого нужно приобрести или сделать самостоятельно все элементы механизма:

    1. Для гидравлического стакана потребуется толстостенная труба диаметром 350-400 мм.

    2. Обратные клапаны и головку поршня лучше сделать из легированной стали, стойкой к щелочной среде.

    3. В качестве привода берут асинхронный двигатель и понижающий редуктор – для вязкого бетона скорость вращения роторного вала слишком велика.

    Характеристики бетононасоса должны соответствовать условиям транспортировки: высоте подачи и длине трубопровода, к которому подключен агрегат. В зависимости от мощности двигателя и передаточного отношения редуктора, а также полезного объема гидравлической камеры, можно получить производительность до 100-150 м 3 /ч с перекачкой раствора на расстояние до 40 м.

    На шиберах следует остановиться особо, поскольку подходящих вариантов здесь несколько:

    • С-клапан (BRF) – самый простой в эксплуатации и обслуживании шибер, но и наименее долговечный.
    • S-клапан (BSF) – считается оптимальным по цене и при этом достаточно надежным.
    • Рок-клапан (RL) – наиболее редкий вид шиберов, но для работы с тяжелыми и крупнозернистыми бетонами он подходит лучше всего, так как меньше забивается густыми смесями.

    Дополнительно понадобится лист нержавейки или обычного железа толщиной до 6 мм, а также металлический профиль (уголок, швеллер) для корпуса. Если бетононасос будет перевозиться с места на место, его устанавливают на колесную базу.

    Руководство по сборке насоса своими силами

    Трубу для будущего цилиндра насоса нужно тщательно отшлифовать изнутри, а в двух противоположных стенках прорезать отверстия и вварить короткие патрубки под клапаны. Поршневая головка вытачивается на токарном станке по размерам камеры гидравлического стакана на чертеже, доводится и шлифуется до полного совпадения с внутренним диаметром (допуск не должен превышать ±0,1 мм). После этого в патрубки вставляют клапаны, закручивают и регулируют их шурупами.

    Инструкция по сборке привода:

    • Закрепить трехфазный двигатель на колесной базе или сварной раме.
    • Установить на роторный вал соединительную муфту и через нее подключить понижающий механический редуктор.
    • На выходе смонтировать кривошип и шатун, закрепленный на головке поршня.

    Готовый механизм закрывается защитным кожухом из нержавеющей стали. Варить швы на ней непросто, поэтому лучше по максимуму применять технологию гибки. Не будет ошибкой сделать корпус из обычного листового железа, но для защиты от атмосферных влияний его следует обработать антикоррозионной грунтовкой по металлу и покрасить.

    Руководство по эксплуатации

    Использовать самодельный бетононасос можно на основании типовых инструкций для агрегатов заводской сборки. На площадке его подключают к двум трубопроводам: первый соединяется с бункером, в котором находится раствор, второй ведет непосредственно к месту укладки. Монтаж подающего тракта наиболее сложен, особенно если необходимо качать смесь снизу вверх. Лучше сразу подготовить схематический чертеж, где можно будет определить количество колен и соединений. Их число следует свести до минимально возможного, но без фанатизма. Отдайте предпочтение элементам без прямых и острых углов – уж лучше пусть их окажется чуть больше, но бетонопровод должен получиться пологим.

    Также нужно продумать надежное крепление рукава, чтобы тяжелый состав, подаваемый под давлением с толчками, его не вырвал. Для этой цели подойдут металлические фермы или леса. А для безопасности вертикальную часть бетонопровода следует расположить не ближе 9-10 м от самого насоса. В подъемной трубе также устанавливают односедельный игольчатый клапан – он не допустит обратного хода раствора в случае аварийной остановки.

    Поскольку работать предстоит с густыми смесями, в систему сперва заливают жидкое цементное молочко. Оно играет роль своеобразной смазки, позволяет избежать перегрузок при включении двигателя и предупреждает образование пробок в тракте. Вхолостую делать пробный запуск не рекомендуется.

    К самому раствору тоже предъявляются особые требования:

    1. Размер крупных заполнителей привязывается к внутреннему диаметру трубопроводов. Максимальные значения фракций не могут превышать 0,3d для щебня и 0,4d – для гравия.

    2. Подвижность смеси должна соответствовать классу П2, иначе в камере насоса может произойти расслоение раствора на компоненты. В случае с жидким бетоном вода будет продавливаться сквозь клапан быстрее, чем тяжелые фракции.

    3. Стоит заранее проверить осадку конуса пробной порции – в идеале она должна составлять от 40 до 120 мм.

    В процессе заливки монолита следует избегать риска гидравлического удара. Если вы не вварили манометр, придется действовать по наитию. Здесь важно постепенно наращивать подачу на стадии запуска до стабилизации работы, а перед отключением агрегата – понижать ее. Резкий скачок давления из-за изменения скорости потока способен привести к выходу из строя клапанов.

    После бетонирования систему по инструкции обязательно промывают, чтобы удалить остатки. Для этого можно купить специальные шары подходящего для трубопровода диаметра, также потребуется теплая вода и компрессор. Здесь важно поймать момент, когда в бункер нужно заливать подогретую жидкость. Она должна подаваться в камеру сразу за последней партией раствора так, чтобы не образовался воздушный «карман», но при этом вода не испортила сам бетон.