Страхи и сомнения молодой учительницы. Молодой учитель: проблемы вхождения в профессию и их преодоление Чего боится молодой учитель 100

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 10

МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ: ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИЮ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Автор анализирует меры поддержки молодых учителей, предпринимаемые на государственном уровне и в педагогических коллективах школ Саратовской области. Используя антропологический подход в социологии профессий, описывает взаимоотношения в педагогических коллективах. Предлагаются направления поддержки и содержание действий, которые необходимы для устранения проблем в деятельности молодых учителей.

Избрав предметом исследования поддержку вхождения в профессию школьных педагогов, мы обратились к концептуальному аппарату социологии профессий, интерес к которой возрос за последние годы. Изучение экономического статуса профессионалов широко представлено в российском научном дискурсе, а их властные полномочия, специфика взаимоотношений с государством и потребителями услуг, стратегия профессионализации, групповая восходящая мобильность остаются малоизученными. В связи с этим предмет нашего исследования актуален и востребован в научном и прикладном значении. Говоря о различиях между антропологией и социологией профессий, следует отметить, что антропология профессий позволяет исследовать неявные социальные взаимодействия и культурные практики, скрытые от глаз внешних наблюдателей. Именно эта парадигма была избрана нами при разработке инструментария исследования и интерпретации полученных результатов.

Фокус-группа "Поддержка молодого учителя: мифы и реальность" была проведена сотрудниками "Центра социологических исследований Саратовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (СарИПКиПРО) в ноябре 2010 г. Нашими информантами стали 10 молодых учителей (6 - педагоги-предметники, 4 - педагоги начальных классов) в возрасте от 19 до 24 лет и педагогическим стажем от 3 месяцев до 3 лет. Все они женщины и работали в городских школах Энгельса (города-спутника Саратова).

Проблемы вхождения молодых учителей в профессию отражены в работах наших предшественников. Старение педагогического персонала школ, с точки зрения старшего поколения учителей, как установили В. Засыпкин и Г. Зборовский , является следствием низких пенсий, из-за которых они не желают уходить на заслуженный отдых. Для молодых учителей такое поведение старших коллег, поддерживаемое руководством школ, становится барьером в доступе к вакансии учителя, для преодоления которого становится актуальной, по мнению авторов, практика распределения выпускников вузов. Анализируя социальное положение учителя в России, Ф. Зиятдинова выделила три проблемы . Во-первых, низкая заработная плата, во-вторых, риски деформации в образовательном социуме, в-третьих, старение кадров и игнорирование школ выпускниками вузов. Для всех трех проблем, описанных Ф. Зиятдиновой, можно указать образовательную политику государства как единый источник их формирования.

Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения в феврале 2010 г. в 44 регионах России (100 населенных пунктов, величина выборки 2000 респондентов), половина населения страны считает, что престиж профессии учителя низкий. При этом каждый третий респондент полагает, что уровень престижа снижается, и только каждый пятый считает, что он растет. Даже в этих негативных условиях абитуриенты педагогических специальностей вузов совершают, как правило, осознанный выбор.

Среди участников проведенной нами фокус-группы были и продолжатели семейных традиций, и люди, вдохновленные примером своих учителей, и прагматики, оценившие возможность гарантированного источника заработка в современных сложных условиях трудоустройства.

Символы взаимоотношений в педагогическом коллективе

При обсуждении интересующей нас темы на фокус-группе мы использовали различные подходы, в том числе в виде постановки вопросов на заданное сравнение, на основе ответов на которые было сформировано ассоциативное поле позиционирования коллективов. Один из вопросов формулировался таким образом: "С каким природным явлением вы можете сравнить учительский коллектив вашей школы и почему?". Анализируя ответы информантов, мы выделили три типа педагогических коллективов, которые условно назвали: "стихия", "солнце", "торнадо и штиль". Для первого типа - "стихия" - характерными чертами учителей являются эмоциональность, энергичность, инициатива. Метафоры, указанные информантами: шквалистый ливень, торнадо, ураган. В таких коллективах происходят бурное обсуждение вопросов, столкновение точек зрения учителей, отличающихся как по своему характеру, так и по методикам проведения уроков.

Второй тип - "солнце" - присущ тем коллективам, которые отличают комфортность, уют, "солнечная атмосфера" общения. Этот образ ассоциируется с опекой молодых учителей, отсутствием конфликтов в коллективе в целом.

Сочетание различных характеров и стилей поведения достигается в третьем типе коллективов, названном нами "торнадо и штиль". На одном полюсе активные, яркие, предприимчивые специалисты, а на другом полюсе тихие, спокойные, не выделяющиеся учителя, которым в своем большинстве "все равно".

Выявляя визуальные образы коллективов, нам удалось установить плюрализм взаимоотношений двух поколений, диапазон содержания которых варьируется от интеграции до дифференциации, граничащей с безразличием. С другой стороны, коллективы, в которых работают молодые педагоги, отличает низкий уровень конформности, и им приходится зачастую работать в профессиональном окружении с низким уровнем приспосабливаемости друг к другу, причем не только между поколениями, но и внутри "старой гвардии".

Словарь управления персоналом. Конформность (лат. conformis - подобный, соответствующий) - понятие социальной психологии, обозначающее присущую человеку тенденцию изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем чтобы оно соответствовало мнению окружающих; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Уровень (степень) конформности зависит от определенных переменных: ощущение группового престижа, степень неопределенности в принимаемых решениях и размер группы.

Еще один вектор оценок взаимоотношений в коллективах мы получили, задавая вопрос: "С какими животными вы ассоциируете молодых учителей и педагогический коллектив вашей школы?". Первая группа метафор, "ретрограды и новаторы", представлена сравнением старых учителей с неповоротливым слоном, а молодых педагогов с мелким юрким животным без четкой идентификации его образа, но с описанием его поведения как "везде всегда прыгает". Вторая группа метафор - "хищники и их жертвы". Если старшие учителя - это львы и питоны, то молодые - косули и мыши. Коннотации образа льва - царственность, власть, гордыня, благородство - приемлемы и для третьей группы метафор "мудрость и неопытность". К ней мы отнесли и литературный персонаж черепахи Тортиллы, и такие пары образов, как совы - птенчики, кошки - "слепые котята, которые носом тыкаются, тыкаются и не знают, куда им податься". Анализируя эти метафоры, можно сделать вывод, что молодые учителя осознают свою неопытность, понимают, что они еще слишком уязвимы и пока не обладают теми навыками и умениями, которые есть у опытных учителей.

Интерпретируя полученные результаты, мы обращаемся к понятию "скрытого знания" в антропологии профессий. Неформальным, неявным сторонам практик не обучают в вузе, и постигаются они либо путем передачи из уст в уста, либо накоплением личного профессионального опыта, рефлексией удач и провалов в работе. Такие неявные практики называют латентной повесткой дня, или скрытым учебным планом. Обладание этими знаниями отличает старых учителей от молодых.

Все названные информантами причины поддержки молодого учителя мы разделили на три группы в соответствии с различными сферами деятельности педагогов. В группу социальных причин мы включили необходимость формирования чувства социальной опоры, позволяющей развивать интерес к работе и желание продолжать профессиональную деятельность. Вторая группа педагогических причин источником своего формирования имеет разрыв между вузовской подготовкой и реальной школьной жизнью. На практике все значительно сложнее, необходимы как поддержка коллег и профессиональная переподготовка, так и личная способность постигать "скрытое знание" профессии. Источник третьей группы психологических причин - неготовность к общению с детьми и их родителями. Если развитие навыков работы с детьми входит в вузовскую программу подготовки учителей, то на практике педагоги понимают, что им приходится работать еще и с родителями, а это оказывается более сложным направлением деятельности и требует помощи со стороны психолога и других специалистов.

Несмотря на то что молодые учителя являются выпускниками вуза, имеют диплом о высшем образовании по своей специальности, страх начинать педагогическую деятельность очень силен. Одним из основных страхов является негативное восприятие молодых учителей детьми и их родителями. Участница фокус-группы привела личный пример, когда в течение первого периода работы в школе ее не воспринимали как взрослого человека, и даже вахтер при входе в школу требовала от нее "сменку", как от школьницы. Сильное беспокойство у наших информантов вызывали необходимость знакомства с большим количеством новых людей, обязанность встречаться с родителями на собраниях и при индивидуальных контактах. Сталкиваясь на работе с ситуациями, вызывающими страх, молодые учителя пытаются побороть его, изменяя личное отношение как к самим себе, так и к детям, развивая чувство любви к ним и желание донести до них знания.

Финансовая поддержка молодых учителей

Министерство образования и науки Российской Федерации в качестве меры повышения качества образования в сельской школе организовало конкурс среди выпускников вузов 2009 - 2010 учебного года на получение финансовой поддержки, объявив его в августе 2010 г. В Саратовской области для победителей конкурса было выделено восемь вакансий учителей, наградой для которых явилось дополнительное финансирование по 250 тыс. руб. в первый и во второй год работы при условии общей продолжительности работы в сельской школе на протяжении не менее пяти лет. Конкурс состоялся, восемь его победителей приступили к работе в школах Саратовской области. Правда, этот конкурс оказался "одноразовым", поскольку в 2011 г. продолжения конкурсной истории не последовало.

О мотивах отказа от участия в этом конкурсе рассказали педагоги, принявшие участие в фокус-группе. Нежелание жить в селе характерно как для выпускников, проживавших в городах до поступления в вуз, так и приехавших на учебу из сельской местности. Мотивация горожан вполне предсказуема, поэтому нам было интересно понять мотивацию выпускников школ, приехавших на учебу в город из села. Мы выяснили, во-первых, что за время учебы в городе и первых лет работы по специальности в городской школе у людей уже сформирован уклад жизни, который нет необходимости менять.

Во-вторых, людей отталкивает от села неблагоприятная социальная среда. Село превращается в опустевшие "дыры", в которых нет работы, народ спивается, а молодежь уезжает в город. В селе остаются одни старики, детей там очень мало, в классе бывает по одному человеку. Сельские дети вырываются на учебу в город не для того, чтобы вернуться назад для работы в сельской школе. Как правило, они не пойдут на этот шаг ни за какие 500 тыс. руб. В-третьих, согласных на переезд сдерживает от этого поступка невозможность найти работу на селе своим супругам. Молодым специалистам нет работы на селе, социальная база села отстает от социальных условий городской жизни, и поэтому молодежь с большой неохотой возвращается в деревню после окончания учебных заведений в городе.

Финансовая поддержка сельских учителей, осуществленная в качестве разовой государственной программы, явилась наиболее заметным явлением в образовательной политике, нацеленной на молодых учителей. В течение года во всех регионах России для городских учителей, а также для их сельских коллег проводятся конкурсы педагогов и образовательных учреждений, являющиеся практикой накопления трех форм капитала . Участники конкурсов совершают вложения в культурный капитал путем самосовершенствования, наполнения профессионального портфолио, реальной возможности назначения на руководящие должности в образовательном учреждении. Происходит накопление социального капитала, связанного с обладанием сетью отношений взаимного знакомства и признания. Участие в конкурсе дает молодым опору в форме репутации, поскольку дается общественная оценка, развиваются навыки работы в команде, педагоги могут реализовать свои возможности за пределами школы.

Экономический капитал напрямую легитимирован в денежных наградах за победу в конкурсах для образовательных учреждений, в то время как достижение личных экономических выгод не артикулируется. Более того, конкурс требует вложения материальных затрат со стороны учителей, что является барьером к участию. В отличие от культурного и социального капиталов накопление экономического капитала не является самоцелью для большинства принимающих участие в конкурсах педагогов. Для одних - из-за мало значимых наград, для других - из-за высоких эмоциональных барьеров (сложность победы и угрозы публичного фиаско из-за статуса аутсайдера соревнования), для третьих - в экономический капитал конвертируется приобретенный в конкурсе социальный или культурный капитал.

Таким образом, используя антропологический подход в социологии профессий, мы смогли выяснить, какие из предпринимаемых действий на государственном уровне и на микроуровне педагогических коллективов школ Саратовской области способствуют реальной поддержке молодых учителей при их вхождении в профессию.

Перед началом педагогической деятельности учителя испытывают страх перед работой, для преодоления которого необходима поддержка со стороны коллектива в трех направлениях: социальном, педагогическом и психологическом. Финансовая поддержка молодых учителей сельских школ, осуществленная в 2010 г. на уровне эксперимента, требует всесторонней оценки эффективности этой программы для принятия решения об использовании этих мер на постоянной основе.

Библиографический список

1. База данных ФОМ. Опрос населения "Престиж профессии учителя". 11.02.2010. [Электронный ресурс]. URL: bd. fom. ru/report/map/dominant/dom1005/d100515 (дата обращения - 17.01.2012).

2. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е. Модернизация педагогического образования // Социологические исследования. 2011. N 2.

3. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии // Социологические исследования. 2010. N 10.

4. Лелюхин С. В., Дегтярева Н. В. Конкурсы образовательных учреждений и педагогов как практика накопления трех форм капитала // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2011. С. 212 - 214.

С. Лелюхин

Поволжского института

им. П. А.Столыпина

(филиал РАНХиГС при Президенте РФ)

Андрей Хуснетдинов, выпускник МГТУ им. Баумана, вернулся в свою школу в качестве учителя математики и рассказал нам о том, что там изменилось.

Как стать учителем

В школе я был самым успевающим в классе по математике, она мне очень нравилась. Несколько лет ездил в лагерь в качестве вожатого. Работать с детьми мне было в кайф и поэтому захотел стать учителем. Год назад в местной школе, где я сам учился какое-то время, скончался учитель математики, освободилась вакансия. Педагогического образования у меня пока нет, но я проходил курсы учителей математики для формирования какого-то базового знания о преподавании математики. Скорее всего, в этом году буду поступать в универ, чтобы получить педобразование.

Мне дали пятые классы и на первых порах в одном из них не удавалось установить порядок, но школьный психолог поработал с особенно буйными школьниками и всё пришло в норму. В первый день в школе я боялся, что дети будут вести себя шумно, а мне не удастся их успокоить, но от одного опытного преподавателя услышал фразу "Они тебя боятся гораздо больше, чем ты их". Я действительно это понял.

В первые две недели я усиленно запоминал лица и имена: активных и разговорчивых было запомнить в разы легче, чем тихонь, которые сидели себе ровно и молча писали. Также стало понятно, как много времени занимает проверка тетрадей и подготовка уроков. На меня свалилась разработка общего календарного плана на год и ещё куча разных отчётов. Учась в школе, я думал, что намного проще готовиться к уроку учителю, чем ученику - это не так.




Как справляться с учениками

Поведение учеников разных классов бывает совсем разным. В одном классе внимательно слушают и действительно хотят получить знания, в другом хотят пообщаться и пошутить, забив на учёбу. Старшеклассники ведут себя спокойно. Пожалуй, не было такого случая, когда именно старшие хотели вывести меня из себя. Старшеклассницы хихикают и переглядываются на моих уроках, но я не связываю это с собой, а каких-то явных проявлений интереса ко мне с их стороны нет. С учениками у меня не было очень серьёзных конфликтов. Если возникает недопонимание и они начинают вести себя шумно, то остаток урока превращается в проверочную работу и все получают оценки в конечном счёте.

В учительской

По сравнению с тем временем, когда я сам был школьником, почти ничего не изменилось. Классы оборудованы лучше, нет теперь дневников, журналы только в электронном виде. В целом, всё те же знакомые лица, что и лет 10 назад, среди преподавателей, но и немало молодых учителей. В основном, в педсоставе женщины за 50, а всех мужчин можно пересчитать по пальцам: трудовик, физкультурник и я. В учительской в основном можно слышать разговоры о каких-то учениках и разных отчётах, которые нужно сдать в срок. В общем, скучновато.

У каждого учителя "за 50" свой взгляд на нынешних школьников. Кто-то говорит, что не бывает плохих классов, а кто-то наоборот, что "раньше было лучше" Но в целом все прекрасно понимают, что школьная программа меняется с течением времени, как и увлечения учеников. Сейчас принято учить и развивать личностные качества ребёнка, а не просто вбивать в голову материал, как это часто бывает.

Современный школьник

Мне кажется, что примерно 85% школьников не расстаются со своими телефонами в принципе и с большой неохотой откладывают их на время урока. Пятые классы играют во что-то, а те, кто постарше, переписываются в мессенджерах и фоткают свои мордашки в инстаграм. В принципе, мне показалось, что сейчас ученики стали более аморфными и ленивыми. Но если начну говорить, что это факт, то меня закидают помидорами и причислят к тем, кто говорит: "Вот в наше время было лучше". Есть, конечно, талантливые ребята, которые на лету схватывают материал, а ещё и просят добавки к д/з, но их очень мало, да и не в каждом классе такие есть.

Как и везде, весь народ делится на какие-то группы по интересам. Кто-то ходит на туризм, кто-то в музыкалку, а кто-то любит футбол. Но говорить о том, что существует какое-то одно огромное движение, я бы не стал. Несмотря на школьную форму есть те ребята, которые "на стиле". Футболку с принтом под пиджак, модные джинсы и полетел ловить популярность. Такие обычно любят выкрикнуть шуточку на уроке, но вот с оценками не очень у них хороши дела.



Дети богатых родителей обычно популярны, ведь приносят какие-то технологические новинки или то, что в тренде, и делятся этим. Например, iPhone X появился у одного моего ученика, как только вышел. И это в пятом классе. Ну и само собой это приковало к себе внимание, даже со стороны некоторых учителей. Серьёзные конфликты случаются. Например, недавно один парень сломал другому ногу - толкнул парту, которая как раз на ногу и упала. Или ещё раньше парень славянской внешности устроил словесную перепалку с татарином, которого называл киргызом. Но по итогу все эти конфликты идут прямиком в руки школьному психологу, который общается с детьми, родителями и учителями. И в итоге находит выход из ситуации. Проблема именно нашей школы в том, что в ней всего один психолог, хотя по количеству учащихся психологов должно быть как минимум два.

В социальных сетях меня вычислили в первую неделю работы и начали добавляться. В вк я добавил всех, кто просился. Там иногда ребята задают вопросы, связанные с учёбой, а порой лайкают фото или какие-то записи на стене. Но вот в другие соцсети никого не пускаю.

Что слушают?

Если говорить о музыке, то есть у меня занятия в 4 классах и в одном из них постоянно одна девочка напевает разные композиции. Сначала было "Розовое вино", а потом на каком-то из занятий она поехала в магазин Gucci в Санкт-Петербурге. О следующей строчке песни тактично умолчала, сказав, что её не помнит. Вообще очень многие школьники слушают именно рэп. Но при том у каждого он свой, за исключением общеизвестных хитов.

Под Новый год в школе было одно мероприятие в актовом зале, что-то вроде конкурса песни. И там звучал трек Post Malone "Rockstar". Такого дружного хора голосов из всего зала я, пожалуй, до этого не слышал. Ещё удалось заглянуть на школьную дискотеку: точно помню, что были треки Элджея, Макса Коржа и T-Fest. Из того, что я слышал в школе: Face, ЛСП, Miyagi, Хованский, Pharaoh и Макс Корж. Также многих разных зарубежных исполнителей: Yung Lean, Kendrick Lamar, Drake. И многих малоизвестных исполнителей, ну или не известных конкретно мне. Но в основном что-то ритмичное с мощным битом. Не из рэпа очень популярны Время и Стекло, Ленинград.

Я сам пока не определился, оставаться ли работать учителем или нет. Платят не очень много, но мне нравится работать с детьми, видеть их успехи и знать, что играю действительно важную роль в их развитии. Да и перспективы в принципе есть, хоть и не особенно большие. Существует перспектива работы репетитором - c помощью индивидуальных занятий можно зарабатывать в разы больше, чем сейчас. Также из простого учителя можно выбиться в заместители директора, что помимо увеличения количества обязанностей влечёт за собой увеличение зарплаты. Плюс стаж и повышение квалификации тоже пойдёт в плюс заработку.

Зарплата зависит от количества часов, которое ведёшь свой предмет. Плюсом к ней идёт разная внеурочная деятельность. Ещё прибавляются так называемые стимулирующие выплаты. Поэтому зарплата молодого учителя в селе может колебаться где-то от 16 до 50 тысяч в среднем, в зависимости от графика и количества сделанных дел. В Москве же можно смело придя из университета получать 70 тысяч рублей.

Молодой учитель часто становится персонажем «Ералаша» или фильмов. Молодой, неопытный, не умудренный сединами и полувековым стажем. Или наоборот: креативный, современный, многое знающий и умеющий? Выпускники педагогических вузов в школу приходят разные. Но одно у них общее: всем предстоит период адаптации не только с учениками, но и со взрослыми коллегами.

Интересно : Когда-нибудь задумывались о возрасте среднестатистического педколлектива? Больше всего (35%) учителей от 40 до 50 лет. Почти четверть — старше 50 лет. 17% педагогов — пенсионеры. Выходит, что на возрастную категорию учителей младше 40 лет приходится лишь 23%.

Почему они все против меня?

Главные причины недовольства вчерашним выпускником педвуза:

  1. Мало опыта. У выпускника педвуза есть только опыт педагогической практики. И все. Но даже заслуженный педагог когда-то начинал, и у всех было первое рабочее место. Не стоит об этом забывать родителям и опытным учителям.
  2. Скоро уйдет в декрет. Родители и коллеги опасаются, что молоденькая учительница не доведет класс до конца учебного года, покинет учеников в разгар семестра. Но от этого не застрахована и учительница в 40 лет. Дети, декрет — весомая часть жизни.
  3. Не успел заработать авторитета. Опытные педагоги и активные родители сетуют на молодого классного руководителя за торопливость и дружеские отношения с учениками. Но возможно именно такой подход дает хорошие результаты.
  4. Несерьезно выглядит. Что начинается, если у молодого педагога разноцветные волосы, нестандартная стрижка, татуировки или пирсинг. Или слишком юный вид. Сколько одновременно поводов для пересудов! И сразу забывается, что внешность — это не характеристика личности и специалиста.
  5. Преподает по другим методикам. «Какие еще веб-квесты и ленты времени? Лучше бы детей погонял по датам и карте». Вот так примерно реагируют коллеги на новинки от молодого учителя на уроках. Но опытные педагоги забывают, что подготовка учителей сейчас и 10, 20, 30, 40 лет назад отличается. Сегодня отечественная педагогика перенимает положительный зарубежный опыт. И от этого никуда не деться.

Важно : Многие родители опасаются молодого классного руководителя или учителя по профильным предметам. Но такой педагог имеет веские преимущества над учителями старой закалки:

  • не боится современной техники, владеет инструментами ИКТ;
  • на одной волне с вашими детьми. Понимает, что их волнует, интересует;
  • не успел устать от учительской работы, он полон энтузиазма, юношеского максимализма и запала.

Так может родителям и взрослым коллегам не стоит паниковать и нагнетать ситуацию, а дать шанс человеку нормально работать?

Что волнует молодого учителя?

Сами выпускники педвузов и начинающие педагоги отмечают, что им в первые недели и месяцы работы в школе приходится несладко. На что жалуются молодые учителя на форумах и в социальных сетях?

Иван, 27 лет, учитель информатики:
«Я и классный руководитель, и капитан школьной команды КВН, наладчик школьного сайта, верстальщик методичек и буклетов о школе, дизайнер плакатов на спортивные, развлекательные, образовательные мероприятия для учителей и педагогов. Еще и в нагрузку системный администратор. На выходных частенько налаживаю компьютерную технику коллег. Был случай, что и утечку труб помогал ликвидировать слесарю с завхозом. А жить-то когда?»

2. Маленькая зарплата

Дмитрий, 28 лет, учитель английского языка:
«Выпускник педуниверситета на первом рабочем месте получает копейки. Нет стажа, других надбавок. Да и классное руководство мало кто из директоров готов дать новичку. А чего стоят бои за часы в классах. Вроде бы английский язык преподается с 1 по 11 класс, и нагрузка на всех учителей-предметников должна быть равномерной. По факту, заслуженной учительнице-пенсионерке — побольше, потом идут педагоги категории 50+, а потом крохи собираем мы. Смешно было наблюдать недоумение администрации, когда подавал заявление на увольнение. Я же семью обеспечивать должен».

3. Пренебрежительное отношение коллег

Диляра, 25 лет, учитель биологии и географии:
«Интересно выходит. К коллегам я обращаюсь по имени и отчеству даже в учительской и наедине. А они мне: «Деточка, Диляра». Да и еще при детях. Ну разве так можно?».

Правила выживания для молодого педагога в школе

Если вы только начинаете работать в школе, воспользуйтесь советами бывалых коллег, кадровиков и психологов.

  1. Быть дипломатом. При общении с коллегами, учениками, родителями, администрацией. Спокойно выслушивайте замечания, помня, что критикуют не вас, как личность, а работу.
  2. Не казаться лучше. Старания и конкуренция — хорошо, но не старайтесь в первые месяцы работы обойти заслуженного учителя, взвалить на свои плечи всю работу.
  3. Чувство юмора как основа. В общении с родителями, взрослыми педагогами, учениками помните, что оптимизм, положительный настрой и уместная шутка способны быстрее и эффективнее достучаться до человека, чем тирада на 40 минут.
  4. Школа — не ссылка. Это просто место работы с плюсами и минусами.
  5. Не стойте на месте. Хотите получить авторитет среди коллег и подопечных? Станьте хорошим учителем. Посещайте развивающие бесплатные мероприятия, изучайте новые тенденции в педагогике, подпишитесь на «Школу талантливого учителя» , чтобы смотреть вебинары и проходить онлайн-курсы. Хотите быть лучше? Так станьте лучше.
  6. Быть личностью. Ваши хобби, увлечения и взгляды на жизнь никто не отменял. Рок на звонке мобильного, фотографии с туристических или театральных походов в социальных сетях только добавят вам очков в глазах учеников и коллег.

Вам слово: Мы уверены, что и молодым и опытным педагогам есть, что сказать по теме. Именно ваши комментарии помогут учителям разных поколений найти общий язык. Дерзайте!

Артем Новиченков

Я проработал в школе неполных четыре года, очень длинных и насыщенных. Еще студентом четвертого курса меня позвали в московскую школу номер 1101 учителем русского языка и литературы на 24 часа в неделю с зарплатой в 24 тысячи рублей. И это был невероятный опыт. Неугомонный 5-й класс, ежедневная стопка тетрадей на проверку, хамство директора и буллинг (травля одного из членов коллектива. - Прим. ред. ) со стороны преподавателей. А еще школа находилась на другом конце города, и после работы, сонный, я ехал в университет на пары. Было очень тяжело и одиноко. О том, что меня уволили, я узнал от учеников.

На пятом курсе я писал дипломную работу и, как только выпустился, снова вернулся к работе учителя. Других вариантов я не видел.

Я переехал в Северное Бутово и устроился в школу неподалеку. При первой встрече с директором я сразу понял, что хочу с ним работать. Он умный, прогрессивный и мудрый - даже когда я переехал в Мытищи, место работы не сменил. В 2009-й школе я проработал полноценных три года, выпустил три девятых класса и три одиннадцатых. Это принесло столько счастья, столько опыта и смыслов. И вот теперь я ухожу.

Когда я был учеником

Когда учительницы говорили: «А голову ты дома не забыл?», «Звонок только для учителя!», «Я-то свое отучилась, а вы - нет!» - мы морщились. Было противно и скучно, но мы не осознавали, что именно было не так. «Ну, географичка дура». «У математички всегда так - она просто одинокая и злая». «Трудовик - он и есть трудовик». Когда завуч спрашивала: «И тебе не стыдно? А должно быть!» - мы играли стыд. Когда русичка говорила: «Три пишем, два в уме» - и ставила авансом троечку, мы играли прилежность. Когда классуха отправляла чистить школьный двор от снега за отметку, играли покорность.

Эти роли были частью квеста под названием «Школа». За некоторыми учениками роли - троечник, отличница - закреплялись до выпуска. Учителя играли доброго учителя или злого, охранник - охранника, библиотекарша - библиотекаршу, завуч играла завуча, а директор - директора. И все знали правила, хотя нигде они прописаны не были.

В кабинете завуча в сознании проявлялся державный символ ковра: тишина, стоишь на мягком, потупив голову, соглашаешься на все - только бы не директор

Мы отчетливо понимали: одни мини-квесты, например, географию и обществознание, пройти проще, другие - математику и химию - труднее. Изворотливо мы пытались избежать болезненных ситуаций: забывали дневники дома, оттягивая расправу, отключали телефоны из сети, когда знали, что сегодня будут звонить, прогуливали контрольные, имитировали болезнь. И это казалось нормальным. Так делали все. Это настоящая игра, разве что цель обратная: не дойти до «босса» и победить в схватке, а избежать фатальной встречи до истечения времени. 11 лет. С передышками.

Чем ты тише и прилежнее, тем проще продержаться. За нарушение правил ты переходил на уровень, усложняющий пребывание в игре. Иерархия ясна: учитель-предметник - классный руководитель - завуч - директор. В кабинете завуча в сознании проявлялся державный символ ковра: тишина, стоишь на мягком, потупив голову, соглашаешься на все - только бы не директор. Ждешь и, пристыженный за то, что ты такой, какой есть, выдыхаешь после помилования, которому поспособствовал вдруг смягчившийся учитель.

Кабинет директора, располагавшийся всегда в стороне от школьной жизни, как бы отдельный, самый уютный и золотой, с портретами на стенах, внушал трепет. Директор говорила размеренно, властно. Говорила о тебе с учителями так, будто тебя здесь нет. Но ты-то знаешь: она еще нанесет свой удар, когда обратится напрямую, и уже никто не вступится, потому что директора боятся все. Что уж говорить о таком маленьком тебе?

Для меня школа была территорией страха, не повсеместного, конечно, ведь были и безопасные уроки, но абсолютно точно - ежедневного и неотступного. Даже в выходные дни я думал о школьных буднях, о правилах, об игре, в которую почти никто из нас не хотел играть, но играли, потому что не играть было страшно. Да мы и не думали, можно ли было не играть.

Когда я был учителем

Я думал, что игра кончится: ведь я теперь учитель, поэтому могу выбирать, следовать правилам или нет. На деле оказалось иначе: админом игры я мог быть только на территории собственного урока, который в школе номер 1101 контролировался то проверяющим учителем, то без предупреждения вошедшим посреди урока директором, то внезапной диагностической работой, то еще какими-то документами.

В 2009-й школе мне дали большую свободу, кредит доверия. Никто никогда не цензурировал мои уроки, не проверял записи, не заставлял писать объяснительные из-за того, что я назвал маленького Пушкина Сашей или рассказал детям о любовной драме Маяковского (а это все было). Я мог изучать с детьми что угодно: от Гомера до Алексиевич, от Батюшкова до Фаулза, от Дао-дэ цзин до Венички Ерофеева. И еще сотню книг.

Мне наконец показалось, что можно вольготно жить в школьном пространстве и не играть. Забить на правила, устанавливать свои.

Сегодня выпускаются тысячи девушек и молодых людей, которые думают, что они плохие, а на самом деле они просто не справились с правилами

Но всегда в классе находились три-четыре парня, которые отказывались читать, вели себя кое-как, мешали вести уроки. Я делал им замечания, поначалу даже просил дневники, хотя каждый раз мне было гадко. Я понимал, что становлюсь частью игры, выполняю роль карателя. С каждым замечанием они делали из меня злодея, а из себя - жертву. Но самое страшное - они уже не могли без этого. Как же переломить это? На математике они негодяи, на химии негодяи, а у меня что же - должны учиться? Школа раздала им роли, которые объясняли их: «Ну я же плохой, как я могу учиться хорошо?» И убедить их в обратном было сложно, а порой невозможно. И сегодня выпускаются тысячи девушек и молодых людей, которые думают, что они плохие, а на самом деле они просто не справились с правилами или в них не вместились. И никто не смог им доказать, что они неплохие ребята. Или не стал доказывать. Подростки с психологией побежденных.

К концу первого года работы в школе номер 2009 я понял, что оценка - это лишь карательный инструмент поощрения. Учитель использует ее как инструмент манипуляции. И часто ставит оценку не за знания, а за следование правилам, а также согласно роли: троечник, середнячок, отличник…

Мне нужно было избавиться от такой системы оценивания.

В старших классах я просто отменил оценки. Но система требовала от меня отметок в журнале, и я проставлял их номинально. В итоговых отметках я выставлял то, что считал справедливым. Если кто-то хотел оспорить оценку, он мог выполнить дополнительное задание. За два года не было ни одного случая, когда ученик не был согласен с оценкой. А для 8-го класса, еще не готового к такому резкому переходу, я придумал квест. Образовательный процесс превращался в ролевую игру, в которой нужно прокачивать «левел» своего персонажа и своего клана. За любые действия (прочитанная книга, сочинение, выученное стихотворение, рецензия на фильм) ученик получал баллы. Он сам выбирал, какие задания ему выполнять, а какие нет, понимал, как можно добрать баллы, а также знал, на каком уроке он может просто отдохнуть.

Весть о том, что Артем Николаич заменил оценки «каким-то там квестом», разнеслась по школе быстро. Одна учительница даже намекнула директору в приватном диалоге: «Чем это он там занимается с детьми?» Директор дальновидно ответил, что эта система давно применяется на Западе, все в порядке.

На меня начали коситься некоторые учителя. С тем, что я на переменах играю с детьми в настольный теннис или хожу в зал бросать мяч, они уже смирились. Отмена оценок и столбик наглых пятерок в электронном журнале, подозреваю, некоторым показались оскорбительными. Я нарушал правила. Даже не так - я предлагал альтернативные. Создавал конфликт. Многие перестали здороваться. А после отношения стали еще холоднее, особенно с коллегами-филологами.

Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия

Моя система предлагала ситуацию выбора: каждый делал только то, что хотел, и ровно столько, сколько считал нужным. Я надеялся, что так дети смогут учиться ответственности.

Но, как мне кажется, тщетно. Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия, чего они очень не любили. Мои уроки были каплей в море. В неделю их было 3 из более чем 30.

Я знал, что для многих школьников стал любимым учителем. Мне это нравилось. Теперь мне хочется уйти от этого, перестать быть поводырем, снять с себя мессианскую ответственность и отказаться от этого сладостного нектара детского внимания. Тогда же я хотел иметь больше точек соприкосновения. У нас уже была группа в «ВКонтакте», но в ней не было камерности и интимности. Зная, что у учеников много вопросов, которые они не осмеливаются мне задать, я - за полтора года мне задали более двухсот вопросов, на которые я всегда старался отвечать максимально откровенно. Больше года назад мы создали чат, в который добавились все желающие: так мы начали общаться вне школы больше. Спустя долгое время я вновь начал - и так я попал к ним в плееры. Короче, на каком-то там уровне я все-таки победил. Однако для меня это локальная победа, потому что люди, которые делают школу такой, какая она есть, остаются в ней работать. Что это за люди?

Кем я не стану

Я много думал о людях, которых про себя мы зовем училками. В моей школе их мало, но в некоторых, я знаю, таких большинство. Я наблюдал за ними, слушал их разговоры в учительской, слышал, как они общаются с детьми на уроке, а также слышал, как они говорят по телефону со своими детьми. И первое, что всегда бросалось в глаза, - это их тон.

Смотрел и думал: «Неужели она так же и дома разговаривает? Где же здесь настоящая Нина Викторовна, а где учительница?» А послушаешь разговор: да нет, нормально она общается с сыном, даже тепло. То есть их «учительство» - это маска. Что дает она? Защиту? От чего? От кого? От детей? Или выстраивает дистанцию? Или предлагает какие-то новые возможности?

И тогда я начал размышлять, зачем люди вообще идут в учителя. Я не думаю, что выбор профессии бывает случайным, если это выбор не по нужде. И вот что я надумал:

Первое - от одиночества, в школе всегда много людей, там появляется ощущение семейственности и отношение к кабинету как к собственности.

Второе - попытка наполнить жизнь смыслом и оправдать свое существование, ведь профессия учителя в глазах общества выглядит благородной.

Третье - это мессианство, желание занимать умы, формировать, воспитывать, то есть быть тем, от кого зависят.

Четвертое - возможность управлять, манипулировать, тянуть за ниточки, выдавливать эмоции.

Я описал худший из типажей. Самые же распространенные черты характера российского учителя общеобразовательной школы можно свести к такому перечню:

Манипулятивность
- пассивность
- нервозность
- зависть
- косность, стереотипность мышления
- покорность

Человек с таким набором может работать с бумагами, цифрами, но не с людьми, тем более - не с детьми. Ибо самое страшное заключается в том, что учат они тому, чему следуют сами. Их манипулятивный словарь достаточно ограничен:

«Посиди подумай над своим поведением!»
«Нет, ну вы посмотрите на него!»
«Тебя ждет весь класс!»
«Мало ли что ты хочешь? Мне тоже много чего хочется!»
«У тебя совесть-то есть вообще?»
«Когда головой-то начнешь соображать?»
«Ты долго надо мной издеваться-то будешь?»
«Все, разговор окончен»

На первый взгляд, фразы встречаются повсеместно - и мы уже не обращаем на них внимания. Но при пристальном рассмотрении оказывается, что все они ставят ребенка в позицию виноватого, неправого в своих желаниях и потребностях, неравного учителю или одноклассникам.

В школе нет слова «хочу», есть слово «надо»

Но прозорлив сегодняшний старшеклассник. Часто он мгновенно замечает несправедливость. Но что ему делать, когда учитель всегда прав, а класс обычно боится оказать поддержку и предпочитает просто промолчать? Не может же он не ходить на уроки этого учителя? Сколько раз я замечал, что тому или иному школьнику хотелось бы оказаться не на моем уроке, а где-то в лучшем месте. Но ни он, ни я не могли ничего поделать с этим. Как два заключенных в камере, мы были прикованы друг к другу.

В школе нет слова «хочу», есть слово «надо». Эта ролевая модель насилия отрабатывается на каждом уроке в каждом классе в десятках тысяч школ миллионом учителей на протяжении одиннадцати лет жизни практически каждого человека.

И я ухожу из школы, потому что не хочу участвовать в этом насилии и неуважении к человеку. И открыто противостоять ему больше не желаю. А оно лезет из всех щелей: из туалетов с незакрывающимися кабинками и часто отсутствующей туалетной бумагой; из столовой с неаппетитным питанием; из перегруженного расписания, претензий по внешнему виду, хамства охранников и уборщиц; из портящей одежду мебели и незакрывающихся общих раздевалок. И главное, что моральное насилие и неуважение лежит в основе общения учителя с учеником.

Этот текст - не хлопок дверью и не жалоба. Единственное, что испытываю, - глубокое чувство досады по поводу того, что современный облик общеобразовательных школ именно такой. И на то, чтобы его изменить, нужно время и силы многих людей, но, в первую очередь государства, хотя… о чем я говорю?

Сначала я не понимала, откуда берутся все эти стереотипы про учителей, а потом вспомнила свои школьные годы чудесные, и всё-всё стало ясно! И меня, и моих родителей, и моих бабушек учили педагоги советской школы, идеально подходящие по всем параметрам портрету идеального учителя.

У меня за всю школьную жизнь было всего два мужчины-учителя: ОБЖшник и физрук. Молодыми можно было назвать 5-10% моих учителей, у нас в школе было не принято брать на работу выпускников педагогических вузов, ведь гимназия — это почётно и ответственно, а опыт можно приобрести и в обычных общеобразовательных школах.

Думаю, что у половины школьников страны и по сей день такая ситуация в их школах. Молодой учитель — это страшно и это риск для многих родителей. За несколько лет преподавания я слышала много аргументов, почему молодость — это не самая сильная сторона педагога. Вот список главных родительских страхов:

1. Молодой учитель будет мягким, бесхарактерным и распустит детей

Мягкость характера — это не из-за возраста, а из-за особенностей личности. И в школе, и в университете у меня были педагоги, которые не умели поддерживать дисциплину в аудитории, и это было никак не связано с их возрастом.

Дети начинают себя плохо вести, кривляться, болтать, нарушать порядок, когда им неинтересно, о чём говорит учитель. Если педагог смог увлечь темой занятия, то в классе будет дискуссия, ученики вовлечены в процесс и им не до телефонов, записок и посторонней болтовни.

Большинство молодых учителей это прекрасно понимают, ведь они сами недавно вышли из-за парты, поэтому стараются делать уроки максимально интересными. А там, где есть вовлечённость, там есть и дисциплина.

Источник фото: pixabay.com

Совет родителям. После первых занятий с молодым педагогом поинтересуйтесь у ребёнка, было ли ему интересно, какая атмосфера была в классе. Обменяйтесь с учителем телефонами. Предупредите, что в случае, если ребёнок будет опаздывать, мешать на уроке, неуважительно относиться к одноклассникам или учителю, вы бы хотели об этом знать, чтобы поговорить дома и помочь решить возникшую проблему.

Кстати, неуважительное отношение к молодому педагогу часто возникает из-за того, что родители дома обсуждают учителя при ребёнке, старайтесь избежать этого.

2. У такого молодого специалиста нет опыта подачи материала

Этот страх оправдан. Вполне может быть, что молодой учитель ещё не совсем знаком с особенностями школьной программы, а опытный педагог из года в год спокойно и размеренно проходит одни и те же темы. Но! Молодые учителя обычно более открыты к нововведениям, они с удовольствием учатся сами, и у них ещё не пропал интерес к предмету.

К сожалению, если одни и те же темы в одной и той же последовательности преподавать ежегодно, то и глаза уже не будут так гореть. Дети — это самая честная в мире аудитория, и они всегда видят, владеет ли педагог нужными знаниями


Источник фото: pixabay.com

А ещё в каждом классе есть отличники и дети, крайне заинтересованные в предмете. Такие ученики обычно задают вопросы, хотят узнать предмет глубже, обычно в такие моменты и становится понятно, обладает ли учитель необходимым опытом и компетенцией.

Совет родителям. Если вы сомневаетесь в опыте и компетентности молодого педагога, вы можете попросить ребёнка рассказать, что они проходят на занятиях (хотя бы изученные темы), как ребёнок оценивает подачу материала (сложно, непонятно, просто, слишком легко и тому подобное). Если сомнения вас всё же мучают, лучше посетить один из уроков, заранее согласовав это с педагогом.

3. Дети будут болтать на посторонние темы с педагогом вместо того, чтобы учиться

В моей гимназии была преподавательница по английскому вполне солидного возраста. Видимо, болтать с нами ей было гораздо интереснее, чем вести предмет. Мы обсуждали фильмы, книги, даже нашу личную жизнь, а нам ставили отличные оценки.


Источник фото: mel.fm

Опять же, склонность поболтать на посторонние темы с учениками — это проблема, касающаяся не только молодых педагогов. Другой вопрос, что детям обычно очень интересно узнать о том, чем кроме работы живёт учитель. Это нормальный интерес, но для таких разговоров есть перемена, и, если учитель ценит учебное время, он обязательно оставит посторонние разговоры за его пределами.

Совет родителям. Не забывайте напомнить ребёнку о субординации, когда он идёт на первый урок к молодому учителю. Стоит бить тревогу в том случае, если дети рассказывают дома, что на занятии они большую часть времени говорили о жизни, а не о предмете.

4. Учительница выйдет замуж, уйдёт в декрет, бросит наших детей

Вполне логично, что если в класс пришла молодая учительница сразу после вуза, то есть все шансы, что выпускаться класс будет не с ней. Но такой же риск есть и в случае, если педагогу за 35. А учитель в возрасте может уйти на пенсию.

Ни один педагог не может дать стопроцентной гарантии, что именно в этой школе, именно в этом классе он до пенсии. Жизнь — крайне непредсказуемая вещь.

Совет родителям. Отнеситесь к этому страху философски. Если педагог талантливый, нравится детям, умеет заинтересовать предметом, то даже за год он сможет привить любовь к предмету и заложить крепкий фундамент знаний.