Сообщение о жизни и творчестве батюшкова. Творчество К.Н. Батюшкова и литературные направления начала XIX века. Война с наполеоновской Францией

Понимание жизненного и творческого пути русского поэта Константина Николаевича Батюшкова сопровождает некий парадокс. Творчество анакреонтического направления в отечественной литературе было отмечено лирикой воспевающей радости, веселья, свободы, любви к женщине. С другой стороны в стихах поэта присутствует глубочайший трагизм от восприятия жизни, как свидетельство разочарования её смыслом. В ряде стихотворений звучит тоска, исполненная глубоким страданием. В. Белинский, высоко ценивший поэзию Батюшкова, подчёркивал особенность самобытности его поэзии, повлиявшей на творчество Пушкина. Глубокая лирика Батюшкова, испытанная временем, и в наши дни воспитывает эстетическое восприятие и благородство души.

Жизненный путь поэта сложился исключительно трагично. Рожденный в Вологде в мае 1787 года, в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду, но сильно обедневшей, поэт рано познал горе утраты. Его мать скончалась, когда маленькому Косте едва исполнилось восемь. Душевная болезнь, связанная с психическим расстройством матери, стала причиной её смерти. Воспитывал поэта в раннем возрасте его дед, предводитель дворянства, но особое влияние оказал на развитие и формирование мировоззрения поэта его двоюродный дядя М.Н. Муравьёв - поэт и просветитель.

Получив хорошее образование в частных пансионах Петербурга, Батюшков особенно преуспел в изучении иностранных языков. Знание французского и итальянского языков очень пригодилось поэту, он стал талантливым переводчиком и страстно полюбил поэзию. Любовь к чтению ставит его в ряд самых образованных людей того времени. Проводя дни за чтением, он стал поклонником творчества Ломоносова и Вольтера; наслаждался литературой французского Просвещения, итальянского Возрождения, античной литературой, поэзией и драматургией. Дядя во всём поддерживал юного Батюшкова, который в течение пяти лет жил в его доме и служил в Министерстве народного просвещения чиновником. Денег служба не приносила, он постоянно жаловался на хроническую бедность. Однако здесь он знакомится и сходится с Н.И. Гнедичем, А.Н. Радищевым и другими писателями, входившими в «Вольное общество словесности, наук и художеств». Туда же вступает и Батюшков, увлечённый передовыми идеями времени.

Первые опубликованные им стихи относятся к тому же периоду, они вышли в журнале «Новости русской литературы». Два года, проведённые в Москве, не прошли даром - он знакомится с князем П. А. Вяземским, И. М. Муравьевым-Апостолом, В. Л. Пушкиным. В этот период окрепли его литературные основы.

Военная служба была не только обязательной для дворянского сословия, но и почётной. 1807 год отмечен в жизни поэта военными событиями. В качестве сотенного командира он принимает участие в Прусском походе. Вскоре получает серьёзное ранение спины, с повреждением спинного мозга, в битве при Гейльсберге. Находящегося на излечении в одной немецкой семье, Батюшкова посещает любовь к дочери хозяина дома. Безответная любовь, помноженная на кровавые ужасы войны, оставила глубокий след в душе поэта и послужила толчком к началу развития наследственной болезни, доставшейся ему от матери. В отставку Батюшков вышел не сразу, он участвовал в войне со Швецией, квартировался с батальоном в Финляндии и лишь в 1809 году вернулся в Петербург и оставил армию.

Поэт тяготится чиновничьей службой, служа в петербургской Публичной библиотеке, куда в 1812 году он перешел на должность помощника хранителя манускриптов. По его признанию ему претит «кланяться и ходить ужом и жабой», ему ненавистен карьеризм, он предвосхитил слова Чацкого в Грибоедовском «Горе от ума» фразой: «выслуживаться не стану по примеру других». Приступы хандры и душевной неуспокоенности всё чаще посещают его. Он не может жить более полугода в одном месте. Стремление попасть в «единственно верный приют» в Новгородской губернии, где находилось имение его матушки - село Хантоново (ныне Вологодская область), приводит к тому, что в уединении на него наваливается тяжким грузом одиночество, ему не хватает друзей. Но в Петербурге он тоскует по деревенскому уединению.

Вторжение войск Наполеона Батюшков встретил в Москве, где помогал вдове М.Н. Муравьёва с детьми уехать от ужасов войны. Тяжёлым испытанием его чувствительной души стало разорение прекрасного города французскими варварами, голод, пожары и нищета. Его здоровье было расстроено, однако он отправляется в армию, по велению сердца и зову долга. Батюшков, находясь в должности адъютанта генерала Н.Н. Раевского, пройдя через ряд героических сражений, таких как, битва под Лейпцигом в составе русской армии, доходит до Парижа, где становится очевидцем великих событий мирового значения, немало отличившись героизмом в сражениях по свидетельствам соратников, удивляется величию «военных чудес». Воодушевлёние увиденным, искренний патриотизм - лягут в основу послания «К Дашкову», исторической элегии «Переход через Рейн». Поэт Батюшков введёт в русский язык понятие «славянофил».

Война - нерадостное событие, а для ранимой души утончённого лирика - это испытание станет причиной новых душевных волнений и усугубит начинающуюся болезнь. Лёгкая и светлая поэзия всё больше наполняется печалью. «Тень друга», «Пробуждение», «Разлука» - в этих стихотворениях со всей очевидностью проявляются пессимистические настроения поэта.

Возвращение на родину в 1814 после посещения Стокгольма, Лондона и других европейских городов не принесло ничего, кроме новых разочарований. Ощущение собственной ненужности, стеснённость в средствах уязвляло самолюбие недавнего героя военных баталий. Событием, окончательно сломившим его нестойкую психику, стал не состоявшийся брак. Женщина, которую поэт любил со всей пылкостью души - А.Ф. Фурман - отказала ему во взаимности, отклонив его предложение руки и сердца. Небольшое имение, и раньше не дававшее достойного дохода, было разорено, гражданская служба казалась ему сущим наказанием, 1815 год стал по его выражению годом возвращения «на горести», его настигла тяжёлая болезнь, вызванная нервным расстройством.

Поэт сравнивал себя с красивым сосудом, наполненным стихами, и не достигнув цели, назначенной богом, разбившимся. Сама русская действительность во времена царствования Александра I казалась Батюшкову безотрадной и окутанной мраком. Восприятие жизни как наскучившей обязанности перекликается в произведениях поэта с интонациями творчества Пушкина и Грибоедова. Конфликт писателя и деятельности власть имущих деятелей выражается отчаянным письмом Гнедичу «Люди мне так надоели, и все так наскучило, а сердце так пусто, надежды так мало, что я желал бы уничтожиться, уменьшиться, сделаться атомом».

Писатели и поэты в обществе того времени находились в положении особого сорта людей, причисляемых сильными мира сего к не имеющим права на уважение. Ироничное к ним отношение очень остро воспринимал Батюшков. Даже генерал Раевский, умница и патриот, в обращении к боевому своему другу теперь позволял уничижительный тон «господин сочинитель». «Хладнокровие общества», убивающее дарования, заставляло Батюшкова в борьбе за личную свободу утверждать ценность и величие литературного труда. Он утверждал, что независимость мысли - есть благо для Отечества, и что ценность литератора во стократ выше любого политика или генерала.

В 1817 выходят отдельным изданием «Опыты в стихах и прозе». Это время расцвета поэзии Батюшкова. Литературный кружок «Арзамас», куда вступает поэт ещё в 1814 году, и членами которого состояли В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов и юный Пушкин, талант которого был сразу оценен Батюшковым, стал приютом израненной души поэта. Активное участие Ахилла, такое имя дали Батюшкову в кружке, позволило ему смело и открыто излагать свои литературные пристрастия и гражданские взгляды. Приверженцы Карамзина приветствовали его взгляды, созвучные их пониманию роли литературы в обществе. О нём писали: «имя Ахилла гремело в устах арзамасцев, и звук его пятил ряды полков враждебных». Он много сочинял, в противовес тяжести и мракобесия рабскому абсолютизму общественного строя, в свет выходят «Вакханка», «Таврида» образцы лёгкой и светлой поэзии. Воспевание счастья, наслаждения и гармонии, глубокий лиризм и прекрасный образец поэтического слога, создавали очарование светлой поэтической гармонии, что явилось значительным вкладом в русскую поэзию.

Поэзия Батюшкова очаровала молодого Пушкина, который стал продолжателем созданного Батюшковым направления поэзии в русской литературе, считая его своим учителем. Батюшков следовал заповеди Державина: живи, как пишешь, пиши, как живёшь. Лирика поэта во многом биографична, в ней в полной мере отражен образ самого поэта, так много пережившего, так во многом разочаровавшегося, так рано состарившемся.

В этот период Батюшков много занимается переводами. Выходит целый цикл «Из греческой антологии», сборник переводов исторических элегий «Гезиод и Омир», «Умирающий Тасс». Первым явил он российскому читателю Байрона. Помимо переводов его занимает литературная критика, он пишет в прозе путевые очерки, и многое другое, позволившее Батюшкову стать признанным литератором и властителем душ нового поколения поэтов и писателей.

Последнее назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполь, осуществляет давнюю мечту поэта о посещении Италии. В 1919 году он выезжает из России, но склонность к конфликтам с нелюбимым чиновничьим сословием, а также переживания от увиденных ужасов, сопровождавших революционные волнения Неаполя, наполняют его душу тяжелыми переживаниями и тягостным одиночеством. И, несмотря на сближение с русскими художниками С.Ф. Щедриным, О.А. Кипренским, многочисленные переводы и литературные труды цикла «Подражания древним», он хлопочет о переводе в Рим, куда и переезжает в 1920 году. Тяжелая наследственность, хрупкое душевное состояние, усиленное размышлениями об обречённости земной жизни перед лицом смерти, особенно отразившееся в стихотворении «Изречение Мельхисидека», способствуют нарастанию душевного кризиса и приводят к болезни маниакального преследования. Заботами лучших друзей Муравьевых, Вяземского, Жуковского предпринимаются попытки излечения поэта в лучших европейских клиниках. Поездка в Крым в 1821 году только обострила болезнь и сопровождалась несколькими попытками суицида. Он не смог излечиться в Германии, и был в 1828 году выписан из психиатрической лечебницы города Зоннештайна за полной неизлечимостью.

Современники связывали причину его душевного расстройства с конфликтом с начальством, упрекавшим поэта в неспособности к службе, ввиду увлечения написанием стихов. Нападки на Батюшкова продолжались и на родине. Заступаясь за поэта, Пушкин призывал современников уважать не только поэта Батюшкова, но и несчастья, обрушившиеся на него, и надежды, которым не дано осуществиться. Ровно на середине жизненного пути он потерял рассудок, иногда его сознание прояснялось в редкие минуты, и тогда он мог с горечью констатировать, что его уже нет на свете.

С 1823 по 1833 год он живёт в Москве, но вернуть его к полноценной жизни так и не удаётся. Его перевозят в Вологду, где за ним осуществляет присмотр его племянник Г.А. Гревенс до самой смерти. В 1855 году он умер в тифозной горячке, не приходя в разум. Его похоронили в Спассо - Прилуцком монастыре недалеко от Вологды.

Он в мире внутреннем ночных видений
Жил взаперти, как узник средь тюрьмы,
И был он мертв для внешних впечатлений,
И божий мир ему был царством тьмы!

П. Вяземский.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Батюшкова Константина Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.


Судьба Батюшкова полна трагизма. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования.

Пушкин призывал критиков Батюшкова «уважать в нем несчастие и несозревшие надежды». На протяжении всей своей жизни он пристально изучал и высоко ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии. Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов батюшковского стиха, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора — мудреца и эпикурейца — все это делало Батюшкова прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был «Пушкиным до Пушкина». Оба поэта осознавали эту глубокую родственность дарований. Оттого так восторгался Батюшков первыми песнями «Руслана и Людмилы»: «Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше...» (1818 год, письмо к Д. Н. Блудову). И через два года, по поводу пушкинского стихотворения «Юрьеву»: «О! как стал писать этот злодей».

В лицейские годы Пушкин посвятил Батюшкову два послания. Во многих стихотворениях того времени он подражает «российскому Парни» (« Городок», «Тень Фонвизина», «Воспоминания в Царском Селе»). В разговорах и набросках критических статей 1824—1828 годов Пушкин постоянно возвращается к оценке творчества и исторического значения Батюшкова.

Константин Батюшков родился в Вологде в мае 1787 года, в дв орянской семье, принадлежавшей к старинному роду, но сильно обедневшей, поэт ран о познал горе утраты. Его мать скончалась, когда маленькому Косте едва исполнилось восемь. Душевная болезнь, связанная с психическим расстройством матери, ста ла причиной её смерти. Воспитывал поэта в раннем возрасте его дед, предводитель дворянства, но особое влияние оказал на развитие и формирование мировоззрения поэта его двоюродный дядя М.Н. Муравьёв - поэт и просветитель.

Получив хорошее образование в частных пансионах Петербурга, Батюшков особенно преуспел в изучении иностранных языков. Знание французского и итальянского языков очень пригодилось поэту, он стал талантливым переводчиком и страстно полюбил поэзию. Любовь к чтению ставит его в ряд самых образованных людей того времени. Проводя дни за чте нием, он стал поклонником творчества Ломоносова и Вольтера; наслаждался литературой французского Просвещения, итальянского Возрождения, античной литературой, поэзией и драматургией. Дядя во всём поддерживал юного Батюшкова, который в течение пяти лет жил в его доме и служил в Министерстве народного просвещения чиновником. Денег служба не приносила, он постоянно жаловался на хроническую бедность. Однако здесь он знакомится и сходится с Н.И. Гнедичем, А.Н. Радищевым и другими писателями, входившими в «Вольное общество словесности, наук и художеств». Туда же вступает и Батюшков, увлечённый передовыми идеями времени. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова». Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений — от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина, могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил.

Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них - не знаю.

Батюшков стал главой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII века, наиболее выдающимися представителями которой были Державин и Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна».

Мои пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому

Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. О боги! будьте тут Доступны, благосклонны! Не вина благовонны, Не тучный фимиам Поэт приносит вам, Но слезы умиленья, Но сердца тихий жар И сладки песнопенья, Богинь пермесских дар!...

В 1807 Константин Батюшков записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 - 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод". В декабре Батюшков смог выбраться в Москву и лично лицезреть все разорение, учиненное французами. Поэт не успел принять участие в Бородинской битве (здесь сражался его друг Иван Петин), и поэтому вид разоренной Москвы вызвал у него жажду мщения.

Нет, нет! Пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь, и к родине любовь;

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь

Перед врагов сомкнутым строем, -

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды Музы и Хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

В 1813 - 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн". Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы “камерной лирики”. Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

Улыбка страстная и взор красноречивый,
В которых вся душа, как в зеркале, видна,
Сокровища мои… Она
Жестоким Аргусом со мной разлучена!
Но очи страсти прозорливы:
Ревнивец злой, страшись любви очей!
Любовь мне таинство быть счастливым открыла,
Любовь мне скажет путь к красавице моей,
Любовь тебя читать в сердцах не научила.



В сентябре 1818 Батюшков приехал в Москву. Он готовится к поездке в Италию. Эта служба ему крайне необходима, он мечтает хоть как-то отвлечься от мрачных мыслей, укрепить в теплых краях расшатанное за годы службы и сражений свое отнюдь не железное здоровье. «Но первое условие - жить, а здесь холодно, и я умираю ежедневно. Вот почему желал Италию и желаю. Умереть на батарее - прекрасно; но в тридцать лет умереть в постели - ужасно и, право, мне что-то не хочется». (Из письма А.И. Тургеневу 10 сентября 1818 года из Москвы.)

Историю моих страстей,
Ума и сердца заблужденья,

Заботы, суеты, печали прежних дней

И легкокрилы наслажденья:
Как в жизни падал, как вставал,
Как вовсе умирал для света,

Как снова мой челнок фортуне поверял...

В январе 1819 Константин Батюшков приехал в Рим и месяц любовался достопримечательностями знаменитого древнего города. Затем его путь лежал в Неаполь, к месту службы при русском посланнике графе Штакельберге. В Неаполе Батюшков поселился в доме на набережной, по которой в свободные часы поэт очень любил гулять, любуясь великолепной картиной Неаполитанского залива. Но служба не приносила удовлетворения, отношения с его начальником , графом Штакельбергом, возложившего на Батюшкова всю текущую переписку, не сложились . Постоянные придирки графа порой переходили в грубые замечания, что очень задевало талантливого поэта и боевого офицера. Все это не способствовало излечению от недугов, а наоборот провоцировало дальнейшее прогрессирование душевной болезни - его стало все раздражать, появилось излишняя подозрительность…

В конце 1820 года Батюшков смог перевестись в Рим и служить у князя Италинского - русского посланника при папском дворе. Но прогрессирование болезни уже не позволяло добросовестно нести службу, надо было всерьез приниматься за лечение. В апреле 1821 года Батюшков получил отпуск и отправился на курорт в Теплиц, расположенный в Южной Германии.

В феврале 1822 года Константин Батюшков получил бессрочный отпуск и отправился для лечения сначала в Петербург, а затем - в Симферополь. Его психическое здоровье продолжает ухудшаться и в итоге у него появляется мания преследования.

С 1833 года Константин Батюшков проживал в Вологде в доме своего племянника Г.А. Гревенса (здание Педагогического училища). Практически все время проживания у родственников Батюшков находился в болезненном состоянии и неадекватно воспринимал действительность. Батюшкова периодически посещают приезжающие в Вологду его старые знакомые, но больной поэт никого не узнает. Именно в этот период жизни Н.В.Бергу удалось сделать рисунок Батюшкова, стоящего у окна.

В последний год жизни в состоянии Батюшкова наступили изменения к лучшему: его болезнь отступила, поэт вновь стал интересоваться жизнью, беседовать с людьми, читать книги и газеты. Он совершал прогулки по улицам Вологды, по набережной, выезжал в деревню. Но вернуться к полноценной творческой жизни ему так и не удалось .

Изнемогает жизнь в груди моей остылой;
Конец борению; увы! всему конец.
Киприда и Эрот, мучители сердец!
Услышьте голос мой последний и унылый.
Я вяну и ещё мучения терплю:
Полмертвый, но сгараю.
Я вяну, но ещё так пламенно люблю
И без надежды умираю!
Так, жертву обхватив кругом,
На алтаре огонь бледнеет, умирает
И, вспыхнув ярче пред концом,
На пепле погасает.

Летом 1855 года поэт заболел и после продолжительной лихорадки умер 7 июля 1855 году, похоронен он был на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря.

hrono.ru ›Биографический указатель ›batyushkov.html

29 мая 1987 года в Вологде состоялся грандиозный народный праздник в связи с 200-летним юбилеем со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. На холме Кремлевской площади Вологды рядом с Софийским собором был установлен памятник Батюшкову (автор памятника - известный скульптор В. Клыков), выполненный из бронзы, представлявший собой скульптуру поэта, держащего за повод своего боевого коня. Одновременно с этим прошли торжественные встречи в Устюжне, Даниловском и поселке Мяксе Череповецкого района (вблизи которой ранее располагалась усадьба Хантоново).


Нынешний год, как и предыдущий, 2012-й, оказался очень продуктивным для членов Череповецкой городской общественной организации "Батюшковское общество", которую на протяжении последних 10 лет возглавляет член общественного Совета при УДК мэрии г. Череповца Анатолий Николаевич Волков. Установка бюста К.Н. Батюшкова на одноименной улице Череповца в год 200-летия Отечественной войны 1812 года, похоже, вдохновила коллектив единомышленников на новые свершения, и уже весной текущего года увенчалась успехом заявка общества на грант Правительства Вологодской области - "Программа духовного и патриотического воспитания учащейся молодежи «Недаром помнит вся Россия!» (на примере жизни и творчества К.Н. Батюшкова). В рамках программы проведен очередной литературно-театрализованный праздник "Отечески Пенаты", в ходе которого в с. Мякса был открыт на собранные организацией средства памятный знак сестре поэта - Варваре Николаевне Соколовой (Батюшковой). , а в настоящее время близится к завершению творческий конкурс обучающийся молодежи города и Череповецкого муниципального района, посвященный 200-летию участия поэта в заграничных освободительных походах русской армии в Европе против войск Наполеона и покорению Парижа.
Об этом говорилось сегодня на вечере, посвящённом творчеству Константина Николаевича Батюшкова в клубе «Вдохновение». Зрители признались после мероприятия, что сделали для себя открытие. Анатолий Волков прочитал несколько стихотворений Батюшкова и как будто высветил его творчество, которое стало очень понятным, в отличии от того, что читаешь сам. Зрители слушали с огромным интересом. У них появилось желание заглянуть в книгу «Опыты в стихах и прозе» Константина Николаевича и найти те произведения, что раньше прошли мимо незамеченные.
Во время поэтического вечера его участники делились воспоминаниями о том, что каждое знаменательное событие, связанное с увековечиванием памяти нашего великого поэта, сопровождается какими-то особенными природными явлениями. То Батюшков "испытывает" нас на "стойкость", посылая грозу и мокрый снег в самый разгар торжеств, то напротив - освещает солнечным лучом дорогу к своей бывшей родовой усадьбе в Хантаново, то "рисует" в небе гусиное перо и православный крест...

И вновь знак: в этот дождливый ноябрьский вечер после мероприятия А.Волкову раздался обычный телефонный звонок из Вологды, возвестивший о том, что в будущем году, году Культуры, "Батюшковскому обществу" доверено организовать и провести "Батюшковский фестиваль Вологодчины"! Здесь задумано соединить в праздновании дня рождения поэта Батюшкова три его малых родины: Вологду, Даниловское в Устюжне и Хантаново. Поистине знаковое событие, подводящее своеобразный итог 14-летней деятельности организации!

Всем известен вологодский поэт Константин Николаевич Батюшков. Биография его ярка и трагична. Поэт, творческие находки которого довел до совершенства Александр Сергеевич Пушкин, был пионером в становлении певучести русского языка. Он первым заметил в нем, «несколько суровом и упрямом», замечательную «силу и выразительность». Творческие наработки Батюшкова признаны классическими еще при его жизни всем современным ему русским поэтическим миром, а в первую очередь Карамзиным и Жуковским.

Детство

Даты жизни поэта - 18.05.1787 - 07.07.1855 г. Он принадлежал к старинному дворянскому роду Батюшковых, в котором были генералы, общественные деятели, ученые.

Что может рассказать о детстве поэта биография Батюшкова? Интересные факты будут позже, а пока стоит отметить, что ребенок страдал от смерти горячо любимой матери. Александра Григорьевна Батюшкова (в девичестве Бердяева) умерла спустя восемь лет после рождения Кости. Были ли годы, проведенные в родовом имении в селе Даниловском (современной Вологодской области) счастливыми? Вряд ли. Отец Константина, Николай Львович Батюшков, мужчина желчный и нервный, детям не уделял должного внимания. Он имел блестящее образование и мучился от того, что оказался невостребованным по службе из-за опального родственника, участвующего в дворцовом заговоре.

Учеба, самообразование

Впрочем, по воле отца обучался в дорогих, но неспециализированных петербургских пансионах Константин Батюшков. Биография его юности знаменуется поступком волевым и дальновидным. Он, невзирая на протесты отца, бросил школярство в пансионах и рьяно приступил к самообразованию.

Этот период (с 16 до 19 лет) знаменуется превращением юноши в человека гуманитарно компетентного. Благодетелем и светочем Константина оказался его влиятельный дядюшка Михаил Никитич Муравьев, сенатор и поэт, попечитель Московского университета. Это ему удалось внушить племяннику уважение к античной поэзии. Благодаря ему Батюшков, изучив латинский язык, стал поклонником Горация и Тибулла, что стало основой его дальнейшей работы. Он принялся добиваться бесконечными правками от русского языка певучести классического.

Также благодаря протекции дядюшки восемнадцатилетний Константин начал служить письмоводителем при министерстве просвещения. В 1805 г. впервые публикуется его стихотворение в журнале «Новости русской литературы». Он знакомится с петербургскими поэтами - Державиным, Капнистом, Львовым, Олениным.

Первое ранение и выздоровление

В 1807 году умирает благодетель и первый советчик Константина - дядюшка. Пожалуй, будь он жив, лишь он один уговорил бы племянника не подвергать свою непрочную нервную систему тяготам и невзгодам воинской службы. Но в марте 1807 года идет добровольцем в Прусский поход Константин Батюшков. Он получает ранение в кровопролитной битве под Гейльсбергом. Его отправляют на лечение сперва в Ригу, а затем отпускают в родовое имение. Пребывая в Риге, влюбляется в купеческую дочь Эмилию молодой Батюшков. Эта страсть вдохновила поэта на стихи «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

Война со Швецией. Психическая травма

Оправившись, Константин Батюшков в 1808 году опять отправляется в составе егерского гвардейского полка на войну со Швецией. Он был мужественным офицером. Смерть, кровь, потеря друзей - все это тяжело переносил Константин Николаевич. Не огрубела его душа на войне. После войны офицер приехал на отдых в имение к сестрам Александре и Варваре. Те с тревогой заметили, что война наложила тяжелый отпечаток на неустойчивую психику брата. Он стал чрезмерно впечатлителен. У него периодически наблюдались галлюцинации. В письмах к Гнедичу, своему другу по службе в министерстве, поэт пишет прямо, что опасается лет через десять окончательно сойти с ума.

Впрочем, друзья пытались отвлечь поэта от тягостных дум. И это им отчасти удается. В 1809 году окунается в петербуржскую салонную и литературную жизнь Батюшков Константин Николаевич. Краткая биография не опишет всех событий, случившихся в жизни поэта. Это время знаменуется личными знакомствами с Карамзиным, Жуковским, Вяземским. Свела двоюродного племянника с ними Екатерина Федоровна Муравьева (вдова сенатора, который в свое время оказал Батюшкову помощь).

В 1810 году Батюшков уходит в отставку с военной службы. В 1812 году при помощи друзей Гнедича и Оленина он устраивается помощником хранителя рукописей в петербуржской Публичной библиотеке.

Война с наполеоновской Францией

В начале Отечественной войны с Францией стремился попасть в действующую армию отставной офицер Батюшков Константин Николаевич. Он совершает благородный поступок: поэт сопровождает в Нижний Новгород вдову своего благодетеля Муравьеву Е. Ф. Только с 29 марта 1813 года он служит в Рыльском пехотном полку адьютантом. За мужество в битве под Лейпцигом офицера награждают 2-й степени. Под впечатлением от этого сражения Батюшков пишет стихотворение «Тень друга» в честь погибшего товарища И. А. Петина.

Его творчество отражает эволюцию личности поэта, от романтизма под стать эпохе Просвещения к величию духа христианского мыслителя. Его поэзия о войне (стихотворения «На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «Переход через Рейн») близка по духу простому русскому солдату, она реалистична. Искренне, без приукрашивания реальности пишет Батюшков. Биография и творчество поэта, описываемые в статье, становятся все интереснее. К. Батюшков начинает много писать.

Невзаимная любовь

В 1814 году после военной кампании Батюшков возвращается в Петербург. Здесь его ждет разочарование: на его чувства не отвечает взаимностью воспитанница дома Олениных красавица Анна Фурман. Вернее, она говорит «да» лишь по желанию своих опекунов. Но щепетильный Константин Николаевич не может принять такую эрзац-любовь и, оскорбленный, отказывается от такого брака.

Он ожидает перевода в гвардию, но бюрократические проволочки бесконечны. Не дождавшись ответа, в 1816 году Батюшков уходит в отставку. Впрочем, 1816-1817 годы оказываются для поэта исключительно плодотворными в плане творчества. Он активно участвует в жизни литературного общества «Арзамас».

Период откровения в творчестве

В 1817 г. публикуется его собрание сочинений «Опыты в стихах и прозе».

Свои рифмы бесконечно правил, добиваясь ограненности слов Батюшков. Биография творчества этого человека началась с профессионального изучения им античных языков. И ему удалось отыскать в русской поэтике отголоски рифм латинского языка и древнегреческого!

Батюшков стал изобретателем того поэтического русского языка, которым восторгался Александр Сергеевич: «слог... трепещет», «гармония очаровательна». Батюшков - поэт, который нашел клад, но не смог им воспользоваться. Жизнь его четко разделена в тридцатилетнем возрасте на «до и после» черной полосой параноидальной шизофрении, проявляющейся в мании преследования. Болезнь сия была наследственной в его роду по линии матери. Ею же страдала старшая из его четырех сестер - Александра.

Прогрессирующая параноидальная шизофрения

В 1817 году погружается в душевную тоску Константин Батюшков. Биография говорит о том, что имели место непростые отношения с отцом (Николаем Львовичем), которые завершились полным раздором. И в 1817 году родитель умирает. Это послужило толчком для обращения поэта в глубокую религиозность. Его морально в этот период поддерживает Жуковский. Другой друг, А. И. Тургенев, выхлопотал для поэта дипломатическую должность в Италии, где Батюшков пребывает с 1819 по 1921 год.

Сильный психологический срыв поэта произошел в 1821 году. Вызвал его хамский выпад (пасквильные стихи «Б..ов из Рима») против него в журнале «Сын Отечества». Именно после этого в его здоровье стали проявляться устойчивые признаки параноидальной шизофрении.

Зиму 1821-1822 годов провел в Дрездене, периодически впадая в безумие, Батюшков Константин Николаевич. Биография его творчества здесь прервется. Лебединой песней Батюшкова становится стихотворение «Завещание Мельхиседека».

Скудная жизнь больного человека

Дальнейшую жизнь поэта можно назвать разрушением личности, прогрессирующим безумием. сначала его пыталась опекать вдова Муравьева. Однако вскоре это стало невозможным: приступы мании преследования все усиливались. В следующем году император Александр I ассигновал его лечение в саксонском психиатрическом заведении. Впрочем, четырехлетнее лечение эффекта не дало. По приезду в Москву Константин которого нами рассматривается, чувствует себя лучше. Однажды его посетил Александр Пушкин. Потрясенный жалким видом Константина Николаевича, последователь его мелодичных рифм пишет стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума».

Последние 22 года существования психически больного человека прошли при доме его опекуна - племянника Гревенса Г. А. Здесь Батюшков умер во время эпидемии тифа. Похоронен поэт при вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

Заключение

Творчество Батюшкова в русской литературе занимает значимое место между и Жуковского и эпохой Пушкина. Позже Александр Сергеевич назовет К. Батюшкова своим учителем.

Батюшков развивал жанры "легкой поэзии". По его мнению, ее гибкость и плавность способны украсить русскую речь. Среди лучших элегий поэта следует назвать "Мой гений" и "Таврида".

Кстати, Батюшков оставил после себя также несколько статей, самые известные - "Вечер у Кантемира", "Прогулка в Академию художеств".

Главным же уроком от Константина Николаевича, который перенял автор «Евгения Онегина», стала творческая потребность сперва «пережить душой» сюжет будущего произведения, прежде чем браться за перо.

Такую жизнь прожил Батюшков Константин Николаевич. Краткая биография, к сожалению, не может охватить всех подробностей его нелегкой судьбы.

Поклон поэту

В память о нашем земляке Константине Батюшкове 30 мая в Вологде прошел ряд мероприятий, посвященных празднованию 221-летия со дня рождения поэта.

Библиотека имени И. В. Бабушкина организовала акцию «Поклон поэту» , в рамках которой состоялись традиционные чтения около памятника Константину Николаевичу. С боем курантов присутствующие студенты и школьники возложили к памятнику цветы, а затем ценители творчества поэта прочитали свои любимые стихи и самого Батюшкова, и посвящения ему. На эту встречу из Череповца приехала представительница «Батюшковского общества» Нина Чусова. Она рассказала о том, как череповчане отметят этот памятный день: 1 июня Батюшковское общество организовывает литературно-поэтический праздник.

После такого лирического мероприятия все собравшиеся на Кремлевской площади поехали в Спасо-Прилуцкий монастырь, где находится могила Константина Батюшкова. Здесь вновь звучали слова о поэте, его стихи; отец Александр провел литию над захоронением Батюшкова. Для участников акции «Поклон поэту» в монастыре была организована экскурсия.

В этот же день в библиотеке имени И.В. Бабушкина состоялась презентация книг и Интернет-вкладки на сайте «Память Вологды», посвященных Константину Батюшкову. Для посетителей были представлены такие книги, как «Константин Батюшков. Эпоха. Поэзия. Судьба», факсимильное издание книги 1817 года со стихами поэта, книга Риммы Лазарчук «К.Н. Батюшков и Вологодский край». Завершилась презентация музыкальным экскурсом в позапрошлое столетие, который для этой встречи подготовила Заслуженная артистка России Елена Распутько.

Ирина Кузнецова