Памятка правила поведения в быту. Пожарная безопасность в быту: правила. Меры безопасности при пользовании в доме водой

Елена Парунзина
Безопасное поведение детей в быту. Методические рекомендации для родителей

Безопасное поведение в быту (методическая рекомендация для родителей ) .

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создание условий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения . Формирование опыта ребенка среднего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в доме (использование специально подобранных д/и, содействующих активному усвоению ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, постоянное общение взрослого с ребенком на равных : вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся, а также худ литература). Важным условием для взрослых является как можно больше давать ребенку активности и самостоятельности в освоении опыта безопасного поведения в быту .

Мужчины чаще, чем женщины, думают, что люди могут участвовать в определенных онлайн-действиях анонимно, но поддержка анонимности в Интернете не меняется по возрасту. Образование - это предиктор, но доход - нет; взрослые, имеющие хотя бы некоторое образование в колледже, значительно чаще, чем те, кто не учился в колледже, полагая, что люди должны иметь возможность пользоваться Интернетом анонимно.

Даже если они ожидают анонимности в Интернете, большинство полагают, что мотивированные люди и организации могут раскрыть частные детали. Многие считают, что они особенно уязвимы для людей или организаций, у которых есть мотив, чтобы узнать частные сведения о своем прошлом. Только 20% считают, что это будет «очень» или «несколько» сложно. Мужчины и женщины сообщают о подобных ответах, но в возрасте 50 лет и старше значительно чаще полагают, что это будет «не слишком» или «совсем не сложно» по сравнению с лицами в возрасте до 50 лет.

Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста быту ) .

Изучая особенности воспитания безопасного поведения дошкольников в быту включает в себя следующие задачи :

1. Определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту .

2. Выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним.

Отрицательные свойства ртути

Аналогичным образом, те, кто имеет высшее образование более вероятны, чем те, кто не посещал колледж, чтобы чувствовать себя более уязвимыми. Из 935 экспертов, которые ответили на приглашение, 607 согласились присоединиться к подпанели и впоследствии завершили первое обследование, результаты которого были представлены. Для второго обзора, результаты которого представлены здесь, приняли участие 498 из 607 участников.

Случайное подмножество подпанели иногда приглашается для участия в онлайновых фокус-группах. Ошибка выборки для общей выборки из 498 респондентов составляет плюс или минус 6 процентных пунктов при уровне доверия 95%. Раздел в конце этого отчета. Авторы хотели бы отметить щедрые вклады различных внешних рецензентов, которые предложили свои идеи на разных этапах этого проекта.

3. Изучить роль семьи и детского сада в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста.

Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду : утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка/овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения (экскурсия в д/с на кухню, в прачечную) .

Хотя мы высоко ценим все эти вклады, авторы несут ответственность за представление этих выводов, а также за любые упущения или ошибки. Обсуждая традицию обучения в области здравоохранения и безопасности, многие исследователи отметили относительную неэффективность таких подходов к изменению поведения фермеров.

Мерфи дает подробное исследование этой проблемы и ее предшествующие соответствующие исследования в главах 7 и 8 его текста по безопасности и гигиене труда для сельского хозяйства. Он также отмечает, что несколько федеральных правил, которые применяются к здоровью и безопасности фермы, не были эффективны по целому ряду причин. Он отмечает, что от 85% до 90% ферм принадлежат к семье и эксплуатируются, а члены семьи, которые работают на этих фермах, освобождаются от правил. Даже законы, которые применяются к семьям фермеров и сельским жителям, игнорируются и редко применяются.

Цель : Понимать, что порядок в доме и детском саду не только для красоты, но и для безопасности . Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья :

Если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др., то можно порезаться или уколоться (наглядные предметы, иллюстрации, чтение рассказов «Умный наперсток» , «Как Стобед наступил на иголку» загадки, стихи, пословицы).

Отключение прибора производится в обратном порядке

Мерфи также обращает внимание на вопрос, который является предметом этой статьи. «Поэтому внимание должно быть сосредоточено на вопросе о том, как образование в области безопасности и здоровья может улучшить работу в сельском хозяйстве». Мерфи представляет отличный исторический обзор усилий по просвещению в области безопасности. Он также рассматривает исследования социальной психологии и концепции добровольного отношения, убеждений и изменения поведения; теория и методы теории убеждения; социальное происхождение и значение правил охраны здоровья и безопасности; и методы получения целевого населения в соответствии с правилами и практикой безопасности.

При пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар.

Дома и в детском саду можно упасть : на ровном месте (на мокром полу, запнуться о разбросанные игрушки и предметы, из окна балкона, с мебели (со шкафа, тумбочки, стула и др.) . Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, подоконник и т. п., чтобы достать что-нибудь с высокой полки, можно попросить об этом родителей или воспитателя ; нельзя выходить на балкон без взрослых.

Резюме Мерфи по этим и связанным с этим вопросам является ценной информацией для тех, кто участвует в продвижении мер по охране здоровья и безопасности в сельском хозяйстве. В ходе его обсуждения Мерфи упоминает два момента, которые очень важны. Он, как отмечалось выше, говорит, что в большем количестве образования по вопросам охраны здоровья и безопасности игнорируются «рабочие непредвиденные обстоятельства», которые в значительной степени предписывают, почему фермеры выполняют или не следуют рекомендациям и правилам безопасности.

В другом месте он отмечает, что роль хорошо зарекомендовавших себя привычек в поддержании существующего поведения и предотвращении принятия нового поведения игнорируется. Эти два наблюдения связаны с двумя основными теориями того, как люди учатся. Третья основная теория обучения лежит в основе теорий социальной психологии, которые Мерфи рассматривает. В настоящем документе рассматриваются усилия по обеспечению безопасности и гигиены труда в санаториях из этих трех теоретических перспектив теории обучения.

Знать, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой (пришивать пуговицу) .

Знать о приемах оказания первой помощи :

При порезах и ссадинах, ожогов и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым

При пожаре – не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Три исторические перспективы обучения и обучения. В течение 20-го века три основные теории доминировали в мышлении и практике в отношении того, как люди учатся и как разрабатывать инструкции. Это были бихевиористы «подход усиления ответов» и развитие привычек, обучение как приобретение и организация информации, позволяющей строить знания для прямого поведения и решения проблем, а также стратегий, знаний, взглядов и стратегий решения проблем, приобретенных в результате деятельности людей, работающих вместе обычные и значимые задачи, важные для них в их повседневной жизни и работе.

Освоение детьми опыта безопасного поведения в быту при участии родителей

В наблюдениях отмечается, что сфера отношений «родители – ребенок – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная с взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей .

Антецеденты - это вещи, которые человек может видеть, слышать, чувствовать и помнить, что в определенной ситуации происходит определенное поведение. Поведение - это действия, которые человек демонстрирует в присутствии предшествующих условий. Последствия - это последствия или последствия действий или поведения человека. Поведение, которое часто приводит к желаемым результатам, считается положительно усиленным и становится привычкой. Поведение, которое не подкрепляется желаемыми результатами, как правило, исчезает.

В рамках этой модели поведения, которые подкрепленные относительно немедленными желаемыми результатами, конкурируют с поведением, которое может когда-то в отдаленном будущем обеспечить желаемые результаты. Он хотел похудеть, тренироваться, быть здоровым и жить долгой жизнью. Это были долгосрочные подкрепления для его принятия здорового образа жизни. Но каждый день на работе он продолжал пить большие суммы крепкого кофе и есть от 10 до 12 пончиков. Кофе и пончики были бесплатными, пробовали и делали его лучше, когда он был стресс. и его тяжелый график работы конкурировали с его здоровой диетой и физическими упражнениями.

Ведущее направление – это работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания , возможно, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность.

Задачи :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту

Закрепить полученные знания и формировать их на основе умения безопасного поведения в быту

Не в состоянии изменить свое поведение в стиле жизни, через несколько лет его сердечно-сосудистая болезнь ухудшилась, он стал инвалидом и умер преждевременно. Важно отметить, что страх перед серьезным, но относительно отдаленным наказанием за серьезную болезнь и преждевременную смерть не сдерживал опасного поведения этого человека в жизни. Потому что наказание работает хорошо только тогда, когда оно относительно немедленное, неизбежное и суровое. поэтому, когда лифты подпираются, и люди спешат добраться до холла отеля, они не прыгают с балкона третьего этажа.

Создать условия для применения детьми умений действовать с опасными предметами домашнего обихода

Вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности дома , избегая запреты

Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом не вызвать чувство страха и робости, используя обучение практическим действиям с опасными предметами домашнего обихода.

Правила использования газовых приборов

Вероятность опрокидывания и травмы невелика и не определена. Они очень похожи на непосредственные позитивные подкрепления, которые поддерживают другое поведение в отношении здоровья и безопасности, такое как зубные зубы, регулярное упражнение и употребление умеренного количества здоровой пищи.

Конкуренция между немедленными и отсроченными усилителями также очевидна, когда фермер, который хочет безопасно работать и избегает травм, связанных с запутанностью техники, продолжает работать на машине с отсутствующими щитами. Фермер сохраняет свое драгоценное время, усилие и деньги, задерживая установку щитов. Не заменяя щиты, они также были вознаграждены в прошлом, работая без травмы. История укрепления фермера учит его, что он, вероятно, будет продолжать вознаграждаться за то, что он не заменит щиты, и что он также вряд ли будет наказан травмой на краткосрочной основе в будущем.

Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязываться» ребенку (д/и, занятия, чтение худ, литературы) . Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на осторожное обращение с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения .

Что делать при разливе ртути?

Скорее, привычное усвоенное поведение рассматривается как вызывающее конкретные выраженные убеждения и отношения. Поведенческая модель по-прежнему широко используется в области охраны и безопасности мин, а также во многих других промышленных условиях с высокоструктурированными и контролируемыми рабочими параметрами. Структурирование учебных ситуаций для обеспечения положительного подкрепления желаемого поведения эффективно практически во всех ситуациях. Поведенческий подход также полезен для понимания того, как безопасные и небезопасные методы работы изучаются и становятся привычными.

В работе c родителями предлагается широко использовать такой метод , как решение проблемных ситуаций. Например :

- «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз) . При этом вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажете ребенку?»

Модель также намного менее работоспособна в более открытых, самонаправленных ситуациях, которые описывают типичную операцию семейной фермы. Обработка информации и построение значения. Первоначальная работа в этой области была основана на электронной компьютерной метафоре. Человеческий разум рассматривался как компьютер с точки зрения сбора информации, организации информации и размещения ее в памяти, использования информации для принятия решений и постоянного обновления организованной хранимой информации с точки зрения постоянного опыта.

В работе с родителями надо стараться убедить их не сдерживать активность детей , а направлять ее в «полезное русло» . Поэтому родителям было предложена анкета смешанного типа, где часть вопросов содержит готовые ответы на выбор и были оставлены свободные строки с предложением сформулировать свой вариант ответа.

Правила пользования компьютером

Вскоре этот более буквальный взгляд на обработку информации был заменен более когнитивной и менее механистической моделью. Информация, полученная отдельными лицами, рассматривалась как ассимилированная в согласованные и организованные структуры знаний. Лица, занимающиеся обработкой и интерпретацией информации, рассматривались как «предпринимающие усилия после смысла». В этой перспективе учащийся рассматривается как выбор информации из окружающей среды, организация информации в рамках существующих знаний и опыта и построение значимых и согласованных умственных моделей.

Анкета для родителей состоит из 17 вопросов и позволяет определить :

Осознают ли родители необходимость ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту ;

Есть ли у родителей знания об источниках опасности и о порядке действий в некоторых опасных ситуациях в быту ;

Как знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, мерами предосторожности в доме, позволяют ли самостоятельно пользоваться опасными бытовыми предметами;

Именно с помощью ментальных моделей разрабатываются стратегические планы, направленные на достижение желаемых целей и преодоление препятствий для достижения этих целей. Под конструктивистским подходом инструкция касается представления хорошо организованной информации людям таким образом, чтобы они могли легко понять ее значимость для их жизней и целей. Затем люди могут ассимилировать эту информацию с помощью своих существующих знаний. В случае образования в области охраны труда и безопасности это предполагает получение информации для улучшения распознавания опасности, а также принятие упреждающих методов охраны здоровья и безопасности.

Необходима ли родителям помощь со стороны педагога по ОБЖ или воспитателя, и какая, в проведении такой работы.

Таким образом, анкетирование помогает проанализировать содержание компонентов опыта безопасного поведения в быту , что в дальнейшем скорректирует работу педагога по воспитанию безопасного поведения ребенка .

В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дош . возраста, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это значит, что данная работа должна рассматриваться не в краткосрочный, а в долговременной перспективе.

Анкета для родителей

Уважаемые родители !

Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей безопасности в быту . Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье , образование.

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту ? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости) :

а) родители ,

б) воспитатели,

в) школьные учителя,

г) медицинские работники,

д) преподаватели безопасности жизнедеятельности ,

е) другие (укажите) .

3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у вас в доме.

4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста :

а) нельзя играть спичками, зажигалками,

б) нельзя трогать электроприборы,

в) нельзя брать лекарства без разрешения,

г) при пожаре – не прятаться, позвонить по 01,

д) другие (укажите) .

5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?

а) прячем,

б) учим пользоваться (уточните чем,

в) запрещаем,

г) (свой вариант) .

6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один? Если да, то, что Вы ему говорите, когда уходите :

а) не ешь грязные овощи и фрукты,

б) ни кому не открывай дверь,

в) не трогай лекарства,

г) не включай газ (плиту,

д) не играй спичками,

е) не подходи к телефону,

ж) (укажите свой вариант) .

7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?

в) не знаю,

г) только (укажите что) .

8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок как вызвать (подчеркните) :

Скорую помощь - да, нет, не знаю

Милицию - да, нет, не знаю

Пожарных - да, нет, не знаю

9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту ? (по возможности, укажите автора и название) .

10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (по возможности укажите название) .

11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагога д/с в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту ?

12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту ? Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?

13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту , и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения?

14. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите) :

а) порезы, д) отравления (чем,

б) ожоги (уточните какие, е) электротравмы,

в) переломы, ж) попадание инородных тел,

г) ушибы, з) другое (укажите) .

15. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите) :

а) промыть рану проточной водой,

б) приложить холодный предмет,

в) прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,

г) обработать края раны йодом,

д) наложить повязку.

16. Первая помощь при термических ожогах (выберите) :

а) подставить под струю холодной воды,

б) смазать маслом или вазелином,

в) обработать йодом или спиртом,

г) вскрыть пузыри.

17. Что Вы будете делать , если в комнате начался пожар? Укажите.

Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Централизованное тепло- и водоснабжение, газификация жилых зданий, электроприборы, видео- и радиоаппаратура, бытовая химия, полимерные отделочные материалы и многое другое облегчили и ускорили выполнение многочисленных домашних обязанностей, сделали жизнь комфортной.

Вместе с тем желание жить в условиях все большего комфорта неизбежно приводит к снижению безопасности и повышению риска. Так, внедрение в жизнь некоторых достижений науки и техники дало не только положительный эффект, но одновременно принесло в наш быт целый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень радиации, токсичные вещества, пожароопасные горючие материалы, шум, опасность механического травмирования и т. д.

Большая часть экстремальных ситуаций в быту возникает по неосторожности, рассеянности, легкомыслию и связана с пожарами, воздействием электрического тока, отравлениями, взрывами, затоплением помещений водой, случайными падениями и т. п.

Рассмотрим некоторые из них.

ПОЖАР

Пожар - это огонь, вышедший из-под контроля человека. Он сопровождается уничтожением материальных ценностей и создает угрозу для жизни людей.

Опасными факторами пожара являются: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, дым, пониженная концентрация кислорода, падающие части строительных конструкций и т. п.

Пожар в жилище может возникнуть по разным причинам - замыкание или перегрузка электросети, неисправность или неправильная эксплуатация бытовой электротехники, нарушение непрерывности работы газовой горелки после зажигания, использование газовых плит для обогрева или сушки белья, невнимательность и неосторожность человека и т. д.

В целях предупреждения пожаров следует соблюдать ряд ограничений и несложных правил:

Не перегружайте электросеть (не подключайте к одной розетке большое количество потребителей);

Не оставляйте включенные электронагревательные приборы без присмотра;

Содержите в исправности выключатели, вилки, розетки электроснабжения и электроприборов;

Не устанавливайте электронагревательные приборы вблизи горючих предметов и материалов;

Не храните в доме значительных количеств легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; Имеющиеся небольшие количества этих веществ надо содержать в закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов;

Не разогревайте мастики и лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне;

При курении соблюдайте осторожность; курить в постели - опасно;

Опасно сушить белье над горячей плитой или печью.

ПОМНИТЕ! Пожар легче предупредить, чем ликвидировать. В борьбе с пожарами особенно важна быстрая реакция на него в первые минуты. Почти все пожары, исключая возникшие из-за взрывов, бывают вначале небольшими, их можно легко затушить сразу после возникновения (если вы готовы действовать).

Нет необходимости вызывать пожарных из-за маленького инцидента на кухне. Достаточно сохранять спокойствие, не поддаваться страху и принимать необходимые меры.

Если огонь полностью ликвидировать в кратчайшее время невозможно, то следует вызвать пожарную охрану. Звонить надо сразу же, а не тогда, когда будет уже поздно. Вызов должен содержать четкую информацию о месте пожара, его причине и вероятной угрозе для людей. Надо назвать свое имя и дать свой номер телефона для получения дальнейших указаний.

Правила поведения и действия при пожаре:

1. При возникновении пожара и в ходе его стремитесь сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения. Постарайтесь подавить в себе растерянность и нервозность, не дайте впасть в панику окружающим.

2. Осмотрите очаг возгорания и, если это в ваших силах, - приступайте к тушению.

3. Тушите пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью).

4. При опасности поражения электрическим током отключите электропитание (выключите автоматы в щитке на лестничной площадке либо выкрутите пробочные предохранители)

5. Горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно; необходимо воспользоваться огнетушителем или плотной мокрой тканью;

6. Во время пожара лучше воздержитесь от открывания окон и дверей для уменьшения притока воздуха; Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, - немедленно покиньте квартиру, перекрыв газ, выключив электричество, взяв документы и ценные вещи, прикрыв за собой дверь; Убедитесь, что соседи предупреждены о беде;

7. Горящее помещение следует преодолевать, накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой; Для защиты от угарного газа дышите через увлажненную ткань. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись, целесообразно, чтобы не потерять ориентировку, придерживаться стены; При невозможности эвакуироваться из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв за собой плотно дверь, и криками привлеките внимание прохожих и пожарных.

Как оказать помощь при ожоге? Нельзя забывать о том, что она должна быть экстренной.

Прежде всего, нужно немедленно погасить пламя, сорвать с пострадавшего горящую одежду, накрыть его чем-либо препятствующим доступу воздуха (одеялом, пледом), убрать тлеющие вещи и эвакуировать на свежий воздух. Обожженную часть тела освобождают от одежды. Если к коже прилипли обгоревшие остатки одежды, снимать их и отдирать от тела ни в коем случае нельзя! Нужно наложить на них повязку (стерильный бинт, полосы полотняной материи, предварительно проглаженной утюгом).

Для борьбы с ожоговым шоком применяют обильное теплое подсоленное питье. Если позволяют условия, а ожог не очень распространенный и располагается на доступном месте, обожженный участок промывают в течение 15 минут струей холодной воды из водопровода. Это оказывает обезболивающее, а следовательно, противошоковое действие, позволяет в определенной мере "оживить" сожженную ткань. Струя холодной воды поможет также отмочить приставшую одежду.

При обширных ожогах, занимающих большую поверхность тела, пораженного лучше всего завернуть в чистую простыню, провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно доставить в медицинское учреждение.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Бытовая электротехника (электроплиты, стиральные машины, холодильники, телевизоры, камины, утюги и пр.) очень удобна, но может принести много бед, если не соблюдать меры безопасности при ее установке и эксплуатации.

Обычно угроза несчастного случая сопровождается некоторыми признаками, на которые могут среагировать органы чувств человека. Вид движущегося транспорта, падающего предмета, запах газа предупреждает человека об опасности и дает возможность ему принять необходимые меры предосторожности.

Коварная особенность электрической энергии заключается в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета.

Электрический ток поражает внезапно, когда человек оказывается включенным в цепь прохождения тока. Поражение может наступить и через дуговой контакт, при приближении на недопустимо близкое, опасное расстояние к токонесущему проводу высокого напряжения, а также при попадании под шаговое напряжение, возникающее при обрыве и падении на землю провода действующей воздушной линии 380 В и выше.

Электрический ток подводится в малоэтажные дома, как правило, по воздушным линиям (ВЛ). В результате различных повреждений на ВЛ провода провисают или обрываются.

При соприкосновении с оборванными или провисшими проводами или даже при приближении к лежащему на земле проводу человек попадает под действие электрического тока и поражается им.

Предотвращения электротравматизма:

Не прикасайтесь вообще к проводам, провисшим или лежащим на земле;

Не влезайте на опоры ВЛ, крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода;

Не запускайте воздушных змеев и не играйте под воздушными линиями;

Не набрасывайте на провода проволоку и другие предметы;

Не входите в распределительные пункты и трансформаторные подстанции;

Знайте, что бытовые электроприборы (чайники, плитки и т. п.) и переносные светильники предназначены только для пользования в помещениях с непроводящими электрический ток полами. Применение их на открытом воздухе может стать причиной электротравмы.

Правильное пользование электроэнергией дома, в сухих помещениях, в помещениях с деревянными полами практически исключает случаи поражения электрическим током. Однако из-за нарушения указаний по применению электроприборов, изложенных в заводской инструкции, несвоевременного ремонта и небрежного содержания их в домашних условиях нередки случаи электротравм.

Для исключения поражения электрическим током запомните следующие меры предосторожности:

Технические средства защиты от коротких замыканий (автоматические выключатели, пробочные предохранители) в квартирной сети должны быть всегда исправны, при этом не пользуйтесь так называемыми "жучками";

Не ремонтируйте и не заменяйте под напряжением поврежденные выключатели, розетки, ламповые патроны, приборы и светильники;

Выполняйте эти работы только после отключения сети;

Следите за исправным состоянием изоляции электропроводки, электроприборов, а также шнуров, с помощью которых они включаются в сеть;

При обнаружении повреждения изоляции шнура или провода его следует отключить от электросети, а оголенное место аккуратно и плотно обмотать 2-3 слоями изоляционной ленты;

Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприбора в электросеть - сначала подключается шнур к прибору, а затем к сети; отключение прибора производится в обратном порядке;

Не пользуйтесь неисправными электроприборами, оголенными концами провода вместо штепсельных вилок, а также самодельными электропечами, нагревателями и т. п.

Первая помощь при электротравме - немедленное освобождение пострадавшего от контакта с электрическим током. Делать это надо весьма осторожно, с соблюдением правил безопасности, чтобы не "подключиться" в электрическую цепь и не подвергнуться действию тока. Лучше, если это возможно, отключить электроприбор, которого касается пострадавший. Если это невозможно, то следует перерубить или перекусить кусачками электрические провода, но обязательно каждый в отдельности, чтобы избежать короткого замыкания. Пострадавшего нельзя брать за открытые части тела, пока он находится под действием тока.

Меры первой доврачебной помощи после освобождения пострадавшего от действия тока зависят от его состояния.

Если пострадавший дышит и находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой. Если даже человек чувствует себя удовлетворительно, то все равно нельзя позволять вставать, так как отсутствие тяжелых симптомов после поражения электрическим током не исключает возможности последующего ухудшения состояния человека. Когда человек находится в бессознательном состоянии, но у него сохраняется устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой, обеспечить покой до прихода врача. Если пострадавший дышит плохо или не дышит, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Никогда не следует отказываться от помощи пострадавшему и считать его мертвым из-за отсутствия дыхания, сердцебиения и других признаков жизни. Известно много случаев, когда люди, пораженные током, находившиеся в состоянии клинической смерти, после принятия соответствующих мер выздоравливали.

ОТРАВЛЕНИЕ

Отравление - это патологическое состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. Отравление чаще наступает внезапно и протекает в виде общего острого заболевания, нередко с серьезными и опасными для жизни нарушениями.

Тяжесть отравления зависит от количества проникшего яда, силы его действия, быстроты всасывания и многих других факторов.

Какие существуют пути проникновения токсического вещества? Оно может проникнуть в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, при введении в кровь. Отравление может возникнуть от средств бытовой химии, газа, испорченных продуктов питания, грязной кухонной посуды, наркотиков, алкоголя, лекарств и других причин.

В настоящее время промышленность выпускает разнообразные средства бытовой химии: для стирки и мытья посуды, выведения пятен и дезинфекции, для ухода за полами и мебелью, автомобилями и мотоциклами, препараты для борьбы с насекомыми и грызунами, "подкармливающие" растения и деревья и т. д.

При правильном использовании все препараты бытовой химии безопасны. В то же время можно смело утверждать, что совершенно безопасных химических соединений вообще не существует. Как же примирить между собой эти два противоположные утверждения? Все очень просто. Можно легко погубить свое здоровье, злоупотребляя самыми обычными вещами - лекарствами, жирной пищей, избытком в пище соли, не говоря уже об алкоголе и курении. Знаменитому медику эпохи Возрождения Парацельсу принадлежит изречение: "Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством". Мера и разум определяют многое в нашей жизни. Они же определяют и степень опасности химических продуктов.

Каковы же основные правила, соблюдение которых обеспечивает и гарантирует безопасность при использовании любых препаратов бытовой химии? Они просты, логичны, их легко усвоить.

Правила использования препаратов бытовой химии:

1. Все средства бытовой химии должны храниться отдельно и отдаленно от пищевых продуктов, лекарств, обязательно иметь заводскую этикетку;

2. Применять любые препараты бытовой химии надо только так, в тех условиях, для тех целей и с теми мерами предосторожности, как это подробно написано на упаковке или в прилагаемой инструкции;

3. Нельзя хранить пищевые продукты в таре, освободившейся из-под средств бытовой химии, как бы тщательно вы ее ни вымыли.

Как вести себя в случае отравления средствами бытовой химии? Конечно, при любых отравлениях надо обратиться к врачу, но до его прихода необходимо либо удалить токсичное вещество из организма (вызвать рвоту), либо его обезвредить. Для того чтобы вызвать рвоту, надо выпить пять-шесть стаканов теплой подсоленной или содовой воды, а затем ввести два пальца поглубже в рот и надавить на корень языка.

При тяжелом отравлении следует повторить это несколько раз. Если пострадавший в бессознательном состоянии, его голову необходимо повернуть набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.

Обязательной принадлежностью большинства кухонь городских и сельских жителей стали газовые плиты, для питания которых используется бытовой газ двух видов: метан (городской магистральный газ) и сжиженный нефтяной газ (в баллонах). Но каким бы газом ни пользовались, важно подчеркнуть, что несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования может привести как к отравлениям собственно газом или продуктами неполного его сгорания (например, окисью углерода), так и к возникновению пожаров и взрывов.

Чтобы избежать отравления, очень важно соблюдать правила пользования газовыми плитами:

Не открывайте максимально газовые краны, так как при слишком сильной струе газа может произойти отрыв пламени от горелки, а это приводит к понижению температуры в зоне горения и к большому выделению в воздух окиси углерода;

Следите за исправностью плиты - если во время горения пламя имеет желтый цвет, вызовите специалиста для проверки исправности плиты. Сделать это нужно незамедлительно, так как при плохой работе горелок возрастает поступление в воздух продуктов неполного сгорания газа;

Не оставляйте горящие газовые плиты без присмотра;

Постоянно следите за кипящими жидкостями, стоящими на плите. При кипении жидкость может выплеснуться, залить огонь и вызвать утечку газа;

В случае утечки газа прежде всего нужно проветрить помещение; При этом нельзя курить, зажигать спички, включать электроприборы (избегать образования искры), чтобы не вызвать взрыв;

Заведите себе правило после прекращения пользования газом закрывать кран перед горелкой и кран на газопроводе.

Тщательно соблюдайте правила эксплуатации газового водонагревателя. Прежде чем зажечь газ, проверьте, хороша ли тяга в дымоходе. Для этого поднесите к дымоходу зажженную спичку: если пламя втягивается внутрь, значит, колонка исправна, а если оно остается неподвижным или отклоняется в обратную сторону - пользоваться водонагревателем нельзя!

В случае отравления необходимо как можно скорее перекрыть газ, открыть окна, двери или вынести пострадавшего из помещения на улицу, положить и расстегнуть одежду на груди. На голову положить холодный компресс, а к ногам грелку, спрыснуть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе.

В тяжелых случаях надо делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Другая большая опасность, которая исходит от бытового газа, - это взрыв из-за его утечки, произошедший по нашей забывчивости или в результате дефектов газового оборудования.

В некоторых случаях может взорваться и баллон с газом из-за неисправности в конструкции или во время пожара. В случае, если языки пламени появляются на запорном вентиле газового баллона, не закрывайте его, предварительно не затушив огонь. Затушить огонь лучше всего мокрой тряпкой. Баллон не взорвется, пока есть пламя, сжигающее газ. Только после тушения огня раскаленный вентиль следует осторожно закрыть. Сделать это раньше - значит способствовать всасыванию огня внутрь баллона, что может привести к взрыву.