Курды кто по религии. Курды: Крупнейшая в мире нация без гражданства. Кто такие курды

Все слышали об этой «нации без государства». Тем не менее, мало кто действительно понимает этот народ, который оказался на территории сразу четырех стран (Турции, Ирана, Ирака и Сирии).

Курды - это крупнейший народ без государства, который разбросан по территории по меньшей мере четырех ближневосточных стран (Ирак, Иран, Турция, Сирия) и обладает большой европейской диаспорой.

У них, безусловно, найдется, что сказать о масштабном переустройстве региона, которое могут повлечь за собой арабские мятежи.

Все это - прекрасный повод, чтобы поразмышлять о том, что сегодня представляют собой курды, и чего они хотят, вместе с Сандрин Алекси (Sandrine Alexie) из Курдского института в Париже. Эта переводчица и писатель ведет блог о курдском мире с 2000 года.

Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов

Верно. Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи. Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.

Наиболее правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка 1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на нелегальное существование.

В Ираке региональное правительство Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.

Если принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.

Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в Великобритании (из Ирака) и 120 000 - 150 000 во Франции (преимущественно из Турции). Тем не менее, эти оценки вряд ли можно назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле их порядка 130 000.

Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.

Никакого «курдского народа» на самом деле не существует

Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии пользуются влияниями за пределами национальных границ.

Так, у Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.

У курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Объяснение Сандрин Алекси:

«С учетом всего того, что им пришлось пережить с конца Первой мировой войны (политика ассимиляции или даже геноцида в Ираке, запрет на изучение языка и т.д.), если бы курды не были народом, они бы уже давно исчезли, и никакого «курдского вопроса» не было бы и в помине. Притеснения лишь усилили национальные чувства курдов».

Среди курдов есть мусульмане, христиане и иудеи

Верно. Подавляющее большинство курдов (70%) исповедуют ислам суннитского толка.

Проживавшая на территории Ирака небольшая группа курдов-шиитов была уничтожена или депортирована Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. После свержения партии Баас они постепенно начинают возвращаться в страну, но их насчитывается максимум 20 000 человек.

Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана. Нужно отметить и то, что заметным влиянием среди курдов пользуется суфитско-шиитский синкретизм (алевиты в Турции, езиды в северном Ираке, шабаки у Мосула и ахл-е акк в Иране).

Христиане Курдистана делятся на католиков и представителей автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов. Все они говорят на арамейских языках.

С 1967 года многие из этих христиан принимали участие в курдских восстаниях, так как им грозило выселение, уничтожение их деревень и насильственная арабизация, которая сегодня трансформировалась в исламизацию.

В Иракском Курдистане в настоящий момент насчитывается более 100 000 курдов-христиан. К тому же они не признаются религиозным или этническим меньшинством в Турции, где во время войны в 1990-х годах им пришлось покинуть курдские регионы (они не раз оказывались между молотом и наковальней в боях между курдами и правительством).

В Сирии их отношения с курдами-мусульманами складываются скорее в позитивном ключе, и христиане в курдских городах поддерживают курдские движения и не подвергаются гонениям в отличие от того, что происходит в остальной части страны.

С 1949-1950 годов все курды-иудеи перебрались в Израиль, Австралию или США.

Ирак не поддерживает дипломатические связи с Израилем, однако в 2006 году лидер Демократической партии Курдистана Барзани выступил в поддержку открытия израильского консульства в Эрбиле. Теперь курды-иудеи могут вновь увидеть свою родную деревню только уже с другими паспортами. Никакой враждебности к ним со стороны курдов-мусульман не наблюдается.

Мустафа Барзани (отец нынешнего лидера партии) поддерживал прекрасные отношения с Израилем еще в 1960-х годах, и курды никогда этого не скрывали. У племени Барзани были тесные связи с евреями из Акко, к которым относится и бывший министр обороны Израиля Ицхак Мордехай. Среди израильских граждан также насчитывается немало людей по фамилии Барзани.


Курдистан никогда не существовал


Верно и неверно.
Курдистан (запрещенное в Турции слово) никогда не имел статуса национального государства в ХХ веке, однако в Средние века существовали независимые или полунезависимые курдские княжества.

В 1150 году персидский султан Санджар, турок-сельджук по происхождению, создал провинцию под названием Курдистан. Параллельно с этим возник и османский Курдистан, очертания которого менялись вместе с турецко-персидской границей.

«Как свидетельствуют государственные османские архивы, среди титулов османских султанов числился и «падишах Курдистана». Тем не менее, турецкие власти не желают об этом вспоминать», - говорит Сандрин Алекси.

С тех провинция Курдистан неизменно существовала на территории Персии, а затем современного Ирана.

По окончанию Первой мировой войны новые границы разбросали курдов по четырем государствам. Первые карты Курдистана были составлены в 1919 году представителем курдов по предложению Лиги наций (в статьях 62 и 64 подписанного в 1920 году Севрского мирного договора предусматривалось создание автономного или даже независимого Курдистана и независимой Армении). На этих документах территория Курдистана напоминала по форме касавшегося головой моря огромного верблюда и была равна по площади Франции.

Курды хотят собственное государство

Верно. Большинство курдов стремятся к независимости. Они подчеркивают, что отвечают всем необходимым для этого критериям (территориальная преемственность, язык, культура, история), и что у них есть на это полное право.

Но они понимают, что подобное требование равнозначно политическому самоубийству. Это может подтолкнуть американцев к тому, чтобы бросить на произвол судьбы курдов в Ираке. Первое время после своего формирования, то есть в конце 1980-х - начале 1990-х годов, Рабочая партия Курдистана добивалась независимости, однако впоследствии отказалась от этого требования.

Кроме того, с 1960 годов наметилось и другое решение, из которого следует, что каждая из четырех частей Курдистана должна добиться для себя автономии, чтобы впоследствии сформировать нечто вроде Бенилюкса, то есть образования с более тонкими границами.

Впервые об этой идее рассказал в 1963 году журналист The New York Times Дана Адамс Шмидт (Dana Adams Schmidt), который провел 46 дней в горах с Мустафой Барзани и написал рассказ «Путешествие среди смелых людей» (Journey Among Brave Men).

Сегодня этот проект союза вновь выходит на первый план и даже может похвастаться определенным консенсусом. То, что происходит в Иракском Курдистане с 2003 года, придало уверенности в себе курдам из других стран.

Особенно это заметно в Турции, где с 2009 года Союз общин Курдистана, взяв за основу модель Иранского Курдистана, регулярно проводит политические инициативы на пути к автономии и самоопределению, что в частности объясняет усиление репрессивных мер со стороны турецкого государства (аресты, процессы, запреты и т.д.).

Курды не могут договориться между собой

Верно. Они очень независимы и никогда не жили при централизованной курдской власти.

Курды — горный и исторически кочевой народ, что никак не предрасполагает его к объединению. Кроме того, его нынешняя организация до сих пор в значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен возникают конфликты.

«У курдов нет культа великого диктатора, и они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко», — поясняет Сандрин Алекси.

С 1992 по 1996 года курды вели гражданскую войну на севере Ирака. Крупнейшие региональные державы по очереди оказывали поддержку то одной, то другой стороне. В 2003 году враждовавшие братья вновь объединились. Тем не менее, эта война едва не похоронила мечты о независимости и до сих пор остается болезненным воспоминанием для курдов.

Тяжелее всего курдам приходится в Турции

Неверно. Несмотря на судебное преследование, аресты и тюремные сроки, курдам в Турции сейчас все равно живется легче, чем это было в 1980-1990-х годах (депортации, сожженные деревни, массовые пытки, исчезновения военных, операции турецкой «Хезболлы») до прихода к власти консервативно-исламистской Партии справедливости и развития.

В Иране положение курдов ощутимо хуже: запрет всех языков меньшинств (в том числе и арабского), газет на курдском языке, культурных и правозащитных организаций, женских ассоциаций и курдских профсоюзов, преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского общества.

Активистов Партии свободной жизни Курдистана, которые, как предполагается, получают поддержку от ЦРУ, задерживают, пытают, отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере, так как курды из этой партии иногда называют себя атеистами или даже марксистами (политическую линию этого движения и РПК отследить довольно сложно, однако она носит антиисламский характер).

Есть в стране и курды-сунниты, которых тоже недолюбливают в Тегеране. Иранские революционные суды могут (и нередко пользуются этой возможностью) признать их «врагами Аллаха», что равнозначно смертной казни.

Война в Сирии открывает возможности перед курдами

Верно. Либо в стране установится демократия, и курды по крайней мере смогут добиться большей автономии, а также конституционного признания их народа и языка. Либо там воцарится хаос с формированием различных зон влияния, и они также смогут извлечь выгоду для себя, попытавшись воспроизвести то, что было в Ираке в 1992 году (автономия), когда Саддам Хусейн отступил из северной части станы.

В таком случае они будут стремиться не допустить возвращения арабских солдат в зоны, которые оставил им Башар Асад. Как впрочем, не пустят туда и Сирийскую свободную армию, так как опасаются влияния сражающихся вместе с ней исламистов (столкновения отрядов ССА с курдскими ополчениями уже начались).

Стратегия Демократического союза, вероятно, выглядит следующим образом: пусть сирийские сунниты сражаются с шиитами, а мы тем временем будем защищать наши меньшинства, население и территорию.

«Тем не менее, нельзя исключать и возможность гражданской войны между курдами из Демократического союза и новой революционной коалиции», — отмечает Сандрин Алекси. То, что сирийские пешмерга (дезертировавшие из сирийской армии добровольцы, которые нашли прибежище в Иракском Курдистане) не набрали силу на севере Сирии, вероятно, объясняется стремлением избежать внутрикурдских столкновений.

НАЗВАНИЕ: КУРДЫ

АРЕАЛ: Турция, Ирак, Сирия, Иран, Ливан, Армения, Азербайджан, Германия

ЧИСЛЕННОСТЬ: 5-22 миллиона

ЯЗЫК: Курдский

РЕЛИГИЯ: ислам, христианство, зороастризм, ярсанизм, езидизм, алевизм и иудаизм.

  • ВВЕДЕНИЕ

У курдов почти никогда не было собственной страны. «Курдистан» — это горная область, где пересекаются границы Ирака, Ирана и Турции. Средняя высота составляет 1 950 метров над уровнем моря, и большая часть земли недоступна (или труднодоступна) для проживания. На протяжении большей части своей истории курды были частью населения Персидской и Османской империй. (Персидская империя стала современным Ираном. Османская империя — современная Турция).

С 1920 по 1923 годы существовал независимый Курдистан. В 1923 году он был разделён между двумя странами, современными Ираком и Турцией. С тех пор курды расселились на территориях Ирана, Ирака, Сирии и Турции. Они изо всех сил пытались создать независимую нацию. Партизанские бойцы, так называемые пешмерга (тот, кто смотрит смерти в лицо), сражаются для того, чтобы отвоевать территорию для Курдистана. Длительные годы войны и враждебности между Ираном и Ираком поставили курдов в очень трудное положение. В обеих странах есть большие общины курдов, которые постоянно страдают от боевых действий между двумя странами. В Турции рабочая партия Курдистана (РПК) является радикальной группой, которая проводит кампанию за независимость Курдистана. РПК — террористическая организация. Иногда они прибегают к убийствам гражданских лиц, чтобы продвигать своё дело. Из-за этого многие курды выступают против них.

  • АРЕАЛ

По различным оценкам численность населения курдов варьируется от 5 до 22 миллионов. В Турции курдов больше, чем где-либо ещё. Они являются второй по величине этнической группой в Турции, Ираке и Сирии, третьей (после азербайджанцев) — в Иране. Курды также живут в Ливане, Армении, Азербайджане, Германии и других местах по всей Европе, США, Канаде и Австралии. Несмотря на то, что курды живут во всех этих странах, этнически они не связаны с турками, арабами или иранцами.

Курдский язык похож на персидский (или фарси), на котором говорят в Иране. Курдский, как и персидский, также заимствовал много слов из арабского языка. До 1991 года было запрещено говорить на курдском языке в Турции, кроме как дома. Курды высоко ценят хорошее знание своего национального языка. Его умелое использование и написание стихотворений на курдском считаются важными навыками.

Современные курдские имена в основном арабские или персидские. Обычно мать даёт имя ребёнку. Курды традиционно не использовали фамилии, поэтому большинство современных фамилий — это племенные обозначения или географические местоположения.

  • ФОЛЬКЛОР

Современные курды являются потомками древних индоевропейских народов, известных как Мидяне. Они переехали на Ближний Восток 4000 лет назад. Мусульманский герой Саладин (Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб, 1137-93 годы н.э.) был курдом, как и многие его солдаты. Саладин стал султаном (царём) Египта и Сирии в 1174 году.

Известная сказка «Кузнец Кавэ и Зохак» («Kawe the Blacksmith and Zohak») объясняет происхождение Навруза, празднования Персидского Нового года. Согласно этой истории, Зохак был злым королём, который поработил курдов. Однажды в первый день весны, кузнец Кавэ сподвиг курдов на восстание против Зохака. Они окружили дворец Зохака, и Каве проскочил мимо охраны короля. Он схватил Зохака за шею мощной рукой кузнеца и ударил его по голове молотком. Курды разожгли костры на вершинах гор, чтобы объявить о своей свободе от Зохака. Как говорят, эта история произошла около 700 года до н.э.

  • РЕЛИГИЯ

Христианство

Ярсанизм

Язданизм

Зороастризм

  • ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Важнейший курдский праздник – это Навруз или Персидский Новый год. Он отмечается во время весеннего равноденствия или в первый день весны (21 марта). В этот день готовят особые блюда, запускают фейерверки и устраивают праздник с танцами, пением и чтением стихов. Ставят букеты из весенних цветов (таких как тюльпаны, гиацинты и верба), надевают новую одежду, а также бьют на счастье глиняную посуду. Семьи проводят день за городом, наслаждаясь природой и свежестью весенней погоды. В течение тринадцати дней после Навруза семьи посещают друг друга, а также могилы погибших родственников. Каждый пытается разрешить любые конфликты или недоразумения, которые могли остаться с прошлого года.

Несмотря на то, что большинство курдов больше не являются кочевниками, они продолжают отмечать важные даты, связанные с этим образом жизни. К ним относится, например, «время ягнят», празднование перед перегонкой стада на летние пастбища, стрижка овец и время возвращения в деревню осенью. Важность исламских праздников варьируется среди отдельных представителей курдов.

  • ОБРЯДЫ

Самый главный повод для празднования в жизни курда — это свадьба. Курды женятся в молодости, около семнадцати или восемнадцати лет. Невеста одета в золотые браслеты, серьги и ожерелья, а также новое платье и обувь. Изюминкой свадьбы является публичное шествие из дома невесты в дом жениха.

Когда они доберутся до дома жениха, невеста, скрытая под вуалью, входит в дом и тихо сидит в углу комнаты, а гости празднуют и танцуют на улице. В некоторых районах также традиционна верховая езда.

Родители и родственники отмечают рождение ребёнка, особенно первого сына. Большинство мальчиков проходят обряд обрезания в течение первой недели после рождения. В некоторых более традиционных курдских общинах мальчиков обрезают в возрасте десяти лет, эта традиция сопровождается большим застольем.

  • ОТНОШЕНИЯ

Семья для курдов имеет огромное значение. Семьи патриархальны, род выстраивается по мужской линии. Брак между двоюродными братом и сестрой является обычным явлением. Мужчина часто женится на дочери одного из братьев своего отца. Эта практика распространена во многих культурах.

У курдов наследуется племенное лидерство. Однако местные лидеры избираются благодаря своим личным качествам, в том числе добросовестности, щедрости и мастерству в отношениях с государственными чиновниками.

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ

Большинство курдов живут в небольших деревнях в отдаленных горных районах. Типичный курдский дом построен из глиняного кирпича с деревянной крышей. Летом курды спят на крыше, потому что там прохладнее. В некоторых домах есть подвальные комнаты, в которых иногда живут зимой, чтобы укрыться от холода. Сантехники внутри дома почти никогда не бывает. Воду приносят в дом в банках и канистрах из главного деревенского колодца. Центральное отопление отсутствует.

Некоторые курды-кочевники живут в палатках из шкур. Большие семейные кланы объединяют свои палатки в общины.

Существует лишь несколько курдских городов: Диярбакыр (своего рода курдская столица) и Ван в Турции, Эрбиль и Киркук в Ираке, Махабад в Иране.

  • СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Немногие курды выходят замуж за некурдов. Пары могут жить с семьей одного из супругов после свадьбы, но у них есть собственные комнаты, а домашнее хозяйство ведётся раздельно. Мужчины и женщины работают в поле, а мальчики и девочки начинают помогать им уже в раннем возрасте.

Традиционно курдские женщины не носят хиджаб, кроме случаев, когда это является частью брачной церемонии. Они свободно присутствуют вместе с мужчинами на большинстве собраний. Если нет достойного наследника мужского пола, женщина может стать племенным лидером. Даже сегодня, проживая в странах с консервативными исламскими правительствами, многие курдские женщины сражаются вместе с мужчинами как пешмерга (партизанские бойцы). Более 1000 пешмерга — женщины. Радикальная рабочая партия Курдистана (РПК) поощряет свободу женщин.

Традиционно курдские женщины носили пёстрые юбки и блузки. Мужчины надевали мешковатые яркие штаны с простой рубашкой с очень большими рукавами, которые были подвязаны в локте. Яркие жилеты и пояса (часто красные) носились поверх рубашки. На голове у мужчины был синий шелковый тюрбан, часто костюм дополняли кинжалом, который носили на поясе. Курдские кочевники брили головы и носили длинные усы. Женщины надевали яркую, красочную одежду с большим количеством вышивки.

Традиционные костюмы стали редкостью. Курды обычно одеваются так же, как и другие люди в странах, где они живут. В Иране женщины должны носить чадру, покрывающую их волосы и одежду. В Турции, однако, правительство запретило женщинам покрывать волосы в университетах и ​​на работе в общественных местах. Женщины должны носить одежду в западном стиле. В Ираке мужчины носят шерстяные пальто и жилеты, клетчатые шарфы на голове и мешковатые брюки. Женщины носят платья в мусульманском стиле, часто с мешковатыми брюками внизу. Традиционная курдская обувь, клаши, представляют собой мягкие вязаные мокасины с гибкой подошвой.

Булгур (треснувшаяся пшеница) раньше была основным продуктом питания для курдов. Рис становится все более популярным. Курдский рацион включает в себя большое количество фруктов и овощей. Особенно распространены огурцы. В долинах, где выращивают виноград, распространены изюм и виноградное варенье. Мясо едят только в особых случаях. Распространённый напиток — чай. Традиционное курдские блюдо – особый хлебец, который едят на завтрак с любым видом зерна, приготовленного на молочной сыворотке.

Рецепт хлеба.

Нане Касоки

(Бульгурский хлеб)

Ингредиенты:

2 чашки булгура

1 чайная ложка соли

½ чашки мелко нарезанного лука

2 стакана кипятка

2 чашки неотбеленной муки

Как приготовить:

Смешайте булгур, соль и лук.

Влейте кипяток и оставьте на 30 минут.

Поместите всё в кухонный комбайн примерно на 20 секунд.

Добавьте 1 стакан муки и снова включите комбайн, пока субстанция не приобретёт гладкую текстуру.

(Вы также можете работать с мукой вручную, если у вас нет кухонного комбайна.)

Выложите смесь на чистую поверхность, хорошо присыпанную мукой, и замесите тесто, добавляя муку по необходимости, чтобы тесто не прилипало, тесто готовится в течение примерно 3-4 минут.

Накройте его и дайте ему настояться от 15 минут до 3 часов.

Поместите большой противень (или два небольших) на нижнюю полку в духовке, оставив между противнем и стенами духовки около 3-х сантиметров. Разогрейте духовку до 230° С.

После того, как тесто настоялось, разделите его на 8 равных частей, приплюсните каждую из них и положите на поверхность, присыпанную мукой.

С помощью скалки раскатайте каждый кусочек теста до очень тонкого кружка диаметром около 20-25 сантиметров.

Поместите хлеб на противень и выпекайте в течение 1.5 — 2 минут. Переверните и выпекайте еще минуту, пока хлеб не станет коричневым по краям.

Примечание: чтобы хлеб был более хрустящим, увеличьте время выпекания, пока хлеб не станет полностью коричневым.

Оберните испечённый хлеб в чистое кухонное полотенце, чтобы он оставался тёплым, пока вы выпекаете оставшуюся часть теста. Подавать тёплым или комнатной температуры. Из данного количества ингредиентов получается 8 порций.

  • ОБРАЗОВАНИЕ

Школы не очень широко доступны. Когда такая возможность есть, занятия не преподаются на курдском языке, поэтому многим детям сложно учиться, и они бросают школу. Уровень грамотности (способность читать и писать) среди курдов очень низкий. Девушки часто вообще не посещают школу. Традиционно считается, что они должны заниматься домашним хозяйством.

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Культура курдов имеет богатую устную традицию. Наиболее популярными являются эпические поэмы, называемые законами. Они часто рассказывают о любовных приключениях или битвах.

Курдская литература впервые появилась в седьмом веке. В 1596 году Шараф Хан, эмир Битлиса, написал историю курдов на персидском языке, названную Шарафнамой. Почти сто лет спустя, в 1695 году, великий национальный эпос Мемозин был написан на курдском языке Ахмедом Хани.

Традиционная музыка играется на флейте, барабанах и уде (инструмент похож на гитару). Музыка Шивана Первера, курдского исполнителя поп-музыки, была запрещена в Турции и Ираке в 1980-х годах, поэтому он уехал оттуда, чтобы жить и работать в Швеции.

  • РАБОТА

Большинство курдов — фермеры, пастухи овец и коз. Они продают продукты, которые получают от своего стада, такие как кожа, козий сыр и шерсть. Женщины ткут ковры и ткань для продажи на рынке. Некоторые курды выращивают табак. Турецкие курды выращивают хлопок. Несколько курдов-горцев по-прежнему являются кочевыми скотоводами.

В городах курды работают в качестве лавочников, водопроводчиков, учителей, банкиров и т. д. Курды работают неквалифицированными рабочими в крупных турецких городах, а также в Багдаде и Мосуле в Ираке, в Тегеране в Иране. Некоторые городские курды работают каменщиками, мясниками, торговцами крупного рогатого скота, а также мелкими торговцами. Нефтяные месторождения в Турции и Ираке в последнее время привлекают многих курдских рабочих. Те из них, которые могут уехать за границу, находят множество рабочих мест и отправляют деньги домой.

  • СПОРТ

Популярные виды спорта включают в себя футбол, борьбу, охоту и стрельбу, а также джирит — традиционный вид спорта, который представляет из себя метание копья во время верховой езды. В сельской местности популярны скачки на конях и верблюдах.

  • ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Только мужчины могут собираться вечером или пойти куда-то. Они часто сидят в чайных и кафе, играют в нарды или домино. Любимым занятием является прослушивание кассет или живых певцов в кафе. Певцам только недавно разрешили публично петь на курдском языке.

  • ХОББИ И РЕМЁСЛА

Ткачество (ковров) – безусловно, самое значительное курдское народное искусство. Другие ремёсла: вышивка, кожаные изделия, металлический орнамент. Курды особенно славятся изделиями из меди.

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Самая большая проблема для курдов — нежелание народов, в которых они живут, дать им культурную независимость. Курды в настоящее время не хотят независимого государства. Они хотят только иметь возможность поддерживать свой язык и культуру.

Во время ирано-иракской войны (1980-88 годы) правительство Ирака занималось геноцидом, чтобы остановить курдов в борьбе за Иран. Тысячи деревень были уничтожены, а десятки тысяч курдов были убиты и захоронены в братских могилах. Правительство Ирака также использовало нервный газ (купленный у европейских правительств) против курдских гражданских лиц и иранских солдат. В итоге были убиты тысячи мирных жителей.

Одно из худших убийств произошло в иракском курдском городе Халабджа. Было убито все население города. После войны в Персидском заливе (1991 год) тысячи курдов были вынуждены покинуть лагеря беженцев. Некоторые из этих областей в настоящее время защищены Организацией Объединенных Наций (ООН).

С 1991 года правительство Турции нападает на курдские гражданские центры в районах, охраняемых ООН. Тысячи курдов бежали в Иран. Правительство там менее враждебно, но у него есть проблемы с поддержкой миллионов беженцев. Хуже того, между курдами тоже идёт борьба. Две повстанческие курдские группы вели небольшие войны против тех, кто действительно представляют курдский народ. Между тем, курдские мирные жители продолжают страдать.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

История развития цивилизации на нашей планете продолжает свое движение по спирали , стирая с памяти времена и целые эпохи. Но человечество в каждый исторический период пытается как можно глубже и точно воспроизвести те или иные прошлые события, многие из которых представляют загадки и задачу для просвещенных мыслителей.

В материале нашей статьи мы попытаемся приоткрыть некоторые исторические события о древнейшем народе, расселённом на обширной территории Ирака, Турции, Сирии, Ирана и других стран. Народу, насчитывающему численность, по разным оценкам почти сорок миллионов человек. Но при этом не имеющего своего государства. Речь идет о курдах и Курдистане.

Оговоримся сразу, что материалы этой статьи не претендуют на историческую и научную истину , оставим эту важную работу ученым историкам. Наша цель познакомить вас с удивительным и гордым народом, рассказать простым языком о его истории и современной жизни, основываясь на материале взятые из открытых публичных источников

Заголовок нашей статьи имеет в себе два вопроса, начнём с первого

Происхождение курдского народа

Вопрос о происхождении курдского народа до сих пор не получил окончательного и утвердительного ответа. Видимо так и останутся с правом на научное признание все существующие версии на наше с вами время.

Версия первая

Прародиной курдов было древнее государство Мидия (V,VI веков до н. эры). Занимало достаточно обширную территорию северо-западной части Ирана.

Некоторые ученые этнографы считают предками древних мидийцев, к которым они относят несколько проживающих компактно ираноязычных племен и возможно скотоводов из Восточной Европы, переправившихся через Кавказ и со временем расселись по территории Средней Азии.

Иранские племена начали основывать эти территории, начиная с XII с века до нашей эры и продолжали, вплоть до V века до нашей эры. После завоевания Мидии персами Ахеменидами курды – мидийцы уже не смогли восстановить свою государственность . Позже примерно (V по IX век) Курдистан будет поглощён арабским халифатом.

Вторая версия

Это вариант возможной истории происхождения Курдистана, относит нас к периоду существования шумерской цивилизации , а это не много ни мало, а конец IV тыс. до н. эры. По предположению курдские племена были частью хурритского народа.

Но здесь есть важная деталь, древние источники указывает на то, что хурритский язык отнесен к древним языкам народов Кавказа. А современный язык курдов имеет персидские корни . Ассимиляция языка могла произойти за счет продолжительного совместного проживания курдских племен под административным управлением персов.

Третий вариант версии

Есть и такие научные гипотезы о древнем происхождении курдских племен. Что ни в составе индоевропейской группы многочисленных переселенцев в конце первого тысячелетия заселили часть азиатской территории.

В эту же группу входили и палайцы. Исследователи настаивают на том, что палайцы составили основу зарождения армянского народа. А после завоевания ими территории древние империи Урарты значительно расширили границы, своей государственности.

Вот это один из главных предполагаемых исторических узлов возможного переплетения двух древних культур, армянской и курдской. Эта теория возникла на одномоментном периоде одних и тех же событий на одной и той же территории.

«Народы трех морей» имели мощное влияние на все исторические события того времени. Достаточно отметить только несколько из них.

В первую очередь, конечно, это завоеваниями ими Хеттского государства, в состав которого кроме хеттов входили и племена палайцев. В результате чего большая часть территории завоеванного государства примкнуло к Фригийскому стану.

Это исторический период объединения хурритов – курдов в урартскую государственность. В бедующем это будет многонациональным очень мощным государством Урарту.

Так было угодно истории, что на значительной приморской и азиатской территории, в географической близости своих границ возникли три мощных государственных образования фригийцев, урартов и ассирийцев. Племена прародителей курдов играли значительную часть в истории развития урартской государственности.

В рамки этой статьи просто невозможно втиснуть многие исторические пласты возникновения и развития древнейшего курдского народа.

Даже те крупицы материала, доступные публики в наше время, говорят о курдах, как о смелых и мужественных воинах, трудолюбивых и доброжелательных людях. Пусть и наша современная история станет к ним более благосклонной и они, наконец, получат свое полноценное государство Курдистан.

Занимает юго-восток Турции в районе города Диярбакыра и озера Ван. Численность турецких курдов, по приблизительным расчетам, составляет 15-20 млн человек. В Иране проживает примерно 7 млн курдов, чуть меньше в Ираке и Сирии, небольшие курдские диаспоры в Германии, Швеции, Великобритании и Франции. В России насчитывается около 20 тыс. курдов, живущих в Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, Новосибирской и Саратовской областях. В целом, численность этого народа оценивается в 40 млн человек.

Основная проблема курдов - в том, что они не имеют собственного государства. Курдов, проживающих в Сирии и Турции, притесняют в правах: в Сирии их не признают гражданами страны, в Турции курды не могут разговаривать на своем языке, пропагандировать свою культуру. Проблему осложняет богатые нефтью территории Курдистана, в связи с чем крупные мировые государства желают контролировать этот серьезный источник энергии. Играет свою роль и политическая разобщенность курдов. Большинство населения стремится к независимости и считает, что их народ отвечает всем нужным для этого критериям (язык, территориальная преемственность, культура, ).

Религия и культура

Подавляющее большинство курдов суннитского толка, значительная часть - -шииты, также есть христиане и . Небольшая часть курдов - приверженцы доисламской курдской - езидизма. Но своей исконной религией все курды считают зороастризм.

Курдская не однородна в плане языка. Существуют два самостоятельных, очень разных, курдских языка – сорани и курманджи. В сорани нет родов, в курманджи они есть, поэтому объединить их невозможно.

Большей части этого народа приходится жить в тяжелых экономических условиях, многие считают их дикими и необразованными. На самом же деле, культура курдов очень богатая и древняя. Курдский фольклор отличается большой оригинальностью и разнообразием. Известны множество национальных , песен, легенд, свадебных и погребальных обрядов. Первые памятники письменности курдов датируются VII веком. Литература развивается с XI века, достигая своей вершины в XIV-XVIII веках, в творчестве таких поэтов, как Факи Тейран, Ахмед Хани, Харис Битлиси. Основное занятие курдов с древних времен - полукочевое скотоводство и земледелие, также развиты ремесла.