Чем отличается храм от собора и церкви, каково значение этих слов. Тема урока: Русские православные храмы Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков

ЗАДАНИЕ 1.


1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

В. Таинство

2. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

Б. Андреевский

3. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

В. Покров

4. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

Г. Ной

5. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

А. Воскресение

6. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

А. Двенадцать

7. С греческого языка это слово переводится как «книги»:

В. Библия

8. В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

В. Собор святого Александра Невского (Ялта)

9. Как называется день накануне Рождества Христова?

Г. Сочельник

10. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

А. Вверху всегда есть крест


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

2.1. Прочитайте фрагмент текстаиз книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы Ответы
Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением? Потому что в этот момент произошло явление Бога, прославляемого в Троице.
На какое число приходится праздник (по новому стилю)? 19 января
Как звали пророка, крестившего Спасителя? Пророк Иоанн. (Варианты:Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель)
Какое значение имеет слово «благоволение»? Благая воля
Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься? Пророк сказал, что он крестит людей в покаяние, и что ему самому надо креститься от Спасителя.
Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение. Это событие было до того, как Иисус Христос начал учить людей, т.к. в тексте сказано, что ученики (люди) спрашивали Иоанна Крестителя о Христе. Следовательно, они Его не знали. Следовательно, Он еще не начал учить народ.
Какая традиция существует в праздник Крещения? Освящать воду
* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению? РождествоХристово

Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: № 2

№ 1 № 2 № 3

Система оценивания:

За каждый правильный ответ на вопрос из таблицы в задании 2.1. начисляется 0,5 балла .

За правильно указанный номер иконыв задании 2.2. начисляется 3 балла .

Максимум 7 балловза задание 2

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

«Отче наш»

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Любому православному христианину важно иметь представление о том, что такое храм и церковь, в чем разницамежду понятиями. Хотя знание отличий не имеет значения для вечного спасения души, но предполагает определённую образованность человека, которая может пригодиться при ответе на многочисленные вопросы людей, делающих первые шаги в церкви.

Сущность понятий «храм» и «церковь»: какие отличия?

Храм - русское слово, произошло от древних «хоромы», «храмина» - так обозначались жилые помещения больших размеров. В современном понимании храмом называют архитектурное здание, посвящённое Богу, в котором совершаются богослужения и . Форма построения дома Божия глубоко символична и может иметь вид:

Сооружение, похожее на корабль, напоминает о храме, как о ковчеге спасения среди бушующего житейского моря, ведущего в жизнь вечную. Форма креста указывает на средство и инструмент нашего спасения. Круг символизирует вечность. Звезда означает сияющий свет истины среди тёмного небосклона, который просвещает людей.

Храм, как правило, увенчан более чем тремя куполами и имеет несколько алтарей, разделённых на приделы, освящённые в чью-либо честь. Именуется храм во имя святого или праздника, которому посвящён центральный престол.

В день в храме можно служить столько литургий, сколько приделов, и, соответственно, каждую Евхаристию должны приносить разные священники.

Церковь (с греч. Дом Господень) имеет более широкое значение. В православной традиции понимается как:

  • религиозное здание;
  • сообщество всех верующих во Христа.

Религиозное сооружение с одним приделом, где может совершаться одна литургия в день. Церковь имеет меньшие размеры и более скромное убранство по сравнению с храмом: до трёх куполов и одного служащего пастыря.

Второе значение - Церковь как Тело Христово. Объединяет в себе:

  • Церковь Небесную Торжествующую (Божия Матерь, Ангелы, святые и все спасённые христиане);
  • Церковь Земную Воинствующую (христиане, борющиеся за своё спасение на земле).

Церковь Христова - единый богочеловеческий живой организм всех христиан, усопших и живущих, связанных Таинствами, Благодатью, единым Евангельским Духом. Начальник этой Церкви - Сам Христос. Спаситель невидимо управляет cвоей паствой в лице духовенства и мирян. Он совершает Крещение, принимает Исповедь, причащает верующий народ Своими Телом и Кровью.

Молитва «Символ веры» именует Церковь как Святую, Соборную и Апостольскую. Господь более 2 000 лет назад установил Церковь и сказал, что она будет стоять до скончания века, и врата ада не одолеют её. А все слова Спасителя исполняются с точностью, и нам не нужно переживать и бояться перемен. Бог всё держит под контролем.

Собор (от славян. собрание, съезд) в православной традиции имеет несколько значений:

  • Собор Апостольский - первое в истории собрание апостолов в Иерусалиме.
  • Собор Церковный - собрание духовенства с целью разработки правил вероучения, богослужения и дисциплины, стратегии борьбы с сектантством.
  • Главный храм города или монастыря, предназначенный к служению правящего архиерея с большим числом священников.
  • Собор Святых - церковный праздник, объединяющий святых одной территории или прославившихся единым подвигом.

В данном контексте мы рассматриваем третье значение собора - как главного храма местности. Отличие собора от церкви и храмазаключается прежде всего внушительными размерами первого. В нём проводятся ежедневные богослужения не менее чем тремя священниками. В соборе совершаются служения высшего духовенства: патриархов, архиепископов. Для этой цели может быть в наличии специальная кафедра и, соответственно, собор именуется Кафедральным. В церкви не устанавливается трон для предстоятеля.

Собор богаче и масштабнее украшается, а алтарей может быть, как в храме, несколько. Звание «собор» присваивается храму пожизненно, даже если кафедра архиерея переносится в другой храм. В каждом крупном российском городе есть величественные соборы, завораживающие взгляд, которые для верующих становятся молитвенным пристанищем, а для туристов - местной достопримечательностью.

Главное назначение соборов, храмов, церквей состоит в возможности человека общаться со своим Создателем и близкими по духу мирянами. Приносить Богу искренне покаяние, просить очищения души от страстей и грехов, за всё и радоваться.

Всем верующим христианам и интересующимся религиозной наукой будет полезно знать о характерных особенностях понятий "собор", "храм" и "церковь", в чем разницамежду ними и каковы общие черты, чтобы ожидания от участия в богослужении соответствовали полученным впечатлениям.

Еще несколько столетий назад не было традиции возводить различные монументальные памятники. Чтобы увековечить какие-либо исторические события, строили церкви. Тем самым люди прославляли Бога за данную победу. На Руси существовало немало православных храмов, среди них значительно выделялся Троицкий собор. Многие называют его величественным мавзолеем, ведь это сооружение отличается великолепием. Зачастую также выделяют церковь Вознесения в селе Коломенское. Эти храмы имеют огромное количество особенностей. Внутреннее кажется несколько затесненным, отсутствуют роскошные фресковые росписи. Каждая иконная полка не похожа на другую, ведь все детали изысканны и уникальны.

Особенности давних храмов

Внутренняя скромность церкви объясняется тем, что такие сооружения возводились к определенной дате или событию. Образы православных храмов на Руси зачастую являются отображением символических христианских идей. Планировка помещения обязательно была крестообразной, а купола непременно венчали крестами. Даже место, где должна располагаться полка для икон, выбиралось неслучайно.


Религиозная идея воплощалась в тех образках архитектуры средневековых времен, которые подчеркивали величие Господа. Нередко христианские убеждения перетолковывались таким образом, что для многих они служили выражением гражданских идей. Культовая принимала во внимание черты определенной нации и местности, на которой сооружали церковь.

Русские зодчие со временем начали добавлять к византийским мотивам несвойственные черты. Популярными стали башнеобразные строения, как, например черниговская Пятницкая церковь. Нередко также возводили «многоглавые» церкви. Ярким примером является киевский Софийский собор, который считался на момент построения довольно смелым архитектурным решением.

На сегодня специалисты используют прогрессивные строительные методы, которые отвечают всем требованиям. Руководствуясь канонической традицией, архитекторы продолжают создавать храмы удивительной красоты. Надеемся, что так же, как мы восхищаемся средневековыми церквями, современными постройками будут восхищаться следующие поколения.

Тонкостей в построении дома Божьего достаточно много и их знает далеко не каждый зодчий. Но многие верующие могут определить, к какой религии принадлежит храм, только взглянув на него.

Особенности православного храма

Традиция строить прямоугольные храмы со сводчатым потолком и куполами пришла в Киевскую Русь из Византии. Для придания роскоши церковные купола покрывали зеленой или голубой краской, а в богатых областях – золотом.

Сегодня также архитектура православных храмов насыщена роскошью и плавными линиями. Количество куполов строго отвечает христианской символике и связано со святым или событием, которому посвящена церковь.

Красота внутренней отделки пленит каждого. Она всегда очень богата, сверкает множеством свечей и позолотой. А иконы, выполненные в аскетичном стиле, заключены в золоченый оклад. Алтарь отделен от верующих высоким, богато украшенным, часто резным, иконостасом.

Отличия архитектуры костела

Вытянутый, устремленный ввысь готический собор – что может быть краше? Только группа маленьких девочек, одетых в белое, чинно шествующих к первому причастию.

Кроме удлиненных верхушек костелы украшают статуи или иконы, изображающие Богоматерь. А внутренняя обстановка удивляет открытым алтарем и наличием скамеек для прихожан. Особое волнение вызывают натуроподобные изображения святых. Католический храм имеет исповедальню, множество фресок и цветные витражи. Часто в церкви присутствует кафедра, с которой проповедует священник.

Главным украшением любого католического храма является распятие и статуя Девы Марии.

Тема урока : Русские православные храмы

Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков.

Цель урока : Расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить с особенностями их строительства, неповторимым обликом русской храмовой архитектуры.

Задачи урока:

· Учить учащихся умению в ходе игры добывать знания, высказывать суждения, делать выводы, развивать речь учащихся

· Расширить кругозор детей за счет сообщения интересных фактов

· Воспитывать любовь и уважение к русской культуре

· Способствовать развитию фантазии и воображения

Коррекционная работа на уроке:

· Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке

· Развитие познавательного интереса детей через:

Использование нестандартной формы урока;

Включение игровых заданий

· Формирование положительной учебной мотивации

Оборудование :

· Иллюстрации различных архитектурных сооружений

· Схемы форм храмов

· Информационные материалы диска

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщаю тему и цель урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, перед вами иллюстрации различных архитектурных сооружений

    Какое архитектурное сооружение вы бы выделили из предложенных иллюстраций? Почему?

Учащиеся называют храм Василия Блаженного и объясняют почему.

Учитель: Итак, у любого архитектурного сооружения есть своё назначение: храм – для молитвы, дом – для жилья и т. д.

Работа с тетрадью: Запись в тетради: Храмы отличаются от других архитектурных сооружений по:

a) Назначению

b) По внешнему виду

c) По внутреннему убранству

Ø Что такое храм?

Ø Чем храмы отличаются от других архитектурных сооружений?

Ученик: Храм – это здание, предназначенное для Богослужения. Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.

Учитель: Ребята, как вы думаете, когда появились первые христианские храмы на Руси?

Ученик: Строительство храмов началось с проникновения христианства на Русь.

Учитель: Да, это действительно так. Сразу после крещения начинается широкое храмостроительство. Сначала для этого приглашали греческих мастеров.

Ø А теперь посмотрите на самые древние из сохранившихся храмы

Ø Видеолекция «Зодчество древней Руси»

Ø Подсчитайте, сколько же лет этим храмам? Видимо умелыми мастерами были наши

предки. Наверное, они знали какие то секреты.

Чтобы узнать секреты строительства храмов на Руси, познакомиться с их величием и красотой, мы с вами отправимся в «научную экспедицию» вглубь веков. В ходе экспедиции нас будут подстерегать преграды, преодолеть которые мы сможем, ответив на скрытые в них вопросы. Только в этом случае мы сможем продолжить путь дальше.

Узнав, а нашем путешествии, древний зодчий решил дать нам подсказку: что же мы должны исследовать в ходе нашего путешествия, но для этого мы должны разгадать смысл им сказанного.

«Прочность, польза, красота, форма – каждый компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства»

Как вы понимаете сказанное?

В чем, по вашему мнению, подсказка? Что мы должны исследовать в нашей экспедиции? (беседа с учащимися)

Акцент внимания на словах – польза, красота, форма, прочность

Учитель: В экспедицию мы отправляемся в составе 2 групп:

1- я группа – эксперты-строители 2-я группа – искусствоведы

Задание: на основе самостоятельной работы с материалами учебника, с иллюстрациями различных архитектурных сооружений необходимо найти:

1-я группа – Сведения о строительном материале , из которого строились храмы на Руси, в каких случаях строились храмы,

2 - группа - Обратить внимание на их красоту, величие, их архитектурные особенности.

(время 10минут)

Ø От чего же зависит надёжность постройки? (от строительного материала)

Предполагаемый ответ: устный ответ, чтение текста.

1-й ученик: храмы строились из дерева, камня (белого известняка)

Учитель : Действительно, православные храмы на Руси строились на века, отличались прочностью, в случае необходимости заменяли крепости. Здесь можно было укрыться от набега врагов. Но не будем забывать, что храмы – это ведь ещё и прекрасные произведения искусства, неповторимые, величественные, своеобразные.

А теперь предоставим слово нашим искусствоведам. Попытаемся определить, из чего же складывается красота храмов.

Ученик: говорит о красоте, изяществе храмов, отмечает размеры храмов. Храмы возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. Особенно много церквей строилось во время голода, бедствий, мора. Это так называемые обетные церкви, строились по обещанию за один день.

Учитель : На пути нашей экспедиции вновь препятствие.

№2

- Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Киево-печерская лавра

Софийский собор в Новгороде

Троице-сергиева лавра

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Всё это прекрасные православные храмы, которые в архитектурном стиле отличаются друг от друга.

Ø Какое существенное внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?

Ответ: Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13)

Учитель: Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

Ученик: Это связано с размерами храмов.

Учитель : А ещё количество куполов имеет символический смысл. 1 купол символизирует единство Бога, 2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая), 3 – Святая Троица, 5 - Христос и 4 апостола евангелиста, 13 – Христос и 12 учеников.

Первоначально купола имели форму «луковок» - символизировал пламя лампады, с 16века купол приобретает форму «маковки» - пламя свечи.

Чем ближе мы к цели, тем чаще на нашем пути встречаются препятствия.

№3

Перед вами иллюстрации храмов:

Церковь Покрова на Нерли

Храм Вознесения в Коломенском

Ø Найдите отличия в архитектуре

Ответ: Учащиеся отмечают своеобразие куполов этих храмов.

Учитель: Действительно, перед вами пример 2 архитектурных стилей древней Руси: крестово-купольный и шатровый. 1-й – опорные конструкции по типу креста с возведённым в центре куполом. Начиная с 14 – 15 века на север сложился шатровый стиль. Шатёр – завершение башен, храмов в виде 4-х и 8-мигранной пирамиды. Сейчас храмы в этом стиле не строятся. Отменены при Иване Грозном

Итак, ребята, настало время нам возвратиться из нашей экспедиции домой. Но вернуться нам не так то просто. Нас снова ожидает преграда. Только разгадав, её мы сможем оказаться дома.

№4

Ø какие формы имели православные храмы?

Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Православный храм имеет вид корабля. Алтарь современного храма всегда расположен на востоке, поскольку именно восток признаётся образом Христа.

И действительно форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

Учитель: Вы честно выдержали долгий, трудный путь. Вы доказали, что сумеете справиться со всеми трудностями, встающими перед вами, так как прекрасно справились со всеми препятствиями, подстерегающими вас в пути. Что же каждый из вас привез из этой далёкой экспедиции? О чём вы можете рассказать вашим родителям, друзьям?

(беседа с учащимися по пройденной теме)

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: описать наш Ивнянский храм.

Ø Кому он посвящён?

Ø Какую форму имеет наш храм?

Ø Изобразить его на рисунке.