Почему самолеты падают, или Что не так с российской авиацией? . Самолёты в России продолжают падать, а реальные причины так и не устраняются Виктор алкснис, политик, бывший военный

Уже сейчас понятно, что 2018 года войдет в историю как один из худших с точки зрения безопасности в авиации. Хотя это и не исключает факта, что она остается самым безопасным видом транспорта.

Генеральный директор Международной Ассоциации авиаперевозчиков (IATA) Александр Де Жуняк в декабре прошлого года не мог скрыть своего ликования от работы авиакомпаний, которые сделали выводы из предыдущих авиакатастроф и добились самого высокого уровня безопасности, чем было до сих пор. По его мнению, это стало результатом большей автоматизации процессов пилотирования, благодаря чему все полеты происходили без особых осложнений. Однако не прошло двух месяцев с начала 2018-го, как случились сразу три трагических аварии – в Коста-Рике, под Москвой и в Иране.

Самой распространенной причиной таких случаев, по мнению Международной организации гражданской авиации (ICAO) остается потеря контроля над воздушным судном во время полета (loss of control in flight), когда пилоты не могут справиться с машиной. Как считает Том Деусарт, один из «crash investigators» (исследователь аварий), именно такая ситуация имела место с самолетом авиакомпания Saratov Airlines, а ранее – при трагическом рейсе № AF 447 Air France, который в 2009 году летел из Рио-де-Жанейро в Париж. В каждом из них пилоты потеряли контроль над машиной. «Тогда самолет падает как утюг», – сказал Мирослав Залевский, капитан из Air Congo.

Смотрите также: Менторство помогает построить успешную карьеру

Как показало расследование, в рейсе Saratov Airlines оба датчика скорости показывали разные данные – на одном была цифра «0», в кто время как на втором – «550 км/ч», т.е. нормальная скорость для ситуации, когда самолет находится на высоте 1800 метров. «Вероятнее всего левая трубка Пито не была очищена ото льда и перестала правильно показывать скорость, а разница в показания вызвала выключение автопилота, потом ситуация развивалась молниеносно – воздушное судно обрушилось на землю за три минуты. В случае с рейсом Air France падение было всего на минуту дольше», – считает Деусарт.

Из предварительной информации следует, что экипаж Ан-148 забыл включить обогреватель датчика, хотя это – обязательный пункт в списке требований, которые пилоты должны выполнить перед стартом. В случае на рейсе AF 447 датчики замерзли сами, пилоты в той конкретной ситуации не сделали ошибки. Авария системы противообледенения позже вынудила концерн Airbus заменить этот узел, производимый компанией Thales, на всех воздушных судах модели A330. Но результаты в обоих случаях вызвали один и тот же эффект – катастрофу с трагическим исходом. Ошибочная информация о скорости обманула пилотов, которые не смогли правильно повести себя в этой ситуации.

«Утрата точных данных во время полета вообще не должна приводить к катастрофе. В каждом воздушном судне находится печатное руководство, в котором четко прописано как себя вести. Я не могу понять, как это произошло в самолете Саратовских Авиалиний, что пилоты не проигнорировали явно ошибочных показаний одного датчик и не руководствовались показаниями второго, который правильно показывал данные», – говорит Том Деусарт.

Смотрите также: Рост числа новых направлений в 2019 году

По его мнению, в случае с рейсом № AF447, в свою очередь, пилоты было полностью дезориентированы, когда у них выключился автопилот. Произошло ли это из-за стресса? Может быть включилось слишком много сигналов тревоги одновременно, и они растерялись? В любом случае они не смогли извлечь правильных выводов из информации от компьютеров. К сожалению, пилоты слишком часто полагаются на автопилот, редко водят воздушные суда вручную. Это позволяет уменьшить расход топлива и обеспечивает наибольший комфорт пассажирам.

Когда перестает работать автопилот, приходится рассчитывать только на навыки экипажа. Именно поэтому после случая над Атлантикой с Airbus 330 французские власти и Комиссия по расследования авиационных происшествий ввели дополнительные занятия для пилотов, в которых обучают поведению в подобных ситуациях, когда показания скорости не являются адекватными.

«К сожалению в России такого обучения не проводится», – считает Степан Бедиц из Kermas Aviation – компании занимающейся мониторингом безопасности полетов. «Меня больше всего беспокоит, что экипаж не смог вести машину без автопилота. То, что ни забыли включить обогрев датчиков не должно было привести к аварии. Именно умение пилотировать, когда подводят приборы на борту самолета, является основой обучения пилотов. Достаточно было соблюдать выученные процедуры», – добавляет он. И задает риторический вопрос: «Где власти, которые должны проводить аудит обучения? Как они контролируют их навыки? И как скрупулезно выполняются процедуры, а особенно – прошли ли пилоты курс по возвращению машины в заданное положение, который был введен для всех пилотских заведений после аварии Air France?».

Каждые 2-3 секунды кто-то приземляется или взлетает. Одни этому радуются, другие боятся. А стоит ли поддаваться страху? Ответ даст статистика: как часто падают самолеты, где это случается и насколько велика вероятность падения.

Ежедневно в небо взмывает около 100 тыс самолетов, и, как ни странно, столько же успешно садится. За год воздушные судна перевозят около 4,5 млрд человек, это больше половины населения Земли. Как думаете, сколько из них пополняют статистику погибших в авиакатастрофах? Не более 1000 в год. Соотношение впечатляет, правда?

За все время существования гражданской авиации (почти 100 лет) погибло менее 150 тыс человек. Это меньше, чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру.

Сколько самолетов падает в год

Согласно Википедии , за последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв. Важно уточнить, что в статистике учтены как коммерческие лайнеры, так и частные небольшие самолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

2010 год : 14 аварий, в которых погибло 792 человека. Самая масштабная трагедия — неудачная посадка индийского лоукостера на Боинге 737 (158 жертв) и падение польского ТУ-154 под Смоленском (96 погибших).

2011 год прошел без громких падений самолетов. Самое большое число жертв (77 человек) было в иранском Боинге 727, который не удалось посадить из-за плохих метеоусловий. Всего же было зафиксировано 45 авиакатастроф, в которых погибло 552 человека. Как понятно из статистики, в основном, это были легкие самолеты, на борту которых было не больше 10 человек.

2012 год : 23 аварии, 315 погибших. Самый тяжелый случай — падение пакистанского Боинга 737, в котором погибли все находящиеся на борту (127 человек).

2013 год был относительно спокойным: всего 5 аварий самолетов, общее количество жертв — 128 человек. 50 из них погибло в Боинге 737, разбившемся под Казанью.

2014 год крепко подпортил статистику авиакомпаниям: 15 аварий, с общим количеством жертв — 980 человек. Наиболее масштабное происшествие — сбитый над Украиной Боинг 777, на борту которого находилось 298 человек.

2015 год унес 478 жизней всего в 5 авиакатастрофах. Наиболее громкая — упавший над в результате теракта российский Airbus A321, жертвами которого стало 224 человека.

2016 год запомнился крушением ТУ-154 Минобороны России, в котором погибло 100 человек (92 пассажира и 8 членов экипажа. Всего же за 12 месяцев авиатранспорт стал причиной смерти 389 человек.

2017 год вошел в историю как самый безопасный за всю историю существования гражданской авиации. Всего за 12 месяцев погибло 67 человек.

В какой стране чаще падают самолеты

Если принимать в расчет исключительно пассажирские авиаперевозки, то ярко выраженного «Бермудского треугольника», в котором чаще всего падают самолеты, нет. А вот если взять статистику по всему воздушному транспорту, то результат будет несколько неожиданным.

За те же 6 лет больше всего авиакатастроф произошло… в России — 41, количество погибших — 559 человек. За тот же период в США случилось 11 авиапроисшествий. Интересно отметить, что последнее было еще в 2013 году. Следующей идет Украина (7 катастроф), Конго (6) и Германия (4, все в 2010 году).

В целом, цифры весьма обнадеживающие. Узнав, как часто падают самолеты по статистике, надеемся, вы будете увереннее чувствовать себя в полете.

На сегодняшний день авиаперелёты приобрели такую популярность, что самолёты по частоте использования для туристов сравнялись с автомобилями и поездами. Однако путешествия в воздухе кажутся многим очень опасными и не совсем надёжными. Действительно ли это так, насколько наши представления об опасности воздушных перелётов соотносятся со статистикой и как часто падают самолеты?

Выбор транспорта для путешествия

В период долгожданных отпусков и длинных праздников многие сталкиваются с проблемой выбора для заграничных путешествий на жаркие пляжи или заснеженные горнолыжные курорты. И он сложен, ибо нужно соотнести множество факторов, таких как удобство передвижения, ценник на само путешествие и, самое важное, безопасность. Давайте рассмотрим статистические исследования и выясним, как часто падают самолёты и действительно ли масштабы этого так фатальны, как кажется людям.

Поезда более безопасны - заблуждение или нет?

Согласно статистическим исследованиям, самым безопасным видом передвижения у людей является поезд. Чуть выше рейтинг у электрички. Самолёты же у населения в мире доверия совсем не вызывают. В их полную надёжность верят всего шестнадцать процентов опрошенных. Если брать во внимание автомобили, то их рейтинг по безопасности вообще низок, ибо они изначально считаются очень травмоопасными для передвижения на большие расстояния.

Однако в борьбе между различными видами транспорта по критерию надёжности всё не так просто. Самолёты согласно многолетним исследованиям экспертов по авиакатастрофам и статистическим исследованиям признаны по праву Тем не менее люди, даже несмотря на официальные научные подтверждения, всё равно не испытывают к ним доверия. Почему так происходит? Может новости о том, что где-то упал самолет, очень сильно пугают туристов? Давайте разбираться в ситуации.

Самолёт не безопасен?!

Статистика хоть и точная наука, но конечный результат очень зависит от метода расчёта. При определении уровня безопасности воздушных судов берётся количество трагических событий на общее число километров полётов. Именно такой тип расчёта в основном используют статисты, и именно его результаты публикуются в официальных источниках.

Весь секрет кроется в том, что катастрофы в своём большинстве приходятся на моменты взлётов и посадок. В пути крушение самолета происходит гораздо реже. Но такой метод расчёта очень выгоден для транспортных компаний, и они им очень часто пользуются, чтобы не отбивать желания туристов выбирать для передвижения именно авиаперелёты. Тем не менее такой показатель, как погибшие в авиакатастрофе (их число) при авариях на взлете и посадке, приобретает очень большие масштабы.

Если принимать во внимание расчёт трагических случаев на общий километраж передвижения, то самыми опасными окажутся два вида перемещений - мотоцикл и ходьба пешком. Стоит только просмотреть сводку по трагическим моментам в любом городе и можно увидеть, что пешеходов гибнет очень много, даже больше, чем мотоциклистов.

Если изучить остальные методы статистических исследований, то тут самолёт по безопасности уступит место поезду. К примеру, по числу гибели пассажиров на количество поездок и скорость передвижения авиаперелёты являются самыми неблагоприятными.

При рассмотрении других методик исследования окажется, что для путешествий лучше всего выбирать поезда. Так что неспроста туристов лихорадит от одной лишь новости, что упал самолет, и поездка по железной дороге по праву имеет по безопасности преимущество в сознании людей.

Рейтинг наиболее безопасных авиакомпаний

Как бы там ни было, летать всё равно придётся, так как есть такие курорты, куда ни на каком другом виде транспорта просто не добраться, а очень хочется. Несмотря на плохие прогнозы, негативные отзывы и мрачные мнения, наша страна всё же не является самой слабой по безопасности авиаперелётов. А вот США уже достаточно продолжительный период времени занимает лидирующие позиции по падению самолётов. Если выстроить рейтинг по странам - владельцам воздушных судов, то можно сказать, что в число первых пяти входят Финляндия, Новая Зеландия, Гонконг и ОАЭ. Именно компаниями этой пятёрки стоит летать, и тогда никакая авиа катастрофа не будет страшна. Россия же в этом рейтинге находится на шестнадцатом месте с фирмой "Трансаэро".

Причины падений самолетов

Почему падают самолеты? Туристы в первую очередь перед выбором авиакомпании отдают предпочтение фирмам с наиболее "молодыми" по сроку эксплуатации видами транспорта. Тем не менее это совсем не подтверждается статистическими данными. Согласно им, в России компания с наиболее неизношенным транспортным парком - это "Аэрофлот". Возраст эксплуатации её самолётов составляет менее пяти лет. Однако Финляндия, которая занимает лидирующие позиции по безопасности полётов и маленькому числу авиакрушений, имеет период эксплуатации своих машин более девяти лет.

Этот факт указывает на то, что крушение самолета от изношенности и срока эксплуатации маловероятно. Выбрав авиакомпанию по критерию маленького её транспорта, вероятность падения вовсе не уменьшается. Если же обратиться к статистике, то можно увидеть, что большее количество авиакатастроф происходит из-за человеческого фактора, и от этого никуда не деться.

Как же преодолеть свой страх полётов, ведь есть ситуации, когда путешествия на самолёте просто не избежать. Психологи на этот счёт дают дельные советы. Если страх вызван какими-либо расстройствами в психике, будь то панические атаки или боязнь маленького закрытого пространства, то решать нужно именно эти проблемы.

Тем не менее во многих случаях боязнь вызвана отсутствием полного личного контроля над ситуацией и безопасностью перелёта. Это необходимо принять как неизбежное, ведь от нас любое передвижение на транспорте мало зависит. Поэтому, рекомендуется при авиаперелёте просто расслабиться и отвлечься от плохих мыслей на просмотр кино в планшете или прослушивание приятной музыки. Ни в коем случае не используйте в качестве снятия стресса алкоголь. Нервное состояние он на самом деле если и притупит, то совсем ненадолго, а дальше проблема только усугубится. Боязнь перелётов нужно решать прежде всего с самим собой. Незачем попросту трепать себе нервы, принимая во внимание информацию новостных каналов о том, как часто падают самолеты, а нужно всего лишь успокоиться и постараться взять свои эмоции под контроль.

С какими самолётами чаще случаются катастрофы?

Если обратиться к всемирной статистике, самым ненадёжным можно признать "Боинг", вторым по количеству падений является "Ан", на третьем месте расположился "Ил". Если же обратиться к российским исследованиям, то можно увидеть, что самым "падающим" в нашей стране будет "Ан". Почему падают самолеты? За один только 2005 год в России потерпело крушение целых девять машин этой марки. В мире же на их долю приходится девятнадцать процентов всех катастроф.

Причины авиакрушений в России объясняются журналистами в одном ключе - устаревший транспортный парк отечественных компаний. Так ли это на самом деле и как часто падают самолеты по этой причине?

Причины падений российских самолетов

Вообще, старение авиатранспорта выражается не в количестве прошедших лет после его производства, а в сумме налетанных часов и общем техническом состоянии. Согласно данным статистики, Россия обладает самолетами ещё советских времён и их процент гораздо выше агрегатов иностранного производства. Однако не стоит смотреть на возраст. По сравнению с иностранными судами отечественные налетали гораздо меньше часов, а советское качество производства являлось одним из лучших в мире.

По какой причине тогда Россия приобретает заграничные самолеты за немалые деньги, когда есть свои вполне надёжные машины? В качестве примера можно привести воздушные суда "Ту". У них отличная статистика по безопасности полётов, а лётчики считают их самыми удобными по техническому устройству.

Одной из причин является тот факт, что самолеты "Ту" являются очень расходными по количеству потребляемого топлива. А так как авиаперелёты давно уже превратились в отдельный вид бизнеса, директора компаний в погоне за сокращением затрат на обслуживание парка своих машин отдают предпочтение иностранным лайнерам, которые значительно экономнее российских аналогов.

Ещё одной причиной является угасающее самолётов. Технологии их выпуска значительно устарели, инвестиции в авиазаводы не выполняются. Поэтому наша страна не может конкурировать с более совершенными иностранными агрегатами.

Как спасти ситуацию?

В России, чтобы стабилизировать ситуацию с рынком производства самолетов, Президентом был подписан Указ о создании Объединённой авиастроительной корпорации. Более того, были запланированы инвестиции в авиастроительные заводы в размере десяти миллиардов долларов. Было это в далёком 2006 году. В настоящее время ситуация ничуть не улучшилась. Процесс образования корпорации очень сильно затормозился и, если верить журналистам, целью её создания было не исследование рынка конкурентов, а объединение всех активов российских авиакомпаний в одном месте.

Тем не менее положительные подвижки есть. Компания "Ильюшин Финанс" приобрела у России самолеты марок "Ил" и "Ту". Ташкентское производственное объединение заключило с петербургской авиакомпанией договор на поставку России воздушных судов "Ил", большая часть из которых будет российской комплектации.

Что нужно знать об авиакрушении?

От падения воздушного суда никто не застрахован. Однако, если обладать необходимой информацией о том, что происходит, когда падает самолет, есть шанс выжить при крушении. В девяностые годы произошла авария с лайнером "В-707". Погибшие в авиакатастрофе насчитывали сотни человек. Тем не менее пятеро пассажиров воспользовались информацией из инструкций стюардессы и выжили.

В некоторых случаях есть шанс спастись, если обладать необходимыми знаниями. Они не столь бесполезны, как кажется на первый взгляд. Зная, что происходит, когда падает самолет, можно применить очень много действенных методов для собственной безопасности.

В качестве основных путей обезопасить себя, как нам показывает статистика авиакатастроф, является соблюдение мер предосторожности. Прежде всего, необходимо, по возможности, оставаться в обуви и одежде. Это будет являться защитой при пожаре. Следует извлечь из карманов одежды все посторонние предметы и плотно застегнуть ремень безопасности. Снимать его разрешается только после специальной команды стюардессы.

Непосредственно перед аварией, если имеется такая возможность, необходимо принять защитную позу - нужно согнуться как можно ниже и очень крепко сцепить руки под коленками. Голову следует положить на них, а если это нельзя сделать, то опустить её максимально вниз. Ногами следует как можно плотнее упереться в пол. Такая методика, и её полностью доказывает статистика авиакатастроф, часто спасает жизнь пассажирам при крушении самолета.

В заключение

Как видим, летать не такое уж страшное дело. Главное, использовать для полетов билеты только проверенных временем и малым количеством катастроф авиакомпаний, а также соблюдать требования безопасности, предъявляемые к пассажирам воздушных судов, чтобы потом экспертам не пришлось изучать падающего самолета, на котором вы летели отдыхать в тёплую страну. Безопасных полётов и удачных приземлений с взлётами!

Авиакатастрофа хоккейной команды "Локомотив Ярославль" © Reuters

Авиакатастрофа под Тюменью, в которой погиб 31 человек, стала первой катастрофой такого масштаба в 2012 году.

После трагического для российской авиации 2011 года Россия снова с большим отрывом лидирует в мировой статистике авиакатастроф.

Мы попытались разобраться, как часто в России падают самолеты, почему это происходит, и вспомнили самые масштабные авиакатастрофы десятилетия.

Смертельная статистика

Историческим лидером по числу авиакатастроф являются США. По данным Aviation Safety Network , начиная с 1945 года, там разбились 653 гражданских самолета. В результате аварий погибло почти 10 тыс. человек.

С 2007 года в авиакатастрофах в России погибли 293 человека.

Россия занимает второе место. За последние 66 лет на территории СССР и РФ произошло 266 аварий, в которых погибло 6,5 тыс. человек. Следует отметить, что Россия и США лидируют во многом благодаря объему авиаперевозок - чем больше рейсов, тем выше вероятность аварии.

Но количество авиакатастроф в мире и в США, в частности, с годами сокращается. Если в 1990-х при крушении самолетов погибло 12 тыс. человек, то в 2000-х число жертв составило 8,2 тыс. Вот график количества смертей в авиакатастрофах по США за 1945-2010 года:

На этом фоне статистика по России выглядит удручающе. Так, если с 2007 года в авиакатастрофах в США погибли 118 человек, то в России за этот же период - 293 человека.

Самым трагическим для российской авиации стал прошлый год. Россия заняла первое место по смертельным авиакатастрофам, уступив лишь Конго. За 2011 год во всем мире в крушениях самолетов погибли 514 человек, из них 120 - в РФ, то есть более 20% от всего количества жертв. 2012 год, начавшийся с только укрепил позицию РФ.

Смотрите график жертв авиакатастроф по СССР и России за последние 65 лет:

Причины катастроф

Среди основных причин авиакатастроф в России эксперты называют плохую подготовку пилотов. Чтобы выпустить одного летчика необходимо сжечь от 60 до 160 тонн керосина. Из-за высокой стоимости топлива пилотов часто учат летать только на тренажерах. А по статистике, причиной 80% авиакатастроф является человеческий фактор.

Еще одна причина катастроф - ветхость российского авиапарка. Так, в 2005 году лишь 37% пассажирооборота приходилось на самолеты нового поколения. Остальные 63% - еще советские воздушные суда.

Например, Як-42, на котором разбилась хоккейная команда "Локомотив", в 2009 году был запрещен в Евросоюзе из-за серьезных недостатков в области безопасности.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Ил-76 и Boeing-737 JT8D возглавили рейтинг самых опасных самолетов, составленный американским деловым журналом BusinessWeek. На каждые 500 тыс. летных часов приходится одна авиакатастрофа. Также в тройку вошел Ту-154: в среднем разбивается каждый тысячный рейс.

Чаще всего в России падают "кукурузники" Ан-2, вошедшие в Книгу рекордов Гиннеса как единственные в мире самолеты, которые выпускаются уже более 60 лет. Ан-2 не обязательно самый ненадежный самолет - просто он самый распространенный. Но с годами отказ техники становится причиной катастрофы все чаще.

Катастрофы десятилетия в России

21 июня 2011 года произошла авиакатастрофа Ту-134 в Карелии. Самолет совершил жесткую посадку возле аэропорта Петрозаводска. Фюзеляж развалился, начался пожар. Погибли 46 человек из 52, которые были на борту.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

В июле в Томской области . В полете загорелся двигатель, но пилотам удалось посадить самолет на воду, хоть не без жертв - из 37 пассажиров и членов экипажа погибли семеро.

7 сентября под Ярославлем разбился Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту. Из 45 человек, которые были на борту, выжил только один бортинжинер.

В августе 2010 года в Красноярском крае разбился самолет Ан 24. Он упал при заходе на посадку в аэропорту Игарки и загорелся. В катастрофе погибли 12 человек.

В сентябре 2008 года при посадке в аэропорту Перми разбился Боинг-737 авиакомпании "Аэрофлот Норд", летевший из Москвы. Все находившиеся на борту 88 человек погибли. Причиной авиакатастрофы стали ошибочные действия пилотов.

9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска разбился Airbus A310. Самоолет выкатился за пределы посадочной полосы. Погибли 125 человек.

22 августа возле Донецка разбился Ту 154М "Пулковских авиалиний". Самолет, летевший рейсом 612 из Анапы в Санкт-Петербург, пытался проскочить над грозовым облаком, вместо того, чтобы обойти его сбоку, свалился в плоский штопор и врезался в землю на скорости 300 км/ч. На борту находились 170 человек, все они погибли на месте. Эта трагедия стала крупнейшей авиакатастрофой в истории российской авиации.

24 августа 2004 года два российских самолета потерпели катастрофу в результате терактов. Ту 154 и Ту 134 вылетели из московского аэропорта "Домодедово" в Сочи и Волгоград. На борту каждого из них оказалось по одной террористке-смертнице. Почти одновременно они устроили взрывы, и оба самолета упали. Погибли все 90 человек, находившиеся в двух самолетах. Позднее ответственность за теракты взял лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев. Он заявил, что организация взрывов обошлась ему в $4 тыс.

В августе 2002 года в Чечне произошла самая крупная катастрофа вертолета в мире. Ми-26 с военными на борту был сбит ракетой. При этом вертолет был перегружен в два раза, да еще и приземлился на минное поле. Погибли 127 человек.

В июле 2001 года в аэропорту Иркутска разбился Ту-154. Пилот ошибся, заходя на посадку. Погибли все 145 человек.

В октябре в Черное море упал российский Ту-154, летевший из Тель-Авива. Погибли все, кто был на борту, - 77 человек. Самолет был случайно сбит украинской ракетой.

Узнавайте самые интересные новости от на

В этом году в России произошло уже 12 авиакатастроф, в которых погибли 125 человек. Вспоминаем самые крупные аварии за последние годы.

Место и время: Адлер, 2006 год

Самолет: А-320

Жертвы: погибло 113 человек

В ночь со 2 на 3 мая в районе города Сочи потерпел катастрофу авиалайнер А-320. На его борту находились 113 человек, все они погибли. Самолет упал в море в шести километрах от береговой линии. Самолет принадлежал армянской авиакомпании «Армавиа». Он выполнял рейс номер 967 из Еревана в Сочи. Возможно, падение самолета произошло из-за плохих метеоусловий. По некоторым данным, он мог попасть в смерч (метеорологи не подтверждают эту версию). Специалисты отмечают, что большинство погибших, тела которых извлечены из воды, были без спасательных жилетов. Это, по их мнению, означает, что катастрофа произошла внезапно и очень быстро. Причиной крушения авиалайнера могла стать ошибка пилотов. Как пояснил эксперт Единой системы организации воздушного движения РФ, процесс посадки самолета А-320 программируется. При повторном заходе на посадку диспетчер аэропорта указал пилоту другую полосу, и экипажу пришлось перепрограммировать посадку. Возможно, в спешке при перепрограммировании была допущена ошибка. Однако представители «Армавиа» уверяют, что самолет пилотировали опытные высококлассные летчики, и сомневаются, что причиной авиакатастрофы стала их ошибка. Тот же эксперт предположил, что самолету могло не хватить горючего. Во время полета ему пришлось совершить много незапланированных маневров (он начал разворот на Ереван, затем вернулся на прежний курс,после чего дважды заходил на посадку). Представители следствия о причинах катастрофы с уверенностью говорят только одно: это точно был не теракт. Не исключается ни ошибка пилота или диспетчера, ни техническая неисправность самолета (в авиакомпании заявляют, что самолет был полностью исправен). Самолеты этого типа считаются очень надежными. Практически весь процесс пилотирования и контроля полетных данных автоматизирован. А-320 может принять на борт до 179 пассажиров.

Место и время: Донецк, 2006 год

Самолет: Ту-154

Жертвы: погибло 170 человек

Самолет российских авиалиний упал в 45 километрах от Донецка. На его борту находились 160 пассажиров и десять членов экипажа. В основном летели петербуржцы. Самолет Ту-154, следовавший рейсом из Анапы, по расписанию должен был совершить посадку в Санкт-Петербурге. С борта самолета на высоте 11,7 тысячи метров был трижды передан сигнал SОS и запрос об аварийной посадке. Второй сигнал SОS прозвучал после того, как самолет снизился примерно до трех тысяч метров. Диспетчер Харьковского районного центра обслуживания воздушного движения доложил о резком снижении самолета и исчезновении его с экранов радаров. Немедленно в зону падения самолета вылетел вертолет МЧС Украины, задействованный в системе поиска и спасения. Авиакомпания «Пулковские авиалинии» приобрела этот самолет в 2001 году у китайской CAAC, эксплуатировавшей воздушное судно на протяжении десяти лет. В том же году лайнер последний раз отремонтировали. После ремонта самолет налетал 9 тысяч часов. По мнению руководителя Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, самолет попал в зону сильной турбулентности и затем потерял управление. А по данным МЧС Украины, лайнер загорелся в воздухе, командой было принято решение посадить самолет, не выпуская шасси, в сорока километрах севернее Донецка. По другим данным, экипаж предпринял неудачную попытку обойти грозовое облако.

Место и время: Иркутск, 2006 год

Самолет: А-310

Жертвы: погибло 122 человека

Аэробус А-310-300 выполнял рейс из столичного аэропорта «Домодедово» в Иркутск. На борту лайнера находились 200 человек, 122 из них погибли. При заходе на посадку лайнер выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, снес бетонный забор и въехал в частные гаражные постройки. От удара кабина деформировалась, произошел взрыв, внутри салона начался пожар. Генпрокуратура считает, что основной версией крушения аэробуса А-310 была неисправность самолета - отказ работы двигателей или несрабатывание механизма реверса либо полный отказ реверсов. В числе других версий - человеческий фактор. Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев называет еще несколько причин, по которым происходят катастрофы в российском небе:«Неподготовка летчиков для работы в экстремальных ситуациях, а самая основная причина в том, что мы потеряли советскую школу самолетостроения».

Место: Пермь, 2008 год

Самолет: Boеing-737

Жертвы: погибло 88 человек

14 сентября 2008 года в Перми произошла крупная авиакатастрофа: самолет Boеing-737 компании «Аэрофлот-Норд», летевший по маршруту Москва - Пермь упал в Индустриальном районе Перми в 500 метрах от жилых домов на участок транссибирской магистрали. В результате крушения погибли все 88 человек, находившихся на борту (среди них было 7 детей, одному ребенку было всего 11 месяцев), включая 6 членов экипажа. Упавший самолет Boeing—737 начал эксплуатироваться в 1992 году, в компании «Аэрофлот-Норд» в лизинге он находился около года. Как заявил председатель президиума коллегии адвокатов Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших в авиакатастрофе, этот американский самолет поступил на российский рынок авиаперевозок в плачевном состоянии. По его словам, срок службы самолета составляет 16 лет. Американскому банку он был продан на 15-м году работы. Основной причиной катастрофы самолета в Перми назвали ошибку пилотов. Авиакомпания «Аэрофлот-Норд» нен исключает, что причиной крушения самолета могла стать особая индикация директорных стрелок на комплексном пилотажно-навигационном приборе. Как отмечается в официальном заявлении Межгосударственного авиационного комитета (МАК), ведущая расшифровка и изучение фрагментов двигателей самолета показали, что на месте происшествия не было ни пожара двигателей, ни разрушения самолета в воздухе, оба двигателя работали до столкновения самолета с землей. Стоит сказать, что упавший самолет не оставил на земле практически никаких следов: на месте происшествия не было ни воронки от упавших частей, практически не повредилась даже земля оврага, куда попало большинство кусков авиамашины. То есть, по словам специалистов, на землю самолет упал не целиком, а уже мелкими фрагментами. Поэтому, следуя одной из версий, самолет все же взорвался в воздухе. Однако комиссия, расследовавшая авиакатастрофу, это опровергла. По другой версии - самолет сбили силы противовоздушной обороны с целью предотвратить крупный террористический акт. Однако ФСБ версию о теракте официально отклонило.

Место и время: Смоленск, 2010 год

Самолет: Ту-154

Жертвы: погибло 96 человек

Авиакатастрофа, в которой погибло 88 представителей польской политической элиты и 8 членов экипаж. В их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, известные польские политики, почти все высшее военное командование, общественные и религиозные деятели. Разбился президентский самолет Ту-154 польских ВВС во время посадки на аэродром «Смоленск-Северный» в условиях сильного тумана. Это одна из крупнейших авиакатастроф по числу жертв, в которых погибали первые лица государства. Президент Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу под Смоленском.

Самолет Ту-154М был выпущен в июне 1990 года в СССР. С 29 мая по 21 декабря 2009 года он проходил третий капитальный ремонт на авиастроительном предприятии «Авиакор» в Самаре. Как сообщил генеральный директор предприятия Алексей Гусев, на момент капитального ремонта с начала эксплуатации самолет налетал 5004 часа и имел 1823 посадки — для самолетов данного класса это немного. По завершении ремонта авиамашине был назначен срок службы 25 лет и 4 месяца, следующий капитальный ремонт должен был состояться через 6 лет, замечаний в ходе дальнейшей эксплуатации не поступало. По результатам расследования МАК, все системы самолета до столкновения с землей работали нормально. Из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чем экипаж был извещен. Из окончательного доклада российских экспертов следует, что причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа (решение о заходе на посадку и неуход на второй круг в метеоусловиях значительно ниже метеоминимума аэродрома, минимума системы захода на посадку и минимума экипажа, снижение ниже минимальной высоты снижения в 100 м, указанной правилами и руководителем полетов, игнорирование экипажем сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли) и психологическое давление на него. Из нарушений с российской стороны обнаружено только то, что не оправдались прогнозы погоды по аэропорту «Смоленск-Северный». Польская сторона с аргументами не согласна и винит в катастрофе российских диспетчеров.

Место и время: Ярославль, 2011 год

Самолет: Як-42Д

Жертвы: погибло 43 человека, двое госпитализированы, находятся в тяжелом состоянии

Самолет Як-42Д авиакомпании «Як-Сервис» следовал по маршруту Ярославль — Минск. На борту находился основной состав хоккейной команды «Локомотив», в том числе лучшие хоккеисты Беларуси Руслан Салей, Сергей Остапчук, Николай Кривоносов. Игроки направлялись в Минск, где сегодня должны были сыграть с «Динамо-Минск» свой первый матч сезона Континентальной хоккейной лиги. Сразу после взлета из ярославльского аэропорта «Туношна» самолет упал на берег реки Туношонка (по разным сведениям, на расстоянии от 500 метров до 2,5 километра от аэропорта) и разрушился. По предварительным данным, причиной падения стало столкновение с антенной курсового радиомаяка из-за того, что самолет не смог набрать достаточную высоту вследствие неисправности. По другой версии, самолет сначала накренился на левую сторону и рухнул при взлете. Также предполагается, что он мог задеть верхушки деревьев. Как заявляют российскихе власти, самоет не смог набрать нужную высоту и врезался в радиомаяк. Основной причиной аварии предположительно стала техническая неисправность. Место происшествия находится недалеко от места проведения Мирового политического форума. Имеется информация, что улучшенную взлетную полосу занял самолет, на борту которого находились политики, Як-42Д с хоккеистами отправлялся по короткой полосе и возможно не смог набрать нужного разгона. Важно отметить, что В 2009 году Европейское агентство по авиационной безопасности признало компанию «Як Сервис» наименее безопасной среди российских авиакомпаний, летающих в Европу.

КСТАТИ

В настоящий момент воздушный флот отечественной компании «Белавиа» насчитывает шесть самолетов Boeing 737-500, четыре самолета Boeing 737-300, четыре CRJ-100/200 LR и три самолета Ту-154 М. Последний самолет в 2006 году снят с производства. Одной из причин прекращения выпуска специалисты называли узкий фюзеляж: в таком салоне комфортных условий для пассажиров не создать. С 2013 года в Беларуси увеличатся таможенные пошлины на закупку зарубежных авиамашин. Тогда, скорее всего, парк воздушных судов будет обновляться российской техникой.