Скачать презентацию русский символизм и его истоки. Презентация на тему "русский символизм". Русский символизм Понятие


Поэтическая летопись войны.
Цель урока:
активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о роли поэзии в годы тяжелых испытаний для страны.
Задачи урока:
Создать условия для усвоения знаний о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны; формирования умений обобщать изучаемые факты и понятия; формирования чувства патриотизма и гражданской позиции.
Ход урока.
Наша память – это душевный и
жизненный опыт, оплаченный
дорогой ценой.
Ю.Бондарев (из книги «Мгновения»)
1. Ролик («До свидания, мальчики»)
Учитель.
Ребята, вы, наверное, догадались, о чем сегодня будет идти речь на уроке?
Конечно, о войне. Ну а конкретней, мы же на уроке литературы?
О произведениях военного времени.
Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия.
Как вы думаете, почему? (небольшой жанр, в котором можно выразить самые различные чувства. На создание поэтических произведений не тратится так много времени. Стихи слагаются мгновенно, особенно если что –то сильно трогает.)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Учитель.
Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили оружейные залпы. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом. 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой Отечественной назовет ее русский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не вернулись назад. (ролик «Погибшие поэты»)
Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических произведений». Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Видеоролик
Почему эта песня стала легендарной? (Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны).
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Она с первых дней войны выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Невозможно перечесть все произведения о войне. Сегодня мы перелистаем лишь самую малость страниц поэзии страшного лихолетья, проникнемся теми чувствами, которые выразили мастера художественного слова. Слово предоставляем …(1.Рассадниковой)
С. Михалков.(сообщение + ст. «Десятилетний человек»)
(2.Сидлярова). С Маршак. Самуил Яковлевич Маршак (22.10.(03.11).1887, Воронеж - 04.07.1964, Москва), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах, во фронтовых листовках и агитационных плакатах. В стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения. Стихи о войне составили целые сборники; «Почта военная», 1944; «Разноцветная книга», «Быль-небылица», оба 1947; «Круглый год», 1948; «Тихая сказка» 1956. Стих «Мальчик из села Поповка»
А.Т.Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Ряд стихотворений посвящен теме неистребимой «жестокой» памяти о войне, о принесенных ей жертвах. Изображая войну, Твардовский расширяет поле своего поэтического кругозора. Он не останавливается на конкретных фактах бесчеловечности, жестокости войны. Поэт стремится к передаче собственных ощущений, тонких душевных переживаний, мысленных ассоциаций, которые вызывает в его душе окружающая действительность. Стих «Рассказ танкиста» (Игнатов, Гриненко)
(Бокова) Говорят, «у войны не женское лицо». Но война заставила надеть солдатские сапоги и стать на защиту своей Родины и девушек – поэтесс. Анна Андреевна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда еще до первой блокадной зимы. Два с половиной года она проведёт в Ташкенте. В Ленинград она вернулась в 1944 году. В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов. Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
(Пустоварова) Мадонной блокадного Ленинграда назвали Ольгу Берггольц. В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев. Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград».
(Песковская) Юлия Владимировна Друнина - русская советская поэтесса. Она сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Вначале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице - к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Получила ранение на фронте, после чего стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), по окончании которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Она знала о войне - все... А было ей тогда только девятнадцать. Была ранена, контужена… Госпиталь. Юлию комиссовали., признав «негодной к несению военной службы с переосвидетельствованием через шесть месяцев». Это свидетельство было выдано 21 ноября 1944 года. Как раз через шесть месяцев закончилась война. Стихотворение «Зинка» посвящено памяти однополчанки Зинаиды Самсоновой. Основной неразрешимый трагический вопрос произведения, которым мучается лирическая героиня, - как сообщить матери о гибели ее единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость, так как кроме Зинки у нее никого не было.
Какова основная идея стихотворения? (война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого человека, несет с собой боль, страдание и смерть).
Видеоролик «Дорогая моя, на переднем у нас передышка»
Следующая страничка - «Полевая почта».
Что значит это выражение? (Полева́я по́чта - вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является вое́нно-полева́я по́чта - почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий)
Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Их тоже кто – то доставлял. Это военные почтальоны.
Татьяна Черновская. (Божинская)
Стихи о почтальонке
Ей пятнадцати нет - девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Эдуард Асадов. « Письмо матери» (Галич)
Кадашников. «Летела с фронта похоронка» (Садыкова)
Думаю, комментарии к этим стихам излишни.
Следующая страничка поэтического дневника – «Война в стихах поэтов – земляков».
(Коломийцев) Иван Павлович Безуглов. Поэт с нелёгкой судьбой, с украденным войной детством писал разные стихи. Его творчество основано на размышлениях, сюжеты стихов многоплановы и оптимистичны. Цепкая память помогла Ивану Павловичу ничего не упустить из виду, найти во всём поэтическое и неординарное. Немалое место в творчестве Ивана Павловича Безуглова занимают слова благодарности родным, нашедшим своё счастье в степной глубинке, воспитавшим прекрасных детей, познавшим тяжесть крестьянского труда, перенёсшим годы Великой Отечественной войны. Отец поэта, Павел Иванович в начале Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт. А в апреле 1943 года зловещая похоронка пришла в хутор, в которой сообщалось о геройской гибели отца большого семейства. Спустя годы, Иван Павлович в стихотворении-обращении к отцу попросит у него прощения, за то, что не суждено было сбыться мечтам отца: он не увидел взрослых детей, не долюбил, не испил чашу жизни сполна.
(«Прости, отец!», 2010 год. Из сборника «Позднее признание») (Даниленко) Сергей Поликарпович Гончаров – член Союза писателей Дона, победитель 5-го ежегодного регионального литературного конкурса имени В.В.Карпенко в номинации <<Поэзия 2006г.>>. Награжден грамотами. Вышло несколько сборников его стихов: « Река времени». « Весна на сердце» « С думой молодою...», «Вечер года». В творчестве Сергея Поликарповича есть тоже стихи о войне.
Учитель. Поэзия военных лет не знает старости. Это бессмертная песнь, воспетая героям войны, Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь. Она не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права.
Видеоролик «Ты же выжил, солдат»
Стихотворение «Пусть будет мир» (Троилина)
Большое спасибо, ребята.

Слайд 2

Цели:

  • познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма;
  • раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы;
  • показать значение символизма для развития русской литературы XX века.
  • Слайд 3

    Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

    • А.Блок: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?»
    • В.Брюсов: «Создание искусства – приотворённые двери в вечность»
    • Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»
  • Слайд 4

    Русский символизм. Понятие

    • Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
    1. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции
    2. В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века
  • Слайд 5

    Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва.

    1. Платон
    2. Ф. Ницше
    3. В. Соловьёв
  • Слайд 6

    Истоки символизма

    Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:

    • «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…»
  • Слайд 7

    К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

    Мандрагоры имманентныеЗашуршали в камышах,А шершаво-декадентныеВирши - в вянущих ушах.

    Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

    Слайд 8

    Истоки символизма

    Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900).

    • Он верил в спасительную миссию Красоты;
    • посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира;
    • Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.

    В. Соловьёв (1853 – 1900)

    Слайд 9

    Символизм в музыке

    Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

    Слайд 10

    Символизм в изобразительном искусстве

    Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» - целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

    Слайд 11

    М. Врубель

    • «Демон»
    • «Демон поверженный»
  • Слайд 12

    М. Врубель:

    • «Демон и жемчужина»
    • «Царевна-Лебедь»
  • Слайд 13

    Предпосылки

    • Философия Ницше, В.Соловьёва
    • Модернизм в европейском искусстве
    • Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)
  • Слайд 14

    Теоретическое самоопределение

    • 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
    • 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов
  • Слайд 15

    Основное свойство:

    • Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия

    В основе эстетики:

    • символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным
  • Слайд 16

    Особенности русского символизма:

    • повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности;
    • героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков;
    • сочетание противоречивых тенденций;
    • многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…);
    • идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.
  • Слайд 17

    Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

    Петербургское крыло:

    • Д. Мережковский
    • З. Гиппиус
    • Н. Минский

    Московское крыло:

    • К. Бальмонт
    • В. Брюсов
    • Ф. Сологуб
    1. Символизм как философско-эстетическое течение
    2. Символизм как чисто литературное явление
  • Слайд 18

    Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

    • Д. Мережковский
    • З. Гиппиус
    • Н. Минский
    • А. Блок считал
    • В. Соловьёва своим учителем.
    • А. Блок
  • Слайд 23

    Значение

    Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

  • Слайд 24

    Источники

    • Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
    • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
    • Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:
    • Айрис-пресс, 2008
    • Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993
  • Посмотреть все слайды

    «Направления модернизма» - Стансы ночи. Истоки русского футуризма. Ананасы в шампанском. Чертовы качели. Мир будущего. Особенность поэтики. Символ. Литературный манифест. Символизм. Поэтика футуризма. Сероглазый король. Жираф. Особенности поэтики. Цех поэтов. Акмеизм. Направления модернизма. Истоки русского символизма. Пощечина общественному вкусу.

    «Течения модернизма» - Яблоня в цвету. "Распятие". "При любом испытании " Миро Жоан. "Мать и ребенок". "Портрет Амбруаза Воллара". "Акробат на шаре". Портрет Пикассо. "Классический" период. Женщина с мандолиной. Жнец на красном фоне. Миро Жоан. "Мать и дитя, этюд с руками".

    «Гауди» - Пряничный дом Гауди. Собор Саграда Фамилиа. Произведение искусства. Каса Висенс. Каса Мила. Решетка дома Гуэля с драконом. Семья. Антонио Гауди-и-Корнет. Талант строителя. Дом, в котором жил Антонио Гауди. Порталы и башни храма. Необычный внешний вид. Дом Батло. Сложность профилей. Город-сад. Восхитительное творение.

    «Модернизм 20 века» - Модернизм в архитектуре. Футуризм в изобразительном искусстве. Футуризм. Русский футуризм. Модернизм как художественное явление ХХв. Модернизм в изобразительном искусстве. Перечень компетенций. Становление авангарда в русском искусстве. Антонио Сант’Элиа. Выставка художников-футуристов. Фовизм. Сюрреализм.

    «Антонио Гауди» - 7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Человек, жизнь которого - мистика и тайна. Благодаря Антонио Гауди Барселона не похожа ни на один другой город в мире. Парк Гуэль. Дом Висенс. Гауди скончался на третий день, 10 июня 1926 года. дом Эль Капричо. Парк Гуэля. Антонио Гауди - гениальный архитектор, великий модернист.

    «Скульптуры Джакометти» - Собака. Кошка. Скульптуры Джакометти похожи на ломкие, обгоревшие спички. Нос. Три идущих человека. Альберто Джакометти (1901-1966). Худеем правильно. Экземпляр. Рука. Шагающий человек. Свой уникальный стиль Джакометти нашел не сразу. Лес. Лежащая женщина. В чем кроется феномен Джакометти. Паук. Падающий человек.

    Всего в теме 10 презентаций


    Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета») А.Блок: А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» В.Брюсов: В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»


    Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века




    Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: французскимЖаном Мореасом18 сентября1886 годаLe Figaro «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…» Жан Мореас


    К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:декадентствоРоссии1890-еВладимира СоловьёвадекадентствоРоссии1890-еВладимира Соловьёва Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши в вянущих ушах. Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши в вянущих ушах. Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.


    Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)


    Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно- идеальных, утонченных до экспрессивно- героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (). русскийгармонии А.Н. Скрябин (1871 – 1915)


    Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.












    Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.







    Младосимволисты А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок считал А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем. В. Соловьёва своим учителем. А. Блок


    Значение Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.


    Источники Журнал «Литература в школе» 3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2008 Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., Все фото и иллюстрации с сайта:

    Символизм

    «Старшие символисты»:

    Д. С. Мережковский

    З. Н. Гиппиус

    В. Я. Брюсов

    К. Бальмонт

    Ф. Сологуб


    • Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи
    • Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов

    • Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям :

    символизм акмеизм футуризм

    модернизм


    Символизм –

    литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы


    Символ -

    • То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова)
    • В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов

    «Символ – окно в бесконечность»

    (Ф. Сологуб)


    Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона




    Идея всеединства В. Соловьёва

    • центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом.
    • «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").

    «Положительное всеединство»


    Красота

    «Красота спасёт мир»

    Ф. М. Достоевский

    Вера В. Соловьёва

    в спасительную миссию КРАСОТЫ


    Облик «положительного всеединства»

    • Воплощение вечно-женственного начала

    в мистических образах:

    Душа Мира

    Премудрость Божия

    София

    Искусство – посредник в достижении «всеединства»




    • Объект платонического культа и созерцательного любования
    • Действие, предполагающее ответное чувство

    Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность:

    Милый друг, иль ты не видишь,

    Что всё видимое нами –

    Только отблеск, только тени

    От незримого очами?

    Милый друг, иль ты не слышишь,

    Что житейский шум трескучий –

    Только отклик искажённый

    Торжествующих созвучий?

    Милый друг, иль ты не чуешь,

    Что одно на целом свете –

    Только то, что сердце к сердцу

    Говорит в немом привете?

    В. Соловьёв. 1892г.


    • Д. С. Мережковский
    • З. Н. Гиппиус

    • Ф. Сологуб
    • К. Бальмонт


    Три сборника стихов

    «Русские символисты» (1894 г.)


    Справка Экзистенциализм (философия существования) -


    Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла -

    «искусство для искусства»:

    «Создания искусства – приотворённые двери в вечность»

    «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов»

    В. Я. Брюсов

    • «искусство для искусства»: «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»

    Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:

    • Религиозно-философские поиски
    • В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:

    Я – раб моих таинственных,

    Необычайных снов…

    Но для речей единственных

    Не знаю здешних слов…

    З. Гиппиус


    «Младосимволисты» (1900-е годы)

    Андрей Белый (Борис Бугаев)

    Вячеслав Иванов

    Александр Блок





    • по ту сторону жизни

    • Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург
    • Язык новой поэзии – язык символов:

    «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине»

    Вячеслав Иванов


    • «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый)
    • Вера в обновление мира
    • Тема России – одна из главных в их творчестве
    • Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность


    • Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом

    • Что такое символ?
    • Что, по мнению поэтов-символистов, является целью искусства?
    • В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов?