Российско-китайская граница. Географическое положение и границы китая Спорные островные территории

Китай является приоритетом внешней политики России, заявил в понедельник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече с председателем КНР Ху Цзиньтао.

Вопросы пограничного урегулирования между Россией и Китаем, общая граница между которыми составляет 4 тыс. 300 километров, на протяжении многих десятков лет ставились неоднократно.

В начале 1950‑х гг. СССР передал КНР топографические карты с обозначением всей линии границы, тогда с китайской стороны каких‑либо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало. Но уже со второй половины 1950‑х гг. начали по вопросу о линии границы между СССР и КНР стали проявляться разногласия.

25 февраля 1964 г. начались переговоры между СССР и Китаем. Они проводились на уровне заместителей министров иностранных дел. Переговоры продолжались до 22 августа того же года. В ходе встречи выявились различные подходы сторон к проблеме пограничного урегулирования. Пиком конфронтации стал 1969 год, когда со 2 марта на реке Уссури на острове Даманский (Чжэньбаодао) происходили столкновения между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими.

29 марта 1969 г. советское правительство сделало заявление, в котором предлагало возобновить переговоры, начатые в 1964 г. В документе руководству КНР предлагалось воздерживаться от действий на границе, могущих вызвать осложнения, и решать возникшие разногласия в спокойной обстановке. При формальной готовности возобновить переговорный процесс и снизить уровень напряженности, инциденты на границы не прекращались до конца лета 1969 г

11 сентября 1969 г. КНР посетил глава советского правительства Алексей Косыгин, который встретился с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Результатом "встречи в аэропорту" стала договоренность о дальнейшем ведении переговоров о границе, начиная с 19 октября 1969 г., а также об осуществлении ряда мер с целью нормализации обстановки на границе.

Советским пограничникам было дано указание охранять границы на реках до середины фарватера рек. Пограничникам также вменялось в обязанность поддерживать нормальные отношения с пограничными войсками и властями КНР; рассматривать все пограничные вопросы путем консультаций в духе доброжелательности и учитывая взаимные интересы населения пограничных районов обеих стран в области хозяйственной деятельности.

Несмотря на то, что обстановка на границе стабилизировалась, вопросы пограничного урегулирования так и остались открытыми. Между Россией и Китаем оставалась неопределенной линия государственной границы на ее восточной части относительно четырех островов на Амуре.

16 мая 1991 года в Москве было подписано «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско‑китайской государственной границе на ее Восточной части». В тексте было окончательно утверждено, что граница проводится по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных, плюс создавалась демаркационная комиссия. Соглашение было ратифицировано российским Верховным Советом в феврале 1992 года, и с 16 марта Соглашение вступило в силу. Острова Даманский и Киркинский отошли к Китаю официально.

Приграничный спор не был, однако, исчерпан. Кроме ряда второстепенных вопросов, остались в силе два главных: проблема островов Тарабаров и Большой Уссурийский и острова Большой на реке Аргунь.

3 сентября 1994 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско‑китайской государственной границе на ее западной части.

15 октября 2004 года в Пекине было подписано Дополнительное соглашение о российско‑китайской государственной границе на ее Восточной части. В ходе своего визита в Китай президент России Владимир Путин подписал документ о добровольной передаче КНР острова Тарабарова и части Большого Уссурийского острова..

Страна восходящего солнца - это не только самое большое по площади соседнее с Российской Федерацией государство, но и важнейший экономический и политический партнер. Граница Китая с Россией - самая протяженная из всех, которые имеют эти страны.

Географические данные

Общая длина границы России с Китаем превышает четыре тысячи километров. Большую ее часть занимают линии водораздела. Они проходят по рекам, протекающим по обеим территориям. А сухопутная часть, совокупной протяженностью чуть более 650 км, условно делится на два участка: справа от Монголии и слева. Характер местности на них кардинально различается.

На западе граница проходит по высокогорному Алтаю. На восточной стороне она тянется непрерывной чередой приграничных столбов и застав по низменностям и равнинам вокруг великих рек, в Приморье снова проходит по горным хребтам: Пограничному, Черные горы. Для закрепления на восточной кромке вблизи Тихого океана в 1749 была сооружена крепость. На ее месте позже вырос г. Благовещенск.

Восточный рубеж

По многим причинам линия раздела между двумя мощными державами в существующем положении имеет много географических и политических не стыковок, истоки которых уходят в далекое прошлое. В настоящее время эта линия государственной границы между Россией и Китаем проходит по территориям:

  1. Амурской области - на северо-западе.
  2. Хабаровского края - на северо- востоке.
  3. Приморского края - дальневосточные окраины вблизи океана.
  4. Еврейского автономного округа - сравнительно небольшой участок в центре региона.

Плотные взаимоотношения между двумя странами начались несколько веков назад. Процесс продвижения русских первопроходцев вглубь азиатской части материка и далее, до выхода к морю, был непрерывным, начиная с семнадцатого века. Тогда русские обосновались и в окрестностях реки Амур, которая является важнейшим водным транспортным потоком.

Нескончаемые разногласия из-за владения этой территорией начались почти сразу. Проблема установления точной сухопутной границы России с Китаем не урегулирована окончательно по сей день. За три с лишним века было принято около сорока различных документов по этому поводу. Поначалу, во времена Российской империи, разногласия имели вялотекущий характер. Китай был фактически под контролем Англии. Странами были последовательно приняты Нерчинский, Пекинский и еще несколько иных соглашений о разграничении спорных земель.

Конфликты XX века

Позже уже Советское правительство несколько раз возвращалось к этому вопросу. В начале двадцатого века в Китае хозяйничали уже японцы. Все территориальные конфликты решались именно с ними мирным или не очень путем. После Второй мировой войны и установления в Поднебесной коммунистического режима ненадолго стихли дебаты о переносе границы России с Китаем в какую-либо сторону. В шестидесятые годы возобновились претензии по приамурским землям китайской стороной. Вообще, начиная со второй половины прошлого столетия и до настоящего времени, в КНР все больше усиливается пропаганда аннексии юго-восточных российских территорий.

Спорные островные территории

Самое кровавое столкновение произошло в марте 1969 года в устье р. Уссури в Амурской области. Предметом раздора стал остров Даманский, находящийся на советской стороне от границы России с Китаем. До этого в течение нескольких зимних месяцев происходили многочисленные провокационные акции граждан КНР по самовольному захвату этого острова. Все они, следуя строжайшему приказу командования, решались советскими войсками без применения оружия. Однако в марте дважды происходил настоящий вооруженный конфликт, начатый китайскими войсками. Тогда было убито 58 наших пограничников и ранено еще около 100.

Потери среди китайских военных были больше: до трехсот человек, точная цифра не известна до сих пор. Только в 2005 году был завершен процесс полной демаркации восточной части границ. Однако до сих пор не урегулирован вопрос территориальной принадлежности двух соседних островов - Тарабаров и Большой Уссурийский. Он регулярно озвучивается на встречах руководства обеих стран, подписываются различные соглашения и договора. Но до сих пор стороны не нашли решения, которое устроило бы всех. Фактически же, миграция, расселение и хозяйственная деятельность чрезвычайно многочисленного и активного китайского населения на территорию РФ - это уже давно свершившийся факт.

Западный рубеж

Крошечный отрезок границы России с Китаем длиною менее 55 км на плоскогорье Укок, южной окраины Алтайской республики, уникален. Здесь сходятся территории четырех стран: России, Казахстана, Монголии и Китая. Когда-то карта выглядела иначе: земли Монголии относились к КНР, а казахские степи еще совсем недавно были частью СССР.

Произошедшие за последние десятилетия политические трансформации передвинули границы и заставили перечертить карты. Сейчас, когда мы стали соседями, участок границы России с Китаем имеет огромное значение для налаживания отношений между всеми государствами. Кроме того, нынешние политические, экономические и военные интересы наших стран находят все больше точек соприкосновения.

Проблемы налаживания системы транспорта и связи выступают в регионе на первое место. Сейчас грузоперевозки совершаются, в основном, транзитом через Казахстан. В состоянии проработки между представителями Китая и России находится создание прямого коридора для доставки грузов. По этому промежутку границы уже согласованы странами и проведена делимитация на картах.

Транспортные сообщение в приграничных районах

В отличие от западной части, на востоке транспортное сообщение между двумя странами давно и стабильно функционирует. Через несколько российских регионов проходит многокилометровая железнодорожная магистраль ТрансСиб. Она пересекает сухопутную границу России с Китаем в Приморском крае, где соединяется с КВЖД.

Эта ветка была проложена совместно Россией и Китаем в девятнадцатом веке. В двадцатом ее судьба много раз переписывалась, и, в конце концов, она отошла Китайской стороне. Так в этом стратегически важном пункте географическое положение демаркационных знаков между двумя государствами также претерпело изменения.

Российско-китайская граница

Российско-китайская граница - современная государственная граница между РФ и КНР . Современные очертания приобрела после окончательной демаркации в 2005 году (с территориальными уступками в пользу Китая). Современная протяжённость - 4209,3 км, что делает российско-китайский участок вторым по длине после российско-казахстанской границы . Распадается на два участка - длинный восточный и короткий западный (около 50 км). Между ними находится Монголия , ограниченная Россией на севере и Китаем на юге. Российско-китайская граница имеет как речные (проходит по фарватеру рек Амур и Уссури), так и сухопутные участки.

История

Сама граница, как и российско-китайские отношения , имеет давнюю и довольно конфликтную историю, которая началась с покорения Сибири . Советско-китайская граница в ХХ веке и особенно российско-китайская граница конца ХIХ - нач. ХХ вв. были значительно более протяжёнными, так как в состав Китайской империи тогда входила Монголия, а в состав Российской - Средняя Азия. Территориально-политическая экспансия России , а также и Китая, не раз становились поводом для взаимных территориальных претензий:

Основной современной проблемой является нелегальная трудовая миграция китайских граждан, контрабанда и нелегальный промысел граждан Китая на территории России, а также активное строительство, которое китайская сторона ведёт на южном берегу реки Амур, заболачивая более низменный российский берег.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Российско-канадские отношения
  • Российско-костариканские отношения

Смотреть что такое "Российско-китайская граница" в других словарях:

    Китайская народная республика - Координаты: 32°48′00″ с. ш. 103°05′00″ в. д … Википедия

    Граница - (Border) Содержание Содержание 1. Виды границ 2. Государственная 3. Установление границ 4. Обозначение границы 5. Регламентация пересечения границы 6. Охрана границы 7. Граница как объект архитектуры 8. Граница Граница — это реальная или… … Энциклопедия инвестора

    Российско-китайские отношения - Российско китайские отношения … Википедия

    Граница РФ

    Граница России - Государственная граница Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный предел… … Википедия

    Граница Российской Федерации - Государственная граница Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный предел… … Википедия

    Государственная граница Российской Федерации - Государственная граница Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный… … Википедия

    Государственная граница России - Российская граница линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, пространственный предел действия государственного суверенитета … Википедия

Ровно 158 лет назад в городе Айгуне был подписан российско-китайский договор, навсегда определивший российский суверенитет над левобережьем Амура. Статья 1 договора постановляла: «Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению, до р. Усури, владением Дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне да будут в общем владении Дайцинского и Российского государств».

С самого начала политическая и правовая судьба этого договора была сложной. Вскоре после своего подписания Айгуньский договор оказался под угрозой односторонней китайской денонсации. Его противники в стане цинских чиновников развернули острую критику на том основании, что подписавший договор хэйлунцзянский цзянцзюнь И Шань якобы нарушил распоряжение императора о «строгом соблюдении старого (Нерчинского) договора». Определенную путаницу вносила неполная адекватность русского и китайского альтернатов текста. На этом основании, например, в начале XX в. приграничные китайские власти стали требовать свободного прохода для своих судов по нижнему Амуру вплоть до Охотского моря. Потенциальную конфликтную угрозу таили в себе и юридически нечеткие характеристики пункта, касавшегося цинских подданных в районе так называемого «Зазейского клина».

Вместе с тем значимость Айгуньского договора определяется не только его делимитационной статьей. Одновременно с этим разрешались приграничная торговля между жителями двух берегов, а также свободное плавание по Амуру судов соседних государств, без чего эта торговля была бы невозможной. И хотя за 158 лет отношения между нашими странами иногда замораживались и даже прерывались, данная статья Айгуньского договора (разумеется, подкрепленная и оптимизированная большим сводом дополняющих и уточняющих положений) успешно действует и поныне. В 2014 г. объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией составил 21,4, а России с КНР – 95 млрд. долларов США. Устойчиво растут взаимные инвестиции, происходит стремительная диверсификация форм и методов торгово-экономических связей – от экспорта нефти по трубопроводу через Амур до различных форм «народной торговли».

Российско-китайская граница формировалась более 300 лет. Почему так долго и мучительно!?

Во-первых , современная российско-китайская граница – одна из самых протяженных участков границ России с другими странами. Она состоит из двух участков: западного (небольшой участок границы – 55 км – между Республикой Алтай и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР) и восточного (значительно более протяженный участок в 4325 км, на котором китайские провинции Цзилинь, Хэйлунцзян и автономный район Внутренняя Монголия граничат с такими субъектами Российской Федерации как Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область и Забайкальский край).

Во-вторых , современная китайская официальная наука практически все договоры, заключенные до 1949 г. (кроме Нерчинского договора 1689 г. и Кяхтинского трактата 1727 г.), относит к неравноправным договорам – прежде всего Айгуньский договор 1858 г., Тяньцзиньский договор 1858 г., Пекинский договор 1860 г. и Цицикарский договорной акт 1911 г. В понимании китайской историографии неравноправный договор – это договор, навязанный путем дипломатического шантажа, военной силы и другими способами, которые вынудили Китай подписать его. Неравноправный договор нарушает и ущемляет права и интересы Китая. В трактовке российских историков старые договоры могли включать лишь отдельные неравноправные статьи (например, об экстерриториальном статусе, концессиях и др.).

В-третьих , на ряде важных участков (например, на р. Амур) до 1991 г. никогда не проводились полноценные демаркационные работы. В Айгуньском и Пекинском договорах была зафиксирована лишь общая линия делимитации. Китайским представителем великим князем Гуном так и не была подписана карта-приложение к Пекинскому договору, содержащая нанесенное российскими дипломатами обозначение линии границы по китайскому берегу (см. карту).

В 1907 г. остров Прищепков (Нижнепроточный) рядом с хутором Игнатьевским был признан китайским, а остров Беляев, расположенный в девяти верстах выше станицы Верхнеблаговещенской, – российским.

В декабре 1907 г. начались споры об островах Сычевский и Поперечный, которые были обусловлены изменением фарватера в данном районе. С 1911 г. по 1914 г. тянулось дело о принадлежности более мелких островов того же архипелага, но было решено в пользу России.

В 1911 г. был определен суверенитет Китая над островом напротив деревни Нововоскресеновки. В то же время дело о принадлежности архипелага близ хутора Константиновского было решено в пользу России.

Много споров вызывала проблема принадлежности островов Большой Уссурийский и Тарабаров общей площадью 350 кв. км в месте впадения р. Уссури в Амур. Россия сразу же установила контроль над этой лежащей на подступах к Хабаровке стратегически важной местностью. В итоге так и не было осуществлено полного юридического урегулирования проблемы государственной принадлежности островов на Амуре. Из-за последующих событий проведение демаркации и определение фарватера, которые предлагал пограничный комиссар Амурской области Н.А. Спешнев в 1915 г., затянулись до 1991 г.

Таким образом, все спорные пограничные вопросы решались путем поиска взаимоприемлемых компромиссов. Можно сказать, что к 20-м гг. XX в. русско-китайская граница исторически организовалась как итог сложных процессов территориального сближения и территориального разграничения двух государств. Недостатки, существовавшие в договорных документах либо допущенные при демаркации и редемаркации границы, тем не менее не давали оснований сомневаться в договорно-правовой основе границы между Россией и Китаем.

После Октябрьской революции 1917 г. советское правительство предложило Китаю установить дружественные отношения на равноправной основе, аннулировать неравноправные договоры. Но под давлением стран Антанты пекинское правительство прервало переговоры и в марте 1918 г. отозвало своего посланника. Русско-китайская граница была закрыта. Лишь в 1924 г. возобновились контакты между СССР и Китаем. Также было заключено Соглашение между правительством СССР и правительством трех автономных восточных провинций о КВЖД, судоходстве, передемаркации границы.

В дальнейшем на протяжении долгого времени по различным причинам между Россией и Китаем не было договоренностей, все переговоры были приостановлены. Из-за конфликта в 1929 г. на КВЖД дипломатические отношения были прерваны и возобновлены лишь в 1932 г.

В 1935-1936 гг. японо-маньчжурские войска не раз нарушали российско-китайскую границу в разных районах. В оправдание этих действий правительство Японии заявило, что правительство Маньчжоу-Го не признает Цицикарский договорный акт ввиду того, что он не был ратифицирован, хотя в действительности его вступление в силу было подтверждено путем обмена нотами.

С провозглашением в 1949 г. КНР начался новый этап в истории Китая. Тот факт, что историко-правовая основа существующей советско-китайской границы является бесспорной, был зафиксирован в Договоре о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, подписанном 14 февраля 1950 г. Китайское правительство вплоть до 1960-х гг. не предъявляло территориальных претензий к СССР, не выдвигало никаких предложений об изменении существовавшей линии границы.

Согласившись в 1964 г. с возможностью проведения границы по главному фарватеру пограничных рек и отказавшись на переговорах 1987-1991 гг. от правовой основы проведения делимитации российско-китайской границы в соответствии с Пекинским договором 1860 г. с приложенной к нему картой, где красная черта проведена по береговой линии с китайской стороны, советская дипломатия сама лишила себя главного аргумента на переговорах, по сути дела «загнала себя в угол» на всех последующих переговорах о границе, что и привело к утрате 337 км² российской территории только в районе Хабаровска. Таким образом передача российских островов в XX и XXI веке Китаю является фактически односторонней уступкой со стороны СССР и Российской Федерации.

Советско-китайские отношения в период между пограничными переговорами 1969-1978 гг. и 1987-1991 гг. были сложными и неоднозначными. Но в середине 80-х гг. XX в. конфронтация на международном уровне миновала. Для пограничных переговоров переломный момент наступил после выступления М.С. Горбачева во Владивостоке в 1986 г. В итоге была достигнута договоренность о возобновлении переговоров вокруг территориальной проблемы – самого болезненного для обеих стран вопроса.

Наконец, 16 мая 1991 г. в Москве было подписано Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе в ее восточной части. Соглашение впервые создавало возможность после завершения демаркационных работ иметь полностью демаркированную и законодательно установленную границу. С 16 марта 1992 г. Соглашение вступило в законную силу. На переговорах 1987-1991 гг. стороны условились продолжить переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии границы на двух участках – близ островов Большой Уссурийский и Тарабаров у Хабаровска, а также у острова Большой в верховьях р. Аргунь.

В период 1992-1997 гг. на восточном участке было установлено 1184 знака. Значительно увеличилась частота установки пограничных знаков – с 80-100 км в конце XX в. до 1-3 км (а на отдельных участках до 300 м).

По вопросам прохождения линии границы на ее западной части у сторон не было расхождений. Были подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Монголии об определении точек стыков государственных границ трех государств от 27 января 1994 г.и Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе в ее западной части от 3 сентября 1994 г. Соглашение от 3 сентября 1994 г. было ратифицировано в 1995 г.

Соглашение от 3 сентября 1994 г. явилось первым договорным документом с полным описанием прохождения границы на западном участке. Оно завершило юридическое оформление границы России и Китая на восточном (с двумя «окнами») и западном участках.

Работы по демаркации российско-китайской границы продолжались в течение 8 лет и в 1999 г. были практически завершены. Однако нельзя говорить, что пограничная проблема решена полностью, поскольку остались два спорных недемаркированных участка: островной массив Абагай-туй на р. Аргунь (остров Большой) и о-ва Тарабаров и Большой Уссурийский на р. Амур около Хабаровска. До окончания демаркации эти территории по взаимному согласованию сторон де-факто остаются под российским контролем. При характеристике данной проблемы употребляется слово «несогласованные», а не «спорные» территории, чтобы подчеркнуть отсутствие коренных разногласий.

В июле 2001 г. подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в ходе визита в Москву Председателя КНР Цзян Цзэминя. В 6-й статье договора закрепляется отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Относительно двух небольших участков границы с неурегулированным статусом стороны сохраняют статус-кво, с намерением продолжать переговоры для нахождения взаимовыгодного компромисса. Принципиально важно, что впервые в международно-договорном порядке фиксируется отсутствие территориальных претензий сторон друг к другу.

14 октября 2004 г. в ходе визита в КНР Президента России В. Путина было подписано Дополнительное Соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в ее восточной части. В результате фактически завершено разграничение линии границы между Россией и Китаем.

Согласно Дополнительному Соглашению произошла передача участка земли в районе острова Большой (верховья р. Аргунь) и двух участков в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. В мае 2005 г. Дополнительное Соглашение было ратифицировано. Остров Большой был разделен между РФ и КНР примерно пополам. В результате демаркации российско-китайской границы в 2005 г. острова Тарабаров и западная часть Большого Уссурийского в 2008 г. были переданы КНР, войдя в состав провинции Хэйлунцзян.

Передача островов вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Так, тогдашний губернатор Хабаровского края В. Ишаев демонстративно отказался от посещения протокольных мероприятий в ходе визита.

Таким образом, путем взаимных уступок удалось разрешить спор, который в конце 1960-х гг. привел к вооруженным столкновениям и мог вылиться в полномасштабную войну Китая с Советским Союзом. Но хотя на сегодняшний день территориальные споры между РФ и КНР в основном разрешены, остаются некоторые проблемы, связанные с российско-китайской границей. Например, один из наиболее авторитетных экспертов в данной сфере Ю.М. Галенович полагает, что пограничная проблема не решена до конца, пока не подписан новый делимитационный договор. Кроме того, значительным раздражителем продолжает оставаться содержание китайских учебников по истории, трактующих отдельные страницы взаимоотношений между нашей страной и Китаем в прошлом в антироссийском духе.

О. А. Тимофеев, О.К. Грибова

В сложнейшем комплексе внешнеполитических проблем нашей страны ко второй половине XX в. для Дальнего Востока наиболее значимым был вопрос о границе с Китаем . Китайская сторона не ограничивалась уточнением границы на местности и с 1950-х гг. снова подняла вопрос о неравноправном характере всех договоров царской России с Китаем. Территориальные претензии распространялись на Приамурье, Приморье и ряд других районов.

14 августа1945 г. представители СССР и гоминдановского Китая подписали договор «О дружбе и союзе» сроком на 30 лет. Целью советского руководства было возвращение влияния в Маньчжурии.

После образования КНР были заключены новые договора. Отношения СССР и КНР стали очень теплыми. Граница с Китаем была почти открытой, на некоторых участках расформировывались пограничные заставы. В 50-е гг. более 10 тыс. советских специалистов помогали китайскому народу сооружать сотни промышленных предприятий, а более 22 тыс. посланцев Китая учились в СССР.

После смерти Сталина отношения между нашими странами испортились. Была закрыта граница с Китаем. Торговля между СССР и КНР фактически прекратилась. С1963 г. наши страны не обменивались туристическими группами, и даже суда Амурского речного пароходства не совершали рейсы в Китай.

В отношении СССР началась кампания по отчуждению «спорных районов». В печати был поднят вопрос о неравноправности договоров императоров династии Цин с европейцами, в том числе Айгунского и Пекинского.

Участившиеся случаи нарушения границы и официальное заявление МИД КНР о спорности границ привели к Пекинским консультациям 1964 г. Китайская делегация заявила о 1540 тыс. км 2 , которые Россия отторгла у Китая до революции. Но Китай делает «великодушную уступку» и ограничивается претензиями «всего» на 35 тыс. км 2 . На восточном участке советско-китайской границы находилось около 35 тыс. км 2 спорной земли. Это острова по Амуру. Уссури, среди которых на протоке Казакевичева у Хабаровска: Большой Уссурийский и Тарабаров, общей площадью 350 км 2 .

Стороны пришли к соглашению, что по Амуру и Уссури граница России и Китая должна проходить по средине главного фарватера, четко обозначенного на лоцманских картах, зафиксированного на местности береговыми и плавучими знаками судоходной обстановки. Делегация СССР, уступая многочисленные острова, лежащие за линией гладкого фарватера, рассчитывала на проведение границы по Амурской протоке, иначе граница прошла бы под самым Хабаровском.

Более половины восточного участка границы, ранее спорного, удалось согласовать, но вопрос о трех небольших участках, в т.ч. в районе Амурской протоки, решили рассмотреть позднее.

Испытания Китаем в1964 г. своего ядерного оружия и начавшаяся «культурная революция» сделали более агрессивной его внешнюю политику. Граждане и военнослужащие КНР сотни раз выходили на советские острова, учиняли драки с советскими пограничниками. В1969 г. разыгрались трагические события в районе острова Даманский на р. Уссури.

Получив решительный отпор советских войск, китайцы согласились на закрытые переговоры 1969-1991 гг. В результате согласия СССР на прохождение границы с Китаем по фарватеру Амура и Уссури 90 % восточного участка китайской границы были согласованы. 16 мая1991 г, в Москве представители СССР и КНР подписали соглашение о границе, подтвержденное договором РФ и КНР в 1996г.

Началась демаркации границы, т.е. ее конкретное определение на местности. После распада СССР согласовали и западный участок границы протяженностью около 55 км, находящийся в горах Алтая, решен вопрос об Амурской протоке.