Современные проблемы науки и образования. Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками Деятельность интимно личного общения является ведущей

1

В статье приводятся результаты исследования гендерных аспектов интимно-личностного общения подростков и их связь с темпераментом. В ходе исследования установлено, что чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертированность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение. У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации для педагогов и психологов, которые позволят более точно и эффективно проводить работу по нормализации интимно-личностного общения подростков, создавать такой психологический климат в классе, который будет способствовать адекватной социализации и адаптации, делать процесс обучения в школе более гармоничным.

подростки

гендерные особенности

темперамент

интимно-личностное общение

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1995. – С. 228-244, 232.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2010. – 701 с.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. – М.: Академия, 2009. – 501 с.

6. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Текст / Ф. Райе. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2001. – 352 с.

8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: МПСИ, 2004. – 535 с.

9. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4. – C. 3-12.

10. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Прогресс, 2004. – 282 с.

Введение

В подростковом возрасте общение, в особенности интимно-личностное, является, как отмечают многие исследователи, ведущим видом деятельности и оказывает сильное влияние на процесс становления личности .

Нарушения интимно-личностного общения, неудовлетворенность им могут отрицательно сказаться на формировании жизненно важных навыков, умений, ценностных ориентаций, личности в целом. Темперамент определяется большинством авторов как индивидуальные различия в стиле поведения, которые обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного времени и проявляются в разных ситуациях и имеют биологическую природу .

Знание особенностей темперамента подростков и его влияния на процесс интимно-личностного общения поможет педагогам и психологам создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Цель исследования: выявить гендерные особенности влияния темперамента на интимно-личностное общение подростков.

Материал и методы исследования

Эмпирическое исследование влияния темперамента на гендерные особенности интимно-личностного общения у подростков проводилось с использованием следующих методик: методика определения темперамента личности Айзенка и методика диагностики межличностных отношений Лири.

В исследовании приняло участие 78 подростков в возрасте 13-17 лет (учащиеся МБОУ «Джалильская средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»).

Результаты исследования и их обсуждение

По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода в психолого-педагогической литературе существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержанием является построение и поддержание личных отношений с ним .

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно-полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются новые формы общения средств социализации подростков в обществе .

И. С. Кон отмечает, что способность к интимно-личностному общению психологи связывают с высоким уровнем развития половой идентичности юношей и девушек. Потребность в интимно-личностном общении у девушек формируется раньше, чем у юношей. Интимно-личностное общение с разными партнерами реализуется и на более поздних этапах онтогенеза (например, интимно-личностное общение может быть дружеское, супружеское, детско-родительское, психотерапевтическое), хотя при этом его роль и значение для личности по сравнению с подростковым возрастом несколько снижаются .

В ходе эмпирического исследования для уточнения влияния особенностей темперамента на интимно-личностное общение подростков в зависимости от их гендерной принадлежности нами был проведен корреляционный анализ результатов тестирования у мальчиков и у девочек с помощью коэффициента корреляции Пирсона (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у мальчиков

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

эгоистичный

агрессивный

подозрительный

подчиняемый

зависимый

дружелюбный

альтруистичный

доминирование

дружелюбие

Как показал корреляционный анализ, чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение.

У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями.

Таблица 2

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у девочек

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

эгоистичный

агрессивный

подозрительный

подчиняемый

зависимый

дружелюбный

альтруистичный

доминирование

дружелюбие

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон).

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола

Как видно на рисунке, мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями противоположного пола

Как видно на рисунке, при общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию.

В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола представлены на рисунке 3. На рисунке видно, что при общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

Рис. 3. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола

На основе результатов нашего исследования мы можем дать педагогам и психологам, заинтересованным в нормализации интимно-личностного общения с учетом темперамента и гендерной принадлежности подростков в классе, следующие практические рекомендации.

При построении коррекционной работы важно учитывать тот факт, что мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

При общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию. В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

При общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

При общении с друзьями-мальчиками девочки подросткового возраста в целом более склонны проявлять авторитарность, эгоистичность и слабо проявляют дружелюбие. Девочки-меланхолики более других склонны зависеть от своих друзей-мальчиков, но в то же время менее других дружелюбно к ним относятся. Девочки-холерики проявляют наибольшую агрессию при общении с друзьями-мальчиками, а так же сильно стремятся к доминированию над ними.

Зная характеристики типов темперамента и их влияние на интимно-личностные отношения подростков в зависимости от их гендерной принадлежности, в классе можно создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Рецензенты:

Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Грязнов А.Н., д.псх.н., главный научный сотрудник лаборатории социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Галлямова А.Р. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12947 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Данный период характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину. Продолжается окостенение скелета (до этого скелет ребенка представлен в большей степени хрящами), кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения.

В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Поступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности.

В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, возникать ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с взрослыми. Для данного возраста достаточно характерны гнев, упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний.

Периоды подъема энергии и активности подростков, так же приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков.

Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам.

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление ребенка. Суть изменения - в переходе от словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.



В 11-12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для детей данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств».

Одно из центральных психологических новообразований возраста - возникновение чувства взрослости у подростка. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей.

Стремление к взрослости проявляется в следующем:

Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности»;

Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т. п.).

Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов, книг и т. д. Могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.

Взрослые становятся образцами в деятельности. Подростки овладевают в общении с ними многими полезными навыками и умениями. Тяготение к взрослым - противоречивое и сложное явление.

1. Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом «школьник» в общем, и «отдыхающий в детском оздоровительном лагере» в частности. Во многом это связано с разрывом между реализацией потребностей «быть» и «казаться». «Быть» - не удается, остается только «казаться».

2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в, то время как он сам предпочитает обратную зависимость.

У подростков так же отмечается рост самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень их требования к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к личности взрослого (в первую очередь вожатого) и сверстника (такие личностные качества как аккуратность, честность, ответственность и т.д.).

Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны.

Мальчики и девочки стараются, глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности.

Общения подростков превращается в самостоятельный вид деятельности.

Общение становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними.

Основное содержание общения подростков - поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Вместе взятое, это формирует способность ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Большое место в общении подростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.

Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников , коллектива класса, отряда. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них - «играние ролей» (социально-психологический термин), причем именно тех, на которые подросток претендует. Перечень таких ролей: «умный», «сильный, смелый, волевой», «талантливый», «активист», «надежный друг, верный товарищ», сюда могут добавиться и другие роли, к сожалению не всегда положительные.

Потребность в половой идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Какие проблемы при этом возникают?

Проблема 1. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием, особенно в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщины доминируют, и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает.

Проблема 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация», масштабы которой приобрели почти глобальный характер.

Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах производственной и общественной жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать на плечи девочек (будущих матерей) именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

Изменить в корне установки подростков вожатый не в состоянии. Но внести определенную коррекцию, смягчить остроту проблемы в какой-то мере возможно и даже необходимо.

Проблема 3. Стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы, интернет). В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью, нравственно неустойчивых, просмотр такого рода фильмов может оказать очень сильное негативное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступления (Пропаганда жестокости, насилия, и т.п.).

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

СОВЕТЫ ВОЖАТОМУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты с взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию вожатому. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником.

Для детей данного возраста следует проводить мероприятия направленные на:

Развитие нравственных и моральных качеств.

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания.

Раскрытие личностных качеств подростка.

Подростки начинают испытывать потребность в профессиональном самоопределении. Это связано, с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни.

Интеллектуальное развитие

Применение мероприятий проблемного характера.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание ребенком собственной точки зрения.

Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься.

На развитие лидерских качеств и чувства коллективизма

Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что вожатому следует внимательно изучать взаимоотношения ребят со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

На разрешение конфликтных ситуаций.

Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. ("Что за лажа, я в этом участвовать не буду!"). В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с вожатым и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.

Лекция: Старший школьный возраст

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.

Со стороны физического развития организма, в этом возрасте сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старших школьников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

Происходит формирование соматотипа, т. е. определенного типа внешности, анатомо-морфологических особенностей. Современная наука различает три главных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира), мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный (худой, костлявый). Каждый тип имеет в глазах старших школьников определенную значимость.

Во всех возрастах наиболее привлекателен мезоморфный тип, наименее - эндоморфный. С первым типом у старших школьников связаны представления о спортивности, элегантности, лидерстве. Второй - предмет насмешек, иронического, снисходительного отношения. Немаловажное значение для старшего школьника имеет рост. Многие из них воспринимают рост и величие как синонимы. Существует прямая связь между ростом и социальным статусом старшего подростка.

Родителям и педагогам необходимо знать эти особенности. Излишняя полнота - источник глубоких, порой мучительных переживаний, предрасполагающих к неврозам, депрессиям. По исследованиям ученых 73,7 % старших подростков, занимающих агрессивную позицию в группе сверстников - небольшого роста. Акселераты, т. е. подростки с ускоренным темпом физического развития воспринимаются взрослыми и сверстниками более зрелыми, поэтому проблему лидерства они решают без особых проблем.

Девочки-акселераты нередко оказываются в сложном положении. Они могут быть более крупными, рослыми не только по сравнению с девочками, но и с мальчиками. Это может и улучшать, и затруднять их отношения со сверстниками. Старшие не принимают их в свою среду, а сверстники либо избегают, либо подвергают насмешкам.

Со временем это проходит, но в минуты терзаний старшим школьникам нужна не только психологическая поддержка, но и правильная ориентация.

Из рассказа матери девятиклассницы.

«Когда дочь рассказала мне о своих переживаниях, я не стала убеждать ее, что она красива или будет красивой. Я ей сказала просто: красота проходит. К ней могут привыкнуть. Женщина привлекает не столько красотой, сколько женственностью. Именно женственность, то есть умение быть обаятельной, располагающей к себе, со вкусом одетой, умение "подать себя", - вот изюминка настоящей женщины. Дочь поверила мне и успокоилась. И стала, как я заметила, не столько смотреться в зеркало, сколько делать себя».

Матери старшего школьника

«Я объяснила Андрею, что красота мужчины не в высоком росте, а в высоте ума! Мужчина красив благородством, смелостью, мужеством. Ведь корень слова "мужчина" именно в мужестве!

У старших школьников на более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи происходящих явлений.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются личными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача взрослых и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии.

Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л. И. Божович).

На фоне всех этих процессов происходит формирование представлений о собственной уникальности, появление синдрома «Колумба». Представление о неповторимости, исключительности собственного «Я» - результат дальнейшего развития самосознания, т. е. представлений у ребенка о самом себе. В основе этого процесса прежде всего развитие абстрактно-логического мышления. У старших школьников появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо разбираются.

Ценность этого процесса в том, что старшие школьники внезапно для себя открывают картину собственного внутреннего мира. Они проецируют эту картину на внешний мир, сравнивают и приходят к новым, неожиданным для себя выводам, которые, как им кажется, неведомы никому, скрыты для окружающих. Они чувствуют себя «Колумбами», которым открылась никем не изведанная ранее страна удивительных по своей новизне мыслей и чувств.

Именно это чувство первооткрывателей делает старшеклассников одновременно самонадеянными и нерешительными, смелыми в суждениях и сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных. Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.

Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность - не привилегия, а дар природы, доступный всем.

Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.

Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15-17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются чуть ли не стариками. В то же самое время 13-14-летние воспринимаются старшими школьниками как «малолетки».

Позиция третья. В работе со старшими школьниками необходимо раскрывать перспективу их жизни. Старшие школьники живут будущим. Его они связывают с основным видом труда, с профессией, со статусом Человека и Гражданина, будущего Мужа и Жены, будущего Отца или Матери.

СОВЕТЫ ВОЖАТОМУ

Для данного возраста следует проводить мероприятия следующей тематики:

Дружба и любовь

Взаимоотношений между полами;

Познание себя, своего «Я»;

Профессиональной направленности;

Семейной жизни;

Патриотизм, развитие понятия гражданский долг

Мораль современного общества;

Взаимоотношения с окружающими;

Формированию навыков конструктивного общения.

Снятие агрессии

Ошибки вожатого (записать обязательно)

Вожатые ошибочно полагают, что дети младшего школьного возраста слишком маленькие и не способны:

К планированию собственной деятельности (поэтому не развивают самоуправление в отряде, решая абсолютно все за детей);

К рефлексии (поэтому не проводят полноценных свечек, не подводят итоги дня, недели, смены);

К осмыслению нравственных и моральных норм (поэтому не включают в план-сетку мероприятия предполагающие ситуации «нравственного выбора» - диспуты, беседы и т.д.).

Вожатые ошибочно полагают, что дети среднего школьного (подросткового) возраста

Намеренно раздувают свои проблемы, и относиться к этому надо как к детским капризам (поэтому не реагируют на метания ребенка связанные с отношением к собственной внешности, положению в отряде, и т.д.)

Не имеют значительных физиологических и психологических изменений (поэтому сюсюкаются с подростком как с маленьким, не опираются на возрастные особенности при включении тех или иных мероприятий в план-сетку и т.д.)

Сами разберутся в своих отношениях со сверстниками (поэтому ограничиваются тем, что растаскивают враждующие стороны по углам, не принимая мер по разрешению конфликта, не ведут работу по профилактике конфликтных ситуаций в отряде)

Вожатые ошибочно полагают, что дети старшего школьного возраста

Уже достаточно взрослые и сами решаю, как им жить и что им делать (поэтому снисходительно относятся к курению табака, пробам алкоголя, мату и т.п.)

Наивны (поэтому с улыбкой воспринимают новости о первой любви детей (это очень важно для ребенка), а так же их аморальные и безнравственные поступки (осознанные поступки показываю изнанку личности))

Сами способны без помощи вожатого организовать досуг (поэтому сводят работу на отряде до кураторства - отвел туда, завел сюда, показал это).

За каждой из подобных ошибок следует шлейф последствий, и чем старше ребенок, тем эти последствия более явные, но это не значит что более важные. Последствия ошибок в работе вожатого с детьми младшего возраста (не развитое самоуправление), будут не так видны, как последствия ошибок с детьми старшего (пьяный дебош с участием детей и заблеванные стенки в корпусе), но зато одинаково негативно отразятся на климате в отряде и на эффективности работы вожатого.

Литература

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. ISBN 5-7695-0658-Х

Воспитание

И так мы с вами изучили особенности физического и психического развития детей возрастных категорий, с которыми нам придется работать в ДОЛ. Изучили механизмы влияния на личность через отношение и деятельность. И можем подойти к разбору деятельности вожатого как таковой.

Деятельность вожатого деятельность – воспитательная.

И вот по поводу воспитания хотелось бы с вами поговорить: Что вы понимаете под воспитанием и можно ли добиться каких-нибудь результатов на этом поприще за 21 день пока длиться лагерная смена.

Все участники записывают свою точку зрения на листочках, затем отвечают.

Воспитание – это…

Скажите, что можно воспитывать?

Качества личности – патриотизм, уважение к старшим, любовь к творчеству и т.д.

Желание заниматься физической культурой, интерес к спорту и т.д.

Представьте, что ребенок (подросток) попал на 21 день в камеру с уголовниками, что-то в нем измениться?

Да, измениться манера разговора, поведение, если ребенок асоциальной направленности, то он утвердиться в своих антиобщественных ценностях (воровать – это правильно, грубить это естественно и т.д.).

Нет, не изменился – значит, решил, что никогда не встанет на подобный путь, утвердился в своих социально значимых ценностях (помогать окружающим, уважать свободу свою и других)

Согласитесь и в том и в том случае изменения на лицо – видны результаты воспитательной работы. Видны? (да)

Работы проводимой кем? (сокамерниками, тюрьмой)

Работы проводимой самим человеком.

Запишите основные принципы воспитательной деятельности

1. Воспитание, процесс непрерывный, он длиться на протяжении всей жизни человека.

2. Формирует человек себя всегда сам

3. Возникновение личностных новообразований, укоренение тех или иных взглядов на жизнь прямым образом связано со средой, в которой человек находиться.

Если соотнести понятия личность, отношение, деятельность и среда. То мы увидим, что определенная среда располагает (физически -нет возможности, или психологически – поощряются/порицается), только к определенным видам деятельности.

В библиотеке нельзя играть в футбол, а на футбольном поле проблематично читать книги, в окружении честных людей сложно лгать, в компании сверстников грызущих семечки на лавочке сложно вышивать крестиком а в компании скинхедов не получится поговорить о равенстве всех национальностей и т.д.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками.Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы.С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".

Главная ценность отметки для учеников 3-7 классов в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы него было "как у всех", "как у других".Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие <норм>. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ <Я>. Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

«Переходный», «трудный», «критический» - так зачастую называют подростковый возраст.

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости». Основные проявления.

ь Негативизм

ь Упрямство

ь Грубость

ь Бунтарство

ь Стремление во всем поступать по-своему

ь Ревностное отношение к личному пространству

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

ь Чрезмерное послушание

ь Возврат к детским интересам и формам поведения

ь Зависимость от взрослых

ь Несамостоятельность

ь Инфантильность в суждениях и поступках

ь Подчинение мнению большинства

ь Стремление быть «как все»

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

Наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

ь Повышенный интерес к собственной внешности.

ь Стремление к независимости и свободе.

ь Группирование со сверстниками.

ь Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.

ь Потребность в уединении.

ь Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.

ь Резкость и безапелляционность суждений.

ь Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста - самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача - осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, чаще всего, не может. Отсюда стремление к <внешней взрослости>, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.

ПОВЕДЕНИЕ. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом. Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность продолжает свою актуальность, но в психологическом плане отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди других.

Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников.

Интимно-личностное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества».

Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д. И. Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.

Общественно полезная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростка. Мотив общественно полезной деятельности подростка – быть лично ответственным, самостоятельным.

Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9-10 го годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10-11-летних – получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12-13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14-15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо формировать. Интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности.


Основные новообразования:

Чувство взрослости – новый уровень самосознания;

Стремление к самоутверждению;

Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;

Я-концепция;

Рефлексия;

Формально-логическое (рассуждающее) мышление.

Чувство взрослости – это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослости.

Выделяют несколько видов взрослости:

Подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание в одежде и прическе; поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпрепровождение;

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитывать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.п.;

- социальная взрослость – как правило складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника;

- интеллектуальная взрослость – связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения.

Я-концеция как новый уровень самосознания – центральное новообразование старшего подросткового возраста . Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. Это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные – конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками. Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывая лишь одно свое качество, которое им нравится. Попытка самоанализа, сравнения себя с другими позволяют подростку построить гораздо более сложное представление о себе.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке , возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию , к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, самореализации, самоактуализации.