Местные налоги понятие порядок установления введения взимания. Местные налоги: понятие, состав, элементы. Какие налоги относятся к местным

В 2019 году российское налоговое законодательство подверглось ряду изменений, которые не обошли стороной и местных налогов, устанавливаемых региональными властями и направляемых на развитие конкретной территории.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Увеличилось их число, несколько изменился порядок декларирования, расчета и уплаты. В общем же виде функция местных обязательных платежей осталась прежней – формирование материальной основы для решения вопросов местного уровня.

Общие сведения

Местные налоговые платежи имеют право устанавливать (в том числе определять ставки и льготы) органы местного самоуправления (ОМСУ) в пределах тех значений, которые устанавливает Налоговый кодекс страны ().

Наличие собственных источников дохода позволяет местным властям проводить независимую от государства политику в интересах населения конкретной территории, в том числе регулировать экономическую, социальную, экологическую ситуацию.

Все местные налоги, которые устанавливают ОМСУ, направляются исключительно в местные бюджеты (). При этом:

  1. Ставки платежей определяются местными властями, но в пределах, установленных в общегосударственном налоговом законодательстве.
  2. Перечень налогов местного уровня также определяется на федеральном уровне, однако ОМСУ вправе выбрать те из них, которые будут взиматься в рамках конкретной территории.

Субъектами обложения местными налогами выступают граждане и компании, зарегистрированные в рамках конкретно взятого региона.

При этом, если организация имеет филиальную сеть, что чаще всего местные налоги она платит в той местности, в которой располагается ее головной офис.

Следует подчеркнуть, что 2019 году к местным налогам земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор ().

Определения

Для того чтобы определить характер, порядок взимания и специфику местных налогов и сборов важно принять во внимание некоторые определения, в том числе:

Местные налоги Обязательные отчисления в казну страны, которые определяются Налоговым кодексом, но устанавливаются и взимаются местными властями (ОМСУ). Они обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований и в полной сумме идет не пополнение местного бюджета ()
Органы местного самоуправления Властные структуры, которые формируются для реализации функций публичного управления в рамках отдельных территорий. Их деятельность затрагивает преимущественно вопросы социально-экономического развития отдельных населенных пунктов, а также экологические и культурные аспекты (ст.2 ФЗ-131)
Вопросы местного значения Спектр мероприятий, которые призваны осуществить в рамках конкретной территории ОМСУ, используя при этом исключительно средства, привлеченные в виде местных налогов (гл. 3 ФЗ-131)

Последние не следует путать с делегированными государственными полномочиями — финансирование решения этих вопросов, как правило, осуществляет государство через систему регулирующих налогов, а также категориальных, выравнивающих и стимулирующих грантов.

Каково их назначение

Местные налоги играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их ОМСУ могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально-экономического развития.

А также могут стимулировать эффективное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов, поддерживать культурную сферу и экологию.

Основными вопросами, финансирование которых осуществляется за счет местных налогов выступают (ст. 14 ФЗ-131):
прокладка и поддержание в нормальном состоянии дорог местного значения;

  • предоставление материальной помощи и жилья малоимущим гражданам;
  • обеспечение местного сообщества услугами связи, бытового обслуживания, транспорта;
  • благоустройство территории, в том числе вывоз мусора, освещение и озеленение;
  • решение вопросов электро-, водо-, газоснабжения;
  • поддержка медицинских, культурных и образовательных учреждений;
  • содержание мест захоронения и др.

Проведение на местном уровне спортивных и культурных мероприятий тоже, как правило, финансируется из средств местного бюджета 50-55% которых составляют именно местные налоговые платежи.

Законные основания

Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей.

При этом ОМСУ обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории.

В Налоговом кодексе РФ вопросы регулирования местных налогов и сборов приводятся в следующих статьях:

Раздел Х НК РФ полностью посвящен вопросам администрирования местных налогов и сборов, а именно:

Вопросы распределения и использования местной казны подробно описываются в ФЗ-131, в частности:

В этом же законе определено, что именно представительные органы могут в ходе рабочих сессий устанавливать порядок взимания местных обязательных платежей и назначать их с согласия главы ОМСУ.

Какие налоги идут в местный бюджет (перечень)

При установлении на уровне отдельного региона местных налогов и сборов, местные власти должны оформить соответствующий местный нормативно-правовой акт (постановление).

В нем прописываются:

  • виды налогов, взимаемые в рамках конкретного региона;
  • ставки и сроки внесения платежей;
  • круг лиц и организаций в отношении будут действовать налоговые льготы и вычеты;
  • порядок декларирования и соответствующие налогу формы отчетности.

Местные властные структуры не имеют права вводить те местные обязательные платежи в казну, которые не прописаны в Налоговом кодексе. В нем же определено всего три вида обязательных платежей в местный бюджет (ст. 15 НК РФ).

Виды

Земельный налог

Этот обязательный сбор в местную казну взимается с граждан и организаций, которые имеют в собственности наделы земли.

Его объектом выступает земля, которая не относится к объектам лесного фонда, а также территориям, относящимся к историческому и культурному наследию.

Видео: региональные и местные налоги

Налоговой базой выступает кадастровая стоимость участка, а ставка составляет 0,3-1,5% в зависимости от категории земли.
Выплачивается налог в казну всего один раз в год.

При этом помимо традиционных категорий льготников ОМСУ вправе определять дополнительный круг лиц на базе отдельного региона, претендующий на освобождение от выплат.

Плательщиками этого местного налога выступают исключительно граждане, которые имеют в собственности:

  • жилище в виде дома, квартиры, комнаты;
  • гараж или хозяйственное строение;
  • недостроенный недвижимый объект.

Именно эти виды имущества и являются объектом взимания обязательного платежа. Что же касается налоговой ставки, то она может составлять 0,1-2%.

Торговый сбор

Данный обязательный платеж взимается на территории отдельных муниципальных образований с предпринимателей и организаций, занимающихся торговой деятельностью.

Налог взимается непосредственно с объекта торговой деятельности (пункты нестационарной торговли) или с размера торговой площади.

Он выражается в номинальной сумме (в рублях) и не должен превышать предельную сумму обязательного платежа, установленного в отношении отдельного муниципального образования.

Сроки уплаты

Земельный налог

Плательщики земельного налога обязаны вносить его в казну ежегодно. При этом налога:

  • организациями осуществляется поквартально;
  • гражданами и предпринимателями – один раз в конце года.

Налог на имущество физических лиц

Торговый сбор

Местный налоговый сбор с предпринимателей и торговых компаний декларируется и уплачивается в казну ежеквартально.

Перспективы развития

Местные налоги и сборы выступают важным элементом налоговой системы, поскольку они выполняют две значимые функции:

Будущее местных обязательных платежей видится ныне в двух проекциях:

  1. Отдельные виды обязательных платежей в бюджет, которые ныне носят характер общегосударственных, перейдут постепенно на местный уровень (например, налог на недвижимость с физических лиц).
  2. Существующие ныне местные налоги будут расширены за счет дополнительных ставок, возможностей предоставления льгот и вычетов, что расширит возможности ОМСУ.

Что касается увеличения налоговых ставок и числа налоговых платежей, то такая ситуация в ближайшей перспективе полностью исключена.

Будет ли увеличение в 2019 году

В 2019 году увеличение ставок по местным налогам в России не предусмотрено.

В целом этих обязательных платежей коснулось всего два существенных изменения, а именно:

  1. Был введен третий местный налог – торговый сбор, который в текущем году взимается только в Москве и Севастополе. Он распространяется только на тех предпринимателей, которые осуществляют деятельность на территории этих городов и прилегающих к ним областей. В дальнейшем он затронет все муниципальные образования РФ.
  2. Налог на имущество с физических лиц начал взиматься по кадастровой стоимости. Полный переход на новую систему будет завершен к 2020 году. Это приведет к увеличению платежа в казну (кадастровая цена больше инвентаризационной), но не за счет роста ставки, которая остается на прежнем уровне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, земельного налога и единого налога на вмененный доход. Оценка фискальной роли местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований. Роль местных налогов на примере г. Нижний Новгород.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Основные налогоплательщики земельного налога. Налоговая база и порядок ее определения. Кадастровая стоимость земельного участка. Характеристика основных налоговых ставок. Порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2010

    Экономическая сущность местных налогов, характеристика их элементов и перспективы развития. Сущность земельного налога, его процентная ставка, авансовые платежи, порядок и сроки уплаты. Налог на имущество физических лиц, порядок его исчисления и уплаты.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2012

    Характеристики земельного налога: налогоплательщики, объект налогообложения и налоговые база, период и ставка. Организации и физические лица, освобожденные от него. Порядок его исчисления и сроки уплаты. Роль налога в формировании местных бюджетов.

    реферат , добавлен 17.05.2015

    Порядок уплаты земельного налога и авансовых платежей. Особенности исчисления земельного налога на территории Городского округа Тольятти. Ставка земельного налога, алгоритм расчета. Условия освобождения от налогообложения организаций и физических лиц.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Понятие и структура налоговой системы РФ. Характерситика местных налогов. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога. Основные направления совершенствования местного налогообложения на примере отчислений в бюджет г. Москвы.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы). Современное состояние местных налогов.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2010

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать , основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

    Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.

    Налог на имущество физических лиц

    Налогоплательщиками являются физические лица - собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей.

    Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

    Торговый сбор

    Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.

    От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.

    Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.



    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Местные налоги: подробности для бухгалтера

    • ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в IV квартале 2018 года

      Что уплата пеней за неуплату местных налогов не соответствует нормам Конституции РФ...

    • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за 2018 год
    • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за второе полугодие 2018 года

      Самоуправления) о порядке исчисления, уплаты местного налога. Позиция Суда: Полномочия органов местного... правовых актов муниципальных образований о местных налогах, что, в свою очередь, не...

    • Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения

      Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской...

    • Законодательные новации в администрировании налогов

      Взносы ФНС России Региональные и местные налоги УФНС субъекта РФ, налоговые органы...

    • Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

      Более одного года Региональные и местные налоги УФНС субъекта РФ, налоговые органы...

    • Что нужно знать о патентной системе налогообложения?

      ЕНВД; - другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог... ЕНВД. другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог...

    • Порядок возврата излишне уплаченного НДФЛ: новые разъяснения ФНС

      Налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов...

Особенности региональных и муниципальных налоговых систем заключаются в законодательно закрепленном порядке установления и введения налогов соответствующего территориального уровня.

Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы принимать решение по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.

Уровни налоговой системы нс совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Согласно ст. 12 НК федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Исключение из названного правила составляют специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК. Также специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности но уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Региональными и местными налогами признаются налоги, которые установлены НК, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.

Поскольку согласно ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, то органы законодательной власти субъектов РФ могут производить какие-либо изменения в налоговом законодательстве (подпадающем под их юрисдикцию) только в определенных рамках, которые им дозволены на федеральном уровне в НК. Также НК установлены пределы регулирования субъектами РФ и органами местного самоуправления элементов налогообложения применительно к налогам соответствующего территориального уровня.

Региональные и местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ или муниципальных образований в соответствии с НК, региональными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При введении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, а также представительными органами местного самоуправления определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все иные элементы налогообложения по региональным или местным налогам, а также налогоплательщики регулируются исключительно НК. К компетенции субъектов РФ и муниципальных образований относится установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, но только в порядке и пределах, которые дозволены НК.

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге обусловливают специфику налоговой компетенции внутригородских муниципальных образований. Местные налоги в этих субъектах устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать на основании НК и законов указанных субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.

Таким образом, правовой режим региональных и местных налогов складывается из норм федерального и регионального законодательства, а также положений нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы только НК. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые перечислены НК в качестве региональных или местных.

Налоги, не предусмотренные НК, устанавливаться не могут. Установление субъектом РФ или муниципальным образованием на территории своей юрисдикции регионального или местного налога, не предусмотренного НК, будет являться нарушением федерального закона, закрепляющего исчерпывающий и нс подлежащий расширению па территориальном уровне перечень региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, самостоятельно (вне рамок НК) установленный и введенный субъектом РФ или муниципальным образованием какой-либо налог или сбор будет признан незаконным и нс подлежащим взиманию и уплате.

Налоговый кодекс содержит требование соответствия налогового законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству о налогах (п. 4, 5 ст. 1, ст. 6). Это требование означает запрет расширения перечня региональных и местных налогов и сборов на соответствующем территориальном уровне и недопустимость реализации субъектами РФ и муниципальными образованиями иных полномочий в области налогообложения и сборов по сравнению с теми, которые им предоставлены ПК.

Приоритет налогового законодательства федерального уровня над нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам налогообложения предопределяет строгое выполнение общефедеральных процедур, установленных НК, на всей территории РФ. Так, закрепленный в ст. 5 НК императивный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, безусловно, распространяется и на нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований о налогах и сборах.

Введение на территории субъектов РФ или муниципальных образований новых региональных или местных налогов и сборов из перечня, установленного НК, возможно только с 1 января нового календарного года, что гарантирует стабильность состава налоговой системы в течение финансового года, обеспечивает прогнозируемое поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней, а налогоплательщикам обеспечивает возможность планировать налогообложение предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфин России и ФНС России, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.

Важным вопросом разграничения налоговой компетенции между уровнями государственной власти и местным самоуправлением является законодательно установленный порядок установления и введения налогов.

Процедуры по установлению и введению налогов отражают первичную фиксацию (возникновение) налога в налоговой системе и дальнейшее его применение в качестве источника бюджетных доходов. Каждый уровень государственной власти и местного самоуправления наделен определенным объемом налоговой компетенции. Основополагающая роль в разработке и внедрении национальных форм и методов налогообложения отводится федеральному уровню государственной власти, на который в соответствии с Конституцией возлагается ответственность за проведение единой налоговой политики, направленной на формирование и сохранение единого экономического пространства для движения капиталов, товаров и рабочей силы. Основываясь на нормах Конституции, федеральный законодатель осуществляет построение налоговой системы, определяет виды образующих ее налогов и сборов, устанавливает основные их элементы.

Одновременно федеративное устройство государства означает необходимость разграничения полномочий между федеральным центром и иными уровнями власти и самоуправления с целью создания условий по предоставлению публично-территориальным образованиям определенной финансовой самостоятельности в решении вопросов регионального или местного значения. Поэтому федеральный законодатель в ходе формирования базовых принципов и подходов, образующих общефедеральные стандарты налогового регулирования, наделяет региональные и местные органы власти определенной свободой усмотрения по введению и конкретизации отдельных элементов региональных и местных налогов, при этом ограничивая ее четкими пределами, объективно необходимыми для обеспечения единообразия финансовой политики государства.

Наиболее ярко особенности разграничения налоговой компетенции между Российской Федерацией как единым государством и публично-территориальными образованиями проявляются в процедурах первоначального установления различных видов налогов в составе налоговой системы и последующего введения их в действие на основе законов субъектов РФ или нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Установление налога означает принятие федерального закона о налоге, которым данный налог устанавливается в перечне налогов соответствующего уровня налоговой системы с одновременным обязательным раскрытием в этом законе всех существенных (императивных) элементов устанавливаемого налога, указанных в ст. 17 НК.

Установление налогов всех уровней входит в исключительную компетенцию федерального центра и осуществляется только НК. Иными актами налоги устанавливаться не могут, поскольку в силу ч. 3 ст. 75 Конституции и правовым позициям Конституционного Суда РФ, право па установление налогов принадлежит исключительно федеральному законодателю. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ процесс по установлению налогов не ограничивается лишь указанием названия налога в составе налоговой системы. В Постановлении № 16-П, Постановлении № 3-П и Постановлении от 28.03.2000 № 5-П "По делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Конфетти" и гражданки И. В. Савченко" Конституционный Суд РФ предельно четко указал, что для установления налога недостаточно дать ему только одно название; законно установленным может признаваться налог при условии, что определены и раскрыты все существенные элементы налогообложения.

Однако только включение названия обязательного платежа в ст. 13, 14 и 15 НК не означает завершения процедуры законного установления налога. Налог может рассматриваться как законно установленный только в том случае, когда помимо обозначения его названия в составе налоговой системы в НК будет включена соответствующая глава, определяющая поэлементную структуру его экономико-правовой модели и конкретизирующая содержание всех его существенных (императивных) элементов.

Напомним, что установленный на федеральном уровне перечень налогов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Введение налога означает выбор органом законодательной (представительной) власти субъекта РФ или представительным органом муниципального образования из установленного федеральным законодателем закрытого перечня налогов и сборов конкретного налога, включенного в налоговую систему соответствующего территориального уровня, и принятие необходимого закона или решения о введении этого налога в действие на территории юрисдикции субъекта РФ или муниципального образования соответственно.

Как отмечается в правовых позициях Конституционного Суда РФ, процесс введения налогов заключается в избрании из установленного федеральным законом исчерпывающего перечня определенного налога в целях введения его в действие и взимания на территории публично-территориального образования.

Согласно ст. 5 НК относительно федеральных налогов НК, как правило, одновременно устанавливает и вводит в действие новый налог. В системе же региональных и местных налогов такого совпадения по времени нет, так как налог сначала устанавливается в налоговой системе федеральным законом, а вводится в действие только через некоторое время после этого региональным законом или решением представительного органа местного самоуправления. Следует учитывать, что в условиях острой потребности в финансовых средствах, граничащей с их хроническим дефицитом, субъекты РФ и органы местного самоуправления объективно вынуждены вводить все без исключения установленные на федеральном уровне региональные и местные налоги.

НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.