Именное сказуемое. Предикативная основа сказуемого. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация. Составное именное сказуемое Какие функции выполняет части составное именное

Составное именное сказуемое, как и глагольное, имеет две части: вспомогательную и основную. Оно строится по схеме: связка + присвязочный компонент именного типа. Связка обеспечивает его грамматическую квалификацию в категориях наклонения, времени и лица. Именная (присвязочная) часть выражается одной из склоняемых частей речи (существительного, прилагательного, причастия, числительного, местоимений различных разрядов) или их заместителями.

В СГС первый компонент называется вспомогательным глаголом, так как он полностью сохраняет свое лекси­ческое значение; в СИС – глаголом-связкой, так как в нем ослаблено лексическое значение. Провести четкую границу между вспомогательными глаголами и глаголами-связками трудно, так как и те и другие обслуживают грам­матические значения предложения в целом и сказуемого в частности и сохраняют основные свойства глагола, его грамматические категории: наклонение, время, вид и др.

Вспомогательная часть СИС включает:

1) незнаменательную, словесно не выраженную связку быть, (лексически опустошенную), выражающую только модально-временные значения, она – показатель прошедшего или будущего времени, изъявительного, повелительного или сослагательного наклонения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»). Её наличие в составе сказуемого выявляется в системе противопоставлений, ср.: В сумерки луга похожи на море (Паустовский); В сумерки луга были похожи на море; В сумерки луга будут похожи на море . Для выражения настоящего времени иногда употребляется глагольная форма этой связки – есть .

2) полузнаменательные связки, кроме грамматического выражения времени и наклонения, обладают некоторой долей лексического значения, иногда вносят в лексическое значение сказуемого раз­личные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные:Например, связки стать, становиться, делаться указывают на возникновение признака или на его изменение: Туман стал гуще; Ждать становилось все труднее; Я сделался больным .

Связки бывать, состоять, оказаться, выглядеть, заключаться, являться, называть­ся указывают на проявление, обнаружение признака: У сильных и горе бывает сильным; Смысл человеческого существования состоит в самой высокой требовательности к самому себе (Герман).

3)знаменательные связки полностью сохраняют лексическое значение. В качестве таких связок обычно употребляются глаголы движения, состоянияперемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, наступить, стоять, си­деть,идти, лететь, вернуться, сидеть, лежать, работать, служить : Он сложа руки прохаживался угрюмый (Лермонтов); Я стою очарованный утренней панорамой (Федосеев); Настя работала секретарем в Союзе художников (Паустовский).

Основная часть СИС:

Присвязочный компонент может быть выражен любой частью речи, не способной в силу своей морфологической природы самостоятельно выразить предикативное значение, между подлежащим и присвязочным компонентом устанавливается отношения тождества.

В роли именной части составного именного сказуемого употребляются:

1. Имена существительные в им., тв., род. пад., в др. косвенных падежах с предлогами: Все было как во сне (Горький). Была без радостей любовь, разлука будет без печали (Лермонтов);

2. Имена прилагательные в им. или тв. пад., краткой форме, форме сравнительной/превосходной степени: Ветер был встреч­ный (Л.Толстой). А счастье было так возможно , так близко ! (Пушкин); Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой (Паустовский);

3. Имена числительные/количественно-именные сочетания: Их изба была третья с краю. (Чехов). Он был , казалось, лет шес­ти (Лермонтов);

4. Местоимения: Лиза в несколько дней стала не та , какою он ее знал (Тургенев); В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто это ? Чтоэто ? Кто такой Иванов ?

5. Наречия: Как некстати было это воспоминание! (Чехов);

6. Причастия: Червонец был запачкан и в пыли (Крылов);

7. Им. и твор. падежи склоняемых частей речи, а также формы сравнительной степени прилагательных и краткие формы прилагательных и причастий: К осени дни становятся короче ; И воздух становится слаще , и дали приветливее , и люди милее, и жизнь легче (Федин); Дела мои расстроены и т.п.

8. Падежные или предложно-падежные формы частей речи, наречий и наречных сочетаний и т.п., употребление которых носит вторичный, производный характер или же формы образованы в результате компрессии (сжатия) одного из членов предложения: Бойцы были наготове (Бойцы были готовы); эта работа была ему в привычку (Эта работа была ему привычной); Ведь я ей несколько сродни ; Была без радости любовь, разлука будет без печали ; Эта обувь высшего качества (Эта обувь – обувь высшего качества); Это общежитие для студентов ; Он был веселого нрава .

9. Междометие: Она теперь ай-ай-ай (Лермонтов);

10. Фразеологические сочетания: В тот день она была не в духе (Горький). Он был мастер на все руки (Куприн).

И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была темная, осен­няя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентой семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу – были в снегу, гуляла волна была волна и т. д.).

Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая ; Ночь была темная, осенняя, дож­дливая, ветреная; Стояли деревья в снегу два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная . Изменение по­рядка слов влечет за собой существенные изменения синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение све­жая становится именной частью сказуемого и т. д.).


Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.
Лексическое значение вспомогательной части включает:
  1. Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин);
На бровях и ресницах сразу начал таять снег. Антоненко не стал
вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий);
Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
  1. Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными. Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое знАшние: Без личного труда человек не может идти
вперед, не может оставаться на одном месте... (Ушинский);
Ах, если б_ вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу
и не могу (Светлов).
Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.
Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.
Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым
днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов); Я любил шум_ леса, заппх_ мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль^ болот, треск_ крыльев дикой птицы, вьістрельї, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить (Грин).
В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.
От составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетания, включающие в свой состав инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства цели.
Инфинитив, выполняющий роль дополнения, называют «объектным», так как он обозначает действие другого лица (не «субъекта» спрягаемой глагольной формы): советовал искать, просил беречь и т. д.: Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий);
Комбату приказали в этот день взять^ высоту (Львов); Не
позволю в своем присутствии плохо отзываться_ о жизни, за
Вспомогательная часть включает:
  1. глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная
обязанность каждого человека (Из Программы КПСС); Книга -
ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без
счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо
неяркое (Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только
у бесцветных людей... (Чернышевский); Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл
и силу все прочие блага и радости жизни (Леонов);
  1. глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от
первого снега (Пушкин); Маленький Ваня со временем станет
Иваном Ивановичем... (Дубов); Алмазами казались солнца блики
(Ахматова); На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым, с основными
началами той культуры, на смену которой она приходила (Брюсов); Независимо от всех этих трагических внутренних переживаний Блок, во все периоды своего творчества, оставался истинным поэтом и подлинным художником (Брюсов);
  1. глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).
Примечание. В составном глагольном сказуемом первый компонент называется вспомогательным глаголом, так как он полностью сохраняет свое лексическое значение; в составном именном сказуемом - глаголом-связкой, так как в нем ослаблено лексическое значение. Провести четкую границу между вспомогательными глаголами и глаголами-связками трудно, так как и те и другие обслуживают грамматические значения предложения в целом и сказуемого в частности и сохраняют основные свойства глагола, его грамматические категории: наклонение, время, вид и др.
И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была
темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой); Деревья
стояли в снегу - два дня назад была сильная метель (Проскурин);
На месте, где недавно стояла флотилия, гуляла ледяная волна (П а у-
стовский). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу - были в снегу, гуляла волна - была волна и т. д.).
Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была
темная, осенняя, дождливая, ветреная; Стояли деревья в снегу ¦- два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т. д.).
Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в поЛнбй и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д.
Дополним данные выше примеры следующими: Я в Братске с людьми Проводил вечера. Богаты товарищи Ширью души. Беседы
сердечны, Умны, хороши. Дружны эти люди, Уютен их дом (Безыменский); Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковших деревьев (Соколов-Микитов); Он был мастером на все руки (Дубов).
В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто
это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство?
Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.
Примечания: 1. В некоторых случаях краткие и полные формы прилагательных расходятся в лексических значениях (Девушка очень хороша и Девушка очень хорошая), в валентных свойствах (Жизнь богата событиями и Жизнь богатая) и т. д. Поэтому не во всех случаях краткие формы могут быть заменены полными и наоборот: Здесь у нас в районе, песнями богатом, Девушки уж больно хороши (Фатьянов); ...Во всяком случае жизнь у
нас богатая! (Коптяева).
2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь
как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой); Волк не пастух (Пословица).

Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, содержащее: вспомогательную часть, в роли которой выступает вспомогательный глагол (спрягаемая форма), выражающий грамматическое значение сказуемого (наклонение, время), и основную часть - неопределенную форму глагола, которая выражает его значение с лексической стороны. Вот и получается такая формула: + инфинитив = СГС.

Условия сочетания спрягаемого глагола с инфинитивом

Поскольку не каждая комбинация из спрягаемого глагола и инфинитива выражается составным глагольным сказуемым, оно должно выполнять следующие два условия:

  • Вспомогательная часть должна быть лексически неполнозначной. Это означает, что без инфинитива одного вспомогательного глагола недостаточно для того чтобы понять смысл предложения. Например: я хотел - что делать?; я начинаю - что делать? Бывают и исключения: если глагол в сочетании «глагол + инфинитив» знаменательный, то идет речь о из чего следует, что инфинитив выступает второстепенным членом предложения. Например: "Руслан пришел (с какой целью?) поужинать".
  • Действие инфинитива обязательно должно иметь отношение к подлежащему, еще его называют субъектным инфинитивом. В ином случае, т. е. если действие инфинитива имеет отношение к другому члену предложения (имеется в виду, что инфинитив объектный), то данный инфинитив не является частью сказуемого, а выступает второстепенным членом. Для сравнения: 1) Он хочет петь. В данном примере составное глагольное сказуемое выражается глагольным сочетанием - хочу петь. Получается следующее, хочет - он, будет петь - он. 2) Я попросил его спеть. Данное предложение содержит простое глагольное сказуемое - попросил и дополнение - спеть. То есть попросил - я, а будет петь - он.

Вспомогательный глагол. Его значение

У вспомогательного глагола могут быть такие значения:

  • Фазовое - обозначает начало, продолжение, окончание действия. Это значение могут носить такие типичные глаголы: стать, пуститься, начать, продолжать, остаться, кончить, прекратить, бросить, перестать и другие.
  • Модальное - обозначает необходимость, желательность, предрасположенность, способность, эмоциональную оценку действия и т. д. Это значение могут иметь следующие глаголы и фразеологизмы: уметь, хотеть, мочь, желать, намереваться, отказаться, стараться, пытаться, рассчитывать, ухитриться, суметь, стараться, предполагать, спешить, привыкнуть, стесняться, любить, терпеть, ненавидеть, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, гореть желанием, задаться целью, иметь намерение, иметь честь, иметь привычку, дать обещание и др.

Предложения с составным глагольным сказуемым:

  • Она стала готовиться к переезду. Она продолжала готовиться к переезду. Дмитрий бросил курить. Они опять начали рассуждать о тяготах современной жизни.
  • Он умеет петь. Он хочет петь. Он боится петь. Он любит петь. Он стыдится петь. Он рассчитывает спеть эту песню.

Составное глагольное сказуемое. Примеры способов его выражения

Данное сказуемое можно выразить:

Связки в составном глагольном сказуемом

Ранее мы ознакомились, какие значения может иметь вспомогательная часть, а теперь рассмотрим, какие еще могут быть связки в глагольном сказуемом:

  • Краткие прилагательные, выполняющие роль вспомогательных глаголов. Они обязательно употребляются со связкой - глаголом быть: Они должны были повернуть через два километра налево.
  • Слова состояния, имеющие значение возможности, необходимости, желательности: Надо расширять свои знания. Надо учиться языку.
  • Слова, которые выражают эмоциональную оценку действия, которое названо инфинитивом, а именно: весело, грустно, противно, горько и др. Например, в летние дни хорошо бродить по березовой роще.

Простое и составное глагольное сказуемое. Основное отличие

Каждое сказуемое в обязательном порядке несет такие две нагрузки:

  • грамматическую, которая указывает время, число, наклонение, род, лицо;
  • смысловую, которая называет действие;

Но что касается простого сказуемого, то оно легко может справиться с обеими нагрузками при помощи одного глагола. А в глагольном сказуемом два слова делят эти нагрузки между собой. К примеру:

  • грамматическую и смысловую нагрузку несет глагол, выраженный в одном из наклонений: играю;
  • грамматическую смысловую нагрузку несет вспомогательный глагол - начал, а смысловую нагрузку несет инфинитив - играть.

Как разобрать сказуемое?

Во-первых, необходимо указать тип имеющегося сказуемого. И, во-вторых, обозначить субъектный инфинитив, которым выражена основная его часть, значение вспомогательной части (модальное, фазовое), форму глагола, которой выражена вспомогательная часть.

Старуха опять пустилась стонать.

Составное глагольное сказуемое - пустилась стонать. Стонать - это основная часть, выраженная субъектным инфинитивом. Пустилась - вспомогательная часть, имеющая фазовое значение, а также выраженная в изъявительном наклонении.

Глагольное и именное сказуемые. Основное отличие

Как и составное глагольное, именное сказуемое содержит две составляющие:

  • связку (глагол в спрягаемой форме) - вспомогательную часть, которая предназначена для выражения грамматического значения (наклонения, времени);
  • именную часть (имя или наречие) - основную часть, выражающую лексическое значение.

Приведем примеры с именным сказуемым: она стала врачом, она была врачом, она была больна, она была больной, она пришла первой.

Ознакомившись с составляющими именного сказуемого, можно их сравнить с составляющими глагольного сказуемого. Итак, что именное, что глагольное сказуемое содержат две составляющие. Общая черта заключается в том, что и в первом, и во втором случае вспомогательной частью глагола выступает спрягаемая форма глагола. А вот что касается основной части, то в глагольном сказуемом ею выступает инфинитив, а в именном - имя существительное или наречие.

Осложнение глагольного сказуемого

Глагольное сказуемое может усложняться сочетанием:

  • двух глаголов;
  • глагола совместно с различными частицами.

Рассмотрим примеры осложнения глагольного сказуемого. Оно может происходить за счет:

Нетипичные случаи построения глагольного сказуемого

Такой особый тип глагольного сказуемого может быть представлен в тех предложениях, где главные члены выражены глаголами неопределенной формы. Вспомогательная часть такого сказуемого является нетипичной для составного глагольного, поскольку она представляется глаголом-связкой "быть", встречающимся в составных именных сказуемых. Если в настоящем времени, то связка "быть" опускается (волков боишься - в лес не ходи). Также, кроме глагола "быть", вспомогательную часть может представлять глагол "значить" (не придешь - значит обидишь).

Кроме этого, в качестве вспомогательной части глагольного сказуемого могут выступать глагол-связка "быть" (нулевой формы в настоящем времени) и "готов", "обязан", "рад", "намерен", "способен", "должен", также наречия и существительные, несущие модальное значение (был готов подождать).

Подведем итоги

В первую очередь нужно различать простое и составное глагольные сказуемые. Мы уже знаем, чем они отличаются, поэтому приведем для закрепления темы «Составное глагольное сказуемое» примеры предложений с ними.

  • Останемся еще на недельку. Останемся - простое сказуемое.
  • Я не хочу тебя обидеть. Не хочу обидеть - составное сказуемое.

Также очень легко различать составное именное и составное глагольное сказуемое. Предложения с ними имеют абсолютно разный смысловой оттенок, поскольку выражаются эти сказуемые различными членами предложения. Для закрепления материала приведем сравнение:

  • Она должна обучаться. Должна обучаться - составное глагольное сказуемое.
  • Погода была плохая. Была плохая - именное сказуемое.

В составном именном сказуемом функции компонен­тов четко разделены: основной (именной) компонент вы­ражает только вещественное содержание сказуемого, а вспомогательный компонент (связка) - только граммати­ческие значения. Связка представляет собой спрягаемую форму неполнозначного глагола. Ее лексическое значение грамматизуется, т. е. используется для выражения синтак­сического значения. Формальные показатели служат опо­рой грамматических значений наклонения, времени, а также выражают зависимость сказуемого от подлежаще­го (День был солнечный ) .

Лексическое значение глагола-связки, преобразован­ное в составе сказуемого, служит для передачи модаль­ной оценки отношения признака к субъекту. Это отноше­ние может оцениваться как фактически существую­щее (модальное значение констатации) - связки быть, являться, оставаться и др. [Взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика (Пауст.)]; как воз­никающее - связки становиться, стать, делаться и др. [Брат становился непонятней (М. Г.)];как кажуще­еся, возможное - связки казаться, представляться и др. [После Ялты с её пышной набережной Алушта пока­залась мне скучной (Пауст.)]. Могут выражаться и неко­торые другие модальные значения.

Основной компонент - именная часть составного ска­зуемого - может быть представлен словом или сло­восочетанием. Именная часть может выражаться специализированными формами - это краткие качествен­ные прилагательные, полные прилагательные, существительные в именительном или творительном падеже. Фор­ма падежа диктуется связкой. При нулевой форме настоя­щего времени связки быть может быть употреблен только именительный падеж; например: Сосна - дерево; Я - сту­дент; Ночь тёмная; Улица - моя, дома - мои (М.). С формами прошедшего и будущего времени этой связки употребляются и именительный, и творительный падеж (ср.: Отец мой был слесарь - Отец мой был слесарем; День был солнечный - День был солнечным). Со всеми другими связками в современном русском языке употреб­ляется только творительный падеж [Комната с портретом Гарибальди покажется слабо освещенной каютой, зате­рянной в океане непроглядной ночи (Пауст.)].

В роли именной части сказуемого могут быть различ­ные предложно-падежные формы существительных. Они сохраняют те значения, которые сложились в словосоче­тании, где данные формы выполняют определительную функцию (ср.: лодка без паруса - Лодка оказалась без паруса; дом с мезонином - Дом был с мезонином и т. п.).

Расширяется употребление в сказуемом таких предложно-падежных форм, которые заимствуются из глагольных словосочетаний и сохраняют оттенки объектного или об­стоятельственного значения; например: Стрельба была по невидимой цели... (А. Н. Т.);Первые мои записи были о лесах (Пауст.); - Ты посмотри: все драмы, все романы - из ревности (М. Г.).

Некоторые предложно-падежные формы выражают преимущественно состояние: это предложный падеж с предлогом в, а также устойчивые сочетания со значением состояния; например: Арапов был в восторге (Купр.); Я был как в тумане (Пауст.); Революция была не за го­рами (Дан.); Весь город был на ногах (Пауст.).

Наконец, основной компонент может быть выражен неизменяемыми словами - наречием или инфинитивом. Однако большинству наречий эта функция не свойствен­на, поэтому в составе сказуемого употребляется только небольшая группа наречий со значением состояния (на­чеку, навеселе, наготове, нараспашку, всмятку, навыкате и др.); например: Кавалерист был тоже навеселе, но в другом виде (Л. Т.); С тех пор при встречах с Федей я был настороже (Пауст.).

Инфинитив в составном сказуемом выражает оценоч­ное значение благодаря соотношению с подлежащим, имеющим определенную семантику - «назначения» (цель, задача, назначение и пр.) или «деятельности» (де­ло, занятие, работа и пр.); например: Дело художника - рождать радость (Пауст.).

Словосочетания в роли основного компонента функ­ционально нечленимы: главное слово не обладает полно­той вещественного значения, оно выражает отношение к связке, а зависимое содержит вещественное значение ска­зуемого (Петя - весёлый мальчик). Употребляются сло­восочетания различного состава и формы (Мужчина был высокого роста; Девочка была с голубыми глазами; Ком­ната оказалась с тремя окнами и др.). Продуктивными являются формы сказуемого, основной компонент кото­рого содержит сочетание существительного и прилага­тельного, причем существительное обозначает родовое понятие по отношению к видовому, названному в подле­жащем [Заплатин был рассудительный человек (М.-С.)].Широко употребляются в составном сказуемом также словосочетания со значением состояния, образуемые су­ществительными состояние, положение в предложном па­деже с предлогом в и согласованными с ними прилага­тельными [Я тогда, сами представляете, был в трудном состоянии (Пауст.)].

Осложненные формы составного именного ска­зуемого строятся на базе основных и отличаются от них добавочными грамматическими значениями. Вспомога­тельный компонент (связка) осложняется спрягаемыми фазисными или модальными глаголами (или соответст­вующими сочетаниями слов).

Фазисные глаголы указывают на начало, продолже­ние или прекращение обладания признаком; например: Под конец мечта дойти до линии фронта начала казать­ся им несбыточной (Сим.); Вообще Лоскутов для Прива­лова продолжал оставаться загадкой (М.-С).

Модальные глаголы вносят в именное сказуемое до­бавочное значение оценки факта обладания признаком; например: ...Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо (Ч.);Привалов боялся сделаться пристрастным даже к доктору (М.-С.). Сказуемое может быть осложнено двумя модальными глаголами с различ­ным значением [- После этого всякий может надеяться быть моим зятем (Т.)]. В этом случае собственно связка употребляется в форме инфинитива; она не выражает грамматических значений времени и наклонения (они за­ключены в осложняющем глаголе), но сохраняет модаль­ную оценку отнесенности признака к субъекту. Таким об­разом, в осложненных формах сталкиваются два модаль­ных значения: модальное значение связки представляет собой оценку, исходящую от говорящего, а модальное значение осложняющего глагола - отношение субъекта к обладанию признаком, направленное на связку [Я уже не боялся быть и казаться чувствительным (Ч.)].

Составное глагольное сказуемое

В основных формах составного глагольного сказуемого вспомогательный компонент выражает одно из значений - модальное или фазисное. Грамматический характер этих значений проявляется также в сочетаемости с основным компонентом - инфинитивом. Он не имеет лексических ограничений, то есть соответствующими формами модальных и фазисных глаголов могут сочетаться любые полнозначные глаголы в инфинитиве.

Специализированные формы составного глагольного сказуемого представляют собой сочетание основного компонента - инфинитива - со вспомогательным, который выражен спрягаемыми формами фазисного или модального глагола.

Фазисные глаголы указывают на момент начала протекания действия, выраженного основным компонентом, и, таким образом, не осознаются самостоятельно. Они как бы сливаются с инфинитивом, играя при нем роль своеобразного показателя момента протекания действия (начало, продолжение, конец). Благодаря этому конструкция сказуемого обладает целостностью: оба глагола взаимно дополняют друг друга.

Слитность компонентов сказуемого проявляется и в выражении видовых значений и оттенков. Основной компонент сочетается с фазисными глаголами только в форме несовершенного вида.

Отец сызмальства начал по тайге с собой таскать.

Иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать.

И тут - незаметно для себя - начинали слегка врать друг другу.

Шурыгин, прекрати своевольничать!

Глагол продолжать употребляется в составном глагольном сказуемом только в форме несовершенного вида: значение предельности формы совершенного вида несовместимо с функцией этого глагола в инфинитиве - выражать продолжение, то есть протекание действия:

Максим погасил о подошву цигарку и с интересом продолжал слушать.

Особое положение в составном глагольном сказуемом с фазисным значением занимают конструкции, в которых вспомогательный компонент выражен спрягаемыми формами глагола стать. По своему употреблению в составном глагольном сказуемом этот глагол отличается от собственно фазисных глаголов.

Иногда глагол стать может восприниматься как фазисный глагол со значением начала действия:

Я стал потихоньку снимать с чердака книги, украденные раньше в школьном шкафу.

В войну, с самого ее начала, больше всего стали терзать нас, ребятишек, две беды: голод и холод.

Митька стал подавать признаки жизни.

В других случаях глагол стать указывает на сам факт наличия действия:

Филипп стал думать про свою жизнь.

И эта глубокая тихая ненависть тоже стала жить в ней постоянно.

Я стал думать, что я опять не отдал должок Кольке Быстрову, чтоб не думать про Вия.

Санька был совершенно трезв, поэтому милицию вызывать не стали.

Ввиду крайней отвлеченности и неопределенности лексического значения глагола стать в составном глагольном сказуемом его роль сводится главным образом, к выражению общих грамматических значений наклонения, времени и отнесенности действия, выраженного основным компонентом, к субъекту.

Несмотря на указанные отличия глагола стать от фазисных глаголов, формы составного глагольного сказуемого, включающие данный глагол, по основным грамматическим свойствам близки к конструкциям с фазисными глаголами: во-первых, инфинитив сочетается со спрягаемыми формами стать только в несовершенном виде; во-вторых, форма составного глагольного сказуемого с глаголом стать характеризуется «слитностью», тесной спаянностью компонентов, выражающих действие, оформленное всеми основными грамматическими значениями.

Таким образом, составное глагольное сказуемое со спрягаемыми формами стать примыкает к конструкциям с фазисными глаголами, хотя сам глагол стать не имеет отчётливого фазисного значения.

Модальные глаголы выражают модальную оценку действия, название которого заключено в основном компоненте - инфинитиве.

В составном глагольном сказуемом с модальными глаголами не обнаруживается той слитности значения, которая характеризует конструкции с фазисными глаголами. Модальные глаголы сохраняют самостоятельность своего содержания, они не указывают на момент протекания основного действия, не содержат видовой характеристики этого действия. В этом и нет надобности, так как с модальными глаголами инфинитив сочетается в двух видовых формах.

Лекант П.А. выделяет восемь основных типов модальных значений вспомогательного компонента, выражаемых модальными глаголами:

Долженствование (должен, обязан, принужден и т.д.);

Чего же мы решили, что добро должно победить зло?

Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной.

Возможность (мочь, уметь, успеть и др.);

А Никитич может рассуждать таким манером хоть всю ночь - только развесь уши.

Разве годы могут старить человека?

Федор сгоряча не мог сразу придумать, что бы такое посулить.

В остальное односельчане никак не могли поверить.

Волеизъявление (хотеть, желать, мечтать и т.д.);

Жара жарой, но еще смертельно хочется спать.

Хочу деревню подобрать на жительство.

Только парню не хотелось слушать.

С оттенком готовности, решимости совершить действие (решить, надумать, собраться и др.);

Решил не ждать милиции.

Люди заметили это, и никто не решался заговорить с ним в это время.

С оттенком приступа к действию, попытки совершить действие (пробовать, пытаться, стараться и др.);

Мы пошли за ними и тоже старались не смотреть на самолет: нельзя было показать, что мы - действительно такая уж совсем непролазная «деревня».

С оттенком согласия или «разрешения себе» совершить действие (согласиться, взяться и др.);

Вот скажи мне сейчас: разрешаем вам ремонтировать талицкую церковь.

Субъективно-эмоциональная оценка (любить, предпочитать, пристраститься и др.);

Вообще-то мне тоже нравится ехать.

Ну, навес какой-нибудь, завозня там - я построгать люблю в свободное время.

Оценка обычности действия (привыкнуть, научиться, приспособиться.

Потом я наловчился воровать книги из школьного книжного шкафа.

Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день.

В рассмотренных типах модальных значений раскрывается общее понятие модальной оценки действия, отношений между субъектом и действием, - оценки, которая представляет собой обязательное грамматическое значение, выражающееся вспомогательные компонентом специализированных форм составного глагольного сказуемого. Это значение накладывается на общее грамматическое значение сказуемого.

В составном глагольном сказуемом среди неспециализированных форм выделяются две разновидности - формы синтетические и аналитические.

В синтетических формах вспомогательный компонент представлен в основном или глагольными фразеологизмами, или описательными глагольными оборотами.

Глагольные фразеологизмы выражают те же модальные значения, что и соответствующие модальные глаголы в специализированных формах. В выражении модального значения участвует весь состав глагольного фразеологизма. Общее грамматическое значение сказуемого выражается формальными показателями спрягаемого глагольного члена фразеологизма. Поскольку модальное значение свойственно фразеологизму в целом, то нужно считать, что выражение общих грамматических значений и модальных не распределяется между компонентами фразеологизма, т.е. осуществляется синтетически.

Уже ж посулился, нет, давай душу теперь травить!

Эдак, Ванечка, можно все царство небесное проспать.

А его, по-хорошему - то гнать бы надо в три шеи.

А я просто рыдай за тебя, пришел от души поздравить.

Ему страсть как захотелось посмотреть на избу.

В аналитических неспециализированных формах составного глагольного сказуемого вспомогательный компонент имеет двучленную структуру. Он состоит из связки и полнозначного слова из класса имен; каждый из членов выполняет свою функцию. Связка в спрягаемой форме выражает основное грамматическое значение сказуемого (значение настоящего времени изъявительного наклонения обнаруживается в нулевой форме связки быть). Именной член выражает модальное значение. Таким образом, в аналитических формах грамматические значения вспомогательного компонента выражаются раздельно. Однако аналитическая конструкция в целом функционально адекватна спрягаемому модальному глаголу (был согласен уехать - согласился уехать).

Именной член вспомогательного компонента может быть согласуемым - это формы кратких прилагательных или причастий (рад, готов, горазд, вынужден, согласен и др.)

Бронька некоторое время молчит, готов заплакать, завыть, рвануть на груди рубаху.

Он готов был плакать.

Аналитические конструкции вспомогательного компонента, хотя в принципе и дублируют основные модальные значения спрягаемых глаголов, могут в деталях отличаться от них как некоторыми оттенками, так и стилистической окраской. Некоторые аналитические конструкции не соотносительны по значению с модальными глаголами (должен был, рад был, вынужден был и др.)

Все отмеченные конструкции основных форм составного глагольного сказуемого имеют существенную общую черту - выражение одного из специфических грамматических значений, фазисного или модального, - а различаются способами передачи данных значений, средствами выражения вспомогательного компонента.

Осложненные формы составного глагольного сказуемого

В осложненных формах составного глагольного сказуемого выражается не одно, а два грамматических значения фазисного или модального типа. Это означает, что в состав осложнённой формы входят кроме основного, вещественного инфинитивного компонента, по меньшей мере, две единицы вспомогательного характера. Грамматическое осложнение составного глагольного сказуемого осуществляется за счет вспомогательного компонента.

Осложнение составного глагольного сказуемого заключается в добавочном выражении грамматического значения, специфического для вспомогательного компонента, т.е. модального или фазисного. Устранение осложняющего компонента ведет к утрате добавочного грамматического значения, но не затрагивает вещественного значения сказуемого.

Какую бы сложную структуру ни приобретало составное глагольное сказуемое, сколько бы грамматических значений модального или фазисного типа в нем ни выражалось, остается незыблемой основа грамматической формы данного структурного подтипа сказуемого - его принципиальная двучленность, двухкомпонентность. Осложнение происходит за счет вспомогательного компонента, который приобретает добавочное значение, но сохраняет неизменной основную функцию - выражение грамматических значений модальности, времени и отнесенности предикативного признака к субъекту. Грамматическое осложнение не касается основного компонента - инфинитива полнозначного глагола.

Основной компонент составного глагольного сказуемого может получать только лексическое осложнение - за счет инфинитива второго полнозначного глагола. Два инфинитива полнозначных глаголов, не связанные объектными или целевыми отношениями, могут входить в составное глагольное сказуемое лишь при условии, что они обозначают сопутствующие действия, значение сказуемого не меняется.

Таким образом, грамматическое осложнение составного глагольного сказуемого происходит только за счет вспомогательного компонента. Этот вид сказуемого выделяют не все ученые.

Девочка вера стала ложиться спать.

Составное именное сказуемое.

Инфинитив в функции именной части не утрачивает своего категориального значения. Оценочное, характеризующее значение инфинитив в составе сказуемого приобретает благодаря соотношению с подлежащим, представленным определенными разрядами существительных. Инфинитив употребляется в сказуемом при подлежащем - существительном с модально-оценочным значением (цель, задача, назначение, счастье, наслаждение и др.) или с общим значением деятельности (дело, занятие, работа и др.).

Между подлежащим и сказуемым устанавливаются отношения отождествления:

Если бы все начать сначала!

Осложненные формы составного именного сказуемого

Осложненные формы составного именного сказуемого строятся на базе основных форм и отличаются от них добавочными грамматическими значениями.

Осложнение форм составного именного сказуемого достигается с помощью глаголов (или других форм, в частности аналитических), употребляемых в качестве вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого. Эти осложняющие средства вносят в составное именное сказуемое соответствующие грамматические значения - фазисные и модальные.

Она хочет быть похожей на маму.

Сашку затрясло, но он собрал все силы и хотел быть спокойным.

Лежу и стараюсь повеселей думать об этом.

А шофер, Миколай Игринев, годок мне, и так уж старается поровней ехать, медлить шибко тоже нельзя: отступаем.

Филипп привык утрами проделывать этот путь - от дома до парома, совершал его бездумно.

Обобщенное значение сменной части, выраженное инфинитивом, ориентируется на значение специализированных форм существительных - именительного и творительного падежей существительного в составе сказуемого. Однако говорить о дублировании указанного значения нет основания. Инфинитив обозначает не предмет, а действие вне его протекания и вне отношения к субъекту.

Осложненные формы сохраняют основные структурные особенности составного именного сказуемого: функциональное размежевание основного и вспомогательного компонентов, средства и формы выражения именной части. Осложнение затрагивает только вспомогательный компонент, и его следствием является выражение одного или нескольких добавочных грамматических значений.