Солнце — объяснение для детей. Самые интересные факты о солнце

Рады вас приветствовать на нашем сайте! Сегодняшняя статья посвящена Солнцу. Итак, приступим.
Солнце это самая приближенная к Земле звезда во вселенной, которая дарит нам тепло и свет уже миллиарды лет. Приведем некоторые данные о его размерах.
Масса Солнца занимает 99,86% массы всей Солнечной системы.
Около 74% веса этой звезды приходится на водород, 24% -гелий, 1,5% -углерода и 0,1% всех остальных элементов.


Гравитация на поверхности Солнца в 28 раз превышает гравитацию Земли. Это означает, что если человек на Земле весом в 60 кг,то на Солнце он станет весить 1680кг..
Гравитационное притяжение звезды настолько велико, что даже Плутон, планета, которая удалена на 5900 млн. км. от Солнца, находится под его влиянием и сохраняет орбиту.
Среднее расстояние от нашей планеты до светила составляет 149,6 млн. км.
Солнечный свет преодолевает это расстояние до поверхности Земли за 8,3 минуты. Зато до Плутона солнечный свет долетает за 5,5 часа.
Звезда вращается вокруг своей оси за 25,38 земных суток.
Солнце обладает дифференциальным вращением. Период вращения на экваторе составляет около 25 дней, тогда как в полярных регионах достигает 36 дней.
Оно удалено от цента нашей галактики на 26 тыс. световых лет.

Солнечная система является частью галактики Млечный Путь и вращается вокруг ее центра со скоростью 217 км/с, делая полный оборот примерно за 240 млн. лет.
В дополнение к свету и теплу, звезда испускает поток электронов и протонов. Этот поток называют солнечным ветром, а скорость его движения от Солнца равна 450 км / сек.
Температура на поверхности составляет около 5500 градусов Цельсия, в то время как в ядре все 13 599 726 градусов Цельсия.
В данный момент Солнце прожило уже половину свое жизни, его возраст составляет 4,57 млрд. лет.
Солнце является одним из 6000 звезд, которые мы можем увидеть с поверхности Земли без применения телескопов, а просто невооруженным глазом.
Наша звезда одна из 200 миллиардов звезд в галактике Млечный Путь.
Солнце генерирует огромное количество энергии путем объединения ядер водорода в гелий. Этот процесс называется ядерным синтезом.
За каждую секунду светило сжигает 5 миллионов тонн материала.

Каждую секунду 0,7 миллиарда тонн водорода путем термоядерного синтеза трансформируется в 695 миллионов тонн гелия высвобождая 5 млн. тонн энергии в виде гамма-лучей.
Плотность вещества в ядре составляет в 150 раз больше плотности воды на Земле.
Если бы капля вещества из ядра Солнца упала на поверхность Земли, то ни одно живое существо не выжило бы на расстоянии 150 км от падения.
Количество солнечной энергии, которая достигает поверхности атмосферы Земли, составляет 1,37кВт электроэнергии на квадратный метр. При прохождении через нашу атмосферу, часть энергии утрачивается. В конечном итоге в солнечный день, когда светило в зените, на 1 метр квадратный поверхности земли приходится 1 кВт энергии, которая потребляется живыми организмами для фотосинтеза и жизни.
Количество энергии, достигающей поверхности Земли от Солнца в 6000 раз больше энергии, используемой всем человечеством по всему миру.

Появление Солнца :
Около 5 млрд. лет назад, наша солнечная система была просто огромным облаком пыли и газа, оставшимся после разрушения предыдущих звезд. Постепенно под действием силы гравитации, мельчайшие частицы начали собираться в более плотные облака. В центре будущей Солнечной системы сформировался большой сгусток материи и газов – это было будущее Солнце. Тогда оно находилось в состоянии протозвезды. Далее под все возрастающим давлением из-за гравитационных сил, это облако вспыхнуло. Это была новорожденная звезда. В ней начали протекать термоядерные реакции по превращению водорода в гелий и как следствие выделяться тепло и свет, а также поток заряженных частиц – солнечный ветер.

Настоящее состояние :
В таком состоянии сейчас находится наше Солнце, оно каждую секунду сжигает около 700 млн. тонн топлива. Его запасов приблизительно хватит на 5 млрд. лет. Однако это не означает, что жизнь человечества будет такой безоблачной, т.к. через 1 миллиард лет, жить на Земле будет очень тяжело.

Смерть Солнца :
Уже через 1,1 млрд. лет, светило увеличит свою яркость на 10 %, что повлечет сильное нагревание Земли.
Через 3,5 млрд. лет, яркость увеличиться на 40%. Начнут испаряться океаны и наступит конец всему живому на Земле.


По прошествии 5,4 млрд. лет, в ядре звезды закончится топливо – водород. Солнце начнет увеличиваться в размерах, за счет разрежения внешней оболочки и нагрева ядра.
Через 7,7 млрд. лет, наша звезда превратиться в красного гиганта, т.к. увеличиться в 200 раз из-за этого будет поглощена планета Меркурий.

В конце, через 7,9 млрд. лет, внешние слои звезды настолько разредятся, что распадаться на туманность, а в центре бывшего Солнца будет маленький объект – белый карлик. Так закончит существование наша Солнечная система. Все строительные элементы, оставшие после распада, не пропадут, они станут основой для зарождения новых звезд и планет.

Температура на планете колеблется примерно от -50° до +50° Земля удалена от солнца равно настолько, сколько необходимо, что бы этот "вечный огонь" надлежащим образом обогревал нас, ни больше, ни меньше! Если бы Земля находилась чуть дальше от Солнца мы бы замерзли, чуть ближе, мы бы сгорели. Любое незначительное изменение расстояния в ту или другую сторону - и жизнь на Земле была бы невозможна. А вращение Земли вокруг своей оси каждый день дает возможность всей поверхности планеты достаточно нагреваться и охлаждаться.

Вот что отмечает профессор Дейвид Блок: «Если бы расстояние от земли до солнца сократилось на 5%, то земля превратилась в сплошной бифштекс (из людей и животных). А если бы расстояние от земли до солнца увеличилось всего на 1%, то земля - оледенела.

Интересно то, что Бог сотворил оба «великих светила» с одинаковыми угловыми размерами и сделал их наиболее крупными небесными объектами (с точки зрения их видимости с Земли). Солнце находится от Земли на расстоянии, которое в 400 раз превышает расстояние от Земли до Луны. Поразительно то, что солнечный шар по размерам в 400 раз больше Луны. Но визуально Солнце и Луна имеют одинаковые размеры и занимают одинаковое пространство в небе.

Если бы капля вещества из ядра Солнца упала на поверхность Земли, то ни одно живое существо не выжило бы на расстоянии 150 км от падения.

Благодаря солнечному свету, падающему на сетчатку наших глаз, в организме образуется натуральный антидепрессант - мелатонин, обеспечивающий нам полноценный сон, а значит восстановление всего организма. Но, как говорится, все хорошее должно быть в разумных пределах.

Не секрет, что солнечный свет вырабатывает еще и гормон счастья, поэтому не поленитесь погулять в солнечный день.

Диаметр Солнца в сотни раз превышает диаметр Земли. Если бы оно было полым внутри, то могло бы вместить в себя более 1 миллиона Земель.

Нам трудно представить, насколько велико расстояние от Земли до Солнца. Оно невероятно – 150 миллионов километров. Если провести аналогию с автомобильной трассой, то при движении автомобиля со скоростью 105 км/ч данное расстояние можно преодолеть за 163 года. Следовательно, такое расстояние мы не смогли бы проехать на автомобиле и за всю свою жизнь.

Солнце находится весьма далеко от Земли, однако Земля расположена гораздо ближе к Солнцу, чем остальные планеты.

Светимость Солнца (т.е. количество энергии, выделяемой в секунду) приблизительно равна 3,86*1020 Мегаватт. Она вырабатывается путем термохимических реакций превращения водорода в гелий. Земля получает всего 94 миллиарда Мегаватт солнечной энергии. Однако если полностью использовать эту энергию, то ее хватит всему человечеству на много тыч. лет.

Температура Солнца неодинакова в разных его частях. На поверхности Солнца она равна 6000°C, в то время как в ядре достигает 14.000.000°C. Это объясняется тем, что почти вся энергия светила генерируется в центре и только потом передается в верхние слои.

А знаете ли вы, что Солнце вызывает Северное (Полярное) сияние? Если быть точным, его конечно же образует не само светило, а так называемый «солнечный ветер». Дело в том, что помимо тепла, наша звезда выбрасывает в космос огромное количество заряженных частиц (корпускул). Большая часть этого потока отражается благодаря магнитному полю Земли, однако некоторые корпускулы пробиваясь сквозь магнитосферу, реагируют с газами, из которых состоит наша атмосфера (преимущественно с кислородом и азотом) и последние, в свою очередь, начинают светиться, образуя необычайно сказочную красоту.

Все мы думаем, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое. Желтые тона Солнцу даёт феномен под названием "атмосферное рассеяние".

Минимальное число затмений в году – два. Солнечные затмения в одной и той же местности наблюдаются редко, так как затмения видны только в узкой полосе тени Луны. В какой-нибудь определенной точке поверхности полное солнечное затмение наблюдается в среднем 1 раз в 200-300 лет.

В Стокгольмеа средняя продолжительность светового дня летом – 18 часов, а в шведском городе Кируна, находящимся за полярным кругом – 24 часа. Правда, зимой в Кируне солнце не встает вообще.

300 солнечных дней в году бывает в Марокко, Ницце, Брисбане (Австралия), в Монте-Карло и в Уссурийске…

Земля получает 94 миллиарда мегаватт энергии от Солнца. Это в 40 000 раз больше годовой потребности Соединенных Штатов.

Если бы Солнце было размером с мяч для футбола, Юпитер был бы размером как мяч для гольфа, а Земля была бы размером с горошину.

В отличие от Земли, Солнце абсолютно газообразное, на Солнце нет никакой твердой поверхности.

Солнце также испускает электроны и протоны, известные как солнечный ветер, его скорость 450 километров в секунду.

Яркость Солнца эквивалентна яркости 4 триллионам триллионов лампочек мощностью 100 ватт.

Развлечение для старшей и подготовительной группы. Включает в себя электронную презентацию о солнце и его значении в нашей жизни и мультфильм "Бегемот и солнце". Но мультик слишком много весит - не загрузить. Поищите его сами в сети или замените другим мультфильмом про солнце.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Солнце - друг и враг

Предварительный просмотр:

Ход развлечения:

Слайд 1.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Если нет его – небо хмурится,

Если есть оно – люди жмурятся.

Что выше леса, краше света, без огня горит.

День с утра погожим не был,

Даже мелкий дождик шёл.

Я повесил блин на небо –

Сразу стало хорошо.

Правильно – это солнце.

Слайд 2.

Тема нашей встречи: «Солнце – друг и враг». Что такое солнце? Какое место оно занимает в нашей жизни? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Что же такое солнце?

(Ответы детей)

Слайд 3.

Солнце – ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Для Земли Солнце мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира. Без него – не было бы и воздуха, необходимого для жизни. Для нас, землян, важнейшая особенность Солнца в том, что около него возникла наша планета и на ней появилась жизнь.

Посмотрите какое оно яркое даже на фотографии!

Слайд 4.

Не защитив тщательно глаза, смотреть на Солнце нельзя! А тем более в бинокль или телескоп смотреть на Солнце днём крайне опасно - это наносит необратимый вред зрению. Можно осторожно взглянуть на него через очень плотный специальный светофильтр или на восходе или закате (тогда блеск Солнца ослабевает в несколько тысяч раз).

Слайд 5.

В древности люди считали Солнце добрым божеством. Древние греки называли Солнце Гелиосом, в золотом шлеме, на золотой колеснице, мчащейся по хрустальному своду. Древние австралийцы полагали, что Солнце – это прекрасная девушка, которая взобралась на небо! От её красоты и доброты людям стало тепло и светло. Древние египтяне представляли себе, что бог Солнца – Ра плывет по небесной реке в своей золотой лодке. Древние славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле.

С развитием человечества различные верования постепенно уступали место попыткам научно объяснить явления действительности. Человек стал задумываться над вопросом: что же на самом деле представляет собой наше светило?- и пытался найти на него ответ.

Слайд 6.

Вот так солнце выглядит вблизи, снятое специальными приборами.

Действительно, при помощи особых приборов астрономам удалось выяснить, что температура на поверхности Солнца составляет примерно 6000 градусов. При такой «жаре» все вещества превращаются в пар (газ)!

Размеры солнца огромны. Если поместить нашу Землю рядом с солнцем, то она будет похожа на горошину рядом с арбузом.

Слайд 7.

Для людей, животных и растений солнечный свет является очень важным. Зелёные растения, благодаря солнцу, вырабатывают кислород, которым мы дышим. Поедая растения, в которых за счёт Солнца накоплена энергия, существуют животные

Слайд 8.

Кроме того люди научились преобразовывать солнечную энергию в электрическую с помощью солнечных батарей. Существуют целые солнечные электростанции.

Слайд 9.

Иногда солнце слишком сильно нагревает землю, становится очень жарко. Если долго нет дождя, наступает засуха. Трескается земля, реки пересыхают. Растения погибают. Животные тоже страдают. Как помочь растениям и животным?

Слайд 10.

Правильно, ребята.

Полив, или «орошение» является самым лучшим средством борьбы с засухой.

Поля орошают специальными поливальными машинами.

Мы с вами можем поливать растения из шланга или лейки.

Слайд 11.

Все мы знаем, что солнечные ванны и водные процедуры очень полезны для здоровья. Все мы любим в жаркий день повалятся на пляже, поплескаться в реке или море.

Какие правила надо соблюдать, что бы пребывание на солнце приносило нам только пользу?

Слайд 12.

Не стоит долго находиться на открытом солнце. Подойдут прогулки в тени деревьев причем, не обязательно подставлять лучам все тело - достаточно, если будут открытыми руки и лицо. Жидкости должно быть в достатке - пить нужно чаще, причем воду и морсы, а не газированные напитки и соки.

В летнем рационе должно быть как можно больше свежих овощей и фруктов, которые также послужат источником жидкости.

Для защиты кожи можно использовать специальный солнцезащитный крем.
Солнечные очки для ребенка не должны пропускать ультрафиолетовые лучи. Игрушечные очки чаще всего не способствуют защите глаз и даже могут навредить. Защитить глаза можно с помощью панамки с широкими полями или кепки с козырьком. Головной убор должен быть обязательно! Он защищает ребенка от перегрева.

Слайд 13.

Физминутка. Произвольные движения под песню «Я на солнышке лежу»

Слайд 14.

Просмотр мультфильма «Бегемотик и солнышко».


Анна Бегман

Тема : «Солнце и звезды»

Цель : Солнце-наш источник света и тепла, рассказать детям о звездах.

Задачи: формировать представление детей о Солнце и звездах, развивать познавательный интерес у детей, речь, мышление, воображение. Воспитывать: чувство красоты, доброты в солнечном свете.

Оборудование : солнечная система, солнце (мягкое, «заколдованные» листы бумаги (на них воском нарисованы созвездия, гуашь, кисть, емкость для воды, уголок «Космос».

Мотивация: В гости к детям приходит звездочет и приглашает их в путешествие на космическом корабле.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Я Звездочет (воспитатель) .

Что такое космический корабль? Что в нем есть? Давайте построим космический корабль и полетим к звездам. (ставит стульчики друг за другом, дети садятся и звучит музыка).

Наша первая остановка «СОЛНЦЕ». (подходят к солнечной системе). Отгадайте загадку:

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (Солнце)

Солнце-ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.

Как и другие звезды, Солнце-пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.

(включена настольная лампа, свет падает на глобус)

Солнце - круг или шар? Земля-это (шар). Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму… (шара).

Как вы думаете Солнце находится далеко или близко? (ответы детей)

Если бы турист пешком отправился к Солнцу, ему пришлось бы идти 3500лет. На автомобиле понадобится около 200 лет., на самолете почти 20 лет, на ракете несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит до нас за 8 минут 19 секунд. И только солнечный лучик может рассказать, как жарко на Солнце: на его поверхности 6000 градусов.

Солнце дает нам главное-свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

С неба высокого солнышко светит-

Рады лучам его взрослые, дети…

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир озаряя теплом, красотой.

А сейчас дети садимся в наш космический корабль и отправляемся в путешествие! (звучит музыка)

Следующая остановка «ЗВЕЗДОЧКА».

Солнце не просто светит днем, оно создает нам день. Днем не заметин слабый блеск других звезд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны.

Физминутка.

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Подтянуть руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

Подтянуться руками вверх; плавные покачивание руками над головой.

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Отгадайте загадку.

Поле немеряно… (небо,

Овцы не считаны (звезды,

А пастух рогат… (месяц).

Звезд очень много, но человек без помощи специального прибора- телескопа (показать на картинке) может видеть только маленькую их часть. (Во время рассказа Звездочет показывает детям иллюстрации звездного неба, дети рассматривают, делятся впечатлениями).

А сейчас я попрошу сесть в наш космический корабль. (звучит музыка)

Следующая остановка «ТВОРЧЕСКАЯ».

(Дети берут стульчики и садятся за столы).

Я принес вам «заколдованные» листы бумаги (на них воском нарисованы созвездия). Давайте возьмем краску (любого цвета) и раскрасим их.

(Дети раскрашивают, называют созвездие, Звездочет помогает, и оформляют выставку своих работ).

До новых встреч! Звездочет уходит.

Материал: глобус, биты знаний с изображением планет Солнечной системы, цветные мелки, краски, карта-схема планет Солнечной системы, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы (9 обручей).

Предварительная работа: в течение нескольких дней во время прогулок проводится наблюдение за небом и солнцем, отмечается состояние погоды. (Погода солнечная, пасмурная. Солнце яркое, на которое нельзя смотреть невооруженным глазом - необходимы солнцезащитные очки или тонированные стеклышки. Солнце закрыто облаками, тучами. Небо лазурно-голубое, серое, грозовое. Чтение стихотворения В. Маяковского «Тучки».)

Ход занятия

Проводится на участке детского сада.

Воспитатель (В.). Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние погоды сегодня.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз.

В. Как вы думаете, что находится выше - Солнце или облака? Почему вы сделали такой вывод? (Ответы детей.) Правильно, если бы мы с вами отправились в путешествие к Солнцу на самолете, то долетели бы до него только через 36 лет, а над облаками мы поднимаемся на самолете через несколько минут после взлета и хорошо можем их рассмотреть через иллюминатор.

Ребята, давайте расскажем нашему гостю Незнайке, что вы знаете о Солнце. Он почему-то думает, что это маленький мячик желтого цвета, заброшенный высоко в небо, а почему он не падает, он не знает. (Дети смеются и рассказывают.) Солнце - это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов. Солнце — это огромная звезда, очень горячая, к ней нельзя подлететь, потому что сгоришь. Без Солнца было бы совсем плохо всем - и животным, и растениям, и людям, как в стихотворении К. Чуковского «Краденое Солнце». Без Солнца не наступал бы день, и не могли бы мы наблюдать смену весны и лета… (Воспитатель по мере необходимости уточняет рассуждения детей.) А разве зимой и осенью Солнца нет? Есть, но оно не так греет, как летом и весной. Потому что всю зиму лежит снег и не тает, зимой холодно, а весной Солнце согревает Землю и воздух, снег тает, просыпается природа…

Ребята, расскажите Незнайке, как можно проверить, действительно ли Солнце греет.

Опыт 1. (Дети проводят самостоятельно.)

Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу. Предметы, которые находят дети и выкладывают на Солнце - кубики, пластмассовые игрушки, металлические предметы, стеклянную посуду с водой - нагреваются, а в тени остаются холодными.

Дети демонстрируют полученные на предыдущем занятии знания.

В. Правильно, ребята! Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озерах, морях. Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Опыт 2. (Проводит воспитатель.)

«Солнечные спички»

На тарелке лежит скомканная газета, в руках у воспитателя - увеличительное стекло. Концентрируя солнечные лучи, направленные на газету, зажигаем ее.

В. Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Опасны ли такие опыты?

Воспитатель объясняет детям, что солнечные лучи могут быть очень опасными, так как огонь губит все живое. Поэтому с увеличительным стеклом нужно быть очень осторожным, нигде его не оставлять и хранить в местах, недоступных солнечным лучам.

С солнечными лучами можно играть при помощи зеркала, которое отражает солнечные лучи.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети пробуют поймать своим зеркальцем солнечного зайчика, наблюдают его отражение на земле, веранде.

В. Как вы думаете, что такое солнечный зайчик?

Воспитатель подводит детей к понятию, что солнечный зайчик - это пятно солнечного света. Луч солнца отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

В. Хотите посмотреть, как можно превратить луч солнца в разноцветный?

Опыт 3.

Цвета радуги в стакане воды.

Кладем белый лист бумаги на стол, освещенный солнцем. На бумагу ставим стакан с водой. Впереди стакана держим картон с разрезом. На белой бумаге получается изображение цветов радуги.

Опыт 4.

Не очень глубокая ванночка (пластмассовая коробка из-под торта) наполняется водой, ставится на стол, освещенный солнцем. В воду под углом опускается зеркало: половина в воде, вторая половина зеркала - над водой, опирается на край ванночки. Белый лист бумаги держать перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга.

Вывод: солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Обратить внимание детей на то, что и в третьем, и в четвертом опытах вода и солнце «работают» вместе.

Предложить детям вспомнить, когда они видели такие цвета. (В радуге. Когда дождь еще не закончился, но уже светит солнце. Еще радугу можно увидеть в фонтане, для этого нужно стоять спиной к солнцу.)

В. Можете нарисовать цвета радуги красками, фломастерами или карандашами, они нам пригодятся на следующем занятии.

Работа детей.

«Посмотрите, сейчас солнце находится высоко в небе. Оно всегда на одном месте?» - спрашивает Незнайка. «Да нет же, - отвечают дети, - утром солнце встает, оно низко над землей и поднимается выше и выше, днем - высоко, как сейчас, вечером опять опускается, а ночью спит».

Воспитатель вступает в беседу.

В. Вы знаете, ребята, сейчас наш гость Незнайка прав, но он еще об этом не знает. Пожалуйста, посмотрите на карту-схему Солнечной системы.

Воспитатель показывает детям схему Солнечной системы.

В. В центре карты-схемы Солнечной системы - Солнце. Посмотрите, я его обозначу пластиковым шариком оранжевого цвета. Вокруг Солнца движутся планеты Солнечной системы, их всего 9. У каждой планеты есть свое название.

Показ детям битов-знаний планет Солнечной системы, с чтением 1 ступени развития (удаленность от Солнца).

В. Наша планета Земля представлена глобусом. Остальные планеты Солнечной системы имеют такую же шарообразную форму, как наша Земля, только каждая из планет имеет свой цвет. Давайте вылепим из пластилина макеты 9 планет Солнечной системы.

Дети выбирают цвет пластилина, воспитатель называет, какой планете он соответствует.

В. В центре нашей Солнечной системы - Солнце (обозначено оранжевым шариком). А вот эти дорожки вокруг Солнца - это орбиты планет, по которым они движутся. Посчитайте, сколько их. (Девять.) А сколько планет Солнечной системы? (Девять.) Подумайте, раз орбит-дорожек девять и планет девять, что это значит? (Дети догадываются, что у каждой планеты своя дорожка-орбита.) Правильно! Но планеты разного цвета, а дорожки-орбиты планет обозначены графитным карандашом - все одинаковые. Чтобы их не перепутать, давайте цветными мелками обозначим их по цвету планет. Сделаем это правильно. Посмотрите еще раз на планеты и их названия и разместите их на орбитах в том порядке, в котором они вращаются вокруг Солнца. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии. Смотрите и слушайте внимательно, размещая все планеты по порядку.

Показ битов знаний с изображением планет, чтение первой и второй ступеней развития (удаленность от Солнца, цвет).

В. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий - темный шар, собственного света она не дает, сияет голубым светом за счет отражения солнечных лучей.

Дети обозначают на карте-схеме пластиковым шариком голубого цвета данную планету.

В. Вторая по удаленности от Солнца планета - Венера - белого цвета. Третья планета - Земля - голубого цвета. Четвертая планета - Марс - красного цвета. Пятая планета - Юпитер - коричнево-оранжевого цвета. Шестая планета - Сатурн -оранжево-желтого цвета. Седьмая планета - Уран - зеленовато-голубого цвета. Восьмая планета - Нептун - голубого цвета. Девятая планета - Плутон - сиреневого цвета.

А сейчас цветными мелками обозначьте орбиты каждой из планет таким же цветом, как сами планеты. Каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите-дорожке и никогда не сбивается.

Дети выполняют задание.

В. А как вы думаете, раз планета Меркурий самая близкая к Солнцу, то на ней жарко или холодно, светло или темно? (Жарко и очень светло.) Какая из планет дальше всех расположена от Солнца? (Плутон.) Как вы думаете, какая там температура? (Самая низкая, на планете Плутон очень холодно, холоднее, чем на всех планетах, потому что она расположена очень далеко от Солнца, на ней совсем темно.)

В. Правильно, на планете Меркурий слишком горячо и светло, а на планете Плутон очень холодно и очень темно.

Посмотрите, Незнайка обратил внимание на то, что у всех планет есть орбиты-дорожки, а у Солнца нет? (Солнце никуда не движется, оно находится постоянно на одном месте, это все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Наша планета Земля делает полный круг вокруг Солнца за 1 год.)

Почему же тогда мы видим, как солнце встает и садится, то высоко в небе находится, то низко? Загадка? Давайте об этом спросим у своих родителей, знают ли они ответ на нее. А я вам на следующем занятии расскажу, как это бывает, что такое сутки и еще много интересного.

Игра «Ждут нас быстрые ракеты… »

На траве расположены 9 обручей с карточками, на которых написаны названия планет Солнечной системы. Воспитатель говорит:

Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты,

На какую захотим. На такую полетим.

Дети имитируют полет ракеты в космос и находят желаемую планету. В конце игры - закрепление названий планет. Совместное чтение с детьми по карточкам планет, на которые они прилетели

Занятие по теме «Солнце» подготовила Скоролупова О.А.