Организация рабочего места при укладке тротуарной плитки. Технология укладки тротуарной плитки – пошаговая инструкция для новичков. этап - подготовка основания под тротуарную плитку

Укладка тротуарной плитки – достаточно ответственное мероприятие, поэтому технология выполнения работ должна быть точно соблюдена с учетом всех строительных правил.

Без соблюдения определенных правил в работе возможно разрушение всего комплекса . Устройство тротуарной плитки выполняется в несколько этапов:

  • разметка – по всему периметру расставляются отметки;
  • планировка – с размеченной части под мощение выбирается и вывозится грунт;
  • рабочее покрытие грунта уплотняется;
  • укладывается теплоизолирующий слой;
  • укладывается геотекстиль;
  • устройство дополнительного основания;
  • установка бордюров;
  • устройство несущего основания и его уплотнение;
  • устройство монтажного основания;
  • укладка и утрамбовка тротуарной плитки;
  • резка плитки;
  • заполнение швов.

Естественно, что любые работы следует начинать с расчистки участков: корчевание пней; очистка от сорняков; уборка и вывоз мусора и прочее. Затем следует . При наличии излишков грунта их необходимо снять и вывезти, после чего участок разравнивается.

Теперь можно перейти к планированию участка. Для того чтобы правильно выполнить все работы, нужно подготовить проект, чертеж участка, и на его основании выполнить при помощи рулетки и нивелира промеры по вертикали и горизонтали. После чего забиваются в узловых точках заранее приготовленные колышки. Затем следует укладка теплоизолирующих слоев. Теплоизоляция – это один или несколько слоев из листов пенопласта. Пенопласт может заменяться сходными по параметрам другими теплоизоляционными материалами. Такие материалы необходимо укладывать каждой плиткой непосредственно на земляное полотно. Если земляное полотно выровнено, сложности такая укладка не вызовет, но если же на поверхности присутствуют впадины, то их необходимо выравнивать песком. Неровностей под плитами пенопласта не должно быть. Иногда в качестве морозозащитного покрытия применяют бетон с вяжущими заполнителями, пористые каменные материалы, а также золошлаковые смеси с легкими заполнителями.

Устройство основания

В основном для устройства дополнительного покрытия основания используют намывной или карьерный песок. В отдельных случаях могут использоваться для основания такие материалы, как:

  1. Щебень, но он значительно дороже песка.
  2. Грунт, укрепленный вяжущими материалами: цементом или известью с золошлаковыми смесями. Сначала он смешивается с дисперсными добавками, после чего в него вводят известь и воду или цемент и воду. Уплотнение грунта производится не позднее чем спустя 3 ч после добавления цемента и воды. Используя известь, укрепленный грунт необходимо спланировать и уплотнить в течение 1 суток.

Укрепленные грунты необходимо укладывать в один или несколько слоев в зависимости от толщины покрытия. Верхний ряд основания следует устраивать из приготовленных в установках смесей. Для достижения необходимой плотности и ровности грунта, укрепленного вяжущими материалами, можно применять уплотнение. При формировании дополнительных слоев основным материалом остается песок.

Толщина слоя зависит от проектной толщины дополнительного слоя основания, который можно уложить сразу на всю толщину слоя или который подлежит послойной укладке с промежуточным уплотнением.

Вернуться к оглавлению

Установка бортового камня

Здесь важно учесть соотношение высоты бортового камня и толщину его дополнительного и несущего слоев основания. Высота камней может быть от 12 до 45 см. После того как произведена планировка и уплотнение слоя грунта, следует установить бортовые камни по периметру рабочей зоны. Таким образом, края дорожных одежд надежно закрепятся, и так можно предотвратить осыпание краев из щебня и песка. Особое внимание следует обратить на высотные отметки верхних краев бортовых камней. После того как установят бортовые камни, намного легче отслеживать высотные отметки при укладке дополнительных и несущих слоев основания. Если ваш проект предусматривает между дополнительным слоем и земляным полотном дренирующие или гидроизоляционные слои, их необходимо уложить сразу за установкой бортовых камней. Вся технология, используемая при , заключается в следующих действиях: уплотнение грунта; ; устройство дополнительных оснований; устройство основного основания; устройство дренажа; укладка монтажного слоя; мощение тротуарной плиткой.

Несущие слои основания преимущественно устраиваются из гравия разных фракций, щебня, шлака, пескоцемента и песчано-гравийных или песчано-щебеночных смесей. Послойно отсыпается щебень и уплотняется. Определять объем материала следует с запасом, учитывая коэффициент на уплотнение.

Вернуться к оглавлению

Монтажный слой

Непосредственно перед самой укладкой тротуарной плитки устраивается монтажный слой. Изготовление монтажного слоя с процессом укладки тротуарной плитки – единый технологический процесс, так как назначение монтажного слоя заключается в окончательном выравнивании полотна перед укладкой и удержании плитки от смещения в процессе ее эксплуатации.

Технология устройства монтажного слоя следующая. Поверх выровненного и уплотненного несущего слоя основания укладываются направляющие, представляющие собой металлический профиль прямоугольного сечения 30 мм высотой. Укладываются направляющие параллельно друг другу на длину правила. После чего устанавливают правило на направляющие и передвигают его таким образом, чтобы при скольжении сгребалась лишняя гарцовка в конец. В результате чего получится ровная поверхность из гарцовки, что, собственно, и послужит монтажным слоем. Толщина уплотненного монтажного слоя должна составлять от 3 см, но быть не более 5 см в каждой точке площади покрытия.

По готовому монтажному слою нельзя ходить, его поверхность может нарушиться, и протяжку верхнего слоя гарцовки необходимо будет повторять. При мощении тротуарной плиткой, выполнении предварительных работ либо же устройстве подготовительных слоев понадобится определенный инструмент:

  • лопата;
  • тачка;
  • виброплита;
  • ландшафтные грабли;
  • мерная лента;
  • садовый шланг;
  • строительная нить;
  • пила с алмазным лезвием;
  • ножницы;
  • долото;
  • молоток;
  • шприц для расшивки швов;
  • воздуходувка;
  • смеситель для раствора.

Укладка тротуарной плитки - комплексное мероприятие, требующее соблюдение многих строительных правил. Несоблюдение одного из правил приводит к разрушению всего комплекса.

Подготовительные работы. Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки и брусчатки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям, уклоны. После того как были произведены работы по разбивке контура, приступают к подготовке основания, которое включает следующие виды работ:

Планировка. После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.

Устройство уклонов, дренаж. Нужно учесть, что несмотря на плотно прилегающие швы брусчатки, основание пропитывается водой. Поэтому в основании необходим водонепроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть поверхностной воды может быть отведена напрямую через брусчатку и несущий слой в грунт. В любом случае, покрытие из брусчатки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, чтобы под брусчаткой не образовывалось «болото».

Устройство несущего слоя. Для несущего слоя должен быть применён морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесён равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из брусчатки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и укладывается в несколько слоёв, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.

Установка бордюров. Во избежание «расползания» брусчатки по краям используют пластиковый бордюр или поребрик, которые должны достигать половины высоты брусчатки и затем могут быть прикрыты природным грунтом.

Устройство выравнивающего песчаного слоя под брусчатку. На уплотнённый несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3 - 5 см, обязательно чистого (без глины). Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка.

После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо закреплены, укладывается подстилающий слой между ними и разглаживается с помощью правила так, чтобы брусчатка, прежде чем она будет уплотнена, лежала на 1 см выше от необходимого уровня. Затем направляющие осторожно убирают, а оставшиеся желобки аккуратно заполняют песком. На уложенный настил не наступать!!!

Укладка брусчатки

Для укладки тротуарной плитки при достаточном объёме работ необходима бригада из 4-х человек, которая сможет в среднем за 1 рабочую смену освоить объём 30 -40 м2 со всеми сопутствующими работами.

Укладку начинают:

  • От нижней точки к повышающей;
  • От оптически важной границы;
  • От важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т.д.

Прежде чем начинать укладывать первый ряд брусчатки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Затем, придерживаясь натянутого шнура, приступаем к укладке. Проверять точное расположение швов рекомендуется через каждые три ряда уложенной брусчатки.

Укладывается при помощи резинового молотка лёгким постукиванием по брусчатке. Каждые 5 м2 уложенной, но не уплотнённой брусчатки её горизонтальная поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила, при этом погрешности от 5 мм до 1 см на 2 метра уложенной площади.

Нередко возникают проблемы очень точной резки брусчатки. Для этого существуют отрезные диски с алмазным напылением. На объекте до 100 м2 полностью изнашивается до двух дисков.

Заделка швов и виброуплотнение. После того, как брусчатка уложена, покрытие уплотняется виброплитой. После первого виброуплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, «связывая» всё покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие вновь уплотняется виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить, чтобы он полежал некоторое время. После чего можно ещё раз промести площадку.

Текущая эксплуатация. В зимнее время во избежание наледи покрытие нужно регулярно чистить с помощью метлы и деревянной лопаты. Для уменьшения скользкости можно посыпать песком. Если снег не был вовремя убран, и наледь образовалась, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического лома. Снегоуборочная техника, обслуживающая покрытие, также должна иметь на отвале резиновую насадку.

При воздействии различных материалов на брусчатке могут возникать загрязнения, существенно изменяющие вид покрытия. Например, автопокрышки оставляют чёрные полосы, пыль и дорожная грязь делают поверхность чёрно-серой. С помощью чистящих средств и специальных веществ можно вернуть поверхности первоначальный цвет.

Способы укладки тротуарной плитки

Существует несколько способов укладки брусчатки. Выбор способа зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации участка (пешеходная зона, площадка для проезда и парковки легковых автомобилей, отмостка). Возможна укладка брусчатки с бордюрными камнями или без них. Вне зависимости от выбранного способа укладки, результат работы значительно зависит от тщательности предварительной разметки и подготовки основания под укладку. Этап разметки площадок и дорожек и подготовки основы (ложа) является общим для всех типов мощения.

Для пешеходных дорожек и площадок с небольшой нагрузкой укладка производится на песчаное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте песок слоем 5 - 15 см.

2. Тщательно разровняйте песок, соблюдая необходимые уклоны для стока воды, используйте грабли и правило.

3. Пролейте получившийся слой водой из шланга или из лейки (необходимо не менее 10 литров воды на 1 м2).

4. Утрамбуйте основание ручной трамбовкой.

5. На жидкий раствор М100 установите бордюры, при необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

6. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

7. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

8. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающий песок, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

9. Заполните зазоры между камнями просеянным песком с помощью щетки, совершая движения в разных направлениях.

10. Смойте излишки песка слабой струей воды, следя за тем, чтобы песок не вымывался из швов.

Для умеренного движения и стоянки легкового транспорта укладка производится на щебеночное основание с сухой смесью

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 20 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

3. На жидкий раствор М100 установите бордюры. При необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

4. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

5. Насыпьте и разровняйте сухую цементно-песчаную смесь слоем 5 - 10 см. (Возможно дополнительное армирование дорожной сеткой).

6. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

7. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающую смесь, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

8. Пролейте дорожку большим количеством воды.

9. Дождитесь высыхания поверхности брусчатки. Только после этого заполните швы сухой смесью.

10. Повторно пролейте водой дорожку из лейки, следя за тем, чтобы вода не вымывала смесь из швов.

11. При необходимости до полного застывания очистите поверхность от излишков раствора. На поверхности не должно остаться следов раствора. Все швы должны быть тщательно заполнены смесью.

Для устройства отмосток, площадок с большой нагрузкой и при проблемных грунтах укладка производится на бетонное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 15 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

2. Утрамбуйте щебень трамбовкой.

3. По границе участка предназначенного для заливки бетоном установите опалубку из досок толщиной не менее 40 мм, закрепив их кольями через каждые 60 - 100 см.

4. Уложите бетон слоем 5 - 15 см. При больших площадях покрытий желательно оставлять температурные швы шириной не менее 0,5 см через каждые 3 м для предотвращения растрескивания покрытия в зимний период. В случае армирования бетонной подушки сначала уложите бетон слоем около 3 см. Затем уложите дорожную сетку и залейте её бетоном до проектного уровня (возможно использование проставок).

5. Окончательно сформируйте уклоны и уровни основания.

6. На жидкий раствор М100 установите бордюры. Опалубку можно не снимать.

7. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

8. Укладка элементов производится на цементно-песчаную стяжку толщиной 1 -3 см. Стяжку необходимо заливать на предварительно увлажненную поверхность.

9. Заполните температурные швы эластичным наполнителем.

10. Заделайте швы раствором или затиркой. Старайтесь не допускать в процессе работы попадания раствора на лицевую поверхность покрытия, если это произошло, следы раствора необходимо удалить до его застывания.

Укладка тротуарной плитки - комплексное мероприятие, требующее соблюдение многих строительных правил . Несоблюдение одного из правил приводит к разрушению всего комплекса. Несоблюдение технологии укладки тротуарной плитки, использование материалов покрытия, совершенно не соответствующих своему назначению, безответственное отношение к работе обычно приводят к тому, что тротуары, площади и дороги горбятся, проваливаются, отдельные плитки покрытия разрушаются или расшатываются. Поэтому при выполнении работ по укладке тротуарной плитки крайне важно придерживаться установленной технологии, использовать соответствующие материалы, и для лучшего качества применять специальную оснастку и оборудование. Укладка тротуарной плитки производится на тщательно утрамбованное и выровненное основание. Качество подготовки основания напрямую определяет долговечность тротуарного мощения.

Можно отметить следующие основные этапы выполнения работ по укладке плитки:

Выбор схемы укладки тротуарной плитки и разметка дорожек;

Подготовка основания под покрытие;

Укладка и окончательная обработка поверхности.

Подготовительные работы. Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки и брусчатки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям, уклоны. После того как были произведены работы по разбивке контура, приступают к подготовке основания, которое включает следующие виды работ:

Планировка. После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.

Устройство уклонов, дренаж. Нужно учесть, что несмотря на плотно прилегающие швы брусчатки, основание пропитывается водой. Поэтому в основании необходим водонепроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть поверхностной воды может быть отведена напрямую через брусчатку и несущий слой в грунт. В любом случае, покрытие из брусчатки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, чтобы под брусчаткой не образовывалось «болото».

Устройство несущего слоя. Для несущего слоя должен быть применён морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесён равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из брусчатки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и укладывается в несколько слоёв, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.

Установка бордюров. Во избежание «расползания» брусчатки по краям используют бордюр или поребрик, которые должны достигать половины высоты брусчатки и затем могут быть прикрыты природным грунтом.

Устройство выравнивающего песчаного слоя под брусчатку. На уплотнённый несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3 - 5 см, обязательно чистого (без глины). Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка.

После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо закреплены, укладывается подстилающий слой между ними и разглаживается с помощью правила так, чтобы брусчатка, прежде чем она будет уплотнена, лежала на 1 см выше от необходимого уровня. Затем направляющие осторожно убирают, а оставшиеся желобки аккуратно заполняют песком. На уложенный настил не наступать!!!

Укладка брусчатки

Для укладки тротуарной плитки при достаточном объёме работ необходима бригада из 4-х человек, которая сможет в среднем за 1 рабочую смену освоить объём 30 -40 м2 со всеми сопутствующими работами.

Укладку начинают:

От нижней точки к повышающей;

От оптически важной границы;

От важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т. д.

Прежде чем начинать укладывать первый ряд брусчатки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Затем, придерживаясь натянутого шнура, приступаем к укладке. Проверять точное расположение швов рекомендуется через каждые три ряда уложенной брусчатки.

Укладывается при помощи резинового молотка лёгким постукиванием по брусчатке. Каждые 5 м2 уложенной, но не уплотнённой брусчатки её горизонтальная поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила, при этом погрешности от 5 мм до 1 см на 2 метра уложенной площади.

Нередко возникают проблемы очень точной резки брусчатки. Для этого существуют отрезные диски с алмазным напылением. На объекте до 100 м2 полностью изнашивается до двух дисков.

Заделка швов и виброуплотнение. После того, как брусчатка уложена, покрытие уплотняется виброплитой. После первого виброуплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, «связывая» всё покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие вновь уплотняется виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить, чтобы он полежал некоторое время. После чего можно ещё раз промести площадку.

Текущая эксплуатация. В зимнее время во избежание наледи покрытие нужно регулярно чистить с помощью метлы и деревянной лопаты. Для уменьшения скользкости можно посыпать песком. Если снег не был вовремя убран, и наледь образовалась, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического лома. Снегоуборочная техника, обслуживающая покрытие, также должна иметь на отвале резиновую насадку.

При воздействии различных материалов на брусчатке могут возникать загрязнения, существенно изменяющие вид покрытия. Например, автопокрышки оставляют чёрные полосы, пыль и дорожная грязь делают поверхность чёрно-серой. С помощью чистящих средств и специальных веществ можно вернуть поверхности первоначальный цвет.

Способы укладки тротуарной плитки

Существует несколько способов укладки брусчатки. Выбор способа зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации участка (пешеходная зона, площадка для проезда и парковки легковых автомобилей, отмостка). Возможна укладка брусчатки с бордюрными камнями или без них. Вне зависимости от выбранного способа укладки, результат работы значительно зависит от тщательности предварительной разметки и подготовки основания под укладку. Этап разметки площадок и дорожек и подготовки основы (ложа) является общим для всех типов мощения.

Для пешеходных дорожек и площадок с небольшой нагрузкой укладка производится на песчаное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте песок слоем 5 - 15 см.

2. Тщательно разровняйте песок, соблюдая необходимые уклоны для стока воды, используйте грабли и правило.

3. Пролейте получившийся слой водой из шланга или из лейки (необходимо не менее 10 литров воды на 1 м2).

4. Утрамбуйте основание ручной трамбовкой.

5. На жидкий раствор М100 установите бордюры, при необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

6. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

7. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

8. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающий песок, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

9. Заполните зазоры между камнями просеянным песком с помощью щетки, совершая движения в разных направлениях.

10. Смойте излишки песка слабой струей воды, следя за тем, чтобы песок не вымывался из швов.

Для умеренного движения и стоянки легкового транспорта укладка производится на щебеночное основание с сухой смесью

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 20 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

3. На жидкий раствор М100 установите бордюры. При необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

4. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

5. Насыпьте и разровняйте сухую цементно-песчаную смесь слоем 5 - 10 см. (Возможно дополнительное армирование дорожной сеткой).

6. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

7. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающую смесь, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

8. Пролейте дорожку большим количеством воды.

9. Дождитесь высыхания поверхности брусчатки. Только после этого заполните швы сухой смесью.

10. Повторно пролейте водой дорожку из лейки, следя за тем, чтобы вода не вымывала смесь из швов.

11. При необходимости до полного застывания очистите поверхность от излишков раствора. На поверхности не должно остаться следов раствора. Все швы должны быть тщательно заполнены смесью.

Для устройства отмосток, площадок с большой нагрузкой и при проблемных грунтах укладка производится на бетонное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 15 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

2. Утрамбуйте щебень трамбовкой.

3. По границе участка предназначенного для заливки бетоном установите опалубку из досок толщиной не менее 40 мм, закрепив их кольями через каждые 60 - 100 см.

4. Уложите бетон слоем 5 - 15 см. При больших площадях покрытий желательно оставлять температурные швы шириной не менее 0,5 см через каждые 3 м для предотвращения растрескивания покрытия в зимний период. В случае армирования бетонной подушки сначала уложите бетон слоем около 3 см. Затем уложите дорожную сетку и залейте её бетоном до проектного уровня (возможно использование проставок).

5. Окончательно сформируйте уклоны и уровни основания.

6. На жидкий раствор М100 установите бордюры. Опалубку можно не снимать.

7. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

8. Укладка элементов производится на цементно-песчаную стяжку толщиной 1 -3 см. Стяжку необходимо заливать на предварительно увлажненную поверхность.

9. Заполните температурные швы эластичным наполнителем.

10. Заделайте швы раствором или затиркой . Старайтесь не допускать в процессе работы попадания раствора на лицевую поверхность покрытия, если это произошло, следы раствора необходимо удалить до его застывания.

Тротуар является неотъемлемой частью любого дачного, коммерческого и других видов участков. Существует несколько вариантов обустройства тротуарной зоны, но самыми популярными являются именно способы укладки тротуарной плитки, о которых пойдет речь в данной статье.

Тротуарная плитка и камень (брусчатка) обладает солидной прочностью, долговечностью, декоративностью готового покрытия и такое благоустройство тротуараотличается выгодно от других способов тем, что не требует наличия специализированного оборудования, как например, асфальтного катка (при асфальтировании), плоскостного трамбовщика бетона вибраторного типа (при бетонировании), и т. д.

Выгодным такой способ обустройства тротуара также представляется тем, что при нем могут быть выполнены длительные технологические паузы, чего не удастся при асфальтировании и бетонировании, когда работу необходимо произвести за раз, чтобы получился цельный, качественный слой тротуарного покрытия.

Как и во всех остальных технологиях способов обустройства проходной зоны (тротуара) дачного или иного участка, технология укладки бетонной тротуарной плитки также вмещает в себе такую последовательность и этапы производства:

подготовка основания (грунта); устройство подстилочного слоя; устройство покрытия тротуарной плитки/камня.

Рассмотрим все эти этапы подготовки под обустройство тротуара плиткой в основных чертах, все нюансы и правила - это отдельная, весьма объемная статья, основанная на нормативных документах и технологических картах на выполнение соответствующих земельных и специальных работ.

Подготовка основания в самом простом случае вмещает в себе комплекс незамысловатых процессов, как: вытравливание и выкорчевывание растительности, выкапывание и выравнивание грунта (срезание бугров и засыпание ям), трамбование грунта.

Если же речь идет о больших неровностях поверхности грунта на больших площадях, то основание для тротуарной плитки подготавливается специальной строительной техникой (бульдозеры, скреперы, экскаваторы) и специализированными контрольно-измерительными приборами (нивелир), однако это совсем другая тема.

При элементарной подготовке грунта сначала выполняются работы по выкорчевыванию зеленых насаждений: нужно проверить, чтобы не было корней вишняка и других быстрорастущих, а также выцапать все мелкие сорняки и вытравить грунт. Далее выявляют неровности грунта, воспользовавшись нивелиром (можно лазерным уровнем) и срезают бугры, грунт засыпают в ямы и трамбуют.

Устройство подстилочного слоя выполняется на стабилизированный, подготовленный грунт и есть не что иное, как подготовка основания под тротуарную плитку несколькими слоями сыпучих каменных материалов (щебень, отсев, песок).

Эти слоя наносятся один за другим с определенной толщиной в том или ином случае.

Также подстилочный слой может представлять собой бетонную подушку или же вообще отсутствовать, если имеется старое, прочное покрытие, которое пригодно как основание для укладки тротуарной плитки (старое асфальтовое покрытие, например).

Устройство покрытия тротуарной плитки/камня может производиться по нескольким вариантам, все зависит при этом от покрытия, на которое она укладывается.

Важным нюансом, отличающим процесс укладки тротуарной от кафельной плитки является то, что при малейшем отклонении от прямолинейности по шнуру, «сыграть» швами и исправить ситуацию будет практически невозможно.

Что касается самой укладки, то главным является соблюдение прямолинейности по шнуру, а плоскость и уровень – это зависит от предыдущего этапа – устройства подстилочного слоя под тротуарную плитку.

Выравнивание изъянов (ям и отклонений от уровня) в случае с укладкой на раствор является очень сложным, так как тротуарная бетонная или каменная плитка – материал тяжелый и просто-напросто выдавливает под своим весом лишнюю толщину раствора.

В данном случае речь идет о низких и средних нагрузках на такой тротуар (люди, легковые машины), поэтому не требует особой стабилизации основания бетонированием с устройством армирования.

Однако, в зависимости от самого грунта и от интенсивности нагрузки, производят различное устройство подстилающего слоя, а также используют различные подстилающие материалы, на которые непосредственно производят укладку тротуарной плитки. При этом (как видно на рис.) происходит естественная циркуляция осадков, то есть почва «дышит», чего не бывает при асфальтировании или бетонировании.

В современном обустройстве земельных участков чаще всего укладка тротуарной плитки на грунт производится такими способами:

укладка тротуарной плитки на гарцовку; укладка тротуарной плитки на песок; укладка тротуарной плитки на отсев.

При этом перечне существует множество конфигураций самих конструкций подстилочных слоев (толщина дренаж-подстилочного и выравнивающего слоя, наличие/отсутствие геотекстиля и т. д.), все это инженерные расчеты, которые вычесляются по СНиП относительно типа грунта и нагрузок.

Укладка плитки на гарцовку выполняется в большинстве случаев, если тротуар идет со значительным уклоном.

Дело в том, что гарцовка представляет собой сухую цементно-песочную смесь, которая схватывается под плиткой при первых же осадках (или поливе со шланга после укладки) и надежно сцепляет ее (плитку) так, что исключается возможность ее оползания в сторону наклона.

Также гарцовка применяется в случае, если земля не обладает достаточным водопоглащением, что может привести к вымыванию песка из-под плитки (если ее на него укладывать).

Важным нюансом при укладке плитки на гарцовку является то, что она очень быстро выгорает на пекущем солнце, так что работу в солнечные летние дни нужно производить быстро или обеспечив тень. Также гарцовка долго не храниться при использовании влажного песка (влага передастся цементу и запустится схватывание).

Укладка плитки на песок, пожалуй, самый древний, классический способ обустройства тротуаров. Укладка на цементно-песчаную смесь (на гарцовку) и на песок являются абсолютно идентичными и производятся на слой уплотненного гравия толщиной в 10-20 см, который служит как подушка под тротуарную плитку. При этом сам слой песка, как правило, не должен превышать 10 см, дабы не допустить излишней усадки.

При такой технологии укладки необходимо перестраховаться от вымывания песка из-под плитки. Для этого нужно, чтобы по периметру такого тротуара находился бордюр, забетонированный с наружной стороны раствором с маркой прочности не менее М100.

Также будет эффективным против вымывания наличие слоя геотекстиля под слоем песчаной насыпи. Кроме того, технология может вмещать два слоя геотекстиля: первый прямо на подготовленный грунт, второй – на утрамбованный щебневый слой.

Укладка тротуарной плитки на отсев может наблюдаться как дешевая альтернатива первым двум способам. Гранитный отсев сам по себе является отходом от щебня, который состоит из щебеночного песка и мелких осколков, что дает возможность применять его и как основание под тротуарную плитку, щебеночный слой, и как песчаный слой, на который непосредственно укладывают тротуарную плитку. При этом он легко ровняется и трамбуется, как песок и обладает меньшей усадкой.

Однако если грунт нестабильный и плохо впитывает воду, то все-таки нужно произвести насыпь из щебня как дренажный слой, а затем уже выполнить устройство тротуарной плитки на слой отсева. При этом также будет хорошо включить в технологию материал геотекстиль.

Можно наблюдать применение гранотсева в качестве материала, замещающего щебеночную подстилку при укладке тротуарной плитки на гарцовку или на песок. Также из этого материала выходит отличного качества бетонная смесь для бетонирования тротуаров, отмосток, выливания той же самой бетонной тротуарной плитки.

Укладка тротуарной плитки на монолитное основание

Эта технология весьма затратная и требует множество дополнительных рабочих процессов, однако она необходима в том случае, если предполагаются высокие и интенсивные нагрузки на тротуар, ведь трамбованное насыпное основание не способно их воспринимать.

Суть технологии заключается в том, чтобы создать своего рода платформу, которая не будет восприимчива к проблемным грунтам, которые выпучиваются, проседают и всячески деформируются, а также будет равномерно распределять нагрузку от эксплуатации тротуара.

В данном случае существует всего один способ укладки - укладка тротуарной плитки на раствор, при этом есть несколько вариантов относительно поверхности:

укладка тротуарной плитки на бетон; укладка тротуарной плитки на асфальт.

Существует много норм и правил относительно нагрузок на бетонное основание, все они просчитываются по СНиП (строительным нормам и правилам) - марка бетона, класс арматуры и ее диаметр и т. д., и т. п., рассмотрим же основные варианты для частного загородного обустройства.

Укладка тротуарной плитки на бетон предполагает не просто на бетонную подушку, а на целую армированную пластину, толщиной 10 см с устройством арматурного сетчатого каркаса ячейкой 10х10 см из арматуры, желательно марки А400С диаметром от 10 мм.

Пластина может иметь более сложную арматурную конструкцию и большую толщину бетонного слоя.

Такое покрытие предусматривается на нестабильных грунтах, а также в местах постоянных высоких и интенсивных нагрузок, самый элементарный пример такого случая – автостоянки.

Понятное дело, что укладка бетонной тротуарной плитки в условиях частного дачного участка на слой бетона представляет собой чаще всего подсыпку из трамбованного щебня, на которой уложена 10 см бетонная подушка с арматурой 6 мм. Саму плитку выкладывают на 2 см слой цементно-песчаного раствора (чем выше марки прочности бетона, тем лучше).

Укладка тротуарной плитки на асфальт по технологии как таковой не предусмотрена, ее выполняют в случае, если старое асфальтное покрытие (в частном доме) решено заменить, но демонтировать его хозяева не хотят.

В таком случае необходимо удалить участки, которые плохо держаться и залить их бетонным раствором (под асфальтом имеется, как правило, щебеночная насыпь). Кроме того, необходимо заровнять ямы, «расшить трещины» и также залить их бетоном.

Если есть асфальт, то лучше им «залатать» старое покрытие, короче выполнить обыкновенный ремонт, как дороги латают. Такое основание для укладки тротуарной плитки подлежит очистке от грязи и пыли водой со шланга, после чего можно приступать к самой укладке на слой раствора пару см.

Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.

Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.

Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.

Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.

Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.

Варианты укладки

Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.

Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.

Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.

Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:

  1. Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
  2. Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
  3. Колья и веревку для разметки участка.
  4. Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
  5. Строительный уровень (1,5-2 м).
  6. Рулетку.
  7. Щетку или веник.
  8. Штамповку.
  9. Резиновый шпатель.
  10. Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
  11. Болгарку (диск с алмазным напылением).
  12. Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.

Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.

Разметка будущих дорожек

Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.

Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.


Земляные работы и защитный слой

Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.

На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.


Устройство дренажа

Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.

На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.

Размещение ограждающих бордюров

Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.

Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.


Применяемые виды оснований

Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.

Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.

Бетонное

Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.

Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.

Из песка и цемента

Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.

Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.


Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.


На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.

Вам также может быть интересно