Кто строил китайскую стену. Великая Китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты. Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Одним из самых знаменитых архитектурных сооружений мира является Великая Китайская стена. Она словно магнитом притягивает к себе миллионы туристов. Это масштабное крепостное сооружение, возведенное в северной части Китая, поражает своими размерами:

  • длина беспрерывного крепостного укрепления составляет около 9 тыс. км;
  • длина всей стены, учитывая отдельные участки -21 196 км;
  • максимальная высота – 10м;
  • минимальная высота – 6 м;
  • максимальная ширина – 8 м;
  • минимальная ширина – 5 м.

С XVII века этот памятник архитектуры является символом Китая. Но в последние годы многие ученые высказывают сомнения насчет того, что это крупнейшее на планете крепостное сооружение строилось действительно жителями Поднебесной. Так кем была построена Китайская стена и о чем говорят находки археологов и историков?

Что вызвало сомнения у ученых

Интерес к Великой Китайской стене на протяжении многих лет проявляют ученые со всего мира. Исследуя древние карты, историки установили, что фортифицированное укрепление было действительно построено на границе Китая. Но необъяснимым является тот факт, что на некоторых участках стены бойницы в стене расположены в сторону поднебесной. Тогда встает вопрос: зачем китайцам возводить стену, с которой удобно обстреливать территорию их государства?


Стоит отметить, что есть и другая часть крепостного укрепления. На нем бойницы расположены на стороне, за которой начинались просторы другого государства. Но эта часть была реконструирована, и достоверной информации о том, какой вид имела стена до восстановительных работ, найти не удалось. К тому же, исследования главного архитектурного памятника Китая не поощряются правительством страны, из-за чего ученым довольно трудно проводить исследования.

Новая версия о строительстве Великой Китайской стены

Сегодня ученые выдвигают версию, по которой строительство Великой Китайской стены проводилось жителями древнего государства Тартарии. Найденные археологами артефакты доказывают, что на его территории проживали люди, которые имеют генетическое сходство со славянами. В старинных китайских манускриптах они описываются как белые боги. Археологические находки также показали, что развитие народа Тартарии было на довольно высоком уровне, что и позволило возвести такое массивное крепостное укрепление.


Интересные открытия были сделанные учеными, исследовавшими предметы, найденные на территории, принадлежавшей Тартарии. На обнаруженных во время раскопок вазах были найдены символы, которые очень сильно схожи с буквами древнерусского алфавита. Опираясь на это открытие, историки предполагают, что по соседству с Китаем проживали русичи. Правда достоверной информации о том, когда и почему эти земли были покинуты ими, пока не найдено.

Причины, по которым строилась Великая Китайская стена

Историки, исследовавшие древние записи и карты, берутся утверждать, что между жителями Тартарии и Китая долгое время продолжалась кровопролитная война. За многие годы сражений полегло огромное количество людей. Но воюющим сторонам удалось достигнуть мирного соглашения, после заключения которого жители Тартарии начали строить массивную крепостную стену.


Некоторые ученые выдвигают гипотезу, в которой утверждается, что древним славянам все же удалось победить китайцев. Они ссылаются на найденные старинные записи, в которых содержится такая информация. Многие историки утверждают, что отражение той битвы находится на гербе столицы России, на котором Святой Георгий поражает своим копьем дракона. Как известно, символом Китая является именно дракон. Исходя из этой информации, ученые сделали вывод, что на гербе показано, как русский народ победил китайцев.

Происхождение названия государства

Историки также выдвигают новую версию происхождения названия страны. На древнерусском языке слово кий означало стена, а слово тай – вершина. Следственно, территории, на которых проживал народ дракона, расположенные за стеной, называли Китаем. Стоит уточнить, что пока что это только гипотеза. Документального подтверждения выдвинутой версии пока не найдено.


Существующая версия происхождения

В III столетии до н.э. Китай был процветающей империей. Множество его поселений начали быстро развиваться, превращаясь в крупные центры торговли. Это привлекало внимание древних кочевников хунну, которые совершали постоянные набеги на богатые земли Поднебесной. Многие царства, входившие в состав Китайской империи, начали в то время возводить крепостные укрепления. На строительство фортифицированных стен было собрано около миллиона человек. В основном возведением массивных укреплений занимались солдаты и рабы.


Огромный вклад в строительство Великой Китайской стены был сделан императорами династии Цинь. Отдельные участки укрепления были надстроены и укреплены. Также между ними начали возводить дополнительные соединительные участки. Благодаря такому подходу, вскоре стена стала надежной границей с соседними странами. Но среди жителей Китая начало назревать недовольство постоянной мобилизацией на строительные работы. Во многих городах Поднебесной проводились бунты, которые привели к падению династии Цинь.

Окончание строительства

Практически каждая династия императоров Поднебесной занималась строительством Китайской стены. Крепостные сооружения простирались все дальше вдоль границы государства. Окончание возведения укреплений датируется XVII веком. Строительство было завершено императорской династией Мин. Возведенные в то время участки стены сохранились до нынешнего времени в прекрасном состоянии.


Но построенные укрепления не помогли Китайской империи справиться с врагами. Кочевые племена постоянно пробирались через стену на территории Поднебесной, разграбляя поселения. Существуют предположение, что даже охрана, постоянно присутствующая на стене, часто пропускала врагов, получив за это солидное вознаграждение.

Так кто же построил Великую Китайскую стену

Пока что ученым не удалось представить убедительных доказательств своей гипотезы, что Китайская стена была возведена славянскими народами. В преобладающем большинстве версия подтверждается лишь предположениями, которых мало, чтобы она была признана мировым научным сообществом. Пока не доказано обратное, народом, построившим этот величественный архитектурный памятник, остаются китайцы.


Видео

Кто и зачем построил стену?

Раз уж у нас тут стали появляться, с заметной регулярностью, статьи на тему “а верную ли историю нам преподносят?”, то считаю нужным порассуждать на тему — кто построил великую китайскую стену.

Китайцы очень гордятся Великой Китайской стеной и с удовольствием расскажут и покажут вам эту достопримечательность. Только вот незадача, покажут то только ту часть, небольшое ответвление, которая совсем недавно восстановлена, а вот все остальные части стены разрушены практически до фундамента или находятся в процессе разрушения, но китайцы об этом умолчат.


Разрушенная временем стена в уезде Лункоу
Остатки разрушенной стены.
Участок Стены к западу от городского округа Иньчуань
180 км к северу от Пекина. В отличие от большинства других участков вокруг столицы, отреставрированных для туризма, эта часть Стены примерно 1368 года постройки, была оставлена в первозданном виде.

Многие ученые скептически относятся к мифу о стене, что она в таком виде уже 2000 лет и правильно делают, стена давно уже рассыпалась, а для туристов это всего лишь реконструкция.


Туристическая часть

Согласно официальной исторической версии Великую стену начали возводить в III веке до н.э с целью оградить страну от набегов кочевых народов.

Но дело в том, что под названием Великой китайской стены подразумевают как минимум три проекта, построенные в разные исторические эпохи. Стена не однородна, все эти три проекта составляющие ее, разбросаны на разные расстояния друг от друга и имеют множество ответвлений, в сумме общая протяженность разных частей стены составляет не менее 13 тыс.км.

И никого не смущает, что между этими тремя проектами есть огромные бреши, через которые кочевники, от набегов которых по мнению официальной истории и строилась стена, могли с легкость заходить и выходить из Китая совершенно не обращая внимание на какие то там стены.

Так что китайская отговорка про кочевников и варваров не находит должного подтверждения.

На момент постройки этих стен Китай не располагал нужным количеством военных сил, нереально было не только оборонятся, но и просто контролировать все стену на всем ее протяжении.

А вот еще одно подтверждение того, что стена скорее всего было построена для любых, возможно даже фантастических, назначении, но никак не для обороны: если приглядеться, то можно увидеть, что стена ветвится, образуя какие то совершенно бессмысленные петли и разветвления. Мало того, она построена не по прямой, а по какой то извилистой траектории. И особенности рельефа здесь ни при чем, потому что даже на равнинных участках стена “петляет”. Как можно объяснить такое строительство?


отреставрированная часть стены
Отреставрированный фрагмент стены

Вот и получается, что вокруг постройки китайской стены ходит множество гипотез и догадок. Сейчас расскажу о некоторых из них.

А может быть строили не китайцы?

В 2006 году президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев в своей статье «Великую китайскую стену строили… не китайцы!» выдвинул предположение, что она является творением не китайцев, а их северных соседей. Вернемся к рассказу о Тартарии, перейдя по ссылке вы можете увидеть, что до середины 18го века, нынешняя северная часть Китая входила в состав Тартарии, а если точнее то принадлежала славянам живущим на этой территории. Обратите внимание, что граница Тартарии заканчивается как раз в том месте где находится китайская стена. В доказательство этого я вам предоставляю ниже карту, на которой мало того, что есть граница между Китаем и Тартарией, так еще и сама стена показана (карту можно увеличить).

Получается, что китайцы присвоили себе достижение другой цивилизации и изменили в истории задачу стены: изначально стена была защитой севера от китайцев, а не наоборот как они сейчас говорят. Доказательством этого могут служить бойницы, которые направлены на Китай, а не на север. Не мог же Китай построить стену и направить бойница на свою же территорию — не логично. Древние бойницы направленные на Китай можно посмотреть на древних китайских рисунках, на старых фотографиях и на самой стене, но только на не модернизированных, не предназначенных для туристов частях. По мнению Тюняева последние участки Великой китайской стены были построены аналогично русским укреплениям, основная задача которых – это защита от воздействия орудий. Строить подобные фортификационные сооружения начали не ранее 15-го века, когда на полях битв широко распространились пушки.

В доказательство своей гипотезы Тюняев приводит следующие факты.

Архитектурный стиль Великой китайской стены очень четко показал почерк своего создателя. Такие же особенности элементов стен и башен можно найти только только в архитектуре древнерусских оборонительных сооружений центральных областей России.

Например сравните две башни – из Китайской стены и из Новгородского кремля. Форма башен одинакова: прямоугольник, слегка зауженный кверху. Со стены внутрь и той и другой башни ведёт вход, перекрытый круглой аркой, выложенной из того же кирпича, что и стена с башней.


Новгородский кремль
Круглая арка в Китайской стене

Каждая из башен имеет два верхних «рабочих» этажа. В первом этаже и той и другой башни сделаны круглоарочные окна. Количество окон первого этажа и у той и у другой башни – 3 на одной стороне и 4 на другой. Высота окон примерно одинаковая – около 130–160 сантиметров.

На верхнем (втором) этаже расположены бойницы. Они выполнены в виде прямоугольных узких пазов шириной примерно 35–45 см. Количество таких бойниц в китайской башне – 3 в глубину и 4 в ширину, а в новгородской – 4 в глубину и 5 в ширину.

На верхнем этаже «китайской» башни по самому её краю идут квадратные отверстия. Такие же отверстия есть и в новгородской башне, и из них торчат концы стропил, на которых держится деревянная крыша.

Такая же ситуация в сравнении китайской башни и башни Тульского кремля. У китайской и тульской башен одинаковое число бойниц в ширину – их по 4. И одинаковое количество арочных проёмов – по 4. На верхнем этаже между большими бойницами находятся малые – у китайской и у тульской башен. Форма башен по-прежнему одинакова. В тульской башне, как и в китайской, использован белый камень. Одинаково выполнены своды: у тульской – ворот, у «китайской» – входов.


Тульский Кремль

Для сравнения можно также использовать русские башни Никольских ворот (Смоленск) и северной крепостной стены Никитского монастыря (Переславль-Залесский, XVI век), а также башню в Суздале (середина XVII века). Вывод: конструктивные особенности башен Китайской стены обнаруживают практически точные аналогии среди башен русских кремлей.


Никольские ворота, Смоленск

Да еще тот факт, что совсем недавно китайскими археологами были найдены на севере, практически возле самой стены, древние славянские захоронения, может подтверждать то, что постройка стены скорее всего рук жителей севера, а не китайцев.

Вторая гипотеза. Зачем строилась стена.

А. Галанин известный ботаник, предположил, что стена строилась не только с целью обороны. Этот исследователь считает, что Великая Китайская Стена строилась для защиты от песчаных бурь пустынь Ала-Шань и Ордос. Он обратил внимание, что на карте, составленной в начале ХХ века русским путешественников П. Козловом, видно, как Стена проходит по границе подвижных песков, а в некоторых местах имеет значительные ответвления. А ведь именно близ пустынь исследователями и археологами было обнаружено несколько параллельных стен. Галанин объясняет это явление очень просто: когда одну стену заносило песком, возводилась другая. Исследователь не отрицает военного предназначения Стены в ее восточной части, но западная часть Стены выполняла, по его мнению, функцию защиты земледельческих районов от природной стихии.

Этой гипотезой можно объяснить и наличие стены на территории Монголии и совсем недавно найденной британскими исследователями.

Есть и другие гипотезы постройки стены, некоторые даже очень фантастические и в них пока тяжело поверить. Но кто знает где именно скрыта правда. Я пока ограничилась только этими двумя гипотезами и буду рада если вы выскажите свою точку зрения.

Разрушенные части Великой китайской стены.


Самым узнаваемым символом Китая, как и его долгой и яркой истории, стала Великая Китайская стена . Это монументальное сооружение состоит из многочисленных стен и укреплений, многие из которых идут параллельно друг другу. Изначально задумана для защиты от набегов кочевников императором Цинь Шихуанди (около 259-210 до н.э.). Великая Китайская стена (Китай) стала одной из самых грандиозных строек в истории человечества.

Великая Китайская стена: интересные факты

Здесь собраны самые интересные факты про Великую Китайскую Стену:
ВКС — самая длинная стена в мире и крупнейшая постройка древности.
Потрясающие пейзажи: от пляжей Циньхуандао до скалистых гор вокруг Пекина.

Состоит Великая Китайская стена из множества секций-участков:

  • Бадалин
  • Хуанг Хуанченг
  • Цзюйюнгуань
  • Джи Йонгуан
  • Шаньхайгуань
  • Янгуан
  • Губейку
  • Джианку
  • Джин Шан Линг
  • Мутяньюй
  • Сыматай
  • Янменгуан


А вот интересный факт. Почему бойницы Великой Китасйкой стены смотрят в сторону Китая ? На самом деле на фото видно, что они смотрят в обе стороны сразу — то есть их делали с расчетом, чтобы можно было защищаться с обеих сторон.

Длина Великой Китайской стены в километрах

  • Вопреки общепринятому мнению, стену не видно из космоса без хорошего приближения.
  • Уже во времена династии Цинь (221-207 до н.э.) для строительства использовали клейкое тесто из риса в качестве своеобразного материала для скрепления каменных блоков.
  • Рабочей силой на стройке были военнослужащие, крестьяне, осужденные и пленники, естественно не по своей воле.
  • Хотя официально 8851 км, длина всех ответвлений и участков, построенных за тысячи лет, оценивается в 21 197 км. Окружность экватора 40 075 км.


Великая Китайская стена (Китай): история создания

Значимость: самое длинное укрепление, когда-либо построенное человеком.
Цели постройки: защита Китайской империи от монгольских и маньчжурских захватчиков.
Значимость для туризма: самая большая и в то же время наиболее популярная достопримечательность КНР.
Провинции, в которых проходит Великая Китайская стена: Ляонин, Хэбэй, Тяньцзинь, Пекин, Шаньси, Шэньси, Нинся, Ганьсу.
Начало и конец: От Шаньхайгуаньского прохода (39.96N, 119.80E) до пояса Цзяюй (39.85N, 97.54E). Расстояние напрямую - 1900 км.
Ближайший участок к Пекину: Цзюйюнгуань (55 км)


Самый посещаемый участок: Бадалин (63 млн. посетителей за 2001 год)
Ландшафт: в основном горы и возвышенности. Великая Китайская стена, Китай простирается от Бохайского побережья, что в Циньхуандао, вокруг северной части Китайской равнины, через Лёссовое плато. Далее она идет вдоль пустынной провинции Ганьсу, между Тибетским плато и лессовыми холмами Внутренней Монголии.

Высота над уровнем моря: от уровня моря до более чем 500 метров.
Наиболее подходящее время года для посещения Великой Китайской стены: участки, что возле Пекина лучше посещать весной или осенью. Цзяюйгуань - с мая по октябрь. Шаньхайгуаньский проход - летом и в начале осени.

Великая Китайская стена — самое большое кладбище. На ее строительстве жизнь потеряли более миллиона человек.

Как строили Великую Китайскую Стену

Всем интересно, как строили Великую Китайскую Стену сооружения. Вот вся история хронологически.
7-й век до нашей эры: феодальные военачальники начали строительство Великой Китайской стены.
Династия Цинь (221-206 до н.э.): уже построенные участки стены соединили вместе (наряду с объединением Китая).
206 до н.э. - 1368 н.э.: восстановление и расширение стены с целью предотвратить разграбление земель кочевниками.


Династия Мин (1368-1644): Великая Китайская стена достигла своего наибольшего размера.
Династия Цин (1644-1911): Великая Китайская стена и прилегающие земли перешли к маньчжурским захватчикам в союзе с генералом-предателем. Обслуживания стены прекратились более чем на 300 лет.
Конец 20-го века: различные секции Великой Китайской стены стали памятниками архитектуры.
Великая Китайская стена на карте мира :