Какое открытие сделал френсис дрейк. Френсис дрейк. Нападения на испанские корабли, богатая добыча

Легендарный пират, он служил английской королеве, разгромил Непобедимую Армаду и совершил кругосветное плавание. Его ненавидели и боготворили, он своими руками творил геополитику и менял границы мира.

Дракон

Начинал свою противозаконную деятельность главный британский корсар Фрэнсис Дрейк в статусе работорговца, но тогда это занятие британская корона еще не преследовала по закону. Дрейк вместе со своим дядей возил африканских рабов в Новый Свет и промышлял мелким грабежом, пока в 1567 году на них не совершили вероломное нападение испанские корабли. Из той переделки Дрейку удалось выбраться. Теперь к жажде наживы у Дрейка примешивается лютая ненависть к испанцам и жажда мести - он действует в одиночку, пускает ко дну и грабит торговые корабли Филиппа II десятками, безжалостно уничтожает прибрежные города.
У испанцев в Карибском море появляется серьезная помеха- капитан Дрейк, свирепость и жестокость которого принесла ему страшную славу среди них и дикое прозвище Эль Драко- Дракон. Впоследствии они даже назовут его «причиной всех войн с Англией», но до этого еще далеко.

Пират на службе короны

В 1575 году Фрэнсис Дрейк был представлен английской королеве Елизавете I, которая предложила пирату (на тот момент Дрейк уже заработал себе дурную славу многочисленными грабежами и работорговлей) государственную службу. Более того, она профинансировала вместе с другими пайщиками его экспедицию к восточному побережью Южной Америки. Финансовая поддержка кампании во многом была тайной акцией, во всяком случае каперскую лицензию, подтверждающую факт службы короне, Елизавета Дрейку так и не выдала. К тому же официальной целью экспедиции значилось открытие и исследование новых земель, но на деле Дрейк отправлялся в Новый Свет беспощадно грабить испанские корабли и порты.
Как оказалось, это было очень дальновидным решением со стороны британского двора - Дрейк не только приумножил вложения высокопоставленных чиновников, но и совершил несколько важных географических открытий, открыл множество важных морских путей.

Кругосветное путешествие

Кроме безусловных военных заслуг (во время своего рейда Дрейк разграбил множество испанских кораблей и поселений, заметно пошатнув уверенность испанцев в своем превосходстве на море) перед британской короной, на счету Фрэнсиса Дрейка есть еще и крупные географические достижения. Так он выяснил, что Огненная земля не является, как считалось раньше, частью Южного континента. И пройдя между Огненной Землей и Антарктидой на своем знаменитом корабле «Золотая Лань», навсегда увековечил своей имя в названии пролива (пролив Дрейка - пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны). Кроме того он стал вторым человеком в истории (после Магеллана), который совершил кругосветное путешествие, причем в отличие от Магеллана, из кругосветного плавания он вернулся к точке отправления живым. И несметно богатым.

Рыцарское звание

Вернувшись в Британию из кругосветного плавания, Дрейк был всячески обласкан английской королевой. Слава о нем расползалась по стране и миру- кругосветное путешествие, несметные награбленные богатства (из своего путешествия Дрейк привез 600 тысяч фунтов стерлингов, что превышало в два раза годовой доход английской казны) и пощечина испанскому флоту и короне превратили Дрейка в национального героя. Королева Елизавета лично навестила Дрейка на корабле и прямо на палубе произвела его в рыцари. Так пират Фрэнсис Дрейк стал сэром Фрэнсисом Дрейком. А испанцы впоследствии назвали его «причиной всех войн с Англией».

Дрейк и картофель

Кроме несметных богатств, из своей экспедиции Дрэйк привез другой ценный артефакт - клубни картофеля. И хотя первым, кто завез этот овощ в Старый Свет был, вероятнее всего, испанец Сьеса де Леон, имя Фрэнсиса Дрейка также часто всплывает в истории освоения агрокультуры на европейских землях. И, как ни странно, всплывает не только на родине - в немецком городе Оффенбург знаменитому корсару установлен памятник, на котором он держит в руке клубни картофеля с надписью-посвящением «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».

Непобедимая армада

Несмотря на достижения и успехи британского флота, на море по-прежнему царствовала Испания. Чтобы окончательно покончить с дерзкими набегами англичан, испанской короной было инициировано создание Непобедимой армады - огромного на 130 кораблей военного флота, собранного с целью вторжения в Англию и разгрома пиратства, распространившегося под британским флагом. Планам испанского короля не суждено было сбыться - армада была разбита у берегов Англии. Огромную роль в этих сражениях сыграл ставший на тот момент адмиралом Фрэнсис Дрейк, которому, несмотря на численное превосходство испанского флота, не раз удавалось разбить противника.
Известно сражение у города Кале, в котором, благодаря его хитрости, британцы одержали локальную победу. Дрейк направил на испанскую армаду подожженные суда, наполненные серой, дегтем и порохом. Армада в замешательстве рассеклась по гавани и стала легкой добычей для маневренных английских кораблей. Победа над Армадой еще сильнее укрепила Дрейка в статусе национального героя и фаворита королевы Елизаветы. Впрочем, ненадолго.

Немилость королевы

Благоволение со стороны королевы не было вечным. После разгрома Армады, практически все предприятия Дрейка были неудачными. Он не смог захватить Лиссабон, потратив солидную сумму из казны, и впал в немилость. Елизавета на простила ему неудачу и даже приставила к нему надсмоторщика - адмирала Томаса Баскервиля. Следующая кампания и вовсе стала для Дрейка последней - в возрасте 55 лет он в очередной раз отправился к золотым берегам Америки за новыми сокровищами. Но возраст, многочисленные прошлые раны и разыгравшаяся в пути эпидемия сделали свое дело - он скончался от дизентерии в море, недалеко от Панамы. Там же, облаченный в свои боевые доспехи и запаянный в свинцовый гроб он отправился в свою последнюю обитель - на дно океана.

Содержание статьи

ДРЕЙК, ФРЭНСИС (Drake, Francis) (ок. 1540–1596), английский мореплаватель, пират. Родился близ Тавистока в Девоншире между 1540 и 1545. Его отец, в прошлом фермер, стал проповедником в Чатеме, расположенном к югу от Лондона. Вероятно, Дрейк плавал вначале на каботажных судах, заходивших в Темзу. Семья Дрейка была связана родственными узами с богатым семейством Гаукинсов из Плимута. Поэтому после малоизвестного первого плавания через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Джона Гаукинса, которая занималась торговлей невольниками и доставляла их из Африки в испанские колонии в Вест-Индии. Путешествие 1566–1567 закончилось неудачно, поскольку испанцы совершили вероломное нападение на английские суда у крепости Сан-Хуан-де-Улуа в порту Веракрус на восточном побережье Мексики . Месть за это нападение стала одним из мотивов последующей пиратской деятельности казначея военно-морского флота Дж.Гаукинса и капитана Ф.Дрейка.

Кругосветное путешествие.

На протяжении нескольких лет Дрейк совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своей территорией, захватил Номбре-де-Дьос в центральной Панаме, грабил караваны, перевозившие на мулах грузы серебра из Перу в Панаму . Его деятельность привлекла внимание Елизаветы I и группы придворных, включая государственного казначея лорда Берли и министра внутренних дел Фрэнсиса Уолсингема. Были собраны средства для проведения экспедиции, которая продолжалась с 1577 по 1580. Первоначально планировался поход для поиска предполагаемого Южного материка, но он вылился – возможно, по указанию королевы (хотя Англия и Испания еще не находились в состоянии войны) – в самый успешный в истории пиратский набег, принесший доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт.

Дрейк плыл в качестве капитана корабля «Пеликан» (впоследствии переименованного в «Золотую лань») водоизмещением в 100 т. Кроме того, были еще четыре меньших судна, которые, однако, так и не завершили путешествия. Подавив мятеж на судне у берегов Патагонии в Аргентине, когда был наказан один из его офицеров, Томас Даути, Дрейк вышел в Тихий океан через Магелланов пролив. Затем его флотилию отнесло на юг примерно до 57° ю.ш., и в результате Дрейк открыл между Огненной Землей и Антарктидой пролив, носящий ныне его имя (хотя, вероятно, сам он никогда не видел мыса Горн). На пути к северу он грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу и, похоже, намеревался возвращаться через предполагаемый Северо-Западный проход. Где-то на широте Ванкувера (никаких судовых журналов не сохранилось) из-за плохой погоды Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь несколько севернее современного Сан-Франциско. Место стоянки, названное им Нью-Альбионом, было установлено в 1936 благодаря находке медной пластинки с датой 17 июня 1579 примерно в 50 км к северо-западу от пролива Голден-Гейт (теперь бухта Дрейка). На пластинке выбита надпись, объявлявшая данную территорию владением королевы Елизаветы. Затем Дрейк пересек Тихий океан и достиг Молуккских о-вов, после чего вернулся в Англию.

Дрейк совершил плавание вокруг света, продемонстрировав мастерство судовождения. Королева пожаловала ему звание рыцаря как первому капитану, совершившему кругосветное плавание (притязания Магеллана оспаривались, поскольку он скончался во время плавания в 1521). Повествование о морских путешествиях Дрейка, составленное судовым священником Фрэнсисом Флетчером и опубликованное Хэклутом, до сих пор пользуется большой популярностью. Получив свою долю добычи, Дрейк приобрел аббатство Бакленд близ Плимута, где теперь размещается музей Фрэнсиса Дрейка.

Война с Испанией.

В 1585 Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся в Вест-Индию, что означало начало открытой войны с Испанией. Его мастерство в тактике комбинированных морских и наземных операций позволило захватить последовательно Санто-Доминго (на о.Гаити), Картахену (на карибском побережье Колумбии) и Сент-Огастин (во Флориде). Перед возвращением на родину в 1586 он забрал с собой колонистов (по их просьбе) из долины р.Роанок (Виргиния). Таким образом прекратила существование первая в Америке колония, основанная Уолтером Роли, которая была не просто поселением, но и стратегической базой для пиратских набегов в Карибском море.

Между тем в Испании успешно завершалась подготовка Непобедимой армады для нападения на Англию, поэтому в 1587 Дрейк был направлен в Кадис на южном атлантическом побережье Испании. Дерзость в сочетании с превосходящей мощью позволили Дрейку уничтожить суда в этом порту. Все ожидали, что Дрейк будет командовать флотом в Плимуте для защиты Англии от нападения Испанской армады в 1588. Однако королева посчитала, что из-за низкого происхождения и независимого характера Дрейка нельзя назначить главнокомандующим. Хотя сам Дрейк лично участвовал в подготовке и снаряжении флота, он покорно уступил руководство лорду Хауарду из Эффингема и на протяжении всей компании оставался его главным советником по тактическом вопросам.

Благодаря искусному маневрированию английский флот прорвался в море и повернул Армаду вспять. Когда началась недельная погоня за Армадой в Ла-Манше, Дрейка назначили командующим флотом на «Реванше» (корабле водоизмещением 450 т с 50 пушками на борту), но он отклонил это предложение, захватил поврежденный испанский корабль «Розарио» и привел его в Дартмут. На следующий день Дрейк сыграл решающую роль при разгроме испанского флота у Гравлина (северо-восточнее Кале).

Экспедиция Дрейка против Испании и осада города Ла-Корунья на ее северо-западном побережье, предпринятая в 1588 для уничтожения остатков Армады, обернулась полным провалом, главным образом из-за просчетов в материально-техническом обеспечении кампании. Дрейк попал в опалу, хотя и продолжал активно участвовать в местных делах как мэр Плимута и депутат парламента от этого города. Кроме того, он основал в Чатеме приют для раненных моряков. В 1595 его вновь призвали в военно-морской флот, чтобы возглавить экспедицию в Вест-Индию вместе с Дж.Гаукинсом. Экспедиция закончилась неудачей, Гаукинс погиб у берегов Пуэрто-Рико, а сам Дрейк умер от лихорадки 28 января 1596 у берегов Портобело.

Дрейк Фрэнсис (около 1540- 1596), английский мореплаватель.

Родился в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал (1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588), благодаря умелым действиям Дрейка, англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Казалось бы, дело чести и долга любой царствующей особы - бороться с пиратами и всякого рода иными разбойниками.

Вроде бы, очевидно также, что удел пирата - всячески опасаться сильных мира сего или, по крайней мере, избегать встреч с ними.

Но история знает совсем иные примеры.

Один из них свидетельствует об удивительном, на первый взгляд даже невозможном и все же абсолютно закономерном союзе двух людей из далекого прошлого.

Она - не кто иная, как ее величество английская королева. Он - без сомнения, самый настоящий пират, закоренелый морской разбойник.

Но, тем не менее, она благоволила ему и даже подарила шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог». Вручая ему меч накануне опасного плавания, она сказала: «Мы считаем, что тот, кто нанесет удар тебе… нанесет его нам».

Да и могло ли быть иначе, если ее величество, выражаясь современным языком, «вошла в долю» со знаменитым пиратом, стала его «спонсором», требуя при этом держать в строгой тайне ее личное участие в «коммерческой» сделке...

Автор Marcus Gheeraerts the Elder (1520–1590). Название English: The Wanstead or Welbeck Portrait of Elizabeth I or The Peace Portrait of Elizabeth I. Дата между 1580 и 1585. Техника масло по дереву. Размеры 45,7 × 38,1 см

Шел XVI век. До выработки норм международного права по борьбе с пиратством оставалось несколько столетий, и на морях процветал захват судов с целью наживы. Так-то оно так; но склонить монархиню одного из крупнейших европейских государств к поощрению и финансированию разбойничьего промысла - это и тогда было далеко не просто...

А вот сэр Фрэнсис Дрейк сумел это сделать. Около двадцати лет «железный пират», как его позднее называли, грабил при содействии своей могущественной покровительницы. Он был посвящен в рыцари, стал национальным героем…

Но нам Дрейк интересен не только и не столько этим. Во время очередного грабительского плавания, стремясь избежать встречи с разъяренным противником, пират вынужден был искать новый путь на родину. Это путь, длиной почти в три года, оказался... вторым в истории кругосветным плаванием!..

Дрейк появился на свет в 1545 году на юге Англии, - в островной стране, где профессия моряка издавна была в почете, где, по преданию, начали строить корабли чуть ли не с момента заселения Британских островов.

На корабле, где его отец служил судовым священником, частенько бывал в первые годы своей жизни маленький Фрэнсис. Когда ему было не более десяти лет, отец определил сына юнгой на торговый корабль.

Очевидно, мальчик был трудолюбив и настойчив в овладении искусством судовождения. Во всяком случае, он явно приглянулся старому капитану, не имевшему семьи и завещавшему свое судно после смерти Фрэнсису. Это случилось в 1561 году, вследствие чего Дрейк стал капитаном и владельцем небольшого корабля уже в шестнадцать лет.

Что же делал в столь юном возрасте будущий капер (так называют пиратов, поддерживаемых правительствами своих стран), обладая судном и навыками его вождения? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что Дрейк жил в то время, когда Испания, владея большими и богатыми территориями в Новом Свете, стала могущественнейшей из империй мира.

Ежегодно из Америки в прямом и в переносном смысле приплывали несметные драгоценности, обогащая испанскую казну. Это, конечно же, не могло не вызывать раздражения и зависти у других европейских монархов. Лавры Испании особенно не давали покоя Англии, стране мореходов...

Испанцы жестоко расправлялись с любыми европейцами, пытавшимися высадиться на берегах их американских владений. И все же, некоторые расчетливые английские дельцы умудрялись найти лазейку...
Один из них, некий Джон Хокинс, с благословения все той же королевы - Елизаветы I - предложил услуги посредника в полуофициальной торговле рабами из Африки между Португалией и Испанией. С этой миссией в 1566 году берега Вест-Индии и посетила очередная английская экспедиция. А вспоминаем мы это потому, что одним из ее участников был молодой Фрэнсис Дрейк.

Судя по всему, первое трансатлантическое плавание Дрейка, несмотря на его рядовую роль в экспедиции, явно пошло ему на пользу. Ведь здесь он получил первое боевое крещение. Захват возле берегов Гвинеи нескольких португальских кораблей с рабами, переход через океан к берегам Колумбии, завуалированные работорговые сделки с местными испанскими властями…

Навыки такой «работы» пригодились Дрейку очень скоро. Вернувшись в 1567 году домой, он пробыл на родине всего шесть недель - и собрался в новое плавание. Не сложно догадаться, что снова к берегам Америки.

2 октября 1567 г. флотилия из шести судов, возглавляемая Хокинсом, покинула Англию. На этот раз одним из небольших парусников командовал Фрэнсис Дрейк. 22-летний капитан принимает активное участие в сражениях на море и на суше, с целью добыть рабов. После некоторых неудач, в конце концов, англичанам удается захватить около полутысячи человек.

С грузом «черного товара» корабли приходят в Карибское море. Здесь, на многочисленных островах, сочетая искусство дипломата и воина, Хокинс проводит несколько выгодных торговых сделок.

Почти завершив задуманное, он собрался было возвращаться домой, но тут разыгрался страшный шторм, длившийся несколько дней. Не успев от него опомниться, английские корабли попадают под новые ураганные удары ветра и волн. В результате, Хокинс вынужден задержаться в одном из портов для ремонта и восстановления сил.

И надо же такому случиться, - именно в это время сюда прибывает испанская эскадра, состоящая из 13 кораблей. Внешне соблюдая приличия, несколько дней испанцы и англичане проводят дипломатические переговоры, обмениваются любезными письмами. Тщательно скрывая истинные намерения, они пытаются перехитрить друг друга...

В этот раз берут верх испанцы. Стянув к берегу войска, вопреки всем заверениям своих официальных лиц, они нападают на английские суда...

Произошло ожесточенное сражение, вследствие которого относительно целым в Англию вернулось только одно судно - Дрейка.

На нем было 65 человек. Через несколько дней, правда, появился еще один корабль - Хокинса. Но на нем оставалось в живых лишь 15 моряков. Это были все, кто уцелел из 500 человек экспедиции...

Биографы Дрейка утверждают, что за всю свою жизнь он так и не смог простить испанцам проявленного ими тогда коварства.

Но так ли уж безвинны были и англичане? Скорее всего, имела место ситуация, в которой один вор обманул другого вора.

И все же, если бы испанцы знали, какого дьявола они разбудили!

Властный и раздражительный, с бешеным характером, жадный, мстительный Дрейк действительно запомнил произошедшее с ним и стал тщательнейшим образом готовиться к расплате...

Это не было мелкой местью обиженного юноши. Речь шла о продуманной стратегии морского террора по отношению ко всем испанским кораблям - с возможным переносом боевых действий на территорию испанских владений в Новом Свете. По сути, молодой капитан послал вызов самому могущественному в то время монарху мира.

Готовясь осуществить задуманное, Дрейк, не афишируя, совершает в 1569-1571 гг. еще два плавания в Америку. То были своеобразные рекогносцировочные походы с созданием секретных продовольственных складов на берегах Панамы. Проведя, таким образом, разведку, в мае 1572 года Дрейк на двух кораблях вновь отправляется в путь через Атлантику к давно намеченному пункту.

Он плывет к Номбре-де-Диос - одному из портов на Атлантическом побережье, названному пиратами «сокровищницей мира». Сюда ежегодно доставлялись все драгоценности, добытые на перуанских рудниках, для дальнейшей их отправки в Испанию.

Высадившись на берег, Дрейк предпринял штурм города, во время которого был ранен. Капитана, потерявшего много крови, моряки отнесли на корабль, забыв на какое-то время про свою главную цель - разграбление городских богатств. Очевидно, что уже тогда Дрейк пользовался среди них популярностью, и они готовы были следовать за своим 27-летним предводителем хоть на край света.

Покинув город и остановившись на одном из островов, англичане отдыхали, залечивали полученные раны. Встретив там же беглых рабов, Дрейк сумел привлечь и их на свою сторону. Рабы сообщили ему, что через несколько месяцев в Номбре-де-Диос ожидается караван с золотом.

В ожидании этого события капитан предпринимает плавания вдоль берегов Америки, захватывая по пути испанские суда. В одной из стычек погибает один из его одиннадцати братьев, затем умирает от болезни другой. Но ни собственные ранения, ни смерть близких не могут остановить Дрейка.

Вместе с группой матросов и беглых рабов он совершает многодневный пеший переход по Панамскому перешейку, готовя засаду для каравана с золотом. Во время этого похода он со своими спутниками первым среди британцев увидел «Испанское озеро» - Тихий океан.

После многодневного пути в полумраке тропического леса, взволнованный чудесным зрелищем, Дрейк поклялся, что «пройдет на британском корабле по этому морю». Он и не подозревал, что через несколько лет ему действительно доведется это сделать...

Но пока что капитан успешно проводит давно задуманную операцию по захвату испанского каравана и впервые лично завоевывает богатую добычу. При этом он не теряется в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Когда, например, испанские колониальные власти начали патрулировать побережье, чтобы не дать уйти Дрейку с награбленным, тот приказал соорудить деревянный плот.

На нем он вместе с несколькими людьми вышел в море и, умудрившись проскочить испанский кордон, через шесть часов плавания нашел свои корабли. Ночью они незаметно подошли к берегу и забрали драгоценный груз.

Сокровища, привезенные Дрейком на родину в 1573 году, сделали его состоятельным человеком. Теперь он перестал зависеть от богатых судовладельцев, да и уверенности у него прибавилось.

Возможно, этому способствовали и его успехи на государственной службе, - Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания.

На него обратили внимание в высших кругах. И когда, готовясь к войне с Испанией, в Англии начали разрабатывать план морских экспедиций, Фрэнсис Дрейк был вызван для консультаций.

Высказав свое мнение о том, что удар следует нанести по испанским владениям в Америке, он вскоре получил секретную аудиенцию у королевы.

Елизавета полностью поддержала замыслы Дрейка. Более того, именно тогда, очевидно, и состоялась первая сделка Дрейка на государственном уровне.

Королева, изъявив желание принять личное участие в планируемом мероприятии, тайно внесла значительную сумму денег. Понятно, что это было сделано не только из патриотических побуждений. Ее величество рассчитывала на немалую личную долю от будущей добычи, захваченной у испанцев благословленным ею пиратом.

В середине 1577 г., получив звание контр-адмирала, 32-летний Фрэнсис Дрейк с флотилией из пяти кораблей и более чем 160 человеками экипажа вышел из Плимута в море. Зная задачи, поставленные перед Дрейком, наше воображение не может сегодня не рисовать образы величественных огромных парусников.
«Золотая лань» - бессменный флагман Дрейка
Галеон (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое.

Но на самом деле длина крупнейшего из пяти кораблей, флагмана, получившего впоследствии название «Золотая лань», была всего 23 м при ширине менее 6 м! И на таком-то судне Дрейку предстояло провести, как оказалось, многие месяцы в течение трех ближайших лет.
Современная модель галеона «Золотая лань» в Бриксхэме

Впрочем, адмирал не придерживался аскетизма - даже в море. Его каюта была отделана и обставлена с большой роскошью. Капер пользовался посудой из чистого серебра; во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, за креслом Дрейка стоял паж…

О том, как происходило знаменитое плавание, мы знаем благодаря корабельному священнику, составившему его подробное описание.

Ограбив по дороге несколько испанских кораблей, пройдя длинный путь из Северного в Южное полушарие, в апреле 1578 г. флотилия благополучно прибыла к берегам Южной Америки. Продвигаясь на юг вдоль восточного побережья Аргентины, англичане неоднократно встречались с местными коренными жителями - патагонцами.

Они, как замечает свидетель событий, «оказались добродушными людьми и проявили столько жалостливого участия к нам, сколько мы никогда не встречали и среди христиан».

Это сравнение интересно еще и тем, что вскоре между христианами, т. е., между участниками экспедиции, возник инцидент, завершившийся казнью знатного и богатого человека, Томаса Доути. Таково было решение адмирала Дрейка, который не без оснований заподозрил Доути в попытке сорвать плавание.
В августе флотилия вошла в извилистый и сложный для плавания Магелланов пролив, путь через который продолжался две с половиной недели.

Наконец, показались необозримые водные просторы, по которым некогда мечтал пройти на английском корабле Дрейк.

Заметим, что одна из гипотез о происхождении названия крупнейшего океана Земли связана с именем Магеллана. Якобы, именно благодаря тому, что хорошая погода благоприятствовала плаванию этого португальца, океан и был назван соответствующе - Тихий. Если это правда, то, думается, побывай Дрейк здесь раньше Магеллана, океан имел бы совершенно другое название.

Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют сохранившиеся воспоминания очевидца: «Не успели мы выйти в это море... для нас оказавшееся Бешеным, как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытывали... Ветер был такой силы, что, казалось, дуют все ветры земли одновременно.

Казалось также, что все тучи на небе собрались в одном месте, чтобы обрушить на нас ливень. Корабль наш то подкидывало, как игрушку, на гребни гигантских волн, то с такой же стремительностью бросало в морскую бездну». Жестокий шторм продлился 52 дня почти без передышки и завершился только в конце октября.

В итоге - из трех имевшихся тогда в распоряжении Дрейка кораблей один со всем экипажем погиб, другой, отброшенный бурей обратно в Магелланов пролив, решил более не испытывать судьбу и, выбравшись в Атлантический океан, возвратился в Англию. А что же сам адмирал?

Именно корабль Дрейка уцелел. Судьба? Очень может быть. Но не будем забывать, что Дрейк, несомненно, был моряком по призванию. Он очень интересовался книгами по судоходству, испытывая особую страсть к географическим картам. На каждом захваченном судне первой добычей пирата становились, прежде всего, карты и навигационные приборы.

Небезынтересно также то, что он внимательно изучал книгу Магеллана, не расставаясь с ней. Возможно, все это сыграло роль в том, что корабль адмирала не постигла трагическая участь.

Правда, судно отнесло штормом далеко на юг. Но, не произойди этого, Дрейк не сделал бы важного открытия. Понимая, что люди измучены и нуждаются в отдыхе, он останавливается на несколько дней на одном из островов Огненной Земли.
Огненная Земля (Исла-Гранде де Тьерра дель Фуэго, исп. Isla Grande de Tierra del Fuego; буквально «Большой остров Огненной Земли») - остров у южной оконечности Южной Америки, от которой его отделяет Магелланов пролив, в составе архипелага Огненная Земля.

Этот архипелаг был открыт еще Магелланом. Но именно моряки английского капера впервые усмотрели, что «в южном направлении не было видно ни материка, ни острова, лишь Атлантический океан и Южное море встречались на... вольном просторе».

Так Дрейк невольно открыл, что Огненная Земля - последняя суша у южной оконечности Южной Америки и что за ней простирается открытое море.

Уже в XIX веке, после открытия Антарктиды, проход между ней и Огненной Землей, соединяющий два самых крупных океана планеты - Атлантический и Тихий, назвали проливом Дрейка. Заметим, что это самый широкий (до 1120 км) пролив на Земле.

Не имея возможности преодолеть господствующие в этих широтах западные ветры, адмирал взял курс на север. Он надеялся соединиться с пропавшими кораблями своей эскадры в условленном месте на западном побережье Чили (в Вальпараисо).

Стояло лето Южного полушария, океан был спокоен, небо безоблачно. Но, как бы в противовес умиротворяющей природе, во время одной из высадок на берег для пополнения запасов пресной воды и продуктов на группу матросов во главе с адмиралом внезапно напали индейцы.

Двое англичан были убиты, остальные ранены. Досталось и Дрейку, получившему стрелу в лицо. Такую, ничем не спровоцированную, враждебность адмирал объяснил тем, что индейцы приняли их за испанцев. Интересно, что за неимением в экспедиции врача (он умер), Дрейк сам занялся лечением многочисленных раненых. Очевидно, он был в какой-то мере сведущ и во врачебном искусстве...

Мореплаватель продолжил свой путь на север, стараясь не вступать в конфликт с местными племенами, поскольку предусмотрительно рассчитывал привлечь их на свою сторону в борьбе с испанцами.

Его надежды оправдались. Вскоре именно индейцы показали англичанам дорогу в гавань Вальпараисо, где царили мир, спокойствие... и полное отсутствие бдительности. Ведь здесь никогда еще не видели иных судов, кроме испанских.

Поэтому пиратский корабль поначалу приняли за свой и даже салютовали ему флагами и барабанной дробью. Можно представить себе шок испанцев, когда в собственном «доме» они подверглись дерзкому и смелому налету! Англичане довольно быстро завладели стоявшим в гавани испанским судном, а затем разграбили город.

Покончив с привычным делом, Дрейк распорядился отпустить всех захваченных испанских моряков. Подобные широкие жесты, судя по описаниям его похождений, он проделывал многократно. Иногда он даже одаривал из награбленного помилованных им противников.

Очевидно, у этого человека с крутым, как его характеризовали современники, бешеным характером, все же был свой кодекс чести.

Может быть, из-за таких, как Дрейк, и появилось выражение «джентльмены удачи». Ибо, несомненно, далеко не будучи ангелом, он не соответствовал и образу кровожадного душегуба...

Первое нападение на испанцев в Тихом океане принесло Дрейку немалые барыши, и он с вдохновением продолжил предназначенную ему миссию. Чрезвычайно интересны английские описания того, как происходила «экспроприация экспроприаторов». Однажды англичане нашли на берегу спящего испанца, возле которого лежали слитки серебра.

Свидетель пишет: «Нам никак не хотелось его будить, но, против нашей воли, мы доставили ему эту неприятность, так как решили освободить его от заботы, которая, чего доброго, в другой раз и не позволила бы ему заснуть, и покинули его, взяв его ношу, чтобы она не беспокоила его больше и он мог бы продолжать свой сон спокойно».

В другом случае, по поводу встречи с испанцем, погонявшим небольшой караван груженных серебром животных, англичанин замечает: «Мы не могли допустить, чтобы испанский джентльмен превратился в погонщика, и потому, без просьбы с его стороны, сами предложили свои услуги… но так как он не мог хорошо показать дорогу… мы с ним расстались…». Какой изысканный стиль! Как, оказывается, витиевато можно описать самое обычное ограбление!..

Да, Дрейку не откажешь в смелости, нередко переходившей в дерзость... Наведавшись как-то в один из испанских портов на западном берегу Южной Америки, пират умудрился под покровом ночи проникнуть в гавань, где стояло 30 кораблей противника.

Воспользовавшись тем, что команды находились на берегу, Дрейк со своими людьми «осмотрел» суда.

При этом, переходя с корабля на корабль, он рубил якорные канаты, рассчитывая на то, что сдвинутые приливом суда внесут сумятицу в стан врага и дадут возможность «Золотой лани» уйти на безопасное расстояние. Так впоследствии и случилось...

Продолжая успешное продвижение на север, английский адмирал-пират не мог не обратить внимания на неточность захваченных им испанских карт. Всякий раз, когда Дрейк, руководствуясь ими, поворачивал на северо-запад, он терял берег из виду. Внося исправления в карты, Дрейк «срезал» сотни тысяч квадратных километров несуществующей территории.

Его двоюродный брат Джон по поручению своего начальника постоянно делал зарисовки берегов тех гаваней, куда заходил корабль. В итоге, именно после плавания Дрейка Южная Америка приняла на картах более правильные, знакомые нам сегодня очертания.

Тем временем, слухи о «дьяволе Дрейке» распространились по всему побережью. Испанцы пытались даже преследовать «Лань», но та была неуловима.

Продолжая искать свои пропавшие корабли, адмирал заходил во все устья рек и бухты. Наконец, смирившись с потерей, он начал думать о возвращении домой. Но путей оказалось не так много. Дрейк полагал, что у Магелланова пролива его будут подстерегать испанцы (так оно и было).

Скорее всего, не без основания думал пират, и у Молуккских островов ему приготовлена встреча. Добавим, что испанские власти послали военные корабли также в Карибское море.

Это было сделано на тот случай, если Дрейк, бросив свой корабль в Тихом океане, задумает пересечь Панамский перешеек и постарается уйти в Англию на каком-либо захваченном им судне через Атлантику.

Итак, поскольку дороги на юг и запад были, по всей вероятности, закрыты, Дрейк выбрал третий, северный путь, решив обойти Америку там, где никто еще морским путем не ходил. Адмирал сообщил об этом команде.

При этом он произнес вполне патриотическую речь, заметив, что подобное решение обусловлено не только желанием сократить срок возвращения домой, но и возможностью принести славу своей стране новыми открытиями.

Дальнейшая дорога «Золотой лани» пролегла вдоль берегов Центральной и затем Северной Америки. При этом Дрейк действовал по своей обычной схеме, захватывая и грабя попадавшиеся по дороге корабли.

Невеселое настроение моряков усугубляла отвратительная погода. Постепенно стало очень холодно, часто шел дождь со снегом. Снасти покрывались слоем льда, который крайне осложнял управление кораблем. Налетали шквальные ветры, а в тихую погоду густые туманы захватывали в свои объятия корабль; подолгу приходилось стоять на одном месте.

Добавим сюда нередкое, при плохой погоде, отсутствие возможности определить местоположение корабля. Все это, конечно же, не могло не породить у моряков сомнений по поводу избранного пути. Лишь их глава, как всегда, сохранял спокойствие и бодрость духа, подбадривая людей.

Но когда было достигнуто, на широте 48°, то место Тихоокеанского побережья Северной Америки, где до этого не бывал ни один европейский корабль, - бесстрашный капитан решил прекратить продвижение к северу.

Идея обогнуть Северную Америку с севера была отброшена, и англичане приготовились плыть на запад. Но прежде, спустившись в более южные широты, в июне 1579 года у 38° С. ш. они высадились на берег для ремонта корабля и отдыха экипажа.

Здесь произошла очередная встреча с местными индейцами. Те не проявляли враждебных намерений, - более того, с изумлением смотрели на пришельцев, явно принимая их за богов. «Боги» же, раздавая подарки, старались жестами показать, что нуждаются в пище и воде.

Несколько следующих недель, проведенных здесь англичанами, не только не разубедили индейцев, а, наоборот, еще более укрепили их убежденность в божественном происхождении гостей. В конце концов, все закончилось весьма торжественной церемонией добровольной передачи власти вождя индейцев «главному богу» по имени Фрэнсис Дрейк.

Воспользовавшись сложившейся ситуацией, адмирал решил присоединить к английским владениям открытую им страну, назвав ее «Новым Альбионом». Это и было засвидетельствовано в тексте, вырезанном на медной пластине. Пластину закрепили на высоком столбе. Вместо печати Дрейк вставил в столб серебряную монету с изображением королевы и ее герба.

В конце июля, распрощавшись с Америкой, Дрейк взял курс к Молуккским островам. Но прибыл он туда более, чем через три месяца. По дороге у англичан были небольшие стычки с островитянами. Однако, в отличие от Магеллана, вмешавшегося в междоусобную войну племен и погибшего на Филиппинских островах, Дрейку, несомненно, повезло значительно больше.

При выходе в Индийский океан английских путешественников ждало очередное серьезное испытание. Сначала к югу от индонезийского острова Сулавеси Дрейк в поисках выхода месяц блуждал в лабиринте мелких островков, рифов и мелей.

А когда казалось, что путь уже найден, страшный удар потряс «Лань», налетевшую на подводную скалу. Положение было настолько серьезным, что вся команда пала ниц, началась общая молитва.

А что же делал в это время Дрейк? Неужто, подобно своим соотечественникам, решил положиться на Господа? Ничего подобного. Невозмутимый адмирал объявил команде, что молитвами делу не поможешь, заставил всех работать - и сумел-таки спасти «Золотую лань»...

Как бы в награду за мужество, весь путь англичан по Индийскому океану проходил при попутном ветре и хорошей погоде. Обогнув в середине июня африканский мыс Доброй Надежды, 26 сентября 1580 года корабль Дрейка подошел к родным берегам.

Так, спустя два года и 10 месяцев после отплытия, закончилось первое английское кругосветное плавание. Кроме того, это был первый в истории случай, когда капитан, начавший кругосветное плавание, сумел успешно его и закончить.

Но главный успех, с точки зрения Дрейка, состоял в том, что, нанеся ощутимый ущерб испанской короне, обладательница английской короны получила огромные ценности. И он не ошибся. Елизавета не могла не остаться довольной результатами похода «королевского пирата», который оказался самым доходным из всех когда-либо совершенных путешествий. Еще бы, - 4700 % прибыли!

Это был более чем весомый аргумент для того, чтобы не отдать голову Дрейка испанскому королю, как тот яростно требовал. Более того, адмирал стал национальным героем, которому рукоплескала вся Англия. Люди ежедневно собирались на улицах, чтобы увидеть его.

В его честь поэты слагали стихи… Вершиной же почестей стала состоявшаяся на борту «Золотой лани» торжественная церемония, когда под трубные звуки и бой барабанов Елизавета, опустив меч на плечо коленопреклоненного Фрэнсиса Дрейка, возвела капера в рыцарское достоинство.

Это была очень большая награда, которую в Англии имели всего 300 человек и которой не удостоились многие могущественные люди страны...

Естественно, что, помимо славы и титулов, Дрейк стал владельцем огромного состояния. Скоро его жизнь, во всяком случае, внешне, стала разительно отличаться от прежней. Он занимался своими поместьями, исполнял обязанности мэра города Плимут, время от времени совершал поездки в Лондон ко двору королевы, посещал, как член палаты общин, английский парламент…

Но подобное времяпрепровождение было, очевидно, не совсем в духе находившегося в расцвете лет морского волка. Поэтому в последующей биографии Дрейка можно найти еще одно выдающееся событие - активнейшее участие в знаменитом разгроме во время военных действий 1588 года испанского флота, или, как его называли, «Непобедимой армады». Эта победа стала венцом его славы.
Автор Филипп Якоб Лютербург (1740–1812). Название English: Defeat of the Spanish Armada, 8 August 1588 Дата 1796. Техника масло, холст. Размеры 214,63 × 278,13 см

Последующая военная экспедиция сэра Фрэнсиса к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей. И сразу же он почувствовал, сколь непрочна благосклонность королевы.

Елизавета, приученная Дрейком к богатой добыче, не захотела простить пирату даже единичного провала. Не были засчитаны и недавние военные заслуги Дрейка, который фактически командовал английским флотом при разгроме испанской армады.

И уж, тем более, были забыты привезенные несколько лет тому назад Дрейком сокровища на сумму не менее чем 600 тыс. фунтов стерлингов (в то время как годовой доход английской казны составлял 300 тысяч фунтов). Скупую Елизавету явно разозлило то, что она не только не получила в очередной раз прибыли, но и вынуждена была пойти на некоторые собственные расходы...

Похоже, что счастье действительно покинуло тогда Дрейка, ибо состоявшаяся через несколько лет очередная экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для него последней. С самого начала все в этом плавании складывалось неудачно.

Предупрежденные и готовые к отпору, испанцы постоянно опережали англичан, и те непрерывно несли потери в людях. К тому же, тропическая лихорадка и иные болезни буквально косили экипажи кораблей. Тяжело заболел дизентерией и адмирал. С каждым днем он слабел, - однако, железная воля не была сломлена.

В ночь на 28 января 1596 года, почувствовав приближение конца, сэр Фрэнсис поднялся с постели и попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть, как положено воину. На рассвете его не стало. Удивительно, но это произошло возле Номбре-де-Диос, того самого порта на Атлантическом побережье, где когда-то Дрейк начинал свой путь к мировой славе.

Обращают на себя внимание воинские почести, оказанные рыцарю после смерти. Его, как и всех, кто умирал в море, в море по давней традиции и похоронили.

Обычно на воду бросают венок, цветы, - на месте же захоронения Дрейка, как дань особого уважения к его памяти, были затоплены несколько захваченных испанских судов. Воистину, этого человека трудно мерить моральными мерками нашего времени...
Памятник сэру Фрэнсису Дрейку в английском Плимуте - городе, где он в сентябре 1580 г. впервые ступил на родную землю после кругосветного путешествия.

Пираты Атлантики и Карибского бассейна ухитрились не просто остаться в памяти потомков как лихие бандиты, но и породить самостоятельное культурное явление. Вскоре после того, как по Старому Свету разнеслись слухи о сокровищах, которые везут из Америки в Испанию, Атлантика наполнилась пиратами. Более двух веков они терзали "купцов" в Атлантике, а затем - усилиями военных флотов великих держав - исчезли с морей.

С морей, но не со страниц. Благодаря усилиям беллетристов сформировался классический образ пирата. Если опираться на художественную литературу, морские разбойники выглядят почти непобедимыми. Испанские "золотые галеоны" захватываются массово, а при высадке на берег солдаты оказываются неспособны оказать серьёзное сопротивление. Между тем такая картина неизбежно оказывается неполной. Прежде всего, истории о непобедимых флибустьерах составлялись главным образом по воспоминаниям самих участников пиратских налётов, то есть людей как минимум достаточно удачливых, чтобы не окончить карьеру на виселице или в джунглях. К тому же авторы, писавшие о похождениях флибустьеров, бесперечь злоупотребляли - и продолжают злоупотреблять - оборотом "испанские солдаты", не уточняя, что скрывается за этим оборотом применимо к Латинской Америке.

В результате рисуется фантасмагорическая картина: пехотинцы в узнаваемых шлемах-морионах под командой надменных идальго прячутся целыми полками в каждой деревне, затерянной в глуши Мексики или Кубы, но при виде противника быстро начинают праздновать труса. В действительности всё обстояло намного сложнее.

Поселения испанской Америки защищали от грабежей обычно местные колонисты-ополченцы под началом собственных губернаторов, а также вооружённые негры и индейцы. К примеру, в 1555 году от набега французских корсаров Гавану защищало 40 солдат регулярных войск, 100 негров (по большей части, вооружённых рабов) и ещё сотня индейцев.

Хотя к испанцам они испытывали мало тёплых чувств, грабители со стороны казались страшнее. Однако и солдаты из них были откровенно неважные. Так что в действительности испанские колонии имели куда меньше сил для самообороны, чем можно предположить. Между тем решительный губернатор, не пренебрегающий своими обязанностями, и защитники, уверенные в своих силах, часто оказывались способны оборонить даже небольшую колонию от пиратских набегов. О таком эпизоде и пойдёт речь.

Пират Её Величества

Среди морских разбойников "золотого века" первым среди равных стал, конечно, Фрэнсис Дрейк. Он начал карьеру с работорговли, но вскоре обратил внимание на куда более прибыльный бизнес. Корсары впервые напали на Картахену - городок на южноамериканском побережье - ещё в 1543 году, и с тех пор покоя испанские поселения не знали. Дрейк уже имел достаточный опыт и некоторые средства, чтобы принять участие в охоте на галеоны.

Он увлечённо принялся "добывать испанца", а в экспедиции вкладывалась лично королева Елизавета I. Несколько лет спустя террор против испанской торговли принёс Дрейку рыцарское звание, монаршую благосклонность и, наконец, богатство. Королева, имея тысячи процентов прибыли от каждого похода, просто игнорировала ноты испанского посла, сыпавшиеся одна за другой.

Надо отдать должное пирату: Дрейк не только грабил и убивал. В кругосветной разбойничьей экспедиции он успел сделать несколько немаловажных географических открытий. Однако ключевым занятием и основным источником богатства был, конечно, грабёж. Англия и Испания не находились в состоянии войны, но кого это волновало. На океанских просторах все мирные договоры теряли силу.

Пик славы Дрейка пришёлся на 1588 год, когда при его участии была разгромлена испанская "Непобедимая армада" - флот, отправленный высаживать десант в Британии. Дрейк купался в лучах славы, обладал огромным состоянием - богач, национальный герой, человек, пользующийся огромным доверием государыни. Никто не мог предполагать, что величайший пират стоит на пороге краха.

После крушения планов Испании англичане решили перенести войну на Пиренеи. Целью похода наметили Лиссабон, столицу Португалии и на тот момент ключевую базу флота Испании. Важный нюанс: это был частный проект. Королева Елизавета являлась просто одним из "инвесторов" и вкладывала личные деньги, хотя её пай был крупнейшим. Флот также был не централизованно оснащаемой эскадрой, а собранием самых разных судов: от мощных военных кораблей до вооружённых "купцов". После победы над испанской Армадой в рядах англичан царило великолепное настроение.

Тем горше оказалось разочарование. Попытка ворваться в Лиссабон окончилась грандиозным фиаско. Испанцы изматывали английский десант стычками, непрерывно обстреливали его с моря и в итоге вынудили незадачливых разорителей ретироваться. Более того, на обратном пути флот англичан остановился из-за штиля. Испанцы только того и ждали: у них-то имелся мощный галерный флот, не зависевший от ветра. А при абордаже испанская морская пехота тогда не имела себе равных.

Сам Дрейк лишь благодаря огромному везению избежал плена: испанцы по очереди захватывали английские корабли, и вскоре могла прийти его очередь, но, на счастье пирата, ветер наконец задул, так что эскадра сумела удрать. Руководители похода потеряли управление флотом, испанцы отлавливали и захватывали отставших.

По возвращении разразился грандиозный скандал. По крайней мере треть кораблей и людей погибли или попали в руки испанцев, списанный было со счетов испанский флот праздновал победу, а главное: в коммерческом смысле поход принёс одно разорение. Личные убытки Елизаветы составили от 50 до 100 тысяч фунтов стерлингов - просто безумные цифры по тем временам.

Взбешённая королева оказалась только одним из акционеров, считавших, что их просто, выражаясь современным языком, кинули. Вдобавок взбунтовались матросы, которым по случаю провала похода не заплатили жалование, но эту проблему разрешили просто: самых активных смутьянов повесили. Дрейк же получил настоящую пощёчину: резко охладевшая к нему государыня назначила пирата командиром береговой обороны Плимута с запретом выходить в море. Большего унижения для старого морского волка и придумать было нельзя. Восстановить основательно подмоченную (вернее, наоборот, засушенную!) репутацию некогда блестящий корсар мог только одним способом: добиться по-настоящему грандиозного успеха.

Панамский поход

Англия, конечно, не забыла своего адмирала окончательно. В течение нескольких лет впечатление от провала под Лиссабоном сгладилось, и в 1595 году корсары получили новую задачу: устроить экспедицию через Атлантику с конечной целью захватить и разорить Панаму. Америка для Испании была тем же, чем сейчас для России является Сибирь, - главным источником национального богатства. В Вест-Индии непрерывно добывалось серебро, свозившееся на Иберийский полуостров грандиозными конвоями, и Панама являлась одной из ключевых испанских колоний в Америке. Золотое дно: захват этого города позволял окупить любые расходы и давал возможность наполнить изрядно оскудевшую от затяжных войн казну Англии.

Тень Лиссабона всё равно висела над экспедицией: в пару к Дрейку назначили другого знаменитого пирата, Джона Хокинса, а также генерала Баскервиля. Сам корсар намеревался не просто провести хороший набег, но восстановить реноме первого среди "морских псов" Елизаветы.

Это желание во что бы то ни стало добиться какого-то выходящего из ряда вон результата сказалось на ходе и исходе экспедиции. Всего Дрейк получил для своего похода шесть королевских боевых кораблей, два десятка частных судов и более сорока транспортных, десантных, посыльных - словом, вспомогательных кораблей. Более четырёх тысяч моряков и солдат участвовали в экспедиции.

Много это или мало? Много лет спустя Генри Морган захватит Панаму, имея в два с лишним раза меньше людей и судов. Правда, база Моргана будет находиться на Ямайке, Дрейку же предстояло пересечь Атлантический океан. Как бы то ни было, при хорошей организации похода и минимуме везения задача экспедиции выглядела вполне решаемой. Однако запас удачи сэр Фрэнсис Дрейк вычерпал уже до дна…

Пленные со случайно захваченного испанского судна показали, что в гавани Пуэрто-Рико ремонтируется галеон "серебряного флота". Сведения были совершенно правдивыми: корабль действительно ремонтировался в гавани, починка затягивалась, а груз - серебро и золото - хранился в местном соборе. Впрочем, и по пути к Пуэрто-Рико пиратскому флоту было чем заняться. 24 сентября корабли подошли к Канарским островам.

Проблема в том, что губернатором этих краёв недавно назначили дона Алонсо де Альварадо, прожжённого ветерана войн с турками и сурового профессионала. Во главе 300 солдат и 1200 ополченцев он принял бой на острове Гран-Канария. Отступать испанцам было некуда, к тому же Альварадо знал возможные места высадки как свои пять пальцев и точно угадал, где именно ожидать десанта.

Корабли корсаров наткнулись на мощный и точный огонь выкаченных к пляжам орудий, на одном из кораблей перешибло нактоуз, другой насилу спасли с пробоиной у ватерлинии. Не удалась попытка даже набрать на островах пресной воды. Поход за драгоценной влагой имел просто катастрофические последствия: на англичан напали из засады, и двое моряков, в том числе корабельный врач, попали в плен.

Схваченные пираты оказались откровенными и даже болтливыми людьми: от Гран-Канарии на запад устремились посыльные парусники с сообщением о приближении пиратов, их целях и примерном составе эскадры. Хулиганский набег на Канары не удался, но впереди маячил заветный галеон, всё ещё прятавшийся в Пуэрто-Рико.

Между тем "засветка" эскадры на Канарах разворошила осиное гнездо. На перехват корсаров вышел генерал-капитан Педро де Гусман. Гусман, как и его канарский коллега, был старым воякой, который к тому же имел под командой пять новёхоньких лёгких фрегатов оригинальной конструкции и теперь рвался опробовать их в деле. Неподалёку от Гваделупы испанец отыскал отбившиеся от отряда Хокинса два барка. Один из "англичан" ушёл, но другой испанцы захватили, вытрясли из пленных маршрут британцев и сами устремились в Пуэрто-Рико, спасать драгоценный галеон.

Пока "англичане" продвигались к Пуэрто-Рико, более быстроходные фрегаты испанцев добрались до гавани. Гусман развил кипучую деятельность по приготовлению форта к обороне. Пушки с фрегатов пошли на усиление фортов. Сам галеон, уже без золота на нём, был затоплен на фарватере бухты города Сан-Хуан. На берегу спешно возводились и тут же маскировались батареи. Наконец дон Педро приготовил пиратам и вовсе сногсшибательный сюрприз…

22 ноября к Сан-Хуану подходят английские корабли. Видно, что испанцы позаботились об обороне, но, какая удача, в их фортах отсутствуют пушки. Никто не ведёт огонь по захватчикам. Можно подойти вплотную к укреплениям и спокойно, наблюдая за испанцами на берегу, решить, как их брать. Дрейк распорядился бросить якоря в какой-то сотне метров от берега и бессильно молчащего форта и созвал командиров на свой корабль - посоветоваться и заодно пообедать.

Приём пищи прервали самым грубым образом. Пушки в фортах имелись, просто дон Гусман с огромным хладнокровием заманил англичан под огонь. Амбразуры оживают, и форт начинает изрыгать ядра! Английская эскадра просто-таки напросилась на расстрел: куда ни бей, всё равно попадёшь.

Из-под Дрейка ядром выбило стул, сразу нескольких капитанов в его каюте убило или ранило. По поводу судьбы Хокинса, родственника и старого соратника Дрейка ещё по работорговле на заре юности, до сих пор спорят английские и испанские историки. Англичане полагают, что старый пират скончался от дизентерии несколько ранее, испанцы - что его вместе с прочими наповал убило на палубе. Множество небольших судов, сопровождавших эскадру, утонуло напротив испанских укреплений, корсарский флот в панике отошёл на безопасное расстояние.

Дрейк попытался проникнуть в гавань по темноте. Ночью два десятка десантных шлюпок, имея по 50-60 человек в каждом, проникли в бухту, но были обнаружены. Внезапного налёта не получилось. Англичане подошли на короткую дистанцию к одному из фрегатов и в конце концов спалили один из них - "Санта-Магдалену". Однако лучше бы они этого не делали: пожар "Магдалены" осветил всю гавань. С берега часто и точно били пушки и мушкеты, благо с такой иллюминацией попасть в цель не составляло труда.

В пламени "Магдалены" сгорели надежды Дрейка на захват Пуэрто-Рико и галеона с драгоценностями. Гусман подождал, пока англичане уйдут в море, и вскоре в рутинном режиме перевёз серебро и золото в Испанию. Испанский командир имел все основания для довольства собой и своими людьми.

Последний шанс

А вот Дрейк пребывал в полном смятении. Экспедиция уже понесла тяжелейшие потери, сразу нескольким капитанам, включая живую легенду пиратства, Джона Хокинса, уже не нужны никакие сокровища, а трюмы до сих пор пусты. Что делать дальше? Возвращаться в Англию и становиться посмешищем? В Лондоне умеют считать деньги и второго провала не простят. Значит, нужно плыть вперёд. У Дрейка оставалась великая цель всего похода - завоевать Панаму.

27 декабря 1595 года корабли бросили якоря у городка и форта Номбре де Диос, в северной части перешейка. Жители и гарнизон бежали в леса. Добычи в городе не нашлось никакой, и пираты приняли очевидное решение: брать Панаму, для чего требовалось пройти перешеек насквозь. За сухопутную часть экспедиции отвечал Томас Баскервиль, он и возглавил марш 750 корсаров к Тихому океану.

Однако в ряду матёрых испанских командиров, встретившихся Дрейку и его команде, имелся ещё и третий боец - Алонсо де Сотомайор. Губернатор Чили собирался отплывать в Испанию, когда узнал о рейде пиратов. Теперь он возводил редуты на пути флибустьеров. Пока англичане под проливными дождями продирались через джунгли, отгоняя змей и крокодилов, испанцы возвели на их пути деревянный форт и устроили завалы.

Сэр Баскервиль попытался с ходу взять эти укрепления. Однако для англичан война в джунглях оказалась в новинку. Идти по грязи к маленькой крепости, из которой бьют аркебузы и арбалеты, - сомнительное удовольствие. К тому же испанцы, жившие здесь годами, обстреливали пиратов прямо из леса в рассыпном строю. Сам Баскервиль получил ранение и в итоге скомандовал отход. В джунглях он оставил более половины отряда, причём далеко не все пали жертвами огня испанцев. Люди болели, попадали в зубы крокодилам, любая рана в этих краях стремительно начинала гноиться.

Но главной проблемой была вода. В джунглях это настоящий бульон из микроорганизмов, но альпийских родников здесь было взять неоткуда. Пираты отчаливают от Номбре де Диоса и пытаются всё же найти какую-нибудь добычу, но для дальнейших поисков требуется иногда приставать к берегу и запасаться водой. В один прекрасный момент на уцелевших кораблях произошло то, что уже давно могло произойти, - началась дизентерия.

Одним из заболевших был Дрейк. В середине января он слёг и больше не выходил из каюты. 28 января адмирал и пират тихо скончался на борту корабля. Баскервиль предал его останки морю в свинцовом гробу, а сам решил свернуть столь скверно окончившийся поход.

В Плимут из всей флотилии вернулось только восемь крупных судов, погибло 3 тысячи человек, включая двоих корсаров первого ранга - адмиралов Хокинса и Дрейка. Так нашёл свой конец величайший пират своего времени. А как раз в тот момент, когда остатки эскадры появились на рейде Плимута, в испанскую гавань входил очередной серебряный флот с драгоценным грузом на борту.

Литература, посвящённая походам корсаров Карибского бассейна и Атлантики, обычно повествует об успехах пиратов. История разорения Маракайбо, захват Пуэрто-Бельо, налёты на Веракрус и Картахену или похождения "Золотой лани" того же Дрейка действительно являют яркие, кровавые и драматические сюжеты истории мирового пиратства.

Однако испанцы, подвергавшиеся этим набегам, вовсе не были мальчиками для битья. Последняя экспедиция Дрейка отлично демонстрирует, что могло произойти, если колонию не удавалось застать врасплох и в ней оказывалось достаточно решительных солдат с толковым командиром во главе.

"Максимы Максимычи" с дальних окраин Испанской империи, может быть, не были столь же колоритными личностями, как грабители морей. Корсаров вроде Дрейка помнит любой, кто хотя бы в детстве интересовался историей пиратства. Джона Хокинса неким образом обессмертил Стивенсон, давший своему герою почти такое же имя. Вымышленный капитан Блад использует узнаваемые тактические приёмы Генри Моргана.

Их противникам не досталось и десятой доли той славы. Между тем Альварадо или Гусман предстают куда как более достойными людьми: компетентные и хладнокровные командиры, они упорно и успешно защищали свои селения. Пусть городки испанской Америки - это в те времена микроскопические посёлки, затерянные в сельве, испанским командирам и солдатам было что защищать, и часто им удавалось жестоко отомстить своим мучителям.