Дыхательные аппараты на сжатом воздухе. назначение, общее устройство, правила использования. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом, их назначение и составные части Сравнение дыхательных аппаратов для пожарных

Вопрос 3. Устройство и работа дыхательных аппаратов со сжатым воздухом

Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором запас воздуха хранится в бал­лонах по избыточном давлении в сжатом состоянии. Дыхательный аппа­рат работает по открытой, схеме дыхания, при которой на вдох воздух поступает из баллонов, а выдох производится в атмосферу.

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом предназначены для за­щиты органов дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непри­годной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при туше­нии пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Воздухоподающая система обеспечивает работающему в аппарате пожарному импульсную подачу воздуха. Объем каждой порции воздуха зависит от частоты дыхания и величины разряжения на вдохе.

Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, безредукторной и двухступен­чатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легоч­ный автомат или раздельно. Дыхательные аппараты в зависимости от климатического исполне­ния подразделяются на дыхательные аппараты общего назначения, рас­считанные на применение при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, относительной влажности до 95% и специального назначения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -50 до +60°С, относительной влажности до 95%.

Все дыхательные аппараты применяемые в пожарной охране Рос­сии, должны соответствовать требованиям предъявляемым к ним НПБ 165-97 "Техника пожарная. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требования и методы испытаний".

Дыхательный аппарат должен быть работоспособным в режимах дыха­ния, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85 дм 3 /мин), при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, обеспечивать работоспособность после пребывания в среде с темпера­турой 200°С в течение 60 с.

Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных ва­риантах исполнения.

дыхательный аппарат;

спасательное устройство (при его наличии);

комплект ЗИП;

эксплутационная документация на ДАСВ (руководство по эксплуа­тации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон (руководство по эксплуа­тации и паспорт);

Общепринятым рабочим давлением в отечественных и зарубежных ДАСВ, является 29,4 МПа.



Суммарная вместимость баллона (при легочной вентиляции 30 л/ мин), должна обеспечить условное время защитного действия (УВЗД) не менее 60 минут, а масса ДАСВ должна быть не более 16 кг при УВЗД 60 мин и не более 17,5 кг при УВЗД 120 мин.

Состав аппарата

В состав ДАСВ обычно входят баллон (баллоны) с вентилем (вентилями); редуктор с предохранительным клапаном; лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха; легочный автомат с воздуховодным шлангом; манометр со шлангом высокого давления; зву­ковое сигнальное устройство; устройство дополнительной подачи воздуха (байпас) и подвесная система.

В состав аппарата, входят: рама или спинка с подвесной систе­мой, состоящей из ремней плечевых, концевых и поясного, с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека, баллон с вентилем, редуктор с предохранительным клапаном, кол­лектор, разъем, легочный автомат с воздуховодным шлангом, лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха, капил­ляр с звуковым сигнальным устройством и манометр со шлангом высо­кого давления, устройство спасательное, проставка.

В современных аппаратах кроме того применяются следующие уст­ройства: перекрывное устройство магистрали манометра; спасательное уст­ройство, подключаемое к дыхательному аппарату; штуцер для подключе­ния спасательного устройства или устройства искусственной вентиляции легких; штуцер для быстрой дозаправки баллонов воздухом; предохрани­тельное устройство, располагаемое на вентиле или баллоне для предот­вращения повышения давления в баллоне выше 35,0 МПа, световые и вибрационные сигнальные устройства, аварийный редуктор, компьютер.

В комплект дыхательного аппарата входят:

дыхательный аппарат;


эксплуатационная документация на дыхательный аппарат (руководство по эксплуатации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон руководство по эксплуатации и паспорт);

инструкция по эксплуатации лицевой части.

Устройство дыхательного аппарата.

Дыхательный аппарат (рис. 5.2) выполнен по открытой схеме с выдо­хом в атмосферу и работает следующим образом:

При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцирован­ное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 8 аппарата и по шлангу 9 через адаптер 10 (при его наличии) в легочный автомат спасательного устройства.


Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 11. Воздух, обдувая стекло 12, препятствует его

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу откры­вается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высо­кого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 16 в манометр 17, а из полости низкого давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Подвесная система

Дыхательный аппарат в рабочем положении крепится на спине чело­века с помощью подвесной системы. Подвесная система является составной частью дыхательного аппарата.

При работе на пожаре, одним из важнейших факторов является возможная продолжительность пребывания в непригодной для дыхания среде и удобство работы в аппарате. Увеличить время пребывания можно за счет использования запасного аппарата, сменного баллона или устрой­ства быстрой заправки.

Долгое время изготавливались аппараты с быстросъемными балло­нами, у которых, все узлы крепятся к каркасу (поддону). В качестве каркаса

используется проволока, обтянутая поролоном и кожей, пластмасса, нержавеющая сталь и другие материалы.

Применение проволочного каркаса нашла возможным фирма Scott. Для уменьшения давления от массы аппарата на плечи, хотя у этой фирмы есть модели и с пластмассовым каркасом. Наибольшее распространение получили пластмассовые каркасы.

Например, продукция фирмы "Drager" аппараты РА-90 Plus, PA-92, РА-94, РСС-100 представляет один и тот же аппарат, но с различной подвесной системой. Отличие РА-92 от РА-94 заключается в плечевых рем­нях. Отличие модели РСС-100 более сильное поясной ремень закреплен на раме осью и имеет возможность свободного движения в горизонталь­ной плоскости. Это дает возможность пожарному свободно делать боко­вые наклоны. Подвесная и амортизирующая системы выполняются таким образом, чтобы дыхательный аппарат удобно располагался на спине, прочно фиксировался, не вызывая потертостей и ушибов при работе.

Подвесная система дыхательного аппарата - составная часть аппарата, состоящая из спинки, системы ремней (плечевыми и поясными) с пряж­ками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека.

Она предотвращает воздействие на пожарного нагретой или охлаж­денной поверхности баллона.

Подвесная система позволяет пожарному быстро, просто и без посторонней помощи надеть дыхательный аппарат и отрегулировать его

крепление. Система ремней дыхательного аппарата снабжается устройст­вами для регулировки их длины и степени натяжения. Все приспособле­ния для регулировки положения дыхательного аппарата (пряжки, кара­бины, застежки и др.) выполнены таким образом, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались. Регулировка ремней подвесной сис­темы не должна нарушаться в течение аппаратосмены.

Подвесная система дыхательного аппарата (рис. 5.3) состоит из пластиковой спинки 1, системы ремней: плечевых 2, концевых 3, закреп­ленных на спинке пряжками 4, поясного 5 с быстроразъемной регулируе­мой пряжкой.

Ложементы 6, 8 служат опорой для баллона. Фиксация баллона осу­ществляется баллонным ремнем 7 со специальной пряжкой.

Форма и габаритные размеры дыхательного аппарата выполняются с учетом телосложения человека, должны сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением пожарного, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ на пожаре (в том числе - при передвижении через узкие люки и лазы диаметром (800±50) мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

Дыхательный аппарат должен быть выполнен таким образом, что­бы имелась возможность его надевание после включения, а также снятие и перемещение дыхательного аппарата без выключения из него при пере­движении по тесным помещениям.

Масса снаряженного дыхательного аппарата без вспомогательных устройств, применяющихся эпизодически, таких как спасательное уст-

ройство, устройство искусственной вентиляции легких и др., должна быть не более 16,0 кг.

Масса снаряженного дыхательного аппарата с условным ВЗД более 100 мин должна быть не более 17,5 кг.

Приведенный центр массы дыхательного аппарата должен находи­ться не далее, чем в 30 мм от сагиттальной плоскости человека. Сагитта­льная плоскость - условная линия, делящая симметрично тело человека продольно на правую и левую половину.

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. Баллоны, входящие в состав дыхательного аппарата, выполняются в соот­ветствии с НПБ 190-2000 "Техника пожарная. Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требо­вания. Методы испытаний".

В зависимости от модели аппарата могут применяться металличес­кие, металлокомпозитные баллоны (табл. 5.3).

Баллоны имеют цилиндрическую форму с полусферическими или полуэлептическими донышками (обечайками).

Сферические баллоны применяются редко, не смотря на целый ряд их преимуществ, у сферических баллонов меньшая масса, так как они более прочные. В дыхательном аппарате с тремя сферическими емкостями удается снизить положение центра масс, относительно поясного ремня, поэтому совершать наклоны с таким аппаратом более удобно.

В горловине нарезана коническая или метрическая резьба, по кото­рой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрическое части баллона наносится надпись "ВОЗДУХ 29,4 МПа".

Вентиль (рис. 5.4) состоит из корпуса 1, трубки 2, клапана 3 со вставкой, сухаря 4, шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружи­ны 8, гайки 9 и заглушки 10.

Вентиль баллона выполняется таким образом, чтобы нельзя было полностью вывернуть его шпиндель, исключалась возможность его слу­чайного закрытия во время эксплуатации. Он должен сохранять герме­тичность как в положении "Открыто" так и "Закрыто". Соединение "вен­тиль-баллон" выполняется герметичным.

Вентиль баллона выдерживает не менее 3000 циклов открываний и закрываний.

В штуцере вентиля для присоединения к редуктору применяется внутренняя трубная резьба - 5/8.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами сальниковой гайки при вращении маховичка.

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном при кони­ческой резьбе обеспечивается фторопластовым уплотнительным материа­лом (ФУМ-2), при метрической - резиновым уплотнительным кольцом

круглого сечения 14.


с конической резьбой W19.2 с цилиндрической резьбой М18х1,5


Коллектор предназначен для подсоединения двух баллонов аппа­ратов к редуктору. Он состоит из корпуса 1, в который вмонтированы штуцеры 2. Коллектор подсоединяется к вентилям баллонов при помощи муфт 3. Герметич­ность соединений обеспечивается: уплотнительными кольцами 4 и 5.

Редуктор в дыхательных аппаратах выполняет две функции: снижает высокое давление газа до промежуточной заданной величины и обеспе­чивает постоянную подачу воздуха и давления за редуктором в заданных пределах при значительном изменении давления в баллоне аппарата. Наи­большее распространение получили три типа редукторов: безрычажного прямого и обратного действия и рычажные прямого действия. В редукторах прямого действия воздух высокого давления стремится открыть клапан редуктора, в редукторах обратного действия - стремится закрыть его. Без­рычажный редуктор проще по конструкции, зато у рычажного более ста­бильна регулировка давления на выходе.

В последние годы в дыхательных аппаратах стали применяться порш­невые редукторы, т. е. редукторы со сбалансированным поршнем. Преиму­щество такого редуктора состоит в том, что он обладает высокой надежно­стью, так как имеет только одну движущуюся деталь. Работа поршневого редуктора осуществляется таким образом, что отношение величины давле­ния на выходе из редуктора обычно составляет 10:1, т.е. если величина дав­ления в баллоне измеряется в пределах от 20,0 МПа до 2,0 МПа, то редуктор подает воздух при постоянном промежуточном давлении 2,0 МПа. Когда давление в баллоне падает ниже величины этого промежуточного давления, клапан остается открытым постоянно, и дыхательный аппарат действует как одноступенчатый до тех пор, пока не истощится воздух в баллоне.

Первая ступень воздухоподающего устройства - редуктор. Как пока­зали приведенные сравнительные испытания аппаратов, вторичное дав­ление, создаваемое редуктором, должно быть по возможности постоянным, не зависящим от давления в баллоне, и составлять 0,5 МПа. Пропускная способность редукционного клапана должна в полной мере и при любых видах нагрузок обеспечить воздухом двух работающих человек без увели­чения сопротивления дыханию на вдохе.

Ранее дыхательные аппараты оснащались мембранными редукторами. В этом редукторе роль поршня играет мембрана.

При установившемся режиме работы редуктора его клапан нахо­дится в равновесии под действием силы упругости регулировочной пру­жины, стремящейся открыть клапан, и усилий давления редуцированного воздуха на мембрану, силы упругости запорной пружины и давления воз­духа из баллона, которые стремятся закрыть клапан.

Редуктор (рис. 5.6) поршневой, уравновешенного типа предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления в диапазоне 0,7...0,85 МПа. Он состоит из кор­пуса 1 с проушиной 2 для крепления редуктора к раме аппарата, вставки


3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, седла редукционного клапана, вклю­чающего корпус 6 и вставку 7, редукционного клапана 8, на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 11с резиновым уплот-нительным кольцом 12, рабочих пружин 13 и 14, гайки регулирующей 15, положение которой в корпусе фиксируется винтом 16.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета обли­цовка 17. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 19 и винтом 20 для подсоединения капилляра, и штуцер 21 для подсоеди­нения разъема или шланга низкого давления.

В корпус редуктора ввинчен штуцер 22 с гайкой 23 для подсоеди­нения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксирова­нный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспе­чивается кольцом уплотнительным 26. Герметичность соединения вентиля баллона с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан, который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направ­ляющей 31 и контргайки 32, фиксирующей положение направляющей.

Седло клапана ввинчено в поршень редуктора. Герметичность сое­динения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

Редуктор работает следующим образом. При отсутствии давления воздуха в системе редуктора поршень 11 под действием пружин 13 и 14 перемещается вместе с редукционным клапаном 8, отводя его коническую часть от вставки 7.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением пос­тупает через фильтр 25 по штуцеру 22 в полость редуктора и создает под

поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном переместится, сжи­мая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин, и не перекроется зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редук­ционным клапаном под действием пружин перемещается, создавая зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана, обеспе­чивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вра­щением гайки 15 можно изменить степень сжатия пружин, а следова­тельно, и давление в полости редуктора, при котором наступает равновесие между усилием сжатия пружин и давлением воздуха на поршень.

Предохранительный клапан редуктора предназначен для защиты от разрушения линии низкого давления при выходе из строя редуктора.

Предохранительный клапан работает следующим образом. При нор­мальной работе редуктора и редуцированном давлении в установленных пределах вставка клапана 29 усилием пружины 30 прижата к седлу клапана 28. Когда редуцированное давление в полости редуктора в результате нару­шения его работы возрастает, клапан, преодолевая сопротивление пру­жины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу.

При вращении направляющей 31 изменяется степень сжатия пружины и, соответственно, величина давления, при котором срабатывает предохрани­тельный клапан. Отрегулированный изготовителем редуктор должен быть опломбирован для предотвращения несанкционированного доступа в него.

Величина редуцированного давления должна сохраняться не менее 3-х лет с момента регулировки и проверки.

Предохранительный клапан должен исключать поступление возду­ха с высоким давлением к деталям, работающим при редуцированном давлении, при неисправности редуктора.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ СО СЖАТЫМ КИСЛОРОДОМ (ДАСК)

Общее устройство и принцип действия ДАСК

Дыхательный аппарат со сжатым кислородом (ДАСК) - регенеративный аппарат, в котором газовая дыхательная смесь создается за счет регенерации выдыхаемой газовой смеси путем поглощения химическим веществом из нее диоксида углерода и добавления кислорода из имеющегося в аппарате малолитражного баллона, после чего регенерированная газовая дыхательная смесь поступает на вдох.

ДАСК должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85-100 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С, а также оставаться работоспособным после пребывания в среде с температурой 200 ± 20 °С в течение 60 ± 5 с.

Рис. 2.1.

Номинальное время защитного действия (далее - ВЗД) - период, в течение которого сохраняется защитная способность аппарата при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека в режиме выполнения работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 дм 3 /мин) и температуре окружающей среды (25 ± 2) °С. В режиме выполнения работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды (25± 1) °С ВЗД ДАСК для пожарных должно составлять не менее 4 ч.

Фактическое время защитного действия - период, в течение которого сохраняется защитная способность аппарата при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека в режиме: от работы средней тяжести до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды от -40 °С до +60 °С.

Современный ДАСК (рис. 2.2) состоит из воздуховодной и кислородоподающей систем. Воздуховодная система включает в себя лицевую часть 7, влагосборник 2, дыхательные шланги 3 и 4, дыхательные клапаны 5 и 6, регенеративный патрон 7, холодильник 8, дыхательный мешок 9 и избыточный клапан 10. В кислородоподающую систему входят контрольный прибор (манометр) 77, показывающий запас кислорода в аппарате, устройства для дополнительной (байпас) 12 и основной подачи кислорода 13, запорное устройство 14 и емкость для хранения кислорода 15.

со сжатым кислородом

Лицевая часть, в качестве которой используется маска, служит для присоединения воздуховодной системы аппарата к органам дыхания человека. Воздуховодная система совместно с легкими составляет единую замкнутую систему, изолированную от окружающей среды. В этой замкнутой системе при дыхании определенный объем воздуха совершает переменное по направлению движение между легкими и дыхательным мешком. Благодаря клапанам указанное движение происходит в замкнутом циркуляционном контуре: выдыхаемый воздух проходит в дыхательный мешок по ветви выдоха (лицевая часть 7, шланг выдоха 3, клапан выдоха 5, регенеративный патрон 7), а вдыхаемый воздух возвращается в легкие по ветви вдоха (холодильник 8, клапан вдоха 6, шланг вдоха 4, лицевая часть 7). Такая схема движения воздуха получила название круговой.

В воздуховодной системе происходит регенерация выдыхаемого воздуха, т.е. восстановление газового состава, который имел вдыхаемый воздух до поступления в легкие. Процесс регенерации состоит из двух фаз: очистки выдыхаемого воздуха от избытка углекислого газа и добавления к нему кислорода.

Первая фаза регенерации воздуха происходит в регенеративном патроне. В результате реакции хемосорбции выдыхаемый воздух очищается в регенеративном патроне от избытка углекислого газа сорбентом. В ДАСК применяются два вида хемосорбентов углекислого газа из выдыхаемого воздуха: известковый на основе гидроксида кальция Са(ОН) 2 и щелочной на основе гидроксида натрия №ОН. В нашей стране применяется химический поглотитель известковый ХП-И. Реакция поглощения углекислого газа экзотермическая, поэтому из патрона в дыхательный мешок поступает нагретый воздух. В зависимости от вида сорбента проходящий по регенеративному патрону воздух либо осушается, либо увлажняется. В последнем случае при дальнейшем его движении в элементах воздуховодной системы выпадает конденсат.

Вторая фаза регенерации воздуха происходит в дыхательном мешке, куда из кислородоподающей системы поступает кислород в объеме, несколько большем, чем потребляет его человек, и определяемом способом кислородопитания ДАСКа данного типа.

В воздуховодной системе ДАСКа происходит также кондиционирование регенерированного воздуха, которое заключается в приведении его температурно-влажностных параметров к уровню, пригодному для вдыхания воздуха человеком. Обычно кондиционирование воздуха сводится к его охлаждению.

Дыхательный мешок выполняет ряд функций и представляет собой эластичную емкость для приема выдыхаемого из легких воздуха, поступающего затем на вдох. Он изготавливается из резины или газонепроницаемой прорезиненной ткани. Для того чтобы обеспечить глубокое дыхание при тяжелой физической нагрузке и отдельные глубокие выдохи, мешок имеет полезную вместимость не менее 4,5 л. В дыхательном мешке к выходящему из регенеративного патрона воздуху добавляется кислород. Дыхательный мешок является также сборником конденсата (при его наличии); в нем задерживается пыль сорбента, которая в небольшом количестве может проникать из регенеративного патрона; происходит первичное охлаждение горячего воздуха, поступающего из патрона, за счет теплоотдачи через стенки мешка в окружающую среду. Дыхательный мешок управляет работой избыточного клапана и легочного автомата. Это управление может быть прямым и косвенным. При прямом управлении стенка дыхательного мешка непосредственно или через механическую передачу воздействует на избыточный клапан или клапан легочного автомата. При косвенном управлении указанные клапаны открываются от воздействия на их собственные воспринимающие элементы (например, мембраны) давления или разрежения, создающихся вдыхательном мешке при его заполнении или опорожнении.

Избыточный клапан служит для удаления из воздуховодной системы избытка газовоздушной смеси и действует в конце выдохов. В случае если работа избыточного клапана управляется косвенным способом, возникает опасность потери части газовоздушной смеси из дыхательного аппарата через клапан в результате случайного нажатия на стенку дыхательного мешка. Для предотвращения этого мешок размещают в жестком корпусе.

Холодильник служит для снижения температуры вдыхаемого воздуха. Известны воздушные холодильники, действие которых основано на отдаче тепла через их стенки в окружающую среду. Более эффективны холодильники с хладагентом, действие которых основано на использовании скрытой теплоты фазового превращения. В качестве плавящегося хладагента используют водяной лед, фосфорнокислый натрий и другие вещества, в качестве испаряющегося в атмосферу - аммиак, фреон и др. Используется также углекислотный (сухой) лед, превращающийся сразу из твердого состояния в газообразное. Существуют холодильники, снаряжаемые хладагентом только при работе в условиях повышенных температур окружающей среды.

Принципиальная схема, представленная на рис. 2.2, является обобщающей для всех групп и разновидностей современных ДАСК.

В различных моделях ДАСК применяются три схемы циркуляции воздуха в воздуховодной системе: круговая (см. рис. 2.2), маятниковая и полумаятниковая.

Главное достоинство круговой схемы - минимальный объем вредного пространства, в который входит, помимо объема лицевой части, лишь небольшой объем воздуховодов в месте соединения ветвей вдоха и выдоха.

Маятниковая схема отличается от круговой тем, что в ней ветви вдоха и выдоха объединены, и воздух по одному и тому же каналу движется попеременно (как маятник) из легких в дыхательный мешок, а затем в обратном направлении. Применительно к круговой схеме (см. рис. 2.2) это означает, что в ней отсутствуют дыхательные клапаны 5 и 6, шланг 4 и холодильник 8 (в некоторых аппаратах холодильник помещают между регенеративным патроном и лицевой частью). Маятниковую схему циркуляции применяют преимущественно в аппаратах с небольшим временем защитного действия (в самоспасателях) с целью упрощения конструкции аппарата. Второй причиной использования такой схемы является улучшение сорбции углекислого газа в регенеративном патроне и использование для этого дополнительного поглощения его при вторичном прохождении воздуха через патрон.

Маятниковая схема циркуляции воздуха отличается увеличенным объемом вредного пространства, в которое, помимо лицевой части, входят дыхательный шланг, верхняя воздушная полость регенеративного патрона (над сорбентом), а также воздушное пространство между отработавшими зернами сорбента в его верхнем (лобовом) слое. С возрастанием высоты отработанного слоя сорбента объем указанной части вредного пространства увеличивается. Поэтому для ДАСК с маятниковой циркуляцией характерно повышенное содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе по сравнению с круговой схемой. С целью уменьшения объема вредного пространства до минимума сокращают длину дыхательного шланга, что возможно лишь для апа-ратов, расположенных в рабочем положении на груди человека.

Полумаятниковая схема отличается от круговой отсутствием клапана выдоха 5 (см. рис. 2.2). При выдохе воздух движется через шланг выдоха 3 и регенеративный патрон 7 в дыхательный мешок 9 так же, как и в круговой схеме. При вдохе основная часть воздуха поступает в лицевую часть 1 через холодильник 8, клапан вдоха 6 и шланг вдоха 4, а некоторый его объем проходит через регенеративный патрон 7 и шланг 3 в обратном направлении. Поскольку сопротивление ветви выдоха, содержащей регенеративный патрон с сорбентом, больше, чем ветви вдоха, по ней в обратном направлении проходит меньший объем воздуха, чем по ветви вдоха.

Известны ДАСКи с круговой схемой циркуляции воздуха, в которых, кроме основного дыхательного мешка 9 (см. рис. 2.2), имеется дополнительный мешок, расположенный между клапаном выдоха 5 и регенеративным патроном 7. Этот мешок служит для уменьшения сопротивления выдоху за счет «сглаживания» пикового значения объемного расхода воздуха.

В начале прошлого столетия были широко распространены аппараты с принудительной циркуляцией воздуха через регенеративный патрон. Они имели два дыхательных мешка и инжектор, питавшийся сжатым кислородом из баллона и просасывавший воздух через регенеративный патрон из первого мешка во второй. Такое техническое решение было вызвано тем, что в то время регенеративные патроны имели высокое сопротивление потоку воздуха. Принудительная же циркуляция позволяла существенно снизить сопротивление выдоху. В дальнейшем инжекторные аппараты не получили распространения из-за сложности конструкции, создания в воздуховодной системе зоны разрежения, способствующей засасыванию в аппарат наружного воздуха. Решающим доводом в отказе от использования инжекторных аппаратов явилось создание более совершенных регенеративных патронов с низким сопротивлением. В период применения инжекторных аппаратов и после отказа от них все другие аппараты называли устаревшим термином «легочно-силовые дыхательные аппараты».

Холодильник является обязательным элементом ДАСКа. Многие устаревшие модели не имеют его, а охлаждение нагретого в регенеративном патроне воздуха происходит в дыхательном мешке и шланге вдоха. Известны воздушные (или иные) холодильники, расположенные после регенеративного патрона, в дыхательном мешке, или составляющие с ним единое конструктивное целое. К последней модификации относится и так называемый «железный мешок», или «мешок наизнанку», представляющий собой герметичный металлический резервуар, являющийся корпусом ДАСКа, внутри которого находится эластичный (резиновый) мешок с горловиной, сообщающийся с атмосферой. Эластичной емкостью, в которую поступает воздух из регенеративного патрона, в этом случае является пространство между стенками резервуара и внутреннего мешка. Такое техническое решение отличается большой площадью поверхности резервуара, служащего воздушным холодильником, и значительной эффективностью охлаждения. Известен также комбинированный дыхательный мешок, одна из стенок которого одновременно является крышкой ранца аппарата и воздушным холодильником. Дыхательные мешки, объединенные с воздушными холодильниками, из-за сложности конструкции, не компенсируемой достаточным охлаждающим эффектом, в настоящее время распространения не имеют.

Избыточный клапан может быть установлен в любом месте воздуховодной системы за исключением зоны, в которую непосредственно поступает кислород. Однако управление открыванием клапана (прямое или косвенное) должно осуществляться дыхательным мешком. В случае, если поступление кислорода в воздуховодную систему значительно превышает его потребление человеком, через избыточный клапан в атмосферу выходит большой объем газа. Поэтому целесообразно устанавливать указанный клапан до регенеративного патрона, чтобы уменьшить нагрузку на патрон по углекислому газу. Место установки избыточного и дыхательных клапанов в конкретной модели аппарата выбирается из конструктивных соображений. Имеются ДАСКи, в которых в отличие от схемы, приведенной на рис. 2.2, дыхательные клапаны установлены в верхней части шлангов у соединительной коробки. В этом случае несколько увеличивается масса элементов аппарата, приходящаяся на лицо человека.

Варианты и модификации принципиальной схемы кислородоподающей системы дыхательных аппаратов со сжатым кислородом предопределяются в первую очередь способом резервирования кислорода, реализованным в данном аппарате.

При ликвидации аварий на химически опасных объектах, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ часто приходится действовать в непригодной для дыхания атмосфере. Дм защиты органов дыхания и зрения спасателя в этих условиях используются изолирующие аппараты двух типов: с замкнутой схемой дыхания (кислородные изолирующие противогазы) и с открытой (дыхательные аппараты со сжатым воздухом). Последние получают в настоящее время все большее распространение, так как обладают рядом преимуществ, хотя и уступают по времени защитного действия:

  • более просты, дешевы и надежны в эксплуатации;
  • имеют меньшее сопротивление дыханию;
  • обеспечивают более комфортные условия дыхания, так как воздух на вдох поступает сухим и холодным;
  • избыточное давление под маской снижает опасность подсоса воздуха из окружающей среды при возможной негерметичности маски;
  • более безопасны в применении и обслуживании, так как не содержат кислородного баллона высокого давления;
  • отсутствуют проблемы, связанные с приобретением и хранением запасов химического поглотителя углекислого газа, а также с перезарядкой им аппаратов после каждого применения.

Надеюсь, что настоящая статья поможет потребителю лучше узнать устройство аппаратов на сжатом воздухе и ориентироваться при их выборе для работы.

Дыхательный аппарат на сжатом воздухе (далее по тексту - аппарат ) принципиально устроен следующим образом. Сжатый воздух, хранящийся в баллонах высокого давления, через запорный вентиль поступает на вход газового регулятора давления (редуктора), где давление воздуха снижается до безопасного уровня. Редуцированный воздух поступает на вход так называемого легочного автомата, который подает его в маску на фазе вдоха и прекращает подачу на фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, через клапан выдоха, расположенный на маске, удаляется в окружающую среду, в силу чего эта схема дыхания и называется открытой. Аппарат имеет подвесную систему, устройства для контроля и сигнализации, а также выполнения некоторых дополнительных функций.

Баллоны в значительной степени опредепяют массу и габариты аппарата. Учитывая, что эти характеристики являются одними из определяющих, совершенствование баллонов продвигалось в нескольких направлениях. Это повышение рабочего давления, применение материалов с более высокой удельной прочностыо; выбор оптимального по массе и габаритам сочетания формы (цилиндр, шар), емкости и количества. В современных аппаратах получили распространение, в основном, цилиндрические: стальные и композитные баллоны на рабочее давление до 29,4 МПа (300 кгс/см 2). Композитные баллоны изготавливают по современной технологии обмотки стального или алюминиевого лайнера (тонкостенного сосуда) углеродным или стекловолокном, Они имеют наименьшую массу, но и наиболее высокую стоимость. Поэтому широко применяются и стальные. Но выбор материалов как стальных, так и композитных должен исключать возможность их осколочного разрушения. Применение баллона после специального испытания должно быть разрешено Госгортехнадзором РФ.

Вентиль баллона обычно сальникового типа (в отличие от мембранного), что обеспечивает его минимальные габариты. Соединение вентиля с баллоном должно допускать неоднократный его монтаж и демонтаж. Это необходимо для проведения переосвидетельствования баллона в соответствии с правилами Госгортехнадзора России (ПБ 10-115-96). Выходной штуцер вентиля должен исключать возможность ошибочного подсоединения арматуры с размерами резьбового соединения на меньшее рабочее давление. Маховичок вентиля должен быть доступен для пользователя при надетом аппарате и иметь защиту от случайного закрытия в процессе использования. Последнее обычно обеспечивается выбором расположения вентиля на аппарате, реже - применением специального стопорящего механизма, требующего от пользователя дополнительного движения при закрытии маховичка вентиля (например -оттянуть маховичок по оси). Баллон с вентилем должен легко сниматься и устанавливаться на аппарат.

Редуктор аппарата обычно подсоединяется к вентилю баллона непосредственно или через промежуточный гибкий шланг высокого давления, что облегчает снятие и установку баллона. На корпусе редуктора размещаются гнезда для подсоединения шлангов легочного автомата и манометра. Редуктор должен обеспечивать значительные (не менее 200 л/мин) расходы воздуха, поддерживая при этом редуцированное давление, необходимое для работы легочного автомата. Из соображений безопасности редуктор должен быть обязательно снабжен предохранительным клапаном, ограничивающим чрезмерный рост выходного давления. При работе аппарата происходит существенное понижение температуры газа в редукторе, это опасно при использовании его в условиях низких температур, так как приводит к обледенению отдельных элементов механизма редуктора и его отказу. Конструкция редуктора должна обеспечивать его работу в условиях низких (до минус 40 0 С) рабочих температур. Это достигается, например, путем сведения к минимуму контакта подвижных частей редуктора с окружающим воздухом и применением морозостойких уплотнительных материалов.

Легочный автомат бывает двух типов: с непосредственным приводом от мембраны на рабочий клапан и с так называемым сервоприводом. Во втором типе мембрана механически не связана с рабочим клапаном, а управляет им пневматически с помощью вспомогательного клапана, используя энергию газа, подведенного к легочному автомату. Первый тип наиболее прост и надежен в эксплуатации. Второй позволяет получить минимальную массу и габариты, что немаловажно, учитывая размещение легочного автомата на маске аппарата. Для более надежного исключения возможности подсоса окружающей газовой среды в подмасочное пространство легочные автоматы обеспечивают создание небольшого (30-50 мм вод.ст.) избыточного давления. Таким образом, даже при глубоком вдохе под маской не создается разрежение. Чтобы при снятой маске не происходило самопроизвольного истечения воздуха, легочный автомат имеет механизм отключения избыточного давления, при этом повторное включение легочного автомата осуществляется при первом вдохе пользователя (несколько затрудненном по сравнению с обычным).

Для резервирования работы легочного автомата и продувки при необходимости подмасочного пространства должна быть предусмотрена возможность включения дополнительной (струйной) подачи воздуха. Установка легочного автомата на маску осуществляется с помощью бы-строразъемного соединения (индивидуального для каждой фирмы-изготовителя). Но может быть использовано и стандартное резьбовое соединение, причем различающееся для легочных автоматов с избыточным и без избыточного давления.

Маска должна быть полнолицевой с панорамным стеклом, выполняемым обычно из ударопрочного поликарбоната. Внутри маски располагается так называемый подма-сочник, закрывающий рот и нос пользователя. Основное его назначение - сведение к минимуму объема вредного пространства, заполняемого выдыхаемой смесью (чем меньше объем вредного пространства, тем ниже содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе), а также исключение контакта выдыхаемой смеси со стеклом маски для предотвращения его запотевания (обмерзания). С этой же целью сухой воздух, поступающий на вдохе в подмасочное пространство, направляется на обдув стекла маски, а затем уже через обратные клапаны поступает в подмасочник и далее на дыхание. Однако при недостаточной герметичности подмасочника и интенсивной работе в условиях низких температур для предотвращения обмерзания стекла приходится применять специальные смазки или использовать маску со стеклом, имеющим специальное покрытие. Оголовье должно быть регулируемым и хорошо сочетаться с защитной каской (для этого наиболее хорошо подходит оголовье сетчатого типа). На маске устанавливается переговорное устройство в виде герметичной мембраны, отделяющей подмасочное пространство от окружающей среды.

Манометр - выносной, класса точности не ниже 2,5 и должен иметь разрешение Госстандарта РФ на эксплуатацию в России. Шкала его должна позволять считывать показания при плохом освещении, корпус - иметь защиту от ударов и - выдерживать погружение в воду. Вход в гибкий шланг защищается дюзой (калиброванным отверстием малого диаметра) для ограничения истечения воздуха высокого давления при повреждении шланга.

Сигнализатор исчерпания рабочего запаса воздуха должен быть звуковым. Располагаться он может рядом с манометром или в полости легочного автомата.

Подвесная система включает в себя спинку, поясной и плечевые ремни, выполненные, как и пряжки, огнестойкими. Лучший вариант - спинка, изготовленная из углепластика и спрофилированная по телу человека. Подвесная система позволяет пользователю быстро, без посторонней помощи надеть аппарат и отрегулировать его крепление. Все приспособления для регулировки положения (пряжки, карабины, застежки и др.) выполняются так, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались.

Спасательное устройство рекомендуется включать в состав аппарата. Оно представляет собой обычно противогазовую шлем-маску с легочным автоматом без избыточного давления, шланг которого соединяется со специальным шлангом на аппарате с помощью быстроразъемного соединения типа шарикового замка. Устройство предназначено для вывода пострадавшего из зоны заражения с использованием запаса воздуха в аппарате спасателя.

Общие технические требования и методы испытаний аппаратов заданы в ГОСТ Р 12.4.186-97 "Аппараты дыхательные воздушные изолирующие. Общие технические требования и методы испытаний". Соответствие аппарата указанным нормам должно быть подтверждено сертификатом, которым обязательно должен обладать изготовитель аппарата.


С.Ермаков , главный конструктор ОАО "КАМПО"

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасной эксплуатации аппаратов на сжатом воздухе.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Эксплуатация средств индивидуальной защиты органов дыхания – это комплекс мероприятий по использованию, техническому обслуживанию, транспортированию, содержанию и хранению СИЗОД. Правильная эксплуатация означает соблюдение установленных режимов использования, постановки в боевой расчет, хранения и правил обслуживания СИЗОД.
1.2. Запрещается:
— вносить изменения в конструкции дыхательных аппаратов, не предусмотренные технической (заводской) документацией;
— применять дыхательные аппараты для работы под водой.
— пользование СИЗОД, техническое состояние которых не обеспечивает безопасности газодымозащитника;
— работа баз и контрольных постов ГДЗС, состояние которых не соответствует требованиям Правил охраны труда и Наставлению по газодымозащитной службы.
1.3. Эксплуатация средств индивидуальной защиты органов дыхания предусматривает:
— техническое обслуживание;
— содержание;
— постановка в боевой расчет.
— обеспечение работы баз и контрольных постов ГДЗС;
1.4. Техническое обслуживание включает: боевую проверку, проверки № 1,2,3; чистку, промывку, регулировку, смазку, дезинфекцию; устранение неисправностей в объеме текущего ремонта.
1.5. Рабочая проверка – вид технического обслуживания СИЗОД, проводимого в целях оперативной проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов непосредственно перед выполнением боевой задачи по тушению пожара. Выполняется владельцем дыхательного аппарата под руководством командира звена ГДЗС (начальника караула, командира отделения, по предназначению) перед каждым включением в СИЗОД.
1.6. При рабочей проверке дыхательного аппарата необходимо:
1.6.1. Проверить исправность маски и надежность подсоединения легочного автомата:
— проверить комплектность панорамной маски, целостность стекла, полуобойм (ободков крепления стекла), состояние ремней оголовья и клапанной коробки;
— надежность подсоединения легочного автомата к панорамной маске.
1.6.2. Проверить герметичность воздуховодной системы (на разряжение):
— плотно прижать лицевую часть маски к лицу;
— сделать глубокий вдох из системы;
— если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижается в течении 2-3 секунд, дыхательный аппарат считается герметичным.
1.6.3. Проверить легочный автомат и клапан выдоха:
— предварительно выключить легочный автомат (кнопкой);
— открыть вентиль баллона;
— приложить маску к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. При первом вдохе автомат должен включиться и не должно ощущаться сопротивление дыханию;
— под абтюратор маски вставить палец, убедиться в наличии избыточного давления (должен прослушиваться характерный звук потока воздуха);
— задержать дыхание на несколько секунд и убедиться в отсутствии утечки воздуха через клапан выдоха;
— выключить легочный автомат.
1.6.4. Проверить величину давления срабатывания сигнального устройства:
— закрыть вентиль баллона;
— приложить панорамную маску к лицу, сделать вдох и медленно откачивать воздух из под масочного пространства до срабатывания звукового сигнала, давление на манометре должно быть в пределах 50-60 атмосфер.
1.6.5. Проверить давление воздуха в баллоне:
— при предварительно выключенном легочном автомате, открыть вентиль баллона и по выносному манометру проверить давление. Давление должно быть не менее 260 атм.
1.7. При исправности аппарата, произвести доклад командиру звена ГДЗС по форме: «Газодымозащитник Иванов к включению готов, давление 280 атм.».
1.8. Проверка № 1 – вид технического обслуживания, проводимого в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии в процессе эксплуатации, проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов дыхательного аппарата. Проводится владельцем дыхательного аппарата под руководством начальника караула (в службе пожаротушения — старшего дежурной смены):
— непосредственно перед заступлением на боевое дежурство;
— после проверки № 3, дезинфекции, замены воздушных баллонов, закрепления СИЗОД за газодымозащитником, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не пользовались. Проверка проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии;
— после пользования дыхательным аппаратом на пожаре (учении);
— перед проведением тренировочных занятий на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде, если пользование СИЗОД предусматривается в свободное от несения караульной службы время (боевого дежурства).
1.9. Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения.
1.10. При проверке № 1 дыхательного аппарата необходимо:
— проверить исправность маски. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;
— провести осмотр дыхательного аппарата, проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей;
— проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления, открыть вентиль баллона, определить по манометру давление воздуха и закрыть вентиль баллона. Если в течение одной минуты падение давления воздуха в системе аппарата не превышает 10 атмосфер, аппарат считается герметичным;
— проверить величину давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор, ладонью руки закрыть входное отверстие легочного автомата; нажать на центральную часть резиновой крышки (включить механизм избыточного давления); осторожно поднимая руку, поддерживая небольшое падение давления, медленно выпускать воздух из системы до срабатывания звукового сигнала; наблюдая за показанием манометра определить срабатывание звукового сигнала. Звуковой сигнал считается исправным, если срабатывает при давлении 50 – 60 атмосфер;
— проверить герметичность воздуховодной системы с легочным автоматом, подсоединить маску к легочному автомату; надеть маску, подтянуть головные ремни так, чтобы по всей полосе обтюрации чувствовалось плотное прилегание с легким давлением. При закрытом вентиле баллона сделать вдох, если при этом возникает большое сопротивление не дающее сделать дальнейший вдох, и не снижается в течении 2-3 секунд, воздуховодная система считается герметичной;
— проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха, открыть до отказа вентиль баллона, вращая маховичок против часовой стрелки (если сразу же обнаружится утечка, нажать на центральную часть резиновой крышки, чтобы включить механизм избыточного давления, а затем нажать на установочный рычаг, чтобы опять включить. Повторить эти действия 2-3 раза утечка должна прекратится). Сделать 2-3 глубоких вдоха-выдоха, если сразу включится механизм избыточного давления и не ощущается сопротивление дыханию, легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными;
— проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха, нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха легочного автомата. Если прослушивается характерный звук подачи воздуха, устройство считается исправным;
— проверить исправность газового редуктора, проверяется внешним осмотром;
— проверить давление воздуха в баллоне, проверяется по манометру. При постановке в боевой расчет, давление в баллоне должно быть не менее 260 атмосфер.
1.11. При исправности аппарата производится запись в журнале регистрации проверок №1.
1.12. Проверка № 2 – вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей. Проверка проводится на базе ГДЗС старшим мастером (мастером) ГДЗС. В случае отсутствия штатного старшего мастера (мастера) ГДЗС эти обязанности возлагаются на другого сотрудника 7 ОФПС, который должен иметь специальную подготовку в объеме, предусмотренную для старшего мастера (мастера) ГДЗС и соответствующий допуск.
1.13. Представление СИЗОД на проверку осуществляется подразделениями 7 ОФПС в соответствии с графиком, разрабатываемым старшим мастером (мастером) ГДЗС и утверждаемым начальником газодымозащитной службы. График предусматривает очередность представления СИЗОД по месяцам с указанием заводских номеров.
1.14. Результаты проверок записываются в журнал регистрации проверок № 2 и в учетную карточку на СИЗОД, делается также отметка в годовом графике проверок.
1.15. Проверка № 2 дыхательного аппарата предусматривает:
— разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку дыхательного аппарата. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описанием (руководством по эксплуатации) на дыхательный аппарат;
— проверку панорамных масок (лицевых частей), легочного автомата, разъемов, редуктора, вентилей баллонов, спасательного и сигнального устройств (для АИР), включателя резерва воздуха и зарядного штуцера (для АСВ);
— ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны и все резиновые уплотнительные прокладки и кольца, как правило, заменяются;
— снаряжение дыхательного аппарата после полной сборки, его регулировку и проверку № 1.
1.16. Разборка и сборка СИЗОД проводятся на раздельных столах.
1.17. СИЗОД с выявленными при проверках неисправностями использовать для работы личному составу подразделений ГПС запрещается до устранения этих неисправностей, о чем делается отметка в журнале, форма которого приведена в Наставлении по ГДЗС.
1.18. Ремонт СИЗОД — это комплекс работ для поддержания и восстановления исправности дыхательных аппаратов. Ремонт заключается в устранении незначительных неисправностей, восстановлении эксплуатационных характеристик заменой или восстановлением отдельных частей и деталей СИЗОД, в проведении полной разборки, замене или ремонте всех неисправных составных частей, сборке, комплексной проверке, регулировке и испытании.
1.19. Ремонт организуется и выполняется старшими мастерами (мастерами) ГДЗС, как правило, на базе ГДЗС.
1.20. Самостоятельный ремонт и регулировка СИЗОД газодымозащитниками запрещены.
1.21. При обнаружении неисправности СИЗОД выводится из боевого расчета и передается на базу ГДЗС.
1.22. Прием-сдача должна быть зафиксирована в акте с указанием неисправности двумя подписями сдающего и принимающего.
1.23. Результаты ремонта и последующей проверки записываются в журнал регистрации проверок № 3 и в учетную карточку на СИЗОД.
1.24. Каждый газодымозащитник несет личную ответственность за исправность и качество обслуживания закрепленного за ним СИЗОД.
1.25. Содержание СИЗОД на базах, контрольных постах ГДЗС и пожарных автомобилях:
— Исправные (проверенные) и неисправные СИЗОД хранятся на базах ГДЗС раздельно в ячейках шкафов или стеллажей таким образом, чтобы не повредить узлы и детали.
— Дыхательные аппараты, маски дыхательных аппаратов личного состава, свободного от несения караульной службы, резерв СИЗОД, баллонов хранятся на контрольных постах ГДЗС исправными, чистыми и готовыми к работе.
— Для перевозки СИЗОД в ремонт и на проверку, наполнения баллонов используются специальные ящики с ячейками.
— Дыхательные аппараты размещаются на пожарном автомобиле в вертикальном положении в специально оборудованных ячейках. Для защиты СИЗОД от механических повреждений дно и стенки ячеек обиваются амортизирующим материалом.
— При отрицательных температурах окружающей среды маски дыхательных аппаратов должны размещаться в кабине боевого расчета пожарных автомобилей.
— Пожарный автомобиль основного назначения, боевой расчет которого имеет на вооружении дыхательные аппараты, укомплектовывается резервным дыхательным аппаратом.
— На каждый дыхательный аппарат, вывозимый на пожарном автомобиле, должен предусматриваться один резервный комплект баллонов с воздухом.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Подготовка СИЗОД к работе осуществляется при заступлении на боевое дежурство в карауле (дежурной смене) и на месте пожара (учении).
2.2. Подготовка СИЗОД к работе предусматривает:
а) при заступлении на боевое дежурство:
— получение СИЗОД на обслуживающем посту ГДЗС;
— проведение проверки № 1;
— заполнение журнала регистрации проверок № 1;
— укладка СИЗОД на пожарный автомобиль.
б) на месте пожара (учении):
— надевание СИЗОД и подгонка его подвесной системы;
— проведение рабочей проверки. На ее проведение командиром звена подается команда «Звено ГДЗС, противогазы (дыхательные аппараты) — ПРОВЕРЬ!»;
— доклад командиру звена ГДЗС о давлении кислорода (воздуха) в баллоне и готовности к выполнению боевой задачи: «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление 280 атмосфер!»;
в) после работы в СИЗОД:
— промывку, просушку, переснаряжение СИЗОД;
— проведение проверки № 1;
— заполнение журнала регистрации проверок № 1 и личной карточки газодымозащитника;
— укладка СИЗОД на пожарный автомобиль или размещение на контрольном посту ГДЗС.
2.3. При заступлении на боевое дежурство давление воздуха в баллонах дыхательных аппаратов должно быть не менее 25,4 МПа (260 кгс/см2) для дыхательных аппаратов с рабочим давлением 29,4 МПа (300 кгс/см52).
2.4. Перед каждым включением в дыхательный аппарат звено ГДЗС проводит в течение одной минуты рабочую проверку в порядке и последовательности, установленными Наставлением по ГДЗС.
2.5. Запрещается включаться в СИЗОД без проведения рабочей проверки и при обнаруженных неисправностях.
2.6. Включение личного состава в СИЗОД проводиться по команде командира звена ГДЗС «Звено ГДЗС, в аппараты — ВКЛЮЧИСЬ!» в следующей последовательности:
— снять каску и зажать ее между коленями;
— надеть маску;
— надеть на плечо сумку со спасательным устройством (для аппаратов типа АИР);
— надеть каску.
2.7. При проведении работ с использованием СИЗОД по тушению пожаров, занятиях руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в инструкции по охране труда при работе в СИЗОД.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Звено ГДЗС перед входом в задымленную зону закрепляет направляющий трос за конструкцию рядом с постом безопасности, а затем передвигается к очагу пожара в «связке».
3.2. На каждые три звена, работающих на пожаре, на КПП, посту безопасности ГДЗС организуется резервное звено.
3.3. При ведении боевых действий по тушению пожара в непригодной для дыхания среде в составе звена ГДЗС газодымозащитники обязаны:
— подчиняться командиру звена ГДЗС, знать боевую задачу звена (отделения) ГДЗС и выполнить ее;
— знать место расположения поста безопасности и КПП;
— строго соблюдать маршрут движения звена ГДЗС и правила работы в СИЗОД, выполнять приказы, отданные командиром звена ГДЗС;
— не оставлять звено ГДЗС без разрешения командира звена ГДЗС;
— следить на маршруте движения за изменением обстановки, обращать внимание на состояние строительных конструкций как во время движения, так и на месте проведения работ, запоминать пройденный путь;
— следить по манометру за давлением воздуха в баллоне СИЗОД;
— не пользоваться, без необходимости, аварийным клапаном (байпасом);
— включаться в СИЗОД и выключаться из него по команде командира звена ГДЗС;
— докладывать командиру звена ГДЗС об изменении обстановки, обнаруженных неисправностях в СИЗОД или появлении плохого самочувствия (головной боли, ощущения кислого вкуса во рту, затруднения дыхания) и действовать по его указанию;
— открывать двери с предосторожностью, защищаясь от возможного выброса пламени и газов полотнищем двери;
— входить в помещения, где имеются установки под напряжением, аппараты и сосуды под высоким давлением, взрывчатые, отравляющие и другие опасные вещества, только после предварительной консультации и получения инструктажа от специалистов предприятия.
3.4. Для обеспечения безопасности газодымозащитников при работе в дыхательных аппаратах командир звена обязан:
— знать боевую задачу своего звена (отделения) ГДЗС, наметить план действий по ее выполнению и маршрут движения, довести это, а также информацию о возможной опасности, до личного состава звена ГДЗС;
— руководить работой звена ГДЗС, выполняя требования правил работы в СИЗОД и требования безопасности;
— указать личному составу места расположения контрольно-пропускного пункта и поста безопасности;
— проверить наличие и исправность требуемого минимума экипировки газодымозащитника, необходимой для выполнения поставленной боевой задачи;
— провести боевую проверку закрепленного СИЗОД и проконтролировать ее проведение личным составом звена и правильность включения в СИЗОД;
— проверить перед входом в непригодную для дыхания среду давление воздуха в баллонах у подчиненных и сообщить постовому на посту безопасности наименьшее значение давления воздуха;
— проконтролировать полноту и правильность проведенных соответствующих записей постовым на посту безопасности;
— сообщить личному составу звена ГДЗС при подходе к месту пожара контрольное давление воздуха, при котором необходимо возвращаться к посту безопасности.
— оказывать необходимую помощь лицам в случаях угрозы их жизни и здоровья;
— обеспечивать выполнение правил работы в изолирующих противогазах;
— поддерживать постоянную связь с постом безопасности, докладывать РТП или НБУ об обстановке и действиях звена ГДЗС;
— знать и уметь проводить приемы оказания первой помощи пострадавшим;
— чередовать напряженную работу газодымозащитников звена ГДЗС с периодами отдыха, правильно дозировать нагрузку, добиваясь ровного глубокого дыхания;
— следить за самочувствием личного состава, правильным использованием снаряжения и вооружения, вести контроль за расходованием кислорода (воздуха) по показаниям манометра;
— докладывать о неисправностях или иных неблагоприятных для звена ГДЗС обстоятельствах на пост безопасности и принимать решения по обеспечению безопасности личного состава звена;
— вывести звено на свежий воздух в полном составе;
— определить при выходе из непригодной для дыхания среды место выключения из СИЗОД и дать команду на выключение.
3.5. Командир звена обязан следить за самочувствием газодымозащитников, в случае ухудшения самочувствия (головокружения, стук в висках, тошнота и др.) обязан доложить об этом на пост безопасности и вывести звено в полном составе на свежий воздух.
3.6. Дыхание при работе в аппарате должно быть глубоким и ровным. Если дыхание изменилось (прерывистое, поверхностное) необходимо приостановить работу и восстановить дыхание путем глубоких вдохов, пока дыхание не станет нормальным.
3.7. Снимать и оттягивать маску для протирки стекла в непригодной для дыхания среде запрещается.
3.8. Во время работы каждый газодымозащитник должен следить за показанием выносного манометра и докладывать командиру звена о давлении воздуха в баллонах.
3.9. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и возвращении обратно первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим наиболее опытный газодымозащитник (назначается командиром звена).
3.10. Звено ГДЗС должно возвращаться из непригодной для дыхания среды в полном составе.
3.11. Продвижение звена ГДЗС в помещениях осуществляется вдоль капитальных стен, запоминая путь следования, с соблюдением мер предосторожности, в том числе обусловленных оперативно-тактическими особенностями объекта пожара.
3.12. При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться, даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС.
3.13. Запрещается звеньям ГДЗС использовать при работе на пожаре лифты, за исключением лифтов, имеющих режим работы «Перевозка пожарных подразделений» по ГОСТ 22011.
3.14. В целях обеспечения безопасного продвижения звено ГДЗС может использовать пожарные рукава, провод переговорного устройства.
3.15. При работе в условиях ограниченной видимости (сильном задымлении) идущий впереди командир звена ГДЗС обязан простукивать ломом конструкции перекрытия.
3.16. При вскрытии дверных проемов личный состав звена ГДЗС должен находиться вне дверного проема и использовать полотно двери для защиты от возможного выброса пламени.
3.17. При работе в помещениях, заполненных взрывоопасными парами и газами, личный состав звена ГДЗС должен быть обут в резиновые сапоги, не пользоваться выключателями электрофонарей. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и обратно, а также в процессе работ должны соблюдаться все меры предосторожности против высекания искр, в том числе при простукивании конструкций помещений.
3.18. При выходе из непригодной для дыхания среды на свежий воздух газодымозащитники могут снимать маски только по команде командира звена.
3.19. При работе в дыхательных аппаратах необходимо:
— применять в средах с АХОВ дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;
— при исчерпании основного запаса воздуха (для АСВ-2) включить резерв воздуха, для чего перевести рукоятку переключателя резерва из положения «Р» в положение «О» и в составе звена покинуть непригодную для дыхания среду;
— при срабатывании звукового сигнала (для аппарата типа АИР) доложить командиру звена и покинуть в составе звена непригодную для дыхания среду;
— использовать, при необходимости, спасательное устройство, входящее в комплект дыхательного аппарата (типа АИР).

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае ухудшения самочувствия (головокружения, стук в висках, тошнота и др.) газодымозащитник обязан доложить об этом командиру звена. Командир звена, получив такое сообщение, обязан сообщить об этом по средствам связи на пост безопасности и вывести звено в полном составе на свежий воздух.
4.2. В случае прекращения связи со звеном ГДЗС, работающим в непригодной для дыхания среде, а также при получении от работающих сообщения о несчастном случае или плохом самочувствии газодымозащитника, РТП (НБУ) обязан направить на помощь пострадавшим резервное звено ГДЗС, а также принять другие возможные меры по отысканию и оказанию помощи пострадавшим, выводу их на свежий воздух и оказанию им медицинской помощи.
4.3. При оказании помощи газодымозащитникам непосредственно в непригодной для дыхания среде необходимо проверить наличие воздуха в баллоне, состояние дыхательных шлангов, произвести при помощи байпаса дополнительную подачу воздуха под маску пострадавшего, в крайнем случае, переключить его маску с легочным автоматом к дыхательному аппарату (типа АИР) другого газодымозащитника. Принять меры по выводу звена и пострадавшего на свежий воздух.
4.4. В случае нарушения режима работы аппарата (неисправности), газодымозащитник обязан доложить об этом командиру звена, который обязан немедленно вывести звено в полном составе на свежий воздух.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончанию работ в непригодной для дыхания среде командир звена ГДЗС выводит личный состав на свежий воздух.
5.2. Личный состав звена ГДЗС выключается из дыхательных аппаратов по команде командира звена, производит внешний осмотр технического состояния узлов дыхательного аппарата, маски, затем производит укладку дыхательных аппаратов и масок в пожарный автомобиль в места их размещения.
5.3. Командир звена докладывает РТП (НУТП) о имеющихся замечаниях по работе газодымозащитников в непригодной для дыхания среде, о возникших неисправностях в работе дыхательных аппаратов, о ходе тушения пожара.
5.4. По прибытию в подразделение личный состав газодымозащитной службы под руководством начальника караула (командира отделения) проверяет исправность узлов дыхательного аппарата, маски, производит чистку, промывку, просушку, дезинфекцию, замену использованного баллона на новый, выполняет проверку № 1 и ставит аппарат в боевой расчет. Результаты проверок заносятся в соответствующие журналы. Работа в СИЗОД заполняется в личной карточке газодымозащитника.
5.5. При выявлении неисправностей СИЗОД выводится из боевого расчета и передается на базу ГДЗС.
5.6. Самостоятельный ремонт и регулировка СИЗОД газодымозащитниками запрещены.
5.7. Использованные баллоны с воздухом сдаются на базу ГДЗС подразделения для последующего заполнения их воздухом.
5.8. По окончании работ тщательно вымыть руки, лицо теплой водой с мылом или принять душ.
5.9. Правила и порядок проведения чистки и дезинфекции дыхательных аппаратов
5.9.1. Чистка, регулировка, дезинфекция СИЗОД проводится:
— после расконсервации;
— при проведении проверки № 2;
— по предписанию врача в связи с выявлением инфекционного заболевания;
— после пользования лицевой частью дыхательного аппарата другим лицом и спасательным устройством к нему после каждого применения;
— при постановке в резерв лицевых частей дыхательного аппарата;
5.9.2. При чистке дыхательного аппарата проводится:
— неполная разборка;
— промывка теплой водой и просушка деталей и узлов;
— сборка и переснаряжение.
5.9.3. При дезинфекции дыхательного аппарата проводится:
— неполная разборка;
— промывка теплой водой деталей и узлов;
— протирка дезинфицирующим раствором внутренней части маски, промывка и просушка ее в сушильном шкафу при температуре 40-50о С;
— промывка легочного автомата этиловым спиртом и его продувка подогретым воздухом. Дезинфекции также подвергается спасательное устройство аппарата после каждого применения.
Примечание. Порядок неполной разборки противогазов (дыхательных аппаратов) определяется заводскими инструкциями по эксплуатации.
5.9.4. Для дезинфекции СИЗОД применяются следующие растворы: этиловый спирт ректификованный;
— раствор (6%) перекиси водорода;
— раствор (1%) хлорамина;
— раствор (8%) борной кислоты;
— свежий раствор (0,5%) марганцевокислого калия.
5.9.5. После чистки и дезинфекции проводится проверка № 2.
5.9.6. Недопустимо применение для дезинфекции органических растворителей (бензина, керосина, ацетона).
5.10. По окончании работ в непригодной для дыхания среде командир звена ГДЗС выводит личный состав на свежий воздух.
5.11. После завершения работ в зоне химического и радиационного заражения, проводятся работы по дегазации (дезактивации) СИЗОД, СЗО, а газодымозащитники обязаны пройти санитарную обработку, выходной дозиметрический контроль, медицинский осмотр.
5.12. Личный состав звена ГДЗС выключается их дыхательных аппаратов по команде командира звена, производит внешний осмотр технического состояния узлов дыхательного аппарата, маски, затем производит укладку дыхательных аппаратов и масок в пожарный автомобиль в места их размещения.
5.13. Командир звена докладывает РТП (НБУ) об имеющихся замечаниях по работе газодымозащитников в непригодной для дыхания среде, о возникших неисправностях в работе дыхательных аппаратов, о ходе тушения пожара.
5.14. По прибытию в подразделение личный состав газодымозащитной службы под руководством начальника караула (командира отделения) проверяет исправность узлов дыхательного аппарата, маски, производит чистку, промывку, просушку, дезинфекцию, замену использованного баллона на новый, выполняет проверки и ставит аппарат в боевой расчет. Результаты проверок заносятся в соответствующие журналы. Работа в СИЗОД заполняется в личной карточке газодымозащитника.
5.15. При выявлении неисправностей СИЗОД выводится из расчета и передается на базу ГДЗС.
5.16. Самостоятельный ремонт и регулировка СИЗОД газодымозащитниками запрещены.
5.17. Использованные баллоны с воздухом сдаются на базу ГДЗС подразделения для последующего заполнения их воздухом.
5.18. По окончании работ тщательно вымыть руки, лицо теплой водой с мылом или принять душ.

Выражаем благодарность Николаю, предоставившему эту инструкцию! =)

Аппараты дыхательные в зависимости от климатического исполнения должны подразделяться на:

Аппараты дыхательные общего назначения - аппараты, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С, относительной влажности до 95% (при температуре 35 °С);

Аппараты дыхательные специального назначения - аппараты, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от минус 50 °С до 60 °С, относительной влажности до 95% (при температуре 35 °С).

Требования назначения

4.1.1. Аппарат дыхательный общего назначения должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок от работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 куб. дм/мин.) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 куб. дм/мин.), в диапазоне температур окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С и влажности до 95% (при температуре 35 °С).

4.1.2. Аппарат дыхательный специального назначения должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок, указанных в 4.1.1, в диапазоне температур окружающей среды от минус 50 °С до 60 °С и влажности до 95% (при температуре 35 °С).

4.1.3. В состав аппарата должны входить:

Подвесная система;

Баллон (баллоны) с вентилем (вентилями);

Редуктор с предохранительным клапаном;

Легочный автомат;

Воздуховодный шланг;

Устройство дополнительной подачи воздуха (байпас);

Звуковое сигнальное устройство;

Манометр (устройство) контроля давления воздуха в баллоне;

Лицевая часть с переговорным устройством;

Клапан выдоха;

Спасательное устройство;

Быстроразъемное соединение для подключения спасательного устройства;

Сумка (футляр) для основной лицевой части.

Примечание - В состав аппарата может входить штуцер (quick fill) для подключения устройства быстрой дозаправки баллонов воздухом.

4.1.4. Номинальное время защитного действия аппарата должно составлять не менее 60 мин.

4.1.5. Фактическое время защитного действия аппарата в зависимости от температуры окружающей среды и степени тяжести выполняемой работы должно соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Конструктивные требования

4.5.1. Аппарат в рабочем положении должен располагаться на спине человека.

4.5.2. Форма и габаритные размеры аппарата должны соответствовать строению человека, сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением пожарного, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ при пожаре (в том числе при передвижении через узкие люки и лазы диаметром (800 +/- 50) мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

4.5.3. Аппарат должен быть выполнен таким образом, чтобы имелась возможность его надевания после включения, а также снятия и перемещения аппарата без выключения из него при передвижении человека по тесным помещениям.

4.5.4. Масса снаряженного аппарата без вспомогательных устройств, применяющихся эпизодически (спасательное устройство, устройство быстрой дозаправки баллонов воздухом и др.), укомплектованного 1 баллоном, должна быть не более 16,0 кг.

4.5.5. Масса снаряженного аппарата, укомплектованного 2 баллонами, должна быть не более 18,0 кг.

4.5.6. Все органы управления аппаратом (вентили, рычаги, кнопки и др.) должны быть легко доступны, удобны для приведения их в действие и надежно защищены от механических повреждений и от случайного срабатывания.

4.5.7. Органы управления аппаратом должны приводиться в действие при усилии не более 80 Н.

4.5.8. В аппарате должна быть применена система воздухоснабжения, при которой в процессе дыхания в подмасочном пространстве лицевой части должно постоянно поддерживаться избыточное давление воздуха в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок от работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 куб. дм/мин.) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 куб. дм/мин.) в диапазонах температур окружающей среды от минус 40 °С до 60 °С (для аппарата общего назначения) и от минус 50 °С до 60 °С (для аппарата специального назначения).

4.5.9. Избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части аппарата при нулевом расходе воздуха должно быть не более 400 Па.

4.5.10. Фактическое сопротивление дыханию на выдохе в аппарате в течение всего времени защитного действия должно быть не более значений, указанных в таблице 2.

Требования к баллонам

4.6.1. Баллоны, входящие в состав аппарата, должны соответствовать ГОСТ Р "Техника пожарная. Баллоны малолитражные для аппаратов дыхательных и самоспасателей со сжатым воздухом. Общие технические требования. Методы испытаний".