10 января какой день. Церковный Православный праздник января. Православные Святые угодники

* Мучеников 20 тысяч, в Никомидии сожженых: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мучениц Агафии, Домны, Феофилы и иных (302).
Апостола от 70-ти Никанора (I). Преподобных Вавилы (VII); Симона Мироточивого, Афонского (1257); Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Священномучеников Никодима (Кононова), епископа Белгородского и Аркадия (Решетникова) диакона, Пермского (1918); Александра (Дагаева) протоиерея (1920); Арефы (Насонова) и Александра пресвитеров (1938).

Православные Святые угодники.

Святые 20000 мучеников

Святые 20000 мучеников: Гликерий, Зинон, Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, Секунд, Никострат, Агафия, Домна, Феофила, Антония и иные
В начале IV века император Максимиан (284 - 305) приказал разрушать христианские храмы, сжигать Богослужебные книги и лишать всех христиан гражданских прав и должностей. В это время епископом города Никомидии был святой Кирилл, который проповедью и жизнью способствовал распространению христианской веры, так что многие из сановников императора были тайными христианами.
Во дворце императора жила языческая жрица Домна. В отсутствие Максимиана она прочла Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Сердце ее загорелось желанием познакомиться с христианским учением. При содействии некоей юной христианки Домна тайно пришла к епископу Кириллу в сопровождении верного слуги, евнуха Индиса. Святой Кирилл огласил их, а затем оба приняли святое Крещение. Домна стала помогать бедным: она раздала свои драгоценности при помощи Индиса, раздавала она и пищу с царской трапезы. Узнав о необычном образе жизни Домны и Индиса, начальник евнухов, ведающий царским столом, заточил обоих и морил их голодом, но они получали подкрепление от Ангелов и не пострадали. Чтобы больше не жить вместе с язычниками, святая Домна притворилась безумной. Тогда ее и Индиса удалили из дворца, и она поселилась в девичьем монастыре у игумений Агафии. Вскоре игуменья одела ее в мужскую одежду, остригла ей волосы и отпустила из монастыря.
Тем временем император вернулся и приказал повсюду разыскивать бывшую жрицу Домну. Снаряженные для этого воины достигли обители и разорили ее. Сестры были брошены в темницы, преданы на мучения и поругание, но ни одна из них не подверглась осквернению. Отданная в публичный дом, святая Феофила помощью Ангела Господня и там сохранила девство: Ангел вывел ее из блудилища. Однажды император устроил на городской площади жертвоприношение языческим богам. Когда началось окропление толпы кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади. Видя это, император разгневался, но не дал воли своим чувствам, ибо внезапно поколебалась земля. Через некоторое время Максимиан вошел в церковь и приказал отречься от Христа; за отказ он обещал сжечь церковь и умертвить христиан. Христианский пресвитер Гликерий ответил ему, что христиане никогда не отрекутся от своей веры, какие бы мучения им ни грозили. Сдерживая гнев, царь вышел из церкви, а через некоторое время велел привести пресвитера Гликерия на суд. Палачи истязали мученика, который не переставал молиться и призывать Имя Господа. Будучи не в силах склонить святого Гликерия к отречению, Максимиан приказал его сжечь.
В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20000 христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфим (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн. Все 20 000 молящихся скончались в огне. Среди них находились игуменья Агафия и чудом спасшаяся из притона святая Феофила. Епископу Анфиму удалось скрыться.
Максимиан считал, что он уничтожил всех христиан Никомидии, но вскоре узнал, что их еще много, что все они по-прежнему исповедуют свою веру и готовы умереть за Христа. Император задумал с ними расправиться. По его приказу схватили полководца Зинона, всенародно обличившего царя за нечестие и жестокость. Зинон был жестоко избит и, наконец, обезглавлен. Заключили в темницу евнуха Индиса, идольского жреца, за отказ участвовать в языческом празднестве.
Между тем святая Домна укрывалась в пещере и питалась растениями. Гонение на христиан продолжалось. Были брошены в темницу наместник Италии Дорофей, Мардоний, Мигдопий диакон и несколько сановников. Епископ Анфим укреплял их, посылая к ним послания. Одно из посланий было перехвачено у диакона Феофила. Домогаясь узнать о епископе, его подвергли пыткам, но святой мученик выдержал все муки, не открыв ничего. Тогда вместе с ним казнили и тех, к кому обращался епископ в послании.
Когда святая Домна вернулась в город, она долго плакала на пожарище, сожалея, что не сподобилась умереть со своими сестрами. Затем она пошла на берег моря. В это время рыбаки вытянули сетями из воды тела мучеников Индиса, Горгония и Петра. Все еще одетая в мужскую одежду, святая Домна помогала рыбакам тащить сети, и они оставили ей тела мучеников. С благоговением глядела она на святые останки; особенно ее радовало, что она увидела тело своего духовного друга - мученика Индиса. И после погребения она не отходила от дорогих ее сердцу могил, ежедневно совершая перед ними каждение. Когда императору рассказали о неизвестном юноше, который воздает почести могилам казненных христиан, тот приказал отрубить этому юноше голову. Вместе с Домной был казнен и святой мученик Евфимий.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволе-ние» () . Вот суд над человеческой мудростию и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь пред глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить.

Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто - приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. - «Как - я?.. Ни за что!» - Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты «слеп есть, мжай» () , т. е. кое-что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!

Связь теории с практикой - универсальный принцип образования. В православии понимается не как отвлечённое теоретизирование. Богослов в древней церкви не был человеком, сидящим за письменным столом в окружении свитков. Богословие отцов церкви было основано на личном мистическом опыте, связанном с частыми богослужениями и чтением Священного Писания. Существует богословие научное и богословие деятельное и они тесно взаимосвязаны.

Богословие научное представляет собой комплекс дисциплин, каждую из которых следует изучать системно. В минимальном порядке можно начать с прочтения учебников по , и .

Седмица 33-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.
Святки. Пост отменяется

Мчч. 20 000, в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших : Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302).


Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591).

Преподобный Игнатий Ломский, Ярославский. Обстоятельства его жизни в миру неизвестны. Свой подвижнический путь он начал в Спасо-Прилуцком монастыре, в Вологде, иноческий постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Затем преподобный Игнатий удалился в окрестности города Ломска и там основал пустынь, которую через некоторое время вверил ученикам, а сам удалился в лесной скит и подвизался в безмолвии. Пропитание он добывал себе (также иноку Иоакиму, жившему за три версты от него) плетением лаптей, которые оставлял на дороге. Прохожие обменивали лапти на хлеб. В этих же местах преподобным Игнатием был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при котором была основана Вадоисская Богородичная пустынь. В ХVIII веке эта пустынь была упразднена, осталась только церковь Спаса на Лому, в которой покоились мощи преподобного Игнатия, прославившиеся чудотворением. Скончался святой подвижник в 1591 году.

Ап. от 70-ти Никанора диакона (34).

Святые апостолы от 70: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой.
В книге Деяний Апостолов (6, 1-6) рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их на диаконское служение.
Святая Церковь совершает их общую память 28 июля, хотя они скончались в разное время и в разных местах.
Святой Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан.

Прп. Симона Мироточивого, Афонского, из болгар.

Преподобный Симон Мироточивый подвизался на Афоне в подвигах аскетической жизни, прославился многими чудесами. Он был основателем Нововифлеемского монастыря, ныне называемого Симоно-Петрским. Достигнув глубокой старости, преставился в 1287 году. Святые мощи преподобного источали миро.


Св. Корнилия монаха Крипецкого монастыря в Пскове
(1903).
Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского и Аркадия диакона
(1918).
Сщмч. Александра пресвитера
(1920).
Сщмчч. Феоктиста, Леонида пресвитеров
(1937).
Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров
(1938).

Прп. Вавилы Тарсского в Киликии.
Св. Вунибальда игумена Хеденхемского
(1591) (Германия).
Мч. Секунда
(Греч.).

Согласно церковной традиции, в 302 году в праздник Рождества Христова, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 тысяч христиан, богослужение было прервано глашатаем императора Максимиана, возвестившим повеление всем христианам выйти из храма и принести языческую жертву, в противном случае церковь сожгут вместе с молящимися. Никто не вышел. Тогда церковь действительно подожгли, и все 20 тысяч молящихся погибли в огне.

Так начиналось Великое гонение, инициированное соправителем Максимиана Диоклетиана, в это время выпустившего указ, предписывавший разрушать христианские церкви до основания, сжигать священные книги, лишать почестей христиан, занимавших высокие должности, а христиан-слуг лишать свободы. Последовавший за ним второй императорский указ повелевал всех христианских священников заключать в темницы, и "темницы, первоначально назначенные для убийц и злодеев, наполнились везде епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами, заклинателями, так что осужденным за злодеяния не оставалось в них и места".

Конечно, жестокость гонений во многом зависела от их исполнителей. Христианам на территориях, подконтрольных Максимиану, пришлось тяжелее, чем их единоверцам в других областях империи. Сам характер Максимиана требовал, чтобы он был гонителем свирепым: Лактанций пишет о нем, что это был человек "от природы жесткий", который был склонен доводить меры Диоклетиана до крайних пределов. В его областях было особенно много мучеников.

По преданию, когда в Никомедийском императорском дворце случился пожар, христиан тут же обвинили в поджоге, вот император и велел сжечь их заживо вместе с их церковью, решив, что на этом с христианством в провинции будет покончено. Но вскоре до него стали доходить вести, что христиан в Никомедии еще много. А ведь пунктуальные римляне даже срок окончательной ликвидации христианства уже назначили - языческий праздник Терминалий 23 февраля 203 года.

Тогда схватили полководца Зинона, который публично обличил императора в нечестии и жестокости и был жестоко избит и обезглавлен. Затем заключили в темницу принявшего христианство языческого жреца Индиса, отказавшегося участвовать в языческом празднестве. Епископ Анфим духовно укреплял узников, отправляя им послания через дьякона Феофила. Одно из них было перехвачено, диакона пытали, но так ничего и не добившись, казнили, а вместе с ним и тех, к кому обращался епископ в послании.

Опубликовано 10.01.18 00:11

Сегодня, 10 января 2018, также празднуют День памяти 20 тысяч мучеников и другие события.

Какой сегодня церковный праздник, 10 января 2018: Домочадцев день, или Рождественский мясоед

10 января 2018 года отмечается Домочадцев день, или Рождественский мясоед. Дата праздника выпадает на период, когда РПЦ разрешает употреблять в пищу мясо после длительного Рождественского поста, но традиционный пост по средам и пятницам не отменяется.

Свое название - Домочадцев - праздник получил благодаря тому, что все дела по дому сегодня делаются дружно и сообща.

С этого дня начинается пора инткббэч свадеб, поскольку разрешается употреблять в пищу мясные блюда, и есть возможность накрыть богатый стол.

В этот день было принято собираться всей семьей за столом, вместе выполнять домашние дела. Запрещалось ругаться и устраивать скандалы.

По народным приметам, если в этот день не дует ветер, и иней покрыл деревья, то год будет удачным и урожайным.

Воробьи весело зачирикали под крышей - вскоре наступит потепление, а если в Домочадцев день соль отсырела - к ненастью.

Святки 2018

10 января 2018 года продолжаются Святки - период народных зимних праздников. Начались они 6 января и продлятся до 18 числа - до Крещенского сочельника.

У славян этот праздник звали "от звезды до воды", а название «Святки» произошло от глагола "святить" - в этот период православные верующие святят или прославляют Христа.

День памяти 20 тысяч мучеников

Христиане восточных церквей отмечают 10 января память 20 тысяч мучеников. По преданию, в начале IV века по приказу императора Максимилиана началось разрушение христианских храмом. Они были сожжены. А христиане лишились всех своих гражданских прав и должностей. Епископом города Никомидии в это время был святой Кирилл. Он всегда распространял христианскую веру проповедью и жизнью. Также во дворце императора жила языческая жрица Домна. Она прочла Деяния апостолов, когда Максимилиана не было дома. После этого ей сильно захотелось познакомиться с христианами поближе. Она тайно ходила к епископу Кириллу и училась христианству. Она также приняла святое Крещение.

Когда глава евнухов узнал о жизни Домины, то заточил ее в подвале и морил голодом. Весте с ней был и Индис, ее верный слуга. Далее император решается устроить в честь языческих богов жертвоприношение. Начинается кровопролитие толпы животных. Христиане в этот момент решили покинуть площадь. Император сильно разгневался, когда увидел это. Но не дал волю своим чувствам. Через час Максимилиан пришел в церковь и приказал всем отречься от Христа. Верующие же не послушали его. За этот отказ император сжег церковь и всех людей, которые там находились.

Александр, Аркадий, Доминика, Ефим, Игнатий, Корнилий, Леонид, Никанор, Николай, Петр.

  • 49 до н.э. - Гай Юлий Цезарь пересёк Рубикон.
  • 1791 - в Москве открылся Петровский театр - предтеча Большого театра.
  • 1863 - в Лондоне открылась первая в мире линия метро.
  • 1878 - одержана победа русский войск и болгар под Шипкой над турецкой армией.
  • 1920 - создана Лига Наций - первая международная политическая организация.
  • 1946 - день открытия первой сессии Генеральной ассамблеи ООН.
  • Алексей Толстой 1883 - русский писатель и публицист.
  • Леонид Кравчук 1934 - украинский политический деятель.
  • Роберт Вильсон 1936 - американский физик.
  • Валентина Теличкина 1945 - советская и российская актриса кино и театра.
  • Борис Войцеховский 1954 - советский и российский режиссер и актер.