Протестантизм. Мартин Лютер и начало Реформации. Причины успеха распространения идей Лютера. Реформатор мартин лютер и его противостояние католической церкви Мартин лютер основатель протестантизма

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника - .

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.


Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.


Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.


Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.


В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».


После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.


Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

Цитаты

«Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы».
«Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».
«Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

Библиография

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520)
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • О войне против турок (1528)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке(1538)
  • О евреях и их лжи (1543)

В начале 16 века многочисленные разрозненные проявления антиклерикализма слились в мощный поток Реформации, который постепенно захлестнул почти всю Европу, возвестив о рождении новой разновидности христианства – протестантизма. В эту эпоху радикального перелома в европейской культуре устанавливались новые социально-нравственные ориентиры на столетия вперёд. Центральной фигурой духовно-культурной жизни 16 века стал Мартин Лютер, сформулировавший основные положения протестантизма.

Яростной защитницей средневековых порядков была католическая Церковь, пользовавшаяся в 16 веке ещё огромной властью. Позже английский философ Томас Гоббс назвал папство «привидением умершей Римской империи, сидящим в короне на её гробу» . Своего апогея антицерковные настроения достигли в Германии. Их социальная база была крайне пёстрой: правители, добивавшиеся политической независимости от Рима; промышленники и торговцы, страдавшие от поборов и феодальной раздробленности; обедневшее дворянство и рыцарство, видевшее в Церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных; деятели культуры, скованные мёртвой церковной догмой; и, прежде всего, крестьяне и городские низы, на которых невыносимым гнётом ложилась вся общественная пирамида.

Началось всё с малопримечательного, на первый взгляд, эпизода: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник прибил к воротам собора тезисы, в которых он обличал практику продажи индульгенций. Главная идея тезисов была такова: для «спасения» требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить внешним денежным пожертвованием. В это время Лютер даже не помышлял о какой-либо радикальной реформе Церкви.

Церковь отреагировала незамедлительно, пригрозив Лютеру отлучением и даже физической расправой. Но здесь коса нашла на камень – виттенбергский священник отказался подчиниться силе. Однако и Папа Римский не мог уступить, поскольку конфликт получил уже слишком широкую огласку. Некоторое время продолжался обмен резкостями, пока, наконец, дело не завершилось тем, что 10 декабря 1520 года некогда образцовый монах Мартин Лютер публично сжёг папскую буллу, отлучавшую его от Церкви. Это был неслыханный по дерзости вызов не только букве веры, но и власти могущественного Ватикана.

Для того, чтобы одержать верх над могущественной в то время католической Церковью, необходимо было разрушить её догматический фундамент. Таким фундаментом было учение о том, что «спасение» невозможно без помощи Церкви, без благодати, содержащейся только в ней. Это учение было страшным оружием в руках Церкви. Ватикан мог отлучать и преследовать не только отдельных бунтарей, но и целые районы, обрекая тысячи людей на ужас и разорение. Поэтому в те богобоязненные времена покушаться на авторитет Рима можно было лишь его же оружием, то есть отвергать сакральность Церкви можно было лишь с жёсткой и авторитарной позиции, апеллирующей к неоспоримой божественной истине. Таким образом, «земной» ограниченности Церкви необходимо было противопоставить всемогущество самого Бога. Иными словами, свободу людей от притязаний Ватикана можно было обосновать лишь абсолютной зависимостью человека непосредственно от Творца, который распоряжается человеческой судьбой без каких-либо посредников. Именно поэтому протестанты решительно отвергали богодухновенность Священного Предания как произведения рук человеческих и единственным источником веры объявляли Библию.

Именно претензии Церкви на монопольное «небесное» представительство подвергались яростным нападкам со стороны Лютера. Между человеком и Богом, подчёркивал Лютер, не должно быть никаких посредников: Бог даёт спасение по своей свободной воле, а вовсе не понуждаемый к тому домогательствами грешника. Судьба человека определяется не Церковью, а всецело милостью Божьей. Верующий обретает спасение лишь постольку, поскольку осознаёт себя безнадёжным грешником, обретает личную веру в Бога, в искупительную жертву Иисуса Христа. Учение о личной вере как единственном условии спасения и составляет ядро протестантской догматики.

В отличие от католической Церкви, протестанты признают священной повседневную мирскую деятельность во всём её многообразии. Ведь если спасает лишь личная вера, то нет необходимости в особых магических ритуалах, изолированных от обычной жизни. Важно не то, что делает человек, не род занятий, не место в обществе, а осознание своего долга перед Богом. Важен не характер деятельности, а её мотив, то есть осознание своего земного призвания, освящённого Божией волей. Поэтому у протестантов заповедь «любви к ближнему» приравнивается к заповеди «службы» ближнему: человек не должен, наподобие монахов, бежать от мира; нет, ему следует «жить в миру», добросовестно исполнять своё земное призвание, помня о безграничном и пока им не заслуженном небесном милосердии. Служить Богу, подчёркивал Лютер, означает служить ближнему – любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается. Это и есть богослужение.

Своей концепцией личной веры, то есть отвергая способность Церкви обеспечить спасение, Лютер освободил человека от внешней, казённой религиозности. Он поставил его один на один с беспощадным Гневом Господним (Ira Dei), объявив, что спасение возможно лишь как дар Божий, исключительно по Его свободному волеизъявлению, но никак не по необходимости – по делам и заслугам человека. Отсюда, по мнению Лютера, высшая мудрость заключается в осознании того факта, что человек – это ничто.

Казалось бы, объявив, что человек – ничто, отвергнув свободу его воли и способность контролировать собственную судьбу, Лютер унизил достоинство человека, закрепив за ним рабское сознание. Но не будем торопиться с выводами. Если Ренессанс стремился к эмансипации человека как гуманного, разумного существа, то Реформация провозгласила эмансипацию человека как духовного существа. Иными словами, Ренессанс способствовал возрождению человека во вновь открытом мире, Реформация же способствовала возрождению человека в Боге.

Проблему свободы человека Лютер рассматривает в своей работе «Свобода христианина». В ней мы обнаруживаем два, казалось бы, противоречащих друг другу тезиса: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего и не подвластен никому» и «Христианин является покорнейшим слугой всего сущего и подвластен всем». Это противоречие Лютер объясняет двойственной природой человека. Поскольку человек обладает душой и телом, Лютер говорит о человеке «внутреннем и духовном» и «телесном и наружном».

Праведность и свобода души не зависит ни от каких земных условий. Душа «может обойтись без всего, за исключением Слова Божьего», поскольку «оправдывается одной лишь верой и не оправдывается никакими делами». Тем самым, судьба христианина не зависит от человека внешнего, телесного. «Наружный» человек живёт смертной, земной жизнью, в которой «он сталкивается с противодействием своей плоти, ищущей собственной выгоды». Поэтому «человек не может вести праздную жизнь и должен творить добрые дела для того, чтобы поработить в себе ветхого человека». Дела эти сами по себе не оправдывают человека перед Богом, они – лишь плод веры, «непосредственной, естественной любви и покорности Богу». Итак, согласно Лютеру, истинный христианин свободен, потому что его судьба вырвана Богом их круговорота земных дел. Поскольку же он живёт в обществе, то должен быть слугой людей и безропотно подчиняться мирским правителям.

Своё отношение к мирским правителям Лютер излагает в работе «О светской власти». По его мнению, истинно уверовавшие во Христа и принадлежащие Христу люди «не нуждаются ни в светском мече, ни в законе. И если бы весь мир состоял из подлинных христиан, то есть из истинно верующих, то не было бы необходимости или пользы ни в князьях, ни в королях, ни в господах, ни в мече, ни в законе». Поскольку же мир полон зла, то Бог учредил светское правление, «сдерживающее нехристиан и злых, заставляющее их, хотя бы против воли, сохранять внешний мир и спокойствие».

Отсюда Лютер делает вывод: «Раз меч полезен и необходим для охраны мира, наказания греха и защиты от злых, то христианин охотно подчиняется правлению меча: платит подати, почитает начальство, служит, помогает, делает всё, что идёт на пользу светской власти, дабы её не забывали и боялись».

Лютер и в этом вопросе, как всегда, категоричен и не признаёт полутонов. Далее он пишет: «Если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ, то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегать властями, без которых нельзя обойтись, и чтобы они не пришли в упадок или не исчезли». Однако, подчёркивает Лютер, есть сфера, вмешательство властей в которую не допустимо. Это – сфера души. По мнению Лютера, «если светская власть осмеливается диктовать законы душам, то она грубо вмешивается в Правление Господа, соблазняет и портит души». Здесь христианин не должен уступать, иначе он предаёт Бога. Послушание относится к светской, но не к религиозной жизни.

Значение лютеровских идей выходило за рамки сугубо религиозной проблематики. Они утверждали изначальное (онтологическое) равенство всех верующих в главном – в глазах Бога. Они пробуждали в мирянине чувство собственного достоинства и внутренней независимости от всех земных, «внешних» сил. Да, Лютер унижал человека в «вертикальном» измерении – в сопоставлении с Богом и его суверенной волей. Но, тем самым, он возвышал каждого отдельного индивидуума в измерении «горизонтальном» – в сопоставлении с земными владыками, поскольку признавал его равенство в главном – в возможности его прямой связи с Богом. Причём эта связь опосредуется не Церковью, а только собственной совестью, а также способностью воплощать Волю Божию в выпавшем на долю человека мирском деле.

Лютер утверждал полное доверие к личностному религиозно-духовному опыту человека, превосходящему в глазах Бога все папские догмы и хитроумные интеллигентские умствования. Таким образом, в глубинном культурно-историческом смысле, Лютер утверждал новое понимание человека, соответствующее духу свободы и индивидуализма.

31 октября 1517 года весьма активный католический проповедник из ордена августинцев, 34-летний священник по имени (1483-1546), прибил к воротам замкового храма саксонского города Виттенберга свой богословский манифест, состоящий из 95 тезисов. В самом этом событии не было ничего экстраординарного: идет вторая декада XVI века, эпоха «высокого Возрождения», которое скоро перейдет в «позднее». Недавно скончались такие титаны ренессансного искусства, как Беллини, Джордоне, Ботичелли, Браманте, год назад умер Босх, через два года умрет Леонардо до Винчи, через три – Рафаэль. Микеланджело уже расписал Сикстинскую капеллу, Дюрер уже создал почти все свои шедевры. Испанцы давно открыли Америку и изучают ее во всех направлениях, португальцы уже проложили морской путь в Индию, а Магеллан уже снаряжается в кругосветку. Книгопечатание развивается уже более полувека, в одной только Германии уже более десяти университетов, где, как и положено, ведутся теологические споры, причем споры публичные. В Оксфорде давно собирается кружок т.н. христианских гуманистов во главе с деканом собора святого Павла в Лондоне Джоном Колетом, отвергающим Исповедь и другие церковные установления. Никколо Макиавелли уже написал своего «Государя» (1513), Томас Мор уже сочинил свою «Утопию» (1516), Эразм Роттердамский уже издал все свои основные работы и как раз в том же году выпустил в Базеле первое критическое издание Нового Завета. За год до этого в Генуе уже вышло первое критическое издание Псалтири, на четырех языках и с тремя латинскими переводами. Иоганн Рейхлин уже доказал необходимость изучать еврейские книги, так что под его влиянием папа Лев Х не только отказался запрещать иудеям Талмуд, но даже открыл кафедру иврита в Риме. Богословские брожения касаются не только образованной элиты, но и «широких народных масс»: вальденсы во Франции и Италии совсем не исчезли, гуситы в Чехии давно стали местной конфессией, по всему католическому миру, здесь и там, возникают харизматические общины разной степени экзальтации. Так что появление нового Савонаролы в любой точке Европы было бы вполне ожидаемо, как ожидаем был бы его исход – либо полная безвестность, в которую кануло множество несостоявшихся савонарол, либо публичная казнь вместо объявленного конца света, которой удостоился состоявшийся Джироламо Савонарола 19 лет назад. Единственное, что могло быть абсолютно неожиданным, так это то, что новый Савонарола не только останется известным и живым, но еще и победит, уведя с собой не то что один город или даже страну, а почти половину Европы. Именно поэтому с 31 октября 1517 года отсчитывается не только история учения самого Мартина Лютера, но и всей Реформации, иначе называемой протестантизмом.

Реформация и Модерн

Религия – в первую очередь мировоззрение, и вызов протестантизма – мировоззренческий вызов

Что нового и удивительного можно сказать об историческом явлении, которому исполнилось уже 500 лет и без которого все эти 500 лет невозможно представить? На первый взгляд, совершенно нечего: протестантизм сыграл ключевую роль в становлении современной цивилизации, и любой современный человек должен был бы быть в курсе своей «родословной». Не иметь никаких сведений о Лютере – то же самое, что ничего не знать о Колумбе, Копернике или Шекспире: мы не обязаны всем этим людям своим существованием, но само наше существование без них могло бы быть несколько иным, мы просто бы жили в другой культуре. Невнимательность к религиозному фактору объясняется вовсе не равнодушием к самой религии, как это может показаться на первый взгляд, а недооценкой той важнейшей сферы человеческой жизни, которую религия непосредственно касается – сферы мировоззрения. Любая религия – это в первую очередь мировоззрение, которое должно определять всю жизнь, и вызов протестантизма – это в первую очередь мировоззренческий вызов, всё остальное здесь вторично. Игнорирование мировоззренческой сути любой религии порождает ложные мифы даже о ее внешних и случайных свойствах, и эти мифы успешно поддерживаются всеми, кто готов, например, бесконечно говорить о вреде или пользе Реформации, но не прочесть всего один раз хотя бы те же «95 тезисов». Наиболее часто повторяемые мифы о протестантизме, – повторяемые не только поверхностными журналистами и малообразованными политиками, но и вроде бы серьезными гуманитариями, – это мифы о том, что Реформация выступала за ценность свободы против религиозного «деспотизма», отстаивала ценность разума против религиозного «мракобесия».

Если обратиться к доктринам Реформации, то ни о каком «прогрессе» там речи не идет

Стоит заметить, что такое понимание протестантизма связано, прежде всего, с глубоко клишированным восприятием самой европейской истории как однолинейного «прогресса», где на смену «темному Средневековью» вдруг приходят «светлые» тенденции Нового времени (Модерна), все без исключения «освободительные» и «рациональные» – Ренессанс, Гуманизм, Реформация и, наконец, само Просвещение. Реформация в этой схеме воспринимается не как самостоятельное явление, а просто как определенная стадия или аспект общего «прогрессивного» движения вперед, как будто Лютер и прочие отцы-основатели протестантизма были вполне солидарны с этим «прогрессом», и по своим взглядам они уж точно ближе к будущим французским революционерам, чем к испанским инквизиторам. Но если обратиться к реальным доктринам и текстам самих основоположников Реформации, то ни о каком «прогрессе» или «революции» там речи не идет. Обличительный пафос первых протестантов касался исключительно богословских вопросов, и сам раскол Римско-католической церкви в XVI веке был сугубо религиозным конфликтом, на который наслоились другие конфликты – социальные, политические, геополитические, экономические, – обеспечившие ему столь масштабную эскалацию, а самому Лютеру – фактическую победу.

Лютер не понимал, что такое Церковь

Изначальным поводом для возмущения относительно молодого монаха-августинца были злоупотребления католическими клириками своим положением и откровенная торговля церковными таинствами, особенно индульгенцией – отпущением грехов, которое при наличии должной платы подменяло собой таинство Исповеди. Столь порочная практика, явно противоречащая христианству, вовсе не была свойственна тысячелетней средневековой церковности: это как раз «дань времени» того самого Ренессанса, возрождающего античные, языческие страсти, заразившие даже Ватикан, придворным нравам которого наивный Мартин ужаснулся еще в 1511-м году, когда был там по делам своего ордена. Эксцессы торговли индульгенциями не знали границ: самый смешной случай произошел с их главным защитником, монахом-доминиканцем Иоганном Тецелем из Лейпцига, который за немедленную плату согласился отпустить будущий, еще не свершившийся грех одному хитроумному богатому аристократу. Когда Тецель вышел за пределы города, то этот аристократ выследил его и жестоко избил, объяснив, что именно этот грех он имел в виду… У любого честного христианина такая торговля спасением вызывала бы законное возмущение, но Лютер решил пойти дальше и пересмотреть те минимальные богословские основания, которые позволяют священникам оправдывать эту практику. В итоге за несколько лет Лютер совершил стремительную эволюцию, а точнее революцию, от благонамеренного критика церковного неблагочестия до основателя новой крупнейшей конфессии, еретической как с точки зрения католицизма, так и, конечно, самого Православия, о котором Лютер, по всей видимости, почти ничего не знал. Впрочем, говорить о том, что Лютер чего-то очень важного не знал, довольно сложно, потому что для своего времени и места он был одним из самых образованных людей. Достаточно вспомнить, что именно он переведет на немецкий язык Библию, положив начало не только протестантскому богословию, но и немецкому литературному языку. Но с православной точки зрения можно совершенно точно сказать, что он чего-то очень важного в христианстве не понимал, а именно – Лютер не понимал, что такое Церковь, и это непонимание лежит в основе всей протестантской экклезиологии. Неслучайно вместо одной Лютеранской церкви Реформация породила десятки и сотни новых расколов и сект, которые даже при самой щепетильной политкорректности очень трудно назвать «церквями».

Реформация и свобода

Господь доверяет Своим ученикам право участия в спасении других людей

Главное острие критики Лютера изначально было обращено против права священства отпускать грехи за деньги, но поскольку апологеты этой практики типа Иоганна Тецеля не находили ничего лучше, чем ничтоже сумняшеся оправдывать его уникальным даром священства отпускать любые грехи, то Лютер очень скоро решил, что и это право надо пересмотреть. И вот тут возникает самый парадоксальный момент: право Церкви управлять духовной жизнью своих членов возможно не потому, что человек в христианстве слишком несвободен, а наоборот – потому что он слишком свободен. Основой основ христианской экклезиологии является тот уникальный дар соучаствовать в спасении людей, который сам Иисус Христос дал своим апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18), кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22‒23). Этот дар апостолы получили в момент нисхождения на них Святого Духа в Пятидесятницу, и далее они по своему усмотрению передавали его своим ученикам через рукоположение в сан епископа, почему цепочка епископских рукоположений до конца времен называется апостольским преемством. В свою очередь, само это право «вязать и решить» возможно именно потому, что человеческая личность создана по образу Божию, неотъемлемым свойством которого является свобода – свобода мысли и действия. Если бы человек не обладал определенной онтологической свободой, то и никаких прав у него бы не было, но Господь доверяет Своим ученикам самое ответственное из всех возможных прав – право участия в спасении других людей, в решении их посмертной участи. Лютер очень четко осознал эту логическую связь, но она ему не понравилась. Как большой поклонник Блаженного Августина, который в свое время очень ревностно отстаивал примат Божественной воли и Благодати над человеческой свободой, Лютер радикализирует позицию Августина до того, что человеческие дела якобы не имеют никакой силы для спасения, а спасается человек «только верой» (лат. sola fide) или, иначе, «только благодатью» (лат. sola gratia). И не стоит думать, что самому Лютеру хоть сколько-нибудь дискомфортно сознавать свою несвободу: «Что касается меня, то признаюсь: если бы это и было возможно, я не хотел бы обладать свободной волей или иметь в своей власти нечто, при помощи чего я мог бы стремиться к спасению » («О рабстве воли», 1525).

Таким образом, Лютер отрицает базовый принцип отношения Бога и человека, раскрытый в православном исихазме, – принцип синергии (взаимодействия) абсолютно свободной воли Творца и относительно свободной воли человека, сотворенного по Его образу. А раз так, то и все содержание церковной жизни, все таинства и само священство оказываются бессмысленными, ведь Церковь как институт спасения возможна именно потому, что человек может участвовать в этом спасении, а священство может обеспечить путь к этому спасению через церковные таинства. В итоге Лютер доходит до того, что отвергает все Священное Предание Церкви именно как священное, то есть богодухновенное: для него отныне это просто собрание более-менее авторитетных христианских наставлений, не более того. В таком случае все Церковные Соборы – просто епископские конференции, а их каноны – просто условные правила. Что же тогда остается от всего христианства? Остается только само Откровение Божие, только само Евангелие, а поскольку его никак нельзя отсечь от всех книг Священного Писания, то это в целом вся Библия, которую Лютер старательно переводит на немецкий язык. Так к принципу спасения только верой и благодатью добавляется принцип спасения «только Писанием» (лат. sola Scriptura). В этой ситуации функция священника сводится, в первую очередь, к знанию и толкованию Писания, и это очень похоже на положение раввинов в иудаизме или муфтиев в исламе. Последовательная логика протестантизма должна привести к этому результату – идее «Церкви» как неиерархической общины верующих, руководствующихся только Писанием при помощи избираемых авторитетных наставников. Собственно, именно таким путем пошли наиболее радикальные протестанты, но сам Лютер не был последователен в своих выводах: ему еще очень хотелось сохранить мистическое представление о Церкви, о Крещении и Евхаристии, об особой роли священника и необходимости молитвы, более того, даже о добрых делах во имя Господа, и поэтому он основал самую умеренную версию протестантизма, названную по его имени лютеранством, а иначе – Евангелической церковью. Все же остальные протестантские организации вполне можно классифицировать по степени последовательного отказа от Священного Предания как проявления той самой человеческой свободы воли.

Если никакого Священного Предания нет, то каждый сам себе Вселенский Собор

Однако протестантское отрицание свободы воли на практике привело к следующему парадоксу: если никакого нет и апостольское преемство невозможно, то каждый сам себе становится конечным авторитетом по всем богословским вопросам, каждый сам себе и отец Церкви, и весь Вселенский Собор. Этот вывод уже был предопределен в 37-м тезисе Лютера: «Всякий истинный христианин, живой или мертвый, причастен ко всем благам Христа и Церкви, вследствие дара Божия и без отпустительных грамот ». Поэтому в то время как одни последователи Реформации схватились за Библию как единственный источник веры, стали буквально понимать все ее цитаты и породили знаменитый протестантский фундаментализм, другие наследники Лютера стали совершенно произвольно толковать любые библейские фрагменты и породили не менее знаменитый протестантский либерализм. Но обе крайности едины в одном: между Писанием и человеком никакой опосредующей инстанции не может быть, потому что никто не имеет права устанавливать единственно верное толкование самого Писания. Поэтому сам Лютер мог себе позволить абсолютизировать одно апостольское утверждение – Праведный верою жив будет (Рим. 1,17) – и фактически игнорировать другое: вера без дел мертва (Иак. 2, 17). Такая ситуация совершенно недопустима для православного богословия, которое исходит из того, что Писание и Предание – два источника одной веры, потому что каждый из них отражает веру единой Церкви, и в этом смысле источник веры только один – сама Церковь, формирующая собственное Предание, центральную часть которого образует Священное Писание. И интерпретировать это Писание можно только при учете всех его фрагментов, в его целом, а также при учете комментариев отцов Церкви.

Реформация и Разум

Писание и Предание – два источника одной веры

С отрицанием свободы воли напрямую взаимосвязано другое ключевое положение протестантского мировоззрения, на которое значительно реже обращают внимание критики Реформации, а именно – отрицание необходимой роли человеческого разума в познании истины. Так же, как из факта грехопадшего состояния человеческой воли Лютер приходит к отрицанию самой свободы воли, так и из факта грехопадшего состояния человеческого разума он приходит к отрицанию самого разума. Атеисты любят цитировать презрительные слова Лютера о разуме, как будто он выражает позицию всего христианства, в то время как с православной точки зрения разум – это неотъемлемое свойство образа Божия в человеке, наравне со свободой. Самый авторитетный православный компендиум всех времен – «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина – начинается с апологии познания: «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Наоборот, незнание есть тьма. Как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума », а отвержение всякого познания он даже называет ересью гносеомахии (88-я в его списке «О ста ересях»). Но отцы Церкви для Лютера не авторитетны, и в своей работе «О рабстве воли» он даже утверждает, что «человеческий разум мелет одни только глупости и вздор », «никто не может лучше понять слова Божьи, чем те, у которых слаб разум. И Христос ведь пришел ради слабых разумом или тех, у кого разум слаб ». Поэтому протестантская теология с самого начала занимала позицию принципиального антиинтеллектуализма и отвергала все достижения христианской схоластики не потому, что схоластика была для нее слишком догматичной, а наоборот – потому что она была слишком рациональной. Спасение «только верой» закономерно отрицает не только свободу воли, но и разум, который оказывается здесь лишним и мешает чистой вере.

Спасение «только верой» закономерно отрицает не только свободу воли, но и разум

Установка Лютера на несовместимость веры и разума, исторически восходящая к известному латинскому апологету Тертуллиану, который в итоге ушел из христианства, как слишком интеллектуальной религии, предвосхитила атеистическое понимание любой религии как сугубо иррациональной, чисто чувственной сферы, где рассуждающему сознанию делать нечего. И в этом отношении протестантская Реформация, аналогично «неоязыческому» Ренессансу, действительно способствовала секуляризации Нового времени. Оба движения совпали в двух ключевых позициях – отрицании христианской синергии и отрицании христианского интеллектуализма. Во-первых, Реформация породила идею абсолютного Божественного предопределения, которая вполне отвечала языческому представлению о непреодолимом мистическом фатуме как главном принципе человеческой жизни, возрожденном любителями античности. Именно из этих двух корней вырастает безудержный детерминизм XVIII-XX вв., когда разные теории будут предлагать какой-то один безличный фактор, определяющий всю мировую историю. Во-вторых, противопоставив веру и разум, Реформация породила сентиментальный пиетизм, вполне отвечающий возрожденному Ренессансом языческому культу страстей, когда поиск «живого Бога» подменялся поиском новых острых переживаний. Но если бы встреча Реформации с Ренессансом способствовала только секуляризации, то для самого христианства это был бы лишь внешний вызов. Гораздо большую опасность представляет тот факт, что когда еще на рубеже XVIII-XIX веков возникла первая «романтическая» реакция, то ее адепты по умолчанию приняли аксиомы самого Просвещения: это отождествление религии с чистой иррациональностью и веру в существование всеопределяющего безличного начала истории. Поскольку же из романтической реакции вышел весь европейский консерватизм, включая русский и православный, то эти ложные представления до сих пор весьма популярны среди современных консерваторов. Казалось бы, мы очень далеко ушли от главной темы статьи, но на самом деле речь идет о заочном влиянии Мартина Лютера даже на современный православный консерватизм. Многие ли православные ревнители, искреннее критикующие какие-либо «протестантские влияния», не согласятся с тем, что свобода – это греховная ценность и от человеческой воли вообще ничего не зависит? Или с тем, что человеческий разум слишком греховен, чтобы рассуждать о Божественных вещах, и православная вера несовместима ни с какой рациональностью? А ведь это типично протестантские представления, не имеющие никакого отношения к православной вере, хотя их сторонники могут быть уверены в том, что Реформация несла в мир «революционные» ценности Свободы и Разума.

От победы к поражению

Мартин Лютер победил в свое время не потому, что он сумел вдохновить «широкие слои населения», и тем более не потому, что его богословские аргументы казались более убедительными, а потому, что его проповедь оказалась выгодной реальной политической силе – владетельным немецким князьям, ландграфам и курфюрстам, которые давно мечтали о полной религиозной независимости от Рима, и у них были силы оказать реальное сопротивление католическим войскам. И сам Лютер поставил не на аморфный народ, а на организованное государство, что было весьма умно с его стороны. Неслучайно первая политическая работа Лютера была обращена «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520), а когда возникла угроза народных восстаний, то он писал «Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа» (1522) и «Против убийственных и грабящих орд крестьян» (1524). Поэтому никакие классовые войны, о которых говорят марксисты, к самой Реформации не имели никакого отношения – скорее, были задействованы межнациональные и геополитические конфликты.

Да, Лютер победил, если учесть, что уже при его жизни почти вся Северная Европа откололась от Римско-католической церкви и покрылась конфедерацией лютеранских епархий. Но уже при его жизни протестантизм начал постоянно дробиться, так что сегодня Евангелическо-лютеранская церковь – далеко не самая крупная протестантская деноминация в мире, даже баптистов и пятидесятников больше. Также и в самой Германии, которая благодаря Лютеру, казалось бы, обрела собственную «национальную конфессию», католики численно перевешивают протестантов. Но проблема не столько в количестве лютеран, сколько в качестве современного лютеранства, которое, будучи самой старой и «традиционной» протестантской церковью, одновременно стало и одной из самых либеральных. Конечно, среди лютеранских церквей нет абсолютного единства по всем вероучительным вопросам, и среди них есть как более консервативные, так и более модернистские направления. Но достаточно сказать, что во главе крупнейшей лютеранской организации – государственной церкви Швеции – стоит архиепископ Упсалы женщина Антье Якелен, а епископ Стокгольма – мало того что женщина, но и открытая лесбиянка Ева Брунне, проживающая со своей «женой», «священницей» Гуниллой Линден. И эти факты давно уже никого не удивляют: для сегодняшних наследников Лютера это вполне нормально, не говоря уже о более предсказуемых «послаблениях», которые сам Лютер в принципе не мог себе представить.

Потому что если между мной и Писанием нет никаких безусловных авторитетов, которые могли бы объяснять мне Писание, то единственным авторитетом оказываюсь я сам, и я сам решаю, что там написано и как это понимать. Перефразируя героя «Бесов» Шигалева, исхожу из абсолютной несвободы – прихожу к абсолютному произволу. И в этом смысле в долгосрочной перспективе Лютер, конечно, проиграл: стоило восставать против папской апостасии, чтобы породить еще большую апостасию?

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.