Реформы Александра III в крестьянском и рабочем вопросах. Внутренняя политика Александра III: начало царствования; попытки решения крестьянского вопроса; начало рабочего законодательства

Крестьянский вопрос

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Крестьянский вопрос
Рубрика (тематическая категория) История

Вступив на престол, Александр III с ходу отверг крестьянские притязания на землю: назвал слухи о прирезке к наделу за счёт помещичьих земель ʼʼвреднымиʼʼ. Демократическая и либеральная печать на базе земской статистики уже доказала, что крестьянское малоземелье – реальная проблема пореформенной деревни, источник ее неустройства и бедствий. Но Александр III дал понять, что не считает земельный вопрос злобой дня. Он явно разделял уверенность, высказанную в охранительной и славянофильской публицистике, что установленный земельный надел должен обеспечить крестьянскую семью – при соответствующих приработках у того же помещика.

Либеральные и народнические экономисты разработали целую систему мер социальной помощи деревне: прирезка за счёт казенных земель, организация переселœений на свободные земли, мелкий поземельный государственный и земский кредит, облегчающий покупку земли, пропаганда агрономических усовершенствований. Меры эти не способны были радикально решить аграрный вопрос, но они сдерживали разорение деревни, делая процесс ʼʼраскрестьяниванияʼʼ менее мучительным. Эти меры способствовали бы росту среднего слоя крестьянства, противостоящего ее пауперизации. Но Александр III не пошел на сколько-нибудь серьезное распределœение бюджета в интересах деревни - ϶ᴛᴏ затронуло бы оберегаемые им интересы дворянства. Предпринятое им понижение выкупных платежей при переводе крестьянских хозяйств на обязательный выкуп (с 1 января 1883 ᴦ.), как и отмена подушной подати (1882–1886), было подготовлено еще в царствование Александра II. С организацией переселœений правительство Александра III не спешило, руководствуясь теми же интересами помещичьих хозяйств, которые должны были иметь под боком рабочие руки. Дело сдвинулось лишь с постройкой Сибирской желœезной дороги, начатой в 1893 ᴦ. и завершенной уже при Николае II.

По инициативе Александра III был учрежден Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земельных участков.

В верхах нашлось немало противников этой меры, к которым принадлежал и Победоносцев. Константин Петрович открыто признавался в том, что ʼʼжелал бы потопить Крестьянский поземельный банкʼʼ, являвшийся в его глазах ʼʼфальшивым учреждением, одним из звеньев той цепи, которую заплела политика Лорис-Меликова и Абазыʼʼ. По его мнению, ʼʼэто трата даром государственных денег и внесение в народное сознание начал развращенностиʼʼ.

Политику Александра III в крестьянском делœе можно определить как попытку контрреформ. Реформа 1861 ᴦ., сохраняя общинное землевладение, предусматривала, что с выплатой выкупных платежей за землю крестьяне станут ее полными собственниками. При этом Александр III активно препятствовал становлению крестьянской частной собственности на землю, пытаясь законсервировать общинное землевладение. Здесь царь оказался единомышленником Победоносцева, видевшего в общинœе с ее круговой порукой надежную гарантию осœедлости сельского населœения, а также препятствие пролетаризации крестьян. В 1880-е гᴦ. и Катков становится по тем же причинам приверженцем общинного уклада, который в 1860– 1870-е гᴦ. в его публицистике порицался как тормоз хозяйственного развития. Идеологи самодержавия, как и сам царь, менее всœего интересовались при этом крестьянскими думами об общинном житье-бытье, они и в расчет не принимались в законотворчестве Александра III, обращенном к деревне.

Закон 1886 ᴦ. ставил препятствия семейным переделам крестьянской земли. Закон 1893 ᴦ. затруднял распоряжение надельной землей и для тех, кто ее выкупил. Запрещался залог земли, а продать ее можно было только в собственность своей же общинœе.

Укрепляя общинные путы, привязывая крестьянина к наделу, Александр III, по сути, ревизовал важнейшее положение реформы 1861 ᴦ., нацелœенное на создание в деревне независимых земельных собственников, которые действительно могли способствовать экономической и политической стабильности земледельческой страны.

Голод, разразившийся в 1891 ᴦ. и повторившийся в 1892– 1893 гᴦ., явился свидетельством упадка сельского хозяйства. В стране, призванной по своим природным ресурсам быть житницей Европы, периодически голодали миллионы земледельцев – в 1868, 1873, 1880 годы.

Но ни в письмах, ни в дневниках императора нет и следа усиления внимания к нуждам деревни, тревоги за нее. Граф И И Воронцов-Дашков советовал в 1891 ᴦ., в разгар голода, объявить, что ʼʼпри высочайшем дворе не будет ни балов, ни больших обедов, а деньги, на это обыкновенно истрачиваемые, Вы жертвуете как первую лепту в фонд комитета для продовольствияʼʼ. В случае если царь и внес свою лепту в пользу голодающих то из казны – на дворцовых обедах она не отразилась. Меню их, красочно оформленное художником В.М. Васнецовым, свидетельствовало, что они не стали скромнее. Граф И И. Воронцов, как и прежде, был их непременным участником. Продолжались и балы – царский двор жил привычной жизнью, казавшейся, должна быть, еще более яркой и праздничной от электрического света͵ проведенного во дворцах.

А за их окнами снова становился явью сон Мити Карамазова – столь же обыденный в своей реальности, сколь и вещий. Снова выходили из деревень на проезжую дорогу бабы с темными от горя лицами, с плачущими детьми на руках – просить милостыню. Снова, подобно герою Достоевского, разночинская интеллигенция терзалась вопросом: что же делать, ʼʼчтобы не плакало дите, чтобы не плакала черная, иссохшая мать дитятиʼʼ? Похоже, Александр III этими мыслями не мучился. Прозванный со времен братьев Гракхов аграрным, вопрос о земле не был признан царем безотлагательным даже в годы, когда богатейшая страна голодала. Но великий данный вопрос предрекал и великие потрясения.

Между тем Александр III, думая о будущем России, видел ее страной аграрной, где главное занятие населœения – земледелие, главное богатство – хлеб. Но, как и большинству Романовых, ему чуждо оказалось представление, генетически заложенное в национальное самосознание россиян: всœе, что плохо и вредно для земледельцев, плохо и вредно для страны в целом, ибо на них держится ее благосостояние.

Крестьянский вопрос - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Крестьянский вопрос" 2017, 2018.

  • - Крестьянский вопрос в дореформенный период

    Уже в первой половине XIX в. одним из важнейших вопросов, который обсуждался в высших сферах и для решения которого постоянно предпринимались, хотя и весьма робкие, попытки, был крестьянский вопрос, а конкретнее - проблема крепостного права. На отношение Александра I к... .


  • - Билет 11.КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

    Билет №10. «Великие реформы» 60-70 гг. XIX в. (после отмены крепостного права). Билет 9. Отмена крепостного права в России. В 1850-е обострились нужда и тяготы крестьян (последствия Крымской войны, стихийных бедствий, эпидемий, неурожаев (->голод) и усиливающегося... .


  • - Аграрно-крестьянский вопрос” и его разрешение с помощью реформы 1861 г.

    Восстание декабристов Восстание должно было начаться летом 1826 г., однако выступление декабристов было ускорено смертью Александра 1 в но­ябре 1825 г. В стране установилось междуцарствие из-за нераз­берихи в присяге новому императору. Переприсяга Николаю 1 была назначена... .


  • - В 28 Крестьянский вопрос и его решение правительством Николая I

    В первой половине XIX в. Россия еще оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне, большинство которых принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других...

  • Внутренняя политика:

    Александру III было известно, что его отец незадолго до гибели одобрил проект министра внутренних дел Лорис-Меликова. Этот проект мог стать началом создания основ конституционной монархии. Новому императору оставалось лишь формально утвердить его на специальном совещании высших чиновников. Совещание состоялось 8 марта 1881 года. На нем сторонники проекта составляли большинство, однако император неожиданно поддержал меньшинство. В результате проект Лорис-Меликова был отвергнут.

    В апреле 1881 года царь обратился к народу с манифестом, в котором изложил главную задачу своего правления: сохранение самодержавной власти.

    После этого Лорис-Меликов и еще несколько либерально настроенных министров подали в отставку.

    Однако царь не сразу отошел от курса преобразований. Министром внутренних дел был назначен сторонник реформ Н.П.Игнатьев. Министром финансов стал умеренный либерал Н.Х.Бунге. Новые министры продолжили реформу местного самоуправления, начатую Лорис-Меликовым. Для обобщения поступавшего из земств материала была создана специальная комиссия, куда вошли сенаторы и представители земств. Однако их работа вскоре была остановлена.

    В мае 1882 года Игнатьев был смещен со своего поста. Он поплатился за то, что попытался убедить царя созвать Земский собор. Эпоха бурных реформ закончилась. Начиналась эпоха борьбы с «крамолой».

    В 80-х годах политический строй Российской империи стал приобретать черты полицейского государства. Возникли Отделения по охранению порядка и общественной безопасности – «охранки». Их задачей была слежка за противниками власти. Министр внутренних дел и генерал-губернаторы получили право объявлять любой район страны на «исключительном положении». Местные власти могли высылать без решения суда нежелательных лиц, передавать судебные дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать выпуск газет и журналов, закрывать учебные заведения. Началось укрепление положения дворянства и наступление на местное самоуправление.

    В июле 1889 года издан закон о земских участковых начальниках. Он отменял выборные и бессословные должности и учреждения: мировых посредников, уездные учреждения по крестьянским делам и мировой суд. В губерниях были созданы земские участки, во главе которых ставились земские начальники. Эту должность могли занимать только дворяне. Земский начальник контролировал общинное самоуправление крестьян, рассматривал мелкие судебные дела вместо мирового судьи, утверждал приговоры волостного крестьянского суда, разрешал земельные споры и т.д. Фактически, в своеобразном виде, возвращалась дореформенная власть помещиков. Крестьяне, по сути, были поставлены в личную зависимость от земских начальников, которые получили право без суда подвергать крестьян наказаниям, в том числе телесным.

    В 1890 году издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земское самоуправление стало частью государственного управления, низовой ячейкой власти. Это уже трудно было назвать самоуправляемой структурой. Усилились сословные начала при избрании земств: землевладельческая курия становилась чисто дворянской, число гласных от нее увеличивалось, а имущественный ценз снижался. Зато резко повышался имущественный ценз для городской курии, а крестьянская курия практически лишилась самостоятельного представительства. Таким образом, земства фактически стали дворянскими.

    В 1892 году вышло новое городовое положение. Официально закреплено право властей вмешиваться в дела городского самоуправления, резко повышен избирательный ценз, а городские головы объявлены состоящими на государственной службе. Тем самым, была фактически выхолощена суть и городского самоуправления.

    Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

    28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временно обязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

    18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли, как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остро ту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

    Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Пет ром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и кос венных налогов в два раза.

    В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года "О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. Поэтому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выкупе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель - в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

    Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, процессы в деревне. Не мог ли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891-1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

    Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превысила 1 млрд. рубл.

    В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886 г. было издано "Положение о найме на сельские работы". Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. "Самовольного" переселенца местная администрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жительства. И всё же, вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилась в несколько раз, причем 85% из них составляли "самовольные" переселенцы.

    Вступив на престол, Александр III с ходу отверг крестьянские притязания на землю: назвал слухи о прирезке к наделу за счет помещичьих земель «вредными». Демократическая и либеральная печать на основе земской статистики уже доказала, что крестьянское малоземелье – реальная проблема пореформенной деревни, источник ее неустройства и бедствий. Но Александр III дал понять, что не считает земельный вопрос злобой дня. Он явно разделял уверенность, высказанную в охранительной и славянофильской публицистике, что установленный земельный надел должен обеспечить крестьянскую семью – при соответствующих приработках у того же помещика.

    Либеральные и народнические экономисты разработали целую систему мер социальной помощи деревне: прирезка за счет казенных земель, организация переселений на свободные земли, мелкий поземельный государственный и земский кредит, облегчающий покупку земли, пропаганда агрономических усовершенствований. Меры эти не способны были радикально решить аграрный вопрос, но они сдерживали разорение деревни, делая процесс «раскрестьянивания» менее мучительным. Эти меры способствовали бы росту среднего слоя крестьянства, противостоящего ее пауперизации. Но Александр III не пошел на сколько-нибудь серьезное распределение бюджета в интересах деревни – это затронуло бы оберегаемые им интересы дворянства. Предпринятое им понижение выкупных платежей при переводе крестьянских хозяйств на обязательный выкуп (с 1 января 1883 г.), как и отмена подушной подати (1882–1886), было подготовлено еще в царствование Александра II. С организацией переселений правительство Александра III не спешило, руководствуясь теми же интересами помещичьих хозяйств, которые должны были иметь под боком рабочие руки. Дело сдвинулось лишь с постройкой Сибирской железной дороги, начатой в 1893 г. и завершенной уже при Николае II.

    По инициативе Александра III был учрежден Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земельных участков.

    В верхах нашлось немало противников этой меры, к которым принадлежал и Победоносцев. Константин Петрович открыто признавался в том, что «желал бы потопить Крестьянский поземельный банк», являвшийся в его глазах «фальшивым учреждением, одним из звеньев той цепи, которую заплела политика Лорис-Меликова и Абазы». По его мнению, «это трата даром государственных денег и внесение в народное сознание начал развращенности».

    Политику Александра III в крестьянском деле можно определить как попытку контрреформ. Реформа 1861 г., сохраняя общинное землевладение, предусматривала, что с выплатой выкупных платежей за землю крестьяне станут ее полными собственниками. Однако Александр III активно препятствовал становлению крестьянской частной собственности на землю, пытаясь законсервировать общинное землевладение. Здесь царь оказался единомышленником Победоносцева, видевшего в общине с ее круговой порукой надежную гарантию оседлости сельского населения, а также препятствие пролетаризации крестьян. В 1880-е гг. и Катков становится по тем же причинам приверженцем общинного уклада, который в 1860– 1870-е гг. в его публицистике порицался как тормоз хозяйственного развития. Идеологи самодержавия, как и сам царь, менее всего интересовались при этом крестьянскими думами об общинном житье-бытье, они и в расчет не принимались в законотворчестве Александра III, обращенном к деревне.

    Закон 1886 г. ставил препятствия семейным переделам крестьянской земли. Закон 1893 г. затруднял распоряжение надельной землей и для тех, кто ее выкупил. Запрещался залог земли, а продать ее можно было только в собственность своей же общине.

    Укрепляя общинные путы, привязывая крестьянина к наделу, Александр III, по сути, ревизовал важнейшее положение реформы 1861 г., нацеленное на создание в деревне независимых земельных собственников, которые действительно могли способствовать экономической и политической стабильности земледельческой страны.

    Голод, разразившийся в 1891 г. и повторившийся в 1892– 1893 гг., явился свидетельством упадка сельского хозяйства. В стране, призванной по своим природным ресурсам быть житницей Европы, периодически голодали миллионы земледельцев – в 1868, 1873, 1880 годы.

    Но ни в письмах, ни в дневниках императора нет и следа усиления внимания к нуждам деревни, тревоги за нее. Граф И И Воронцов-Дашков советовал в 1891 г., в разгар голода, объявить, что «при высочайшем дворе не будет ни балов, ни больших обедов, а деньги, на это обыкновенно истрачиваемые, Вы жертвуете как первую лепту в фонд комитета для продовольствия». Если царь и внес свою лепту в пользу голодающих то из казны – на дворцовых обедах она не отразилась. Меню их, красочно оформленное художником В.М. Васнецовым, свидетельствовало, что они не стали скромнее. Граф И И. Воронцов, как и прежде, был их непременным участником. Продолжались и балы – царский двор жил привычной жизнью, казавшейся, может быть, еще более яркой и праздничной от электрического света, проведенного во дворцах.

    А за их окнами снова становился явью сон Мити Карамазова – столь же обыденный в своей реальности, сколь и вещий. Снова выходили из деревень на проезжую дорогу бабы с темными от горя лицами, с плачущими детьми на руках – просить милостыню. Снова, подобно герою Достоевского, разночинская интеллигенция терзалась вопросом: что же делать, «чтобы не плакало дите, чтобы не плакала черная, иссохшая мать дитяти»? Похоже, Александр III этими мыслями не мучился. Прозванный со времен братьев Гракхов аграрным, вопрос о земле не был признан царем безотлагательным даже в годы, когда богатейшая страна голодала. Но великий этот вопрос предрекал и великие потрясения.

    Между тем Александр III, думая о будущем России, видел ее страной аграрной, где главное занятие населения – земледелие, главное богатство – хлеб. Но, как и большинству Романовых, ему чуждо оказалось представление, генетически заложенное в национальное самосознание россиян: все, что плохо и вредно для земледельцев, плохо и вредно для страны в целом, ибо на них держится ее благосостояние.

    Самодержавие создало историческую индивидуальность России.

    Александр III

    Контрреформы – это изменения, которые проводил Александр 3 в годы своего правления с 1881 по 1894 года. Названы они так, потому что предыдущий император Александр 2 провел либеральные реформы, которые Александром 3 считались неэффективными и вредными для страны. Император полностью ограничил влияние либерализма, сделав ставку на консервативное правление, сохраняя мир и порядок в Российской империи. Кроме того, благодаря внешней политике Александра 3 прозвали «царь-миротворец», поскольку он не вел ни одной войны за все 13 лет своего правления. Сегодня мы поговорим про контрреформы Александра 3, а также об основных направлениях внутренней политики «царя-миротворца».

    Идеология контрреформ и главные преобразования

    1 марта 1881 года был убит Александр 2. Императором стал его сын Александр 3. На молодого правителя огромное влияние произвело убийство отца террористической организацией. Это заставило задуматься об ограничении свобод, которые Александр 2 хотел дать своему народу, сделав упор на консервативное правление.

    Историки выделяют две личности, которых можно считать идеологами политики контрреформ Александра 3:

    • К. Победоносцева
    • М. Каткова
    • Д. Толстой
    • В. Мещерский

    Ниже представлено описание всех изменений, которые произошли в России в период правления Александра 3.

    Изменения в крестьянской сфере

    Одной из главных проблем России Александр 3 считал аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права, в этой сфере существовало несколько проблем:

    1. Большой размер откупных платежей, который подрывал экономическое развитие крестьянства.
    2. Наличие подушной подати, которая хоть и приносила прибыль в казну, но не стимулировала развитие крестьянских хозяйств.
    3. Слабость крестьянской общины. Именно в ней Александр 3 видел основу развития села России.

    Новым министром финансов стал Н.Бунге. Именно ему доверили провести решение «крестьянского вопроса». 28 декабря 1881 года был принят закон, который утверждал отмену положения «временнообязанных», для бывших крепостных крестьян. Также в этом законе уменьшались выкупные платежи на один рубль, что по тем временам средняя сумма. Уже в 1882 году правительство выделило еще 5 миллионов рублей на уменьшение платежей в отдельных регионах России.

    В том же 1882 году Александр 3 утвердил еще одно важное изменение: существенно уменьшалась и ограничивалась подушная подать. Часть дворянства выступала против этого, так как этот налог давал ежегодно в казну около 40 миллионов рублей, однако вместе с тем он ограничивал свободу передвижения крестьянства, а также свободный выбор ими занятия.

    В 1882 году для поддержания малоземельного крестьянства был создан Крестьянский банк. Здесь крестьяне могли получить кредит на покупку земли под минимальный процент. Так начались контрреформы Александра 3.

    В 1893 году был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины. Чтобы переделить общинную землю, за передел должно было проголосовать 2/3 общины. Кроме того, после проведения передела, следующий выход можно было совершать только через 12 лет.

    Рабочее законодательство

    Также Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса, который к этому моменту стремительно увеличивался. Историки выделяют следующие изменения, которые коснулись пролетариата:


    • 1 июня 1882 года был принят закон, который запрещал труд детей младше 12 лет. Также в этом законе вводилось 8-часовое ограничение на труд 12-15 летних детей.
    • Позже принят дополнительный закон, в котором запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.
    • Ограничение размера штрафа, который предприниматель мог «стягивать» с рабочего. Кроме того, все штрафы поступали в специальный государственный фонд.
    • Введение расчетной книжки, в которую необходимо было вносить все условия найма рабочего.
    • Принятие закона, увеличивающего ответственность рабочего за участие в стачках.
    • Создание фабричной инспекции для проверки выполнения законов в трудовой сфере.

    Россия стала одной из первых стан, где проходил контроль за условиями труда пролетариата.

    Борьба с «крамолой»

    Для предотвращения распространения террористических организаций и революционных идей 14 августа 1881 года был принят закон «О мерах к ограничению государственного порядка и общественного спокойствия». Это были важные контрреформы Александра 3, который видео большую угрозу для России именно в терроризме. Согласно новому приказу, министр внутренних дел, а также генерал-губернаторы имели право объявить «исключительное положение» в отдельных районах для усиленного использования полиции или армии. Также генерал-губернаторы получали право закрывать любые частные учреждения, которые подозревались в сотрудничестве с нелегальными организациями.


    Государство существенно увеличило объем средств, которые выделялись тайным агентам, число которых значительно возросло. Кроме того, открывалось специальное полицейское отделение, «охранка», для рассмотрения политических дел.

    Издательская политика

    В 1882 году был создан специальный совет для контроля за издательствами, состоящий из четырех министров. Однако главную роль в нем играл Победоносцев. В период между 1883 и 1885 было закрыто 9 изданий, среди которых очень популярные «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина.


    В 1884 году была проведена еще и «чистка» библиотек. Был составлен список из 133 книг, которые запрещалось хранить в библиотеках Российской Империи. Кроме того, усиливалась цензура на вновь опубликованные книги.

    Изменения в сфере образования

    Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

    Кроме того, ректоры университета теряли права защиты и покровительства над своими студентами. Так, еще в годы Александр 2 каждый ректор, в случае задержания студента полицией, мог вступиться за него, взяв под свою опеку. Теперь это было запрещено.

    Среднее образование и его реформирование

    Самые неоднозначные контрреформы Александра 3 коснулись среднего образования. 5 июня 1887 года был принят закон, который в народе назвали «о кухаркиных детях». Его главная цель – затруднить поступление в гимназии детям из крестьянских семей. Для того, чтобы крестьянский ребенок мог продолжить учится в гимназии за него должен был ручаться кто-то из «знатного» сословия. Также существенно повышалась плата за обучение.

    Победоносцев утверждал, что детям крестьян вообще не обязательно иметь высшего образование, с них будет достаточно и обычных церковно-приходских школ. Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального и среднего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.


    Земская контрреформа

    В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.

    В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

    Национальная и религиозная политика

    В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.

    Православная церковь становилась опорой самодержавия. Император объявил борьбу с сектантствами. В гимназиях увеличивалось количество часов на предметы «религиозного» цикла. Также буддистам (а это буряты и калмыки) запрещалось строить храмы. Евреям запрещалось селиться в крупных городах, даже за «чертой оседлости». Кроме того, полякам-католикам был закрыт доступ к управленческим должностям в Царстве Польском и Западном Крае.

    Что предшествовало реформам

    Уже через несколько дней после гибели Александра 2, Лорис-Меликов, один из главных идеологов либерализма, министр внутренних дел при Александре 2, был отправлен в отставку, а вместе с ним ушли министр финансов А.Абаза, а также известный военный министр Д.Милютин. Новым министром внутренних дел был назначен Н.Игнатьев, известный сторонник славянофилов.29 апреля 1881 года Победоносцев составил манифест, который назывался «О незыблемости самодержавия», в котором обосновывалась чуждость либерализма для России. Этот документ является одним из главных в определении идеологии контрреформ Александра 3. Кроме того, император отказался принимать Конституцию, которую разработал Лорис-Меликов.

    Что касается М.Каткова, то он был главным редактором «Московских ведомостей» и вообще одним из самых влиятельных журналистов страны. Он обеспечил поддержку контрреформ на станицах своего издания, а также других газет по все территории империи.

    Назначения новых министров показало, что Александр 3 не собирался полностью останавливать реформы своего отца, просто он рассчитывал повернуть их в нужное для России «русло», убирая «чуждые для нее элементы».