Вспомни что такое ветер как он образуется. Откуда берется ветер и почему он дует в разных направлениях. Ветра в зависимости от их силы и длительности

Про воздух…

Ответы к стр. 48 – 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер – это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если… резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит – жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Ветер может создавать и разрушать, может помогать, а может и уничтожать. Беспрерывно на Земле дуют ветры. На этом уроке мы узнаем, почему дует ветер, как определить силу ветра, его направление при помощи флюгера и анемометра. Какова роль ветра в жизни и хозяйственной деятельности человека, какие виды ветров существуют.

Тема: Неживая природа

Движение теплого и холодного воздуха на Земле беспрерывно.

Рис. 2. Схема образования постоянных ветров ()

Ветер - это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении. Если открыть дверь комнаты и поднести к проему зажженную свечу, ее пламя будет отклоняться в сторону коридора. Этот опыт доказывает, что теплый воздух комнаты поднялся вверх и выходит в коридор, вытесняемый холодным воздухом, который находился внизу. Поэтому если свечу поставить на пол, пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты, указывая направление движения холодного воздуха.

Рис. 3. Опыт по определению направления ветра в помещении ()

В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.

Поэтому днем холодный воздух со стороны моря перемещается на сушу (этот ветер называется дневным бризом), а ночью ветер дует в обратном направлении - с суши на море (это ночной бриз).

Рис. 4. А - Дневной бриз, В - Ночной бриз ()

Чем больше разница температур в различных областях земного шара, тем быстрее перемещаются воздушные массы, тем сильнее дует ветер. Для безопасности жизни и облегчения ведения хозяйства человеку важно знать направление ветра. Если ветер дует из арктической зоны, то приносит холод, а если из экваториальной - тепло.

Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра - флюгер .

На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из легкой металлической пластины, которая вращается вокруг своей оси в определенную сторону, указывающую направление ветра. Ветер получает название по той стороне света, откуда он дует: с севера - северный, с юга - южный.

Рис. 6. Определение направления ветра ()

Для определения силы ветра тоже есть специальный прибор - анемометр : чем сильнее дует ветер, тем быстрее крутится вертушка прибора.

Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.

Рис. 8. Определение силы ветра ()

Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья.

Умеренный ветер покачивает и ветви деревьев.

А сильный ветер гнет деревья, срывает из ветви и верхушки.

Это явление природы, но он очень помогает человеку. Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов. Высушивает дороги, надувает паруса кораблей, вращает крылья ветряных мельниц, разносит семена и пыльцу растений.

Рис. 14. Ветер разносит семена растений ()

Рис. 15. Принесенный ветром снег ()

Рис. 16. Поднятые ветром волны ()

Рис. 17. Наполненные ветром паруса ()

Человек давно научился использовать энергию ветра: ветряная мельница - это пример преобразования энергии ветра в механическую энергию. Но сейчас хозяйственная и бытовая деятельность человека тесно связана с электричеством, поэтому для получения электрической энергии из энергии ветра был создан ветрогенератор. Энергия ветра - это возобновляемый вид энергии, так как она является следствием деятельности Солнца. Ветроэнергетика является бурно развивающейся отраслью.

Рис. 19. Строение ветрогенератора ()

Но временами ветер достигает огромной силы, он называется ураганом. Такой ветер ломает деревья, сносит крыши домов, обрывает провода, поднимает высокие волны. Сильный ветер на море называется штормовым.

Смерч или торнадо- чрезвычайно сильный атмосферный вихрь, где ветер обращается вокруг оси по спирали. Принимает форму столба диаметром от десятков до нескольких сотен метров и существует от нескольких минут до нескольких часов.

Наиболее часто (несколько десятков случаев в год) смерчи наблюдаются в Аллее торнадо в США - в полосе от северного Техаса до Айовы. Здесь наиболее значительна разница температур между холодными и тёплыми воздушными массами. В России смерчи чаще наблюдаются в европейской части, особенно в центральной полосе и на юге, однако не более 1-2 раз за несколько лет. Серия смерчей в августе 2002 года в районе Новороссийска вызвала гибель около 60 человек и нанесла значительный материальный ущерб.

Это сильный ветер с большим количеством снежных масс, сопровождающийся плохой видимостью на дорогах и на любой другой местности.

Ветер с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха в степях, полупустынях и пустынях.

Итак, ветер может и созидать, и разрушать.

На следующем уроке мы вспомним, какие свойства воздуха нам уже известны из предыдущих уроков. Рассмотрим ряд экспериментов, которые познакомят нас с новыми свойствами воздуха: его объемом, весом и упругостью. А также узнаем, где люди используют свои знания о свойствах воздуха в обычной жизни.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ().
  3. Методический кружок ().
  1. Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Ветер».
  2. Подготовьте сообщение о смерчах на территории нашей страны.
  3. Проведите опыты по доказательству движения теплого и холодного воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
  4. *Напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Подхватил меня теплый ветер».

Вопросы о том, как устроена жизнь на Земле, начинают волновать нас с детства. Родителям не всегда бывает просто объяснить то, что считается очевидным. Большой интерес, например, вызывает такое атмосферное явление, как ветер. Что это такое, откуда берется ветер, что обуславливает его направление? Мы попытаемся ответить на эти вопросы, не вдаваясь в сложную профессиональную терминологию, так, чтобы это было понятно любому человеку в сознательном .

Из чего состоит ветер?

Ветер невозможно увидеть. Только почувствовать силу его дуновения или сопротивление, если, например, вы высунете руку из едущей на большой скорости машины. Тогда возникает резонный вопрос, какое вещество лежит в основе ветра? Ветер сам по себе — это не что иное, как поток воздуха. И состав его обусловлен составом воздуха: водород, кислород, азот и другие элементы, о которых большинству из нас известно с уроков химии.

Чем обусловлено движение воздушных масс?

Заглядывая вглубь процесса, нам становится очевидным, что все воздуха состоят из молекул (мельчайших частиц), которые двигаются в определенном направлении. Само движение обусловлено разницей в давлении в разных местах пространства земной атмосферы. В свою очередь, на давление оказывают влияние температурные данные: на теплых участках молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга, чем на холодных. В последнем случае давление, соответственно, будет выше. При перетекании воздушных масс из одной области давления в другую и происходит дуновение. Отсюда и берется ветер.

Типы ветров

Вполне очевидно из разницы давления в атмосфере, что ветра и их направления не могут быть одинаковыми. Впрочем, есть один физический закон, единый для всей атмосферы Земли. Это горизонтальное движение воздушных масс. Изучая особенности атмосфер других , ученым удалось выяснить, что это характерная особенность Земли. Итак, на глобальном уровне все ветра можно условно разделить на пассатные и муссонные. Первыми называют постоянно перемещающиеся из-за вышеупомянутых колебаний давления в атмосфере воздушные массы. А вот муссоны появляются в зависимости от смены времени года и дуют на несколько месяцев. Для них характерны определенные температурные колебания.

Ветра в зависимости от их силы и длительности

Это более узкая классификация ветров, которая дает возможность ученым-метеорологам лучше следить за . Итак, ветер малой силы, который берется с океанских и морских побережий и дует в течение долгих часов и даже дней, принято называть бризом . Для человека с тактильной точки зрения это один из самых приятных ветров. Порывом называется скоростное движение воздуха с большой силой. Продолжительность одного порыва редко превышает несколько секунд. Шквалистый ветер сочетает в себе признаки бриза и порыва – он дует долго, но при этом очень сильно. При таких ветрах метеорологи, как правило, объявляют повышенный уровень погодной опасности. Существуют и экстремально сильные ветра, которые способны нанести серьезный вред людям и инфраструктуре – это ураганный ветер, буря и шторм , если речь идет о прибрежной непогоде.

Ирина Лоскутова
НОД «Что такое ветер»

Цель : создавать условия для дошкольников способствующих развитию доказательства и способов связей структурно-смысловых частей рассуждения, развитию логического мышления.

Задачи : Образовательные : - продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; устанавливать причинно – следственные связи. - совершенствовать составление связных высказываний, типа рассуждения используя подчинительные союзы (так как, потому что, поэтому, значит) ;

Развивающие : - обогащать активный словарь детей лексико-грамматическими средствами; - продолжать развивать связную речь детей; - совершенствовать двигательную активность посредством игровых двигательных заданий; - развивать воображение и творческое мышление;

Воспитательные : - прививать детям коммуникативные качества; - воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности, самостоятельность суждений, доброжелательной отношение друг к другу

Словарная работа : экспериментальный, порывистый, пронзительный, лютый, синквейн.

Методическое обеспечение : ИКТ, экспериментальный инструментарий (пластиковые бутылки с шариками по количеству детей, емкости для холодной и теплой воды, предметные картинки, модели, нарезки из музыкальных произведений : Франц Иозеф Гайдн «Серенада» , Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкая родна» , Ванесса Мец, «Шторм» .

Ход образовательной деятельности

В-ль : Ребята! Сегодня на наш сайт детского сада пришло видео сообщение от знатоков клуба «Почемучки» . Как вы думаете, почему они так назвали свой клуб? (Ответы) Да, ребята в нем очень любознательные. Они задают много вопросов и часто сами получают на них ответы. Вот и вам они передали такой вопрос . Внимание на экран! Видеоролик. «Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ведь знаете сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» . Помните, там такие строчки : Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. А теперь, внимание вопрос : -Почему ветер , которого мы даже и не видели, гонит корабль? Он что волшебник что ли? Ждем вашего ответа на нашем сайте «Почемучек» .

В-ль : Итак, ребята, как вы думаете, что такое ветер ? (Ответы детей предлагать начинать со слов : - Я думаю, - я предполагаю). Получается, что ветер – это движение воздуха или это действительно какая-то волшебная сила? Предлагаю проверить это экспериментальным путем и приглашаю вас в нашу лабораторию.

Эксперимент «Ветер в бутылке » . Пояснение воспитателя : У нас имеются емкости с теплой и холодной водой. Вот бутылки, что в них находится? (воздух) Он какой? Работа с пиктограммами. Вы уже знаете, что воздух без цвета, без запаха, имеет вес, бывает теплый и холодный. Посмотрите, в шарике воздух есть? Ставим бутылки в теплую воду, что происходит с воздухом в бутылках? (Становится теплее) Шарик поднялся за счет чего? (Воздух начал двигаться и заполнил шарик) Потому что теплый воздух легче он поднимается вверх. Шарик держит воздух. Теперь опускаем бутылки в холодную воду, что происходит? Почему шарик сдулся? (Воздух остыл и опустился на дно бутылочек) . В-ль : Значит, какой мы можем сделать вывод? Движение теплого воздуха вверх (воспитатель жестикуляцией по бутылке показывает, как воздух поднимается и опускается) и холодного вниз и образует ветер . Вы почувствовали его? У нас движение было слабым, поэтому такой ветер как можно назвать ? (ветерок ) Какой он? Упражнение на обогащение детей словами признаками.

Ветерок – тихий , приветливый, нежный, легкий, бесшумный, ласкающий.

В-ль : А если движение воздуха на поверхности земли будет более быстрое, то какой это ветер , по-вашему мнению? Ветрище - быстрый, порывистый, пронзительный, лютый, резкий, свирепый.

В-ль : Действительно, какой разный может быть ветер . А я предлагаю вам почувствовать разные ветра на себе. Но ветерками мы будем разными , поможет нам в этом музыка и шарфики. Разбирайте и слушайте.

Этюд «Южный ветер » Подул ласковый, теплый, южный ветер . Танец ветра легкий и приятный. Дети словно подставляют лицо ветру, приподняв подбородок. Руки плавно поднимаются снизу вверх, движение тела легкие, плавные. Губы имитируют легкое дуновение ветра.

Этюд «Северный ветер » Подул холодный северный ветер , он пронизывает нас насквозь. Мы идем, пригибаясь, так как он сбивает нас ног. Танец северного ветра быстр и порывист. Щеки надуваются, струя воздуха сильная и порывистая. Идем, пригнувшись, прижав руки к груди. Дети кружатся, подняв руки вверх и вправо-влево. Этюд «Ураган» (Голос усиливается) Поднялся ураганный ветер , он гнет стволы деревьев, вырывает их из земли. Дети выдыхают сильную струю воздуха. Кружатся, нагибаются вперед, назад, поднимают руки.

Но все-таки у ветра есть и хорошие дела. Ребята, подумайте, а какие добрые дела может совершать ветер ? Начинайте свое предложение так : - Я знаю. Подсказки найдете на картинках.

Работа с опорными картинками. Облака, дерево, одуванчик, парусник, лицо. В-ль : Люди дружат с ветром и на его основе создали, изобрели полезные приборы. Назовите их. (пылесос, фен, веер и т. д.) Я знаю очень удивительное изобретение – веер. Еще с давних времен веером пользовались знатные дамы, находясь в театре, либо прогуливаясь в парке, освежали свое лицо дуновением ветра от веера. А мужчины охлаждали себя шляпами. Желаете ощутить этот ветерок ?

КРД «Веер, веерок»

Веер, веер, веерок (Раскрывают перед собой веер двумя руками) Помаши смелей, дружок (Двумя руками машут ритмично перед лицом) Справа, слева Справа, слева. (Правой рукой машут то справа, то слева от лица) Чуть потише, (Тихо машут, держа веер горизонтально) Посильнее (Сильно машут) . Помаши еще разок (Складывают и раздвигают перед собой горизонтально) Получился ветерок !

В-ль : Но к сожалению, у сильного ветра есть и недобрые дела. Посмотрите.

Мультимедийный показ. Почувствовали силу ветра? Его мощь. Мы сегодня много узнали о ветре. И я думаю, что нашим друзьям из клуба «Почемучки» мы можем дать точный ответ. А помогут нам в этом человечки. Составление стихотворения по Синквейну. В-ль : Они все разные. Самый верхний человечек спрашивает : «О чем мы сегодня говорили?» А вот эти человечки спрашивают у нас : «Какой ветер вам больше всего запомнился?» . Посмотрите дальше человечки с ручками и ножками – они двигаются. Они у нас спрашивают : «Что ветер умеет делать . А теперь нужно сказать, как вы относитесь к ветру, нравится он вам или нет? Посмотрите, а здесь человечки подружились. Как по-другому мы можем назвать ветер ? Количество слов подскажет количество человечков.

1. Ветер . 2. Слабый, сильный. 3. Дует, освежает, гонит. 4. Жарким летом люблю прохладный ветерок . 5. Природное явление, движение воздуха.

В-ль : Ребята, да ведь у нас получился ответ нашим друзьям. Я думаю, знатоки оценят его и согласятся с ним, что ветер - это движение воздуха, а не волшебная сила. Пойдем отправлять?

Публикации по теме:

Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:"Что такое хорошо,что такое плохо" Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.

Ежедневное планирование в младшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды.

Цель: Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. Задачи: 1. Учить детей определять наличие.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.