Развитие речи. лексическая тема * дом. Тема: «Мой дом». Открытое занятие в средней группе Занятие для малышей на тему дом

Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных зданий; способствовать систематизации знаний о разнообразных постройках; развивать познавательную активность, наблюдательность.

Материал: картинки с цветными изображениями разных домов, заранее приготовленные воспитателем карточки с соответствующими силуэтами этих домов.

Игровые правила: правильно подобрать силуэтное и цветное изображение построек.

Игровые действия: поиск карточек с цветным или силуэтным изображением, соревнование.

Ход игры

В начале игры воспитатель объясняет значение слова «силуэт».

Вариант 1. Воспитатель демонстрирует карточки с цветными изображениями построек и просит их назвать. Затем показывает силуэтную карточку. Играющие должны определить, какому дому подходит данный силуэт.

Вариант 2. Силуэтные карточки раздаются детям. Ведущий берёт любую карточку с цветным изображением постройки и предлагает её играющим, спрашивая: «У кого силуэт этого дома?»

Вариант 3. У каждого из играющих детей по 3-4 силуэтные карточки, а все цветные карточки лежат на столе. Играющие должны найти пару. Выигрывает тот, кто быстрее нашёл все пары.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: познакомить детей с временными и причинно-следственными связями; помочь усвоить стадии трудового процесса строительства, создания различных предметов рукотворного мира и осознать наличие факторов, определяющих способы действия с этим предметом; способствовать развитию у детей таких психических качеств, как память, внимание, воображение, речь и таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение; стимулировать развитие мелкой моторики рук.

Дидактический материал: карточки для построения логической цепочки из нескольких звеньев.

Игровые правила: выигрывает тот, кто первым подберёт карточки, сложит их и объяснит логику построения данной цепочки.

Игровые действия: выстроить логическую цепочку из нескольких звеньев.

Ход игры

Разложи в ряд историю создания дома: что чем было? Что чем стало?

1) Кирпичный дом (был чем?) - лотком кирпичей (были чем?) - горкой глины.

2) Горка глины (стала чем?) - лотком кирпичей (стал чем?) - домом (зданием).

3) Окно (было чем?) - рамой и стеклом (были чем?) - деревом и песком.

4) Обои (были чем?) - бумагой и красками (были чем?) - деревом и водой с красителем.

5) Водопровод (был чем?) - трубами и изоляционными материалами (были чем?) - металлом, пластмассой, резиной.

Вариант 1. «А что потом?»

Воспитатель даёт ребёнку первую карточку (например, с изображением кирпича) и предлагает вспомнить, что можно сделать из этого предмета. Ребёнок должен найти вторую карточку с изображением стены, приставить к первой и вспомнить, где используются стены (жилой дом).

Вариант 2. «А что было раньше?»

Воспитатель дает ребёнку третью карточку (например, с изображением дома) и предлагает вспомнить, из чего собран такой дом (первая карточка). А чтобы дом построить, что используют люди? Ребёнок
отыскивает вторую карточку с изображением строительных материалов или инструментов.

Вариант 3. «Что было до и что станет после?»

Воспитатель даёт ребёнку вторую карточку (например, с изображением оконного стекла) и предлагает вспомнить, чем оно было до того, - песком (первая карточка). А затем спрашивает, что из этого стекла сделают потом строители, - окно в доме (третья карточка).

После того как дети хорошо освоят игру, можно предложить собирать логические цепочки на скорость. Кто первым соберёт цепочку, тот и выигрывает.

Занятие «Чем ты украсишь комнату?»

Цель: подводить детей к пониманию того, что человек создаёт предметы, чтобы украсить свою жизнь; побуждать находить вещи, выполняющие эстетические функции.

Материал: кукольные комнаты (кухня, гостиная, спальня), нарисованные на картоне; игрушечная мебель; картинки с изображениями предметов (картины, матрёшки, скульптуры, композиции из цветов, расписной посуды, доски, полотенца, прихватки, старинного самовара, вазы и др.)

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о том, что люди издавна стремились украсить свой дом. Делали столы, стулья, шкафы и т.д., а если покупали мебель, то делали много, чтобы дома всегда было уютно.

Затем меняет расположение предметов, стремясь по возможности создать смешные, невероятные ситуации. Дети в это время отворачиваются. После того как воспитатель закончил, поворачиваются, замечают непривычное сочетание предметов. Они должны вспомнить, как было раньше, рассказать об этом и только потом восстановить прежний порядок.

Игра «Умозаключения»

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

Задание «Закончи предложение».

Дом нужен человеку для того, чтобы…

Дом надо утеплять потому, что…

В доме нужны окна для того, чтобы…

На входной двери нужен глазок для того, чтобы…

Домофон нужен, чтобы…

Мы в доме поменяли окна потому, что…

В нашем доме сделали ремонт, потому что…

Этот дом считается старинным потому, что…

Это здание называют памятником архитектуры потому, что …

В домах проводят электричество, чтобы…

В домах проводят газ, чтобы…

Во всём доме стало темно потому, что…

Занятие «Конструирование фраз»

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления; активизировать в речи предлоги; упражнять в согласовании слов и построении простых предложений из заданных слов.

Задание: соединить два слова при помощи предлога или падежа в предложении.

Слова для работы: строители - леса, крыша - дом, новосёлы - дом, почтовый ящик - подъезд, собака - лифт, мяч - лестница, перила - лестница, балкон - цветы … и т.д.

Воспитатель встречает мам с детьми на ковре. Все становятся в круг.

Приветствие.

Для каждого пришедшего ребенка поется эта песенка. Можно проговаривать слова, как стихотворение.

По дорожке весело вместе мы шагаем, идем по кругу, взявшись за руки

И с Артемом дружно песню напеваем:

Ну-ка вместе хлоп-хлоп-хлоп, хлопаем

Ну-кв вместе топ-топ-топ, топаем

А потом прыг-скок, прыг-скок, прыгаем

Улыбнись, дружок!

Мы сегодня с вами поговорим о доме. Вот дом (показываю на игрушечный дом). А кто живет в ном? Узнаем. Но сначала покажем, как можно построить дом.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Тук, тук молотком,

Будем строить новый дом (кулачок об кулачок)

Ры, ры, ры, ры

Есть работа для пилы (руки вперед - назад)

Ры, ры, ры, ры

Застучали топоры (Взмахи руками)

Ша, ша, ша, ша

Крыша очень хороша (руки «домиком)

Тук, тук молотком

Получился новый дом!

Узнаем, кто живет в этом доме. Присаживайтесь на стульчики.

Мамы с детками садятся на ковер на стульчики. Перед ними мольберт с иллюстрацией «Семья».

Рассматривание иллюстрации

Посмотрите, здесь нарисована семья: это мама, это папа, это бабушка, это дедушка, это дочка, это сын. Мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын - все это семья. В семье все заботятся друг о друге, любят друг друга.

Пальчиковая rимнастика «Моя семья»

А теперь наши пальчики поиграют в семью. Посмотрите на свои пальчики. Они все вместе, как будто одна семья. Давайте расскажем про семью.

С каждой строчкой ребенок загибает по одному пальцу, начиная с большого. Мамы помогают.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а этот пальчик - я.

Вот моя семьяl

Пальчиковая гимнастика повторяется два раза.

Игровое упражнение «Назови свое имя»

Ребята, в семье все любят друг друга и называют ласково друг друга. Как тебя мама называет ласково? Давайте вместе назовем ребенка ласково.

Имя ребенка проговаривается два раза: первый – он сам пытается его назвать, если не может – помогает мама; второй раз проговаривают все дети и мамы вместе

Игра «Дочки, сыночки»

Ребята, наши девочки в семье - дочки. А наши мальчики в семье - сыночки. Кто наши девочки в семье? (Дочки.) Кто наши мальчики в семье? (Сыночки.)

А теперь будьте внимательны. Когда я скажу дочки - только девочки захлопают в ладоши. А когда я скажу сыночки" - только мальчики захлопают в ладоши. Где же, где же наши дочки? Вот они, вот они.

Хлопают в ладоши девочки

Где же, где же наши сыночки? Вот они, вот они.

Хлопают в ладоши.мальчики.

Кто же у нас есть в семье? Отгадайте загадку.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас

Не смыкая ночью глаз?

Мама дорогая.

Ребята, давайте покажем, как нас мама крепко обнимает. (Дети обнимают себя за плечи.) А как она вас ласкает? (Дети гладят себя по голове.) А как мы ласково назовем маму? (Мамочка.)

Вот какая наша мама: добрая, хорошая, красивая, внимательная. А еще мама трудолюбивая. Мама очень любит нас и заботится о вас. Она стирает, варит, играет вместе с нами, мама очень устает. Она будет очень рада, если мы поможем ей.

Посмотрите, сколько грязных платочков скопилось. Надо их постирать.

Игра «Поможем маме»

Воспитатель проговаривает и показывает игровые действия. Дети повторяют за ним. Мамы помогают

Возьмем стул и принесем его на ковер.

На стул поставим тазик.

Возьмем стакан. Там у нас как будто «вода», поставим стакан рядом с тазиком.

Возьмем грязный платочек и повесим его на спинку стула.

Начнем стирку.

Мы водичку выливаем, выливаем, выливаем.

Порошок мы насыпаем, насыпаем, насыпаем.

В таз платочки опускаем, опускаем, опускаем.

В тазу платочки поласкаем, поласкаем, поласкаем.

А теперь их постираем, постираем, постираем.

И опять прополоскаем, полоскаем, полоскаем.

А теперь их отжимаем, отжимаем, отжимаем.

У всех чистые платочки? Проверим. Возьмем за концы и встряхнем. На платочки посмотрим со всех сторон. Осталось нам их посушить

Упражнение «Повесим платочки на веревку»

мамы помогают держать прищепки

Давайте покажем, как вы помогаете маме развешивать белье.

Воспитатель предлагает детям взять по одному платочку и повесить на веревку, закрепляя их прищепками.

Поиграем с мамой в прятки – музыкальная игра

(С мамой рядышком иду, маму за руку держу.)

Все нашли своих мам? А некоторые малыши не могут. Давайте им поможем.

Найди мам для всех малышей

Детям раздаются листы с нарисованными на них животными и их детенышами. Задание – соединить линии мам и малышей. Дети выполняют работу простыми карандашами

Ой, а что случилось? Откуда такой шум. А, это папа ремонтирует дом. Давайте ему поможем, выходите на ковер.

Пальчиковая гимнастика «Поможем папе»

Тук-тук-тук-, тук-тук-тук,

Раздается звонкий стук.

Мы стучим молотком,

Ремонтируем наш дом.

Мы кончаем шины

У нашей машины.

Ш-ш-ш, ш-ш-ш.

С папой в магазин пойдем

И продукты принесем.

Вот так, вот так

И продукты принесем.

Пока шли из магазина, в сумке все продукты перепутались. Давайте разложим по разным тарелочкам макароны и фасоль.

Игра «Разложи макароны и фасоль»

А еще в нашем доме живет бабушка. Она очень любит рассказывать сказки. Я буду, как будто бабушкой, надену платок. Идите, ребятки, расскажу вам сказку.

Воспитатель садиться перед детьми на стульчик, рядом ставит корзинку с атрибутами сказки «Курочка Ряба»: фуражку или шапку – дедушке, платочек – бабушке, ушки-ободок – мышке, жабо – курочке. В корзинке лежат яйца – цветное и белое, две ложки.

А вы мне поможете рассказать сказку? Кто хочет быть дедушкой (надеваем на ребенка шапку) и т.д.

Перед детьми ставим маленький столик, за него сажаем деда и баку. Рассказывая сказку, предлагайте детям выполнять несложные движения и звукоподражания

Сказка-игра «Курочка Ряба»

А чтобы у деда и бабки всегда было много яиц, надо Курочку хорошо кормить.

Рисование «Зернышки для курочки Рябы»

Давайте накормим курочку Рябу - нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке.

Какие ребятки, вы сегодня молодцы: маме помоглм – платочки постирали, папе помогла – продукты разобрали, с бабушкой и дедушкой рассказали сказку и Курочку Рябу покормили.

Давайте скажем друг другу «Спасибо» и похлопаем в ладоши.

раиса цехмистро

Конспект для детей 3-4 лет .

«Есть у каждого свой дом , своя улица ».

Цель. Закрепить у детей знания о понятии «дом» .

Задачи. Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Развивать связную речь через ответы на вопросы. Развивать образное мышление и память, развивать внимание, воображение, творческие способности.

Продолжать знакомить детей с видами домов . Расширять знания детей о своей «малой родине» , улицах , жилых домах. Закрепить умение называть свой адрес . Повторить жилища животных.

Материал : фотографии достопримечательностей города, картинки животных и их жилища «Кто где живёт?» , глобус земли.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Ход организованной образовательной деятельности.

Воспитатель : Сюрпризный момент : конверт с изображением силуэта города.

Ребята, нам пришло письмо с изображением какого-то города, мы с вами должны его разгадать.

Воспитатель : Сегодня у нас необычное занятие . Нам нужно узнать, что же за город тут изображен. Я хочу пригласить вас в путешествие. Давайте сделаем паровозик и поедем на нём в наше увлекательное путешествие.

Воспитатель : У каждого человека на Земле есть место , где он родился. Это место называется - Малая Родина! Малая Родина-это ваш дом, в котором вы живете.

У каждого человека есть свой дом . А у животных есть свое жилище , свой дом ? (ответы детей )

Сегодня мы поиграем в игру "Кто, где живет?"

Ребята, на картинку посмотрите, кто это, назовите.

Вопросы по картинкам. (два набора картинок, первый набор животные, второй набор жилище)

лиса где живёт? (в норе)

муравей где живёт? (в муравейнике)

собака где живёт? (в будке)

птица где живёт? (в гнезде)

рыбки где живут? (в аквариуме)

белка где живёт? (в дупле)

медведь где живёт? (в берлоге)

Всех зверей мы расселили по домикам.

Зачем нужен дом птицам, лисе, медведю, белке? (Чтобы прятаться от врагов, хранить запасы, отдыхать, спать, прятаться от холода.)

Хорошо, что у всех зверей есть свой дом

Физкультминутка :

У оленя дом большой, Руки над головой – изображаем крышу дома

Он глядит в своё окошко. Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.

Зайка по полю бежит, Бег на месте.

В дверь к нему стучит : Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой .

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой». Топот ногами, руки на поясе.

«Зайка, зайка, забегай! Зазывание движения рукой.

Лапку мне давай». Протягиваем руки с открытой ладонью

Воспитатель : а знаете, дорогие ребята, что домом можно назвать не только жилое помещение? Дом – удивительное слово. Часто говорят : «Детский сад это – твой второй дом» , почему же детский сад мы называем домом? (ответы детей ) .

Воспитатель : Детский сад – это дом, где воспитывают детей дошкольного возраста. Здесь вы играете со своими друзьями, гуляете, слушаете интересные рассказы и сказки, которые вам читает воспитатель.

Посмотрите на глобус, это наша планета земля. Как вы думаете, почему Землю называют домом? (ответы детей ) .

Воспитатель : Правильно, планета Земля – наш общий дом, потому что мы все на ней живем.

А если быть точнее, в каком городе мы живём?

Рассматривание картинок достопримечательности Тюмени.

Сопоставить силуэт города с одной из достопримечательностей.

Ребята мы разгадали с вами загадку. Это силуэт нашего родного города.

Ребята, а из каких материалов строят у нас в городе дома? Ребята, а как называется ваша улица , на которой вы живёте? Много ли у нас домов многоэтажных? А сколько этажей у ваших домов?

(ответы детей )

Воспитатель : Ребята давайте с вами подведём итог нашего путешествия. О чем мы с вами сегодня говорили? Что вы узнали нового?

Ребята, время бежит быстро. Скоро вы станете взрослыми, и каждый сам себе сможет построить дом. А сейчас скажите, какой бы вы хотели построить дом? (ответы детей : большой, светлый, уютный, просторный, деревянный и т. д.) Я верю, что все ваши мечты исполнятся. Растите и будьте всегда дружными и весёлыми.

Воспитатель : ребята, предлагаю вам построить свои дома из кубиков, или лего.

(Похвалить детей за их креативность в строительстве) .



Публикации по теме:

Конструирование может быть самостоятельным и творческим. Дети могут создавать достаточно сложные конструкции по собственному замыслу и.

«У каждого есть помощники, наши руки» НОД во второй младшей группе. «У каждого есть помощники, наши руки» НОД во второй младшей группе. Цель: Формировать представление о том, что руки – важная часть человеческого.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4 лет «Найди свой гараж». Цель: - Упражнять в.

Конспект НОД в средней группе «Есть у каждого свой дом, своя улица» Конспект НОД в средней группе «Есть у каждого свой дом, своя улица» Цель. Закрепить у детей знания о понятии «дом». Задачи. Воспитательные.

Конспект по конструированию в старшей группе. Тема:Дом - для каждого, дом – для всех. Задачи: закрепить умение детей строить здания; выбирать.

Цели:

Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до двух, сравнивать совокупности «один-много».
Формировать пространственное образное мышление.
Познакомить с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, под.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нежном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.

Оборудование:

Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Игрушечные молоточки.
Построенные из конструктора одно-, и двухэтажный домики. Платочки.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска, желтый пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Аудиозаписи: «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом».

Ход занятия:

Приветствие

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Пальчиковая игра «Строим дом»

Целый день - тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат.
Строим дом для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
В нем мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Дети стучат игрушечными молоточками по полу.

Дидактическая игра «Домик на горе»

На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.

Аппликация «Окна»

Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна - квадраты. Приклейте их в нужном месте.

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Сколько домиков? Три домика. Какой из домиков самый высокий? Какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике?

Сейчас я накрою платочками домики, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий?

Игра с прищепками «Красивый забор»

Вот дощечки, а вот тут приготовлены наши прищепки. Сейчас мы в вами сделаем из них красивый забор для наших домов.

Динамическая пауза «На стройке»

Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете? (Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия. В качестве препятствий используются пеньки, «лужи» и т. п.).

Конструирование «Выложи домик»

На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша - туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно - приложите квадрат.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

Вот и наступил вечер, стало темно. Давайте включим свет, пусть загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и закрашивайте окошки на доме.

Лепка «Взошла луна»

А вот и луна взошла на небе. (На том же листе, где рисовали огоньки в окнах домов). Давайте слепим ее из желтого пластилина. Сначала раскатаем тонкую колбаску. Затем загнем ее и приложим к ночному небу. Придавите пластилин. Луна готова!

Динамическая пауза «У медведя дом большой»

У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, встать на носки)

А у зайца - маленький.
(Присесть на корточки, руки опустить вниз)

Наш медведь пошел домой,
(Переступание с ноги на ногу)

А за ним и заинька.
(Прыжки)

Мы зверяток провожаем
(Прощальные махи рукой)

Заниматься продолжаем.

Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»

Дети подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.

Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
Ориентироваться в доме.
Знать и называть расположение основных его частей.
Уметь сказать, кто на каком этаже живет.
Знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго.
Знать, какие бывают дома.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш;

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный;

ГЛАГОЛЫ: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

ДОМА БЫВАЮТ (детям от 5 лет):
Для людей — жилой дом.
Для машин — гараж.
Для собак — конура, будка.
Для коней — конюшня.
Для свиней — свинарник.
Для коров — коровник.
Для птиц — скворечник, гнездо.
Для кур — курятник и т.д.

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Окно — окошко, окошечко.
Рама — рамка, рамочка.
Комната — комнатка, комнатушка.
Стена — стенка, стеночка.
Дверь — дверка, дверца.
Балкон — балкончик.
Бревно — бревнышко.
Лестница — лесенка.
Звонок — звоночек.
Крыша — крышка, крышечка.
Порог — порожек.

ОДИН - МНОГО.
Пол — полы — много полов.
Рама — рамы — много рам.
Комната — комнаты — много комнат.
Стена — стены — стен.
Этаж — этажи — много этажей (многоэтажный).
Подъезд — подъезды — много подъездов.
Балкон — балконы — балконов.
Бревно — бревна — бревен.
Окно — окна — много окон.
Форточка — форточки — форточек.
Лестница — лестницы — много лестниц.
Дверь — двери — дверей.
Звонок — звонки — звонков.
Крыша — крыши — много крыш.
Труба — трубы — много труб.
Антенна — антенны — много антенн.
Подвал — подвалы — подвалов.
Замок — замки — замков.

МЫ СЧИТАЕМ:
Одна комната — две комнаты — пять комнат.
Одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат.
Один дом — два дома — пять домов.
Один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов.
Одно окно — два окна — пять окон и т.д.

ЕСЛИ В ДОМЕ ДВА ЭТАЖА (детям от 6 лет) :
Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.
Два этажа — дом... (двухэтажный).
Три этажа — дом... (трехэтажный).
Пять этажей — дом... (пятиэтажный).
Десять этажей — дом... (десятиэтажный).

НАЗОВИ, КАКОЙ (детям от 5 лет) ?
Дом из соломы — соломенный.
Дом из кирпича — кирпичный.
Дом из камня — каменный.
Дом из дерева — деревянный.
Дом из брёвен — бревенчатый.
Крыша из железа — железная.
Окна из стекла — стеклянные.
Фундамент из цемента — цементный.
Труба из кирпича — кирпичная.
Пол из дерева — деревянный.

ОПИШИ СВОЙ ДОМ:
Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.

МИНУТКА ОТДЫХА

Строители.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка.
Б. Заходер

Новый дом.
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте,
Я построил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Домик мой хотя и мал,
Но недолго пустовал:
Поселились в нем жильцы —
Голосистые скворцы.
Г. Ладонщиков

Маленькие строители.
Решили как-то дети построить куклам дом.
Над речкой серебристой, на берегу крутом.
Фундамент заложили из камушков с реки,
Утрамбовали землю ребячьи каблуки.
С песком и кирпичами возился весь наш двор.
Просеивали известь, готовили раствор.
Потом рубанком доски строгали целый день.
Сложили крепко стены, сплели густой плетень.
Покрыли черепицей — и встал для кукол дом
Над серебристой речкой, на берегу крутом.
К. Гогиашвили

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь.)

Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры. (Лифт.)