Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? Обучение с пелёнок по методике Глена Домана: польза или вред? Как сделать сигнальные карточки своими руками

Привет всем!!!

Я думаю, каждая мама хотя бы раз слышала о карточках Глена Домана, а многие с успехом ими пользуются.

Я впервые услышала о Домане еще будучи студенткой. Нам одном из занятий по детской психологии нам рассказали о его методике. Тогда я и подумать не могла, что спустя несколько лет активно буду применять её в своей жизни.

Ещё будучи беременной, я много читала о раннем развитии детей, о разных методиках и играх, направленных на то, чтоб бы дети с самого рождения интенсивно развивались.

Конечно, после рождения дочурок, мой пыл значительно поутих, сразу после родов банально не хватало времени, да и рано было, как мне казалось.

Но, когда дети немного подросли, я вернулась к методике Глена Домана, решив основательно подойти к вопросу интеллектуального развития детей. В Интернете я стала искать карточки Домана и пришла в ужас: цена блока из 10-20 карточек может доходить до 100 гривен или почти 4 долларов. А блоков этих нужно очень много,

Поэтому и решила я сделать карточки Домана самостоятельно. Для этого мне понадобился всего лишь плотный картон и все тот же, вышеупомянутый Интернет.

Я скачала блоки с домашними и дикими животными, насекомыми, фруктами, овощами, транспортом и фигурами. Далее все просто, осталось их просто распечатать и разрезать на карточки.

Да, безусловно, получилось у меня не так, как в оригинале, ведь мой старенький принтер полосит, да и яркость не всегда такая, как в оригинале.


Безусловно, по качеству самодельные карточки уступают карточкам, изготовленным промышленным путем. По крайней мере, в моем случае.



Но, учитывая, что лист картона стоит всего лишь 1 грн. 50 коп., а на нем можно напечатать 4 карточки, то как-то можно с этим смириться.

Поэтому могу с полной уверенностью заявить, что сделать карточки Домана в домашних условиях легко, для этого нужно совсем немного: картон, цветной принтер, Интернет, ножницы.

Как заниматься по карточкам?

По методике самого Домана нужно демонстрировать детям карточки блоками, определенное количество времени, по нескольку раз в день, чётко приговаривая то, что изображено на карточке. Со временем, количество карточек увеличивается, изученные карточки убираются, добавляются новые. В Интернете есть множество вариаций на тему занятий по карточкам Домана. Да и каждая мама, я уверена, привносит что-то своё в эти методики. Лично я делаю так: показывают детям карточки, называю то, что на них нарисовано и описываю:

"Это яблоко. Оно красное/круглое/твердое/сладкое/вкусное".

"Это кошка. Она говорит "мяу"./ У неё четыре лапы.

В общем, при помощи этих карточек я стараюсь рассказать детям как можно больше об окружающем мире.

Изначально, когда дети были ещё совсем маленькими, они особо не реагировали на то, о чем я им рассказывала. Но, по мере того, как они росли, я видела интерес в их глазах. Со временем, они начали повторяет за мной как говорит котик, собачка, могли показать на карточке то животное или тот фрукт, о котором я спрашивала.

Чем заменить карточки Домана?

Одновременно с тем, дети стали стремиться самостоятельно брать карточки в руки, в результате чего, дидактический материал быстро начал приходить в негодность. И тут в одном из магазинов я наткнулась на книги, которые, по сути, были изготовлены по принципу карточек Домана. Они-то с успехом и заменили мне карточки.

Это были книги из серии "Окружающий мир" издательства "Пегас.


Цена одной такой книги всего лишь 10 гривен 99 копеек.

На сегодняшний день в нашей коллекции уже 10 книг и постоянно мы покупаем что-то новое.

Вот, к примеру, недавнее наше приобретение - книга под названием "Транспорт".


Что мне нравится в этих книгах? Я уже говорила, что сделаны они по принципу карточек Домана, то есть, на одной странице изображена одна картинка, внизу подписано что на ней изображено. К примеру,


При желании, книгу можно разрезать и сделать из неё карточки.

Я же не стала этого делать, оставив книги в первозданном виде.

Дочки очень любят заниматься по этим карточкам. В фаворе у нас несколько книг с карточкам. Это, к примеру, "Овощи".


Я показываю то, что изображено на картинке, называю изображенный овощ, а кроме того, рассказываю, как он выглядит, какой формы и какого цвета. Также проговариваю во время еды, что в супе есть картошка, морковь, кабачок и т.д.



Очень дочки любят карточки с изображением фруктов.


Яблоко, конечно, самое любимое, но и другие уже узнают и показывают с лёгкостью.



Мне очень нравится заниматься по книжкам, где на развороте есть сравнения. К примеру, "твердый/мягкий". Параллельно с карточками, стараюсь показывать то же на предметах окружающей среды: "чистый/грязный", "много-мало" и т.д.


Недавно я купила детям и 2 "Азбуки" на русском и украинском языках, но к буквам у дочек пока что интереса нет, так что эти книги у нас не в ходу.

Книги, купленные первыми, уже очень потрепаны, что опять-таки подтверждает, что детям они очень нравятся и дочки любят по ним заниматься.

Буквально на днях я приобрела книгу "Цвета".


Я показывают не только карточки, но и указываю на ту игрушка, у которой одинаковый цвет с изображенным на картинке.


Что могу уже точно сказать: дочки стали с лёгкостью подбирать кольца для пирамидки, основываясь на моих подсказках относительного того, колечко какого цвета им нужно взять следующим.

По методике Домана я все же не стала заниматься: демонстрировать карточки блоками, определённое количество времени, по несколько раз в день.

Я просто показываю детям карточку, называю то, что на ней, рассказываю о изображенном как можно больше информации. Детям это нравится, я вижу, что они с радостью занимаются.

Подводя итог

Безусловно, я рекомендую карточки Домана - это прекрасная возможность познакомить детей с окружающим миром, способствующая интеллектуальному развитию малышей. Вариаций занятий по ним огромное множество, каждая мама может выбрать тот вариант, который удобен ее ребенку. Карточки можно купить, изготовить самим, приобрести книги, сделанные по принципу методики Домана.

Спасибо всем за внимание!!!

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – карточках Домана. Среди родителей мнения об этой методике довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что методика Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки с точками ( — Ozon , My-shop )

и карточки со словами , без картинок ( — Ozon , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по комплекту «». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Вконтакте , Facebook .

Здесь вы найдете описание нескольких способов, как заиметь дома какие-либо карточки для занятий, а также некоторые технические фишки (или минимум знаний) по работе со специальными программами, которые вам помогут сделать карточки самостоятельно.

Итак, вы решили заниматься с ребенком «по Доману». Ну или просто заниматься с карточками, по какой-то собственной схеме и методе. Где их взять?

Перед каждой активной мамой постоянно всплывает этот вопрос – где взять – а именно дилемма купить или делать самостоятельно. Общие соображения по поводу игрушек и развивающих пособий вообще я уже приводила вот , вместе с собственными фишками выбора того или иного варианта. Теперь же – собственно о карточках, и как следует из названия – именно о самодельном варианте.

Купить?

Отдельные наборы можно и купить, я сама приобрела несколько комплектов карточек от издательства «Мозаика-Синтез» (серия «Расскажите детям о…»), и это было сделано в рамках оптовых закупок, то есть по довольно привлекательной цене. Платить за 10-20 картинок 100 и более рублей, при цене на цветную печать в мини-типографиях от 15 р. за лист А4 (а если остановиться на карточках «две на листе», себестоимость сокращается в 2 раза) я морально не готова. Еще один минус покупных вариантов – они обычно мало похожи на классические домановские карточки (объект на белом фоне с подписью), а некоторые еще и эстетически сомнительные (проще говоря, не очень хорошо нарисованы или фотографии некачественные). Издательства, делающие «правильные» карточки, чаще всего предлагают их в А4 размере, что не очень удобно, а также изображения на них рисованные, а не фотографические. Мне же хотелось ребенку показывать реальные предметы.

Коллекцию карточек для ознакомления (как раз чтобы определиться, стоит ли покупать) я выложила в нашей группе Вконтакте, можете ознакомиться и даже скачать.

Сделать!

Вот несколько способов заиметь карточки неполиграфского, то есть собственного или частично собственного производства.

1. Скачать электронную версию и распечатать.

Самый простой технически вариант, требующий, однако, времени на поиски. Действительно хорошие карточки мало кто выкладывает в общий доступ , по Интернету обычно гуляют 1-2 варианта рисованных изображений, которые охватывают далеко не все темы. За неимением лучшего можно начать с них – вдруг вашего ребенка они вообще не увлекут? Добытые разными путями сканы дидактических пособий, предлагаемых разными издательствами чаще всего имеют неудовлетворительное качество сканирования: листы серые (это скажется на печати), картинки мутные и бледные. В моей коллекции большая часть карточек – как раз сканы, я их несколько поправила в графических программах, однако за качество печати не ручаюсь, т.к. сама их использую главным образом для демонстрации с экрана (планшета или ноутбука), а также беру оттуда текст (он уже адапитрован для детей, не нужно ничего придумывать).

2. Подготовить карточки самостоятельно и распечатать.

Единственный минус- время , требуются также некоторые технические навыки, а в остальном – сплошные плюсы:

  • Вы сами выбираете формат – карточка во весь лист, в половину (А5) или в четвертинку (А6, размер стандартной фотографии).
  • Вы подбираете картинку, которая вас устроит по качеству и внешнему виду. Нравятся рисунки – делаете рисунки, нравятся фото – подбираете фотографии: хотите – с фоном, хотите – «вырезанные».

О технических моментах создания картинок на своем компьютере читайте ниже, а пока несколько других замечаний и способов.

Как и где печатать?

Если у вас дома есть цветной принтер — вопросов нет, это самый дешевый вариант . Если принтера нет никакого, можно поискать у знакомых, у мужа на работе или пойти в мини-типографию. В нашем городе печать листа в цвете стоит от 15 р. (плюс бумага, если карточки нужны на плотном картоне), поэтому стоит задуматься, выгодно ли это.

Для владельцев черно-белых принтеров есть вариант печатать раскраски и быстренько придавать им живость карандашами . Да, тоже время занимает, зато бюджетно. Можно вместе с ребенком раскрашивать или старшего попросить.

Не забываем о варианте демонстрации с экрана . С распространением планшетов это стало очень просто. Эффект, по сути, тот же, а затрат никаких. Я довольно рано начала показывать дочери электронные презентации, а карточки мы начали разглядывать, когда накрылся наш принтер. Книги с заданиями тоже иногда с экрана смотрим, без распечатывания, она пальчиками показывает, что с чем соединить и что к чему подходит. Еще и место в доме экономится, т.к. распечатки надо где-то хранить. Однако не все считают приемлемым ребенка к какому бы то ни было экрану сажать.

Поэтому еще один вариант –

делать карточки из вырезок.

«Сырьем» могут служить газеты, журналы, рекламные буклеты, каталоги, потерявшие актуальность или порванные детские книжки, использованные рабочие тетради и альбомы для творчества (например, всем известные брошюр «Школы семи гномов»). Минус вырезок – в отсутствии системности. То есть довольно сложно сделать подборку именно овощей, потому что какие там картинки в ваших старых журналах отыщутся, еще неизвестно. Да и размер у всех будет разный. На своем опыте убедилась, что с вырезками количество довольно быстро переходит в качество. Если собирать картинки с завидным постоянством, через какое-то время там отыщутся любые предметы и любые животные. Их можно приклеивать на бумагу или картон, а подписи делать от руки. Отличные карточки получатся!

Последний вариант – что называется, своими руками от и до, — это

рисовать карточки самостоятельно —

карандашами, красками, в любых других доступных техниках. Процесс трудоемкий, требует времени и некоторых талантов со стороны мамы. Я видела подобные примеры на «мамосайтах» и искренне восторгаюсь такими умелицами. Подобные карточки потом можно сохранить для следующего поколения детей, будет уникальная семейная если не реликвия, то очень ценная вещь.

Технический минимум!

Теперь немного технической информации для тех, кто предпочтет идти относительно простым и доступным в современных реалиях путем – верстать карточки самостоятельно для их последующей печати.

Программы, которые вам помогут:

— Adobe Photoshop. Если он у вас есть, наверняка вы знаете, как выполнять в нем пару действий, а именно вам потребуются «задать размер изображения», «вставить» (картинку) и «текст», ну и масштабировать то и другое. Видеоуроков достаточно, они легко доступны. Самое сложное, как мне кажется, — это программу установить. Есть также онлайн-версия программы, похожей на фотошоп — Photo editor online . Можно работать прямо в сети, даже загружать ничего не надо. Функций поменьше, чем в обычном, но для создания карточек и нужны-то самые элементарные. К слову, если соберетесь программу осваивать и будете искать дистрибутивы, не гонитесь за новой версией. Даже в самой старой, 90-х годов или начала 2000-х, найдутся все нужные кнопки.

— Corel Draw и другие векторные графические редакторы . Я делаю именно в «Кореле», эта программа для меня родная. Там нужно усвоить все те же элементарные действия – выбрать формат листа, вставить заранее подготовленную картинку, вставить подпись. Плюс в том, что можно в этой программе создавать многостраничные документы (В фотошопе – только текущую картинку), то есть сразу целый набор или несколько подготовить, а также легко клонировать страницы, размещать по нескольку карточек на листе и т.п.

— Банальный MS Word . Если нет никакой возможности работать с графическими программами, то можно и там делать. Картинку А4 формата сделать очень просто – «Вставить» (картинку), угнать курсор вниз листа и сделать подпись – крупную, яркую (Доман рекомендует подписи красного цвета). Если делать 2 карточки на листе, можно создать таблицу в 2 колонки повторить действия. Или разбить страницу на 2 колонки. Иным образом разместить 2 картинки одну рядом с другой будет проблематично. Ну и подписи кому-то покажется удобнее делать при помощи инструмента «Подпись».

Просмотровщики картинок . Cреди них есть программы, имеющие довольно широкие возможности для редактирования изображений. Изменяя яркость и контрастность, двигая в разные стороны движки цветовой гаммы, делая обрезку краев и поворачивая изображения, можно существенно улучшить внешний вид картинок, которые вам попадаются в интернете. Например, всем хорош на фотографии ягуар/слон/арбуз, то темноват/мутноват/с некрасивым краем. Пара движений мышкой, и уже не нужно искать новую картинку. Я ранее пользовалась ACDsee , теперь уже давно влюблена в FastStone Image Viewer , и одну из ценнейших функций для любителя самодельных печатных игр – пакетное преобразование изображений. В частности, свою коллекцию карточек я долго не выкладывала именно потому, что редактировать каждое изображение, чтобы на него было хотя бы приятно смотреть, довольно муторно. А когда можно поправить цвет и яркость, а заодно и переименовать сразу 20-30… красота!

Откуда брать картинки, как их искать.

Простой и очевидный ресурс – Яндекс.Картинки и картиночные серверы других популярных поисковиков. Мне роднее сервис Яндекса, и вот почему. Там есть возможность задать дополнительные параметры поиска:

«Размер». Для печати маленький совсем не подойдет, худо-бедно сгодится средний, но лучше крупные брать, у «обоев» редко бывает нужный нам (и «по Доману», и экономящий краску при домашней печати) белый фон.

«Тип». Введите запрос (например, «жираф», «груша»), нажмите «клипарт» и возрадуйтесь! Для тех, кто мало имел дела с изображениями, клипарт – это как раз картинки (а чаще – подборки картинок) без фона, которыми пользуются дизайнеры.

«Цвет»: если выбрать главенствующим цветом белый, получим похожий эффект, а именно – картинки на белом фоне.

«Файл» (имеется в виду формат). Формат PNG особенно интересен – картинки имеют не просто белый, а прозрачный фон, то есть png-картинку можно поместить на другой цветной фон и даже ничего вырезать и обрезать в графических программах не придется.

Есть множество отдельных сайтов с подборками клипарта . Аllday.ru, например. Можно один раз «удачно наткнуться» на хорошую коллекцию и быть обеспеченным хорошими картинками на все детство ребенка. Правда, с них редко можно скачивать картинки напрямую, чаще через файлообменники, капчи и прочие усложнялки жизни.

На сайтах, представляющих подборки «обоев» — заставок на рабочий стол компьютера тоже можно найти много хороших фотографий. Удобно, когда они скомпанованы по темам: Животные, Горы, Море и т.д.

Презентации для детей – еще один источник изображений для карточек. Имеются в виду файлы формата ppt и pps. Как оттуда добыть картинки?

Ppt – формат, подразумевающий редактирование презентации, рабочий ее режим. Картинку можно добыть из слайда в режиме просмотра. Для этого выделить ее и правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню, в котором выбрать «Сохранить как рисунок», далее выбрать место на диске, куда сохранить.

Мне удобнее сохранять сразу всю презентацию как серию картинок из слайдов. Это быстрее, да и из слайда-картинки всегда можно вырезать изображение без подписей. Для этого выбираем Файл/Сохранить как/ Другие форматы, далее в раскрывающемся списке внизу выбираем «Рисунок в формате JPEG». По умолчанию в этой же папке, где лежала презентация, появится серия изображений, по одному на слайд. Если презентация качественная, вы получится сразу серию карточек для печати.

Многие презентации представлены в формате pps, то есть в режиме просмотра. Они запускаются сразу, вы никак не можете повлиять на скорость переключения слайдов и вообще никаких правок внести не сможете, разве что на паузу нажать в контекстном меню, пока… не пересохраните в формат ppt. Я знаю такой способ: в файловом менеджере Total Commander навести курсор на презентацию в формате pps и нажать F3 (или Просмотр) – презентация откроется в рабочем окне, и отсюда уже можно менять настройки анимации (например, менять слайды по щелчку, а не по времени), формат, ну и сохранить ее в виде изображений. Еще один способ – из файлового менеджера или обычного Проводника – в контекстном меню выбрать «Создать», результат тот же.

Женские форумы, разделы мам-дизайнеров. Некоторые мамы, начавшие осваивать дизайн и фотошоп в декрете, увлекаются созданием собственного клипарта и любезно выкладывают его во всеобщее пользование. Ранее таких подборок было множество на форуме «Материнство». Хотя подобные архивы мам-дизайнеров можно, наверное, найти на любом популярном женском форуме в разделе «увлечения».

В целом, не скрою, процесс создания карточек своими руками, как и любое рукоделие и «руко-делание» — это не всегда быстрый, местами кропотливый, требующий личного времени и настроя, а также минимальных технических навыков, но в то же время затягивающий и творческий процесс. Попробуйте!

Вовик стал в год и три проявлять активный интерес к буквам (свои рисунки я стала подписывать). Решила сделать тематические карточки - карточки Домана, т. к. покупные наборы не устроили ни по цене, ни по составу, ни по качеству. Вот что у нас получилось:

1. Описание
Для начала определилась с категориями карточек. Потом сделала список всего, входящего в категории. Получилось у меня так:
Игрушки . Кубики, кукла, юла, лошадка, мяч, пистолет, мишка, кегли, погремушка, конструктор, шарики, робот, кораблики, пирамида, неваляшка, лопатка, совок, шарики, настольная игра, погремушка.

Канцелярия . Краски, кисточки, линейка, блокнот, карандаши, точилка, ручка, степлер, дырокол, скрепки, мел, кнопки, скотч, циркуль, фломастеры, папка.

Домашние животные . Корова, лошадь, верблюд, свинья, коза, овца, олень, собака, кошка, кролик, хомяк, осел.

Звери . Бурундук, енот, медведь, обезьяна, тигр, бобр, еж, кенгуру, жираф, белка, белый медведь, тюлень, шакал, мышь, дикобраз, зубр, коала, морж, летучая мышь, мангуст, динозавр, пингвин, панда, пантера, крыса, морская свинка, лиса, барсук, лось, слон, гепард, зебра, бегемот, волк, рысь, заяц, лев, носорог, мамонт, олень, овцебык, нутрия, песец, кабан, крот, леопард, ягуар.

Рыбы и морские обитатели. Лещ, акула, ёрш, кит, карп, камбала, щука, окунь, корюшка, осётр, форель, сом, скумбрия, плотва, треска, угорь. Омар, креветки, осьминог, кальмар, морская черепаха, медуза, краб, морской конек, скат, морской лев, рак, дельфин, морская звезда, тигровая креветка.

Птицы . Филин, петух, утка, павлин, курица, лебедь, ласточка, альбатрос, попугай, аист, скворец, дятел, страус, ворона, орел, голубь, воробей, грач, соловей, клест, журавль, цыпленок, синица, канарейка, сова, чайка, снегирь, гусь, сорока, индюк, фламинго.

Насекомые . Пчела, муха, тарантул, стрекоза, колорадский жук, клещ, шмель, муравей, кузнечик, майский жук, божья коровка, гусеница, бабочка, скорпион, оса, богомол, комар, таракан, пиявка, паук, жук, личинка, червяк.

Пресмыкающиеся и рептилии. Ящерица, улитка, лягушка, игуана, черепаха, хамелеон, варан, крокодил, кобра, удав, гадюка, уж, полоз, мамба, анаконда.

Еда, орехи и напитки. Кешью, арахис, грецкие орехи, каштаны, фундук, пекан, кокосовый орех, кедровый орех, фисташки, миндаль. Сливочное масло, макароны, кренделек, сосиски, творог, цыпленок, шоколад, пончики, пицца, сэндвич, варенье, рулет, крекер, картофель фри, колбаса, буженина, сосиски, макароны, окорочок, блины, оладьи, ветчина, сардельки, печенье, салат, пельмени, гамбургер, джем, голубцы, пряники, сырок, горошек, мюсли, хлопья, квашеная капуста, курица-гриль, крылышки, консервы, кетчуп, майонез, сгущенка, селедка, запеканка, жареная рыба, винегрет, сырник, бутерброд, багет, йогурт, фасоль, булочки, батон, конфеты, вареники, вафли, овощи, пирожное, каша, плов, изюм, ветчина, пирог, лаваш, макароны, фасоль, кекс, круассан, курага, крабовые палочки, шаверма, рыбные палочки, стейк, пюре, тост, хот-дог, сметана, мед, оливки, сушки, сыр, маслины, суп, черный хлеб, десерт, пирожки, суши, шашлык, мясо, финики, торт, рогалик, рис, инжир, чернослив, черная икра, красная икра, гуляш, бефстроганов, мороженое, чипсы. Кефир, молоко, компот, кисель, бутылка воды, вода, чай, кофе, какао, сок.

Транспорт и средства передвижения. Велосипед, самолет, самосвал, микроавтобус, лодка, самокат, воздушный шар, аварийная машина, грузовик, машина, экскурсионный автобус, вертолет, автокран, бульдозер, корабль, велосипед, подъемный кран, каток, пожарная машина, скорая помощь, мусоровоз, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, полицейская машина, сани, экскаватор, санки, карета, подводная лодка, погрузчик, ролики, кабриолет, дельтаплан, коляска, носилки, вертолет, кресло-коляска, ледянка, прогулочная коляска, парашют, трактор, ракета, яхта, телега, катер, квадроцикл, надувная лодка, бетоновоз, поезд, бензовоз, снегоход, джип, лимузин, мотоцикл.

Мебель . Комод, стеллаж, кресло, кровать, полка, диван, детская кроватка, тумба, стенка, табурет, письменный стол, гардероб, шкаф, кухонный уголок, кухонный гарнитур, стул, стол.

Посуда и кухонные аксессуары. Кастрюля, ложка, нож, переднки, доска, миска, дуршлаг, сито, контейнер, пиццерезка, толкушка, овощечистка, кувшин, сахарница, чайник, тарелка, термос, воронка, вилка, котелок, терка, лопатка, сковорода, лопатка, тарелка, стакан, венчик, стаканчик, ковш, банка, бутылка, поварешка, скалка, шумовка, форма для выпечки, солонка.

Приборы. Блендер, мобильный телефон, кофемолка, микроволновая печь, миксер, пульт, пылесос, кофеварка, фен, ноутбук, телевизор, мультиварка, весы, магнитофон, веб-камера, наушники, колонки, плеер, планшетный компьютер, видеокамера, фотоаппарат, соковыжималка, посудомоечная машина, утюг, швейная машина, телефон, старальная машина, мясорубка, микрофон, кондиционер, вентиллятор, плита, тостер, калькулятор, чайник, пароварка, холодильник, компьютер, кухонный комбайн, принтер.

Человек . Мужчина, женщина, малыш, ребенок, мальчик, девочка, ноги, доктор, кулак, палец, полицейский, живот, плечи, ступня, спина, локоть, колени, шея, подбородок, волосы, ногти, брови, руки, ладонь, усы, борода, лоб, лицо, глаза, нос, рот, уши, зубы.

Цветы, злаки, растения . Магнолия, колокольчик, мать-и-мачеха, хризантема, клевер, орхидея, мак, василек, мята, подсолнух. Лен, репейник, лишайник, водоросли, мох, тростник. Просо, ячмень, пшкница, овес, рожь, осока, подснежник, гладиолус, крапива, роза, рис, ромашка, тюльпан, гербера, подорожник, пион, лилия, одуванчик, мимоза, каллы, лютик, кувшинка, фиалка, флоксы, папоротник, алоэ, ландыши, астры, фикус, гвоздика, сакура, сирень, календула, камыш, лотос, нарцысс, чертополох, анютины глазки, лаванда, незабудка, букет, ирис, кактус.

Элементы и явления природы . Росток, перо, сосульки, листья, ракушки, желуди лес, кочка, колосья, почки, костер, водопад, смерч, облако, туча, огонь, молния, солнце, луна, дождь, снежинка, трава, куст, дерево, гнездо, болото, море, река, радуга, ветка, ущелье, айсберг, звезда, шишки, лужа, капля, колосья, камень, полено, гора.

Улица . Лопата, тележка, горка, качели, светофор, палатка, мостик, кормушка, скворечник, монеты, деньги, киоск (ларек), банкомат, памятник, заправка, лестница, пожарная часть, стадион, церковь, лейка, балкон, снеговик, тачка, скамейка, остановка, забор, ворота, касса, мост, вокзал, лыжи, коньки, удочка, магазин, перила, урна.

Одежда, обувь, аксессуары . Перчатки, жилетка, кепка, носки, блузка, колготки, майка, шапка, пальто, варежки, шарф, пиджак, кофта, боди, шерстяные носки, трусы, шорты, комбинезон, джинсы, дубленка, пижама, комбинезон, брюки, платье, юбка, панамка шуба, рубашка, футболка, ремень, куртка. Зонт, сумка, портфель, бусы, кольцо, часы, цепочка, шнурки, косок. Кроссовки, босоножки, шлепанцы, резиновые сапоги, туфли, тапки, сапоги, валенки, ботинки.

Фрукты и ягоды. Груша, нектарин, инжир, хурма, айва, алыча, слива, яблока, фейхоа, дыня, манго, персик, грейпфрут, лайм, лимон, мандарин, киви, гранат, банан, ананас, апельсин, абрикос. Ежевика, арбуз, виноград, клубника, тутовник (шелковица), шиповник, облепиха, барбарис, рябина, земляника, черная смородина, брусника, вишня, клюква, земляника, ирга, белая смородина, черноплодная рябина, малина, морошка, калина, голубика, черника, красная смородина, крыжовник.

Овощи и зелень. Морковь, перец, помидор, картофель, кабачок, огурец, репа, свекла, капуста, лук, редис, авокадо, брокколи, пекинская капуста, брюссельская капуста, горох, баклажан, репка, имбирь, патиссон, спаржа, дайкон, редька, кукуруза, белокочанная капуста, батат, бобы, цуккини, цветная капуста, хрен, тыква, острый перец, чеснок, артишок, краснокочанная капуста, кольраби, пастернак. Салат, лук-порей, петрушка, сельдерей, зеленый лук, шпинат, щавель, укроп, ревень.

Квартира . Прищепки, расческа, рюкзак, ножницы, настольная лампа, коробка, корзина, умывальник, унитаз, кран, душ, выключатели, розетка, камин, очки, лампочка, ампула, вата, таблетка, капсула, бинт, градусник, клизма, зеркало, клубок, моток, нитки, иголка, гладильная доска, зубная паста, зубная щетка, мочалка, шампунь, полотенце, плед, мыло, грелка, горшок, булавка, ванна, ведро, мойка, лампа, светильник, ночник, газета, письмо, рулетка, вешалка, люстра, пуговица, пассатижи, пила, пакет, сундук, спички, бинокль, фонарик, бра, отвертка, молоток, шприц, топор, губки, щетка, щетка для волос, ящик, чемодан, совок, ваза, батарейки, лейкопластырь, подушка, замок, кошелек, коврик, ключ, книги, торшер, термометр, свеча, матрас, кисть, часы, туалетная бумага.

Деревья . Эвкалипт, пихта, сосна, бонсай, орешник, граб, черемуха, акация, пальма, баобаб, бамбук, вяз, можжевельник, бук, клен, вяз, тополь, яблоня, рябина, дуб, береза, кипарис, ольха, липа, каштан, лиственница, ясень, ель, ива, кедр, осина.

Грибы . Шампиньоны, шиитаки, волнушка, подосиновик, горькушка, масленок, боровик, белый, вешенки, моховик, подберезовик, опята, сыроежки, черный груздь, белый груздь, черноголовик, лисички, мухомор, бледная поганка, дождевик.

Музыкальные инструменты . Маракасы, гитара, скрипка, гусли, балалайка, арфа, баян, рояль, пианино, губная гармоника, барабан, ксилофон, флейта, бубен, аккордеон, труба, тромбон.

Геометрические фигуры и тела. Прямоугольник, овал, полукруг, трапеция, треугольник, кольцо, квадрат, круг, параллелепипед, шестиугольник, сердце, пятиугольник, ромб, восьмиугольник, звезда. Шар, конус, параллелепипед, пирамида, тор, цилиндр, куб.

Персонажи . Царевна-лягушка, Дед Мороз, Снегурочка, Маугли, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах, Леопольд, Змей Горыныч, гном, Емеля, клоун, кот Матроскин, Бармалей, Айболит, золотая рыбка, Нептун, Русалочка, Дюймовочка, Людоед, Баба Яга, фея, Шапокляк, Красная Шапочка, Пьеро, Чиполино, И-а, почтальон Печкин, Василиса Прекрасная, король, царь, Незнайка, Мурзилка, Кеша, Карлсон, Чебурашка, пират, Пятачок, Водяной, богатырь, волк, Бэтмен, Колобок, принцесса, принц, Белоснежка, привидение, Лесовик, оловянный солдатик, русалка, солдат, богатырь, Микки Маус, Щелкунчик, дядя Стёпа, шут, волшебник, ведьма, Иван-царевич, крокодил Гена, Чудовище, смешарики, дракон, Шрек, Снежная королева, царевна Несмеяна, жар-птица, Арлекино, Чунга-Чанга, Антошка, Буратино, Мальвина, ангел, Винни Пух, Мэри Поппинс, Аладдин, джинн, Карабас-Барабас, Спайдермен, Леший, Домовой, Петрушка, Мюнхаузен, Золушка.
Вот здесь можно скачать: http://narod2.yandex.ru/disk/39465126001/%D1%81%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%A7%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%96%D0%98.doc.html

2. Подписи (надписи)
Развивашку хочется использовать подольше - до школы. Поэтому подписи на разных карточках выполнены разными способами. На простых карточках они яркие, одноцветные, информативные:

Второй вид надписей - красно-синие - нужны для изучения с ребенком гласных и согласных:

Третий вариант подписей служит для обозначения слогов:

И есть подписи по Зайцеву (одним цветом выделена согласная и идущая за ней гласная):

3. Изготовление
Для изготовления карточек сначала воспользовалась купленными на книжной ярмарке тематическими раскрасками (6-10 руб. за книжку):

Карточки из тематических раскрасок вырезала по нужному мне размеру (15х20 - половина альбомного листа):

В интернете скачала несколько подходящих мне карточек (много детских презентаций на этом сайте - http://900igr.net/). Скаченные и сохраненные в виде графических файлов, карточки распечатывала по акции в фотоателье (100 штук за 199 рублей в NetPrint - бюджетный вариант у меня получился!) Фотографии не ламинировала:

Но качество скаченных карточек мне не очень понравилось. Поэтому искала в инете нужные изображения хорошего качества, вставляла их в документ Word и делала подписи:

Вордовский документ с карточками распечатывала на цветном принтере (более 500 листов):

Для дольшей сохранности все карточки решила заламинировать. Ламинировали вместе с Вовиком. Ему так понравился ламинатор: маленькая бесшумная коробочка, через которую проезжает тихонько бумажка матовая, а становится глянцевая, да еще и с узнаваемыи рисунками!

Потом заламинировнные листы разрезала пополам (по размеру карточек). Получилась вот такая стопка:

Для удобного хранения и изучения категорий сшила кармашки из твида. Под каждую категорию не получилось, их слишком много, а ткань в кармашками размером всего лишь с книжный стеллаж. Так что по 3 категории пришлось группировать.

4. Использование
Карточки одной категории нужно показывать ребенку по 2-3 секунды ежедневно, проговаривая название (подпись). Заниматься больше 5 минут за раз не получится, т. к. у ребенка переключается внимание. Тут главное периодичность.

Со временем ребенок выучивает всю категорию (как картинки, так и текст). Можно просить его показать нужный объект или назвать его, если ребенок уже говорит (заниматься по карточкам можно чуть ли не с рождения!).
Следующий этап игры - рассказ об изображенном предмете, его свойствах, происхождении, цвете, вкусе, материале, назначении и т. п.
Здесь можно прочитать про систему более подробно и скачать некоторые категории карточек -http://proigrushku.ru/kartochki-domana/.

Позже сделаю Вове карточки и по другим темам - Писатели, художники, поэты, флаги, инструмент, профессии и т. п. Пока - по минимуму на мой взгляд

Занятия с Вовой по этим карточкам у нас происходят пока очень экзотично. Я показываю ему карточку с домашним животным, озвучиваю и Вова тут же срывается с места, чтобы принести такую же игрушку или журнал/книгу с его изображением. Так что я не успеваю его остановить и показать следующую карточку ) Зато сам он может с удовольствием сидеть и разглядывать карточки, разговаривая с ними на своем языке...

Делала долго, но результатом довольна - карточки Вове нравятся очень ))

P.S. По просьбе трудящихся все сохраненные картинки заархивировала и положила тут - http://narod2.yandex.ru/disk/38549232001/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80.rar.html ) Сорри, остальные печатала и не сохраняла...
Вот еще несколько моих категорий http://files.mail.ru/FSPCOV

Начиталась интернета и решила, что нам необходимы развивающие карточки . Купили 🙂 Вот такие:

Дочка (на тот момент где-то 1.5 года) очень карточками заинтересовалась! За пару дней она узнала с десяток новых слов из разных категорий. Играет с ними до сих пор (год и 9), но я стала замечать, что содержимое карточек (около 80 штук) ей известно, она быстро их пролистывает и ищет другое занятие для себя. Поэтому я вдохновилась идеей добавить несколько карточек с новыми изображениями и сделать их своими руками! Нам понадобился интернет, цветной принтер, бумага, картон, ножницы, клей и карандаш. 15 минут креатива и вот что мы получили:

Карточки имеют изображения с обеих сторон. Между двумя картинками — картон. Размер карточки 9х11см. Все предельно просто и ребенок снова увлечен!

А вот еще вариант самодельных развивающих карточек . С помощью такого варианта мы изучаем цвета.

Важный момент: если есть возможность, воспользуйтесь ламинатором 😉

И вариант развивающих карточек -самоделок номер три: