Проект «Белый снег пушистый. Научно-исследовательский проект "Цветные снежинки. Это может быть

Валентина Валерьевна Саясова

Проект «Раз снежинка , два снежинка » .

Образовательная область. Познание , ознакомление с окружающим, чтение, худ. творчество.

проекта : познавательно-исследовательский .

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель.

Сроки реализации проекта : краткосрочный.

Проблема. Дети не имеют представление о том, что снежинки могут иметь разную форму.

Цель проекта . Познакомить детей с составом снега, с разнообразием форм снежинок .

Обучающие : учить детей видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;

закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки.

Воспитывающие : воспитывать интерес к исследовательской работе, самостоятельность.

Развивающие : развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательность.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Знание детей о строении снега, о разновидностях форм снежинок ; умение пользоваться увеличительными приборами, зарисовывать увиденное; рассказывать о необычном строении воды; вызвать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Мероприятия.

1 Беседы о состоянии воды в природе.

2 Чтение брошюры «Из чего состоит снег?» из детской газеты «Солнечный зайчик» .

3 Опыт «Почему снег не прозрачный?»

4 Лепка построек из снега на участке.

5 Рисование «Моя снежинка » .

Результат.

1 Заинтересованность детей темой, активное участие в исследовательской деятельности.

2 Имеют представление о строении снега, о разных формах снежинок .

3 Умеют пользоваться лупой, зарисовывать свои наблюдения.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Сегодня прекрасная погода, на улице лёгкий морозец, падает тихий снег. А что такое снег, ребята? Из чего он состоит? (Ответы детей : из снежинок ) . А из чего состоят снежинки ? (Ответ : из воды) . Совершенно верно, испаряясь, вода попадает на небо к облакам, там пары воды остывают и превращаются в кристаллы, которые соединяясь, образуют снежинки . Сами снежинки прозрачные , а вот снег нет. Как вы думаете, почему;?

(Предположения детей : они слипаются). Они не слипаются, а наслаиваются друг на друга, накладываются друг на друга. Чтобы понять, как это происходит, проведём опыт с салафановым пакетом.

Опыт «Почему снег не прозрачный?»

Берём салафановый пакет, видим, что он прозрачный, представим, что это снежинка . Приложим его к тексту – он просвечивает.

Теперь берём много пакетов и кладём их друг на друга. Что мы видим- текст не видно, а пакеты приобрели белый цвет.

В тёплые зимние дни снежинки слипаются друг с другом, чему мы очень рады- можно слепить снеговика!


Воспитатель. Все всегда изображают снежинку одинаково в форме звезды с шестью лучами. А на самом деле снежинки имеют очень много других форм. Вот послушайте : звезда, ёж, пластинка, крупа, игла, столбик-это всё название форм снежинок . Давайте рассмотрим их на рисунке.

Дети рассматривают картинку.


Воспитатель продолжает рассказ. На картинке нарисованы не все разновидности снежинок . К примеру, снежинки -звёзды могут иметь и три, и двенадцать лучей. Столбики бывают сплошные и полые (то есть пустые внутри) . Разной формы бывают снежинки- ежи .

Вспомните, что иногда с неба падает снег, как манка –это крупа, иногда снег очень больно колит нам лицо-это снежинки- иглы или пластинки .

А чтобы в этом убедиться мы сами рассмотрим снежинки . С помощью какого прибора мы будем рассматривать мелкие предметы? (Ответы детей : с помощью лупы) . Из каких материалов состоит лупа? (Ответы детей. Из пластмассы и стекла) . Давайте вспомним, как нужно обращаться с предметами, которые содержат стеклянные части. (Ответы детей) .

Затем дети собирают всё необходимое для исследования : лупы, фломастеры, листочки бумаги. Выходят на улицу и проделывают работу.


Рассматриваем снежинки в разные дни : когда падает снег, после снегопада, в солнечные и пасмурные дни.



Потом в группе они перерисовывают снежинки с набросков ,

ещё раз рассматривают свои работы, рассказывают остальным, что увидели, какую форму снежинки разглядели ; делятся впечатлениями.

Зима снегами вьюжится С утра и до темна. Снежинки вьются, кружатся У нашего окна. Как будто звёзды искрами Рассыпались кругом. Несутся серебЗима снегами вьюжится
С утра и до темна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звёзды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся серебристые,
Заглядывают в дом.
С. Баруздин.

Вид проекта: исследовательский с элементами творчества. Длительность: краткосрочный –неделя.

Образовательная область: познание (интеграция с другими
образовательными областями: экология, художественное
творчество, художественная литература, коммуникация).
Цель проекта: создание условий для развития
познавательных и творческих способностей детей в процессе
реализации образовательного проекта
«Снежинка – красавица».

Актуальность темы: участие детей в проекте позволяет сформировать представление о снеге, его свойствах, развить творческие способности и

Актуальность темы: участие детей в проекте позволяет
сформировать представление о снеге, его свойствах, развить
творческие способности и поисковую деятельность, интерес к
природе и окружающему миру.

Предполагаемый результат

дети знают, называют признаки зимы,
имеют простейшие представления о некоторых
особенностях снега, какими бывают снежинки,
знают о пользе или вреде, которые приносит снег
людям,
умеют пользоваться увеличительными
приборами,
у детей возник интерес к самостоятельной
исследовательской деятельности.

Беседа: «Зимушка – зима в гости к нам пришла!»

Снег, снежинки – красота!

Ой, летят, летят снежинки
Белоснежные пушинки!
Это зимушка – зима
Рукавами повела.
Все снежинки закружила
И на землю опустила!

Подвижная игра «Снежинки –пушинки»

Творческий продукт изобразительной деятельности «Снежинка»

Творческий продукт изобразительной деятельности – «Снежинка – красавица»

«Я леплю из пластилина не
снежинку, а картину!»

Продуктивная изобразительная деятельность – аппликация: « Наш весёлый снеговик»

«Мы бумагу рвали, рвали
И… СНЕГОВИКА собрали!»

Экспериментирование. Опыты со снегом: «Почему он тает в ладошке?»

Можно ли есть снег?

Снег бывает разный: Чистый, невесомый. Снег бывает грязный – Липкий и тяжёлый. Снег лежит пушистый – Мягкий и приятный, Снег бывает рыхлый,

Снег бывает разный:
Чистый, невесомый.
Снег бывает грязный –
Липкий и тяжёлый.
Снег лежит пушистый –
Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный!

Рассматривание снежинок под лупой.

Мы шагаем по сугробам, Высоко поднимем ноги. По сугробам крутолобым- Поднимай повыше ногу. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейч

Мы шагаем по сугробам,
Высоко поднимем ноги.
По сугробам крутолобымПоднимай повыше ногу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём
И опять гулять пойдём!!!

Мы с ребятами из моего класса вышли на улицу когда шел снег. Мы стали рассматривать снежинки на рукавах куртки и на шапках друг у друга. Мы увидели, что все снежинки, которые мы поймали, были очень красивыми и не похожими друг на друга, одна половинка снежинки была похожа на свою вторую половинку. Снег падал на землю целыми хлопьями, покрывая всё пространство вокруг. Такое зрелище поднимало настроение и мы радовались белоснежной красоте.

Снегопад, снегопад,
длился два часа подряд!
Был увидеть каждый рад
белый сказочный наряд!
Занесло, замело,
стало все белым-бело,
словно ангела крыло
постучалось к нам в стекло!
Лепит снег детвора,
весело кричит: "Ура!"
Не кончается игра,
хоть домой давно пора!
(И. Миролюбова)

Актуальность
Всем ребятам захотелось узнать:
Где рождается снег?
Что такое снежинки? Как они образуются?
Снежинки бывают только белыми?

Мы задавали друг другу эти вопросы, но ясного ответа никто не дал. Я выяснил, что из 10 учеников нашего класса никто не смог ответить ни на один из двух вопросов. А на третий уверенно ответили «Да» - 9 человек. Это все ребята, кроме меня.
Всем было интересно наблюдать за снегом. И поэтому, возвращаясь после прогулки в класс, я набрал немного снега в ёмкость. В классе мы продолжили рассматривать снежинки через лупу. А когда они растаяли, то по краям ёмкости образовались маленькие капельки воды. И тут я придумал как доказать ребятам, что снежинки могут быть не только белыми. Но и разноцветными.

Проблема: Как сделать снежинки разноцветными?

Гипотеза
Я предположил, что если растаявшие снежинки вынести снова на мороз, то замерзнув, капли воды превратятся в снежинки. А если я покрашу эту воду гуашевыми красками, то и снежинки получатся разноцветными.

Цель моей работы - выяснить, могут ли снежинки быть разноцветными.

Задачи:
1. Найти информацию о том, что такое снежинка?
2. Выяснить, можно ли путем замораживания из капельки воды получить снежинку?
3. Провести эксперимент.

Этапы основной части исследования
1.
1. Опыт с лупой. Выяснить сколько лучей у снежинок.
2. Чтение текстов о снежинках по книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И.
3.Работа с информацией в энциклопедии и в Интернете. Поиск ответа на вопрос “Какие существуют формы снежинок?”

2.
1.Окрашивание талой воды.
2.Замораживание.
3.Анализ результата эксперимента.

3.
1. Познакомиться с научной информацией о том, как рождаются снежинки.
2. Познакомить ребят с результатами исследования и новыми знаниями о снежинках.

“Какие существуют формы снежинок?”
Какие же формы у снежинки? Чтобы ответить на этот вопрос я несколько дней выходил на улицу и наблюдал через лупу за падающими снежинками. Они были все совершенно разные, но все шестиконечные. Я их сравнивал, но найти одинаковые, или с другим количеством лучиков не смог.
Тогда я решил поискать подтверждение своих наблюдений в энциклопедии и Интернете.

Важное открытие
В энциклопедии я прочитал, что водяные пары в морозном воздухе, поднимаясь высоко в небо с земли превращаются в ледяные кристаллики. В воздушном океане кристаллики сталкиваются друг с другом, соединяются - получается снежинка. Какой бы формы ни были снежинки - лучей в них всегда ровно шесть. Снежинка может быть только шестилучевой - таково строение кристаллов снега. Очень интересные сведения, описанные немецким астрономом Иоганном Кеплером. В своей книге «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках» в 1611году он впервые пришел к выводу, что водяной пар при охлаждении может превращаться в шестилучевые кристаллики-снежинки. Форма снежинок похожа на кристаллы некоторых минералов.

Такие разные снежинки
Я прочитал о снежинках в книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И. Там дано подробное и красивое описание снежинок. Мне захотелось узнать об их разнообразии форм и я занялся поиском изображений снежинок в интернете. Чтобы познакомить ребят с результатами моих поисков, некоторые картинки я разместил в фотоколлаж.

Эксперимент
Мне казалось, что теперь я всё знаю о снежинках. И поэтому настало время провести эксперимент. Конечно, мне помогали ребята.
1.Я взял талую воду, разлил по разным стаканчикам и окрасил в разные цвета при помощи гуаши.
2. Затем стаканчики вынес на мороз.
3. На другой день я ждал чуда - талая вода должна была превратиться в разноцветный снег. Но к моему удивлению я увидел разноцветный лёд.

Анализ результата эксперимента
Я решил найти объяснение результата моего эксперимента.
Я прочитал в Википедии и в энциклопедии о том, что раньше думали так, как и я, что снег-это замерзшие капельки воды. Что идет он из тех же туч, что и дождь. Но теперь я узнал, что снег никогда не родится из капелек воды. Я прочитал, что капельки воды могут стать только градинками или комочками льда. Они никогда не превращаются в снежинки. Ребятам я рассказал, что всё бывает совсем по-другому. Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно, и из него образуются льдинки - кристаллики. Они очень маленькие. Но это еще не снежинки. Падая вниз, кристаллики быстро увеличиваются. Это происходит потому, что в воздухе много водяного пара, который оседает на их поверхность и замерзает. Так льдинка-кристаллик становится красивой снежинкой. Существуют тысячи видов снежинок. Основная их форма - шестиугольная. На землю они опускаются уже в виде звездочек. Если нет ветра и сильного мороза, то они сохраняют свою форму. Снежинки начинают падать из тучки тогда, когда температура воздуха ниже нуля градусов по Цельсию. Итак, снежинка — это мельчайший ледяной кристалл. Ее рождение начинается с роста маленького кристалла.
Ребята обрадовались новому открытию! А мой эксперимент мы использовали для новой идеи. Мы снова покрасили талую воду разноцветной гуашью. Наполнили ей формочки для песочницы. Вынесли их на мороз. А когда вода замерзла, то получились цветные фигурные льдинки. Это было очень красиво. Мы украсили ими дерево в нашем школьном дворе. Ледяные игрушки блестели и переливались на солнце всеми цветами радуги. Они радовали не только взрослых и детей в интернате, но и прохожих.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №7 «Радуга»

Тема проекта:

Березенко Т. А.

Романченко Ю.А.

с. Кулунда

Кулундинский район

2017г.

Информационная карта проекта.

Продолжительность проекта:

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети второй младшей группы.

Значимая для детей проблема «Что такое снег?»

Проблема, её актуальность:

Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.

«Когда снежинка тает, на ладошке остается капелька, значит, снежинка состоит из воды. Снежинки падают на землю из тучки, а как они попадают в тучку?» Такие вопросы возникли у детей во время беседы о снежинках. Так мы решили узнать как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности.

Актуальность темы:

Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания полученные детьми в ходе реализации данного проекта. Дети получат возможность удовлетворить свой интерес к исследовательской деятельности.

Проект «, снежинка…» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

  • Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников младшего возраста в процессе разработки совместного образовательного проекта «Снежинка» взрослого и ребенка. Научиться замечать маленькую снежинку в огромном количестве снега.

Задачи:

  • Дать детям представление о том, как образуется снежинка;
  • Научить детей разными художественными способами изображать снежинку, вырезать ее ножницами, изготовлять ее из подручного материала;
  • Развивать у детей воображение и творческую активность;
  • Создавать условия поддержания интереса для успешного выполнения задания;
  • Развивать познавательно-поисковую активность детей;
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности;
  • Развивать речевую активность детей, учить придумывать небольшой рассказ..
  • Рассматривание снежинок на прогулке с помощью лупы;
  • Игры со снегом на прогулке;
  • Экспериментальная деятельность: получение снежинок из воды
  • Продуктивная деятельность: рисование снежинок красками, карандашами, воском, мелом, приемом набрызгивания; вырезание снежинок;
  • Беседы с детьми;
  • Чтение художественной литературы;
  • Разучивание стихов и песен на зимнюю тематику;

Организация деятельности родителей

  • Изготовление снежинок из подручного материала;

Предполагаемый результат:

Для детей:

расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка;

дальнейшее развитие связной речи, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;

сформированность устойчивых знаний и интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Для родителей:

оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для педагогов:

повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

Результат проекта : Мини –музей «Снежинка-красавица»

План работы с детьми:

Этапы реализации проекта:

Проектирование:

I этап Подготовительный

  • постановка цели и задач проекта;
  • составление плана работы по проекту;
  • подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;
  • подготовка материалов для художественного творчества;
  • аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;
  • создание соответствующей развивающей среды (оборудование для экспериментирования в мини-лаборатории);
  • создание картотеки опытов со снегом.

Ответственные: Воспитатели, родители

Результат: Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.

Формы работы:

  • опыты - эксперименты
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • создание картотек
  • проведение образовательной деятельности
  • просмотр фильмов, презентаций
  • создание интерактивных игр, д/игр
  • взаимодействие с родителями (подбор литературы, иллюстраций, фотографий)

II этап – Деятельностный

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».
  • Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»;

С.Козлов «Снежинки»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»

  • Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки»…………..

Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование: «Летят снежинки», «Весёлый снеговик», «Волшебные снежинки». Рисование снежных узоров на манке (индивидуальная работа).
  • Ручной труд: изготовление цветных льдинок.
  • Аппликация: «Путешествие снежинок»
  • Лепка: «Снеговик», «Разноцветные снежинки».

Образовательная область
«Физическое развитие»

  • Физминутка: «С неба падают снежинки».
  • Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».
  • Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка
  • Подвижные игры: «Снежки», «Снежная баба».

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу.

  • Проведение опытов со снегом и водой:

Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.

Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.

Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.

  • Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

Работа с родителями:

  • Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников
  • Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей
  • Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций
  • С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей
  • Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Формы работы:

  • разработка эскиза и совместное изготовление атрибутов для украшения группы к Новому году;

III этап Завершающий

Результат работы проекта:

  • дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;
  • дети узнали, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок;
  • научились самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства;
  • дети узнали, что у снежинки МНОГО лучиков, снежинки образуются из пара, чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз, чтобы получился снег, нужно много пара, для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно, из воды снежинки не получаются, из воды получается только лед.

Презентация проекта:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

№ п/п.

Тема:

Беседа по теме : «Почему хрустит снег?

Рассматривание альбома «Зима»

ПУТЕШЕСТВИЕ СО СНЕЖИНКОЙ.

Чтение худ.литературы «Путешествие маленькой Снежинки»

Просмотр видеоклипа «Зимушка хрустальная»

Беседа по теме : «Многообразие форм снежинок»

Лепка «Сестричка - Снежинка»

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику

Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки»

Беседа по теме : «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».

Б. Заходер «Танец снежинок»;

Наблюдение за снежным снеговиком в группе (таяние снеговика в тепле)

д/игра «собери снежинку»

Беседа «Знакомство со снеговиком»

Рисование «Дорисуй снежинку»

  • В.Архангельский «Летят снежные пушинки»
  • Аппликация: «Путешествие снежинок»
  • Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Такие разные снежинки».

Физкультминутка «Снежки»

Мы танцуем со снежками,

Посмотрите все на нас.

Вот так топаем ногами!

1-2, 1-2, 1-2!

А теперь снежки положим

Мы к снеговику сюда.

И теперь в ладоши можно

Нам похлопать без труда.

Осторожно поднимайтесь,

Не забудьте взять снежок.

Поплясать теперь нам можно,

Попляши и встань в кружок.

Физминутка . «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками и покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги. (Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вот лисица в поле скачет, словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Физкультминутка «Снежинки».

На поляну, на лужок

Тихо падает снежок,

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

Полетели, понеслись

На поляну улеглись

Тихо спят снежинки,

Белые пушинки.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Маленькая снежинка села на ладошку –

(Дети показывают снежинку)

Я ее поймаю, посиди немножко.

(Накрывают ее ладошкой)

Раз, два, три, три, четыре, пять

(Загибают пальчики)

Отпускаю полетать

(Дуют на снежинку).

Дети кладут снежинку на другую ладошку и игра повторяется.

Пальчиковая игра « Прогулка.»

Раз, два, три, четыре, пять - Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять. - «Идём» по столу указательным и

средним пальчиками

Бабу снежную лепили, - «Лепим» комок двумя ладонями

Птичек крошками кормили, - «Крошим хлеб»

С горки мы потом катались, - Проводим указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись. - Кладём ладошки на стол то одной

стороной, то - другой

И снежками мы кидались - Имитируем движения по тексту Все в снегу домой пришли. - Отряхиваем ладошки

Съели суп - Движения воображаемой ложкой

и спать легли. - Кладём ладошки под щёчку.

Подвижные игры

"Два Мороза"

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

"Мы - два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?"

Дети:

"Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!"

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.

Подвижная игра:«Снежная баба»

Дети стоят в кругу. Считалкой выбирают водящего – «Снежную бабу».

Воспитатель с детьми движется по кругу, выполняя под следующие слова движения.

На прогулку пойдём гулять, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Снег пушистый будет собирать,

Снег пушистый будем собирать

И из снега комки катать. Вращают кулачками перед грудью.

Бабу снежную слепим мы. Сужают круг

Что за баба вышла, посмотри! Отходят назад, протягивая руки вперёд.

Водящий – «Снежная баба» - остаётся в центре круга.

Баба снежная, ты покружись «Снежная баба» кружится и кланяется

И ребятам нашим поклонись. Дети хлопают. (Говорят)

Раз, два, три! Раз, два, три! 3 хлопка у правой щеки, 3 хлопка у левой

Нас скорее догони ! Топают ногами.

Итог игры:

Понравилась вам игра со «Снежной бабой»?

И её было весело с вами.

Вы сегодня все молодцы! Хорошо поиграли!

Загадки.

1 . Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (снег)

2 . Не драгоценный камень,

А светится. (лед)

3 . Художник- невидимка

По городу идет : Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (мороз)

4 . Я прихожу с подарками

И яркими огнями.

На новый год – я главная. (ёлка)

5 . Морковка бела

Все зиму росла. (сосулька)

6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)

7 . Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (снеговик)

8 . Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (снежинка) .

Потешки

ы, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.

ж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.


Проект: «Белый снег пушистый»

ГККП Детский сад №27 «Балауса» г. Астана
Воспитатель: Болбас Татьяна Алексеевна
Описание работы: Предлагаю Вам проект для детей 6-7 лет. Проект направлен на изучение свойств снега. Данный проект будет интересен воспитателям старших групп. В ходе проекта дети учатся проводить опыты, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Вид проекта: исследовательски - познавательный
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет
Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю.
Гипотеза: если бы не было снега, то какие бы осадки были бы зимой.
Объект исследования: снег
Предмет исследования: физические свойства снега
Цель проекта: Исследовать, что такое снег. Узнать новые свойства снега.
Задачи: Знакомить детей со свойствами снега. Учить проводить опыты по результатам делать выводы. Развивать познавательные способности в процессе исследовательской деятельности. Развивать речь детей. Воспитывать любознательность, логическое мышление.
Методы исследования: Работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения.
Изучив литературу, мы узнали:
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.
3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега.
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Испарение воды в мороз.
Постираем полотенце, повесим на улицу. Оно замерзло, значит, на морозе вода превращается в лед. Через несколько дней полотенце высохнет, не останется ни льда, ни воды.
Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберется много на тучу, выпадает снег.
Опыт №2. Свойства снега
Возьмем полиэтилен на режем на кусочки и положим в прозрачный стакан. Каждый кусочек – снежинка. В стакане снег белого цвета.
Положим снег на цветную бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и бумага.
Возьмем снег в руки и сдуем его, помешаем палочкой. Он рыхлый и легкий.
Наберем снег в банку и поставим в группе, через некоторое время в стакане не снег, а вода.
Вывод: Снег белый, не прозрачный, рыхлый, холодный, в тепле быстро тает.
Опыт №3. Что такое иней?
Возьмем металлический ключ и подуем на него. Ключ покроется инеем. Чем дольше на него дуть, тем слой инея становится толще, а сам иней пушистее.
Встряхнем ключ. Увидим, что иней посыпался вниз. Отсюда следует, что снег и иней одно и то же. Разница в том, что снег это пар, который замерз в облаках, а иней это пар, который замерзает на металлических предметах.
Рекомендации родителям наблюдать за инеем на деревьях, стекле.
После наблюдений вывод: иней – это пар, который замерзает на деревьях, стекле, металлических предметах.
Опыт №4 . Замерзает ли земля под снегом. Загадываем загадку про снег.
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных. Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. В конце прогулки сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.
Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, будем их окучивать.
Опыт №5. Исследование чистоты снега.
В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке детского сада. Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный, особенно у дороги.
Исследование высоты снежного покрова.
Измерим высоту снежного покрова в разных местах, около детского сада, на участке. В течение недели, наблюдаем насколько, увеличилась высота сугробов.
Вывод: На открытой местности снега больше, чем возле здания.
В ходе проекта:
Заучиваем приметы:
Снегу надует – хлеба прибудет.
Много снега – много хлеба.
Иней на деревьях – к морозам.
Снег прилипает к деревьям – будет тепло.
Снег поля утепляет.
Снег глубок – год хорош.
Художественное слово:
«Письмо на снегу» В. Головин.
«Метель» М. Алимбаев.
«Белый снег пушистый» И. Суриков.
«Бывает снег комочками» Грабин.
«Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков.
Загадки:
На всех садится, никого не боится.
Не снег, не лед, а серебром деревья убирает.
Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно.
Бел да не сахар, ног нет, да идет.
Самостоятельная деятельность детей:
Игры с трафаретами для снега «составь узор».
Постройка снежного домика.
Печатание на снегу.
Нарисовать следы птиц на снегу.
Раскрашивание снега и лепка по желанию.
Результаты поекта:
В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.
Презентация проекта: Познавательная викторина «Что мы знаем о снеге».
Перспектива:
Узнать, как делают искусственный снег. Наблюдать за таянием снега. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - эксперимента