Лингвистический энциклопедический словарь

Правило, определяющее условия, время и распространенность того или другого фонетического изменения (см.) или группы однородных фонетических изменений в каком-либо языке. Т. к. фонетические изменения не стоят в зависимости от значения тех слов, в которых они наблюдаются, то ясно, что при наличии одинаковых фонетических условий в одном и том же говоре и в одно и то же время мы должны ждать и одинаковых фонетических изменений, т.-е., что Ф. З., если он формулирован верно, не допускает исключений, распространяясь в данную эпоху и в данном говоре на все слова, представляющие те же фонетические условия. Например, общеславянское о носовое в русском яз. во всех словах, где было, изменилось в у , предударное о старое в русском литературном произношении во всех словах изменилось в а и т. д. Если в действительности мы часто наблюдаем кажущиеся исключения из того или другого Ф. З., то это объясняется 1. или действием аналогии: идёте с о (буква ё) вм. е - по аналогии с идём, где о (буква ё) фонетически перед твердым звуком; 2. или действием другого Ф. З., ср. старо-славянские суси «сухие» и сушити со звуками с и ш перед и из х в силу действия разных фонетических законов; 3. или заимствованием из другого языка или говора того же языка: в русских словах небо , крест е перед твердыми не перешло в о (ё), п. ч. это - церковно-славянские слова (ср. нёбо в другом значении и народное хрёст ), слова тёща и лепёшка с одной стороны и лещ и головешка с другой взяты из разных русских говоров. При этом надо заметить, что все факты, противоречащие тому или другому Ф. З. какого-либо языка, могут явиться лишь после прекращения действия этого закона (в приведенных примерах - после прекращения действия Ф. З. об изменении е в о перед твердыми).

Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Смотреть что такое "Фонетический закон" в других словарях:

    Фонетический закон - ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН, или звуковой закон. Правило, определяющее условия, время и распространенность того или другого фонетического изменения (см.) или группы однородных фонетических изменений в каком либо языке. Т. к. фонетические изменения не… … Словарь литературных терминов

    Регулярность фонетических соответствий, регулярное и взаимосвязанное фонетическое изменение. Закон падения глухих в определенную эпоху развития русского языка. Закон оглушения шумных звонких согласных на конце слова. Закон ассимиляции согласных… … Словарь лингвистических терминов

    Формула регулярного изменения одного звука в другой регулярного соответствия между двумя диалектами одного языка либо между двумя следующими друг за другом синхронными состояниями языка) Изменение звука в другой звук констатируется при трех… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

    фонетический закон - См.: звуковой закон …

    фонетический закон - , или звуковой закон. Правило, определяющее условия, время и распространенность того или другого фонетического изменения (см.) или группы однородных фонетических изменений в каком либо языке. Т. к. фонетические изменения не стоят в зависимости … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    звуковой закон (фонетический закон) - Изменение звуков по определенным правилам, формула звуковых соответствий или переходов, свойственная тому или иному языку или группе родственных языков. Закон каждого отдельного языка – это закон, определяющий тот или иной фонетический процесс.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова

    Закон Мейе фонетический закон, открытый А.Мейе и актуальный для праславянского языка. Формулируется следующим образом: праиндоевропейские палатальные согласные не переходили в сибилянт в том случае, если в корне есть s. Исключения… … Википедия

    Закон Зибса фонетический закон, открытый немецким лингвистом Т. Зибсом и актуальный для праиндоевропейского языка. Согласно этому закону, если s mobile прибавлялось к корню, начинающемуся со звонкого или звонкого придыхательного смычного,… … Википедия

    Закон Остгофа индоевропейский фонетический закон, согласно которому, долгие гласные сокращались перед сочетанием сонорного и смычного согласных. Закон был так назван в честь индоевропеиста Германа Остгофа, впервые его сформулировавшего.… … Википедия

Книги

  • Индоевропейское именное словообразование , Эмиль Бенвенист. В книге известного французского лингвиста Эмиля Бенвениста, принадлежащего младшему поколению школы Антуана Мейе, исследуются основные проблемы индоевропейского именного словообразования.…

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени. Эти изменения могут быть двух видов – комбинаторные и позиционные. Комбинаторные – это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки могут находиться в непосредственном соседстве друг с другом. Например: отдых [о´дых] под воздействием [д] изменяется соседний [т], в слове сшить [шыт´] звук [ш] оказывает воздействие на соседний [c].

Воздействовать друг на друга могут звуки, которые находятся на расстоянии друг от друга. Например, в просторечном произношении колидор происходит расподобление двух звуков [р], расположенных на расстоянии друг от друга.

Позиционные изменения – это изменения звуков, обусловленных их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Например, позицией в конце слова или под ударением.

К комбинаторным изменениям относятся: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, гаплология, фузия, метатеза. К позиционным относятся редукция гласных и оглушение согласных в конце слова.

Редукция гласных (от латинского reductio – сокращение, уменьшение) – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное сокращением длительности гласных и ослаблением напряженности. Различают качественную и количественную редукции. Количественная редукция – это уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью. Количественной редукции подвергается [у] в безударном положении.

Качественная редукция – это редукция, связанная с изменением артикуляционных характеристик гласного в связи с сокращением его длительности. Качественной редукции подвергаются все гласные, кроме [у], в безударном положении. Говорят, что редуцированные гласные – это звуки с недовыполненной артикуляцией. Например, при произношении гласного [а] в безударном положении язык не достигает максимально низкого положения, свойственного этому звуку под ударением. Иногда редукция может привести к полному исчезновению звука, как в словах проволока [про´вълкъ], сутолока [су´тълкъ]. Примеры качественной редукции гласных: перевоз [п´ьр´и э вос], барабан [бър^бан], параплан [пър^план].



К позиционным изменениям согласных относится оглушение в конце слова. Вместо звонких согласных выступают их глухие пары: бровь [ф´´], глаз [c], рожь [ш], пруд [т]. В конце слова оглушаются и сонорные: они звучат более приглушенно: корабль [л´], Петр [р], театр [р].

К комбинаторным изменениям в области согласных относится прежде всего ассимиляция (от латинского assimilatio – ‘уподобление’) – это уподобление, полное или частичное, звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит между звуками одного типа – гласными или согласными. Различаются ассимиляцию по звонкости-глухости, твердости-мягкости, по месту образования. Суть этого процесса проследим на примерах.

1) ассимиляция по звонкости-глухости: книжка [кн´и´шкъ], просьба [про´з´бъ].

2) ассимиляция по твердости-мягкости: снег [с´н´эк], честь [чэс´т´].

3) ассимиляция по месту образования: сжить [жыт´], высший [вышыj].

Диссимиляция (от латинского dissimilation ‘расподобление’) – это расподобление звуков, а именно: звуки, совпадающие по каким-либо признакам, начинают различаться по этим признакам. Например, во многих говорах взрывной [к] перед взрывными [п], [т], [к] изменился в щелевой [х]: кто [хто], мягкий [м´ахк´иj], легкий [л´охк´иj]. Диссимиляция происходит в слове что , на месте двух смычных [ч] и [т] произносится сочетание щелевого и смычного [шт]. Диссимиляцией объясняется произношение сочетания [шн] на месте сочетания двух смычных [чн] в словах конечно, скучно, скворечник, яичница. Хотя во многих словах наблюдается тенденция произносить сочетание двух смычных без изменения. Диссимиляцией вызвано просторечное произношение в словах ас[в]альт, бо[н]ба, тра[н]вай.

Диереза – это выпадение звуков. Так, перестали произноситься зубные [т] и [д] в целом ряде сочетаний [стн], [здн], [стс], [стц], [здц], [нтц], [ндц] честный, грустный, поздниц, альпинистский, шотландцы, сердце, праздничный.

Противоположный ему процесс называется эпентеза – это вставка звуков. Вставляться могут гласные между двумя согласными. Так, современные слова огонь и уголь возникли из древнерусских ОГНЬ, УГЛЬ. В просторечном произношении могут вставляться согласные [j], [в] между гласными. Например, скорпиен, шпиен, Ларивон, радиво, какаво.

Протеза – это появление звука в начале слова. Протетическим является [в] в слове восемь . Достаточно сравнить это слово с однокоренными словами осьмушка, осьмины, осьмнадцать . В диалектах протетическим является [в] в словах вутка, вострый . Протетическим может быть гласный звук. Так, в диалектном произношении аржаной, альняной звук [а] является протетическим.

Метатеза – это перестановка звуков. В результате метатезы появились такие слова, как ладонь , которое восходит к древнерусскому ДОЛОНЬ и однокоренному старославянскому ДЛАНЬ. В результате метатезы возникло слово ведьмедь, распространенное в диалектах. Сравните с литературным медведь .

Гаплология (от греческого χάπλος – ‘простой’ и λογος – ‘слово’) – это упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов. Так, слово минералогия возникло из слова минералология после выпадения одного из слогов ло. Слово знаменосец возникло из слова знаменоносец , когда был утрачен один из слогов но . В результате гаплологии возникло слова трагикомедия ← трагикокомедия, лермонтовед ← лермонтововед .

Фузия (от латинского fusio - ‘сплавление’) – это фонетически обусловленное проникновение контактирующих морфем, при котором затруднительным становится проведение границ между аффиксами. Фузия происходит на стыке двух морфем, например на стыке окончания глагола и постфикса –ся дерется [д и э роцъ]. В транскрипции выделение морфем затруднительно. Произношение звука [ц] на месте сочетания [тс] на стыке морфем возникает в результате фузии.

Аккомодация (от латинского accomodatio – ‘приспособление’) – это процесс приспособления артикуляции согласного звука к артикуляции гласного и наоборот. Аккомодация происходит между звуками разных типов. Результатом аккомодации является, например, огубление согласных перед огубленными гласными [р°ука¢].

В результате аккомодации звук [и] переходит в [ы] после твердых согласных игра – розыгрыш, идейный – безыдейный, искровый – безыскровый, Ира – к Ире [кырь].

Результатом аккомодации является приспособление артикуляции гласных, кроме [и], к артикуляции мягкий согласных в позиции под ударением. Под влиянием мягких согласных у гласных появляется i-образный призвук, то есть они становятся несколько продвинутыми вперед. более передними по ряду. В транскрипции аккомодация гласных под влиянием мягких согласных обозначается следующим образом: мал [мал], мял [м¢·ал], мать [ма·т¢], мять [м·а·т¢]. Гласные между двумя мягкими согласными становятся более узкими, напряженными, закрытыми.

Позиционные и комбинаторные изменения звуков ведут к возникновению чередования.

Твердость – мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается. По месту образования все согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные – это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами, либо губами и языком. Если активным органом является нижняя губа, а пассивным – верхняя, то такие согласные называются губно-губными . К ним относятся: [б]/[б´], [п]/[п´], [м]/[м´]. Губно-зубными называются согласные, у которых преграда создается нижней губой (активный орган) и верхними зубами (пассивный орган). К ним относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´].

В язычных согласных активным действующим органом является язык. Он может артикулировать к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.

К заднеязычным относятся звуки: [г]/[г´], [к]/[к´], [х]/[х´]. К среднеязычным – [j]. К переднеязычным - [т]/[т´], [д]/[д´], [с]/[с´], [з]/[з´], [н]/[н´], [л]/[л´], [ц]. В этом случае активным органом является язык, а пассивным – верхние зубы. К переднеязычным-альвеолярным, у которых активный орган – язык, а пассивный – альвеолы, относятся: [р]/[р´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [ч].

Способ образования – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие бывает трех родов: (1) узкая щель между сближенными органами речи, (2) полное смыкание органов речи, (3) дрожащий в потоке речи активный орган. Поэтому все согласные по способу образования делятся на щелевые (или фрикативные, их латинский аналог), смычные и дрожащие.

Щелевые образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих щель. Различают щелевые серединные и щелевые боковые. При артикуляции щелевых боковых воздух протекает по бокам ротовой полости, между боковыми частями языка. Так образуются согласные [л]/[л´]. К щелевым серединным относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´], [с]/[с´], [з]/[з´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [х]/[х´], [γ]/[γ´], [j].

При образовании смычных согласных течение воздушной струи по ротовой полости преграждает смычка. Есть момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки различают носовые, взрывные, аффрикаты и имплозивные согласные.

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, в результате чего воздух свободно проходит через носовую полость. Так образуются согласные [н]/[н´], [м]/[м´].

При образовании взрывных согласных сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом полное размыкание органов речи и прорыв воздушной струи с характерным шумом К взрывным относятся: [п]/[п´], [б]/[б´], [д]/[д´], [т]/[т´], [к]/[к´], [г]/[г´].

Аффрикаты , как и взрывные, вначале образуются при полном смыкании органов речи, однако на последней фазе органы речи не резко размыкаются, а образуют щель для выхода воздуха. Их еще называют смычно-щелевыми. К ним относятся [ч] и [ц]. Иногда в транскрипции они имеют иное обозначение, которое иллюстрирует их смычно-щелевой характер – [ч] как [т´ш´], а [ц] как [тс]. Следует помнить, что это один неоднородный звук, а не два разных звука. Сравните: произношение слов отсыпать и отцепить [^цып´ит´]\[^тсыпът´].

Некоторые ученые среди смычных согласных выделяют так называемые имплозивные . Они содержат только одну фазу смычки, у них нет второй фазы – размыкания, как у взрывных или аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными или аффрикатами. Например: отца [^тца´] имплозивным является согласный [т], так как содержит только фазу смычки.

Дрожащие (иначе вибранты) образуются путем вибрации (дрожания) кончика языка в выходящей струе воздуха. При этом происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами. Дрожащие несколько отличаются от смычных тем, что у последних смыкание активного и пассивного органов более длительное и плотное. К дрожащим относятся звуки [р], [р´].

По уровню шума согласные делятся на сонорные и шумные. К сонорным относятся [м], [м´], [л], [л´], [р], [р´], [н], [н´], [j]. Сонорные образуются при помощи голоса и незначительного шума, что с акустической точки зрения приближает их к гласным. Все остальные согласные относятся к шумным. Они образуются либо при помощи только шума [п], [п´], [т], [т´], [с], [с´], [к], [к´], [ф], [ф´]…, либо при помощи голоса и шума [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´]… В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных, все шумные делятся на звонкие и глухие. В образовании глухих согласных участвует только шум. К ним относятся: [к], [к´], [п], [п´], [с], [с´], [т], [т´],[ф], [ф´], [х], [х´], [ш], [ч], [ц], [ш´]. При образовании звонких шум преобладает над голосом. К ним относятся: [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´], [г], [г´], [ж]. Итак, схематично деление согласных по уровню голоса и шума можно представить так:

По звонкости-глухости согласные образуют пары: [б - п], [б´ - п´], [в -ф], [в´ - ф´], [г - к], [г´ - к´].[д - т], [д´ - т´], [з - с], [з´ - с´], [ж - ш].

Согласные [ч] и [ц] тоже имеют звонкие пары. Они возникают на месте этих звуков перед звонкими согласными. [ц] имеет пару [дз], а [ч] имеет пару [дж´]. Сравните: отец бы [^т´эдзбъ], дочь бы [до´дж´бъ]. Звук [γ] является звонким парным к согласному [х] в словах бухгалтер, оглох бы [^глоγбъ].

Сонорные согласные также имеют глухие пары, выступающие в конце слова после глухого согласного , , .

На твердые и мягкие все согласные делятся в зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную. Мягкие (или палатализованные) согласные образуются, если происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к мягкому небу. Этот процесс иначе называется палатализацией (от латинского palatum - небо). Звук [j] единственный в русском языке согласный, у которого подъем языка к небу является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его называют палатальным.

По твердости-мягкости согласные образуют пары. Например: [б -б´], [в - в´], [д - д´] … Обратим внимание на то. что мягкий [ж´] произносится в словах вожжи, дрожжи, визжать. Этот звук всегда долгий. Однако в данных словах допустимо произношение и твердого [ж].

В соответствии с 5 классификационными признаками составлена таблица классификации согласных звуков.

Классификация гласных звуков строится с учетом 3 основных признаков: (1) степень подъема языка, то есть степень его вертикального смещения, (2) ряд – степень продвинутости языка вперед или назад, (3) лабиализация – положение губ.

По степени подъема различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Верхняя и нижняя челюсть максимально сближены, создавая узкий раствор рта. Иначе гласные верхнего подъема называют узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена в крайнее нижнее положение. Создается широкий раствор рта. Такие гласные называются широкими.

По ряду гласные делятся на 3 группы. Основанием для классификации гласных по ряду является горизонтальное положение языка передней или задней части ротовой полости. Различают гласные переднего ряда [и], [э], при их артикуляции язык продвигается вперед; гласные среднего ряда – [ы], [а], при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта; гласные заднего ряда – [у], [о], при их образовании язык перемещается назад, а задняя часть языка поднимается к задней части неба.

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). Термины образованы от латинского слова labium – губа. При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной. Лабиализованными являются гласные [у], [о]. Причем у гласного [у] степень лабиализации больше. Все остальные русские гласные являются нелабиализованными.

Простейшая таблица классификации русских гласных такова:

Передний ряд Средний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Средний подъем Э О
Нижний подъем А

Эта таблица получила название «треугольника Щербы», так как сама классификация была разработана Л.В.Щербой.

Но деление на три ряда и три подъема не отображает всего богатства русских гласных звуков. Многие фонетисты предлагали выделять семь степеней подъема, что позволяет детализировать классификацию русских гласных. Например:

Передний ряд Средний ряд Средне-задний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Верхне-средний подъем И э, Ь Ы э
Средний подъем Э Ъ О
Средне-нижний подъем ^
Нижний подъем А

Процес­са­ми, аллофонным (см. Фонема) варьированием, живыми позиционными чередо­ва­ни­я­ми. Такое аллофон­ное варьирование обуслов­ле­но лишь фонетическим окружением (позицией) и действует, в принци­пе, регуляр­но во всех словах, у всех предста­ви­те­лей данного языкового коллектива: напри­мер, во всех словах русского языка звонкий согласный , попав в позицию конца слова, регулярно заменя­ет­ся соответ­ству­ю­щим глухим: «морозы - моро[с]», «сады - са[т]» и т. п. Исключений нет.

Законы развития звуковой материи языка формируют исторически последовательные этапы звуко­вой эволюции данного языка, обуслов­ли­ва­ют исторические (традиционные) чередования звуковых единиц. В период своего возникновения законы развития исторически являются обычными законами функционирования, порождающими регулярное позиционное варьиро­ва­ние аллофонов. Трансфор­ма­ция живого закона функционирования в исторический осуществляется путём снятия позиционной обусловленности (т. е. исчезновения данного закона функцио­ни­ро­ва­ния) через превращение живого фонетического чередования (аллофонного варьирования) в непозиционное, историческое чередование самостоятельных фонем. Так, истори­че­ское чередо­ва­ние (к ~ ч) современного русского языка было в глубокой древности позиционным; в позиции перед гласными переднего ряда (ī̆, ē̆) ⟨к⟩ регулярно изменялся в ⟨č⟩: *krīk- > krīč + ētī. Аллофоны (к/č) находились в условиях дополни­тель­но­го распре­де­ле­ния : одни позиции регулярно предопре­де­ля­ли появление ⟨č⟩, другие - ⟨к⟩. Более поздние Ф. з. (переход ē > a в позиции после палатальных согласных и др.) отменили действие закона первой палатализации и вывели прежние аллофоны из отношений дополнительного распределения: *krīčētī > krīčātī, «кричать» ~ «скакать».

Понятие «Ф. з.» ввели младограмматики (см. Младограмматизм) как формулу регуляр­ных звуко­вых соответ­ствий между двумя диалектами одного и того же языка либо между двумя следу­ю­щи­ми друг за другом синхронными состояниями развития языка.

Звуковые изменения происходят лишь в строго определённых фонетических позициях (P) в данном языке (L) на данном этапе его развития (T). Соот­но­ше­ние параметров звуковых изменений можно выразить формулой:

L
a > b
T ,
P

т. е. ⟨a⟩ переходит в ⟨b⟩ лишь при строгом соблюдении соответ­ству­ю­щих (P, T, L) условий. Нарушение одного из этих условий - причина отступления от предска­зы­ва­е­мо­го законом перехода. Немотивированных исключе­ний нет. Открытие Ф. з. сводит­ся к выявлению условий позиционного варьирования (P) в данном языке (L) на отдаленных этапах его развития (T), т. е. к реконструкции закона функцио­ни­ро­ва­ния для определённой эпохи разви­тия языка. Некоторым Ф. з. присвоено имя их перво­от­кры­ва­те­ля (Грассмана закон , Педерсена закон и т. д.). Наиболее после­до­ва­тель­но идея строгой закономерности фонетических изменений проводилась Ф. Ф. Фортунатовым и его школой (см. Московская фортунатовская школа).

Фонетические изменения совершаются по строгим законам; нарушение их, в свою очередь, может происходить только закономерно, т. е. предполагается существование закономерности для непра­виль­но­сти, которую нужно открыть. Мнимые исключения - результат действия другого закона, отменив­ше­го действие первого, или заимствование из другого языка (диалекта), либо нефонетическое изменение звуковой стороны отдельных слов. Так, в современном русском языке на месте ожидаемой по второй палатализации формы «руце» (дательный-предложный падеж единственного числа) представлена форма «руке». Отклоне­ние от ожидаемого рефлекса вызвано закономерным морфо­ло­ги­че­ским процес­сом вырав­ни­ва­ния основы «рук-а», «рук-у», ..., «руке». Для объяснения такого рода исключений младо­грам­ма­тики выдвинули принцип аналогии . Впервые идею морфо­ло­ги­че­ской аналогии как законо­мер­но­го источника исключений из Ф. з. выдвинул И. А. Бодуэн де Куртенэ.

В идее Ф. з. как фундаментальном положении сравнительно-исторического языкознания зало­же­ны основы его дальнейшего развития: от реконструкции внешней (соответ­ствия между родствен­ны­ми языками) - к реконструкции внутренней (L, в данном языке), от рекон­струк­ции инвентаря - к рекон­струк­ции системы (параметры L, P, взаимосвязь звуков, одинаково реаги­ру­ю­щих на соответ­ству­ю­щие позиции), от рекон­струк­ции статической - к рекон­струк­ции динами­че­ской (относи­тель­ная хроно­ло­гия Ф. з., последова­тель­но сменяющих друг друга) и т. п. Положение о Ф. з. внесло для иссле­до­ва­те­ля в области сравнительно-исторического языко­зна­ния систему необхо­ди­мых запретов, например: нельзя сопо­став­лять (в процедуре генети­че­ской рекон­струк­ции) разно­вре­мен­ные (T) и разно­диа­лект­ные (L) факты звуковых переходов; при реконструкции того или иного звукового перехода необходимо строго определить позиции его осуществления (P). Возможно, однако, типо­ло­ги­че­ское сопо­став­ле­ние разно­язы­ко­вых Ф. з. с целью выявления универсаль­ных принципов фонетических изменений.

Современное языкознание подтверждает постулат безысключительности Ф. з.: собственно позици­он­ное чередование (алло­фон­ное варьирование) действительно осуществляется без исклю­че­ний во всех словах данного языка. Современные социо­линг­ви­сти­че­ские иссле­до­ва­ния показа­ли, что определённые звуковые изменения идут от слова к слову с разной скоро­стью в различной социальных группах (ср., например, рус. зе[рк]ало, но це[рк]овь и це[р’к]овь, це[рк]овник и т. п.). Такого рода звуковые измене­ния не относятся к позици­он­ным чередо­ва­ни­ям и возможны лишь в случае прекраще­ния действия прежнего закона функцио­ни­ро­ва­ния. Об этом в данном случае и свиде­тель­ству­ет возмож­ность произ­не­се­ния сочетания [ерк] и [ер’к].

  • Фортунатов Ф. Ф., Видоизменения в произнесении слов как знаки языка, в его кн.: Избранные труды, т. 1, М., 1956;
  • Реформатский А. А., Изменения в фонетике и фонетические законы, в его кн.: Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967;
  • Кацнельсон С. Д., Звуковые законы и их внутренние механизмы, в кн.: Теория языка. Англистика. Кельтология, М., 1976;
  • Журавлёв В. К., Постулат непреложности фонетических законов и современная компаративистика, «Вопросы языкознания», 1986, № 4;
  • Fourquet J., Pourquoi les lois phonétiques sont sans exception, в сб.: Proceedings of the IX International Congress of Linguists, The Hague - Mouton, 1964;
  • Collinge N. E., The laws of Indo-European, Amst. - Phil., 1985.

Как и все в языке, фонетика подчинена действию особых законов, которые отличаются от законов природы тем, что они действуют не повсеместно, а в пределах данного диалекта, определенного языка или группы родственных языков и действуют в пределах определенного времени. Так, в общеславянскую эпоху сочетание гласных [о] и [е] с [n] и [m] в конце слова или перед согласными давало носовые гласные (õ – ж и е – A), например *penti > пать, *beronti > бержить и т. п., но в период, когда русский язык заимствовал из греческого такие слова, как лента, Геллеспонт, этот закон уже не действовал (иначе получились бы: лета, геллеспот). Или такие сочетания, как * tj , *dj, давали в общеславянскую эпоху по разным диалектам шипящие или свистящие согласные (откуда русские свеча, межа, см. выше – гл. VI, § 77), позднее и этот закон перестает действовать, и тогда становятся опять возможны сочетания , , например статья, дьяк и т. п.

Фонетические законы – это чисто языковые, внутренние законы, и их нельзя свести к каким-либо иным законам физико-биологического порядка.

Фонетические законы специфичны для групп родственных языков и для отдельных языков.

Так, фонетические законы тюркских (а также в разной степени монгольских, тунгусо-маньчжурских и финно-угорских) языков знают законы «сингармонизма», по которым в пределах данного слова все звуки подчинены «гармонии»: в одних языках только в отношении твердости и мягкости, это «небный сингармонизм», например в казахском языке келдор – «озера», но колдар – «руки»; в других же языках – и по лабиализации – это «губной сингармонизм», например в киргизском языке к o лд o р – «озера», но колдор – «руки». Подобная закономерность абсолютно чужда, например, языкам семитским, где благодаря трансфиксации, т. е. перемене гласных a, i, и, и при сохранении тех же согласных (что является грамматическим внутренним законом семитских языков, см. гл. II, § 45) фонетически слова оказываются антисингармоничными, например, может быть та же огласовка с разными согласными: qatala – «он убил» с кафом («к глубоким») и kataba – «он написал» с кяфом («к задненебным»), или «ломаный передне-задний вокализм» в пределах форм того же слова: himar – «осел» и hamir – «ослы», или kutiba – «был написан» и kataba – «написал» (где наличие огласовки на a во всех слогах не результат действия сингармонизма, а проявление той же трансфиксации, ср. kutiba, katibu, kitabu, uktub и другие формы от того же корня).

Среди фонетических законов следует различать:

1) Законы функционирования языка в данный период времени: это живые фонетические процессы, определяющиеся позициями, когда изменение сосуществует с тем, что изменялось, вступая в фонетическое чередование; это ось синхронии 1 .

1 См. гл. I, § 5.

В современном русском языке сюда относятся, например, комбинаторные закономерности прогрессивной аккомодации, когда предшествующие гласные [э], [а], [о], [у] аккомодируют последующим мягким согласным или [и] – предшествующим твердым согласным, откуда возникают такие фонетические чередования основного вида фонем и их вариаций, как разные [а] в пяло и пяль, разные [э] в пел и петь или [и] и [ы] в игры и сыгран; регрессивные ассимиляции глухих и звонких согласных, откуда возникают фонетические чередования: водочка [д] и водка [т], отпить [т] и отбить [д], а также позиционные закономерности варьирования безударных гласных, например воды [о], вода [Λ], водовоз [ə], или оглушения звонких согласных в конце слова, например дуба [б] и дуб [п] и т. п.

2) Законы развития, или исторические законы, которые формируют последовательные этапы звуковых

изменений и обусловливающих их причин (когда это возможно объяснить), при этом последующий этап приходит на смену предыдущему и его отменяет, так что сосуществование бывшего и ставшего быть не может, это ось диахронии 1 .

1 См. гл.I, § 5.

Так, в восточнославянских языках носовые гласные [о]ж и [ē]А дали соответственно [у] и ["а] – а с мягкостью предшествующей согласной: джбъ > дуб, мать > пять 1 ; еще в общеславянскую эпоху заднеязычные согласныек, г, х подверглись в некоторых позициях двум изменениям: в более раннюю эпоху в определенной позиции [к] дало [ч], [г] – [ж] и [х] – [ш]: пекж печеши ; лъгати лъжь ; соухъ соушити , а в более позднюю и в иной позиции [к] дало [ц], [г] – [§(дз)] (позднее [дз] дало [з]) и

[Х] – [с]: ржка – ржцъ, нога – но s ъ, блъха – блъстъ и т.п

1 В свою очередь [о]ж и[е] а получились на предыдущем этапе развития языка, где на их месте соответственно были сочетанияан, ам (>ж) и эн, эм (>А) перед согласными и в конце слова, откуда такие древнейшие чередования, каквремя (<вр"Ь,кА из*цегтеп} – времени, поросенок (поросент-кт,) –поросята (поросАта)

В истории русского языка в большинстве диалектов [э] под ударением после мягкой и перед твердой согласной изменилось в ["о] «о с предшествующей мягкой согласной»: тек [т"эк] дало тек [т"ок], мед [м"эт] – мед [м"от] и т. п.

В то время, когда подобные изменения возникли, это были фонетические законы функционирования языка, порождавшие описанные выше фонетические чередования; например, изменение [э] в [о] происходило перед твердыми согласными, а перед мягкими не происходило, откуда такие чередования, как: села ["о] – сельский ["э1, отдаленный ["о] – отдаление ["э], пчелы ["о] – пчельник ["э], мешок ["о] – мешечек ["э], береза ["о] – березник, Березин ["э], Алеха ["о] – Алехин ["э\ и т. п. Когда же этот закон перестал действовать и появились сочетания ["э] с последующей твердой согласной: плен, крест, валет и т. п., то фонетическое чередование перешло в традиционное (морфологическое) 1 .

1 См. гл. IV, § 48. Следует отметить, что обязательность таких чередований нарушается часто аналогией:пес – песик (оба раза с ["о]),береза – березе (то же); а из более отдаленных эпох:рука – руке, нога – ноге, блоха – блохе и т. п.

При выяснении причин таких звуковых изменений нельзя сопоставлять конечный результат с первоначальным звуковым видом, а следует установить постепенные изменения по этапам, так *крьпъкьиши не сразу изменилось вкрепчайший (ср.грубейший, милейший, нежнейший, где не происходило изменения, так как основа не оканчивалась заднеязычной согласной), а первоначально по указанному выше закону*кръпьчъиши изменилось в * крьпъкьиши ([к] > [ч] в позиции перед ("Ь) – регрессивная аккомодация согласной), и позднее * крьпъкьиши изменилось вкрепчайший (["Ь] после [ч] изменилосьв [а] – прогрессивная аккомодация гласной; и еще позднее выпал «слабый» [ъ], а ["Ь] > [э]) 1 .

1 То же самое относится и к таким случаям, какстрожайший (ср.строгий), тишайший (ср.тихий), где по тем же законам [г] > [ж], [х] > [ш], a [-ƀ] > [a].

В изменении фонетического строя языка разные явления проходят неравномерно. В диалектах, не прошедших нормализацию словарями, грамматиками и иными сводами правил, фонетические изменения происходят постепенно и зачастую противоречиво, но, поскольку диалекты не связаны с нормами языка, эти новшества быстрее укрепляются и входят в жизнь. В языках нормализованных (литературных) фонетические изменения зачастую долго не признаются благодаря нормализации в словарях и грамматиках, поэтому в литературных языках часто возникают противоречия между реальными случаями произношения и предписанными нормами, по которым обучают артистов, чтецов, певцов, дикторов и вообще всех тех, кто выступает с публичным словом.

Надо указать, что не все явления фонетики равномерно изменяются, независимо от того, что это – сложившийся литературный язык или диалект. Наиболее изменчивы вариации отдельных фонем, меняющие свой «оттенок» и по диалектам, и в историческом развитии любого диалекта и языка.

Менее изменчиво появление или исчезновение вариантов, что связано с общей фонетической системой языка. И, наконец, фонематическая модель языков, т. е. состав фонем в языке и их соотношений, изменяется медленнее всего. При этом надо заметить, что изменения в фонетике касаются не только того, что реально изменилось (например, славянские палатализации, где, действительно, вместо к, г, х в определенных условиях то возникали шипящие ч, ж, ш, то в иную эпоху и при других условиях – свистящие ц, з (из дз ), с или что «сильные» ъ и ь последовательно изменились в о и е и т. п.), но и того, что «физически» никак не изменилось, но функционально (т. е. как члены фонетической системы) претерпело перестройку. Такова, например, судьба и и ы в истории русского языка, где как бы «все» осталось на месте, но отношение этих явлений стало совершенно иным в связи с общим изменением фонетической системы языка и ролью этих единиц в данной системе 1 .

1 См. статью: А в а н е с о в Р. И. Из истории русского вокализма. Звукиi иу // Вестник МГУ, 1947. № 1. (Перепеч. в кн.:РеформатскийА. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М.: Наука, 1971.)

Общая тенденция исторических изменений в фонетике может изменять фонетическую систему в двух направлениях: либо в сторону сокращения количества фонем (основных фонетических единиц языка), либо в сторону их увеличения. Эти две тенденции опираются на два разных явления в наличной фонетической системе; на явления вариантов и вариаций.

И в том и в другом случае важно то, что «причина», вызывавшая варьирование фонем, отпала.

Но в случае отпадения причины возникновения вариантов совпавшие в одном звуке разные фонемы теряют связь со своим основным видом, и результат их совпадения становится одной отдельной фонемой. Этот процесс называется конвергенцией 1 (бывшие разные фонемы в силу совпадения стали одной фонемой).

1 Конвергенция – от латинского convergere – «сходиться».

Иной процесс связан с устранением позиционных причин для вариаций. Вариации выступают как разновидности одной и той же фонемы только при наличии этих позиционных условий, видоизменяющих единую фонему в разные «оттенки». В случае устранения этой причины оставшиеся необусловленными позицией различные звуки становятся разными фонемами. Этот процесс называется дивергенцией 1 , при этом число фонем в данной фонетической системе увеличивается.

1 Дивергенция – от латинского divergere – «расходиться».

Основные изменения в фонетике происходят прежде всего в связи с тем, что меняются позиции для фонем: слабые становятся сильными (что чаще бывает), а сильные – слабыми (что бывает реже) 1 .

1 См.:РеформатскийА. А. Проблема фонемы в американской лингвистике //Ученые записки МГПИ. М., 1941. (Перепеч. в кн.:РеформатскийА. А. Из истории отечественной филологии. М.: Наука, 1971.)

Примером того и другого фонетического процесса может служить судьба соотношения гласных и согласных в истории русского языка. Когда в XI–XII вв. на почве «падения редуцированных (ъ и ь )» перестроилась вся модель вокализма и консонантизма, гласные конвергировали, оформившись в пять единиц, а согласные выделили 12 пар, коррелятивных по твердости и мягкости, причем слабые позиции согласных перед гласными стали сильными, а сильные позиции гласных после согласных стали слабыми 1 .

1 См. об этом в указанной выше статье Р. И. А в а н е с о в а.

Обычное деление исторических звуковых законов на комбинаторные и спонтанные 1 имело в виду разграничить комбинаторно обусловленные явления в фонетике (где причина ясна, например случаи палатализации согласных, редукции и даже исчезновения безударных гласных, случаи ассимилятивного оглушения и озвончения согласных и т. п.) и «самопроизвольные» (где причина не ясна, хотя и должна быть).

1 Спонтанный – от латинского spontdneus – «самопроизвольный».

Под категорию спонтанных законов подводили, например, такие звуковые изменения, как утрата носового качества у восточнославянских [о ]ж и []А и замена их соответственно гласными [у] и ["а], или передвижение германских согласных (Lautver-schiebung), когда по первому передвижению индоевропейские*р, *t, *k -дали обще германские , индоевропейские* b , *d, *g дали ббщегерманские [р, t, k] и индоевропейские придыхательные*bh, *dh, *gh дали общегерманские , рефлексы 1 общеславянских же сочетаний*tj, *dj, давшие в русском [ч, ж] (свеча, межа), а в старославянском [шт, жд] (свьшта, межда), или две палатализациик, г, х в славянских языках (см. выше) относили к комбинаторным.

1 Рефлекс – от латинского reflexus – «отражение»

Следует отметить, что некоторые изменения, считавшиеся ранее «спонтанными», признавались обусловленными с установлением каких-либо новых закономерностей, которые раньше не замечались.

Бывают и такие «звуковые изменения», которые к фонетике отношения не имеют; например, вместо древнерусского склонения роука – роуцгь устанавливается склонение рука – руке; на первый взгляд кажется, что здесь [ц] изменилось в [к], но никакого фонетического процесса в таких случаях нет, а по аналогии с коса – косе, жена – жене, дыра – дыре и т. п. форма роуцгь подменяется формой руке; то же самое наблюдается в наши дни, когда вместо прежнего [шар – шыры] шар – шары по аналогии с [пар – пΛры] пар – пары стали произносить [шар – шΛры]: процесс унификации по аналогии относится к грамматике (см. выше - гл. IV, § 48).

Бывает, что многие частные фонетические законы можно объединить каким-нибудь одним общим законом, который как общая тенденция предопределяет и отдельные закономерности; так, образование восточнославянского полногласия и его соответствий в других славянских языках (русские борода, голова; старославянские брада, глава, польские broda, glowa), рефлексы сочетанийър, ъл, ьр, ьл, упрощение групп согласных, распределение редуцированных гласных ъ и ь и тому подобные древнеславянские фонетические явления объясняются теперь в науке как следствия действия закона открытых слогов.

В течение двух последних веков выдвигалось много различных теорий для объяснения «первопричин» звуковых изменений, фигурировали и влияние климата, и влияние ландшафта, и искажение речи от поколения к поколению, и убыстрение темпа речи, и влияние субстрата, и стремление к удобству и даже к благозвучию, наконец, подражание и мода... Однако все эти объяснения несостоятельны, за исключением реальных, но не всегда обязательных случаев влияния субстрата.

Не следует, например, искать субстратных источников для передвижения германских и немецких согласных (Lautverschiebung), или тем более судьбы сочетаний*tort, *tolt и т. д. в славянских языках, или же так называемого «падения редуцированных» в тех или иных славянских языках; здесь следует опираться на строго описанные закономерности данных языков, исходя из изучения древнеписьменных памятников и показаний живых, описанных в науке диалектов.

В области фонетики даже явно «чужое» может и не быть следствием субстрата (см. указанные выше примеры из явлений субстрата дороманских языков в позднейшей судьбе романских языков и т. п.), а, например, как факт особого произношения «иностранных слов», таково употребление особых, несвойственных русской фонетике гласных ü[Y] и ö в таких случаях, как собственные имена Hutte , Гете или заимствованные термины: жюри, брошюра, амбушюр, пшют и т. п.

Надо признаться, что «первопричину» таких явлений пока наука открыть не сумела, но умение частные закономерности исторических изменений тех или иных сторон языка обобщить в единое целое составляет обязанность науки.

Такова, например, формулировка закона открытых слогов, объединяющая целый ряд частных закономерностей в исторической фонетике славянских языков.

Гораздо важнее обратить внимание на фонологическую сторону вопроса и с этой точки зрения пересмотреть все накопленное наукой по вопросу о фонетических законах. Действительно, фонетические изменения бывают разного порядка. Прежде всего нельзя смешивать живые процессы звукового варьирования фонем в разных позициях, т. е. функционирования данного языка в данный период, и бывших живых процессов, застывших и перешедших в разряд чередований фонем. То, что в один период представляет собой варьирование одной фонемы, в последующий период может стать нефонетическим чередованием разных фонем (если данная позиция, вызывавшая варьирование, из слабой делается сильной). Так, был период в восточнославянских языках, когда не было фонемы [ч], а звук [ч] был вариантом сочетаний и или [к] перед гласными переднего ряда, но с тех пор, как появляется новая возможность сочетаний , и перед гласными переднего ряда, [ч] выделяется в особую фонему.

Такое изменение, как первая («шипящая») палатализация в славянских языках, касалось различительного признака задне-язычности и поэтому охватывало все заднеязычные (т. е. [к, г, х]). Наиболее существенными изменениями для фонетического строя языка являются те, когда в результате изменения меняется количество фонем, ибо тогда может перестроиться вся фонетическая система; однако это зависит от широты охвата данного процесса. Когда в белорусском языке отвердело мягкое р и [р] и [р"] перестали различаться (т. е. рада и ряда стали одинаково произноситься как [рада]), то вся система не перестроилась – только количество корреляций согласных по твердости и мягкости убавилось на одну пару; когда же в результате падения редуцированных гласных [ъ] и [ь] в древнерусском языке появились конечные закрытые слоги с твердыми согласными перед отпавшим ъ и с мягкими перед отпавшим ь (и то и другое в слабой позиции), то бывшие вариации согласных по твердости (перед задними гласными) и мягкости (перед передними гласными) превратились в корреляцию разных фонем по твердости и мягкости и таких пар оказалось 12, т. е. состав согласных фонем увеличился на 12 единиц, но одновременно задние и передние гласные перестали существовать как разные фонемы и объединились в одну фонему с передними и задними вариациями, зависящими от аккомодации предшествующим мягким и твердым согласным.

В результате дивергенции и конвергенции изменяется и перестраивается вся фонетическая система языка, появляются или исчезают противопоставления фонем, и фонемы как члены новой системы наполняются новым качеством, хотя бы материально они и не изменились (например, в русском языке [и] и [ы] в XI в. и вXX в.).

Но бывают и такие фонетические изменения, которые касаются не всей системы, а лишь перераспределения фонем внутри данной системы в тех или иных словах и морфемах; так, прежним сочетаниям верьх, четверьг, зеръкало, перъвый, веръба и т. п. с мягким р теперь соответствуют сочетания с твердымр: верх, четверг, зеркало, первый, верба и т. п.

Некоторые звуковые изменения охватывают все слова языка независимо от позиции для данной фонемы, но сами изменения не касаются различительных признаков, и тогда система фонем не испытывает изменений; таково, например, в истории русского языка отвердение непарных по твердости и мягкости согласныхш, ж и позднее ц .

Бывают и такие звуковые изменения, которые касаются лишь звучания данной фонемы или группы фонем, имеющих общий вариант в какой-нибудь одной слабой позиции, например укрепление более «и -образного» произношения безударных гласных [и, э, а, о] после мягких согласных, «иканье», например произношение [м"ила] для прилагательного мила, существительного мела («сорта мела») и глагола мела (по фонемам <м"ола>, ср. мел <м"ол>) и т. п.

1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Оглушение конечного звонкого происходит в следующих фонетических условиях:

А) перед паузой: пришел поезд – пришел пое[ст];

Б) перед следующим словом с начальным не только глухим, но и сонорным, гласным, а также [в] и [j]: прав он – пра[ф] он; сад наш – са[т] наш и т.д. Сонорные согласные не подвергаются оглушению.

2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении – в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких: вперемежк у - впереме[ш]ку, косьб а – ко[з]ьба.

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: тр ут, пл ут и т.д.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

    на стыке морфем: походк а - похо[т]ка (на стыке корня и суффикса); сбор - [з]бор (на стыке приставки и корня) и т.д.;

    на стыке предлогов со словом: к делу - [г] делу, с делом - [з] делом и т.д.;

    на стыке слова с частицей: год-то - го[т] -то

    на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: рог козы - ро[к] козы.

3. Закон ассимиляции согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости – мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

    перед гласной Е: [б"]ел, [в"]ес, [с"]ел и т.д.;

    перед [и]: [м"]ил, [п"]и[л]"и и т.д.

Перед внепарными [ж], [ш] и [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л"]: кон це – коль це.

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], [л]: г люкоза, к люч, х леб, напол ню.

Губные согласные перед мягкими зубными не смягчаются: п тенчик, в зять.

4. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесар ь – слесар ный. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: про[с"]ит – про[з"]ба; ассимиляции не подвергается [л"]: по[л"]е, запо[л"]ьный

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненебными) [ж], [ш], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Классификация гласных звуков строится на трех основных признаках: участии губ, степени подъема языка по отношению к нёбу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад.

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласныe трех основных подъемов: верхнего - [и, ы, у], среднего - [э, о], нижнего - [а]. Между ними находятся гласные верхнее - среднего и средне - нижнего подъемов.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад различаются гласные трех основных рядов: переднего - [и, э], среднего - [ы, а], заднего - [у, о].

Правильное и более точное определение звуков в тексте должно опираться также на знание фонетических чередований звуков.

Звуковой закон в области гласных звуков называется редукцией. Изменение (ослабление) звучания гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные – редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Различают количественную и качественную редукции. Количественной подвергаются все без исключения гласные звуки в безударной позиции, а качественной – звуки [а], [о], [и].

Анализ звукового составa слова

1) Привести наиболее точную фонетическую транскрипцию;

2) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки: у согласных место и способ образования, шумность/сонорность, глухость/звонкость, твердость/мягкость, а также лабиализованность / нелабиализованность; у гласных - ряд, подъем, лабиализованность / нелабиализованность, полного образования или редуцированный и стeпень редукции, а также продвинутость начальной или конечной фазы гласного вперед и вверх рядом с мягким согласным.

Образец : ОДУРМАНИВАТЬСЯ

[Л/ДУР/МА"/Н"И/ВЪ/ЦЪ]

[аЛ] - гласный среднего ряда, средне-нижнего подъема, нелабиализованный, редуцированный l-й степени;

[д] - согласный переднеязычный зубной, смычный взрывной, шумный, звонкий, твердый, лабиализованный;

[у] - гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализо ванный, редуцированный l-й степени;

[р] - согласный переднеязычный передненёбный, смычный, дрожащий, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[м] - согласный губно-губной, смычный носовой, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[а"] - .гласный среднего ряда, нижнего подъема, продвинутый вперед и вверх в конечной фазе, нелабиализованный, полного образования;

[н"] - согласный переднеязычный зубной, смычный носовой, сонорный, звонкий, мягкий, нелабиализованный;

[и] - гласный переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[в] - согласный губно-зубной, щелевой срединный, шумный звонкий, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[ц] - согласный переднеязычный, зубной, смычный аффриката, шумный, глухой, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени.

14 букв, 12 звуков.

В последнее время для обозначения таких понятий, как "фонетическая единица" и "фонетическое средства" часто стали употреблять иные термины: сегментные и суперсегментные единицы , которые, конечно, более четко передают функциональное своеобразие самих фонетических явлений (единиц и средств).

Таким образом, сегментные фонетические единицы - это разные по структуре линейные отрезки речевого потока (звуки, слоги, фонетические слова, такты, фразы ).

Суперсегментные, или просодические, единицы как бы накладываются на линейные единицы, комплектуя, выстраивая из наименьших (звуков) структурно более высокие образования (слоги, фонетические слова и т.д.). Все это достигается с помощью таких суперсегментных средств (единиц), как ударение и интонация.

Поэтому для более доходчивого объяснения таких фонетических единиц, как слог, фонетическое слово и т. п., необходимо предварительно ознакомиться с фонетическими средствами, способствующими их выделению из потока речи.