Проблемы жкх и пути их решения (на примере города саратова). Основные проблемы жкх и пути их решения О решении проблемы капитального ремонта и переселения граждан из ветхого жилья в цифрах

Простой житель России сегодня задумывается над проблемами и методами экономии, связанными с коммунальным хозяйством. Если выносится на обсуждение ситуация с ЖКХ, то в последнее время, все чаще слышим, что у нашей страны уже не две беды, а три: дураки, дороги и находящееся в плачевном состоянии жилищно-коммунальное хозяйство. Представляем вам список из нескольких важнейших проблем в области ЖКХ и возможные способы их разрешения, которые не раз поднимались:

1) Недочеты в организации тарификации, завуалированное формирование расценок/тарифов за услуги.
То есть плательщик понимает, за что платит. И обычно никто не задумывается, как установлены цены и вообще «правильно ли подсчитано», что вводит нас как потребителей в заблуждение.

2) Несоответствие объемов платежей за использование жильём, и реальным тратам на его содержание. Тут плательщик обычно платит больше, чем должен, и более того, часто платит за то, что оплачивать не должен был.

3) Неуправляемость, неконтролируемая работа сотрудников, и соответственно низкое качество услуг, оказываемое предприятиями коммунального хозяйства. А так же отсутствие государственного контроля, приводит к еще большему снижению качества и четкости работы предприятий ЖКХ.

4) Недостатки в существующей системе оплаты услуг, по обслуживанию и усовершенствованию жилищно-коммунального фонда.

5) Потребительское отношение жителей, к собственным домам. Что, конечно же, не лучшим образом сказывается на состоянии жилья.

6) Высокий уровень региональной баланса и состояния обеспеченности и качества предоставления коммунальных услуг, работа по устаревшим технологиям, что ведет к большим потерям (воды, тепловой энергии и т.д.). При этом показатели энергоэффективности неизменно снижаются. Так как постройка около 70% жилищного фонда в стране приходится на период до 1970 г., то износ основных фондов более 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза больше чем показатели в Европе. Так если в начале 90-х годов в среднем на 100 км участка коммунального хозяйства приходилось 30-40 ремонтов сетей, то по показателям нескольких прошедших годов, количество ремонтов достигло 180 на водопроводных сетях и 10-20 на тепловых сетях.

8) Непригодность существующего сегодня оборудования в инфраструктурах для выполнения всех требований и потребностей. В обстановке российской реальности может повлечь за собой негативные последствия.

9) Значительный уровень монополизации в сфере жилищные услуги, а также дефективность этой инфраструктуры предоставляющих услуг.

10) Недостаток законодательного регулирования работы в сфере жилищных предприятий, и в процессе их дальнейшего развития.

11) Непродуктивная система управления. Например, объединение заказчика с подрядчиком, и в тоже время разрыв между потребителем и поставщиком услуг.

С перечнем проблем, предоставляем и способы их решения. Ведь не секрет, что экспертами уже найдены верные реформы для данной сферы, предоставленные будет регулировать работу предприятий предоставляющих коммунальные услуги.

2) Сформировать реформы по предоставлению привилегий и кредитованию по сниженной процентной ставке для предприятий в области коммунальных услуг.

3) Усовершенствовать финансовое обеспечение ЖКХ, оплату за жилье и коммунальные услуги. А так же реализовать действенную для жителей систему тарификации.

4) Сдерживать монополизацию в области жилищно-коммунального хозяйства, и способствовать развитию предприятий способных создать конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг.

5) Привлекать строительные компании к реконструкции старых микрорайонов, тем самым создавать конкурентную среду в сфере обслуживания жилья.

6) Усовершенствовать управленческие структуры в жилищно-коммунальном хозяйстве.

7) Необходимо увеличивать результативность работы энергоносителей, снижать энергоемкость производства, организация стимулов и условий для экономного расхода и рационального потребления ресурсов.

8) Провести замену устаревшего оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве, и что бы вывести затраты ресурсов приближенные к показателям Европейских стран.

Как видим, ничего сверхъестественного. Нужно просто желание и правильное введение реформ, для предотвращения неминуемого кризиса в данной сфере, и правильного соотношения цены и качества услуг. Но когда правительство страны наконец решится решать существующие проблемы простыми и давно найденными способами неизвестно. Поэтому нам остается надеяться на улучшения.

1

Рассмотрены проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Феде-рации. Установлено, что основными из них являются: высокая степень износа (исчер-пан ресурс) оборудования; использование устаревших технологий; дефицит финанси-рования отрасли; недостатки эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущен-ные при его ремонте; неисправность или отключение приборов безопасности и предо-хранительных устройств; нарушения водно-химического режима; использование не-проектных видов топлива и др. Обоснована необходимость развития государственно-частного партнерства в отрасли с целью повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структур, общест-венных организаций и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.

жилищно-коммунальное хозяйство

модернизация

аварийность

инженерные коммуникации

государственно-частное партнерство

инфраструктура

реформирование

нормативно-правовая база

1. Министерство регионального развития Российской Федерации. - URL: http://www.minregion.ru/.

2. Официальный сайт Росстата. - URL: http:// http://www.gks.ru/.

3. Официальный сайт Росстроя. - URL: http:// http://www.gosstroy.gov.ru/.

4. О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (раздел 2. «Характеристика проблемы») : Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.

5. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших и важнейших отраслей в рамках социальной сферы России.

Цель исследования: выявить проблемы, возникающие в процессе реформирования ЖКХ Российской Федерации, и предложить пути их решения.

Важнейшей из социальных задач государства является обеспечение своих граждан доступным и комфортным жильем. Достойное жилье, жилищно-коммунальные услуги, удовлетворяющие потребительские запросы людей - определяют социально-экономические показатели уровня и качества жизни населения. Каждого человека постоянно беспокоят проблемы комфортности и безопасности проживания, чистоты окружающей среды, стабильности и надежности микромира, в котором он обитает. Все это сказывается на здоровье и самочувствии, определяет его отношение к жизни, обществу, государству, власти. Собственный и комфортный дом - основа благосостояния, важное условие всестороннего развития личности и активной трудовой деятельности. Правительство неоднократно поднимало вопрос о незыблемости государственных социальных программ: «Приоритеты остаются прежними: развитие нашего государства, исполнение наших планов до 2020 г., решение социальных задач. То есть просто необходимо создание более комфортной, более полноценной жизни для многих людей - вот высший приоритет» .

Важнейшей составляющей социальной безопасности граждан и социальной стабильности в контексте новых геополитических реалий является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны. Жилищно-коммунальные услуги для населения имеют особое значение и являются не столько показателем комфортности, сколько жизненной необходимостью.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации включает в себя жилищный фонд, превышающий 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны , состоит из 2,9 млн многоквартирных домов (более 3 млрд кв. м), как правило, благоустроенных: водопроводом - 74,2%, канализацией - 70%, центральным отоплением - 75%, ванными - 64,4%, горячим водоснабжением - 61%, газом - 70,2% . Он включает в себя также 4,2 млн объектов инженерной инфраструктуры, потребляет около 20% энергоресурсов страны (угля более 13 млн т, жидкого топлива - 4 млн т с обеспечением северного завоза топлива в труднодоступные районы). Стоимость основных фондов ЖКХ составляет 1,5 трлн руб. (около трети основных фондов страны). В отрасли работает более 34 тыс. предприятий и организаций, оказывающих населению страны около 20 видов жилищно-коммунальных услуг, формирующих среду обитания человека. Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране: предоставляет услуги в объеме 5-8% ВВП; в отрасли трудится около 2,5 млн человек .

В бюджетах муниципальных образований расходы на ЖКХ составляют от 30 до 40% и более. Значительная часть муниципальных средств направляется на неотложные нужды по модернизации, ремонту, замене трубопроводных сетей, теплоэнергетического оборудования и насосных станций.

ЖКХ - это естественная монополия, которая при умелом государственном регулировании должна и может функционировать высокоэффективно. Однако, по мнению ряда ученых и экспертов, в настоящее время оно находится в системном кризисе.

Правительством многие годы предпринимались шаги для преобразования жилищно-коммунальной сферы, но желаемых результатов достичь не удалось. Отрасль имеет массу нерешенных проблем, а аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза национальной безопасности страны.

Кризис российского жилищно-коммунального хозяйства характеризуется недоступностью основных жилищно-коммунальных услуг, низким качеством и нестабильностью их предоставления, что в значительной степени обусловлено недостаточным вниманием государства к проблемам его развития. Дальнейшее ослабление государственной поддержки отрасли, тем более в условиях мирового финансового кризиса, может привести к ограничению и дальнейшему ухудшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, невыполнению планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», потере устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения.

Сегодня две трети россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, около полутора миллионов ждут жилья в порядке выполнения государством своих обязательств, еще 4,5 млн граждан стоят в очереди десятилетиями (15-25 лет) на получение социального жилья. Каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн кв. м., для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46% . Более 300 млн кв. м. (11% всего жилищного фонда) послевоенной постройки нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения. В неблагоустроенных квартирах проживает более 40 млн человек, а 5 млн человек вынуждено жить в аварийном или ветхом жилищном фонде, объем которого превысил, по официальным данным, 100 млн кв. м , а по некоторым оценкам приближается к 500 млн рубежу . Именно в этом фонде ежегодно происходит по несколько не только крупных аварий, но и техногенных катастроф. Электропроводка в таких домах давно является причиной многочисленных возгораний и пожаров. Сегодня более 45% лифтов уже отслужило свой срок . Ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется от 30 до 35 млн кв. м жилья или 1% от всего жилищного фонда. Но за этот же период 5 млн кв. м жилья становится аварийным. Около 15% всех домохозяйств нуждаются в предоставлении социального жилья и не могут самостоятельно решить жилищную проблему .

По официальным данным Минрегиона России и Госкомстата России, темпы нарастания физического износа основных фондов ЖКХ составляют 3-5% в год . В 2010 г. износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса составил: котельных - 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей - 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,1%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,9% и канализации - 56,2. Износ жилищного фонда приблизился к 55%-ному рубежу. При этом 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки, в том числе более 34% котлов, 32% сосудов, работающих под давлением, и 28% трубопроводов пара. Количество тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, достигло 32,7%, а водопроводных сетей - 43,9%. Потери электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов, возникающие вследствие износа основных фондов ЖКХ, находятся в пределах 20-40%, которые по-прежнему оплачивают потребители .

Особенно остро кризисное состояние отрасли проявляется в осенне-зимний период. В среднем за отопительный период происходит около 250 тыс. различных нарушений в системах теплоснабжения, около 200 тыс. в системах водоснабжения, среди которых более ста крупных аварий. И это только те аварии, которые приобрели широкую известность.

Общий уровень аварийности на 100 км сети в теплоснабжении составляет до 250 аварий, а в водоснабжении - более 80. За последние годы аварийность на объектах ЖКХ, а также количество техногенных разрушений с тяжелыми последствиями удвоилась, возросло в 2-3 раза время ликвидации последствий аварий и катастроф. Это значит, что снизилась надежность, устойчивость и безопасность работы систем жизнеобеспечения населения.

Прошедший осенне-зимний период 2010-2011 гг. показал со всей очевидностью слабость всей системы: более 12 тыс. аварий произошло в системах жизнеобеспечения населения. По предварительным подсчетам, более миллиона наших соотечественников прошлой зимой были лишены на продолжительное время либо тепла, либо воды, либо электроэнергии, либо газа.

Как правило, в начале каждого отопительного периода, сразу после завершения широкомасштабной кампании по подготовке объектов ЖКХ к зиме, происходит десятки аварий на объектах ЖКХ, вследствие которых многие россияне лишаются услуг систем жизнеобеспечения. Зачастую не только жилые дома, но и целые кварталы, населенные пункты и даже районы остаются без жизненно важных услуг.

Статистика, хоть и избирательно, но констатирует высокую динамику роста общего числа аварий, пострадавших населенных пунктов и групп граждан. По причине ветхости и «человеческого фактора» в последние годы значительно возросло количество пожаров, взрывов бытового газа, разрушений жилых домов, школ и других объектов социально-бытового назначения. Незначительное понижение температуры наружного воздуха приводит к резкому увеличению количества отключений, повреждений, порывов сетей и других инцидентов, вплоть до крупных аварий и техногенных катастроф.

Анализ показывает, что основными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения населения являются: высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования; отсталые технологии; недостатки эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущенные при его ремонте; неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств; нарушения водно-химического режима; использование непроектных видов топлива и др. В свою очередь, эти причины обусловлены дефицитом финансовых средств, банкротством многих предприятий, ошибками менеджмента, тарифной политики и ценообразования, отсутствием системы подготовки и переподготовки кадров, действенного социального партнерства и т.д. и т.п. Все это свидетельствует о кризисном состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны, порождает протестные действия различных групп населения, повышает социальное напряжение в обществе.

Поэтому федеральным органам власти необходимо в приоритетном порядке принять неотложные меры по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, найти новые эффективные механизмы по осуществлению прогрессивных преобразований в этой отрасли. Одним из таких механизмов является государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется как «новая технология развития экономики». Мировой опыт показывает, что существенным элементом гражданского общества и сопутствующего ему климата социального согласия выступает сочетание социальной ответственности государства и бизнеса. Сегодня бизнес должен взять на себя ответственность за социальные приоритеты, цели, проблемы и нужды.

Принимая во внимание, что в руках 10% богатых и очень богатых групп российского бизнеса сосредоточены не только производственные мощности и сырьевые ресурсы, но и три четверти денежных сбережений (в т.ч. за рубежом), а также то, что около 40 млн человек (30% населения страны) имеют доходы, на уровне или не достигающие прожиточного минимума, проблемы развития социального партнерства между государством и бизнесом приобретают особую актуальность.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации уже созданы определенные предпосылки для широкомасштабной реализации государственно-частного партнерства.

Оборот средств в отрасли имеет положительную динамику, так как спрос на жилищно-коммунальные услуги постоянен и к настоящему времени стоимость годового объема предоставляемых услуг уже превысила 3 трлн рублей. Это весомый аргумент в пользу приоритета модернизации ЖКХ в системе мер государственно-частного партнерства.

Существенно удалось продвинуться в деле формирования рыночных условий, снижения административного присутствия, развития конкуренции с целью оптимизации качества обслуживания и его цены, совершенствования системы социальной поддержки населения и тарифного регулирования. Заработали институты развития: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Фонд содействия развитию жилищного строительства, Агентство ипотечного жилищного кредитования.

Принимаются меры по разработке эффективных мер, направленных на достижение наиболее сбалансированного сотрудничества между государственными властями и частными компаниями в целях улучшения строительства и эксплуатации общественных инфраструктур и повышения качества коммунального обслуживания. Государственно-частное взаимодействие базируется на делегировании предоставления коммунальных услуг на определенный срок частному оператору. Осуществление государственно-частного партнерства позволяет объединить передовые механизмы государственной системы коммунального обслуживания и эффективность менеджмента частного сектора, финансирование инвестиционных проектов на основе доходов, полученных им от эксплуатации арендуемых инфраструктур.

В ЖКХ пришел частный бизнес: появились сотни частных операторов на рынке коммунальных услуг, включая 5 крупных, на долгосрочные договоры аренды муниципальной инфраструктуры перешли территории, где проживает 15% населения России, появились частные компании регионального масштаба, работающие на основе полной приватизации основных фондов.

Организационно разделены функции управления и хозяйствования через создание таких структур, как ТСЖ, управляющие компании, в том числе частных форм собственности, и непосредственное управление многоквартирными домами гражданами.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в стране сформировался слой собственников жилья, доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, постоянно увеличивается, что дает возможность активнее развивать договорные отношения.

Государство предпринимало шаги по реформированию жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации: заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ; разработка комплекса мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; принятие Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Реализация этих мер не дала существенных преобразований в данной сфере.

Меры, принимаемые государством по привлечению в отрасль инвестиций и частного бизнеса, дали свои определенные позитивные результаты.

Заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования программы «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России». В ее рамках уже реализуются 10 новых проектов. Ведется активная работа по привлечению международного опыта в процесс создания нормативно-правовой базы и реализации проектов в области энергоэффективности.

Международное сотрудничество становится нормой деловых отношений, вносит существенный вклад в развитие отрасли, но оно пока еще не получило должного развития, регулируемого законодательством Российской Федерации.

Банковское сообщество, частные операторы могли бы оказать большую финансовую поддержку отрасли, если бы законодательство, нормативная правовая база в данной сфере были усовершенствованы и соответствовали масштабу решаемых задач. В федеральной Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства необходимо закрепить порядок финансовой поддержки муниципального образования при наличии у него качественной предпроектной документации и понятной программы развития. Это делает проект привлекательным для частного инвестора. Проведение концессионных конкурсов и соглашений, формирование тиражируемых инвестпроектов, выпуск специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов должны быть прозрачными и предсказуемыми.

Среди мер по созданию благоприятных условий для более широкого вовлечения частного бизнеса в ЖКХ важнейшими являются совершенствование тарифного регулирования, изменение механизма ценообразования, переход к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан. Для стабильной и долгосрочной деятельности исключительно важны новые механизмы взаимодействия частного бизнеса и органов власти, которые на законодательной основе должны однозначно исключить волюнтаризм местных чиновников, в том числе при заключении концессионных соглашений и договоров. Необходимо исключить монополизм крупных банков и компаний, создать равные возможности для всех участников рынка как в больших, так и в малых городах.

Упомянутая программа определила цели, стратегию дальнейшего развития жилищно-коммунального хозяйства. Однако технология достижения обозначенных целей недостаточно продумана, не созданы необходимые условия для решения поставленных задач.

Поддерживая в принципе меры по вовлечению частного бизнеса в жилищную сферу и приватизацию жилищного фонда, мы считаем ошибочной приватизацию коммунальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения населения, которые должны оставаться в «публичной собственности», как это принято в развитых странах.

Практика показывает, что в условиях изменения предприятиями ЖКХ организационно-правовых форм деятельности, становления частно-государственного партнерства возрастает число нарушений социально трудовых и связанных с ними экономических прав трудящихся со стороны работодателей, их нежелание выполнять условия отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров, заключаемых на предприятиях, а также соглашений, принятых региональными и федеральными трехсторонними соглашениями. Эти отношения также требуют законодательного закрепления.

В основе государственно-частного партнерства должны лежать принципы ответственности и прозрачности отношений, гарантирующие: обеспечение качества и надежности предоставляемых услуг; исключение ситуации, когда на смену государственному придет новый частный монополист; создание объединений собственников жилья, которые на договорной основе будут выстраивать отношения с поставщиками жилищно-коммунальных услуг; взвешенное государственное регулирование тарифов на обслуживание жилищного фонда и на другие ЖКУ; модернизацию основных фондов ЖКХ и их устойчивое функционирование; развитие социального партнерства между работодателями, профсоюзами, работниками отрасли, другими структурами гражданского общества.

Выстраивание договорных отношений должно быть высокопрофессиональным. Необходимо сбалансировать все риски, что даст возможность определить форму партнерства, контрактные обязательства и схему финансирования. Правила взаимодействия сторон должны быть четкими и прозрачными. Сегодня, к сожалению, мало положительных примеров такой деятельности. Это происходит потому, что нет регистрации имущества и формирования муниципальной казны, а также отсутствует действенная система социального партнерства. Государством пока не созданы регулятивные функции этих отношений (технические, экономические, экологические). Важно, чтобы правила сотрудничества повсеместно соблюдались, а население должно быть всегда проинформировано о выгодах прихода частного бизнеса в ЖКХ.

Необходимо изжить сложившийся стереотип, что бизнес придет в сферу ЖКХ только тогда, когда выгода будет очевидна: после того как государство с участием граждан капитально отремонтирует жилфонд, заменит сети, установит приборы индивидуального и коллективного учета, ликвидирует ветхое и аварийное жилье, выстроит систему платежей. Либо придет сейчас, но ненадолго, с целью приватизации функций, установления монопольно высоких цен на локальных рынках услуг ЖКХ, получения возможно большего дохода с последующим его размещением в другой, более доходной рыночной нише, при этом не вкладываясь в модернизацию. Важно создать такие правовые и экономические условия, при которых бизнес рассматривал бы отрасль ЖКХ как направление диверсификации своей деятельности, приходил всерьез и надолго, разделяя с государством, муниципалитетами и гражданами риски и трудности модернизации этой сферы. Бизнес должен способствовать повышению качества образования, добиваться соответствия требованиям рынка труда. Необходима государственно-частная поддержка и регулирование отраслевых систем обучения и переподготовки кадров. При этом бизнес-сообщество обязано участвовать в реализации образовательных программ подготовки и переподготовки кадров.

Вывод: комплексное решение изложенных выше проблем, повышение эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, частного бизнеса, общественных организаций и других представителей гражданского общества будет способствовать успешной модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства России в ближайшие годы и обеспечит его стабильное функционирование в будущем.

Рецензенты

  • Долгов А.П., д.э.н., проф., декан факультета экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.
  • Петров А.А., д.э.н., проф., зав. каф. управления, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Николаева Е.А. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6645 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Зам. Министра строительства и ЖКХ А.В. Чибис отметил, что ЖКХ должно быть «невидимым» для потребителя. Несмотря на годы реформ, жилищно-коммунальная сфера остается в целом неэффективной. Предпринимательские риски здесь существенно выше, чем в других отраслях. О проблемах управления жилищно коммунального хозяйства расскажем в этой статье.

Истоки управленческих проблем в ЖКХ

Для того, чтобы стать «невидимой», сфере ЖКХ нужны большие изменения. В настоящий момент этому серьезно мешает коррупция и низкая квалификация работающих в отрасли людей. Управляющие организации часто сами отказываются заниматься содержанием многоэтажек и привлекают для этого подрядчиков. Последние для снижения издержек нанимают в качестве уборщиц и дворников граждан сопредельных государств.

Обслуживанием сантехники и электросети в домах занимаются специалисты с недостаточной квалификацией, так как в УК обычно платят меньше, чем на средних или крупных предприятиях. В результате страдает качество предоставления услуг, и жильцы начинают жаловаться на управляющую компанию. В статье электронного журнала наши эксперты подробно описали, какие бывают и как можно .

Дополнительные проблемы создают многочисленные ветхие и аварийные дома, оставшиеся с советских времен. Их расселение идет, но темпы его во многих местах слишком низкие. В некоторых домах предаварийное состояние фиксировалось уже к моменту приватизации, и капремонт в них должен был проводиться за государственный счет. Однако этого не произошло. Сети подачи воды и тепла также серьезно изношены, в результате чего происходят аварии и поступают жалобы.

Что нужно для решения управленческих проблем в ЖКХ

Развитие сферы ЖКХ в нашей стране осложняется уже тем, что она финансируется по остаточному принципу. В таких условиях нужен целый комплекс действий, включающих в себя:

  • снижение напряженности и недопонимания между властью и гражданами, сокращение масштабов коррупции, в том числе, за счет ужесточения ответственности за преступления в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • продолжение развития конкуренции между управляющими компаниями;
  • внедрение профессиональных стандартов для работников ЖКХ и системы оценки их знаний. Это позволит отсеять людей с низкой квалификацией и заставить тех, кто хочет продолжать работать получать теоретические знания и практические навыки для обслуживания вверенных объектов.

Одновременно нужно поднимать уровень зарплат для рабочих, так как он остается одним из наиболее низких в стране. Для достижения этого предлагается принимать соответствующие законы и проводить контрольно-надзорные процедуры для отслеживания их соблюдения. Размер заработной платы руководителей УО не должен быть в разы выше, чем у рядовых сотрудников.

Пути решения управленческих проблем в ЖКХ

Накапливающиеся проблемы в жилищной сфере взаимосвязаны. Из-за недостаточного качества оказываемых услуг продолжает сохраняться напряженность между сотрудниками коммунальных предприятий и населением.

1. Реформирование управления жилищным сектором в регионах. В столице представлением интересов отрасли занимается единое министерство – Минстрой. В его ведении находится и строительство, и ЖКХ. В то же время, к примеру, в Иркутской области в эти вопросы вовлечены два министерства: одно занимается строительством и дорожным хозяйством, второе – жилищной политикой, энергетикой и транспортом. Из-за такого разделения одинаковые задачи часто реализуются со сниженной эффективностью. К примеру, так было с капремонтами, реконструкцией и сносами «хрущевок» (335-я серия домов).

2. Из-за раздробленности профильных министерств в аналогичном состоянии находятся работающие при них общественные советы. Часто власти не обращают внимания на работу таких советов, а они не могут оказывать министерствам необходимой помощи без налаженной взаимной координации. Эти организации занимаются аварийными и ветхими домами, контролируют тарифы за ЖКУ, следят за качеством строительства и ремонта МКД, и так далее. Однако даже появление единого министерства и работающего с ним одного Общественного совета не сможет резко сократить число жалоб жильцов. Причина этого – отсутствие у глав регионов персональной ответственности за то, как решаются проблемы в сфере ЖКХ.

В стране появляется множество общественных организаций, задачей которых является стимулирование властей к более качественному решению проблем жилищной сферы. Этим занимаются:

  • общественные палаты и советы;
  • НП «ЖКХ Контроль»;
  • защищающие права потребителей комиссии;
  • отдельные структуры в партиях, специализирующиеся именно на вопросах ЖКХ, и так далее.

Большое число подобных организаций отлично демонстрирует проблемы формирования институциональной экономики на примере конкретной отрасли. Появление все новых структур отнимает бюджетные средства, а также время законодателей и высших руководителей государства. Институты, в свою очередь, хотят показать значимость, которая поможет им в получении государственной поддержки в том или ином виде: прямые денежные вливания, гранты, политические дивиденды и так далее.

Добиться синергии и повышения ответственности глав регионов можно. Для этого нужно формировать и внедрять в субъектах федерации систему совместного государственного и общественного регулирования жилищной сферы. Здесь нужен отдельный орган, который будет работать под руководством замглавы региона, и включать в себя представителей фонда капремонта, общественных советов при министерствах, ОНФ и прочих профильных организаций. Именно этот орган и будет отвечать за увеличение или снижение числа жалоб граждан. Он же займется концентрацией усилий всех разобщенных общественных сил на общей цели – улучшении качества строительства и обслуживания домов.

3. Важно также помнить и об ответственности самих владельцев квартир за качественное управление домом. О том, как организовано управление в МКД с большим количеством собственников, мы уже говорили. Появляющиеся при главах регионов государственно-общественные органы, занимающиеся сферой ЖКХ, нужно обязать создать рейтинговую систему для управляющих компаний.

Так граждане станут с большей ответственностью выбирать для своих домов управляющие организации, а количество их претензий к властным органам в будущем снизится. В то же время власти получат дополнительный инструмент воздействия на осознанный выбор людей.

4. Необходимо продолжать корректировать законодательство для того, чтобы граждане могли в короткие сроки поменять управляющую компанию. На уровне отдельных законов требуется пресечь практику рассылки нескольких параллельных квитанций и подделок подписей собраний. Для этого крупным муниципалитетам рекомендуется создавать подведомственные муниципальные организации, обеспечивающие в качестве промежуточных звеньев переход от не выполняющей свои обязанности УК к той, которая будет работать более эффективно.

Не исключено, что граждане в будущем захотят обслуживаться у качественно работающих муниципальных компаний. Существует также риск того, что эти организации окажутся внизу рейтинга, и жильцы станут отказываться от предлагаемых ими услуг. Однако это будет объективный процесс, ответственным за который окажется руководитель муниципалитета, не организовавший качественное обслуживание находящихся на его территории многоэтажек.

Здесь важно отметить, что при создании таких компаний участие муниципального бюджета должно быть минимальным.

5. Еще одна давняя проблема – отсутствие нормальной конкуренции на рынке ЖКУ. Формально ее ничего не ограничивает, но на практике управляющие компании между собой почти не соперничают. Стандартная ситуация заключается в том, что большая УО становится монополистом и использует все доступные ей средства для предотвращения попадания на рынок прочих компаний и ТСЖ. При этом нужно понимать, что большое число мелких УК приводит к росту расходов для потребителей, так как у них нет эффекта масштаба.

В такой ситуации нужно дорабатывать антимонопольное законодательство для появления в нем механизма, который ограничивал бы размеры управляющих компаний. Это даст сразу два положительных эффекта:

  • монополисты будут раздроблены;
  • мелкие игроки пойдут на укрупнение через слияния.

В результате повысится качество обслуживания, и одновременно с этим сократятся .

6. Значительная доля жалоб жильцов приходится на существующую систему капремонта. Потребители регулярно высказывают свое возмущение необходимостью вносить средства в общий котел. О нерациональности этой системы говорят и некоторые эксперты, и даже специалисты из властных органов. Проблема здесь вполне традиционная – сначала принимается закон, после чего появляются сложности в его реализации и начинаются поиски путей их разрешения. К примеру, люди не понимают, зачем им оплачивать капремонт новостройки, в которую они только заселились.

Сбор средств с жильцов на ремонт можно было организовать иным способом. Один из вариантов – повышение налога на недвижимость, часть средств из которого отправлялась бы на капитальный ремонт. Такая схема вызывала бы куда меньше вопросов. Работающие в регионах фонды капремонта существовали бы как федеральные учреждения, и их основная деятельность (выполнение ремонтных работ) финансировалась бы целиком за счет собранного налога на недвижимость. В существующей ситуации для снижения накала напряженности между жильцами домов и компаниями ЖКХ можно порекомендовать только одно – сильнее стимулировать граждан к созданию спецсчетов.

Для большинства домов именно формирование специального счета для накопления денег на капитальный ремонт является приемлемой формой. Однако тут сначала нужно решить вопрос с исправлением изначально разработанного несовершенного законодательства. Нельзя продолжать мириться с практикой, когда происходит обесценивание накапливаемых на специальном счете средств. Улучшения в данном направлении начали происходить совсем недавно.

Есть реальный опыт одного ТСЖ, которое попыталось поместить средства в размере 200 000 рублей со своего спецсчета на депозит в Сбербанке. Банковская организация определила, что не снижаемый остаток на специальном счете должен составлять не менее 500 000 рублей. Это значит, что ТСЖ предстояло накапливать средства еще несколько лет, чтобы ему наконец-то разрешили отправить что-то на депозит. Годовой прирост по рассматриваемому депозиту составлял 6-7 процентов. Это вполне нормальная цифра с учетом того, что на законодательном уровне планируется закрепление ставки для кредитования на капремонт не выше 10 процентов.

Для улучшения ситуации в этом направлении нужно развивать работу с банками и связывать долгосрочные специальные счета с ипотечными кредитами. Оптимальной была бы схема, при которой:

  • средства отправляются на пополняемые депозиты на 5-10 лет, причем делать это можно в первый же год создания специального счета;
  • банковские организации выдают ипотечные кредиты или займы на выполнение капремонта по льготным ставкам – 10-11 процентов.

7. Нужно бороться с низкой квалификацией кадров, работающих в жилищной сфере. В строительстве ситуация в этом направлении была улучшена за счет появления СРО и необходимости иметь в штате нужное количество специалистов с определенной квалификацией. В ЖКХ надо и далее развивать систему оценки профессионализма. Это относится не только к рядовым сотрудникам, но и к руководителям управляющих организаций. Для отрасли уже создано примерно 60 профессиональных стандартов. Близка к завершению система создания центров, которые будут заниматься в регионах оценкой квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства.

Властные органы необходимо подталкивать к заключению соглашений с объединениями работодателей в сфере ЖКХ, чтобы система оценки профессиональных навыков была отлажена совместными усилиями. Такую работу нужно наладить не только с муниципальными предприятиями. Значительно важнее вовлечь в нее частные организации. Изначально в законодательстве для частных компаний не было предусмотрено обязательство по оценке квалификации привлекаемых сотрудников. Эту ошибку нужно исправлять.

8. Минстрой активно продвигает свою образовательную программу под названием «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура». В то же время ее реализация на практике вызывает много вопросов. Для начала вузам нужно лицензироваться на обучение по этому стандарту. Однако в современных условиях учебные заведения неохотно подают заявки на какие-либо лицензии в принципе, потому что это запускает их тотальные проверки.

Процесс лицензирования очень сложен, и нередко для вуза он просто непосилен. Его преподаватели и без дополнительных направлений обучения загружены необходимостью писать формальные рабочие программы и выполнять прочие бюрократически обоснованные действия. Бюрократизация работы школьных и вузовских преподавателей с каждым годом становится все очевиднее.

Есть и другой нюанс. Программу Минстроя можно лицензировать, но для ее продвижения необходимо выделять бюджетные места на обучение. В текущих условиях количество мест на «бюджете» в вузах только снижается. Сектор ЖКХ для молодых людей остается малопривлекательным, поэтому ожидать наплыва желающих обучаться этой специальности на платной основе было бы странно.

Описанную проблему можно решить следующим образом. Минстрою нужно согласовать с Минобрнауки перечень уполномоченных вузов в каждом субъекте федерации для прохождения этими учебными заведениями упрощенной и ускоренной процедуры лицензирования по рассматриваемому направлению обучения. Кроме этого, необходимо даже в условиях сокращения числа бюджетных мест выделять в каждом регионе 20-25 таких мест для бакалавров и 10 мест для магистров.

9. Еще один значительный пакет изменений в работе отрасли появился с запуском ГИС ЖКХ. Во введении этой системы есть нечто общее с капремонтом – формулируется определенная идея, ее воплощают в жизнь, а нестыковки в практической реализации устраняются уже в процессе работы. При всех описываемых преимуществах для населения, информационная система повышает затраты на содержание многоэтажных домов. ТСЖ и управляющим организациям непросто разобраться с тем, как подключиться к ГИС ЖКХ и заполнить необходимые базы данных. В результате по всей стране появляются фирмы и отдельные специалисты, предлагающие платную помощь в этих вопросах.

Воспользуйтесь on-line сервисом, чтобы определить - должны ли вы размещать информацию в ГИС ЖКХ:

При наличии не до конца отлаженной системы властные органы хотят штрафовать УК за неразмещение информации, а также говорят о прочих возможных санкциях, например, о лишении права начислять пени потребителям-должникам. В то же время управляющие компании вынуждены совершать двойную работу, потому что разработчики ГИС ЖКХ не реализовали возможность выгрузки на портал сведений из «1С» и прочих подобных программ.

Все перечисленные проблемы были бы исключены при работе института государственно-общественного регулирования. Готовящиеся к принятию законы сначала проходили бы обсуждение с прогнозированием их последствий в среде всех работающих в ЖКХ общественных организаций. При прохождении такой «экспертной» проверки и получении одобрения запускаемые в работу законопроекты были бы значительно эффективнее и не требовали бы дальнейших серьезных корректировок.

★ ВНИМАНИЕ ★

Предлагаем воспользоваться новым сервисом

Внесение данных в ГИС ЖКХ

Наши эксперты сделают за Вас всю работу по внесению данных в ГИС ЖКХ.

В нашей компании вы получаете не только 100% качественный сервис ,
но и гибкую систему скидок !

Нажмите на кнопку и мы подробнее расскажем Вам об услуге.

Решать проблемы в сфере ЖКХ необходимо комплексно, затрагивая и образование специалистов, и региональные системы регулирования процессов, и законодательную работу. Общим итогом этого будет рост удовлетворенности потребителей качеством предлагаемых услуг. Это важно, в том числе, с точки зрения улучшения отношений населения и власти. Обязательным моментом здесь является возникновение личной ответственности региональных руководителей и их замов.

Для решения накапливающихся многие год проблем необходимо наладить обратную связь с обществом. Во власти зачастую ориентируются на интересы управляющих компаний, боясь недовольства граждан при появлении затруднений в их функционировании. Однако представители властных органов эту проблему тоже понимают, и думают о том, как на законодательном уровне реформировать работу УК, чтобы они не могли манипулировать своим положением и общественными настроениями.

О проблемах говорится много и постоянно, но они по-прежнему лидируют в обращениях наших граждан к депутатам: это вопросы по переселению из ветхого, а часто фактически аварийного жилья, претензии к неудовлетворительной работе управляющих компаний и , недовольство быстрорастущими и неподъемными тарифами поставщиков электроэнергии, тепла и водоснабжения.

Все проблемы можно решать, но для этого нужна политическая воля властей. Возможно, эта воля появилась. Первое заседание Госсовета, которое Владимир Путин провёл после вступления в должность президента России, коснулось проблем ЖКХ. Глава государства призвал правоохранительные органы разобраться с беспределом в этой сфере. В Государственную думу внесён проект закона, который предусматривает установление тарифов на долгосрочный период (от трёх до пяти лет) с материальной ответственностью органов государственной власти и органов местного самоуправления за нарушение принятых решений на долгосрочный период. Также предлагаемые законы предусматривают утверждение стандартов качества предоставляемых услуг, прозрачные конкурсные процедуры передачи объектов в концессию или в аренду и чёткие взаимные права и обязанности, прежде всего, органов местного самоуправления и инвесторов, которые берут в аренду либо в концессию соответствующие объекты.

В проекте федерального закона о бюджете на следующий год также заложены субсидии субъектам Российской Федерации на субсидирование процентных ставок по кредитам будущим концессионерам, арендаторам, которые берутся за модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Все это обнадеживает, но как это будет исполняться на местах?
В каком состоянии жилищный фонд в Хабаровском крае?

Стены облупились, фасады давно не ремонтировались, крыши текут, электропроводка аварийная, инженерные сети прохудились - это картина ветхого жилья, а если 50% несущих конструкций пришли в негодность, то это уже аварийное жилье. А на этом фоне в городе строятся только дворцы (спорта или культуры), на которые тратятся миллиарды бюджетных денег. Власть больше волнует, так называемая, «визитка» города.

Или, например, элитное жилье по высоким ценам, которым застроен весь центр . В результате Хабаровск признан в 2012 году третьим в стране по высокой стоимости жилья.

Огромные деньги текут не по тому руслу, а направить бы их надо на строительство жилья по переселению граждан из ветхого жилья. Наши соседи в Амурской области, например, эти проблемы успешно решают на основе государственно-частного партнерства. Почему власти не следуют примеру лучших практик по расселению ветхого фонда? Да потому что Хабаровск - один из лучших в стране по благоустройству. А для московской комиссии по определению города таковым необходимо показывать только «визитные карточки» в центре, а ветхое жилье по проспекту 60-лет Октября или в поселке Горького не входит в маршрут чиновничьей свиты.

Сегодня в крае сложилась поистине катастрофическая ситуация с обеспечением населения жильем. Только в городе Хабаровске около шести тысяч семей остро нуждается в жилье, около тысячи ветхих домов, а многие из них уже давно аварийные, но де-юре таковыми не числятся. А загляните в Бяуды, Лососину или другие поселки Ванинского или Советско-Гаванского районов? Жилищный фонд ветшает быстрее, чем строится новый. Федеральные целевые программы по строительству доступного жилья и реформированию ЖКХ не достигают целей. Уже несколько месяцев, например, я веду борьбу с чиновниками Хабаровска по аварийным домам в центре города, на городских прудах по улице Дикопольцева №№ 13,15. Дома эти явно в аварийном состоянии, но их таковыми признавать не хотят, поскольку надо переселять несколько семей, а переселять некуда.

Как решить проблему ветхого, аварийного жилья?

У меня есть конкретные предложения по улучшению ситуации. Во-первых, нужно навести порядок на земельном рынке, радикально сократить административные барьеры. Во-вторых, проблема в том, что государство не хочет обеспечить нуждающихся жильем, всех толкают на приобретение жилья в собственность по ипотеке. Но ипотекой у нас могут воспользоваться люди только со средним достатком, и чаще всего это не остро нуждающиеся в жилье. Без системного, комплексного подхода все разговоры о строительстве жилья будут оставаться популизмом.

Как-то «расшить» ситуацию можно, только возобновив массовое строительство государственного жилья, предназначенного для распределения на арендных условиях между нуждающимися двух типов: социально незащищенными гражданами и служащими, то есть работающими на государство. При этом должны быть организованы две отдельные очереди, иначе малоимущие никогда ничего не получат. Следует практиковать и платные формы предоставления жилья, предусматривающие его постепенный выкуп (рассрочка на 20 лет по государственным ценам без процента и без первоначального взноса). Я называю этот механизм государственной ипотекой. Многодетным семьям нужно давать квартиры от государства на условиях найма сразу же после рождения второго или третьего ребенка, а когда ребенок достигнет 3-летнего возраста, передавать эти квартиры безвозмездно. Как правило, граждане, проживающие в ветхом жилье, не собираются спекулировать этим жильем, продавать его или переезжать в другой регион. Они просто будут жить и платить справедливую арендную плату.

Что касается механизма раздачи жилья под условие госслужбы, то он сложился в России задолго до возникновения идеи социализма. Но сейчас служебный труд уже не тотален. Если «служилым людям», то есть бюджетникам, жилье будет раздаваться, то как удовлетворить жилищную потребность рядовых работников рыночного сектора экономики? Здесь большое разнообразие идей: это и льготные ссуды, и служебные семейные общежития, и корпоративное жилье..
А для дальневосточников надо срочно вводить Государственный жилищный сертификат дальневосточника. Какое жилье необходимо строить? Конечно малоэтажное! Построенное по энергоэффективным технологиям, оно вдвое дешевле в содержании, чем сопоставимая квартира в многоэтажке.

Важнейшая задача - наведение порядка в управлении жилыми домами. На упомянутом Госсовете президент отметил, что управляющие компании по-прежнему работают неэффективно. Проблемы ЖКХ появились давно, когда наши «неореформаторы» организовали приватизацию жилья, которое не ремонтировалось десятилетиями. А методика капитального ремонта заключалась в том, что мы, граждане, снимая в аренду государственный жилфонд, ежемесячно платили на часть суммы квартплаты, и в течение 25 лет накапливалось как раз на такой ремонт. А капремонт предполагал замену инженерных сетей, ремонт кровли и так далее.

Но в годы перестройки и девяностых годах своевременного ремонта не делали, а жилье в итоге граждане приняли в собственность запущенное, ветхое. То есть, перед приватизацией жилья, государство обязано было сделать просроченный , как делают, например, предпродажную подготовку автомобиля, а только потом передавать ее в собственность граждан. Поскольку этого не произошло, мы сейчас приватизированное жилье оплачиваем,снова в структуре платежей есть сумма на капитальный ремонт, но она рассчитана опять на 25 лет, то есть сумма, достаточная для проведения капитального ремонта, скопится только через 25 лет. А средств на капитальный ремонт ветхого жилья прямо сейчас нет.

В результате этой авантюры с приватизацией жилья каждый, кроме тех, кто вселился в новый дом, получил в собственность изношенное жилье. и УК приняли такое жилье в управление, а потом задумались: а что с этим хламьем делать? На ремонт денег нет, поскольку они накопятся из мизерных платежей через 25 лет, взимать более высокие платежи нельзя, да и жители не могут себе это позволить. А жалобы и «наезды» на ТСЖ растут в арифметической прогрессии, поскольку с каждым годом ветхое жилье продолжает разрушаться все быстрее и быстрее.
Что делать?

Государство решило отвлечь внимание граждан от насущных проблем очередным обещанием провести реформу ЖКХ. Отправной точкой реформы ЖКХ стал 2005 год, когда был введен новый Жилищный кодекс.
Я считаю, что приватизация жилья у нас проведена с грубейшими нарушениями экономических законов. Нельзя ничего раздавать бесплатно. Более того, у нас многие люди не могут управлять своей собственностью. Необходимо было определить стоимость и сроки выкупа жилья. Пусть бы эти суммы были небольшими, доступными большинству граждан. Кто не выкупил вовремя, тот остался жить в арендованном жилье. А огульная приватизация породила побочные эффекты, такие, например, как деятельность «черных риэлторов».

Поскольку реформа ЖКХ буксует, решили развернуть кампанию по огульной критике всех ТСЖ и управляющих компаний. Да, их легко критиковать: 80% жилфонда изношено, искать крайних долго не надо… А чего мы хотим? Улучшения работы ТСЖ? Значит, должны показывать положительную практику их работы, а мы видим только черную сторону. Но «под раздачу» попали и хорошие ТСЖ и УК. Согласно новому Жилищному кодексу РФ, жильцы, являющиеся собственниками своих квартир, могут объединяться для того, чтобы управлять принадлежащим им имуществом. Одна из разновидностей подобной структуры - товарищество собственников жилья (ТСЖ). Это не коммерческая организация, образованная собственниками помещений (жилых и нежилых) для совместного управления многоквартирным домом и решения вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Но это закон, а на практике в Хабаровске есть, например, УК «Восход», аффилированная компания ФГУП «ГУСС «ДАЛЬСПЕЦСТРОЙ», которая была создана без конкурса и без желания жильцов. Суд обязал городскую администрацию провести конкурс. Конкурс провели, но вновь сдаваемые Дальспецстроем дома просто включаются в эту УК, и она принимает жилые строения без должной проверки качества. Более того, практика показала, что если УК набирает более 100 тысяч квадратных метров жилого фонда, она не в состоянии эффективно им управлять. Или другой пример. В Хабаровске муниципальный (аварийный практически) жилищный фонд - бараки в поселке Горького (ул. Трудовая, Хетагуровская) - передали в управляющую компанию, то есть попросту сбыли с рук.

Почему растут тарифы?

Тарифы на обслуживание многоквартирных домов устанавливаются не управляющими компаниями, а властями. При попустительстве властей ресурсоснабжающие естественные монополии бесконечно завышают тарифы, не представляя вразумительных обоснований. Так, например, за 5 лет тарифы только на электроэнергию взлетели более чем в два раза, с 1,23 руб. за кВтч. (2007 год) до 3,1 руб. за кВтч (с 1 июля 2012 года рост на 5,8%).

В то же время Дальневосточная энергетическая компания (ДЭК) сэкономила за 8 месяцев 2012 года 900 миллионов рублей. В чьи карманы несут граждане свои с трудом заработанные рубли? Мы платим за электроэнергию почти на 30% больше, чем жители Центральной России. В Нижнем Новгороде, например, с 1 июля 2,43 руб. за кВтч., а в Тюменской области вообще 1,95 руб. за кВтч. Это при том, что у нас в ДФО избыток электроэнергии. Мы не входим в Единую энергетическую систему страны, нет перетоков, а вводим все новые мощности Новобурейской ГЭС. Куда это девается? Кормим электроэнергией соседей - КНР за бесценок, а деньги за экспорт уходят в Москву. Для того, чтобы навести порядок в тарифном беспределе, нужна политическая воля, но ее нет.

А вот сокращать платежи на содержание жилфонда, как делают наши соседи во Владивостоке, я бы не рисковал. При нынешнем состоянии жилфонда заниженные сборы за обслуживание домов приведут к тому, что здания окончательно начнут разваливаться. Плата за содержание и ремонт жилья (т.е. деньги, которые получает УК) составляет около 20%, плата за коммунальные услуги - 80%. Чтобы выставить счета и собрать деньги за коммунальные услуги, УК понесут определенные затраты. Свои 6% возьмет МУП РКЦ (банк). Плюс неплательщики, с которых денег быстро не получить, плюс расходы, связанные с взысканием задолженности. В сумме получается 12%.

В итоге УК должна предложить собственникам платить за квартиру на 40% больше. Кто даст на это добро? Если же УК начнет недоплачивать коммунальной организации, та обратится в арбитражный суд, и недоплаченная ему сумма будет списана со счета УК. Но ведь это средства, которые жильцы заплатили за ремонт кровли, подъезда и т.д.

Информационная война, развязанная в отношении управляющих компаний, нередко безосновательна. Причина застарелой проблемы глубже.

Как оптимизировать непосильные платежи ЖКХ?

Считаю, что затраты на ЖКХ не должны превышать 10% дохода гражданина. Как это сделать? Поскольку государство передало собственникам 80% ветхого жилья, оно и должно помочь сделать капитальный ремонт тех домов, которые не ремонтировались до приватизации 25 и более лет. Необходимо также, во-первых, принудить естественные монополии (энергетиков, водоканал, газовиков), «придержать лошадей» и повышать тарифы обоснованно, во-вторых, - компенсировать затраты на ЖКХ малоимущим гражданам, в-третьих, - повышать заработную плату дальневосточникам.

С советских времен мы привыкли жаловаться на все проблемы, связанные с ЖКХ, в домоуправление. Однако после реформы ЖКХ собственниками оказались мы сами, следовательно, мы сами и в ответе за состояние дома. Тем временем, реформа прошла, а понимание ответственности за собственное жилище у граждан так и не появилось. Есть домовые комитеты, которые сами решают, как им благоустроить двор, какой ремонт сделать в подъездах. Без инициативы снизу, проблему не решить. Как всегда: только всем миром.

Всеми участниками жилищного процесса необходимо научиться договариваться. Причем, если большинство выступает за одни правила, то меньшинство добровольно должно этим правилам подчиняться. Сегодня все участники процесса не хотят исполнять действующее законодательство: ни собственники, ни управляющие компании, ни объединения собственников, ни ресурсоснабжающие организации... При этом власть не должна вмешиваться в эту ситуацию - она должна адекватно реагировать и вносить изменения в эти правила. А когда все играют не по правилам, проблемы растут.

Если, например,УК без решения собрания пойдет на то, чтобы сделать тот или иной вид ремонта, понимая, что непринятие срочных мер может привести к разрушению дома, она очень рискует. Достаточно одному из собственников обратиться в прокуратуру, и управляющую компанию обяжут сделать перерасчет, то есть вернуть деньги жильцам. А как их вернешь, если они уже потрачены на ремонт? В итоге УК обвинят в мошенничестве.

Или взять энергетиков: им стоимость киловатт/часа и гигакалории устанавливает РЭК, а тарифы - региональный комитет по ценам и тарифам. И собственник не может от них отказаться. Со стороны УК картина иная. Она не имеет права устанавливать тарифы, она обязана согласовать их с собственниками. А собственник может с ними не согласиться. Председатель ТСЖ может делать только то, за что проголосует большинство собственников помещений, - иначе его просто-напросто переизберут. Но есть работы с несущими конструкциями, инженерными сетями, в области пожарной и энергетической безопасности, пренебрегая которыми можно нанести не только ущерб зданию, но и вред здоровью и жизни людей.

Следовательно, необходим законодательно закрепленный минимальный перечень работ, который УК должна выполнять в обязательном порядке, не спрашивая собственников. То есть необходимы СТАНДАРТЫ, а их пока нет. Мной, как депутатом, рассмотрены более сотни письменных обращений, лично принял три десятка человек, даны консультации на несколько сот телефонных обращений граждан онарушении прав граждан, и большинство жалоб касаются нарушений социальных прав, более трети относятся кнарушению жилищного законодательства, около 10% связаны снарушением трудовых прав. Многим я помог, но всех проблем я один не решу, необходима воля всех ветвей власти, участие всех граждан - собственников жилья. А гражданам я рекомендую быть более активными, вы же собственники!

Марина Семченко

Ключевыми направлениями Стратегии определены:

  • совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • оптимизация затрат на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • переселение граждан из аварийного жилья;
  • оказание качественных коммунальных услуг для населения;
  • общественный контроль.

Процесс управления МКД

Под этим термином понимается государственный механизм регулирования предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно лицензирование деятельности по управлению многоквартирным домом.

Федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 г. в Жилищный кодекс РФ введены поправки, обязывающие получать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью по управлению и содержанию многоквартирных домов лицензии в организациях государственного жилищного надзора субъекта РФ. Руководители управляющих компаний обязаны сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о повышении квалификации, в последующем подтверждая его, каждые пять лет.

В 2015 году в районе получили лицензии следующие организации: ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов), ООО «Управляющая компания» (руководитель Андрей Абрамов), ООО «ЖилСервис» (руководитель Ольга Юшина), ООО «Управдом Плюс».

По состоянию на 1 января на территории района находится 287 многоквартирных домов (без учета домов блокированной застройки). В настоящее время в управлении находится 181 многоквартирный дом (63% из числа многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способ управления).

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ внесены большие изменения в Жилищный кодекс:

  • изменен порядок формирования и оптимизации региональных программ капитального ремонта вместе со сроком его проведения;
  • определен правовой механизм функционирования специальных счетов;
  • закреплен правовой статус владельца этого счета;
  • разграничена деятельность региональных операторов.

По состоянию на 5.03.2016 года общая собираемость взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов составляет 83,6% (выше среднего показателя по области - 78,6%), в том числе собираемость взносов в жилых помещениях муниципальной собственности 88,95 (выше среднего показателя по области - 82,1%).

В 2016 году в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов планируется провести ремонт в 8 домах. Кроме этого в 2015 году по одному дому по адресу: г.Харовск, ул.Кирова, 10 ремонт не был осуществлен по причине отсутствия заявок от подрядных организаций при проведении конкурсных процедур. Данный дом также планируется отремонтировать в 2016 году.

Специализированной проектной организацией разработана сметная документация. Основные виды планируемых работ: ремонт кровель, инженерных систем, ремонт фасада. В настоящее время собственниками жилых помещений проводятся собрания по согласованию видов работ и сметной стоимости. Протоколы решений собственников должны быть направлены в НО ВО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Вологодской области» в срок до 1 апреля 2016 года. Далее Региональный оператор проводит конкурсные процедуры на выбор подрядной организации.

Согласно сметным расчетам общая потребность в финансовых средствах на ремонтные работы в 2016 году составляет 26 млн руб. Собираемость по району составляет 14,1 млн руб. В связи с этим возможна корректировка плана в сторону уменьшения видов ремонтных работ. Задолженность собственников жилых помещений по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 3,6 млн руб.

Переселение граждан из аварийного жилья

Необходимо в срок до 1 сентября 2017 года расселить граждан, проживающих в аварийном жилье, признанным таковым до 1 января 2012 года.

В 2015 году поданы заявки на участие в областной адресной программе №7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области» администрацией района и администрацией города Харовска.

Планируется переселить жильцов из 128 квартир, общей площадью 4470,3 кв.м. Подлежат сносу 65 домов.

До начала строительства жилых домов необходимо провести аукционы на аренду земельных участков, аукционы на долевое строительство или приобретение жилых помещений.

Общий объем финансирования с учетом средств Фонда содействия реформирования ЖКХ составит 153,8 млн руб., в т.ч. 7,7 млн руб. (5%) - средства местного бюджета.

Оказание качественных коммунальных услуг для населения

На территории района в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляют деятельность 14 организаций, трудятся 383 человека.

Основная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства состоит в повышении эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Достижение данных целей невозможно без тесных взаимодействий населения, представителей бизнеса и органов власти.

В 2015 году на уровне района рассмотрено 53 обращения граждан по вопросам жилищно-коммунальной сферы (25% от всех заявлений).

Благодаря тесному сотрудничеству с руководителями и специалистами отделения город Харовск ООО ММП «Межрайонные ЭТС» (руководитель Любовь Светикова) в администрации района за прошедший отопительный период рассмотрены обращения и приняты решения по обеспечению устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов восточной части города, отапливаемых от котельной №18, регулировке приборов учета тепловой энергии на многоквартирных домах, отапливаемых от котельной №10, предоставлению некачественной услуги по горячему водоснабжению в жилых домах, отапливаемых от котельной ООО «Харовсклеспром».

С 2016 года в отношении предприятий, осуществляющих теплоснабжение, будут применяться долгосрочные тарифы сроком на 3 года.

Снизилось количество обращений граждан по вопросу аварийных ситуаций на системах водоснабжения, эксплуатируемых ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов).

Обеспечение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения. Стратегией определено: организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в малых населенных пунктах, будет оказана государственная поддержка.

Общественный контроль

Эффективно решать проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и создать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах - общая цель участников общественного контроля.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определены субъекты общественного контроля: объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках Стратегии будет производиться контроль над реализацией программ капитального ремонта, который поможет получать своевременную информацию по его проведению по каждому многоквартирному дому, отследить этапы, качество, проконтролировать стоимость работ. Запущена автоматизированная система мониторинга реализации региональных программ. На сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Капитальный ремонт» будет показана степень реализации программы капитального ремонта.

На основании жалоб граждан Центрами общественного контроля составляется рейтинг наиболее актуальных проблем в жилищно-коммунальной сфере и формируются региональные рейтинги управляющих организаций.

За последнее десятилетие было принято огромное количество законов и программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Большинство граждан относится к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Причина в том, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги опережает темпы роста доходов граждан.

Несмотря на трудности, организации и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, находят пути решения и ставят задачи минимизации издержек. В отопительном периоде 2015/2016г. руководством ООО ММП «Межрайонные электротеплосети» приобретено топливо - каменный уголь по цене ниже прошлогодней на 30%, увеличена доля использования в котельных местных видов топлива (дров).

Значительным потенциалом развития жилищно-коммунального хозяйства является ресурсосбережение. Проведены мероприятия по оснащению 118 многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии (44%), все многоквартирные дома-потребители тепловой энергии до 0,2 Гкал оснащены приборами учета тепловой энергии, 84 дома (65%) имеют приборы учета холодного водопотребления.

Валентина МАКСИМОВА, заведующий отделом строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации района